Научная статья на тему 'Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения'

Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцев Андрей Николаевич

в современных геополитических условиях вооруженные силы выступают сдерживающим фактором, обуславливающим независимость и целостность страны. Совершенствование технических средств и усложнение иерархической структуры военных организаций приводит к тому, что офицеры зачастую не обладают достаточными адаптационными навыками. Это приводит к росту конфликтов в коллективах военных учреждений, а также оказывает существенное влияние на эффективность и сроки выполнения работ. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в военной сфере выступают: целесообразная мотивация, успешная многократная адаптация, креативное мышление и богатый коммуникативный инструментарий. По мнению автора, данные аспекты предопределяют успешность выполнения боевых задач и формируют конкурентное преимущество российских вооруженных сил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кудрявцев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения»

Принципы формирования коллективов в условиях образовательного процесса военного учебного заведения Кудрявцев А.Н.

Кудрявцев Андрей Николаевич / Kudryavtsev Andrey Nikolaevich - начальник кафедры тактики и управления войсками, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, г. Тюмень

Аннотация: в современных геополитических условиях вооруженные силы выступают сдерживающим фактором, обуславливающим независимость и целостность страны. Совершенствование технических средств и усложнение иерархической структуры военных организаций приводит к тому, что офицеры зачастую не обладают достаточными адаптационными навыками. Это приводит к росту конфликтов в коллективах военных учреждений, а также оказывает существенное влияние на эффективность и сроки выполнения работ. Поэтому центральными задачами образовательного процесса в военной сфере выступают: целесообразная мотивация, успешная многократная адаптация, креативное мышление и богатый коммуникативный инструментарий. По мнению автора, данные аспекты предопределяют успешность выполнения боевых задач и формируют конкурентное преимущество российских вооруженных сил. Abstract: in the current geopolitical conditions military forces are the limiting factor that contributes to the independence and integrity of the country. Improvement of technical means and complexity of the hierarchical structure ofmilitary organizations leads to the fact that officers often do not have sufficient adaptive skills. This indicates that conflicts in collectives of military institutions increase, and has a significant impact on the efficiency and the performance of work. Therefore, the central objectives of the educational process in the military sphere are: purposeful motivation, multiple successful adaptation, creative thinking and wide communicative techniques. According to the author, these aspects determine the success of accomplishment of combat missions andform the competitive advantage of the Russian military forces.

Ключевые слова: курсант, адаптация, коммуникативность, интеграция, эффективность образовательного процесса, современные методики воспитания.

Keywords: cadet, adaptation, communication, integration, effectiveness of the educational process, modern methods of education.

Профессия «офицер» в современном российском обществе выступает в качестве одной из самых значимых и самых сложных видов деятельности, требующих от субъекта готовности решать поставленные перед ним задачи с высокой степенью эффективности, в том числе в неблагоприятных условиях. Эти условия носят преимущественно экстремальный характер, так как связаны с формированием специфических навыков принятия решений в режиме дефицита времени, с высоким уровнем риска и ответственности не только за свои действия, но и за действия подчиненных. Следовательно, специфика профессиональной деятельности военнослужащего предполагает консолидацию коллективных усилий по решению служебных задач.

Падение престижа и привлекательности военной службы в обществе в 90-е годы оказало негативное воздействие на эффективность образовательного и воспитательного процессов в военной сфере. Резкая смена общественно-политического строя, падение уровня жизни населения, кардинальная смена социокультурных и жизненных приоритетов оказали негативное воздействие на деятельность военных учебных заведений в сфере подготовки офицерских кадров. Негативными факторами, снижающими имидж военной сферы, являлись, и до сих пор имеют место быть, факты коррупции и неуставных взаимоотношений в армейской среде.

В настоящее время наблюдается нарастание позитивных тенденций спроса на военное образование со стороны абитуриентов и их родителей. Однако в качестве ключевого мотива, как правило, выступает не патриотический долг перед родиной, а стремление родителей оградить своих детей от тлетворного влияния социального окружения. Вполне очевидно, что побудительный мотив рационален, но не всегда определяет адекватную ответную реакцию самого обучаемого. Возникает определенный диссонанс между проектируемым будущим молодого человека и его собственным мировоззрением, жизненными и нравственными принципами. Иными словами, неопределенность начального этапа профессиональной ориентации сказывается на дальнейшей судьбе человека, степени его деформации.

В этой ситуации военные учебные заведения выступают в виде институтов вторичной социализации, в которых отрицательные качества молодых людей (например, агрессивность и стремление к опасностям) трансформируются в социально приемлемые потенции, полезные для социума. При этом деструктивное начало нейтрализуется и, в конечном итоге, обесценивается в сознании курсантов в ходе учебного процесса, посредством интенсивной профессиональной подготовки: прыжков с парашютом, выполнения различных нормативов, упражнений в учебных аудиториях, на стрельбищах, полигонах, учебно-тренировочных центрах [1,с. 86].

Таким образом, весь спектр проблем, сопутствующих «входящему во взрослую жизнь» человеку, целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

а) несоответствие мотивации индивида целям и задачам, поставленным перед военнослужащими Вооруженных Сил России;

б) диспропорции между ожиданиями молодого человека и его способностями;

в) ограниченные коммуникативные возможности личности вследствие ограниченных контактов, слабого представления о роли и значении информационного саморазвития, низких навыков обработки и интерпретации информации и др.

Очевидно, что корректировка внутренних механизмов саморазвития личности - процесс длительный и кропотливый, зачастую не демонстрирующий сиюминутных результатов, но являющийся обязательным элементом в образовательной и воспитательной сферах деятельности военных учебных заведений. Поэтому следует уделить особое внимание эффективности методов и инструментов воздействия на сознание курсанта за период нахождения в стенах вуза и его дальнейшей успешной адаптации в военном коллективе и общественной социализации. Рассмотрим ключевые принципы подготовки военнослужащего адекватного современным реалиям социально-экономической и военно-политической ситуации в России и мире.

Первый принцип указывает на то, что в современных условиях внешних геополитических, экономических вызовов военная сфера нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач образования на формирование дополнительных навыков и умений в творческом (креативном) и нестандартном мышлении. Более того, создавая условия для развития таких качеств, общество получает индивида способного формулировать обоснованные (здравые) суждения касательно как внутренней (внутриколлективной), так и внешней среды. Данная задача решается при последовательном применении различных методов, позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся, создать оптимальные условия для интенсивного развития личности в ходе процесса адаптации к военной службе, которая, в свою очередь, рассматривается как комплекс двух взаимозависимых направлений: адаптация к служебным обязанностям (функциональной загрузке) и адаптация к коллективу.

Следует отметить тот факт, что вопросы адаптации военнослужащих не нашли широкого отражения в научной литературе в виду сложности изучения этого феномена. Несмотря на активные процессы формирования открытого общества, военная сфера по-прежнему

закрыта для научных исследований. Имеются отдельные работы ученых, представляющие научно-практический интерес. Различия в адаптации курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям обучения в военном вузе исследовали Д.А. Тимофеев и М.А. Цвигайло [2,с.288]. Современное представление об адаптации личности к деятельности, а также значимость личностного адаптационного потенциала для успешной адаптации курсантов вузов МВД к учебно-служебной деятельности в своих трудах рассматривает С.В. Здорова [3,с.78]. Особенности адаптационного процесса курсантов вузов МЧС России и его связь с задачами педагогической поддержки каждого курсанта в образовательном процессе нашли отражение в работах Е.И. Пустоваловой [4,с.175].

Сравнительную характеристику начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений осуществили Ю.В. Абаполов, А.А. Лотоненко, А.А. Горелов [5,с.43]. Изучением вопроса социально профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы, занимаются Чертушкина Т.А., Шмелева Н.Б. и др. [6,с.84].

Второй принцип направлен на максимально успешную интеграцию военнослужащего к реалиям жизнедеятельности конкретной социальной группы. Социальную адаптацию военнослужащего в контексте данной статьи необходимо рассматривать как особый вид поведения, характеризующийся освоением норм, ценностей, условий новой социальной среды; включением в сложившиеся формы служебного взаимодействия (формальные, неформальные, групповые, организационные и т.д.); решением типичных служебных задач путем, исследования принятых способов поведения, действий; овладением принятыми сложившимися формами служебно-профессиональной деятельности.

С социологической точки зрения военный коллектив представляет собой социальную группу - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общества, разделения труда и деятельности [7,с.43]. Воинский коллектив является специфической социальной группой, деятельность которой направлена на решение задач по поддержанию боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, т.е. деятельность, которая должна быть выполнена в любых условиях и при любых обстоятельствах, в независимости от характера возможных потерь. Воинский коллектив обладает рядом специфических черт:

- особая значимость целей и задач деятельности направленная на вооруженную защиту государства и обеспечение его безопасности;

- род деятельности, носящий ярко выраженный коллективный характер и связанный с постоянным преодолением опасностей, с обслуживанием и эксплуатацией современной боевой техники и оружия;

- четкая организационная структура, обязательность строгого соблюдения уставных норм и правил поведения в бою, на службе, в воинском общежитии, в быту;

- выполнение задач в боевых условиях при помощи оружия, боевой техники;

- длительное и непрерывное пребывание личности в одном коллективе;

- разнородность состава (постоянный и переменный);

- объединение людей различных национальностей, вероисповедания, разного жизненного опыта, семейного положения, боевого опыта, образования, прибывших из разных районов страны.

Соответственно скорость адаптации молодого специалиста предопределяет временную задержку в раскрытии его функционального и творческого потенциала, учитывая тот факт, что будущий офицер в ходе службы вынужден адаптироваться к изменяющимся условиям периодически, с учетом количественных и качественных характеристик происходящих изменений.

Согласно выводам А.В. Кравца, проводившего опрос офицеров Новосибирского гарнизона в 2006 г. (N= 395 человек), процесс социальной адаптации в ходе обучения в военном институте состоит из двух этапов. Первый этап начинается с момента поступления и заканчивается к третьему курсу. Он представляет собой процесс усвоения обучаемыми норм и ценностей военного института. Когда они усвоены и приняты, курсант продолжает обучение, в противном случае он уходит из военного института. Второй этап начинается с третьего курса и продолжается в процессе службы, когда обучаемые взрослеют, начинают планировать свое будущее, ориентируются больше на внешние факторы. Основное влияние на данном этапе оказывает социально-экономическая система. Если его устраивают те правила и преференции, которые предлагает государство, наступает интериоризация ценностей и норм, и процесс социальной адаптации проходит успешно. В противном случае после выпуска молодой офицер увольняется либо сразу, либо по окончанию действия первого контракта [8,с.165].

Впрочем, следует оговориться, что первый, не всегда позитивный опыт первичной адаптации, характеризует так же негативно самого курсанта, поскольку выделенное для этого время, порой, не позволяет человеку познать самого себя и соответственно принять обоснованное решение о дальнейшей службе. Поэтому вероятно предполагать о качественных «потерях» Вооруженных Сил России в связи с отказом части молодежи от дальнейшего профессионального развития, ведь часто в качестве базовых причин называются вполне естественные и решаемые проблемы.

Так респондентам задан открытый вопрос «Укажите три наиболее существенных проблемы, с которыми Вы столкнулись в начале своей офицерской карьеры?» В результате факторного анализа были выявлены такие проблемы как высокие служебные нагрузки, связанные с ненормированным рабочим днем, выполнением ненужных задач и в нереальные сроки, неуважением и безразличием со стороны начальников. Также имели место слабые навыки работы с подчиненными, низкий социальный статус профессии, материальный фактор и низкая степень социальной защиты. Все это снижает процесс социальной адаптации и оказывает значительное влияние на принятие решения об увольнении из войск [9,с.138].

Таким образом, третий принцип формирования эффективного воинского коллектива заключается в создании благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности (выполнения служебных задач) в отсутствии жилищно-бытовых проблем, вследствие чего военнослужащий (в данном случае офицер) имеет возможность максимально использовать свой внутренний потенциал. Для конкретизации этого вывода автор статьи инициировал исследование факторов, затрудняющих процесс адаптации выпускников военных вузов. Был проведен опрос путем анкетирования выпускников Тюменского военно-инженерного института в 2013 г. (N=185). Обработка данных осуществлялась при помощи пакета прикладных программ SPSS Statistics.

Центральная задача исследования заключалась в выявлении причин, затрудняющих адаптацию молодых офицеров на начальном этапе службы, поскольку этот опыт может быть последним в карьере потенциального офицера. Из таблицы 1 видно, что в качестве основных причин респонденты указали низкий уровень компетентности личного состава. Варианты «слабая теоретическая подготовка» и «отсутствие практических навыков» выбрали треть опрошенных (35,9% и 37,9% соответственно).

Таблица 1. Факторы, влияющие на степень адаптации офицеров на начальном этапе службы

Факторы Ответы % наблюдений

N %

Организация боевой подготовки 15 7,9% 14,6%

Отсутствие подчиненных (личного состава) 16 8,5% 15,5%

Слабая теоретическая подготовка личного состава 37 19,6% 35,9%

Отсутствие практических навыков у личного состава 39 20,6% 37,9%

Неудовлетворительная учебно-материальная база 27 14,3% 26,2%

Обеспечение довольствием 28 14,8% 27,2%

Планирование и организация служб 27 14,3% 26,2%

Всего 189 100,0% 183,5%

К проблемам, негативно сказывающимся на процессе адаптации к службе молодых офицеров в дальнейшем, выпускники чаще всего относили то, что им приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей - 61,8%. Половина опрошенных отметила, что это происходит постоянно. Отрицательно сказывается на настроении и службе офицеров и то, как регламентировано служебное время - 54,9% а также материально-бытовые и жилищные условия - 39,2% (табл. 2.).

Таблица 2. Проблемы, негативно влияющие на адаптацию офицеров

Проблемы Ответы % наблюдений

N %

Выполнение задач, не входящих в круг прямых обязанностей 63 34,4% 61,8%

Не устраивает регламент служебного времени 56 30,6% 54,9%

Взаимоотношение в коллективе 8 4,4% 7,8%

Материально-бытовые и жилищные условия 40 21,9% 39,2%

Большое количество нарядов и дежурств 7 3,8% 6,9%

Социальные проблемы 9 4,9% 8,8%

Всего 183 100,0% 179,4%

Морально-психологический климат играет большую роль в процессе адаптации молодых офицеров и следует отметить, что 58,6% указали на доброжелательные взаимоотношения и товарищескую взаимопомощь. Лишь 8,1% отметили безразличие и равнодушие друг к другу. Чаще всего конфликтные ситуации у молодых офицеров возникают с командованием (61,5%), почти в три раза реже с подчиненными (23,1%) и лишь в 15,4% с сослуживцами (рис.1).

Рис.1. Частота конфликтов молодых офицеров, %

Более глубокий анализ показывает, что максимум конфликтных ситуаций у офицеров с подчиненными приходится на начало их служебной деятельности (до полугода), затем уровень конфликтности стабилизируется и после полутора лет значительно снижается. С командованием максимум конфликтов приходится на период от полугода до года. После полутора лет он также снижается. С сослуживцами примерно до года конфликтность находится на одном уровне, однако период от года до полутора лет характеризуется резким ее возрастанием (см. рис. 2).

Рис.2. Уровень конфликтности на начальном этапе служебной деятельности, %

Очевидно, что характер установления отношений с различными категориями военнослужащих у молодых офицеров проходит по-разному. Общим для них является уменьшение уровня конфликтности в одном интервале времени. Таким образом, период завершения социальной адаптации, рассматриваемый как уменьшение уровня конфликтности, находится во временном интервале от полутора до двух лет.

Четвертый принцип определяет общие границы подготовки специалиста к межличностному взаимодействию, т.е. формирования таких способностей, которые способствовали будущему офицеру достигать максимального эффекта при выполнении боевой задачи, не апеллируя к неопределенности и неполноценности информации из внешней среды. Учитывая же уникальность каждой социальной группы (коллектива), а также неповторимость условий, в которых осуществляется деятельность команды (взвода, роты, полка и т.д.) профессионально подготовленный офицер обязан использовать не только свой багаж знаний, но и генерировать собственные методы воздействия на подчиненных.

К сожалению, существующие программы военного обучения не предусматривают формирование умений креативного мышления, выработку у будущих офицеров инициативы и ответственности, умений рассчитывать риск. Не отрицая необходимости знания основополагающих правил, принципов и закономерностей ведения боевых действий, командирам, тем не менее, в бою приходится полагаться, в том числе, на свою сообразительность и интуицию и, как показывает опыт Великой Отечественной войны, наибольшего успеха добивались именно такие командиры.

Подводя итог аналитической работе, автор отмечает, что по сравнению с исследованиями, проведенными в 2006 г. А.В. Кравцом, проблемы статуса профессии и социальная защищенность военнослужащего перешли в разряд второстепенных. Беспокоит тот факт, что по-прежнему офицеров преследуют отсутствие перспектив, неустроенность материально-бытовых и жилищных условий; приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей, заниматься побочными видами деятельности в ущерб основной работе. В целом, необходимо отметить, что несмотря на положительную динамику адаптационных процессов в среде молодых офицеров, кадровая ситуация в армии остается острой.

В целом опрос показал, что 27,8 % выпускников оценивают свои приобретенные знания и умения в институте на «хорошо» и 66,7 % на «удовлетворительно». При этом произвести в короткие сроки инженерно-тактические расчеты сумеют лишь 60,3% выпускников, организовать и провести занятия с личным составом - 58,2%, а 48,8% обладают навыками полевой выучки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что потенциал военного института реализован лишь частично. В современных условиях курсанты должны получить такие знания, которые давали бы им возможность в самые короткие сроки освоить военную специальность. Учитывая тот факт, что концепция ведения военных действий и военная техника кардинально меняются в течение 510 лет, будущий офицер должен уметь учиться и самостоятельно овладевать знаниями.

Фактически навыки и умения, заложенные в учебном заведении, в дальнейшем активно влияют на дальнейшую профессиональную деятельность. Проведенный анализ системы обучения курсантов в военном институте показал, что среди трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации к условиям военного вуза, наибольшую значимость имеют совмещение учебы и службы; условия учебы с обязательной самоподготовкой; специфичность и содержание преподаваемых дисциплин. В самый сложный период обучения (первый курс) происходит становление личности будущего офицера, формируется его стрессоустойчивость. Нельзя не согласиться с выводами И.Ю. Чигриной о том, что первоочередной задачей командиров, воспитателей и педагогов является помощь курсантам в прохождении этого сложного периода адаптации оперативнее и успешнее [10,с.72].

Проблема повышения уровня и качества образовательных услуг в военной сфере любого государства мирового сообщества в любые исторические периоды являлась объективно актуализированной, определяющей поиск способов и средств приведения образования в соответствие с требованиями среды. С одной стороны, этот поиск затруднялся стремлением подвести научную базу (научное обоснование) под структуру и содержание передаваемых знаний и, следовательно - постоянное «отставание идейной компоненты» от динамично изменяющихся условий общественных отношений. С другой стороны, отчетливое представление о невозможности учета всей совокупности факторов влияния, в т.ч. в связи с ростом значения человеческого фактора в определении тактических целей и задач.

Уровень и степень сложности (доступности) базовых знаний должны корректироваться с большей гибкостью в соответствии с уровнем первоначальной подготовки обучаемых, поступающих в высшие военные учебные заведения. В России до настоящего времени присутствует «размытость» понятия «базовые знания» и, как следствие, корректируется весь структурный комплекс образования (происходит смена государственных стандартов, без возможности временной оценки качества образовательных продуктов), обладающий к тому же неповоротливостью и косностью. Ввиду этого формирование адаптационного механизма у офицеров происходит неоднородно. Действенным механизмом корректировки сложившейся ситуации может стать сфера дополнительного образования в рамках военной сферы, либо смежных направлений, которая должна согласовываться с потребностями, желаниями, а главное - возможностями самого обучаемого. Приоритет данного механизма заключается в том, что ограничения по областям такого образования с учетом бурного развития дистанционного образования отсутствуют.

Ограничение временными ресурсами диктует требования по созданию эксклюзивных методик и технологий образования и формирования адаптационных навыков, однако, оставляя приоритет эффективности в индивидуальной работе преподавателя с обучаемым. При существующем насыщении разнообразными дисциплинами выход видится в разработке и внедрении междисциплинарных комплексных и универсальных компьютерных программ. Базовыми положениями таких продуктов могут быть признаны следующие моменты:

- первоначальная комплексная оценка обучаемого;

- создание индивидуальной учебной программы с помощью электронных средств, учитывающей как «стартовые» знания, так и предполагаемое место работы выпускника;

- подбор дисциплин, объема учебных часов, списка литературы и т.д.

-мониторинг успеваемости - текущий контроль и корректировка индивидуальной программы;

- заключительная оценка, выявление отклонений и недостатков;

- составление плана дальнейшей самостоятельной подготовки и отслеживание практической деятельности специалиста.

Литература

1. Передня В.Г. Латентные последствия сокращения наборов в военные вузы //Социологические исследования. 2014. №4. С. 83-89, с.86

2. Тимофеев Д.А., Цвигайло МА. Адаптация курсантов с разной категорией профессионального психологического отбора к условиям

обучения в военном авиационном институте радиоэлектроники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009. № 4. С. 287-289.

3. Здорова С.В. Адаптация курсантов образовательных учреждений МВД к учебно-служебной деятельности и их личностный адаптационный потенциал // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С. 78-79.

4. Пустовалова Е.И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 95. № 4. С. 174-179.

5. Абаполов Ю.В., Лотоненко А.А., Горелов А.А. Сравнительная характеристика начальной адаптации студентов гражданских вузов и курсантов военных учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2012. № 1. С. 40-44.

6. Чертушкина ТА., Шмелева Н.Б. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, как объект деятельности социальных работников // Сервис в России и за рубежом. - 2012. Т. 28. № 1. С. 80-88.

7. АнтипинаГ.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.

8. Кравец А.В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 1. С. 163-169.

9. Кравец А.В. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7., С. 136-140.

10. Чигрина И.Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. №11. С. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.