Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Вера Константиновна, Носков Николай Николаевич

Рассматривается важный в теории менеджмента вопрос формирования военно-профессиональных навыков курсантов высших военно-учебных заведений через развитие компетентности. Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкова Вера Константиновна, Носков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL SKILLS OF CADETS

The authors consider the important in the theory of management problem offormation ofprofessional military skills of students of higher military educational institutions through development of competence. The competence of service personnel as military professionals is formed by a system of key, base (general) and special competencies, taking a shape in the process of training and developing in activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ»

сознательного ограничения потребления. Современная цивилизация приходит к осознанию необходимости воспитания людей в духе реального гуманизма, так как в современном мире наблюдается очередной кризис мировоззрения, вызванный экологической ситуацией. Экологический императив всегда играл заметную роль в истории, и от того, как люди решали проблему своих взаимоотношений с природной средой, зависела судьба целых культур. На современном этапе человечество уже стало единой глобальной силой на планете. Переход человечества к ноосферной цивилизации предполагает в первую очередь изменение сознания каждого человека, человеческих групп и человечества в целом, то есть смену ценностных, морально-этических и других жизненно важных ориентиров. Только при главенствовании этих изменений для человечества будет возможно движение вперед. Ноосферное развитие предполагает постепенный поэтапный переход к ноосферной цивилизации, обязательными элементами которого является экологизация производства, сохранение биосферы, новый природосберегающий тип производства и экономического развития, переориентация всего человеческого сообщества с ценностей общества потребления на ценности общества культурного, интеллектуального, духовного развития и сохранения среды обитания на основе рационального природопользования. Профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Н. Г. Хайруллина в своих исследованиях доказывает, что коренные народы Тюменского Севера всегда были ориентированы на сохранение среды своего обитания на основе рационального природопользования. В настоящее время, по данным ее исследований, состояние природно-сырьевых ресурсов в районах проживания коренных народов Севера оценивается в целом как пригодное для ведения традиционного хозяйства [6].

Мы убеждены в том, что сегодня нужна не просто передача эстафеты опыта и знаний, но и эстафеты предвидения. При современных темпах изменения условий жизни, ее сложности и росте угроз самому существованию человечества уже нельзя ориентироваться только на традиции и прошлый опыт. Сейчас ситуация меняется качественно, и человечество нуждается в коллективных, интеллектуальных усилиях. Задача Коллективного Разума — заглядывать за горизонт и, опираясь на принципы экологической этики, на синтез естествознания и гуманитарных дисциплин, строить свою стратегию развития с учетом интересов будущих поколений.

Список литературы

1. Адамов А. К. Ноосферная философия. - Саратов, 2009. - 275 с.

2. Беззубцева Н. А. Концепция ноосферы в проекции современного общества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 2. - С. 42-47.

3. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Итоги перестройки радикальных реформ и нынешнее состояние России // Новая парадигма России в XXI веке. - М., 2011.

4. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы философии. - 1999. - N° 4.

5. Урсул А. Д. Стратегия устойчивого развития и новый этап в учении о ноосфере // Безопасность Евразии. - 2003. -№ 3.

6. Хайруллина Н. Г. Обские угры: тенденции и социальные характеристики // Хайруллина Н. Г. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.

Сведения об авторе

Беззубцева Нина Александровна, к. ф. н., доцент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526, e-mail: ninel1157@mail.ru

Bezzubtseva N. A., Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor of the chair «Social sciences», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526, e-mail: ninel 1157@mail.ru

УДК 37.037.1

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУРСАНТОВ

FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL SKILLS OF CADETS

В. К. Зыкова, Н. Н. Носков

V. K. Zykova, N. N. Noskov

Ключевые слова: военно-педагогический процесс, военно-профессиональные качества, курсанты, военнослужащие, компетентность Key words: military pedagogical process, military-professional quality, cadets, military personnel competence

Рассматривается важный в теории менеджмента вопрос формирования военно-профессиональных навыков курсантов высших военно-учебных заведений через развитие компетентности. Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

The authors consider the important in the theory of management problem offormation ofprofessional military skills of students of higher military educational institutions through development of competence. The competence of service personnel as military professionals is formed by a system of key, base (general) and special competencies, taking a shape in the process of training and developing in activities.

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто работника, а грамотно действующего человека для планирования и эффективного выполнения поставленных перед ним задач. По мнению Хайруллиной Н. Г., целей организации можно достичь только с квалифицированным, заинтересованным персоналом, со знатоками своего дела, последователями непосредственного руководителя [1]. Развитие современной армии возможно при условии высокой компетентности личного состава в целом и офицеров в частности.

В условиях введения в деятельность высших военно-учебных заведений государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования возрастает роль организации учебной и методической работы. Это связано с дефицитом учебного времени, отводимого на военно-профессиональную подготовку выпускников.

Отметим, что военно-педагогический процесс представляет собой организованную, целенаправленную учебно-воспитательную деятельность командиров в подготовке воинов к умелым действиям в современном бою. В его рамках осуществляется и общая для всех коллективов задача — формирование всесторонне развитой личности.

Важнейшим направлением совершенствования военно-педагогического процесса является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет усиления напряженного военно-педагогического труда, направленного на высокий конечный результат.

В современных условиях ведущее место в преподавании занимает проблемное преподавание, которое позволяет развивать творческие способности обучаемых. Особенность проблемного преподавания заключается в том, что преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед аудиторией вопросы, размышляет, рассуждает вслух, приводит доводы и контрдоводы, побуждает обучаемых включиться в поиск решения возникших проблем, раскрывает перед ними методологию теоретического анализа. Излагая учебный материал, преподаватель в определенных случаях не спешит дать решения проблемы, а стремится подвести к этому самих обучаемых, побуждает их к размышлениям, увлекает возможностью самостоятельного поиска.

Известно, что создание проблемных ситуаций, широкое использование технических средств обучения и наглядных пособий, применение различных эффективных методических приемов пробуждает интерес и активизирует познавательную деятельность обучаемых.

Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры. При этом В. Р. Коновалов обращает внимание на культуру офицера, под которой предлагает рассматривать компонент дополнительного профессионального военного образования, выполняющий системную функцию формирования полноценного представления о технической культуре офицера в ее текущем состоянии и развитии [2].

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов формируется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

По нашему мнению, военно-профессиональная компетентность предусматривает военно-профессиональную подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Здесь тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально обусловленные требования — система регламентации воинской деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. С другой стороны, это собственные устремления личности военнослужащего, его личностные потребности, стремления и интересы. От степени осознания личностью и интеграции в военнослужащего внешних и внутренних компонентов во многом зависит уровень сформированности его морально-психологических качеств, среди которых — нравственная ответственность, самоотверженность, готовность к самостоятельной деятельности, беспристрастность отношения, творчество и инициатива при реализации должностных функций и др. Отметим, что аналогичные качества выявлены во время анкетного опроса, проведенного в 2012 г. среди судебных приставов Тюмени под руководством Н. Г. Хайруллиной [3].

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется развитие конкретного военнослужащего и воинских коллективов и достигаются результаты воинского труда — боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Одним из способов формирования социальной компетентности являются ролевые игры, отмеченные О. Н. Мачехиной, как наиболее оптимальный метод, позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы [4]. Ролевая игра является своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности, и особенно актуально ее использование в старшем возрасте, так как особенности психофизиологического развития личности в этот период позволяют гармонично сочетать процессуальную и результативную стороны деятельности.

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли. Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 324 с.

2. Коновалов В. Р. Диагностика культуры офицера: системный подход // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2013. -№ 2. - С. 53-57.

3. Хайруллина Н. Г. Оценка деятельности судебных приставов города Тюмени: по результатам социологического исследования / Хайруллина Н. Г., Конова Т. А. // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 2. - С. 33-37.

4. Михайлов О. Лекционная форма обучения (недостатки и способы их устранения) / О. Михайлов, В. Комогорцев // Alma mater : Вестник высшей школы. - 2006. -N° 6. - С. 24-25.

Сведения об авторах

Зыкова Вера Константиновна, профессор кафедры «Естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины», Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, г.Тюмень, тел. 89044925572

Носков Николай Николаевич, к. т. н., доцент кафедры «Военно-специальные дисциплины», Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, г. Тюмень, тел. 89220097635

Zykova V. K., professor of the Department of natural science and general professional disciplines, Tyumen Higher Military Engineering Command School (military Institute) named after marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov, tel. mob. 89044925572

Noskov N. N., Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Department of special military disciplines, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named after marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov, tel. mob. 89220097635

УДК 316

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

ETHNIC RELATIONS IN THE PROVINCIAL CITY

К. К. Кошме

K. K. Koyshe

Ключевые слова: межэтнические отношения, межэтническая напряженность, провинциальный город, казахское население Key words: ethnic relations, ethnic tensions, a provincial town, the Kazakh population

Анализируются межэтнические отношения, складывающиеся у представителей казахского населения в условиях полиэтничного провинциального города, на основании результатов анкетного опроса, проведенного автором в городах юга Тюменской области. Показано, что большинство представителей казахского населения считают, что отношения между ними и местным населением стабильны и беспроблемны. В заключение формулируется вывод о том, что основой формирования культуры межэтнических взаимоотношений должно быть социально-экономическое сотрудничество и взаимопомощь людей разных национальностей с учетом их этнической специфики.

The article analyzes the inter-ethnic relations, formed among the representatives of the Kazakh population in the conditions ofpolyethnic provincial town based on the results of the questionnaire survey conducted in the towns of the Tyumen region south. It is shown that the majority of the Kazakh population representatives believe that the relationship between them and the local population are stable and trouble-free. At the conclusion it is formulated that the basis for building the inter-ethnic relations culture should be a socio-economic co-operation and mutual support ofpeople of different nationalities with regard to their ethnic identity.

В условиях полиэтничного провинциального города представители казахских диаспор вступают в межэтнические и межкультурные взаимодействия с представителями других национальностей, что предполагает исследование причин межэтнической напряженности, возникающей между ними и людьми других национальностей, проживающими на юге Тюменской области. Рассмотрим оценку представителями казахского населения отношений, складывающихся между людьми различных национальностей, на основании результатов анкетного опроса, проведенного автором по методике профессора Н. Г. Хайруллиной [1]. На соответствующий вопрос, поставленный представителям казахского населения, были получены следующие ответы. Почти три четверти опрошенных ответили, что отношения между казахским и местным населением стабильны и беспроблемны. В то же время пятая часть опрошенных (18,4 %) отметили наличие в этих отношениях определенной напряженно-

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.