УДК 373
Скворцова Марина Алексеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья посвящается теоретической основе проблемы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника. Рассмотрена сущность феномена «образовательная среда» и «ситуация успеха». В результате проведенного анализа, автор подводит к выводу, что успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ключевые слова: ситуация успеха, создание ситуации успеха, образовательная среда младшего школьника.
Актуальность исследуемой темы аргументируется важностью проблемы в соци-. альном, научно-педагогическом и практическом плане и недостаточной разработанностью данной проблемы для учебного процесса в образовательной среде начальной школы.
В современном российском обществе в целом и в педагогическом сообществе, в частности, обострился интерес к вопросам, связанным с общим развитием человека, к детству как значимому и самоценному периоду жизни, образовательной среде как фактору, от которого во многом зависит судьба каждого ребенка и страны, происходит осмысление социальными группами и отдельными гражданами собственных специфических интересов в сфере образования.
Интерес к образовательной среде как фактору, условию обучения и развития детей, как к понятию педагогической и психологической науки и практики возникла в 1990-е годы ХХ века.
Образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она может быть охарактеризована и как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление личности индивида [6, с. 14]. Образовательная среда появляется тогда, когда между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными практиками начинают выстраиваться определенные связи и отношения; начинают решаться образовательные задачи.
Определение индивидуальной образовательной среды мы встречаем у В.А. Ясвин: «Индивидуальная образовательная среда предполагает «совокупность субъекта и его окружения»; «организация индивиду-ализированности образовательной среды обеспечивает возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве» [11, с. 74].
Еще один подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихоло-гической образовательной среды у автора служит представление о том, что психическое развитие
человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
О.С. Газман отмечает неоспоримую значимость феномена среды, поскольку педагогическая поддержка обучающегося включает три ведущих направления педагогической деятельности, одно из которых - «организация очеловеченной микросоциальной среды» [4, с. 114]. Л.И. Новикова и А.Т. Куракин подчёркивают в своих трудах необходимость учёта влияний среды при решении различных воспитательных задач [8, с. 23]. Роль средового фактора в воспитании подчёркивает и М.И. Рожков: «Воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды» [10, с. 84].
Однако педагогическая сущность феномена «образовательная среда» имманентно обращает внимание специалистов системы образования на оптимальное использование возможностей образовательной среды как воспитывающей системы отношений и средой для создания ситуации успеха для младшего школьника.
В последнее время ориентация на ребенка стала определяющей в деятельности российских школ и приоритетной философской идеей образования. Цель современной педагогики и школы — создать необходимые и благоприятные условия для самореализации и развития ребенка, организовать процесс обучения так, чтобы ему было радостно и приятно учиться и общаться. Поскольку успех ассоциируется с активной деятельностью человека и не возможен без его деятельности, выражен через акт творения, достижения или завоевания, то многие философы пытались понять и исследовать природу успеха (Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Олпорт, П. Рикер, К.Г. Юнг, В.С. Степин, Г.В. Гегель и др. [1, с. 15].
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Скворцова М.А., 2014
Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательной среде младшего школьника
С философской точки зрения успех рассматривается как сложный многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, «успех» -это характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений. Философы утверждают, что успех успеху рознь - разные авторы вкладывают в идею успеха довольно радикально отличные друг от друга представления. Различное понимание складывается, прежде всего, из следующего: во-первых, относительность успеха.
В философской и педагогической литературе не раскрыта идея успеха в оценочном аспекте. Она оказывается чрезвычайно относительной, а по своему содержанию чрезвычайно близкой идее эффективности. Последняя также выражает относительность оценки какой-либо деятельности при условии ее осмысленности и целенаправленности. Исследователи философской основы успеха выделяют три вида успеха: признание, преодоление, призвание [2, с. 36-37].
«Успех-признание» в данном виде заложены такие понятия как известность, признание, стремление сохранить и, особенно, приумножить социальный статус личности, повысить уровень притязаний, так как такое потребовало бы согласия на существование у личности оберегаемых ею зон свободы и ответственности. «Успех-преодоление» Он легко воспринимается как подвиг во имя идеи и «общего дела». По мнению исследователя, понимание «успеха-преодоления» порождает мотивацию своеобразного жизненного и профессионального, а то и личностного. Что касается «успеха-призвания», то он трудно отличим от желания делать других людей счастливыми помимо, а то и вопреки их собственной воли.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «успех» широко не рассмотрены в философских трудах. Эти понятия рассматриваются как многогранные и многоаспектные понятия связанные в свою очередь с другими понятиями. Рассматривая с философской точки зрения ситуацию успеха, следует помнить о том, что успех это результат активной и осознанной деятельности [2, с. 25-26].
В психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура, Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т.О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К.А. Хел-лер), факторов и личностных качеств успешных ру-
ководителей и предпринимателей (А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.В. Новиков, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, М. Мелия и др.).
H. Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. «Ведь человек, отмечал он, -от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему определено природой, то есть целенаправленно». Таким образом, подлинный успех и истинное удовлетворение не только «находятся» рядом, но дополняют друг друга. Психолог Г.Л. Хол-лингуэрт заметил, что для достижения успеха нужна проблема (цель) плюс позиция, которая выражала бы готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению (процесс) [3, с. 11].
Таким образом, в рамках данного направления под успехом понимается удачное достижение желаемой цели. И.В. Бондарева утверждает, что «успешный» - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Подлинный успех не есть только удовлетворение базовых потребностей (цель), но ощущение развития, роста (процесс). Успех, по ее мнению, -это «реальная живая энергия, с помощью которой он притягивает к себе других людей, создавая вокруг себя некий вихрь обстоятельств, возможностей, препятствий и способов их разрешения» [6, с. 45].
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех - категория не абстрактная. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. В основе ожидания успеха у младшего школьника - стремление заслужить одобрение у старших - учительницы, родителей. В современной педагогической науке представлены виды успеха по ожиданиям личности:
I. Предвосхищаемый успех, ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды и упование на какое-то чудо.
2. Констатируемый успех, школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех мог быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он устоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей.
3. Обобщающий успех, ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо.
Термин «ситуация успеха» был введен в педагогическую практику А.С. Белкиным, который подчеркивал необходимость разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
19
В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
А.С. Белкин считает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Крушение оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, негативные реалии жизни, но и школу и ее методы обучения.
П.И. Пидкасистый утверждает, что ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни [6, с. 47].
Близкое к этому определение понятия дает В.Ю. Питюков, по мнению которого, ситуация успеха - это также субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни.
Е.В. Коротаева отмечает, что активизация деятельности может возникнуть вслед за ее стимулированием. Стимулирует, прежде всего, и больше всего ожидание-предвкушение радости, связанной с будущим успехом. И стимулирует учитель, создавая ситуацию успеха.
С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [4, с. 19].
В энциклопедическом словаре ситуация успеха трактуется как совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. Ситуация успеха - это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь, кому этот успех дается с трудом - неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, чем преодолевает уныние, неверие в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе.
Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А. Цу-керман, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. По мнению И.Ф. Харламова сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Ситу-
ация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой -когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха) [4, с. 9].
Таким образом, можно сделать вывод, что успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения -оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - М.: Екатеринбург, 2000. - 937 с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). - Екатеринбург, 2005. - 84 с.
5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. -2001. - № 1. - С. 6-7.
6. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
7. Питюков В.Ю. Основы психологии. - М.: СПЕКТРА, 2007. - 528 с.
8. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
9. Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
10. Тульчинский Г.Л. Российский духовный опыт и проблема успеха // Этика успеха. - Вып. 3. - С. 22.
11. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. - № 2. - С. 22.
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20