Научная статья на тему 'Формирование образа «Российский офицер» у курсантов'

Формирование образа «Российский офицер» у курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ARMY / SOCIAL MILIEU / SOCIAL ENVIRONMENT / COMPETENCY BUILDING APPROACH IN EDUCATION / MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Ирина Евгеньевна

Проводится теоретический и практический анализ влияния социальной среды высшего военного учебного заведения на профессиональное и личностное формирование курсантов, а также на динамику формирующегося у них образа «российский офицер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE IMAGE «A RUSSIAN OFFICER» AMONG THE CADETS

The article presents the theoretical and practical analysis of the social environment influence at a higher education military institution on the professional and personality formation of cadets and also the influence on the dynamics of forming in them the image of a «Russian officer».

Текст научной работы на тему «Формирование образа «Российский офицер» у курсантов»

News from higher educational institutions. Socioloeu. Economics. Politics. Л'а 3, 2013

УДК 37.061+35

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «РОССИЙСКИЙ ОФИЦЕР» У КУРСАНТОВ

FORMATION OF THE IMAGE «А RUSSIAN OFFICER» AMONG THE CADETS

И. E. Шемякина

I. E. Slicinyakina

Ключевые слова: армии, социальная среда, социальное пространство, компетеппишетный подход в образовании, военное профессиональное образование, высшее военно-учебное заведение Key words: army, social milieu, social environment, competency building approach in education, military professional education, military educational institution

Проводится теоретический и практический аиа шч втяния социальной среды высшею военного учебного заведения на проф/ессиона/ьное и личностное формирование курсантов, а также на динамику формирующегося у них образа «российский офицер».

The article presents the theoretical and practical analysis of the social environment influence at a higher education military institution on the professional and personality formation of cadets and also the influence on the dynamics of forming in litem the image of a «Russian officer».

Армия является ценным стратегическим ресурсом для современного общества, так как развитие государств;! и общества невозможно без эффективного обеспечения его национальной бсюпасности и обороны.

Военно-профессиональное образование является частью системы непрерывного образования, включающего гражданское и военное обра зование. На него возложена миссия — обучать, развивать, воспитывать субъекта обучения (курсанта) не только как будущего профессионала своего дела, но и как личность в обществе. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом. — помогать в формировании и развитии необходимых военно-профессиональных и личностных качеств, позволяющих офицеру — сегодняшнему курсанту — эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и быть личностью, готовой продолжить свое образова-нис.

Формирование личности курсанта детерминируется социальной средой как совокупностью общественных отношений, которые в результате определяют становление и развитие отдельно взятой личности или группы личностей |1|. Та часть социальной среды, в которой существует конкретный, педагогически организованный образ жизни развития и воспитания субъектов как совместно, так и индивидуально, является социальным пространством.

В педагогическом словаре рассматривается понятие «среда развития», включающее все факторы социализации человека, в том числе культуру, процесс обучения и воспитания |2|. Воспитание в военно-учебном заведении подразумевает формирование в сознании у курсантов образа «российский офицер».

А. А. Симаков в работе «Формирование профессиональной идентичности у курсантов военного вуза» пишет о формировании образа избранной профессии. В результате проведенного анализа работ отечественных исследователей автор выделяет основные этапы этого формирования: к первом) этапу относятся 1-2 курс, ко втором) этапу — 3-4 курс и к третьем) относится 5 курс |3|.

С целью формирования образа «российский офицер» мы провели обследование на базе двух образовательных учреждений: Тюменское высшее военное инженерное командное училище и муниципальное образова-тельное учреждение средняя школа № 29. В обследовании приняли \ частис четыре группы респондентов: группа № 1 — офицеры (29 человек, возраст от 24 до 50 лет), группа № 2 — ученики (.32 человека, возраст от 15 до 16 лет), группа № 3 — курсанты 1-го года обучения (29 человек, возраст от 17 до 21 года), группа № 4 — курсанты 4-го года обучения (30 человек, возраст от 21 до 26 лет), всего — 110 человек. Обследование проводилось методом «поперечных срезов». В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Качества российского офицера». Обследуемым предлагалось лроранжировать профессионально важные качества по степени значимости для российского офицера. Для составления данной методики был использован отзыв на выпускника, высылаемый в училище после года службы в войсках (основание: приказ МО РФ 1992 г. № 1.32). Анкета содержала 19 профессионально важных качеств военно-профессионального и личностного характера. После того как вес качества получили свою оценку в баллах, оценки отдельно по каждому из указанных в анкете качеств суммировались, далее находилась средняя оценка для каждого в отдельности качества.

В процессе исследования мы наблюдали изменение отношения к созданию портрета офицера в четырех группах испытуемых При этом было выяснено, что каждая группа испытуемых выстраивает в своих представлениях иерархию профессионально важных качеств по-своему, а значит, формирует образ российского офицера в своем сознании по-своему. Результаты по созданию общего портрета российского офицера разными гр\ ппами испытуемых были обсуждены в статье «Портрет российского офицера» |4|.

Предлагаем рассмотреть результаты экспериментальной работы с позиции влияния социальной среды высшего военно-учебного заведения на динамику формирующегося образа «российский офицер» у курсантов.

А. И. Ковалева в своей работе «Социализация» |5| рассмотрела различные теории социализации. Так основной функцией социализации по Дюркгейму является приобщение индивидов к идее «коллективного созна-

90

Известия высших ччебных завелений. Соиио.югия. Экономика. Политика. № 3, 2013

ния». Принцип подражания являлся генеральным положением теории С. Г. Тарда. Ниже приведено подтверждение данной теории (рис. 1).

■ количество совпадений в иерархии отношения к военно-профессиональным

ученики

курсанты 1-го года обучения

курсанты 4-года качествам офицера обучения

Рис. 1. Количество совпадений в иерархии отношения к военно-нрофессиошиьным качествам офицера групп (ученики, курсанты 1-го года обучения и курсанты 4-го годи обучения) с реальными (офицеры)

На рис. I мы наблюдаем наименьшее совпадение в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера у курсантов 1-го года обучения с офицерскими (приняты в исследовании как реальные). Первый курс обучения является периодом профессионального осмысления для курсантов. Они только входят в новую для себя социальную и профессиональную среду. Этот период характеризуется нестабильностью, связанной с адаптацией курсантов к новой для них социальной роли «Я — курсант». Наибольшее совпадение в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера выявлено у курсантов 4-го года обучения с офицерскими. Четвертый курс является периодом более осознанного отношения к выбранной военной профессии. Ученики показывают не самые малые совпадения в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера, возможно, находясь под влиянием телевидения и др.

Такое профессионально важное качество российского офицера, как «умение подчинять личные интересы служебным» мы рассматриваем главным признаком социализации курсантов. Э. Дюркгейм утверждает: «Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных» [5]. Показано отношение курсантов 1-го и 4-го года обучения к профессионально важному качеству «умение подчинять личные интересы служебным» (рис. 2.).

Рис. 2. Отношение групп испытуемых к качеству офицера «Умение подчинять личные интересы служебным» (в баллах)

Курсанты 1-го года обучения уделяют профессионально важному качеству «Умение подчинять личные интересы служебным» меньше внимания, чем курсанты 4-го года обучения в силу адаптации к новым социальным условиям (см. рис. 2).

Профессионально важное качество «инициатива и самостоятельность» (способность принимать решения, нести личную ответственность, разумно рисковать и др.) мы выделяем из всего списка качеств как обязательное в условиях работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Показано отношение курсантов 1-го и 4-го года обучения к этому качеству (рис. 3).

News from higher educational institutions. Socioloau. Economics. Politics. .M' 3, 2013

Рис. 3. Отношение групп испытуемых к качеству российского офицера «Инициатива и самостоите, шность» (в ôa ï uix)

Таким образом, под воздействием влияния социальной среды высшего военного учебного заведения возникает противоречие между философией военного и гражданского обучения. Резу льтаты экспериментальной работы показывают снижение важности качества «инициатива и самостоятельность» для курсантов 4-го года обучения в сравнении с тем. как относятся к этому качеству курсанты 1-го года обучения. Как следствие. мы (педагогический коллектив) наблюдаем понижение успеваемости по общспрофессиональным дисциплинам. Такой результат противоречит новой парадигме образования, обозначенной в компетентностном подходе |6|. в котором развитию самостоятельности и инициативы уделяется достаточно много внимания.

Данное положение является лишь частью тех тру дностсй. с которыми приходится столкну ться педагогическому коллективу в современных у словиях.

Личный состав армии, являясь частью российского общества, выну жден адаптироваться к разнице между скоростями стремительных социальных, научно-практических и экономических изменений, происходящих в российском государстве и в самой армии, определяющих поведение курсантов, например, между требованиями нравственного осмысления действий, посту пков и беспрекословным выполнением приказа: принципом равенств;! всех ку рсантов и требованием соблюдения су бординации: требованием инициативы, самостоятельности, сознательного отношения к делу и принципом строгой регламентации деятельности, поведения.

В заключение мы можем констатировать, что социальная среда высшего военного у чебного заведения влияет на динамику формирующегося образа «российский офицер» у ку рсантов, поэтому су ществу ет необходимость включения в процесс обучения курсантов осознанной составляющей формирования образа «российский офицер», которая бу дет согласована и с теорией, и с практикой.

Список литературы

1. Словарь по социаи.пой педагогике: учебное пособие / Автор-составитель Л. 15. Мардахаев. - М.: Академия. 2002. - 368 с.

2. 11едагогический словарь: учеб. пособие для студентов вузов / 15. И. Загвя зинский, А. Ф. Закирова, Т. Л. Строкова и др.: под. Ред. 13. И. Загвячипского, Л. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

3. Симаков А. Л. Формирование профессиональной идентичности у ку рсантов военного вуза // Мир науки, ку льтуры. образования. - 2011. - № 5 (30). - С. 116-118.

4. I lopiper российского офицера // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы». - 2010. - № 1. -

С. 7-9.

5. Л. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. -2004. - № 1.- С. 139-143.

6. <1>1 'ОС НПО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. №2076

Сведения об авторе

Шемякина Ирина Евгеньевна, старший преподаватель ксн/х-дры естественнонаучных и общепрофессиона/ьных дисциплин филиала ВУИЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», соискатель TOl'HPPO, г. Тюмень, тел. 896!7796045, e-mail: iri'a'mail.ru

Shemyakina 1. К, applicant fora scientific degree, senior lecturer of the chair «Satura!-scientific and general profession disciplines», affiliate I'CNTS of the Army «The Combined Arms Academy of the RE military Forces», phone: 896177960-15, e-mail: iti'd mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.