Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ "ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

КАТЕГОРИЯ "ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА / ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ / REGIONAL BANKING / REGION COMMERCIAL BANK EFFICIENCY / CAPITAL AND ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кононова Татьяна Михайловна, Капеко Михаил Анатольевич, Горева Ольга Михайловна, Соколов Александр Николаевич

Проводится анализ понятия «пространство», исследуется динамика изучения данного концепта в истории науки учеными Запада и России. Отмечается наличие дифференциации сущности пространств (физическое и социальное). Выявлены основные виды и свойства пространства. Прокомментированы определения «социальное пространство», «культурное пространство» и понятие «социокультурное пространство», которому присущ междисциплинарный характер. Подчеркивается, что разнообразие подходов и видов пространств исследуется разными научными школами. Раскрываются связь между понятиями «пространство» и «ценность» и то, что части социально-культурного пространства объединяют общие ценности. Приводится авторское определение концепта «пространство ценностей». В заключение речь идет о пространстве ценностей, трансформирующихся в информационно-телекоммуникационном пространстве современной цивилизации вследствие функционирования глобальной сети Интернет, что предстоит исследовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кононова Татьяна Михайловна, Капеко Михаил Анатольевич, Горева Ольга Михайловна, Соколов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY "SPACE OF VALUES" - PROBLEM STATEMENT (DEFINING A PROBLEM)

The paper analyses the notion «space», studies the given concept research dynamics with-in history of science by Western and Russian scientists. The space essence differentiation (physical and social) is noted, its main types and characteristics are distinguished. Such notions as «social space», «cultural space», and «sociocultural space», having interdisciplinary character, are commented on. The authors underline the fact that the variety of approaches and types of space is studied by different schools of science. The link between the notions of «value» and «space» is revealed, as well as their interconnection by common values. The authors define the notion «space of values», in conclusion they dwell upon «space of values» that transform within information and telecommunication space of the modern civilization due to the worldwide web Internet functioning which is the further research subject.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ "ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Габитова Лязат Абаевна, переводчик кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129259660, e-mail: ala.84@mail.ru

Чуба Андрей Юрьевич, к. с.-х. н, доцент кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, тел 89044983955, e-mail: ms.torlin@mail.ru

Gabitova L. A., Translator at the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, phone: 89129259660, e-mail: ala.84@mail.ru

Chub A. Yu., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor at the Department of Power Supply of Agriculture, Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen, phone: 89044983955, e-mail: ms.torlin@mail.ru

УДК 316.752

КАТЕГОРИЯ «ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

THE CATEGORY «SPACE OF VALUES» -PROBLEM STATEMENT (DEFINING A PROBLEM)

Т. М. Кононова, М. А. Капеко, О. М. Горева, А. Н. Соколов

Т. М. ^nonova, М. А. ^peko, О. М. Goreva, А. N. Sokolov

Ключевые слова: Key words:

личность; ценность; социальное пространст- regional banking; region commercial bank efficien-

во; социокультурное пространство; свойства cy; capital and economic growth пространства; пространство ценностей

Термин «пространство» появился в науках об обществе из точных наук и естествознания. Принято считать, что в геометрии Евклида изложены принципы первоначальной научной концепции пространства. Некоторые математические и физические представления о пространстве сформировались в научные концепции в XVII веке.

Рассматривая трактовку данного концепта в истории науки, можно выделить ряд подходов к проблеме. Первый подход, названный «субстанциональным», предполагал пространствуенную самостоятельность и самодостаточность. Пространство рассматривается как абсолютно независимая от чего-либо субстанция.

Иное понимание пространства изложено Аристотелем, а также Демокритом и Лейбницем — о пространстве, релевантном телам и вещам.

По представлению А. Эйнштейна, пространство изучается в связи с взаимодействиями располагающихся в нем объектов материи. В теории относительности А. Эйнштейна подтверждена ограниченность субстанционального подхода, в результате чего возникла тема относительности явлений, тел и характеристик пространства и времени.

Существует ряд иных концептуальных подходов. Так, отечественный ученый И. Касавин, взяв за основу выводы А. Гуревича, заключает, что «пространство» изначально трактовалось как понятие не естествознания, а именно культуры. Можно утверждать, что мифологический и теологический оттенки понятия становятся результатом ценностно-смыслового осмысления пространства.

Осознание того, что все в социуме и жизнедеятельности людей пространственно, происходит конце XIX века.

Первые положения и гипотезы в отношении термина «социальное пространство» представлены О. Контом, который детерминировал гипотезу о трехмерности пространства и применил концепт «социальное расстояние».

Г. Зиммель одной из характеристик общества назвал «пространственное существование индивида с другими на основе присоединения к определенным формам права, нравственности и общения» [7]. Пространство для представителя социологической науки относится к более частным явлениям: его рассматривают в группах, институтах, социальных связях, строящихся сообразно иерархичности и доминированию.

В первой четверти XX века П. Сорокин и Дж. Морено вводят в науку термин «социальное пространство». Так, Дж. Морено определяет, что социальное пространство — это сфера психологических взаимодействий, в которых переплетаются симпатии и антипатии. Различия двух пространств — физического и социального — непосредственно воспринимаются человеком [10]. Ученый пишет о том, что пространство состоит из взаимосвязей, оформленных организационно.

П. Сорокин в работе «Система социологии» синонимично употребляет концепты «социальное пространство» и «социальное поле» [13]. В дальнейшем его идеи о социальном пространстве приобретают более завершенный концептуальный образ. В своей теории конструирования социальной стратификации и социальной мобильности ученый отвел этой категории важную методологическую роль. В соответствии с его трактовкой резюмируем следующее: 1) социальное пространство — это народонаселение Земли; 2) социальное положение — это совокупность связей человека со всеми группами населения внутри каждой из трупп, то есть с их членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида [14].

П. Сорокин в своих трудах изложил ряд идей, которые стали некими аксиомами социологического понимания социального пространства. Он выявил, чем разнятся социальное и физическое пространства. П. Сорокин дифференцирует трехмерность физического пространства и многомерность социального. Кроме того, ученый пишет о другой шкале мерности для социального пространства.

Следовательно, свойства, присущие социальному пространству, обусловлены параметрами социальной стратификации и теми процессами, которые характерны для социальной мобильности. Социальная стратификация придает пространству устойчивость и структурированность. Социальная мобильность обеспечивает динамизм пространства. Критерии, выработанные П. Сорокиным, позволяют ученым определять положения индивида и группы в социальном пространстве.

Во второй половине XX века интерес к этой теме возрос. В работах таких авторов, как П. Бурдье, М. Фуко, Б. Вирлен, Э. Соджа, Б. Хупер, Р. Ли. Эллен, Дж. Тернер, Р. Коллинз, пространство детерминируется как фактор, определяющий возможность существования самого общества и человеческой деятельности [9].

Таким образом, формулируя выводы о трактовке концепта «пространство» с точки зрения представителей западных научных школ и направлений, отметим наличие дифференциации сущности пространства: речь идет о физическом типе пространства и о пространстве воображаемом, соотносимом и с существующим в ментальной реальности (социальном пространстве).

В 70-х гг. XX века отечественные обществоведы активно занимаются исследованием социального пространства. Впервые мысль о наличии социального пространства как подвида объективно-реального пространства встречается в работах Г. Зборовского, В. Черникова, В. Виноградского, А. Лоя и др. Исследователи обосновывают онтологические свойства социального пространства, определяют его неразрывность с географиче-

ским пространством и категорией «время». Взаимообусловленность пространства и деятельности очевидна, что отмечается в работах [6, 12].

Социальное пространство не является чем-то параллельным среде природы, территориальному пространству. Социальные характеристики свойственны социальному пространству. Следовательно, под социальным пространством можно понимать социально оформленное (освоенное практиками коллективных и индивидуальных субъектов) географическое пространство [5]. Таким образом, взаимодействие социального с природным и дает эффект социального пространства.

Социальное пространство рассматривается непосредственно в связи с категорией времени. Вопрос применительно к социуму детерминируется как социальное время. Все явления и процессы в социуме имеют временную локализацию и протяженность. Как и пространство, социальное время выступает способом организации и упорядочивания общественной и индивидуальной жизнедеятельности, социальных процессов. Ему свойственна неоднородность.

Категории «культурное пространство» и «пространство культуры» достаточно часто исследуются общественными науками.

«Пространство культуры — важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации культур. Специфика пространства состоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем материальных предметов, не может быть воспринято с помощью органов чувств, а потому его образ соединен с определенными метаморфозами и обусловлен ими. Среди них главнее зрительные образы и моторные ощущения, которые дают представления о пространстве, являющиеся различными способами рационализации указанных зрительных органов, моторных ощущений и выражающие глубинные особенности миропонимания. Поэтому пространство наряду со временем — одна из важнейших категорий культуры, определяющих ее неповторимый облик» [11].

В настоящее время разные подходы наблюдаются в исследовании понятия «социокультурное пространство», которому свойственна междисциплинарность. Так, представляется возможным понимать под таковым «условия и формы жизнедеятельности социального объекта образования» [8]. Другой источник содержит следующее толкование: «Пространство является социокультурной сферой общества, вместилищем и внутренним объемом культурных процессов. Социокультурное пространство многомерно, объемно, динамично, уникально, неповторимо, имеет свои очертания. Пространство многослойно. На различных его участках сосуществуют качественные различия культуры. Однако каждое социокультрное пространство — это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями...» [3, 6]. Здесь справедливо отмечен тот факт, что части социально-культурного пространства объединяют общие ценности. С этой целью следует привести основные научные подходы к изучению категории «ценности». В каждой культуре существует своя ценностная система.

Ценности, являющиеся компонентами личностной структуры, детерминируют человеческое мировоззрение. Общество — это система, где ценности определяют принципы и структуру организации, позволяют лучше функционировать. Э. Дюркгейм пишет о том, что общество — творец и хранилище всех ценностей. В любом обществе существуют самые разные, порой противоречивые ценностные представления. Определенное построение ценностей отражает цели и направленность общества, создает его внутренний стержень [4].

Существует несколько подходов к классификации ценностей. Универсальные ценности либо общечеловеческие ценности — это ценности, совпадающие и по содержанию, и по характеру. В социологии и философии концепт «ценность» детеминируется как ха-

рактеристика сущности какого-либо объекта, данная характеристика значима для человека. В свою очередь ценности «трактуются как поражаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивые многообразия социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлые, настоящие, будущие); семиотизировать пространство человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире, обосновывать смыслы» [1].

Характер ценностей непостоянен, они могут меняться в ходе деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что понятие «пространство ценностей» следует инкорпорировать в понятие «социально-культурное пространство», поскольку последнее

— более широкое образование.

Таким образом, взяв в качестве основы вышеприведенные концепции, представляется возможным привести авторское определение понятия. Пространство ценностей — это многомерное, подвижное, динамично развивающееся во времени образование социально-культурной сферы, отражающееся и воплощенное на уровне ценностей и ценностных ориентаций личностей, социальных групп и цивилизаций.

Дальнейшее изучение концепта «пространство ценностей» возможно применительно к тому, что сегодня, в XXI веке, особой виртуальной средой взаимодействия людей стало, помимо иных, пространство информационно-телекоммуникационное. Его характерные свойства — эфемерность географических границ, размытая национальная принадлежность объектов и анонимность доступа к виртуальным источникам, база и контент

— глобальная сеть Интернет, объединяющая миллиарды людей. В ближайшем будущем преобладающее большинство народонаселения Земли будет иметь постоянный доступ к Всемирной паутине [2]. Следовательно, можно вести речь о пространстве ценностей, которые формируются и трансформируются в информационно-телекоммуникационном пространстве. Исследование предстоит продолжать.

Библиографический список_

1. Абушенко В. Л. Ценность // Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

2. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19981130/ alexeeva.ru.html (дата обращения: 15.08.2010).

3. Вальковская В. В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитии средств передвижения // Философия и общество. - 1999. - № 5. - С. 48-70.

4. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. -1991. - С. 2.

5. Заболотная Г. М. Социально-политическое пространство региона: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. - 350 с.

6. Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск: Изд-во Свердловского юридич. ун-та, 1974. - 223 с.

7. Зиммель Г. Социальная дифференция. Социологические и психологические исследования // Избранное: в 2 т. Т. 2. Социальная жизнь. - М.: Юрист, 1996. - С. 301-465.

8. Зыков В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: моногр. В 2 ч. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.

9. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины. Моногр. - Тюмень, 2005. - 271 с.

10. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М.: Политиздат, 1989. - 497 с.

11. Лихтарников А. Л. Ценностный опросник С. Шварца и духовное развитие личности:

нормальное и патологическое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://basw-ngo-by.net/File/library/basw_library_01088.rar.

12. Риккерт Г. Естествоведение и культуроведение. - СПб., 1913. - С. 1-79.

13. Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. Социальный анализ. Ч. 2. Учение о строении сложных агрегатов. - Сыктывкар: Коминвест, 1992. - 189 с.

14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

Сведения об авторах Кононова Татьяна Михайловна, д. с. н.,

доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Капеко Михаил Анатольевич, к. филос. н., профессор, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297077, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Горева Ольга Михайловна, к. социол. н., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 9044944939, e-mail: ogore-va@yandex.ru

Соколов Александр Николаевич, к. филол.н., доцент, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 8(3452)297980, e-mail: alex_zander77@mail.ru

Information about the authors Kononova T. M., Doctor of Sociology, Associate Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Kapeko M. A., Candidate of Philosophy, Professor, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297077, e-mail: tatyana-kononova@rambler.ru

Goreva O. M., Candidate of Sociology, Industrial University of Tyumen, phone: 89044944939, e-mail: ogoreva@yandex.ru

Sokolov A. N., Candidate of Philology, Tyumen State Institute of Culture, phone: 8(3452)297980, e-mail: alex_zander77@mail.ru

УДК 316.4

ПОРТРЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ

PORTRAIT OF A RECIPIENT OF SOCIAL SERVICES AT HOME

М. В. Корнилова, Л. М. Корнилова

М. V. Kornilova, L. M. Kornilova

Ключевые слова:

социальный работник; пожилой возраст; социальные услуги на дому; социальная активность; материальное положение; состояние здоровья; физические возможности

Key words:

social worker; old age; social services at home; social activity; financial situation; health status; physical possibilities

Долгое время в практике работы социозащитных учреждений (Территориальных центров социального обслуживания и их филиалов) все обслуживаемые граждане, состоящие на обслуживании и получавшие различную помощь, назывались «клиентами». Но, в силу изменения законодательства — вступления в законную силу с 1 января 2015 года нового Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ вместо термина «клиент социальной службы» [5] было введено понятие «получатель социальных услуг» [6]. Согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.