Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха для ребенка в образовательной среде начальной школы'

Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха для ребенка в образовательной среде начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / УСПЕХ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUCCESS / SUCCESS SITUATION / LITTLE PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

В статье рассматривается проблема педагогического обеспечения создания ситуаций успеха для ребенка в образовательной среде начальной школы. Выявлено, что процесс создания ситуаций успеха ребенка положительно влияет на развитие образовательной среды начальной школы и на личность субъектов образовательного процесса: младшего школьника, педагогов и родителей. Показано, что система приемов создания ситуаций успеха ребенка способствует развитию творческой индивидуальности младших школьников. Доказана эффективность педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы посредством включения в данный процесс всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic maintenance success of the situations for child education medium primary school

The problem of pedagogic support of creation of situations of children’s success in the educational environment of primary school. It was revealed that the process of creating a child succeed situations positively affects the development of the educational environment of primary school and the identity of the subjects of the educational process: the pupil, pedagogues and parents. It is shown that the system of techniques of creating child succeed situations contributes to the development of creative individuality of little pupils. The efficiency of teaching the child to ensure the creation of situations of success in the educational environment of primary school by the inclusion in the process of all stakeholders of the educational process is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха для ребенка в образовательной среде начальной школы»

УДК 373

Скворцова Марина Алексеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет dobrutmarina@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ УСПЕХА ДЛЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема педагогического обеспечения создания ситуаций успеха для ребенка в образовательной среде начальной школы. Выявлено, что процесс создания ситуаций успеха ребенка положительно влияет на развитие образовательной среды начальной школы и на личность субъектов образовательного процесса: младшего школьника, педагогов и родителей. Показано, что система приемов создания ситуаций успеха ребенка способствует развитию творческой индивидуальности младших школьников. Доказана эффективность педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы посредством включения в данный процесс всех субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная среда начальной школы, успех, ситуация успеха, младший школьник.

Актуальность исследуемой темы определяется ее важностью в социальном, научно-педагогическом и практическом плане. Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагает создание динамичной образовательной среды учебного заведения. Модернизация российского образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, принятие нового федерального закона «Об образовании», Национальной доктрины образования в РФ, требуют от учителя обеспечения не только качественного образования, но и формирования индивидуальных для каждого ученика траекторий получения знаний, умений, навыков и формирования широкого круга компетенций. В этой связи технология создания ситуаций успеха для школьников первой ступени общего образования может стать эффективным педагогическим средством.

Образовательная среда начальной школы является чрезвычайно важным фактором развития учащихся, так как младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Среда помогает ребенку воспринять образование как лич-ностно-значимую ценность, овладеть способами эффективного взаимодействия с другими людьми, удовлетворяет основные потребности личности (физиологические, идеальные, в безопасности, уважении, самоактуализации и прочее). Создание саморазвивающейся образовательной среды в начальной школе - это социально и личностно значимая задача, решение которой востребовано населением и государством, а также является важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе.

Саморазвивающаяся образовательная среда начальной школы удовлетворяет познавательные и социальные потребности школьников, способствует личностному саморазвитию и самореализации, повышению самооценки, создает условия для участия в субъективно значимой деятельности. Саморазвитие субъектов образовательного процесса связано с развитием их интересов, непосредственным кон-

структивным взаимодействием и опосредовано оптимальным соотношением предполагаемых и имеющихся результатов деятельности [4, с. 102].

Под понятием «ситуация успеха» мы понимаем целенаправленное, организованное сочетание обстоятельств и действий субъектов образовательного процесса по достижению в решении учебных и профессиональных задач значительных результатов как отдельной личности, так и коллектива [2, с. 44-46].

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: каким должно быть педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы.

На основе анализа теории и практики организации образовательного процесса, в качестве гипотезы было сформулировано следующее предположение: эффективность педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы достигается при реализации следующих направлений:

- организация конструктивного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, способствующая саморазвитию образовательной среды начальной школы, достижению успеха личности в ней;

- создание индивидуальных траекторий развития ребенка с учетом его индивидуально-психологических, типологических особенностей;

- определение системы приемов создания ситуаций успеха для каждого школьника, формирующей у него мотивацию достижения успеха.

Базами исследования являлись общеобразовательные школы № 7, 14, 23, 29 г. Костромы, Ка-раваевская и Зарубинская средние общеобразовательные школы Костромского района Костромской области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 48 педагогов, 1392 школьника в возрасте от 6 до 10 лет и 2452 родителя [1, с. 4-18].

Рассмотрим подробнее направления деятельности по педагогическому обеспечению создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы.

278

Вестник КГУ ^ 2016

© Скворцова М.А., 2016

Первое направление заключается в организации конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Это взаимодействие отражает взаимосвязи и взаимовлияния между различными объектами и служит характеристикой события, деятельности и познания, является основой любой системы, которая всегда предполагает связи и отношения ее элементов и компонентов. В основе конструктивного педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека и предполагает равенство отношений.

Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей выступает качественно новым уровнем взаимодействия, осознаваемого ими как ценность и как совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность, активность и творчество.

Второе направление деятельности заключается в создании индивидуальной траектории развития для каждого школьника с учетом его индивидуально-психологических, типологических особенностей. Индивидуальная траектория развития представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позицию субъекта при осуществлении учителем педагогической поддержки. Актуальность использования индивидуальных траекторий обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый и связан с различными особенностями. Школьники по-разному овладевают знаниями, умениями и способами осуществления различных видов деятельности. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Третье направление заключается в формировании мотивации достижения успеха посредствам организации системы приемов создания ситуаций успеха для всех субъектов образовательного процесса. При подборе приемов создания ситуаций успеха для реализации индивидуальной траектории развития мы исходим из индивидуальных особенностей младшего школьника и начального уровня мотивации к успеху всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, организация и осуществление процесса педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы является длительным и сложным процессом, происходящим под влиянием объективных и субъективных обстоятельств [1, с. 66-83].

Для представления на теоретическом уровне процесса педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы нами использовался метод педа-

гогического моделирования, с помощью которого была разработана модель данного процесса, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты.

Целевой компонент предполагает изучение и учет индивидуально-психологических особенностей и представлений, знаний, умений у школьников; выявление отношения к деятельности образовательного учреждения родителей и педагогов; выявление конкретных противоречий и проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания; определение содержания, форм, методов и способов педагогического обеспечения процесса создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы.

Для наиболее эффективного процесса педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы необходимо построить этот процесс таким образом, чтобы состояние успешности смогли пережить все субъекты образовательного процесса (педагоги, школьник, родители).

Содержательный компонент включает в себя совокупность направлений деятельности педагога в первую очередь и родителей, участвующих в учебно-воспитательном процессе.

К таким направлениям мы относим организацию конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, создание индивидуальной траектории развития для каждого школьника с учетом его индивидуально-психологических, типологических особенностей и формирование мотивации достижения успеха посред-ствам организации системы приемов создания ситуаций успеха для всех субъектов образовательного процесса.

Технологический компонент модели включает организацию целенаправленных педагогических воздействий, основанных на возможностях образовательной среды, задает направленность и логику эффективного педагогического обеспечения, а также направления деятельности, обеспечивающие эффективность процесса создания ситуации успеха ребенка в образовательной среде начальной школы. Данный компонент предполагает совокупность комплексных организационных форм (исследовательские проекты, мастер-классы, тренинги, родительские собрания, комплексные творческие дела, авторские консультации, уроки-конференции, уроки взаимного обучения), оптимизирующих конструктивное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса и позволяющих синхронизировать деятельность по созданию ситуаций успеха ребенка.

В контрольно-оценочный компонент модели педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы входит комплекс диагностических методик

и критериальные признаки эффективности педагогического обеспечения, к которым относятся:

- Относительно младшего школьника: мотивация к учебной деятельности и адаптация к школе, мотивация достижения успеха, самооценка.

- Относительно педагогов: мотивация достижения успеха, самооценка эмоциональных состояний.

- Относительно родителей: мотивация достижения успеха, удовлетворенность качеством образовательного и воспитательного процессов в школе.

- Относительно образовательной среды: развитие компонентов структуры образовательной среды.

В ходе контрольного и формирующего экспериментов были использованы следующие методики:

- относительно личности младшего школьника: анкета для оценки уровня школьной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики самооценки младших школьников «Лесенка» В.Г. Щур и другие;

- относительно личности педагога: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

- относительно личности родителей: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательной организации» Е.Н. Степанова;

- относительно изучения компонентов образовательной среды: методика В.А. Ясвина «Экспертиза образовательной среды» [1, с. 87-120].

По результатам формирующего эксперимента в экспериментальной группе (школы № 29 и № 7, Зарубинская школа) отмечаются значимые положительные изменения.

Образовательная среда Зарубинской средней общеобразовательной школы: рост показателей - широта на 0,3 единицы; осознаваемость на 0,2 единицы; обобщенность на 2 единицы; эмоциональность на 1,7 единицы; доминантность на 0,3 единицы; когерентность на 0,5 единицы; активность на 2,5 единицы; мобильность на 0,6 единицы; устойчивость на 1 единицу; интенсивность на 0,3 единицы. Наивысшим показателем, иллюстрирующим соотношение в среде эмоционального и рационального компонентов является «эмоциональность» (9,2 единицы).

Изменения в образовательной среде средней общеобразовательной школы № 29 представлены следующими результатами: рост показателей - широта на 1 единицы; осознаваемость на 0,65 единицы; обобщенность на 2 единицы; эмоциональность на 1,2 единицы; доминантность на 0,7 единиц; когерентность на 0,3 единицы; активность на 1 единицу; мобильность на 0,4 единицы; устойчивость на 1 единицу. Наивысшим показателем, характеризующим значимость данной школьной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса является «доминантность» (6,7 единицы).

Образовательная среда средней общеобразовательной школы № 7: рост показателей - широта на 1,2 единицы; осознаваемость на 1 единицы; обобщенность на 1,9 единицы; эмоциональность на 0,2 единицы; доминантность на 1,1 единицы; когерентность на 0,6 единицы; активность на 0,5 единицы; мобильность на 0,2 единицы; интенсивность на 1,2 единицы. Наивысшим показателем изменений данной образовательной среды является «осознаваемость» (10,5 единицы), характеризующая уровень включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

По результатам формирующего эксперимента в контрольной группе (школы №2 23, 14 и Караваев-ская) отмечается не значительная динамика.

По результатам вторичной диагностики в экспериментальной группе отмечаются положительные изменения критериальных показателей относительно субъектов образовательного процесса. В том числе: рост уровня мотивации на успех младших школьников (низкий уровень мотивации на успех у младших школьников уменьшился на 1,6%; средний уровень вырос - на 28,5%; умеренно высокий уровень уменьшился на 4,7%, а группа со слишком завышенным уровнем мотивации сократилась на 6,9%).

Итоговая оценка уровня мотивации к обучению и адаптации к школе младших школьников позволяет так же отметить положительные изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

По результатам вторичной диагностики уровень мотивации педагогов к успеху значительно изменился: количество педагогов с низким уровнем мотивации к успеху уменьшилось на 10,2%, со средним уровнем мотивации выросло на 17,2%, с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху увеличилось на 3,9%, а количество педагогов с завышенным уровнем мотивации уменьшилось на 3,1%. Следовательно, можно говорить об эффективности педагогического обеспечения создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы относительно мотивации к успеху у педагогов.

В отношении удовлетворенности родителями образовательной организацией по результатам нашей экспериментальной работы также наблюдается положительная динамика. Количество родителей, неудовлетворенных качеством образовательного процесса в школе, по многим пунктам («отношение педагога к классному коллективу», «учебная загруженность школьника», «уровень взаимопонимания родителей с педагогом» и так далее) сократилась на 8,9%. Количество родителей удовлетворенных образовательной средой учреждения на среднем уровне увеличилось на 8,2%. На 0,7% увеличился уровень высокой удовлетворенности родителями качеством образовательного процесса в образовательной организации.

280

Вестник КГУ _J 2016

Мы отмечаем положительную динамику и в оценке уровня мотивации к успеху родителей: количество родителей с низким уровнем мотивации на успех уменьшилось на 9,3%; со средним уровнем мотивации достижения успеха увеличилось на 10,1%;умеренно высоким уровнем увеличилось на 3,5%; с завышенным уровнем мотивации родителей к успеху сократилось на 4,3%.

Проанализированные индивидуально-типологические особенности младшего школьника и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили нам составить психолого-педагогические портреты младших школьников, на основе которых были разработаны индивидуальные траектории развития и подобрана система приемов создания ситуации успеха.

Следующим этапом реализации формирующего эксперимента стала непосредственная реализация ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы. В рамках опытно-экспериментальной работы нами были апробированы приемы создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде. Основными из них являются:«линия горизонта», «эврика», «умышленная и исправленная ошибка», «разбуженное любопытство», «копилка с богатством», «вылазки в будущее», «взрослый -это интересно», «лучший читатель», «вовлечение в интересную деятельность», «поручение ответственных дел», «обмен ролями», «заражение», «доведение дела до логического конца», «признание коллективом», «мужской взгляд», «проявление доброты, внимания и заботы», «внушение уверенности», «авансирование успеха личности», «похвала, ожидание лучших результатов», «лестница, или

встань в строй», «разбуженное любопытство», «ты был на высоте», «в центре внимания твой успех», «награда тебя нашла» и другие [1, с. 167-216].

Таким образом, можно утверждать, что предложенная модель педагогического обеспечения и апробированные приемы создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы являются эффективными, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Библиографический список

1. Артюхина А.И. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде / А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, О.В. Островский // Вестник ВМА. - М.: Эксмо, 2001. - 49 с.

2. Архипов А.П. Создание условий для проявления успеха как средство формирования положительного отношения школьников к деятельности. - Красноярск: Красноярск. пед. ин-т, 1957. - С. 112-123.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

4. Богданова С.В. Моделирование воспитательной среды общеобразовательной школы в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 22 с.

5. Скворцова М.А. Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы: дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2016. - 368 с.

6. Шепелева Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.