News from higher educational institutions. Socioloeu. Economics. Politics. Л'а 3, 2013
УДК 37.061+35
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «РОССИЙСКИЙ ОФИЦЕР» У КУРСАНТОВ
FORMATION OF THE IMAGE «А RUSSIAN OFFICER» AMONG THE CADETS
И. E. Шемякина
I. E. Slicinyakina
Ключевые слова: армии, социальная среда, социальное пространство, компетеппишетный подход в образовании, военное профессиональное образование, высшее военно-учебное заведение Key words: army, social milieu, social environment, competency building approach in education, military professional education, military educational institution
Проводится теоретический и практический аиа шч втяния социальной среды высшею военного учебного заведения на проф/ессиона/ьное и личностное формирование курсантов, а также на динамику формирующегося у них образа «российский офицер».
The article presents the theoretical and practical analysis of the social environment influence at a higher education military institution on the professional and personality formation of cadets and also the influence on the dynamics of forming in litem the image of a «Russian officer».
Армия является ценным стратегическим ресурсом для современного общества, так как развитие государств;! и общества невозможно без эффективного обеспечения его национальной бсюпасности и обороны.
Военно-профессиональное образование является частью системы непрерывного образования, включающего гражданское и военное обра зование. На него возложена миссия — обучать, развивать, воспитывать субъекта обучения (курсанта) не только как будущего профессионала своего дела, но и как личность в обществе. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом. — помогать в формировании и развитии необходимых военно-профессиональных и личностных качеств, позволяющих офицеру — сегодняшнему курсанту — эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и быть личностью, готовой продолжить свое образова-нис.
Формирование личности курсанта детерминируется социальной средой как совокупностью общественных отношений, которые в результате определяют становление и развитие отдельно взятой личности или группы личностей |1|. Та часть социальной среды, в которой существует конкретный, педагогически организованный образ жизни развития и воспитания субъектов как совместно, так и индивидуально, является социальным пространством.
В педагогическом словаре рассматривается понятие «среда развития», включающее все факторы социализации человека, в том числе культуру, процесс обучения и воспитания |2|. Воспитание в военно-учебном заведении подразумевает формирование в сознании у курсантов образа «российский офицер».
А. А. Симаков в работе «Формирование профессиональной идентичности у курсантов военного вуза» пишет о формировании образа избранной профессии. В результате проведенного анализа работ отечественных исследователей автор выделяет основные этапы этого формирования: к первом) этапу относятся 1-2 курс, ко втором) этапу — 3-4 курс и к третьем) относится 5 курс |3|.
С целью формирования образа «российский офицер» мы провели обследование на базе двух образовательных учреждений: Тюменское высшее военное инженерное командное училище и муниципальное образова-тельное учреждение средняя школа № 29. В обследовании приняли \ частис четыре группы респондентов: группа № 1 — офицеры (29 человек, возраст от 24 до 50 лет), группа № 2 — ученики (.32 человека, возраст от 15 до 16 лет), группа № 3 — курсанты 1-го года обучения (29 человек, возраст от 17 до 21 года), группа № 4 — курсанты 4-го года обучения (30 человек, возраст от 21 до 26 лет), всего — 110 человек. Обследование проводилось методом «поперечных срезов». В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Качества российского офицера». Обследуемым предлагалось лроранжировать профессионально важные качества по степени значимости для российского офицера. Для составления данной методики был использован отзыв на выпускника, высылаемый в училище после года службы в войсках (основание: приказ МО РФ 1992 г. № 1.32). Анкета содержала 19 профессионально важных качеств военно-профессионального и личностного характера. После того как вес качества получили свою оценку в баллах, оценки отдельно по каждому из указанных в анкете качеств суммировались, далее находилась средняя оценка для каждого в отдельности качества.
В процессе исследования мы наблюдали изменение отношения к созданию портрета офицера в четырех группах испытуемых При этом было выяснено, что каждая группа испытуемых выстраивает в своих представлениях иерархию профессионально важных качеств по-своему, а значит, формирует образ российского офицера в своем сознании по-своему. Результаты по созданию общего портрета российского офицера разными гр\ ппами испытуемых были обсуждены в статье «Портрет российского офицера» |4|.
Предлагаем рассмотреть результаты экспериментальной работы с позиции влияния социальной среды высшего военно-учебного заведения на динамику формирующегося образа «российский офицер» у курсантов.
А. И. Ковалева в своей работе «Социализация» |5| рассмотрела различные теории социализации. Так основной функцией социализации по Дюркгейму является приобщение индивидов к идее «коллективного созна-
90
Известия высших ччебных завелений. Соиио.югия. Экономика. Политика. № 3, 2013
ния». Принцип подражания являлся генеральным положением теории С. Г. Тарда. Ниже приведено подтверждение данной теории (рис. 1).
■ количество совпадений в иерархии отношения к военно-профессиональным
ученики
курсанты 1-го года обучения
курсанты 4-года качествам офицера обучения
Рис. 1. Количество совпадений в иерархии отношения к военно-нрофессиошиьным качествам офицера групп (ученики, курсанты 1-го года обучения и курсанты 4-го годи обучения) с реальными (офицеры)
На рис. I мы наблюдаем наименьшее совпадение в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера у курсантов 1-го года обучения с офицерскими (приняты в исследовании как реальные). Первый курс обучения является периодом профессионального осмысления для курсантов. Они только входят в новую для себя социальную и профессиональную среду. Этот период характеризуется нестабильностью, связанной с адаптацией курсантов к новой для них социальной роли «Я — курсант». Наибольшее совпадение в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера выявлено у курсантов 4-го года обучения с офицерскими. Четвертый курс является периодом более осознанного отношения к выбранной военной профессии. Ученики показывают не самые малые совпадения в иерархии отношения к профессионально важным качествам российского офицера, возможно, находясь под влиянием телевидения и др.
Такое профессионально важное качество российского офицера, как «умение подчинять личные интересы служебным» мы рассматриваем главным признаком социализации курсантов. Э. Дюркгейм утверждает: «Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных» [5]. Показано отношение курсантов 1-го и 4-го года обучения к профессионально важному качеству «умение подчинять личные интересы служебным» (рис. 2.).
Рис. 2. Отношение групп испытуемых к качеству офицера «Умение подчинять личные интересы служебным» (в баллах)
Курсанты 1-го года обучения уделяют профессионально важному качеству «Умение подчинять личные интересы служебным» меньше внимания, чем курсанты 4-го года обучения в силу адаптации к новым социальным условиям (см. рис. 2).
Профессионально важное качество «инициатива и самостоятельность» (способность принимать решения, нести личную ответственность, разумно рисковать и др.) мы выделяем из всего списка качеств как обязательное в условиях работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Показано отношение курсантов 1-го и 4-го года обучения к этому качеству (рис. 3).
News from higher educational institutions. Socioloau. Economics. Politics. .M' 3, 2013
Рис. 3. Отношение групп испытуемых к качеству российского офицера «Инициатива и самостоите, шность» (в ôa ï uix)
Таким образом, под воздействием влияния социальной среды высшего военного учебного заведения возникает противоречие между философией военного и гражданского обучения. Резу льтаты экспериментальной работы показывают снижение важности качества «инициатива и самостоятельность» для курсантов 4-го года обучения в сравнении с тем. как относятся к этому качеству курсанты 1-го года обучения. Как следствие. мы (педагогический коллектив) наблюдаем понижение успеваемости по общспрофессиональным дисциплинам. Такой результат противоречит новой парадигме образования, обозначенной в компетентностном подходе |6|. в котором развитию самостоятельности и инициативы уделяется достаточно много внимания.
Данное положение является лишь частью тех тру дностсй. с которыми приходится столкну ться педагогическому коллективу в современных у словиях.
Личный состав армии, являясь частью российского общества, выну жден адаптироваться к разнице между скоростями стремительных социальных, научно-практических и экономических изменений, происходящих в российском государстве и в самой армии, определяющих поведение курсантов, например, между требованиями нравственного осмысления действий, посту пков и беспрекословным выполнением приказа: принципом равенств;! всех ку рсантов и требованием соблюдения су бординации: требованием инициативы, самостоятельности, сознательного отношения к делу и принципом строгой регламентации деятельности, поведения.
В заключение мы можем констатировать, что социальная среда высшего военного у чебного заведения влияет на динамику формирующегося образа «российский офицер» у ку рсантов, поэтому су ществу ет необходимость включения в процесс обучения курсантов осознанной составляющей формирования образа «российский офицер», которая бу дет согласована и с теорией, и с практикой.
Список литературы
1. Словарь по социаи.пой педагогике: учебное пособие / Автор-составитель Л. 15. Мардахаев. - М.: Академия. 2002. - 368 с.
2. 11едагогический словарь: учеб. пособие для студентов вузов / 15. И. Загвя зинский, А. Ф. Закирова, Т. Л. Строкова и др.: под. Ред. 13. И. Загвячипского, Л. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
3. Симаков А. Л. Формирование профессиональной идентичности у ку рсантов военного вуза // Мир науки, ку льтуры. образования. - 2011. - № 5 (30). - С. 116-118.
4. I lopiper российского офицера // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы». - 2010. - № 1. -
С. 7-9.
5. Л. И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. -2004. - № 1.- С. 139-143.
6. <1>1 'ОС НПО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. №2076
Сведения об авторе
Шемякина Ирина Евгеньевна, старший преподаватель ксн/х-дры естественнонаучных и общепрофессиона/ьных дисциплин филиала ВУИЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», соискатель TOl'HPPO, г. Тюмень, тел. 896!7796045, e-mail: iri'a'mail.ru
Shemyakina 1. К, applicant fora scientific degree, senior lecturer of the chair «Satura!-scientific and general profession disciplines», affiliate I'CNTS of the Army «The Combined Arms Academy of the RE military Forces», phone: 896177960-15, e-mail: iti'd mail.ru