Научная статья на тему 'Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях вв МВД России как педагогическая проблема'

Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях вв МВД России как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСК / GRADUATES / ADAPTATION / ACTIVITY / RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинов Геннадий Николаевич

Статья посвящена проблемам адаптации выпускников вузов ВВ МВД к деятельности в войсках в условиях риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of young officers to work in conditions of risk in military units Interior Troops of Russia as a pedagogical problem

Article is devoted to the problems of adaptation graduates of university VV MVD to activities in armed in conditions at risk.

Текст научной работы на тему «Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях вв МВД России как педагогическая проблема»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Список литературы

1. Веселаго, Ф. Ф. История Морского Кадетского Корпуса. — СПб. 1852.

2. Демин,Л На педагогическом поприще. Конец пути. Первопроходцы : сборник. Серия: «Жизнь замечательных людей» — М.: Молодая гвардия, 1983.

3. Коргуев, Н. Обзор преобразований в Морском кадетском корпусе. — СПб., 1901.

4. Мазур, Т. П. Римские-Корсаковы — директора Морского корпуса // Елагинские чтения. — Вып. 1. - СПб., 2003.

5. Мертваго, Д.Б. Несколько слов в воспоминание Воина Андреевича Римского-Корсакова, контрадмирала, начальника Морского училища // Морской сборник. — 1872. — № 3.

6. Римский-Корсаков, ВЛ. О морском воспитании // Морской сборник. — 1860. — № 7.

7. Римский-Корсаков Воин Петрович / / Сайт «Корабел.ру» — Личности. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: korabel.ru>persones/detail/408.html (дата обращения: 05.11.2012).

8. Римский-Корсаков. [Электронный ресурс]. — HTML-версия документа от 07.11.2012. Оригинал: marines.home.nov.mmmskij.html (дата обращения: 09.11.2012).

9. Русанов, М. Римские-Корсаковы на службе Отечеству [Электронный ресурс] // Respect Revue.

— 2006. — № 1. — Режим доступа: rr.fabrika-reklami.ru/94.html (дата обращения: 10.11.2012).

УДК 378.14 Г.Н. Косинов*

Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях ВВ МВД России как педагогическая проблема

Статья посвящена проблемам адаптации выпускников вузов ВВ МВД к деятельности в войсках в условиях риска.

Ключевые слова: выпускники, адаптация, деятельность, риск.

G.N. Kosinov*. Adaptation of young officers to work in conditions of risk in military units Interior Troops of Russia as a pedagogical problem. Article is devoted to the problems of adaptation graduates of university VV MVD to activities in armed in conditions at risk.

Keywords: graduates, adaptation, activity, risk.

Педагогическая значимость исследуемой проблемы, ее недостаточная научная разработанность выдвигают потребность научного анализа проблемы адаптации профессиональной подготовленности молодых офицеров к служебной деятельности в условиях риска для жизни и выявления условий ее ускорения. Главным системообразующим показателем высокой профессиональной подготовленности офицеров, их профессионализма выступают активные действия и минимальные потери при выполнении служебно-боевых задач.

Проявление эффективности служебной деятельности выпускников вузов ВВ МВД России связано с определенным переходным профессионально-психологическим периодом в их профессиональной жизнедеятельности. О том, что такой адаптивный период существует, свидетельствуют письменные отзывы на выпускников вузов МВД, беседы с опытными офицерами воинских частей ВВ МВД. Было проанализировано 150 отзывов на выпускников Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. В 95% отзывов отмечается, что этот период объективно имеет место у каждого выпускника-лейтенанта, и его продолжительность зависит от различных факторов. Проведенные беседы с командирами воинских частей и подразделений внутренних войск (31 человек) показали, что основными факторами, влияющими на период адаптации выпускников в войсках, являются: социально-бытовые — место службы, жилищные условия, социально-криминальная обстановка в регионе; профессионально-психологические — уровень профессиональной подготовленности, психологическая готовность переносить возникающие трудности; личностнопсихологические — наличие и уровень развития профессиональных качеств, умение общаться, строить деловые и личные взаимоотношения с начальниками, подчиненными и другими людьми; физиологические — условия жизни, состояние здоровья своего и членов семьи. Совокупность данных объективных и субъективных факторов, препятствующих быстрой адаптации к служебной деятельности, эффективному проявлению профессиональной подготовленности, мастерства и профессионализма, компетентности, ответственности, приобретенных в вузе и в ходе совершенствования профессиональной подготовки в войсках, является механизмом торможения адаптации молодого офицера в практической деятельности, особенно в условиях повышенного риска.

* Косинов, Геннадий Николаевич, командир воинской части 3236. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Kosinov, Gennady Nikolayevich,commander of the military unit 3236. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1.

© Косинов Г.Н., 2012

Знание и глубокое понимание факторов, препятствующих процессу профессиональной адаптации офицера-выпускника, позволяют определить причины застойных явлений в области учебновоспитательной работы, их движущие силы и наметить основные пути их преодоления. Современные требования к профессиональному мастерству и профессионализму офицера ВВ МВД России могут быть реализованы через осмысление и осознание задач, стоящих перед войсками, и связанных с ними педагогических установок, ломку стереотипов в управленческо-педагогической деятельности каждого руководителя, каждого офицера. Изучение приказов и директив министра внутренних дел по совершенствованию работы с подчиненными, с молодыми специалистами, а также беседы, проведенные с ними (75 человек) во время занятий по служебной подготовке и на специальных ежегодных методических сборах, свидетельствуют о том, что в последние годы зарождается система ввода в должность выпускников вузов и молодых офицеров, проходящих службу в войсках. Она включает следующие основные элементы: встреча молодых офицеров, прибывших в воинскую часть (далее в/ ч), и их благоустройство; знакомство с историей в/ч, с задачами служебной деятельности; представление начальникам и личному составу подразделений; организация приема подразделений вновь назначенными командирами подразделений; проведение учебно-методических сборов с целью изучения особенностей службы, должностных обязанностей, приоритетов, диктуемых жизнью войскам правопорядка. Например, в текущем, 2012 году на первом плане — поддержание боеготовности и боевого потенциала войск на уровне, который обеспечит их способность активно и эффективно противостоять внутренним угрозам (терроризм, экстремизм, коррупция, техногенные катастрофы и др.).

В процессе учебно-воспитательной работы с молодыми офицерами было обнаружено несколько групп факторов, их аспектов, выступающих своеобразным тормозом адаптации к службе в сложных, экстремальных условиях, в реализации их профессиональной подготовленности. Оказалось, что одни из них оказывают тормозящее влияние опосредованно, через многообразие социальноорганизационных явлений, другие — непосредственно, прямым воздействием. Они трудно поддаются какой-либо классификации в силу сложности и противоречивости происходящих явлений в обществе и их специфического отражения и проявления в служебной деятельности офицеров войск. Не претендуя на полноту выявления данных факторов, сделана попытка определить их общую характеристику и наметить пути преодоления или хотя бы смягчения их отрицательного влияния на сознание руководителей и их подчиненных. Понимание и учет тормозящих факторов в практической служебной деятельности руководителей поможет ускорить профессиональную адаптацию молодых офицеров, повысить эффективность их служебной деятельности, проявления в ней своего профессионализма.

Экономические аспекты торможения эффективности реализации профессиональной подготовленности офицеров к служебной деятельности, процесса адаптации к ней связаны с влиянием неблагоприятных условий экономического развития нашего государства. Последние выступают объективными трудностями на пути преобразования сознания самого руководителя и его подчиненных, улучшения их настроения, ломки старых стереотипов поведения и выработки новых ценностных ориентаций, приобретения уверенности в существовании реальной возможности преодоления коррупции, организованной преступности, терроризма, материальных затруднений и повышении жизненного уровня. Пути выхода из этого положения офицеры видят в решении нашим государством, правительством таких вопросов, как финансирование в/ч, обеспечение офицеров и их семей благоустроенным жильем, существенное повышение заработной платы за тяжелый и рискованный труд, создание материально-технических условий для осуществления эффективной служебной деятельности всех категорий офицерского состава.

Многогранно и неоднозначно влияют на личность и служебную деятельность офицеров в условиях повышенного риска социально-политические и нравственные условия в обществе. Образовавшийся механизм торможения, связанный с этими условиями, проявляется порой в недооценке офицерами воинских подразделений важности социального развития нашего общества, негативного влияния его социальной «недоразвитости» на человеческий фактор. В условиях войсковой жизнедеятельности это выразилось в отсутствии благоустроенных строений и быта, особенно в отдаленных подразделениях (при наличии огромного количества строительных материалов и других ресурсов), в хронической необеспеченности жильем среднего и младшего начальствующего состава (контрактников), семейных курсантов, слушателей вузов, местами в дошкольных учреждениях для детей, работой членов семей, в слабом медицинском обслуживании и т.п.

Серьезным тормозом профессиональной адаптации молодых офицеров, повышения эффективности и качества их служебной деятельности выступают бюрократизация, субъективизм и протекционизм в работе некоторых руководителей, обслуживающего персонала. Данные явления мешают утверждению в служебных коллективах гласности, добросовестности и ответственности как норм образа жизни офицеров войсковых подразделений. Разлагающее действие на сознание и служебную деятельность оказывают противозаконные действия и грубость отдельных старших начальников, несвоевременная и несправедливая выплата денежного довольствия. Все это порождает неверие в социальную справедливость, в возможность жить по законам и в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами. Поэтому внедрение в жизнь воинских частей и подразделений социальной справедливости, норм права, законов, гласности и демократичности во взаимоотношениях, гуманистического стиля в работе руководителей воинских коллективов, целенаправленное обучение этим вопросам всех категорий офицерского состава, слушателей (курсантов) в вузах МВД — важнейший путь преодоления психологического механизма торможения в повышении качества служебной деятельности, педагогической и правовой культуры личного состава в ускоренной адаптации к служебным действиях в сложных условиях.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Тормозящие аспекты теоретико-методологического фактора проявляются в разрыве между теорией и практикой в проведении реформ, в реальной жизни. Полуправда, а то и откровенная ложь в оценке международной и внутренней жизни оказывают громадный ущерб в формировании сознания людей. Деятельность лидеров различных партий и движений возводится в ранг непогрешимости, безошибочности. Ложные общественно-экономические теоретические концепции, разработки в совокупности с административно-нажимным стилем руководства на всех уровнях управления (в т.ч. и в педагогической деятельности) оказывают отрицательное влияние на решение практических вопросов в экономике и социальной сфере, вызывают тормозящие процессы в других областях человеческой деятельности.

Трудность адаптации молодого офицера к качественному выполнению обязанностей связана с механизмом торможения, обусловленным межнациональными конфликтами, агрессивным поведением международных террористических организаций и террористических группировок в Северо-Кавказском регионе, которые ведут активную войну с демократией за создание тоталитарного, террористического государства, прикрываясь «благими» идеями Корана. Распад Советского Союза деформировал представления об интернационализме, появились группы людей с чувствами национальной кичливости, эгоизма, взаимного недоверия. К тому же служебную и воспитательную деятельность с населением затрудняет слабое знание значительной частью офицеров национально-психологических особенностей людей, традиций и обычаев различных народов, слабая общеобразовательная и профессиональная подготовка выпускников и незнание национальных языков, критическое отношение к правоохранительной деятельности полиции, внутренних войск со стороны различных слоев населения, особенно молодежи. Все это заставляет руководителей частей и подразделений самостоятельно искать пути и средства не только воспитания, но и перевоспитания. А этим вопросам, как известно, и в вузах, и в воинских частях не уделяется достаточного внимания.

Поэтому всем категориям руководителей воинских частей, вузов МВД необходимо приложить максимум усилий для разработки обновленного содержания обучения и воспитания будущих офицеров внутренних войск в поиске более прогрессивных путей в их педагогической деятельности, в организации и осуществлении профессиональной подготовки личного состава, его адаптации к деятельности в условиях риска.

В единстве с объективными условиями выступают и субъективные психологические и педагогические аспекты механизма торможения адаптации и эффективности деятельности молодых офицеров в сложных условиях. В социально-психологическом плане это проявляется в консерватизме и инертности руководителей в организации и осуществлении профессиональной подготовки начинающих службу офицеров, в догматизме их мышления и действий. Этому же способствуют оторванные от жизни положения некоторых руководящих документов, которые определяют деятельность командиров (начальников). Это и общевоинские и специальные уставы и инструкции, и многие директивы и наставления. Во многих воинских коллективах отношение к служебным обязанностям, к общественной работе в лучшую сторону не изменилось. Ответственное отношение к делу еще не стало нормой. Наше исследование показывает, что каждый третий руководитель коллектива не желает расстаться со старыми административными методами работы с подчиненными. Тормозом оптимальной адаптации выступают нерешенные вопросы, связанные с поддержанием высокой организованности, с саморазвитием ответственности, дисциплинированности и самостоятельности у различных категорий офицеров.

Материальная бедность и нравственные болезни общества породили пьянство, наркоманию, воровство, взяточничество, в т.ч. и в армии, и в правоохранительных органах, и во внутренних войсках. Очевидными стали нечестность, неуважение друг к другу, отчужденность руководителей от подчиненных, доходящая до жестокости бесчеловечность во взаимоотношениях. Об этом свидетельствуют факты неуставных взаимоотношений, убийства и расстрелы своих сослуживцев и начальников. Личностно-психологический аспект торможения эффективности служебной деятельности, ускоренной адаптации к ней проявляется в пассивности молодых офицеров, искаженности моральных ценностей и жизненных потребностей (стремление к вещизму, обогащению), в потере чувства долга, достоинства, совести и личной ответственности за свои слова и обещания, личной примерности. Все это отрицательно влияет на служебную деятельность, на взаимопонимание и взаимопомощь всех категорий военнослужащих, особенно в условиях риска для жизни.

Анализ служебных ситуаций показывает, что педагогическим условием преодоления тормозящих факторов ускорения адаптации молодых офицеров и повышения эффективности служебной деятельности выступает уровень их общей, правовой и педагогической культуры, профессиональной обученности и воспитанности. Это подтверждается анализом служебных характеристик на выпускников в период выполнения службы в «горячих точках» и в Северо-Кавказском регионе (низкий уровень общей культуры, развития профессиональных качеств отмечался в разные периоды у 45—65 % молодых офицеров). А как известно, отсутствие общей и профессиональной культуры существенно тормозит повышение эффективности труда, адаптации специалистов. Поэтому воспитание высококультурных, профессионально подготовленных, интеллигентных офицеров в высших учебных заведениях ВВ МВД, совершенствование у них общей и профессиональной культуры в период дальнейшей службы в войсках

— важнейший элемент оптимизации системы профессиональной подготовки офицеров, условие успешного повышения эффективности их служебной деятельности.

Выяснив факторы, которые препятствовали ускорению профессиональной адаптации молодых офицеров к эффективной служебной деятельности в условиях риска, мы провели частный формирующий эксперимент. Его цель заключалась в том, чтобы изучить условия преодоления психологического механизма торможения в проявлении профессиональной подготовленности молодых офицеров (срок работы до 3 лет), сокращения периода адаптации и вывода на планомерное

развитие у них военно-профессиональной и педагогической культуры, проявление профессионального мастерства. Реализация данной цели осуществлялась на основе разработанной профессиограммы личности руководителя (в звене «командир взвода — командир роты») как организатора службы, учителя и воспитателя подчиненных войскового подразделения. С прибытием выпускников в подразделение после окончания вуза (2008 г.), на основе ранее обоснованных критериев был зафиксирован доэкспериментальный уровень профессиональной подготовленности в экспериментальной и контрольной группах. Этот уровень профессиональной подготовленности молодых офицеров примерно одинаков. Затем была разработана программа формирующих воздействий для выпускников экспериментальной группы. Данная программа включала: организацию регулярной встречи молодых офицеров с руководством воинских частей, заботу об устройстве быта, плановую подготовку к выполнению функциональных обязанностей, регулярное изучение руководящих документов, особенностей служебных задач в условиях повышенного риска, изучение и сопоставление характеристик на каждого подчиненного своего подразделения с оценками старших начальников, встречи с молодыми, но уже достаточно опытными офицерами, прослужившими уже более 5 лет, опытными командирами из числа младшего начальствующего состава, оказание им теоретической и практической помощи в работе с людьми, предоставление времени на самостоятельную работу; оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании; материальное и моральное стимулирование успешной профессиональной и воспитательной работы.

Экспериментальная работа проводилась при активном участии первых лиц командования бригады, батальона. С офицерами экспериментальной группы вся эта работа детально планировалась, особое внимание уделялось вопросам благоустройства, приобретения необходимых вещей, продуктов питания, особенно для детей; проводилась беседа с их коллегами с целью взаимного знакомства. В ходе беседы создавалось приподнятое настроение, встречи носили деловой, непринужденный и приветливый характер. В предстоящей служебной деятельности вычленялись возможные трудности и опасности, пути их преодоления с расчетом на помощь старших. Организовывались встречи со старшими командирами (начальниками) — выпускниками вузов ВВ МВД России прошлых лет. В период учебно-методических сборов изучались задачи специальных подразделений, техника (вооружение), приказы, директивы и программы профессиональной подготовки личного состава; изучались особенности учебно-воспитательного процесса, жизни, быта офицеров, осуществлялось знакомство с опытом работы передовых офицеров (с посещением их занятий); анализировались особенности служебного коллектива, «трудных» подчиненных, четко формулировались рекомендации и советы работы с ними; проводились дополнительные занятия, воспитательные мероприятия. Завершалась подготовительная работа зачетным собеседованием.

Через полгода офицерам экспериментальной группы был задан вопрос: «Как Вы оцениваете встречу Вас в бригаде, батальоне, подразделении, работу с Вами на первом году службы?». Интенсивность отличных оценок достигала по различным подвопросам основного вопроса от 70 до 80 %, тогда как в контрольной группе от 32 до 43 %. Данные получены на основе беседы с молодыми офицерами и результатов их служебной деятельности.

Процесс адаптации имеет четко выраженные содержательный, организационный и методический аспекты. Содержательная сторона определяется профессиональными особенностями деятельности офицера и направлена на создание условий для проявления полученной в вузе системы знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей. Организационная сторона адаптации включает: планирование всей системы работы с молодыми офицерами; постоянный учет условий служебной деятельности, быта, индивидуальных особенностей; совершенствование стиля общения с молодыми специалистами, повышение уровня руководства профессиональным самообразованием и самовоспитанием всех категорий выпускников.

Методический (технологический) аспект предполагает широкое использование разнообразных форм, методов, приемов и средств работы с офицерами; вовлечение их в различные виды деятельности (командирская подготовка, общественная работа, творчество); оказание методической помощи в решении служебных задач; систематическое поощрение старательного отношения и достижений в службе, в профессиональной учебе и в саморазвитии.

Опытная работа, беседы с молодыми офицерами позволили определить некоторые общепедагогические условия сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения эффективности служебной деятельности, а также вычленить этапы их профессионального становления. Такими условиями выступают: положительное отношение руководителей всех степеней к молодым специалистам, прибывшим из вузов ВВ МВД (доброжелательность, понимание, отзывчивость, дружба, взаимопомощь, доверие, уважение достоинства); планомерное влияние на развитие самостоятельности офицера в решении учебных и служебных задач, оказание помощи при возникновении трудностей; определение содержательного, организационного и методического аспектов в процессе адаптации, особенно в первое полугодие службы; учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей, особенностей развития в период обучения и в период службы; закрепление и развитие положительной мотивации к службе в подразделениях внутренних войск и учебно-познавательной деятельности; активную практику поощрения командиров и их заместителей за эффективную воспитательную работу с подчиненными. При этом успехи соотносились с уровнем профессиональной подготовленности, возможностями и затраченными усилиями.

Беседы с самими офицерами и их руководителями свидетельствуют о том, что целеустремленная работа в течение двух-трех лет позволяет прибывшим из вузов на службу в войсковые подразделения проявить себя разносторонне, преодолеть естественно возникшие в период адаптации трудности, мотивировать старание

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

молодых офицеров поощрительной методикой, доброжелательным стилем общения старших начальников и товарищей по службе и присвоением очередного воинского звания. Последнее для лейтенанта, старшего лейтенанта имеет громадное психологическое значение в обретении общественного статуса среди сверстников, родителей, знакомых, а у подчиненных — гордости за своего командира.

В ходе исследования различных сторон профессиональной адаптации молодых офицеров были выявлены некоторые этапы профессионального становления молодых, начинающих службу лейтенантов. Это этап первичной адаптации (пассивно-активный этап вхождения в должность). Он длится полгода-год; второй этап — полной адаптации (активный период приобретения служебного опыта) — это второй год службы; третий этап — планомерного становления, профессиональной стабилизации — третий год службы (первый год службы в новом звании). Последующий этап — это этап роста, профессиональной зрелости и профессионализма на различных должностях. Он длится 2-3 года после назначения на вышестоящую должность. Данные особенности необходимо учитывать при отборе офицеров для деятельности в условиях повышенного риска.

Материалы проведенного исследования позволили выявить недостатки, свойственные молодым офицерам первых порах службы. Их анализ показал, что они обусловлены прежде всего спецификой служебной деятельности в в/ч различного назначения, особенно в период работы в экстремальных условиях. На этапе первичной адаптации типичными недостатками в служебной деятельности того или иного офицера являются следующие: положение, когда, учитывая опасность службы, например, командир подразделения стремится все делать сам (такие действия, как правило, обусловлены неуверенностью в подчиненных, в активе), увлечение массовым обучением и воспитанием, недооценка одиночной профессиональной подготовки и индивидуального воспитания подчиненных офицеров; появление неоправданной самоуверенности на фоне первых успехов; стремление уйти от преодоления трудностей (это характерно для офицеров с низким уровнем профессиональной подготовленности); быстрая смена эмоциональной удовлетворенности, у некоторых — даже профессиональной направленности, вызванные некоторыми служебными неудачами, трудностями во взаимоотношениях с коллегами, подчиненными и особенно с начальниками. Вот почему требуется большая выдержка, такт и педагогическая помощь со стороны старших в отношении молодых офицеров.

Не имея полных представлений о тонкостях, деталях службы, особенностях профессиональной подготовленности, офицерам различного профиля приходиться сталкиваться с трудностями службы: психологические и физические нагрузки, опасность, нехватка времени на отдых, внезапность подрыва на мине или нападения боевиков. Подобные трудности, к сожалению, имеют место. Они вызывают неудовлетворенность службой, отрицательно влияют на моральное состояние, на реализацию профессиональной подготовки, в целом на личность молодого офицера. Поэтому при назначении тех или иных выпускников в подразделения для действий в экстремальных условиях важно предвидеть и учесть трудности субъективного и объективного характера, имеющиеся в реальных условиях в структурных подразделениях внутренних войск их положительное или отрицательное влияние на адаптацию молодых офицеров, особенно молодых лейтенантов.

Анализ наблюдений, бесед и независимых характеристик (220 офицеров) свидетельствует о том, что новый уровень профессионального опыта службы появляется в динамике разрешения, преодоления объективных и субъективных противоречий и трудностей, которые возникают на этапе активной адаптации, в период активного приобретения служебного опыта, совершенствования своей духовной и профессиональной подготовленности. Этот период занимает у большинства офицеров до одной недели, у немногих (20 %) — полторы-две. В это время идет активное самосовершенствование личностных качеств, проверка и доработка полученных знаний и умений в действиях в условиях риска. Но это не означает, что офицер в этот период не испытывает каких-либо трудностей и даже боязни или страха. В его повседневном поведении необходимо увеличивать число общественных поручений, связанных с жизнью воинского коллектива. На этом этапе в ходе экспериментальной работы рабочее предположение формулировалось следующим образом: путем планового руководства адаптационным процессом, активного включения, особенно слабо подготовленных выпускников в процесс профессиональной подготовки к действиям в условиях риска и активизации их профессионального самообразования и самовоспитания, возможно достичь более высокого уровня подготовленности молодых офицеров и его подчиненных и тем самым сократить сроки их профессиональной адаптации.

В ходе опытной работы с офицерами экспериментальной группы на первом этапе адаптации (неделя), по замыслу автора к ним применялись дополнительные педагогические воздействия:

— мобилизация психологической установки на проявление морально-боевых качеств;

— поощрение руководителями офицеров за активную творческую учебно-познавательную деятельность, за бдительность и осторожность, за творческое мышление, смекалку;

— поручение индивидуальных заданий с целью повышения уровня профессиональнопсихологической подготовленности для решения служебно- боевых задач;

— установка на анализ своих служебных действий и деятельности в целом в ходе после выполнения служебно-боевых задач;

— осуществление старшими офицерами постоянного контроля за действиями в опасной ситуации и оказание помощи, поддержки (примером, советом, делом).

Введение дополнительных положительных воздействий позволило активизировать профессиональную подготовленность, активность в приобретении боевого опыта, в проявлении воли

и других морально-боевых качеств. Сравнительный анализ профессиональной учебы офицеров данных групп по различным предметам профессиональной подготовки в период сборов также позволил зафиксировать улучшение учебы на 0,5—0,6 балла. Следовательно, введенные дополнительные мероприятия в работе с офицерами, назначенными в специальные подразделения для направления в «горячие точки», позволяют активизировать приобретение профессионального опыта, проявить творческие способности и сократить время адаптационного периода в условиях повышенного риска на 0,5—1 неделю, служебно-боевые задачи выполнять без потерь.

В ходе изучения адаптационного процесса проявления профессиональной подготовленности молодых офицеров и профессионализма руководителей обнаружились некоторые общие тенденции, характеризующие его неравномерность и скачкообразность. Одна из них связана с проявлением личности и ее деятельности в новых условиях после учебы в вузе для руководителей и учебы рядовых и сержантов в учебном центре. Она отражает некоторое несоответствие уровня теоретико-практической подготовленности в вузе или учебном центре и возможности ее проявления в условиях практической службы. Было замечено, что активность офицера и его подчиненных в приобретении профессионального опыта повышалась при решении служебных задач в сложных и опасных для жизни условиях, при большой служебной нагрузке на личный состав по обеспечению режима комендантского часа, при включении офицеров в общественно-политическую разъяснительную работу в «горячих точках» с населением различных национальностей. Спад этой активности у офицеров (начальников и подчиненных) наблюдался во время непредвиденных длительного непосредственного их участия в выполнении боевых задач службы, во время хозяйственных работ, командировок и отпусков. Причиной спада, как показали беседы с офицерами (67 чел.), является ослабление интеллектуальной и психологической нагрузки при большой длительности боевой службы (более месяца), отсутствие интереса к хозяйственным работам, которые считаются менее значимыми и важными.

Другая тенденция связана с проявлением несоответствия между высоким уровнем оценочных требований старших начальников к молодым командирам и их подчиненным прямо с первых дней и недостаточным уровнем адаптации недавних выпускников к новым условиям применения подразделений войск и осуществления учебно-воспитательной работы в условиях боевых действий.

Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что адаптационный процесс можно стабилизировать, придав ему планомерно ускоренный характер, обеспечивающий уверенность офицера в своем профессионализме и повышающий уровень подготовленности подчиненных. Это возможно за счет устранения некоторых трудностей, которые порождаются первой и второй тенденциями. Первые — объективные, зависящие от уровня организации службы и профессиональной подготовки, условий службы в войсках, в специальных подразделениях, обязывают старших командиров подразделении улучшать условия для успешного становления молодых офицеров, развития их морально-боевых качеств. Вторые — объективно-субъективные трудности, обусловлены индивидуальными особенностями профессиональной подготовленности и офицера, и его подчиненных, требующие повышения уровня ответственности всех вместе взятых за активное приобретение профессионально-боевого опыта.

При назначении офицеров спецподразделений и личного состава для выполнения задач службы в условиях риска важно учесть, что молодые офицеры достигают полной адаптации за 1,5—2 года. К этому времени молодые офицеры становятся полноправными членами воинского коллектива (воинской части, подразделения), эффективно осуществляют служебную и воспитательную деятельность. Наступает фаза их социально-профессиональной стабилизации, планомерного становления. Она происходит на третьем году службы. Офицер в этот период характеризуется достаточно высоким уровнем развития профессиональных качеств, наличием прочных знаний, навыков и умений, достаточно высокими устойчивыми результатами в службе и в профессиональной подготовке подчиненного состава. Анализ 380 письменных отзывов на выпускников вузов ВВ МВД, беседы со старшими начальниками по вопросу адаптации офицерской молодежи в войсковых подразделениях показали, что этап планомерной устойчивой адаптации в среднем занимает примерно год и завершается к концу третьего года службы, у отдельных руководителей (10%) он может быть и более длительным.

Следует заметить, что хотя время — фактор мощный, но не стихийно действующий. Поэтому уверенность молодые офицеры приобретают за счет четко налаженной системы работы с ними в структурных подразделениях. Эта система стабилизации обязательно должна включать такие важные условия деятельности старших офицеров, командиров подразделений, как:

— постановка задач перед молодым офицером на самостоятельное руководство подразделением, организацию службы, проведение учебной и воспитательной работы;

— формирование установки на самоконтроль, самоанализ, самооценку своей служебной деятельности, педагогических ошибок;

— постановка задачи на творческое выполнение должностных обязанностей, особенно в индивидуальном воспитании;

— включение молодого офицера как педагога в систематическую целенаправленную учебновоспитательную деятельность;

— создание и поддержание в подразделениях воинской части педагогической среды: доверительные отношения, тактичность во взаимоотношениях, положительная оценка даже незначительных успехов в обучении, воспитании, в самообразовании, помощь, сочувствие и поддержка;

— объективно-доброжелательный педагогический анализ (разбор) службы и учебновоспитательной деятельности офицера с заключительными советами и практическими рекомендациями

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

в совершенствовании теоретической и практической профессиональной подготовленности, педагогической и правовой культуры.

Данная система получила положительное одобрение самих молодых офицеров, 94 % которых согласились, что она способствует развитию личности начинающего организатора службы и военного учителя, вселяет уверенность и вызывает чувство уважения к старшим, высокую ответственность и самостоятельность действий в экстремальных условиях.

Изучение профессиональной подготовленности молодых офицеров и их подчиненных свидетельствует о том, что ускоренная адаптация достигается не только за счет профессиональной теоретической подготовки офицеров в вузе, но и за счет накопления опыта самостоятельного решения служебных задач, организации служебной деятельности подчиненных, выработки деловитости, распорядительности, завершенности во всех делах. Все это нацеливает старших и непосредственных командиров (начальников) на развитие у младших в первую очередь вышеназванных качеств. Происходит качественная завершенность, составляющая теоретико-практический «фундамент» для перехода к активной практической служебной деятельности по профессиональной подготовке личного состава к выполнению служебно-боевых задач, совершенствованию своей педагогической культуры, профессионализма, компетентности. Для офицера-руководителя становятся характерными: достаточно высокий авторитет среди подчиненных и среди старших офицеров, служебно-профессиональный тип личности и индивидуальный стиль педагогической деятельности; оптимально-педагогическая зрелость; относительно устойчивые результаты в профессиональной подготовке и служебной деятельности подчиненных. Как видим, адаптация офицера существенно влияет на подготовленность и адаптацию к службе подчиненных.

Таким образом, знание этапов процесса адаптации молодых офицеров в частях и подразделениях внутренних войск МВД России и их подчиненных в обычных и сложных ситуациях, противоречий и тенденций их профессионального становления и развития позволяет старшим командирам (начальникам) различать и учитывать особенности того или иного офицера и стиля его работы с людьми, подлинных мотивов служебной деятельности, проявлять заботу о становлении молодых офицеров.

Исследование профессиональной деятельности и подготовленности молодых офицеров и их подчиненных, процесса их адаптации позволили сформулировать принципы взаимодействия, сотрудничества старших и младших офицеров. Это принципы доброжелательности, компетентности, гуманизма и социальной справедливости, высокой общей и педагогической культуры. Это принцип наименьшего ущерба личности, даже в самых сложных условиях оперативной обстановки: требовать то, что нужно по службе, в пределах прав и обязанностей подчиненных, обосновывать объективную необходимость возможного ущерба, тягот и лишений, минимальных потерь в условиях риска, а при наказаниях за проступки — минимально «снимать» положительное с личности.

Педагогическая деятельность, каковой является процесс профессиональной подготовки офицеров внутренних войск МВД России, сложна и противоречива. В ней возможны педагогические ошибки руководителей в силу объективных (низкий уровень дисциплины личного состава и др.) и субъективных причин (низкий уровень педагогической культуры). Они отрицательно влияют на эффективность служебной деятельности, на уровень духовно-нравственного развития подчиненных. Из этой закономерной зависимости с необходимостью вытекает общепедагогический принцип работы офицеров, принцип педагогической реабилитации личности в коллективе. Он требует от воспитателей признания допущенных педагогических ошибок; широкой гласности возвращения прежнего авторитета офицера среди сослуживцев; побуждение к совместной творческой работе при выполнении должностных обязанностей; постоянного повышения общей и педагогической культуры всего личного состава воинской части; снятия напряженности при реализации личностных потребностей, восстановления здоровья и сил после выполнения служебно-боевых задач.

Реализация программы мероприятий по адаптации молодых офицеров и их подчиненных в войсковых подразделениях позволила зафиксировать, что данные принципы «работают» эффективно: 97 % опрошенных офицеров, соблюдавших их в своей деятельности, указали на их большую практическую ценность.

Великий педагог К.Д. Ушинский последовательно и целостно обосновал концепцию изучения личности в педагогическом процессе. Константин Дмитриевич рекомендовал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и на наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны» [1, с. 35—36].

Таким образом, каждой функции служебной деятельности офицера ВВ МВД России как организатора службы и воспитателя подчиненных присущи свойственные только ей, сложные психические образования, представляющие собой единый комплекс личностных качеств, знаний, навыков и умений офицера любого ранга, позволяющих ему успешно выполнять профессиональные управленческие и педагогические обязанности по должности, в том числе и проведение психологопедагогических мероприятий по адаптации своих подчиненных к деятельности в особых условиях.

Список литературы

1. Новожилов, В. Ю. Методология исследования интеграции в образовании : монография. — М., 2011.

2. Соловьев, И. В. Адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта. — М., 1998.

3. Тарасов, М. М. Морально-психологическое обеспечение профессиональной адаптации курсантов к деятельности офицера внутренних войск : монография. — СПб., 1998.

4. Ушинский, К. Д. Собр. соч. — Т.8. — М.: АПН РСФСР, 1950.

5. Шимко, С. Ю. Инновационный подход к обучению военнослужащих частей внутренних войск МВД России. — Сочи: РИЦ СГУ, 2011.

УДК 378.14 Ю.А. Куис*

Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России

Статья посвящена проблемам воспитания культуры управленческой деятельности будущих офицеров.

Ключевые слова: управленческая культура деятельности, сущность, содержание, пути воспитания, педагогические условия.

V.A. Kuis*. Pedagogical and management culture of the officer of the Russian Interior Ministry forces. The article is devoted to the problems of management culture upbringing of the future officers.

Keywords: management culture, essence, content, upbringing ways, pedagogical conditions.

История развития военно-педагогической мысли учит, что одним из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса части, подготовки военных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является управленческая деятельность офицера, его педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая культура. Анализ исторического опыта подготовки внутренних войск, практической учебно-воспитательной деятельности офицеров показывает, что чем выше педагогическая управленческая культура руководителей, воспитателей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части, подразделения. Особенно велико значение общей и военно-педагогической культуры офицера в современных условиях, когда осуществляется реформирование силовых структур России, и во всех сферах воинской службы произошли и происходят большие изменения, требующие высокого уровня профессионализма, компетентности и организаторских способностей.

При выяснении сущности управленческой культуры целесообразно исходить из общего понимания культуры и ее многофункциональности в жизни человеческого общества. Здесь находят свое отражение общечеловеческие, российские национально-государственные, военнопрофессиональные и личностные ценности. Анализ литературных источников показывает, что культура, как правило, рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова педагогическая управленческая культура — это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области общего и военно-профессионального образования, обучения, воспитания и развития личности, что достигнуто в военно-педагогической теории и практике, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова педагогическую управленческую культуру офицера можно охарактеризовать как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессиональноэтических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать учебно-воспитательные задачи.

В данной статье хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая управленческая культура имеет сложную и многогранную структуру. Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий офицеров внутренних войск, занимающихся эффективно обучением и воспитанием личного состава, показывает, что слагаемые педагогической управленческой культуры включают: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-

* Куис, Юрий Александрович, заместитель начальника факультета Академии управления МВД. Адрес: Россия, 125171 г. Москва ул. Зои и Александра Космодемьянских д.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Kuis, Yuri Alexandrovich, deputy chief of the faculty of the management Academy of the Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 125171, Moscow, st. Zoe Alexander Kosmodemyanskiy h.8

© Куис Ю.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.