Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина О. С.

В статье на основе осуществленного теоретического анализа раскрыта педагогическая сущность дефиниции «образовательная среда». Показано, что она представляет собой природное или искусственно созданное окружение участников образовательного процесса, включающее содержание и средства образования, направленные на обеспечение продуктивной творческой деятельности личности, ее развитие; педагогические условия, ситуации; систему взаимоотношений между людьми, соединенными совместной педагогической и учебной деятельностью. Выяснено, что образовательной среде присущи качественные характеристики, собственные средовые факторы и многоуровневая структура с вертикальными взаимосвязями. Охарактеризованы основные компоненты образовательной среды: пространственно-предметная составляющая, санитарно-гигиеническая, информационно-технологическая. Определены проблемы формирования образовательной среды в современной школе. В качестве перспективы исследования указана возможность изучения образовательной среды с точки зрения ее зависимости от социокультурных процессов и деятельности отдельных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SCHOOL AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals the pedagogical essence of the definition of “educational environment” on the basis of the theoretical analysis carried out. It is shown that it is a natural or artificially created environment of participants in the educational process, including the content and means of education aimed at ensuring productive creative activity of the individual, its development; pedagogical conditions, situations; a system of relationships between people connected by joint pedagogical and educational activities. It was found out that the educational environment is characterized by qualitative characteristics, its own environmental factors and a multi-level structure with vertical relationships. The main components of educational environment are characterized: the spatial and subject component, sanitary and hygienic, informational and technological. The problems of formation of educational environment in a modern school are determined. As a research perspective, the possibility of studying the educational environment from the point of view of its dependence on socio-cultural processes and the activities of individuals is studied.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 219-223. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 219-223.

Научная статья УДК 373.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.33

Формирование образовательной среды в школе как педагогическая проблема Ольга Сергеевна Демина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, sco.24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5650-3403

Аннотация. В статье на основе осуществленного теоретического анализа раскрыта педагогическая сущность дефиниции «образовательная среда». Показано, что она представляет собой природное или искусственно созданное окружение участников образовательного процесса, включающее содержание и средства образования, направленные на обеспечение продуктивной творческой деятельности личности, ее развитие; педагогические условия, ситуации; систему взаимоотношений между людьми, соединенными совместной педагогической и учебной деятельностью. Выяснено, что образовательной среде присущи качественные характеристики, собственные средовые факторы и многоуровневая структура с вертикальными взаимосвязями. Охарактеризованы основные компоненты образовательной среды: пространственно-предметная составляющая, санитарно-гигиеническая, информационно-технологическая. Определены проблемы формирования образовательной среды в современной школе. В качестве перспективы исследования указана возможность изучения образовательной среды с точки зрения ее зависимости от социокультурных процессов и деятельности отдельных личностей.

Ключевые слова: среда, образование, образовательная среда, педагогическая проблема, компоненты образовательной среды

Для цитирования: Демина О.С. Формирование образовательной среды в школе как педагогическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 219-223. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.33.

Original article

Formation of educational environment in the school as a pedagogical problem Olga S. Demina

Saratov State University, Saratov, Russia sco.24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5650-3403

Abstract. The article reveals the pedagogical essence of the definition of "educational environment" on the basis of the theoretical analysis carried out. It is shown that it is a natural or artificially created environment of participants in the educational process, including the content and means of education aimed at ensuring productive creative activity of the individual, its development; pedagogical conditions, situations; a system of relationships between people connected by joint pedagogical and educational activities. It was found out that the educational environment is characterized by qualitative characteristics, its own environmental factors and a multi-level structure with vertical relationships. The main components of educational environment are characterized: the spatial and subject component, sanitary and hygienic, informational and technological. The problems of formation of educational environment in a modern school are determined. As a research perspective, the possibility of studying the educational environment from the point of view of its dependence on socio-cultural processes and the activities of individuals is studied.

Keywords: environment, education, educational environment, pedagogical problem, components of educational environment

For citation: Demina O.S. Formation of educational environment in the school as a pedagogical problem // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 219-223. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.33.

Одним из показателей высокого профессионализма специалиста является умение работать в современной образовательной среде, которая составляет основу деятельности любого учебного заведения.

Термины «образовательная среда», «учебная среда», «педагогическая среда» как синонимы широко используются не только учеными, но и педагогами и психологами-практиками. В частности, значительное внимание традиционно уделяется изучению образовательной среды среднего учебного заведения (М.В. Григорьева, В. Панов, Н. Поливанова, В. Слободчиков, В. Ясвин), профессионально-технического (Г. Гуревич, А. Ежова) и высшего образования (В. Бондарь, Л. Ващенко, Т. Доронина, А. Матвиенко, А. Ярошинская).

Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить проблемы формирования образовательной среды в современной школе.

Обращаясь к трактовке рассматриваемого понятия, определим, что под средой в целом мы подразумеваем пространство, место; совокупность условий, факторов, влияний, возможностей развития субъектов; образовательный фактор общества, социального института, коллектива; фактор формирования и развития личности.

Л.С. Выготский под средой понимает культурно-историческую реальность, которая интегрирует в себе весь предыдущий опыт развития общества и состоит из предметов, которые имеют для человека определенное значение. Психолог отождествлял термины «среда» и «социальная среда», объясняя это тем, что даже если среда является сугубо естественной, ей присущи определяющие социальные моменты, в частности, воспитательный процесс является трехсторонним: активный ученик, активный учитель и активная между ними среда [1].

Еще в начале ХХ в. на особенности образовательной среды обратил внимание Д. Дьюи [см. об этом: 2]. Он одним из первых стал считать, что они способствуют развитию активности (или пассивности) ребенка и его личностной воли.

Современные зарубежные и отечественные исследователи рассматривают образовательную среду с трех позиций:

- как часть пространственно-предметного окружения (Г. Балл, И. Бех, Е. Бондаревская, Дж. Гибсон, В. Рыбалка, В. Семиченко, В. Сериков и др.),

- как совокупность системы влияний, возможностей, условий обучения и развития личности (В. Вербицкий, Сек. Дерябо, А. Коберник, Н. Поливанова, Г. Пустовит, В. Слободчиков, В. Ясвин и др.),

- как развивающую среду (Ш. Амонашвили, В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков, Л. Кларин, В. Рубцов, А. Хуторской и др.).

Говоря о структурных особенностях образовательной среды, М. Братко выделяет следующие ее аспекты: цель, содержание, процессуальность, результативность, ресурсность [3].

В. Ясвин образовательную среду представил как систему, состоящую из ряда компонентов - пространственно-предметного, социального и психодидактического [4]. К пространственно-предметному компоненту он отнес инфраструктуру школы, в частности, ее материально-техническую базу. К социальному компоненту - условия взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, а к психодидактическому - методы, формы и средства обучения [5].

Е.П. Александров образовательную среду предлагает рассматривать как совокупность пространств, которые воздействуют на личность и социальные группы посредством символов (знаков), возникающих в ходе социально-исторического развития [6].

М.В. Григорьева под образовательной средой понимает «систему педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и в целом субъектно-личностное развитие школьника на основе его природных и возрастных особенностей с учетом целей общества» [7].

Ю. Кулюткин, С. Тарасов образовательную среду отождествляют с совокупностью факторов, определяющих специфику обучения индивида и включающих физическое окружение (строительные и материальные особенности учебного заведения), программы обучения (структура преподавания, стиль, контроль, формы и метод обучения, а также собственно образовательные программы) и человеческий фактор (пространство и социальная среда, личностные характеристики и успешность учеников, половозрастные и национальные особенности ученического и педагогического коллективов) [8].

Основными блоками образовательной среды авторской модели А. Ежовой определены материально-технический, образовательный и коммуникативный [9].

Под материально-техническим блоком понимают:

- пространственно-предметную составляющую (по В. Ясвину, это инфраструктура заведения и его материально-техническая база),

- санитарно-гигиенические условия,

- уровень оснащения современными информационными технологиями (наличие персональных компьютеров, мультимедийных комплексов, сети Интернет и т. п.);

Под образовательным блоком подразумеваются: содержание, формы и методы обучения и воспитания.

Под коммуникативным - взаимоотношения между ученическим и педагогическим коллективами в целом и внутри каждого из них в частности [10].

Ю. Кулюткин и С. Тарасов выделяют пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты образовательной среды [11].

А.А. Ярошинская в исследуемом понятии выделяла социальный (социальное окружение), пространственно-предметный и психолого-дидактический компоненты [12].

В качестве основных характеристик образовательной среды следует назвать следующие:

- деятельность (совместная деятельность субъектов окружающей среды);

- субъектность (наличие субъектов, участвующих в образовательном процессе);

- ситуативность (возникновение различных ситуаций под влиянием ряда факторов);

- оценку (возможность качественной оценки состояния окружающей среды);

- влияние на субъекты окружающей среды;

- проективность (способность создавать новую среду или воспроизводить основные черты существующего опыта при необходимости распространять его);

- изменчивость, неопределенность (способность постоянно изменяться); связь со временем и пространством [13].

В современный период инноваций в образовании, характеризующийся как период реформ, совершенствование образовательной среды школ становится важной задачей не только для директивных органов, но и для ученических сообществ. Концепция «новой школы» стала официальным документом, определяющим уровень качества образовательной среды в школе. Однако остается неясным, как разные участники образования, то есть ученики, их родители, учителя, оценивают современную образовательную среду. Это имеет отношение к определению критериев качества школьной образовательной среды, которые отвечали бы всем группам интересов.

Несмотря на то, что цели, функции, структура образовательной среды регулируются достаточным количеством нормативных актов (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральными стандартами, примерными основными программами обучения), само понятие «образовательная среда», критерии оценки ее качества до сих пор не сформулированы.

Каждая школа обладает уникальными особенностями образовательной среды благодаря социокультурному разнообразию учебного сообщества (учащихся разного возраста и способностей, их родителей, учителей, руководителей школ, других сотрудников), внутренней организации деятельности, элементам школьной культуры (нормам, ценностям, стандартам поведения, традициям). Именно при ее проектировании очень важно согласие учащихся, их родителей, учителей и других заинтересованных групп относительно критериев качества образовательной среды.

Общепризнано, что физическая среда и информационные технологии в школах играют заметную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса, определяют мотивацию обучающихся, становятся основой для применения современных методов преподавания, стимулируют интерактивное, независимое обучение. Однако надо помнить, что оснащение физической среды и современные технологии в школах могут определять уровень качества образования детей как за счет высокопрофессионального преподавания учебных дисциплин педагогами, обладающими ИКТ-компетентностью, так и в результате эффективного управления школой и окружающей средой со стороны администрации.

В некоторых случаях особое внимание уделяется физической среде, интерьеру и технологическим решениям: пространство обучения все чаще рассматривается как один из ключевых факторов в стремлении обеспечить успешную работу образовательного учреждения путем создания условий для реализации познавательной деятельности учащихся. В других случаях ключевыми для обеспечения эффективности учебного процесса выступают психологические, эмоциональные аспекты образовательной среды.

В этой связи М. Хейдметс указывает на наиболее значимые для исследования школьной среды факторы: социально-психологические (школьный климат, нормативная этика) и частично эстетические (помещения, рабочие места, средства) [14]. По мнению исследователя, «образовательная среда - это совокупность материальных, социальных, психологических и педагогических факторов, влияющих на процесс и результаты обучения».

Таким образом, можно утверждать, что исследуемое понятие представляет собой некое образование, включающее в себя разнообразные физические места, культурные контексты и условия, в которых учащиеся получают знания, общаются, взаимодействуют.

В целом образовательную среду можно охарактеризовать определенным ассоциативным рядом: безопасная среда, порядок и дисциплина, позитивное поощрение, хороший микроклимат, уважение как к учителю, так и к ученику, эстетическая и богатая среда. По нашему мнению, она должна включать в критерии оценки такие составляющие, как:

- психологическое, эмоциональное состояние участников образования, факторы микроклимата (безопасная, позитивная среда, основанная на уважении как к учителю, так и к ученику);

- аспекты физической среды (эстетическая среда) и ресурсов (информационная среда).

В многообразии концепций, определяющих школу как образовательную среду, внимания заслуживают те, в которых предполагается анализ принципов деятельности как учителя, так и учащихся в соответствии с соотношением элементов образования и самообразования. В этой связи следует говорить о нескольких типах школьного образования:

- традиционном, основанном на решающей роли педагогического воздействия педагога и приоритете учебных целей над воспитательными;

- современном, основанном на парадигме обучения и предполагающем создание среды, способствующей обучению, активности учащегося, независимому построению системы собственных знаний и способностей;

- персонализированном (индивидуальном), признающем, что опыт, потребности и цели людей различаются, поэтому они учатся в разных темпах и разными способами.

Создание надлежащей образовательной среды в учебном заведении является одним из предварительных условий для реализации парадигмы обучения.

А.В. Виневская утверждает, что текущее педагогическое взаимодействие, как и вся реальность обучения, «перемещается» в другие образовательные среды, находится под влиянием различных агентов и социокультурных пространств, оказывающих образовательное воздействие; происходит переход от педагогического взаимодействия к образовательному. Все это делает актуальной важность образовательной среды, пригодной для обучения, «создания и функционирования учебных сред, способствующих эффективному обучению» [15].

Образовательная среда, по мнению А.В. Виневской, - это динамичное информационное пространство для учебной деятельности. Исследователь также подчеркивает, что ряд факторов образовательной среды оказывает непосредственное влияние на обучение: его цель, содержание, формы, методы, средства и т. д., а также на способность школьника учиться, поддерживать мотивацию, определяют стиль обучения и его стратегию, подходящие для действий в данной образовательной среде [16].

В целом научное сообщество понимает образовательную среду гораздо шире, чем просто преподавание и обучение в физических пространствах школы, пусть и модернизированных, оснащенных современными технологиями.

М.В. Братко считает, что при анализе особенностей среды обучения имеют значение не только педагогические (содержание образования, применяемые методы преподавания и обучения и т. п.), физические (пространства, используемые для обучения), учебные ресурсы (иКт и другие средства), но и социальные аспекты процесса образования (роль и поведение учителя, настроение класса, культура взаимоотношений учащихся, мотивация обучения, общение и сотрудничество всех участников образования, уважение к индивидуальности) [17].

По мнению автора, современное преподавание должно обеспечивать детям возможность учиться как самостоятельно, так и в группе, создавать надлежащие условия для самовыражения ученика и развития его способностей.

Таким образом, различия в концепциях образовательной среды и среды обучения, обнаруженные в научной литературе, сводятся к следующему. Образовательная среда создается педагогом. В.И. Панов при ее характеристике объединяет компоненты физического пространства, в котором происходит обучение, учебные ресурсы, позволяющие человеку учиться, и системы отношений между педагогом и учащимися, а также социальное участие школьников [18].

Хотя 25 октября 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден проект «Создание современной образовательной среды для школьников», в котором обозначено намерение и необходимость создания к 2025 г. более 6,5 млн новых учебных мест, образовательная среда современной школы регулируется только санитарными и противопожарными нормами. А такие аспекты, как психологический климат в классе, специфика общения между учеником и педагогом, эмоциональный фон ребенка на уроке до сих пор не рассматриваются как элементы ее структуры.

Вопрос об эффективности образовательной среды вследствие ее обусловленности социокультурными процессами и особенностями личностных характеристик действующих в ней субъектов личностью может служить предметом дальнейших научных изысканий.

Подводя итоги нашим рассуждениям, заметим, что представителями научной общественности образовательная среда обычно рассматривается как основа педагогического процесса; по мнению ученых, она определяет взаимосвязь педагогов, учащихся, содержания и ресурсов образования, а также собственно процесса обучения.

Следует сказать и о том, что в большинстве случаев образовательная среда сильно зависит от контекста своего развития и функционирования. Более того, она сама его создает, объединяя в себе школьный климат, ценностные аспекты, психологические факторы, факторы мотивации к обучению; физическую среду, учебные ресурсы и т. д.

В некоторых случаях образовательная среда современной школы рассматривается учеными с акцентом на инновационное применение технологических решений или физической среды в образовании. Однако все упомянутые исследования указывают на то, что образовательная среда должна меняться вместе с парадигмой школьной и учебной культур.

Таким образом, современную образовательную среду следует рассматривать как совокупность учебных, психологических, социальных и физических факторов, отвечающих парадигме обучения.

Список источников:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.

2. Беляев Г.Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого-педагогической литературе конца - начала XXI в. (образовательная среда как объект профессиональной деятельности педагога) [Электронный ресурс] // Общероссийское общественно-политическое движение «В защиту детства». Исследования. URL: http://dzd.rksmb.org/science/bel06.htm (дата обращения: 22.08.2021).

3. Братко М.В. Контроль подготовки специалистов в условиях колледжа: теоретический аспект // ScienceRise: Pedagogical Education. 2016. № 7 (3). С. 9-16.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

5. Новиков А.М. Педагогика: словарь основных терминов. М., 2013. 137 с.

6. Александров Е.П. Образовательная среда и социокультурные пространства // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2005. № 2. С. 56-58.

7. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Ученые записки педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 4. С. 3-11.

8. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения: 22.08.2021).

9. Ежова Е.А. Формирование ценностного отношения к здоровью учащихся ПТУ. Сумы, 2011. 412 с.

10. Ясвин В.А. Указ. соч.

11. Кулюткин Ю., Тарасов С. Указ. соч.

12. Ярошинская А.А. Теоретические и методические основы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Житомир, 2015. 40 с.

13. Григорьева М.В. Указ. соч.

14. Хейдметс М. Субъект, среда и границы между ними // Психология и педагогика. Таллин, 1983. С. 61--63.

15. Виневская А.В. Организационные условия моделирования мобильной образовательной среды университета [Электронный ресурс] // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2013. № 05 (май). URL: http://e-kon-cept.ru/2013/13112.htm (дата обращения: 22.08.2021).

16. Там же.

17. Братко М.В. Указ. соч.

18. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.

Информация об авторе О.С. Демина - аспирант кафедры методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.

Information about the author O.S. Demina - PhD student, Department of Educational Methodology of Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.07.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.