Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каитов Александр Пилялович

Актуальность проблемы формирования профессиональной мотивации студентов бакалавриата - будущих педагогов обусловлена социальной значимостью педагогической профессии для развития общества, определяющей ролью мотивации для успешного обучения студентов, их профессионального становления, развития и самореализации на педагогическом поприще. В статье раскрыт потенциал индивидуализации образования и построения студентами бакалавриата педагогического вуза индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) для формирования профессиональной мотивации; дано определение ИОТ студента бакалавриата - будущего педагога, обоснована необходимость разработки специальной системы мотивационного обеспечения ИОТ в образовательной среде вуза с целью формирования соответствующей компетентности студентов - интегральной личностной характеристики, включающей способность обучающихся понимать, оценивать собственные мотивационные состояния и управлять ими, а также применять стратегии самомотивации для достижения планируемых результатов учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каитов Александр Пилялович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TEACHER EDUCATION BACHELORS

The relevance of the problem of professional motivation formation of undergraduate students -future teachers is due to the social significance of the teaching profession for society development, the determining role of motivation for successful student learning, their professional formation, development and self-realization in the teaching field. The article reveals the potential of individualization of education and construction of individual educational trajectory (IET) by undergraduate students of a pedagogical university to form professional motivation. The author defines IET for undergraduate students - future teachers, substantiates the need to develop a special system of motivational support for IET in the educational environment of the university to form appropriate competence of students - an integral personal characteristic, including the ability to understand, evaluate and manage their own motivational states, assess and manage their own motivational states and apply self-motivation strategies to achieve planned learning and professional activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 118-123. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 3. P. 118-123.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.18

Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории

бакалавров педагогического образования

Александр Пилялович Каитов

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2721-7448

Аннотация. Актуальность проблемы формирования профессиональной мотивации студентов бакалавриата - будущих педагогов обусловлена социальной значимостью педагогической профессии для развития общества, определяющей ролью мотивации для успешного обучения студентов, их профессионального становления, развития и самореализации на педагогическом поприще. В статье раскрыт потенциал индивидуализации образования и построения студентами бакалавриата педагогического вуза индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) для формирования профессиональной мотивации; дано определение ИОТ студента бакалавриата - будущего педагога, обоснована необходимость разработки специальной системы мо-тивационного обеспечения ИОТ в образовательной среде вуза с целью формирования соответствующей компетентности студентов - интегральной личностной характеристики, включающей способность обучающихся понимать, оценивать собственные мотивационные состояния и управлять ими, а также применять стратегии самомотивации для достижения планируемых результатов учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, студенты бакалавриата, педагогический вуз, профессиональная мотивация

Для цитирования: Каитов А.П. Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 118-123. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.18.

Original article

Motivational support for the implementation of an individual educational trajectory

of teacher education bachelors

Alexander P. Kaitov

Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2721-7448

Abstract. The relevance of the problem of professional motivation formation of undergraduate students -future teachers is due to the social significance of the teaching profession for society development, the determining role of motivation for successful student learning, their professional formation, development and self-realization in the teaching field. The article reveals the potential of individualization of education and construction of individual educational trajectory (IET) by undergraduate students of a pedagogical university to form professional motivation. The author defines IET for undergraduate students - future teachers, substantiates the need to develop a special system of motivational support for IET in the educational environment of the university to form appropriate competence of students - an integral personal characteristic, including the ability to understand, evaluate and manage their own motivational states, assess and manage their own motivational states and apply self-motivation strategies to achieve planned learning and professional activities.

Keywords: individual educational trajectory, undergraduate students, pedagogical university, professional motivation

For citation: Kaitov, A.P. (2022) Motivational support for the implementation of an individual educational trajectory of Teacher Education Bachelors. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 118-123. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.3.18 (In Russian).

Проблема формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в период обучения в вузе не теряет своей актуальности в течение многих лет, что обусловлено социальной значимостью педагогической профессии для развития общества, его высокими требованиями к личностным качествам педагога, усложнением преподавательской деятельности в условиях стремительно развивающихся глобализационных процессов и цифровизации общественной жизни.

© Каитов А.П., 2022

Устойчивая профессиональная мотивация, являясь одним из центральных психологических образований в структуре личности, обеспечивает академические достижения студентов, способствует их профессиональному становлению, самореализации на педагогическом поприще, выстраиванию успешной карьерной стратегии.

В то же время современная экономическая и социокультурная ситуация, характеризующаяся сложностью и противоречивостью протекающих в обществе явлений, ориентирует высшие школы на формирование у студентов профессиональной мотивации в условиях социально-экономической неопределенности, транспрофессиональности рынка труда, отсутствия четкого заказа системе высшего образования на подготовку специалистов со стороны работодателей.

В сложившейся ситуации в высшей школе меняются подходы к организации обучения в сторону большей гибкости и адаптивности к образовательным запросам студентов, создания условий, позволяющих каждому обучающемуся выстроить свою собственную траекторию развития в образовательной среде вуза, исходя из своих интересов и предпочтений.

Индивидуализация образования в высшей школе и обеспечение условий для построения каждым студентом индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) профессиональной подготовки являются значимыми факторами активизации мотивации студентов, ее направленности на профессиональное самоопределение, осознанный выбор профиля, большей ответственности за результаты обучения.

В процессе проектирования и реализации ИОТ студентам постоянно приходится самостоятельно определять специфику собственной профессиональной подготовки и принимать за это ответственность. Наличие выбора и свобода его реализации являются факторами, которые приводят к интернализации «локуса каузальности (причинности) осуществляемой студентом деятельности, ее восприятию как автономной, предпринятой по собственному желанию, что усиливает внутреннюю мотивацию к этой деятельности» (Гордеева, 2015: 214).

Студент воспринимает себя как источник (причину) собственного поведения, и у него появляется ощущение, что он внутренне мотивирован, обучение по ИОТ предоставляет возможность обучающимся осознать свое поведение как самодетерминированное.

Наиболее распространенной является модель ИОТ, в рамках которой студент сам выбирает элективные учебные курсы, включая их вместе с изучением обязательных учебных дисциплин в собственный индивидуальный учебный план. Элективные курсы дают возможность студентам максимально использовать образовательный потенциал университета и сформировать собственный уникальный набор компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда. Из-за повышенного спроса на определенные элективные курсы во многих университетах введена рейтинговая система отбора, в соответствии с которой приоритетное право выбора курсов предоставляется студентам, набравшим по результатам сессии высокое количество баллов, это мотивирует обучающихся к мобилизации усилий для проявления активности в течение всего семестра. В процессе многократного выбора элективных курсов каждый студент при поддержке тьюторов, преподавателей и постоянной позитивной обратной связи формирует компетенцию ответственного выбора.

В процессе обучения на элективных курсах складываются межинститутские учебные группы, создающие уникальное социокультурное пространство коммуникации студентов, обучающихся на разных программах. Внутри учебных групп устанавливаются дружеские межличностные отношения, способствующие удовлетворению потребности личности во взаимосвязи с другими людьми. Успешное обучение студента в рамках спроектированной ИОТ приводит к ощущению им своей автономии, мастерства и компетентности, удовлетворению его потребности в самодетерминированной компетентности, составляющей основу внутренней мотивации к учебной и профессиональной деятельности (Deci, Ryan, 2008).

Проблема индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте произошедших в стране социально-экономических преобразований рассматривается во многих отечественных исследованиях (Е.В. Бондаревская (2010), Л.В. Байбородова (2016), В.Н. Белкина (2009), Т.В. Бурлакова (2013), М.В. Груздев, И.Ю. Тарханова (2019), Т.Н. Гущина (2020), Л.Н. Князькова (2010), М.П. Кривунь (Кривунь, Байбородова, 2020), И.Г. Липатникова (2006) и др.).

Ученые обращают внимание на серьезные недостатки, сложившиеся в вузовской практике профессионального педагогического образования, главным из которых является потеря ценностных смысловых позиций, а также ориентация на формальные результаты оценивания деятельности студентов. В итоге у значительной части выпускников отсутствует внутренняя мотивация к педагогической деятельности. Даже поступив на работу в школу, такие учителя не смогут сформировать мотивацию к обучению у своих учеников. Основной выход из сложившейся ситуации, по мнению ученых, состоит в индивидуализации подготовки будущего учителя, применении при

проектировании содержания образования принципов персонализации, субъектности, приоритетности самостоятельной деятельности обучающихся (Байбородова, 2016).

По мнению Т.В. Бурлаковой, индивидуализацию подготовки студента - будущего учителя нельзя рассматривать только как средство или формат обучения. Данный процесс является «преобразовательной деятельностью, ориентированной на развитие внутреннего мира студента, овладение им способов познания профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности» (Бурлакова, 2013: 8). С одной стороны, индивидуализация должна соответствовать индивидуально-образовательному потенциалу студента, с другой - системе социальных и профессиональных ценностей, соответствующим требованиям и целям.

В современных исследованиях (М.П. Кривунь, Л.В. Байбородова (2020), В.Н. Белкина (2009), Т.В. Бурлакова (2013), М.В. Груздев, И.Ю. Тарханова (2019), Т.Н. Гущина (2020) и др.) индивидуализация образовательного процесса профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе рассматривается как «бинарный процесс, имеющий внешнюю и внутреннюю стороны» (Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе ..., 2018: 11).

Внешняя сторона индивидуализации определяется адаптацией содержания и форм организации образовательного процесса к интересам и потребностям студента, его индивидуальным особенностям, выражается оказанием ему поддержки и сопровождения. Внутренняя сторона индивидуализации проявляется в стремлении студента к реализации собственного потенциала в учебно-профессиональной деятельности.

Специфика индивидуализации профессиональной подготовки будущего учителя заключается, прежде всего, в осознании студентом социальной значимости профессии педагога, глубоком освоении им профессиональных ценностей. В процессе индивидуализации происходит становление самосознания личности, ее самостоятельности и автономности, которые проявляются в способности студента к самоопределению и саморегулированию, то есть индивидуализация способствует формированию субъектности как личностного качества, что свидетельствует об освоении студентом умений согласовывать собственные запросы, притязания и способности с требованиями профессионального стандарта педагога.

Индивидуальная образовательная траектория рассматривается учеными (Л.В. Байборо-дова (2016), Т.В. Бурлакова (2013) и др.) как одна из технологий, применяемых в процессе реализации компетентностного подхода к содержанию и результату профессионального образования. В качестве характерных признаков ИОТ ученые выделяют свободу выбора, реализацию личностного потенциала студента, субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия преподавателей и студента, ориентацию на индивидуальные характеристики личности студента, базовый уровень его подготовки и др.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) студента бакалавриата - будущего педагога определяется нами как персональный путь освоения профессиональных ценностей, достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС высшего образования по выбранному направлению подготовки (педагогическому, психолого-педагогическому), действующим профессиональным стандартам, личным интересам, дефицитам и потребностям.

ИОТ призвана обеспечить включение каждого студента в процесс формирования себя как профессионала, ее эффективность зависит от мотивации обучающегося на проявление инициативы и самостоятельности, настойчивости и целеустремленности, что актуализирует разработку специальной системы мотивационного обеспечения реализации ИОТ в образовательной среде вуза. Оно должно быть направлено на формирование мотивационной компетентности студентов - интегральной личностной характеристики, включающей способность понимать, оценивать и управлять собственными мотивационными состояниями, применять стратегии самомотивации для достижения планируемых результатов учебно-профессиональной деятельности.

Будущие педагоги на этапе обучения в вузе должны иметь представление о своих собственных личностных ресурсах, ориентироваться в характеристиках психики, свойствах деятельности, моделей поведения и др., развивать свою мотивационную сферу, уметь управлять желаниями, потребностями, стремлениями, намерениями и др. для достижения образовательных целей и запланированных результатов.

Зарубежные исследователи подчеркивают, что важно научить студентов применять моти-вационные стратегии как средство самостоятельного регулирования учебной деятельности (Fryer at al, 2016; Navea, Suârez, 2017; Sebesta, Speth, 2017; Higgins at al, 2021 и др.).

Саморегулируемое обучение (SRL) - это общий термин, охватывающий независимые и самостоятельные стратегии, которые позволяют учащимся осознать и структурировать свое обучение. В их числе особенно важны стратегии самомотивации. Ученые отмечают, что «уход из бла-

гоприятной среды средней школы может быть трудным для студентов, которым не хватает навыков самостоятельного и самомотивированного обучения» (Higgins at al, 2021: 58). Подобные стратегии, в отличие от метакогнитивных, не привязаны к содержанию обучения, но способствуют проявлению усердия, самостоятельности, развитию учебных навыков и помогают обучающемуся избежать неблагоприятных результатов. Мотивационные стратегии предполагают знание студентов о сущности мотивации, внимательный и осознанный мониторинг собственной заинтересованности в обучении, способы саморазвития мотивации для достижения образовательных результатов, контроль над ее характером (G6es, Boruchovitch, 2020).

Таким образом, мотивационную компетентность образуют способности студента познавать, анализировать, объяснять и управлять собственными мотивационными состояниями, осуществлять саморазвитие заинтересованности в учебно-профессиональной деятельности для достижения образовательных результатов в течение всего периода обучения в вузе.

Сделать правильный выбор из широкого перечня возможностей, осознанно сформулировать свой образовательный заказ, выстроить и реализовать собственную образовательную траекторию в образовательной среде вуза студенту поможет специально организованная система мотиваци-онного обеспечения реализации ИОТ. Ее образуют несколько взаимосвязанных этапов, последовательность которых соответствует логике становления субъектной позиции студента, проявляющейся в активном включении и самопроектировании образовательной деятельности, выборе индивидуального маршрута обучения, освоении образовательных модулей программы и т.д.

Назовем этапы мотивационного обеспечения реализации иОт студентов бакалавриата -будущих педагогов:

- информационно-диагностический этап предполагает изучение ценностных ориентаций студентов, их доминирующей мотивации, предрасположенности к педагогической профессии, активизацию мотивации к смыслополаганию на основе актуализации потребностей;

- адаптационно-ориентационный этап содержит ознакомление студентов с образовательной картой вуза, логикой построения учебного плана и возможностями составления индивидуального образовательного маршрута;

- конструктивный этап направлен на формирование у студентов проектировочных умений составлять индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент ИОТ), выстраивать стратегию своей деятельности;

- этап сопровождения включает проведение мероприятий, ориентированных на формирование мотивационной компетентности студентов (обучение мотивационным стратегиям и др.), реализацию постоянного мониторинга их успеваемости, консультации с тьюторами, в процессе которых формируется компетенция осознанного выбора и определяются механизмы проектирования ИОТ;

- оценочно-рефлексивный этап направлен на формирование специфических умений студента: осознавания необходимости осуществления рефлексии в процессе проектирования и реализации ИОТ, самоанализа своего потенциала и самооценки результата осуществляемой деятельности, постановку новых целей и задач.

Каждый этап содержит комплекс мероприятий, в ходе которых осуществляется систематическое психолого-педагогическое воздействие на мотивационно-потребностную сферу студентов посредством избирательной актуализации определенных мотивационных состояний (внутренних побуждений), вызывающих активность обучающихся, ее направленность на достижение образовательных целей и планируемых результатов. Согласно результатам исследований О.С. Гребенюка при систематической актуализации способствующих деятельности мотивационных состояний они постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные состояния и свойства личности1. В процессе участия в мероприятиях у студентов формируется способность познавать, анализировать, объяснять собственные мотивационные состояния, осуществлять саморазвитие мотивации для достижения образовательных результатов в течение всего периода обучения в вузе.

Основу мотивационного обеспечения ИОТ составляют: системный, рефлексивно-деятель-ностный, субъектно-ориентированный, компетентностный и аксиологический методологические подходы. Системный подход предполагает рассмотрение мотивационного обеспечения реализации ИОТ как единой педагогической системы, включающей взаимосвязанные компоненты (этапы и соответствующие им мероприятия). Согласно рефлексивно-деятельностному и субъектно-ори-ентированному подходам мотивационное обеспечение ИОТ направлено на реализацию индивидуального потенциала студента, становлению его субъектной позиции. На основе рефлексии,

1 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие. Калининград, 2000. 572 с.

самооценки собственного потенциала и компетентности, представлений о самоэффективности в ситуации неопределенности студент делает выбор из нескольких альтернатив и учится выстраивать и реализовать свой индивидуальный образовательный маршрут в рамках спроектированной ИОТ. Компетентностный подход ориентирует на необходимость развития у студентов способностей самопознания мотивационной сферы, овладения ими умениями управлять своими мо-тивационными состояниями в различных учебно-профессиональных ситуациях, что позволяет обеспечить контроль мотивации учебно-профессиональной деятельности. Аксиологический (ценностный) подход предполагает выстраивание процесса мотивационного обеспечения реализации ИОТ с опорой на базовые ценности педагогической профессии, формирование у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности как внутренней позиции личности.

В период обучения в вузе мотивационное обеспечение реализации ИОТ представляет собой педагогически организованный циклический процесс, его эффективность обусловлена комплексом факторов: слаженной работой тьюторского корпуса, качеством информационной поддержки, высокой сложностью и стоимостью реализации (внедрение информационной системы управления ИОТ) и др.

Содержательное наполнение этапов мотивационного обеспечения реализации ИОТ зависит от уровня сформированности мотивационной компетентности студента: чем он выше, тем менее студент нуждается в помощи и сопровождении тьюторов в процессе реализации ИОТ.

Список источников:

Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 35-41.

Белкина В.Н. Модель подготовки педагога в условиях непрерывного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4 (61). С. 72-75.

Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. 2010. № 9. С. 84-88.

Бурлакова Т.В. О сущности индивидуализации подготовки будущего учителя // Научный поиск. 2013. № 2. С. 7-11.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2015. 334 c.

Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47-53. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10415.

Гущина Т.Н. Потенциалы и ограничения индивидуализации подготовки специалиста в педагогическом колледже // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 141-147. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-141 -147.

Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л.В. Байбородова [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 7-21. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01.

Князькова Л.Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 4. С. 156-159.

Кривунь М.П., Байбородова Л.В. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования. М., 2020. 232 с.

Липатникова И.Г. Формирование рефлексивной культуры будущего педагога на математическом факультете педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 51 -52.

Deci E.L., Ryan R.M. Facilitating Optimal Motivation and Psychological Well-Being Across Life's Domains // Canadian Psychology, 2008. Vol. 49, iss. 1. P. 14-23. https://doi.org/10.1037/0708-5591.49.114.

Fryer L., Ginns P., Walker R. Reciprocal Modelling of Japanese University Students' Regulation Strategies and Motivational Deficits for Studying // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 51. P. 220-228. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.08.032.

Góes N., Boruchovitch E. Estratégias de Aprendizagem: Como Promové-Las? Petrópolis, 2020. 126 p. https://doi.org/10.5585/eccos.n57.19890.

Higgins N., Frankland S., Rathner J. Self-Regulated Learning in Undergraduate Science // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 29, iss. 1. P. 58-70. https://doi.org/10.30722/ijisme.29.01.005.

Navea A., Suárez J. Estudio Sobre la Utilización de Estrategias de Automotivación en Estudiantes Universitarios // Psicología Educativa. 2017. Vol. 23, iss. 2. P. 115-122. https://doi.org/10.1016/j.pse.2016.08.001.

Sebesta A., Speth B. How Should I Study for the Exam? Self-Regulated Learning Strategies and Achievement in Introductory Biology // CBE - Life Sciences Education. 2017. Vol. 16, iss. 2. P. 1-13. https://doi.org/10.1187/cbe.16-09-0269.

References:

Baiborodova, L. V. (2016) Principles of Organization of Students' Individual Educational Activity in Pedagogical University. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. (2), 35-41 (in Russian).

Baiborodova, L. V., Belkina, V. N., Gruzdev, M. V. & Gushchina, T. N. (2018) Student-Centered Educational Technology of Individualization Within the Framework of Teacher Education Institutions. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 8 (5), 7-21. Available from: doi:10.15293/2226-3365.1805.01 (in Russian).

Belkina, V. N. (2009) Model of Training the Teacher in the Conditions of Continuous Vocational Training. Yaroslavskii peda-gogicheskii vestnik. (4 (61)), 72-75 (in Russian).

Bondarevskaya, E. V. (2010) Methodological Problems in Formation of University Type Teacher Education. Pedagogika. (9), 84-88 (in Russian).

Burlakova, T. V. (2013) On the Individualization of Training Future Teachers. Scientific search. (2), 7-11 (in Russian).

Deci, E. L. & Ryan, R.M. (2008) Facilitating Optimal Motivation and Psychological Well-Being Across Life's Domains. Canadian Psychology. 49 (1), 14-23. Available from: doi:10.1037/0708-5591.49.1.14.

Fryer, L., Ginns, P. & Walker, R. (2016) Reciprocal Modelling of Japanese University Students' Regulation Strategies and Motivational Deficits for studying. Learning and Individual Differences. 51, 220-228. Available from: doi:10.1016/j.lin-dif.2016.08.032.

Góes, N. & Boruchovitch, E. (2020) Estratégias de Aprendizagem: Como Promovê-Las? Petrópolis. 126 p. Available from: doi:10.5585/eccos .n57.19890.

Gordeeva, T. O. (2015) Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of Achievement Motivation]. Moscow. 334 p. (in Russian)

Gruzdev, M. V. & Tarkhanova, I. Y. (2019) Development of Pedagogical Education «New Didactics» in Conditions of Global Technological Updating and Digitalization. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. (3 (108)), 47-53. Available from: doi: 10.24411/1813-145X-2019-10415 (in Russian).

Gushchina, T. N. (2020) Potentials and Limitations of Individualisation of Specialist Training in a Teacher Training College. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 26 (3), 141-147. Available from: doi:10.34216/2073-1426-2020-26-3-141 -147

Higgins, N., Frankland, S. & Rathner, J. (2021) Self-Regulated Learning in Undergraduate Science. International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 29 (1), 58-70. Available from: doi:10.30722/ijisme.29.01.005.

Kniazkova, L. N. (2010) Modeling Stages of Students' Individual Educational Activity during Studying Psychological and Pedagogical Disciplines. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2 (4), 156-159. (in Russian)

Krivun', M. P. & Baiborodova, L. V. (2020) Professional'naya podgotovka t'yutorov dlya sfery obrazovaniya [Professional Training of Tutors for the Field of Education]. Moscow. 232 р. (in Russian)

Lipatnikova, I. G. (2006) Forming the Reflexive Culture of a Future Teacher at the Mathematics Faculty of the Pedagogical University. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. (4), 51-52 (in Russian).

Navea, A. & Suárez, J. (2017) Estudio Sobre la Utilización de Estrategias de Automotivación en Estudiantes Universitarios. Psicología Educativa. 23 (2), 115-122. Available from: doi:10.1016/j.pse.2016.08.001.

Sebesta, A. & Speth, B. (2017). How Should I Study for the Exam? Self-Regulated Learning Strategies and Achievement in Introductory Biology. CBE - Life Sciences Education. 16 (2), 1-13. Available from: doi:10.1187/cbe. 16-09-0269.

Информация об авторе А.П. Каитов - кандидат социологических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794276.

Information about the author A.P. Kaitov - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Educational Psychology, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=794276.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.