Научная статья на тему 'Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника'

Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / SUCCESS ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INDIVIDUAL LEARNING ENVIRONMENT / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / MODERN PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

Представленная статья посвящается теоретической основе проблемы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника на современном развитии педагогической науки. В статье представлена актуальность и необходимость учеты аспектов успешности в современных школах. Подробно в статье рассмотрена сущность феноменов «образовательная среда» и «ситуация успеха». Представлены основные аспекты социально-педагогического понятия «социо-культурная среда», а так же соотношение данного понятия с понятием «образовательная среда». В данной статье приводятся аспекты моделирования образовательной среды, условия эффективного применения ситуации успеха и участия в данном процессе современного учителя. Так же представлены основные виды успеха и рассмотрены основные характеристики, а именно такие как «успех-признание», «успех-преодоление». Рассмотрено такое педагогическое понятие, как «ситуация успеха». В работе представлены мнение многих авторов в отношении актуальной тематики. Проблема создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника на современном развитии педагогической мысли рассмотрена в философском, социальном и педагогических аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Socio-Pedagogical Aspects of Creating Situations of Success in the Educational Environment of Younger Pupils

The article is devoted to the theoretical basis of the problem of creating the situation of success in the educational environment of younger pupils in the modern development of the pedagogical science. The article presents importance and need for the accounting aspects of success in modem schools. In the article the essence of phenomena «educational environment» and «a pattem of success» are considered in depth. The main aspects of the socio-pedagogical concept of «socio-cultural environment, as well as the ratio of this concept with the concept of «educational environment» are presented. This article describes some aspects of modelling the educational environment, the conditions for the effective use in situations of success and participation of the modern teacher in this process. The main types of success and the basic characteristics, namely such as «recognition», «success-overcoming» are presented. This pedagogical concept of «a pattern of success» is considered. The paper presents the opinion of many authors in respect of the relevant subjects. The problem of creating the situation of success in the educational environment of the younger pupils in the modern development of educational concepts is regarded in the philosophical, social and pedagogical aspects.

Текст научной работы на тему «Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника»

УДК 37

М. А. Скворцова

Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника

Представленная статья посвящается теоретической основе проблемы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника на современном развитии педагогической науки. В статье представлена актуальность и необходимость учеты аспектов успешности в современных школах. Подробно в статье рассмотрена сущность феноменов «образовательная среда» и «ситуация успеха». Представлены основные аспекты социально-педагогического понятия «социо-культурная среда», а так же соотношение данного понятия с понятием «образовательная среда». В данной статье приводятся аспекты моделирования образовательной среды, условия эффективного применения ситуации успеха и участия в данном процессе современного учителя. Так же представлены основные виды успеха и рассмотрены основные характеристики, а именно такие как «успех-признание», «успех-преодоление». Рассмотрено такое педагогическое понятие, как «ситуация успеха». В работе представлены мнение многих авторов в отношении актуальной тематики. Проблема создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника на современном развитии педагогической мысли рассмотрена в философском, социальном и педагогических аспектах.

Ключевые слова: ситуация успеха, образовательная среда, младший школьник, индивидуальная образовательная среда, современная педагогика.

M. A. Skvortsova

Philosophical and Socio-Pedagogical Aspects of Creating Situations of Success in the Educational Environment of Younger Pupils

The article is devoted to the theoretical basis of the problem of creating the situation of success in the educational environment of younger pupils in the modern development of the pedagogical science. The article presents importance and need for the accounting aspects of success in modern schools. In the article the essence of phenomena «educational environment» and «a pattern of success» are considered in depth. The main aspects of the socio-pedagogical concept of «socio-cultural environment, as well as the ratio of this concept with the concept of «educational environment» are presented. This article describes some aspects of modelling the educational environment, the conditions for the effective use in situations of success and participation of the modern teacher in this process. The main types of success and the basic characteristics, namely such as «recognition», «success-overcoming» are presented. This pedagogical concept of «a pattern of success» is considered. The paper presents the opinion of many authors in respect of the relevant subjects. The problem of creating the situation of success in the educational environment of the younger pupils in the modern development of educational concepts is regarded in the philosophical, social and pedagogical aspects.

Keywords: success environment, educational environment, a younger school student, individual learning environment, modern pedagogics.

Рассматривая вопрос о создании ситуации успеха, необходимо обратиться к понятию «образовательная среда».

Интерес к образовательной среде как фактору, условию обучения и развития детей и, естественно, как понятию педагогической и психологической науки и практики возник в 1990-е гг. в так называемый перестроечный период развития нашей страны и соответствующего реформирования российского образования.

Образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она может быть охарактеризована и как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий,

в результате взаимодействия которых происходит становление личности индивида [6, с. 14]. Образовательная среда появляется, когда между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными практиками начинают выстраиваться определенные связи и отношения; решаются образовательные задачи.

Определение индивидуальной образовательной среды мы встречаем у В. А. Ясвина: «Индивидуальная образовательная среда предполагает «совокупность субъекта и его окружения»; «организация индивидуализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве» [13, с. 74].

Еще один подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом

© Скворцова М. А., 2015

Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника

В. И. Пановым. Исходным основанием модели эко-психологической образовательной среды у автора служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможности как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

О. С. Газман отмечает неоспоримую значимость феномена среды, поскольку педагогическая поддержка обучающегося включает три ведущих направления педагогической деятельности, одно из которых - «организация очеловеченной микросоциальной среды» [4, с. 114]. Л. И. Новикова и А. Т. Куракин подчеркивают в своих трудах необходимость учета влияний среды при решении различных воспитательных задач [8, с. 23]. Роль средового фактора в воспитании подчеркивает и М. И. Рожков: «Воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды» [10, с. 84].

Однако педагогическая сущность феномена «образовательная среда» имманентно обращает внимание специалистов системы образования на оптимальное использование возможностей образовательной среды как воспитывающей системы отношений и среды для создания ситуации успеха для младшего школьника.

В последнее время ориентация на ребенка стала определяющей в деятельности российских школ и приоритетной философской идеей образования. Цель современной педагогики и школы - создать необходимые и благоприятные условия для самореализации и развития ребенка, организовать процесс обучения так, чтобы ему было радостно и приятно учиться и общаться. Поскольку успех ассоциируется с активной деятельностью человека и невозможен без его деятельности, выражен через акт творения, достижения или завоевания, то многие философы (Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, П. Рикер, К. Г. Юнг, В. С. Степин, Г. В. Гегель и др. [1, с. 15]) пытались понять и исследовать природу успеха.

С философской точки зрения успех рассматривается как сложный многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, «успех» - это характеристика и показатель переживания индивидом результата собственных действий и усилий, с другой -показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений. Представления об успехе у разных философов различаются, поэтому можно говорить об относительности успеха.

В философско-педагогической литературе не раскрыта идея успеха в оценочном аспекте. Она оказывается чрезвычайно относительной, а по своему содержанию чрезвычайно близка идее эффективности. Последняя также выражает относительность оценки какой-либо

деятельности при условии ее осмысленности и целенаправленности. Исследователи

философской основы успеха выделяют три вида успеха: признание, преодоление, призвание [2, с. 36-37].

Рассматривая с философской точки зрения ситуацию успеха, следует помнить о том, что успех - это результат активной и осознанной деятельности [2, с. 25-26].

В психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т. О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю. Д. Бабаева, К. А. Хеллер), факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А. Л. Журавлев,

Ю. М. Забродин, В. В. Новиков, Т. В. Корнилова, В. Г. Булыгина, М. Мелия и др.).

Н. Вебстер рассматривал успех как удачное достижение желаемой цели, «ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему определено природой, то есть целенаправленно» [3, с.11]. Таким образом, подлинный успех и истинное удовлетворение не только «находятся» рядом, но дополняют друг друга. Психолог Г. Л. Холлингуэрт заметил, что для достижения успеха нужна проблема (цель) и позиция, которая выражала бы

готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению (процесс) [3, с. 11].

Таким образом, в рамках данного направления под успехом понимается удачное достижение желаемой цели. И. В. Бондарева утверждает, что «успешный» человек - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Подлинный успех - это не только удовлетворение базовых потребностей (цель), но и ощущение развития, роста (процесс). Успех, по ее мнению, - это «реальная живая энергия, с помощью которой он притягивает к себе других людей, создавая вокруг себя некий вихрь обстоятельств, возможностей, препятствий и способов их разрешения» [6, с. 45].

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех - категория не абстрактная. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает его. В основе ожидания успеха у младшего школьника -стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей. В современной педагогической науке представлены виды успеха по ожиданиям личности:

1. Предвосхищаемый успех: школьник ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на чудо.

Констатируемый успех: ученик фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей.

Обобщающий успех, ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью.

Термин «ситуация успеха» был введен в педагогическую практику А. С. Белкиным, который подчеркивал необходимость разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

В. А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он называет дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

А. С. Белкин считает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Крушение оптимизма - самая

серьезная проблема обучения. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, негативные реалии жизни, но и школу и ее методы обучения.

П. И. Пидкасистый утверждает, что ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни [6, с. 47].

Близкое к этому определение понятия дает В. Ю. Питюков, по мнению которого, ситуация успеха - это также субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни.

Е. В. Коротаева отмечает, что активизация деятельности может возникнуть вслед за ее стимулированием. Стимулирует, прежде всего, ожидание-предвкушение радости, связанной с будущим успехом. И стимулирует учитель, создавая ситуацию успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [4, с. 19].

Ситуация успеха - это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь для тех, кому этот успех дается с трудом, - неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, что помогает ему избавиться от уныния, неверия в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. По мнению И. Ф. Харламова, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто

Философские и социально-педагогические аспекты создания ситуаций успеха в образовательной среде младшего школьника

сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха) [4, с. 9].

Таким образом, можно сделать вывод, что успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Библиографический список

1. Андреева, Ю. В. Педагогическая практика. Начальное и основное общее образование. Оптимистически ориентированная стратегия создания ситу-ции успеха в учебной деятельности подростков [Текст] / Ю. В. Андреева. - Уфа : Восточный университет, 2000. - 128 с.

2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Планета, 2000. - 937 с.

3. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.

4. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М. : Инноватор, 1995. -58 с.

5. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики) [Текст] : учебное пособие / Е. В. Коротаева. - Екатеринбург, 2005. - 196 с.

6. Кулюткин, Ю., Тарасов, С. Образовательная среда и развитие личности [Текст] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.

7. Новикова, Л. И., Куракин, А. Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления [Текст] / Л. И. Новикова, А. Т. Куракин. - М. : Знание, 1982. -96 с.

8. Питюков, В. Ю. Основы психологии [Текст] / В. Ю. Питюков. - М. : Спектра, 2007. - 264 с.

9. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М. И. Рожков. -М. : Владос, 2008. - 264 с.

10. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2003. - 576 с.

11. Тульчинский, Г. Л. Российский духовный опыт и проблема успеха. - Этика успеха [Текст] / Г. Л. Тульчинский. - М. : Литература, 2005. - С. 22.

12. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. - 2000. -№ 2. - С. 16-22.

Bibliograficheskij spisok

1. Andreeva, Ju. V. Pedagogicheskaja praktika. Na-chal'noe i osnovnoe obshhee obrazovanie. Optimisticheski orientirovannaja strategija sozdanija situcii uspeha v uchebnoj dejatel'nosti podrostkov [Tekst] / Ju. V. Andreeva. - Ufa : Vostochnyj universitet, 2000. -128 s.

2. Bezrukova, V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury [Tekst] / V S. Bezrukova. - Ekaterinburg : Planeta, 2000. - 937 s.

3. Belkin, A. S. Situacija uspeha. Kak ee sozdat'?: Kniga dlja uchitelja [Tekst] / A. S. Belkin. - M. : Pros-veshhenie, 1991. - 176 s.

4. Gazman, O. S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema [Tekst] / O. S. Gazman // Novye cennosti obrazovanija: desjat' koncepcij i jesse. Vyp. 3. - M. : Innovator, 1995. - 58 s.

5. Korotaeva, E. V Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja (voprosy teorii i praktiki) [Tekst] : uchebnoe posobie / E. V Korotaeva. - Ekaterinburg, 2005. - 196 s.

6. Kuljutkin, Ju., Tarasov, S. Obrazovatel'naja sreda i razvitie lichnosti [Tekst] / Ju. Kuljutkin, S. Tarasov // Novye znanija. - 2001. - № 1. - S. 6-7.

7. Novikova, L. I., Kurakin, A. T. Shkol'nyj uchenich-eskij kollektiv: problemy upravlenija [Tekst] / L. I. Novikova, A. T. Kurakin. - M. : Znanie, 1982. -96 s.

8. Pitjukov, V Ju. Osnovy psihologii [Tekst] / V Ju. Pitjukov. - M. : Spektra, 2007. - 264 s.

9. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti «Organizacija raboty s molodezh'ju» / M. I. Rozhkov. -M. : Vlados, 2008. - 264 s.

10. Slastenin, V. A. Pedagogika [Tekst] / V. A. Slastenin. - M. : Akademija, 2003. - 576 s.

11. Tul'chinskij, G. L. Rossijskij duhovnyj opyt i problema uspeha. - Jetika uspeha [Tekst] / G. L. Tul'chinskij. - M. : Literatura, 2005. - s. 22.

12. Jasvin, V A. Psihologo-pedagogicheskoe proek-tirovanie obrazovatel'noj sredy [Tekst] / V A. Jasvin // Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2000. - № 2. - S. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.