Научная статья на тему 'Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника'

Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOLCHILD'S LEARNING ENVIRONMENT / SUCCESS SITUATION / SUCCESS ENVIRONMENT CREATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

Статья посвящается теоретической основе проблемы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника. Рассмотрена сущность феномена «образовательная среда» и «ситуация успеха». В результате проведенного анализа, автор подводит к выводу, что успех в учении единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basics of creating an environment of success in the educational environment of a young pupil

The article is devoted to the theoretical basis of the problem of creating an environment of success in the educational environment of a young pupil. The essence of the phenomenon of the “educational environment” and “situation of success” has been considered. In the result of the held analysis, the author drives at the conclusion that success in learning is the only source of the child’s internal forces which give birth to the energy for coping with difficulties and for will to learn.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника»

УДК 373

Скворцова Марина Алексеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

dobrutmarina@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья посвящается теоретической основе проблемы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника. Рассмотрена сущность феномена «образовательная среда» и «ситуация успеха». В результате проведенного анализа, автор подводит к выводу, что успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ключевые слова: ситуация успеха, создание ситуации успеха, образовательная среда младшего школьника.

Актуальность исследуемой темы аргументируется важностью проблемы в соци-. альном, научно-педагогическом и практическом плане и недостаточной разработанностью данной проблемы для учебного процесса в образовательной среде начальной школы.

В современном российском обществе в целом и в педагогическом сообществе, в частности, обострился интерес к вопросам, связанным с общим развитием человека, к детству как значимому и самоценному периоду жизни, образовательной среде как фактору, от которого во многом зависит судьба каждого ребенка и страны, происходит осмысление социальными группами и отдельными гражданами собственных специфических интересов в сфере образования.

Интерес к образовательной среде как фактору, условию обучения и развития детей, как к понятию педагогической и психологической науки и практики возникла в 1990-е годы ХХ века.

Образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она может быть охарактеризована и как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности индивида [6, с. 14]. Образовательная среда появляется тогда, когда между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными практиками начинают выстраиваться определенные связи и отношения; начинают решаться образовательные задачи.

Определение индивидуальной образовательной среды мы встречаем у В.А. Ясвин: «Индивидуальная образовательная среда предполагает «совокупность субъекта и его окружения»; «организация индивиду-ализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве» [11, с. 74].

Еще один подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихоло-гической образовательной среды у автора служит представление о том, что психическое развитие

человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

О.С. Газман отмечает неоспоримую значимость феномена среды, поскольку педагогическая поддержка обучающегося включает три ведущих направления педагогической деятельности, одно из которых - «организация очеловеченной микросоциальной среды» [4, с. 114]. Л.И. Новикова и А.Т. Куракин подчёркивают в своих трудах необходимость учёта влияний среды при решении различных воспитательных задач [8, с. 23]. Роль средового фактора в воспитании подчёркивает и М.И. Рожков: «Воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды» [10, с. 84].

Однако педагогическая сущность феномена «образовательная среда» имманентно обращает внимание специалистов системы образования на оптимальное использование возможностей образовательной среды как воспитывающей системы отношений и средой для создания ситуации успеха для младшего школьника.

В последнее время ориентация на ребенка стала определяющей в деятельности российских школ и приоритетной философской идеей образования. Цель современной педагогики и школы — создать необходимые и благоприятные условия для самореализации и развития ребенка, организовать процесс обучения так, чтобы ему было радостно и приятно учиться и общаться. Поскольку успех ассоциируется с активной деятельностью человека и не возможен без его деятельности, выражен через акт творения, достижения или завоевания, то многие философы пытались понять и исследовать природу успеха (Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, П. Рикер, К.Г. Юнг, В.С. Степин, Г.В. Гегель и др. [1, с. 15].

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Скворцова М.А., 2014

Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника

С философской точки зрения успех рассматривается как сложный многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, «успех» -это характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений. Философы утверждают, что успех успеху рознь - разные авторы вкладывают в идею успеха довольно радикально отличные друг от друга представления. Различное понимание складывается, прежде всего, из следующего: во-первых, относительность успеха.

В философской и педагогической литературе не раскрыта идея успеха в оценочном аспекте. Она оказывается чрезвычайно относительной, а по своему содержанию чрезвычайно близкой идее эффективности. Последняя также выражает относительность оценки какой-либо деятельности при условии ее осмысленности и целенаправленности. Исследователи философской основы успеха выделяют три вида успеха: признание, преодоление, призвание [2, с. 36-37].

«Успех-признание» в данном виде заложены такие понятия как известность, признание, стремление сохранить и, особенно, приумножить социальный статус личности, повысить уровень притязаний, так как такое потребовало бы согласия на существование у личности оберегаемых ею зон свободы и ответственности. «Успех-преодоление» Он легко воспринимается как подвиг во имя идеи и «общего дела». По мнению исследователя, понимание «успеха-преодоления» порождает мотивацию своеобразного жизненного и профессионального, а то и личностного. Что касается «успеха-призвания», то он трудно отличим от желания делать других людей счастливыми помимо, а то и вопреки их собственной воли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «успех» широко не рассмотрены в философских трудах. Эти понятия рассматриваются как многогранные и многоаспектные понятия связанные в свою очередь с другими понятиями. Рассматривая с философской точки зрения ситуацию успеха, следует помнить о том, что успех это результат активной и осознанной деятельности [2, с. 25-26].

В психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т.О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К.А. Хел-лер), факторов и личностных качеств успешных ру-

ководителей и предпринимателей (А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.В. Новиков, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, М. Мелия и др.).

H. Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. «Ведь человек, отмечал он, -от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему определено природой, то есть целенаправленно». Таким образом, подлинный успех и истинное удовлетворение не только «находятся» рядом, но дополняют друг друга. Психолог Г.Л. Хол-лингуэрт заметил, что для достижения успеха нужна проблема (цель) плюс позиция, которая выражала бы готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению (процесс) [3, с. 11].

Таким образом, в рамках данного направления под успехом понимается удачное достижение желаемой цели. И.В. Бондарева утверждает, что «успешный» - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Подлинный успех не есть только удовлетворение базовых потребностей (цель), но ощущение развития, роста (процесс). Успех, по ее мнению, -это «реальная живая энергия, с помощью которой он притягивает к себе других людей, создавая вокруг себя некий вихрь обстоятельств, возможностей, препятствий и способов их разрешения» [6, с. 45].

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех - категория не абстрактная. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. В основе ожидания успеха у младшего школьника - стремление заслужить одобрение у старших - учительницы, родителей. В современной педагогической науке представлены виды успеха по ожиданиям личности:

I. Предвосхищаемый успех, ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды и упование на какое-то чудо.

2. Констатируемый успех, школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он устоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей.

3. Обобщающий успех, ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо.

Термин «ситуация успеха» был введен в педагогическую практику А.С. Белкиным, который подчеркивал необходимость разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

19

В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

А.С. Белкин считает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Крушение оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, негативные реалии жизни, но и школу и ее методы обучения.

П.И. Пидкасистый утверждает, что ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни [6, с. 47].

Близкое к этому определение понятия дает В.Ю. Питюков, по мнению которого, ситуация успеха - это также субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни.

Е.В. Коротаева отмечает, что активизация деятельности может возникнуть вслед за ее стимулированием. Стимулирует, прежде всего, и больше всего ожидание-предвкушение радости, связанной с будущим успехом. И стимулирует учитель, создавая ситуацию успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [4, с. 19].

В энциклопедическом словаре ситуация успеха трактуется как совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. Ситуация успеха - это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь, кому этот успех дается с трудом - неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, чем преодолевает уныние, неверие в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А. Цу-керман, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. По мнению И.Ф. Харламова сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Ситу-

ация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой -когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха) [4, с. 9].

Таким образом, можно сделать вывод, что успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения -оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - М.: Екатеринбург, 2000. - 937 с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.

4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). - Екатеринбург, 2005. - 84 с.

5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. -2001. - № 1. - С. 6-7.

6. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

7. Питюков В.Ю. Основы психологии. - М.: СПЕКТРА, 2007. - 528 с.

8. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

9. Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

10. Тульчинский Г.Л. Российский духовный опыт и проблема успеха // Этика успеха. - Вып. 3. - С. 22.

11. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. - № 2. - С. 22.

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.