Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ'

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Татьяна Михайловна, Горева Ольга Михайловна

Изложены положения об аспектах модернизации в сфере образования, подчеркнута роль традиций и сделан акцент на значимость новых технологий, также представлено значение дистанционного обучения в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNET-TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LIFE-LONG EDUCATION: HISTORY, TRADITIONS AND MODERNIZATION PROCESSES

In the article some aspects of modernization in the education sphere are outlined, the role of traditions is emphasized and the accent is put on the importance of new technologies. The significance of distance learning in the lifelong education system is also reviewed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ»

№ 4, 2013. News from higher educational in

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 316.4

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

THE ROLE OF INTERNET-TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LIFE-LONG EDUCATION: HISTORY, TRADITIONS AND MODERNIZATION PROCESSES

Т. М. Кононова, О. М. Горева

T. M. Kononova, O. M. Goreva

Ключевые слова: интернет-технологии, модернизация, непрерывное образование, дистанционное обучение, индустриализация, современные образовательные технологии

Key words: Internet-technologies, lifelong education, distance learning, industrialization, modern education technologies

Изложены положения об аспектах модернизации в сфере образования, подчеркнута роль традиций и сделан акцент на значимость новых технологий, также представлено значение дистанционного обучения в системе непрерывного образования.

In the article some aspects of modernization in the education sphere are outlined, the role of traditions is emphasized and the accent is put on the importance of new technologies. The significance of distance learning in the lifelong education system is also reviewed.

Сегодня в системе образования рассматривается вопрос о процессах модернизации, охватившей различные социальные сферы. Классики социологии (А. Вебер, И. Валлерстайн, Э. Дюркгейм, Дж. Масионис и др.) исследовали характеристики данного явления в большей степени применительно к политическим, экономическим системам современности. Нижеследующее мы находим в «Новейшем социологическом словаре»: «... Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность — разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений» [1].

Институт образования перманентно трансформировался в ходе истории. Этап общественного развития, культурные и экономические факторы, конфессиональные особенности — все это и многое другое воздействовало на процессы, происходящие в данном социальном институте. Значимые традиции были заложены в Древней Греции, в Римской империи. Долгие века официальное образование было доступно лишь немногим. Индустриализация и урбанизация оказали влияние на развитие образования. Рост промышленности и экономики способствовал учреждению и становлению системы школьного обучения. Современный институт является результатом политических, экономических, религиозных, культурных и иных социальных процессов. В XV веке с изобретением печатного станка был сделан немыслимый рывок вперед, дальнейшее развитие печатных СМИ способствовало новому этапу в обществе и системе образования.

В настоящий период общественного развития акцент делается на образование в течение всей жизни с высокой скоростью совершенствования знаний и новых технологий. Непрерывное образование становится важным показателем технологического развития государства и социального прогресса. В связи с этим можно вести речь о значительном совершенствовании концепций образования, форм и методов управления. Главный принцип организации непрерывного образования — это объединение всех его ступеней и видов в целостную систему, реализующую всесторонние потребности личности. Такое образование соблюдает необходимую последовательность и преемственность знаний и навыков на различных этапах и «для отдельной личности непрерывное образование продолжается всю жизнь, меняются лишь его формы» [2].

Следует отметить, что в функциональных характеристиках непрерывного образования произошло смешение двух типов образовательных процессов. С одной стороны, М. Б. Буланова рассматривает специфику образования с позиций институционального подхода, в соответствии с которым, как подчеркивал Г. Е. Зборовский, образование представляет собой «устойчивую форму организации

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2013

общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих определенных норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляются обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией» [3]. С другой стороны, М. Б. Буланова включает в образование как социальный институт элементы, присущие самообразованию.

Сущность образования как системы составляет, по определению Г. Е. Зборовского, «не только обучение и воспитание других, но и формирование («создание», «образование») самого себя. Главное в нем, по-видимому, составляло всегда соотношение с «само» (самообучением, саморазвитием, самоформированием, самореализацией и т. д.)» [3].

В настоящее время современные образовательные технологии, применяемые в системе непрерывного образования, включают использование цифровых, видео- и аудиотехнологий, спутникового радио и телевидения, компьютерных мультимедийных технологий, технологии искусственного интеллекта, интернет- и коммуникационных технологий, технологий виртуального моделирования реальности и ряда иных. Безусловно, непрерывное образование сегодня немыслимо без дистанционного обучения. Истоки современных процессов дистанционного обучения и дистанционного образования связаны с появлением в середине XIX века в Европе так называемого «корреспондентского обучения» или «обучения по переписке» (Великобритания, Германия, Шотландия, Австралия). В России уже в 1850 году был образован институт заочного обучения. Данная форма сохранялась и развивалась российской образовательной практикой на протяжении Х1Х-ХХ вв. Активное внедрение в образовательную систему дистанционных форм обучения в Х1Х-ХХ вв. обусловлено развитием индустриальной цивилизации, предъявившей новые требования к работникам различных сфер производства. Наиболее интенсивно стала развиваться дистанционная форма обучения в 30-60 гг. ХХ в. в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией.

В 1969 году был создан Британский открытый университет, дистанционное обучение в котором проходили сотни тысяч студентов разных стран без выезда в Великобританию, получая образование в сфере бизнеса, гуманитарных, инженерных наук, искусства, информационных технологий и др. В течение XX и начале XXI вв. такого типа образовательные учреждения появились и в других странах. Например, в России в 1992 году создан Современный гуманитарный университет, представляющий собой негосударственное некоммерческое образовательное учреждение с центром в Москве. Университет имеет 215 филиалов, которые расположены во всех областях Российской Федерации, а также в зарубежных странах. Дистанционное обучение реализуется благодаря наличию наиболее эвристичных средств обучения.

Значительное воздействие на идеи, формы, методы, процессы, управление и иные сферы непрерывного образования оказали принципы организации интернет-ресурсов на базе современных технологий. Таким образом, современные технологии в образовании обновили саму идею образования в общепринятом значении этого понятия, сделав процесс получения знаний общедоступным.

Современные образовательные технологии внесли неоценимый вклад в систему образования на протяжении всей жизни, значительным образом повысили эффективность обучения. В связи с тем, что общество предъявляет к специалисту любой сферы высокие требования, изменение традиционных форм, использование дистанционного обучения помогает преодолеть трудности, связанные с обучением на рабочем месте или в домашней обстановке.

Несомненно, интернет-технологии привнесли разнообразие ресурсов и методов в образовательный дискурс, тем не менее преподаватель, непосредственно общающийся с аудиторией, и в XXI веке востребован, незаменим; функцией же его, помимо традиционных, стала и интеграция информационных технологий в процесс обучения. Роль и воздействие личности педагога трудно переоценить, так как необходимо принимать во внимание, что сама информация не продуцирует мыслительный процесс, а личность, не способная критически анализировать поток информации, может быть подвержена внушению. Профессор, академик, прекрасный лектор пользовались уважением в России и в странах запада во все времена. Атмосфера в вузе всегда была пропитана интеллектуальным творчеством, зарождающимся в содержании лекций, коллоквиумов, семинаров. Научная и академическая среда являлась составляющей единого образовательного процесса, воплощала духовность профессуры и студенчества. Сохранение лучших традиций Российского образования — одна из важнейших задач на сегодняшний день, при этом в системе высшей школы возможно разумное сочетание традиций и новаций, обусловленных глобализацией.

№ 4, 2013. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Таким образом, идеи, формы, процессы, методы обучения и управления образования будут развиваться под воздействием современных технологий образования, а их применение в системе непрерывного образования будет способствовать динамике и модернизации, и в этом — залог эффективного развития, как непрерывного образования, так и образования в целом.

Список литературы

1. Соколова Г. Н. Модернизация // Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов и др. - Минск: Книжный Дом, 2010. - 1312 с.

2. Буланова М. Б. Образование социальное / Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. / Национальный общественно-научный фонд / Рук. научного проекта Г. Ю. Семигин; главный редактор В. Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - С. 75-77.

3. Зборовский Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. - Екатеринбург: УрО РАН, 2000. - 302 с.

4. Галактионова Н. А. Прогноз дрейфа декларируемых ценностных установок регионального образования (гражданский и национально-этнический аспекты): [тезисы] [Электрон. ресурс] // Материалы Дридзевских чтений. -Москва:

ИС РАН. - Режим доступа: // http://www.isras.ru/abstract_bank_dr/125561938.pdf.

5. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины: монография / Т. М. Кононова. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. - 270 с.

6. Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. - 9-е изд. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 752 с.

7. Giddens A. Sociology. Polity Press, Cambridge / A. Giddens. - UK., 1996. - 819 p.

Сведения об авторах

Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н., профессор, Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий, г. Тюмень, тел. 8(3452)297054

Горева Ольга Михайловна, к. с. н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416398

Kononova T. M., Doctor of Sociology, professor of Tyumen State Arts, Culture and Social Technologies Academy, head of the chair of foreign languages, phone: 8(3452)297054

Goreva O. M. , Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair of mathematical methods, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416398

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 316.2+316.4+312

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИЙ «СОВРЕМЕННЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ» (2010-2012 ГГ.)

REVIEW OF MATERIALS OF CONFERENCES ON MODERN TENDENCIES OF THE GLOBAL

SOCIOLOGY DEVELOPMENT (2010-2012)

Л. И. Найденова, Б. А. Дорошин

L. I. Naidyonova, B. A. Doroshin

Ключевые слова: социологические исследования, научно-практические конференции

Key words: sociological research, scientific conferences

Дано описание публикаций авторов (преподавателей и студентов вузов), проводивших социологические исследования. Представлены статьи российских и зарубежных авторов.

In the article «Review of materials of conferences on modern tendencies of development of global sociology» (2010-2012) a description of publications of the authors (teachers and students), who carried out sociological researches is presented. It includes papers by Russian and foreign authors.

В сборнике материалов научно-практических конференций, проводимых по плану НИЦ «Социосфера» (г. Пенза) представлены научные статьи преподавателей, аспирантов и студентов вузов, в которых рассматриваются перспективные направления исследования современного общества, вопросы этнической и политической социологии, достижения, проблемы и перспективы в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни, интеграционные процессы в современном обществе.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.