НАУЧЮ-ЛЕТОДИЧЕСШ ПРОШМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 355.082.4+316.614 О.В. Торкунов
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ КГАСУ
В современном обществе человек все чаще сталкивается с различными проблемами психологического характера. Изменение ритма жизни, дефицит времени, изменение сроков и способов решения задач требуют новых подходов к решению вопросов сохранения психического здоровья человека. Особое значение сохранение психического здоровья приобретает в связи с выполнением человеком важных государственных задач. Одной из таких задач в современном российском обществе была и остается задача защиты Отечества. Федеральное законодательство определяет военную службу в Вооруженных Силах РФ как особый вид федеральной государственной службы. Эта особенность, прежде всего, заключается в том, что профессиональная деятельность военнослужащих состоит в повседневном исполнении обязанностей военной службы, которые могут исполняться в мирное время, в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в состоянии войны [5].
В условиях реформирования Вооруженных Сил РФ и перехода на профессиональную армию особую важность приобретает вопрос подготовки мобилизационных ресурсов и, прежде всего, ресурсов офицеров запаса. В постановлении Военного совета Главного командования Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ, принятом в сентябре 2004 года, отмечается, что призыв офицеров запаса на военную службу на 24 месяца становится одним из полноправных и постоянных источников комплектования офицерских должностей в Вооруженных Силах. На первый план выдвигается проблема кардинального изменения подходов к подготовке студентов на военных кафедрах. В качестве главной задачи определено доведение уровня подготовки офицеров запаса на военных кафедрах до уровня, обеспечивающего уверенное исполнение должностных обязанностей по предназначению в мирное время. Таким образом, обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса приобретает сегодня значительную актуальность [3,4].
В Казанском государственном архитектурно-строительном университете военная кафедра существует с 1968 года. За это время было подготовлено 7344 офицера запаса для артиллерийских частей и подразделений Сухопутных
войск ВС РФ. Из них 483 человека прошли службу по призыву сроком 24 месяца, а 17 человек принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе.
В настоящее время на кафедре проходят подготовку более 350 студентов, которые осваивают 6 военно-учетных специальностей для артиллерии, автомобильных войск и войск гражданской обороны. Необходимо отметить, что обучение на военной кафедре проводится на добровольной основе (по личному желанию студента), и его можно рассматривать в качестве дополнительной образовательной программы для граждан мужского пола, являющихся студентами 3 и 4 курсов.
Расширение спектра задач, решаемых на кафедре, увеличение числа подготавливаемых специальностей требуют применения новых подходов к организации учебного процесса как со стороны руководства кафедры, так и от каждого преподавателя. Как показал проведенный в 2003-2004 годах опрос выпускников военной кафедры, прошедших службу в войсках, 87,7% из них отмечают, что, имея достаточные знания техники и вооружения, они не имели необходимого уровня психологической готовности к выполнению своих служебных обязанностей на должностях офицеров. Поэтому из всего многообразного спектра вопросов подготовки офицеров запаса будет более подробно рассмотрен вопрос их психологической готовности к выполнению обязанностей военной службы.
Анализ публикаций [1,2] по вопросам психологической готовности выпускников военных кафедр (факультетов) к прохождению службы в Вооруженных Силах показал, что их психологическая адаптация к условиям военно-профессиональной среды сегодня практически не рассматривается. Квалификационные требования, предъявляемые к выпускнику военной кафедры, предусматривают наличие у него соответствующей степени годности по состоянию здоровья, обладание им командно-методическими навыками, умение применять изученные образцы техники и вооружения и т. д. Вместе с тем, ни в одном документе, регламентирующем учебный процесс на военной кафедре, не говорится о психологической подготовке будущих офицеров.
Для решения этой задачи необходимо спланировать и проводить психологическое
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
сопровождение обучаемых в процессе учебы, обратив особое внимание на изучение индивидуальных особенностей студентов, выявление у них устойчивой мотивации и формирование психологической готовности к продолжению военной службы на офицерских должностях. Для этого предлагается программа внедрения психологического сопровождения в учебном процессе военной кафедры КГАСУ, которая состоит из следующих этапов.
Организационный этап. Он предполагает организацию работы на военной кафедре по психологическому сопровождению процесса обучения по соответствующей военно-учетной специальности. Прежде всего, он включает в себя планирование процесса психологического сопровождения, определение должностных лиц из штатного состава военной кафедры, ответственных за данное направление работы, разработку инструментария для проведения тестирования студентов, организацию взаимодействия с соответствующими структурами в составе университета. Планирование психологического сопровождения предполагается проводить на учебный год с учетом двухгодичного обучения на военной кафедре. Должностные лица, ответственные за организацию и проведение этой работы, должны иметь соответствующую профессионально-психологическую подготовку и навыки практической работы с обучаемым контингентом. Также необходимо отметить, что, несмотря на специфику данной работы, ее необходимо проводить в общем контексте воспитательной и патриотической работы, организованной в учебном заведении.
Первый этап. Психологическое сопровождение студентов необходимо начинать при отборе кандидатов для прохождения обучения по программам подготовки офицеров запаса. В настоящее время в соответствии с требованиями руководящих документов отбор заключается в оформлении личного заявления студента на имя ректора вуза и прохождении им медицинской комиссии через закрепленные за военными кафедрами военные комиссариаты. На основании результатов медицинского обследования и заявления студента включают в приказ ректора о начале подготовки на военной кафедре.
Однако именно на этом этапе необходимо проводить индивидуальное изучение студента, выявлять его мотивацию к обучению по программе подготовки офицера запаса, что позволит в дальнейшем строить работу по психологическому сопровождению каждого обучающегося.
Второй этап. Он представляет собой длительный процесс на протяжении всего обучения студента на военной кафедре и должен включать в себя:
- индивидуальные беседы;
- изучение изменений в автобиографических данных;
- изучение успеваемости студента как на военной кафедре, так и по основным дисциплинам, изучаемым в вузе в соответствии с выбранной специальностью;
- психологическое тестирование;
- рассмотрение вопросов психологической готовности в ходе проведения занятий;
- освоение студентами навыков командования подчиненным личным составом и т.д.
Практика показывает, что формирование психологической готовности к продолжению службы на должностях офицеров в войсках зависит от ряда факторов. Во-первых, в значительной степени на эффективность и результативность образовательного процесса оказывает уровень материально-технического обеспечения проводимых занятий. Изучение образцов устаревшей техники, отсутствие современных учебно-тренировочных комплексов значительно снижают мотивацию при освоении определенных военных специальностей. Во-вторых, отрицательную роль играют недостаточная профессиональная и методическая подготовленность преподавательского состава. С другой стороны, сочетание уставной требовательности и специфики преподавания в гражданском вузе оказывает положительное влияние на формирование позитивного отношения к службе в армии.
Сегодня среди преподавателей военной кафедры Казанского ГАСУ 85% офицеров имеют опыт службы на командных должностях в войсках более 10 лет, из них около 70% - свыше 20 лет. В настоящее время на военной кафедре работают 2 офицера, имеющие боевой опыт, полученный при прохождении службы на территории Республики Афганистан, 5 офицеров принимали участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, 4 человека проходили службу в Республике Таджикистан, 1 офицер является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В учебном процессе и они, и другие преподаватели кафедры умело сочетают изложение теоретического материала с вопросами практического применения частей и подразделений как в мирное время, так и в условиях боевой обстановки.
На этом этапе психологического сопровождения учебного процесса необходимо отметить роль дисциплинарной практики, применяемой в отношении студентов. Комплексное использование методов поощрения и наложения дисциплинарных взысканий позволяет значительно повысить мотивацию будущих офицеров к выполнению повседневных обязанностей и качественному освоению учебной программы.
НАУЧНО-ЛЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ
Третий этап. Предусматривает психологическое сопровождение в ходе учебного сбора после завершения основного обучения на военной кафедре, который проводится, как правило, в войсковых условиях.
Здесь важную роль играют планирование сбора, подготовка учебно-материальной базы, методическое мастерство преподавателей, профессионально-педагогическая подготовка офицеров войсковых частей, проводящих занятия, организация внутренней службы и бытовых условий и другие аспекты.
Аналитический этап. Предусматривает обобщение и анализ проведенной работы по психологическому сопровождению обучения студентов на военной кафедре за определенный отрезок времени, позволяет выделить положительные стороны и недостатки, определить направления дальнейшего совершенствования психологических аспектов формирования готовности к службе в войсках.
В связи с рассматриваемой темой определенный интерес представляют исследования, проведенные О. Д Мулявой [2]. Им сделан сравнительный анализ результатов опросов офицеров, желающих продолжать службу, с офицерами, решившими уволиться. Анализ показал, что основные отличия данных категорий офицеров заключаются в разной направленности мотивации, ценностных ориентаций, в уровнях профессиональной подготовленности, дисциплинированности, социальной активности. Те, кто желает продолжать службу, более уверенно выполняют нормативы по специальной подготовке, не испытывают больших проблем в профессиональном становлении, им чаще оказывают помощь сослуживцы, и, что особо примечательно, они в четыре раза выше оценивают
морально-психологическую подготовку, полученную в ходе обучения в вузе. Кроме того, хорошая психологическая подготовка позволила этой категории офицеров запаса уменьшить уровень конфликтности в период прохождения службы как с непосредственным начальством, так и с сослуживцами и подчиненными.
Таким образом, психологическое сопровождение обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса позволяет изучить их индивидуальные особенности, повысить мотивационную направленность на качественное овладение определенной военно-учетной специальностью и сформировать психологическую готовность к продолжению военной службы на офицерских должностях в Вооруженных Силах России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лемешонок А.Ф., Мулява О.Д. Социально-психологические аспекты подготовки офицерских кадров // Прикладная психология. М., 2001. №№3. - С.37-43.
2. Мулява О.Д. Из вуза - на офицерскую службу: вопросы социально-профессиональной адаптации // Социологические исследования. 2003, №6. - С.64-69.
3. Положение об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 1999 г. № 1255 // Российская газета, 29.11.1999.
4. Постановление Военного совета Главного командования Сухопутных войск РФ // Красная Звезда, 3.10.2004.
5. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" // Российская газета, 28.03.1998.