Научная статья на тему 'Выпускник военной кафедры: процесс адаптации'

Выпускник военной кафедры: процесс адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мулява О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускник военной кафедры: процесс адаптации»

О. МУЛЯВА, кандидат социол. наук

Военный артиллерийский университет (С.-Петербург)

Концепция национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ, принятые в 2000 году, предполагают формирование в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного и подготовленного кадрового резерва офицеров запаса. В соответствии с Указом Президента РФ от 10.04.2000 г. № 660 на основании Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 2000-2005 годах планируется ежегодно призывать на военную службу до 15 тыс. граждан, окончивших учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, в том числе до 5 тыс. граждан непосредственно по окончании вузов. На важность проблемы подготовки кадрового потенциала на военных кафедрах указывают и факты принятия соответствующих документов [1].

Основой вневойсковой подготовки кадрового резерва для офицерского корпуса Вооружённых Сил должна стать контрактная система обучения студентов с финансированием из бюджета Министерства обороны и переформированием военных кафедр в военные факультеты с соответствующей учебно-материальной базой. В этой связи особое значение приобретает такая важная сторона вневойсковой подготовки студентов военных кафедр, как социальная и профессиональная адаптация их к военно-профессиональной деятельности, которой пока не уделяется должного внимания.

Офицеры, закончившие граждан-

Выпускник военной кафедры: процесс адаптации

ские вузы, попадают в специфическую социальную среду. Им приходится преодолевать все тяготы и лишения воинской службы - неустроенность быта в отдаленных гарнизонах, большие моральные и физические нагрузки, трудности, связанные с отсутствием опыта работы с людьми, недостаточные профессиональные навыки, испытывать социальную незащищенность, строгую субординацию всей жизни и деятельности, новое социальное положение и взаимоотношения с членами воинского коллектива и многое другое. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию офицеров запаса и ведут к понижению их мотивации в службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, желание служить дальше.

Затягивание процесса адаптации нередко приводит офицеров запаса к нарушениям воинской дисциплины, к безынициативности и равнодушию к проблемам, существующим в части и подразделении, даже к ухудшению состояния здоровья. Это вызывает недоброжелательное отношение к ним сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.

Материалы, представленные в данной статье, основаны на конкретных социологических исследованиях, проведенных на военных кафедрах и факультетах гражданских вузов, а также в войсковых частях различных округов. Анализ служебной деятельности офицеров показывает, что ход и по-

следствия социальной адаптации являются важным фактором, обусловливающим её эффективность. Социальная адаптация военнослужащего характеризуется:

• освоением норм, ценностей, условий новой социальной среды;

• включением в сложившиеся формы служебного взаимодействия (формальные, неформальные, групповые, организационные и т. д.);

• решением типичных служебных задач путем использования принятых способов поведения, действий;

• овладением принятыми, сложившимися формами служебно-професси-ональной деятельности.

Поскольку процесс социальной адаптации всегда протекает в условиях конкретного воинского коллектива, ее содержание обычно включает:

служебно-функциональную адаптацию (выбор профессии, обучение специальности, вхождение в профессию с момента начала работы по специальности и др.);

социально-психологическую адаптацию (взаимоприспособление ценностных ориентаций, формирование положительных неформальных отношений с товарищами по службе, достижение ценностного единства военнослужащего и коллектива);

повседневно-бытовую (адаптацию к условиям службы, процесс формирования связей между воинской частью и индивидом посредством создания необходимых условий; систему внешних к воинской деятельности факторов, определяющих возможность эффективного использования военнослужащих и степень благоприятного их воздействия на здоровье человека и развитие его личности);

общественно-организационную социальную адаптацию (при этом адаптация происходит как к самим видам деятельности коллектива, так и к соответствующим отношениям).

Успешность процесса адаптации офицеров запаса предопределяется еще в ходе обучения на военной кафедре (факультете) в вузе, когда не только усваиваются знания, формируются навыки, нормы поведения, но и закладывается характерный для офицера образ жизни. Необходимо поэтому уже в этот период значительное внимание уделять проблемам социальной адаптации студентов военных кафедр вузов.

Для исследования социальных проблем подготовки офицеров запаса, выработки конкретных рекомендаций и предложений, создания системы работы по социальной адаптации к службе студентов военных кафедр была разработана соответствующая программа и проведено комплексное социологическое исследование в гражданских вузах Санкт-Петербурга на военных кафедрах и факультетах, а также в войсковых частях различных военных округов. В период с 1997 по 2001 годы была обследована достаточно значительная по объему и масштабам выборка. Среди респондентов были студенты и офицеры. В опросе приняли участие более 500 студентов, обучающихся на военных кафедрах и факультетах в Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском техническом университете, Санкт-Петербургском технологическом университете, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, Государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербургском институте машиностроения. Был осуществлен контент-анализ планов учебно-воспитательной работы, личных дел, других документов, проведен опрос экспертов, в роли которых выступали преподаватели, руководящий состав кафедр, факультетов, частей, офице-

ры отдела военного образования Ленинградского военного округа.

Кроме того, с целью исследования и изучения социальных проблем молодых офицеров в войсках, призванных из запаса, проведено социологическое исследование в десятках воинских частей в Московском, Ленинградском, Сибирском, Уральском, Приволжском, Дальневосточном, Забайкальском, Северокавказском военных округах. Изучены документы, материалы и личные дела офицеров запаса в военных комиссариатах Санкт-Петербурга, опрошено около 250 молодых офицеров кадрового состава и призванных из запаса, проинтервьюированы десятки экспертов [2-3].

Результаты исследования были подвергнуты статистико-математической обработке на ЭВМ при помощи программы КОБРА + (Комплекс обработки анкет) ВЦ НИИ КСИ при Санкт-Петербургском университете.

Весьма значимой характеристикой социальной зрелости студента оказывается также его отношение к вопросам военной подготовки как офицера запаса, к будущей службе в армии. Для выявления и анализа связанных с этим проблем было опрошено 508 студентов, обучающихся на военных кафедрах и факультетах. Опрос проводился анонимно, выборка случайная. В общей сложности было обследовано более 25% военных кафедр, расположенных на территории Санкт-Петербурга и области.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что из числа студентов, обучающихся на военных кафедрах, только 42% респондентов считают, что военная подготовка необходима; посещают занятия, чтобы избежать призыва в армию, - 34%; считают, что это потеря времени, - около 16%. Положительное влияние военной подготовки на формирование студентов как

гражданских специалистов отмечают 37% опрошенных, отрицательное -30%, затрудняются дать оценку - около 21%. По мнению студентов, занятия на военной кафедре расширяют кругозор, о чем свидетельствуют ответы 45% респондентов, студенты становятся более организованными, дисциплинированными - считают 24%, получают навыки руководителя, приобретают опыт работы с людьми - 23%, воспитывают патриотизм - 14%. Как считают опрошенные, освоили выполнение служебных обязанностей в качестве офицеров запаса: в полном объеме -около 14%, есть небольшие трудности

- у 56%, испытывают большие проблемы - 15%.

Особенности морально-психологической подготовки к предстоящей профессии офицера студенты оценивают следующим образом.

• Формирование моральных ценностей, готовности к защите Отечества, к выполнению приказов рассматривают как вполне удовлетворительное 28%, удовлетворительное - 39%, неудовлетворительное - 16%, затрудняются ответить - 15%.

• Степень адаптированности и психологической устойчивости к трудностям службы признают вполне удовлетворительной - 18%, удовлетворительной - 40%, неудовлетворительной

- 24%, затрудняются дать ответ - 16%.

• Профессиональное обучение, информирование, уровень подготовки к предстоящей деятельности считают вполне удовлетворительными - 22%, удовлетворительными - 50%, неудовлетворительными - 12%, затрудняются ответить - 14%.

На вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, если бы Вас призвали офицером в армию?» - были получены следующие ответы:

• согласились служить по контракту - 31%;

• ни при каких обстоятельствах не будут служить - 32%;

• еще не задумывались над этим вопросом - 26%;

• другое мнение - 11%.

Из тех, кто согласен служить офицером, 16% считают эту профессию престижной, 17% озабочены возможными трудностями с трудоустройством на «гражданке», 15% рассчитывают решить жилищную проблему, иметь льготы, 29% выдвигают другие причины.

Вместе с тем, в предстоящей профессии офицера 34% опрошенных беспокоит бесперспективность службы, 28% - неустроенность быта, отдаленность гарнизонов, 27% - социальная незащищенность, 24% - недостаточная компетентность как военного специалиста, 14% - отсутствие опыта работы с людьми, 11% - большие физические и моральные нагрузки.

Причины увольнения молодых офицеров в представлении студентов выглядят следующим образом(при совмещении ответов на заданные вопросы):

• низкий заработок - 68%,

• тяжелые условия службы - 31%,

• нет перспектив повышения по службе - 19%,

• служба не носит творческого характера - 16%,

• плохие взаимоотношения с руководством - 8%,

• плохие отношения с подчиненными - 8%,

• другие причины - 11%.

Анализ показывает, что социально-

психологический портрет современного студента, обучающегося на военной кафедре, весьма неоднороден. Значительная их часть положительно оценивают возможность стать офицерами запаса, но есть немалая доля студентов, разочаровавшихся в профессии военного за время обучения на военной кафедре и воспринимающих военно-про-

фессиональное обучение без всякого интереса. К сожалению, велико число студентов, просто безучастных к обучению, социально пассивных. Треть студентов поступает на военную кафедру с тем, чтобы не служить срочную службу солдатом. Полученные результаты свидетельствуют, что при приеме на военные кафедры и факультеты недостаточное внимание уделяется социально-психологическому изучению студентов по выявлению их мотивации и готовности к получению военной специальности.

В процессе учебы на военных кафедрах отсутствует или проводится недостаточная морально-психологическая подготовка студентов к предстоящей военно-профессиональной деятельности, не налажена целенаправленная работа по социально-психологической адаптации к военной службе. Не уделяется должного внимания вопросам военно-патриотического воспитания.

Наиболее сложный период в жизни офицера запаса приходится на первые месяцы после призыва на военную службу.

Существует противоречие в оценке процесса адаптации самими выпускниками военных кафедр и экспертами. Большая часть молодых специалистов считает, что их социальная адаптация завершается к концу первого года, а профессиональная - к концу третьего.

Прежде чем приступить к рассмотрению результатов исследования, выясним, каков портрет современного офицера запаса. По национальности 98% респондентов составляют русские, -как правило, выходцы из семей служащих (48%) и рабочих (37%); дети военнослужащих составляют около 11%. Большинство, порядка 66%, холосты, женаты - 31%, имеют детей лишь 3% опрошенных. Средний трудовой стаж до службы в армии составляет чуть менее полутора лет. Причем 44% имеют тру-

довой стаж от одного года до двух лет, от двух до трех лет - 16%, не имеют стажа 15% респондентов. Средний возраст

- 24 года. Средняя выслуга на офицерских должностях - 11 месяцев. Основная масса (45%) прослужила в армии до полугода, отполугода до года -16%, отгода до полутора - 16%, от полутора до двух лет - 7% опрошенных. Таким образом, исследование действительно проводилось в период профессиональной и социальной адаптации к воинской службе офицеров, призванных из запаса.

Анализ опроса свидетельствует, что при освоении служебных обязанностей и профессиональных навыков 77% респондентов сталкиваются с трудностями, 13% - испытывают большие проблемы. Эти трудности 68% опрошенных связывают с отсутствием практических навыков, 14% - со сложностями в работе с людьми, 13% - с недостаточной теоретической подготовкой в вузе. Уровень профессиональной подготовки, полученной в учебном заведении, оценивают как высокий 34% опрошенных, как удовлетворительный

- 57%. Это непосредственным образом отражается на учебе и службе офицеров. Так, нормативы боевой подготовки уверенно выполняют 26%, удовлетворительно - 66% и не выполняют - 9% респондентов.

Усугубляет положение и то обстоятельство, что молодым лейтенантам приходится выполнять функции, не входящие в круг их прямых обязанностей. Более 38% опрошенных отмечают, что это происходит постоянно. В результате отношение к избранной профессии у 47% респондентов изменилось в худшую сторону, осталось прежним лишь у 40%. В конечном итоге, 66% опрошенных заявляют, что уволятся при первой же возможности, 20% сожалеют о том, что стали офицерами, будут продолжать службу - 11%.

Исследование выявило пассивность,

безразличие значительной части выпускников к существующим в подразделении проблемам. Только 47% опрошенных участвуют в общественной работе, 9% - в рационализаторской. Предложения, направленные на улучшение службы, высказывали 48% респондентов, однако 38% респондентов отмечают, что ни одно из них не было учтено людьми, от которых зависит их решение, а 41% -ничего не знают о реакции руководства - это тоже одна из причин низкой социальной активности офицеров.

Сравнивая офицеров запаса и кадровых военных, можно отметить, что, безусловно, последние более подготовлены к службе, у них быстрее проходит социальная и профессиональная адаптация.

Одной из задач исследования было выяснение причин увольнения молодых офицеров запаса. Как оказалось, основными из них являются: низкий заработок, тяжелые условия службы, бытовые проблемы, неясность перспектив дальнейшей службы и др. Главными ценностями для молодых офицеров представляются (по мере убывания значимости): семья, материальное благополучие, долг, карьера, профессиональный успех, духовное развитие.

Вызывает интерес сравнительный анализ результатов опросов офицеров, желающих продолжить службу, и тех, кто решил уволиться. Различия выявились в мотивации, ценностных ориен-тациях, разных уровнях профессиональной подготовленности, дисциплинированности, социальной активности. Из тех, кто хочет продолжить службу, 31% респондентов с детства мечтали стать военными, 15% считают, что продолжают семейные традиции, для них приоритетными являются долг, честь, Родина, затем семья и карьера. Они более уверенно выполняют нормативы специальной подготовки, не испытывают больших проблем в профессио-

нальном становлении, им чаще оказывают помощь сослуживцы, у них в пять раз реже происходит отрыв личного интереса от боевой подготовки, они в четыре раза выше оценивают уровень морально-психологической подготовки в вузе. Офицеры, решившие продолжить службу, более удовлетворены положением в воинском коллективе, испытывают большее уважение со стороны подчиненных, больше проявляют социальную активность, у них меньше нарушений воинской дисциплины, чем у тех, кто решил уволиться. Наблюдаются различия также в специфике содержания и характере деятельности, в степени удовлетворенности взаимоотношениями в воинских коллективах.

Причины неадаптированности офицеров к условиям службы связаны во многом с их социально-психологической предрасположенностью: отсутствием мотивации в профессиональном и служебном росте, с низким уровнем морально-психологической и профессиональной подготовки, полученной на военной кафедре вуза, с деформацией ценностных ориентаций.

Поэтому так важно в начальный период службы создать для новичков благоприятный морально-психологический климат в коллективе, оказать помощь в становлении молодому офицеру, проявить чуткое и внимательное отношение к его нуждам и запросам. В последующем все большее значение в адаптации приобретают характер и содержание деятельности, возможности служебного и профессионального роста.

В связи с вышеизложенным в интересах военно-профессиональной адаптации гражданской молодежи, вузам и их военным кафедрам (факультетам) целесообразно организовать издание и распространение справочно-инфор-мационных материалов и публикаций в периодической печати о существую-

щих структурах офицерской подготовки, перечне военных специальностей в тех или иных гражданских вузах. Одной из основных задач является доведение до массового сознания будущих абитуриентов возможности альтернативной подготовки офицеров.

Как правило, не реже одного раза в год на военных кафедрах (факультетах) должны проводиться дни открытых дверей, что предусматривает встречу будущих кандидатов с командованием кафедры, ознакомление с учебно-лабораторной базой, бытовыми условиями.

Особое внимание следует уделять популяризации учебы, жизни и быта студентов, а главное - наличию у них возможности на военной кафедре получить профессию военного и после окончания вуза сделать выбор в пользу службы по контракту в Вооруженных Силах или в других силовых структурах.

Важнейшим средством военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, его подготовки к службе в армии является целенаправленная агитационно-пропагандистская работа в общеобразовательных школах, ПТУ и средних специальных учебных заведениях. Проведение с учащимися тематических вечеров и бесед способствует формированию у них уважительного отношения к Вооруженным Силам России, к лучшим традициям Российской армии, воспитывает чувство гордости за офицерский корпус, способствует осознанному выбору профессии военного.

Необходимо создать систему, обеспечивающую качественный профессионально-психологический отбор для обучения на военных кафедрах (факультетах) гражданских вузов не только по данным общеобразовательной и физической подготовки, но и по мотивационному критерию (в службе, учебе, предстоящей профессии), а также по способности быстро

адаптироваться к новым социальным условиям.

Одной из самых важных задач военно-профессионального отбора должно быть выявление у молодых людей, поступающих на военную кафедру, военно-профессиональной наклонности, стремления посвятить свою жизнь военной службе, наличия у них понимания основных целей и задач этой деятельности, а также присутствия определенных предпосылок, адаптационного потенциала для успешного овладения профессией.

Анализ социологических данных свидетельствует, что из 3-4 млн. юношей 17-19-летнего возраста ежегодно пытаются поступить в высшие военные учебные заведения только 110-120 тыс. человек (данные 1998г.), что в 5-6 раз меньше суммарного количества молодых людей, выразивших твердое желание стать офицером и допускающих для себя такую возможность. Чтобы привлечь их к поступлению на военную службу, необходима эффективная работа по военно-профессиональной ориентации молодежи. Нынешнее состояние этой работы показывает, что требуются новые подходы к её организации, учитывающие

особенности современного развития общества, социально-психологическую ситуацию в стране и в Вооруженных Силах. И одним из них могла бы стать ориентация молодежи на альтернативную подготовку офицеров в гражданских вузах.

Литература

1. Положение о военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2000 г. № 768 // Российская газета. - 2000. - 26 окт.

2. Лемешонок А.Ф, Мулява О.Д. Проблемы отбора и подготовки офицерских кадров // Морской медицинский журнал. Североморск.- 1999. - № 3.- С.27-30.

3. Лемешонок А.Ф, Мулява О.Д. Социально-психологические аспекты подготовки офицерских кадров // Прикладная психология. - 1999. - № 3. - С.37-43.

4. Вапилин Е.Г, Мулява О.Д. Социальные

проблемы военного образования // Военная мысль.- 2001. - № 1. - С. 48-51; Вапилин Е.Г, Мулява О.Д. Смогут ли офицеры запаса решить кадровую проблему в армии. // Военная мысль. -2001.- № 5. - С.37-42.

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

НАУЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» - базовый философский журнал Министерства образования России.

Основные рубрики:

философия и культура в контексте времени проблемы российского образования в помощь преподавателю гуманитарных дисциплин актуальные проблемы современности

Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории философии, философской антропологии, политической культурологии, религиоведения, психологии, философского психоанализа, эзотерики.

Журнал «Философские науки» входит в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ.

Индекс в каталоге «Пресса России» - 45490. Телефон редакции: 203-72-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.