УДК 378
Т. В. Бурлакова
Индивидуализированные технологии в подготовке студентов педагогического вуза
Данная статья посвящена описанию технологии создания индивидуальной образовательной программы студентами педагогического вуза, которая представляет собой один из возможных проектов учебной деятельности будущего педагога и создается при поддержке преподавателя на основе типовых образовательных программ с учетом индивидуальных целей и личностных качеств. Актуальность использования данной технологии предопределяется изменением условий подготовки будущих учителей в современной системе профессионального образования. Авторская технология создания индивидуальной программы изучения теоретической дисциплины задает определенную последовательность действий студента и преподавателя, обеспечивающую достижение намеченного образовательного результата. Каждый из этапов создания программы (мотивационный, целеполагания, рефлексивно-аналитический, осмысления, диагностический, проектировочный, корректировочный и др.) иллюстрирован описанием необходимых действий будущего учителя и соответствующими педагогическими приемами. Технология разработана в русле концепции индивидуализации подготовки будущего учителя. В статье представлен новый взгляд на индивидуализацию профессиональной подготовки студентов, отражена ее специфика. Автор дает краткую характеристику положений индивидуализации подготовки будущего учителя в вузе, которая задает основу практических действий в реформировании образования и рекомендуется к использованию в образовательном процессе педагогического вуза.
Ключевые слова: индивидуализация; профессиональная подготовка студентов; технология индивидуализации; индивидуальная образовательная программа студента.
T. V. Burlakova
Individualized Techniques as a Means of Training Students at the Pedagogical University
This article describes the technique of creating the individualized educational program by the students of the pedagogical university. The program represents one of the possible projects of studies and is created by the future teachers with the assistance of their professors on the basis of the standard educational programs with the account of individual purposes and personal qualities of each student. The relevance of the use of the individualized approach is predetermined by the change in the conditions of training prospective teachers in the current system of vocational education. The authors' technique of creating the individualized program of studying the theoretical subject sets certain sequence of actions for both a student and a professor which provides the achievement of the planned educational result. Each stage of creating the program (motivational, goal-setting, reflective, analytical, comprehensive, diagnostic, designing, corrective and others) is illustrated by the description of the future teacher's necessary actions and corresponding pedagogical methods. The technique has been developed within the framework of the theory of individualization. A new view of the individualization of the professional training of students is presented, its specific features are described. The author gives a brief description of the concept of individualization of training prospective teachers at the university level, which provides some guidelines for practical actions towards reforming the education and is recommended to be applied in the educational process at the pedagogical university.
Keywords: individualization; professional training of students; the technique of individualization; the individual educational program of a student.
Поиск путей разрешения противоречий между индивидуальными и общественными интересами представляет собой сложную социально-философскую проблему, которая имеет непосредственное отношение к организации профессиональной подготовки специалистов. Обучение
в вузе, независимо от образовательной парадигмы, включает в себя переработку и усвоение студентами собственного опыта, изменение его под воздействием обучения, построение индивидуальных моделей познания и поведения. В любом материале студент пытается вычленить те
© Бурлакова Т. В., 2015
смысловые признаки, на которые он предпочитает опираться при выполнении задания, пытается понять цели и задачи своей учебной деятельности. Индивидуализация образовательной деятельности студента позволяет снять трудности учебно-интеллектуального характера в процессе профессиональной подготовки и сформировать позитивное отношение к будущей профессии.
В ряде психологических исследований доказано, что в ходе развития личности приходится решать не только внешние, непосредственно социально обусловленные противоречия между ней и объективной действительностью, но и внутренние, «локализованные» во внутреннем мире (К. А. Абульханова-Славская).
Индивидуализация способствует разрешению проблем, связанных с внутренними и внешними противоречиями между возможностями и способностями личности и требованиями макропе-дагогической и микропедагогической среды (в терминологии Л. М. Митиной) [1, с. 12].
В нашем исследовании установлено, что индивидуализация подготовки будущего учителя в вузе представляет собой процесс, способствующий профессиональному образованию студента и позитивному изменению его внутреннего мира с целью обеспечения основы для самореализации в педагогической деятельности и жизни в целом.
Индивидуализация подготовки студентов в педагогическом вузе характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью внешней и внутренней ее сторон. Внешняя сторона индивидуализации включает адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности, а также мотивации, которая способна побудить студента к изменению себя и переменам в своей деятельности. Внутренняя сторона индивидуализации представляет собой направленность будущего учителя на развертывание и реализацию индивидуальных стремлений и становление индивидуальной позиции в своей профессиональной деятельности.
Главная особенность внешней стороны индивидуализации состоит в создании ситуаций выбора, а также в ее направленности и обращенности к каждому студенту, что мотивирует принятие внешнего образовательного пространства будущим учителем. Для того чтобы началось движение «от студента», то есть реализация индивидуальности, в формировании индивидуальной позитивной позиции относительно педагоги-
ческой деятельности, осознание необходимости изменений у него должно стать внутренним, личностно значимым процессом. В контексте нашего исследования основным средством возникновения этого процесса является рефлексия [2, с. 214-217].
Следует подчеркнуть, что личностно-профессиональное развитие студента предполагает не только освоение технологий профессиональной деятельности, но и, прежде всего, освоение способов познания мира и себя для формирования собственных траекторий жизненного пути и индивидуальных стратегий саморазвития. В связи с этим возникает необходимость индивидуализации и самого процесса личностно-профессионального развития будущих специалистов. Важно обеспечить не только индивидуализацию обучения самого студента, но и его готовность как будущего учителя решать эту же задачу в педагогической деятельности. Подлинная индивидуализация обучения требует сегодня и особых подходов, и специальных технологий профессиональной подготовки.
На первый взгляд, словосочетание «индивидуализированные технологии подготовки» может представиться внутренне противоречивым. Термин «технология» ассоциируется с массовостью и единым стандартом, а «индивидуализация» подразумевает эксклюзивность. Однако противоречие это кажущееся. Дело в том, что каждый этап индивидуализации подготовки имеет свои, четко сформулированные задачи, для решения которых предназначены заранее определенные средства. Неправильность или невыполнение какого-либо этапа приводит к тому, что цели индивидуализации остаются не достигнутыми.
Следует отметить, что встречается несколько подходов к определению понятия «педагогическая технология» [1, с. 78]: дидактическая концепция, как часть педагогической науки (П. И. Пидкасистый); педагогическая система (В. П. Беспалько); педагогический процесс (М. М. Левина); процедура (алгоритм) деятельности учителя и ученика, преподавателя и студента (В. М. Монахов, В. А. Сластенин); строго определенные обязательные действия субъектов образовательного процесса, которые гарантированно приводят к достижению заданной педагогической цели (В. В. Юдин). Существуют определения, которые сводятся к тому, что к технологиям относят совокупность методов, приемов, средств, форм. Действительно, ряд методов, форм можно представить технологично. Однако есть признаки, отличающие технологию от форм, методов и
средств обучения. Отличительными особенностями технологии являются:
- тиражируемость, то есть перенос в другие условия, возможность повторения другими педагогами и студентами при гарантированном достижении намеченного результата, если, конечно, не искажается суть технологии;
- нацеленность на гарантированное достижение поставленных целей; - поэтапная подача описания с поэтапными характеристиками результатов образования;
- обязательность и возможность осуществления обратной связи, диагностики и коррекции получаемых результатов обучения на всех этапах реализации технологии.
Можно сказать, что научно обоснованная технология представляет собой промежуточное звено между определенной теорией (концепцией, подходом) и реальной педагогической практикой, то есть инструмент решения конкретных педагогических задач. В соответствии с вышеизложенным будем понимать под технологией подготовки алгоритм последовательных действий студента и преподавателя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
Особенностью индивидуализированных технологий является то, что тщательно продумыва-ются «шаги» студента, которые сопровождаются преподавателем в скрытой, ненавязчивой форме. По существу преподаватель не влияет на студента и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи преподавателя входит подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, включение студентов в целеполагание на всех этапах подготовки, организация анализа и рефлексии.
Общий алгоритм индивидуализированных технологий отражен в трудах Л. В. Байбородовой. Он может быть представлен следующим образом: самодиагностика ^ самоанализ ^ самоопределение ^ самореализация ^ самооценка ^ самоутверждение. Каждый шаг алгоритма конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста обучающегося, уровня сформированности его субъ-ектности в конкретном виде деятельности.
Индивидуализированные технологии имеют общие признаки:
- учет и развитие индивидуальности обучающегося,
- предоставление обучающемуся права выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности; возможность удовлетворить свои потребности и интересы;
- субъектность позиции обучающегося;
- рефлексивность отношения обучающегося к образовательной деятельности;
- новая позиция преподавателя, который создает условия для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации обучающегося.
В литературе [3, с. 50-59] приводится описание индивидуализированных технологий. Выделим те из них, которые чаще всего используются нами в образовательной практике:
- модульное обучение, которое фактически является организационным средством всего процесса подготовки студентов;
- поисково-исследовательские технологии (проблемное обучение, метод проектов);
- дискуссионные технологии (в том числе «мозговой штурм», дебаты, «круглый стол», дискуссии);
- игровые технологии;
- технологии открытого образования (технологии развития критического мышления, порт-фолио).
При применении названных технологий методы индивидуализации используются органично, в соответствии с особенностями студентов и содержания учебного материала.
При разработке авторской технологии создания и исполнения студентами индивидуальных образовательных программ учебных дисциплин, относящихся к различным предметным областям, были учтены исследования в области индивидуализированных образовательных технологий. Развиваемое нами представление об индивидуализации профессиональной подготовки нашло отражение в разработке соответствующих этапов технологии.
1 этап - мотивационный, направленный на осознание каждым студентом того, что индивидуализация обеспечивает достижение целей профессиональной подготовки с учетом его индивидуальности. Цели преподавателя на этом этапе: вызов интереса к проблеме самостоятельной индивидуальной деятельности. Действия студентов: анализ информации, самодиагностика, постановка вопросов, формулирование предположений о возможностях индивидуального маршрута для развития своего потенциала и достижения целей подготовки. Приемы, используе-
мые на первом этапе: составление списка известной информации; рассказ-предположение на основе ключевых слов; анализ верных и неверных утверждений; заполнение таблиц; организация дискуссий.
Для того чтобы начала проявляться внутренняя сторона индивидуализации при изучении теоретической дисциплины необходимо сформировать личностное отношение студента к изучаемой предметной области, представляемой в виде системы фундаментальных понятий, проблем, вопросов, концепций. Для этого следует:
- установить, какую роль изучаемая дисциплина будет играть в профессиональной деятельности будущего учителя;
- зафиксировать приоритетные зоны внимания в предстоящей деятельности;
- осознать индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины;
- определить формы, методы и темп учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям будущего педагога;
- поставить индивидуальные цели в изучении дисциплины;
- самоопределиться по отношению к сформулированным проблемам,
- осуществлять рефлексию по отношению к индивидуальному опыту, оценку и корректировку своей деятельности.
Приобретение студентом опыта самоопределения, принятия самостоятельных решений, выработки индивидуальной стратегии развития возможно при следующих условиях:
- формирование соответствующей мотивации учения, желания учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;
- овладение умениями и навыками самоорганизации,
- рефлексивное отношение к собственной учебной и познавательной деятельности.
II этап - целеполагания, направленный на развитие у студентов способностей к обоснованию и осмыслению целей. Цели преподавателя: обеспечение условий, при которых студенты определяют свои цели рассмотрения данной темы; формирование способности студентов к целепо-лаганию. Действия студентов: формулирование индивидуальных целей изучения темы (курса, дисциплины). Приемы, используемые на данном этапе: анализ дидактического материала, оформленного в виде таблиц, создание проблемных ситуаций, организация «мозгового штурма», графическая систематизация материала в форме
таблиц. Применяется авторская технология овладения студентами процедурой целеполагания.
Данная технология включает следующие шаги:
1 шаг - осознание студентами своих потребностей;
2 шаг - осознание студентами необходимости постановки целей и поддержание постоянной мотивации к их постановке и реализации;
3 шаг - знакомство с наиболее распространенными в педагогической практике способами постановки целей;
4 шаг - обсуждение указанных способов постановки целей, их оценка с целью поиска индивидуальных предпочтений в способах постановки целей;
5 шаг - осознание смысла основных категорий целей на основе анализа предоставляемого преподавателем дидактического материала;
6 шаг - формулирование индивидуальных целей на основе проведенного анализа и определение их иерархии в системе перспективных целей;
7 шаг - определение способов достижения целей.
Процесс целеполагания не ограничивается решением отдельных учебных задач, а происходит явно или скрыто на каждом этапе подготовки, в контексте целей и проблем будущей профессиональной деятельности студентов. Являясь многоуровневым мыслительным процессом, включающим в себя операции анализа, синтеза, прогнозирования, целеполагание по своей сути непосредственно связано с рефлексией.
III этап - этап проблематизации и осмысления. Цели преподавателя: обеспечить равенство позиций взаимодействующих сторон, вовлечь студента в открытое обсуждение проблем, ориентируясь на индивидуальные достижения студента. Действия студентов: анализ существующих затруднений, осознание причин успехов и неудач, определение тактики разрешения проблем. Приемы, используемые на данном этапе: формулирование авторского высказывания, постановка вопросов, направленных на уточнение или понимание сказанного, рассказ-предположение, анализ верных и неверных утверждений; заполнение таблиц; создание проблемных ситуаций, составление схем.
Необходимо помнить, что диалогический контакт представляет собой ситуацию взаимно -го, а не односторонне направленного воздействия, которая подразумевает реальное участие, активность и заинтересованность студентов и преподавателей. Поэтому преподаватель высту-
пает в роли собеседника, который советует, поддерживает активность студента, предоставляет ему свободу выбора методов и средств подготовки, видов занятий. Диалоги с преподавателем помогают выявить затруднения, имеющиеся у студента, проанализировать успехи и неудачи. При проведении диалога важно развертывание проблемы, вовлечение студента в ее открытое обсуждение, исследование стереотипов с целью их устранения, ориентация на индивидуальные достижения студентов.
Осмысление идей диалоговых методик, которые активно используются нами в процессе изучении курсов теоретических дисциплин, позволило установить:
- во-первых, что в них проявляется и личная рефлексия, связанная с индивидуальностью студента и интеллектуальная, позволяющая мыслить по поводу чужой мысли,
- во-вторых, они построены на авторском высказывании и его понимании, поскольку обязательным условием возникновения дискуссии является слушание авторского высказывания, постановка вопросов, направленных на уточнение или понимание сказанного,
- в-третьих, они развивают внутреннюю мотивацию студентов, связанную с попыткой усовершенствования способов профессиональной деятельности, развитием творчества, со стремлением обеспечить личностное развитие.
IV этап - диагностический. Цели преподавателя: обеспечить диагностику и самодиагностику возможностей, склонностей, интересов, потребностей студента, а также изучение уровня достижений, его личных и профессиональных планов. Действия студентов: проведение самодиагностики. Приемы, используемые на данном этапе: использование опросников, методик изучения состояния личностно-образовательного развития.
Движение студента по индивидуальной образовательной траектории начинается со следующей последовательности действий: ощущение потребности в изменении ^ фиксация этих потребностей ^ конкретизация идеализированных представлений ^ осмысление фактического состояния образовательного процесса ^ фиксация проблемных точек ^ определение причин их существования.
V этап - рефлексивно-аналитический. Цели преподавателя: проанализировать материалы диагностики студентов, побудить каждого студента к целенаправленным действиям по проектированию своей программы, высказать необходимые
рекомендации по созданию программы; обеспечить развитие самостоятельности студентов. Действия студентов: анализ материалов самодиагностики, классификация и систематизация полученной информации, самоопределение по основным позициям образовательной программы, формулирование выводов. Приемы, используемые на данном этапе: «незаконченное предложение», анкеты, опросники, заполнение таблиц, организация дискуссий, написание сочинений-размышлений.
Анализ материалов диагностики и самодиагностики, их обобщение позволяет студентам самоопределиться по основным позициям образовательной программы по предмету, а преподавателю - сделать выводы и дать необходимые рекомендации. Отметим, что активное участие в аналитической деятельности обеспечивает развитие субъектности студента, формирует критичность мышления, стимулирует развитие сферы саморегуляции.
Наш опыт и материалы исследований [2, с. 303-304] позволяют заключить, что анализ позволяет оперативно и результативно регулировать процесс подготовки студентов, повышать его эффективность, если к его организации предъявлять определенные требования:
- анализ материалов диагностики и самодиагностики должен быть объективным;
- следует рассматривать всю совокупность материалов в их взаимосвязи;
- необходимо обеспечить целенаправленность анализа, предусмотреть четкую формулировку и осмысление общей и частных целей педагогического анализа;
- в процессе анализа следует предусмотреть согласованность действий преподавателя и студентов.
Структура рефлексивной деятельности студента, направленной на создание индивидуальной составляющей предметного содержания изучаемой теоретической дисциплины, предполагает соблюдение следующей последовательности действий: целеполагание ^ мотивация ^ прогнозирование ^ планирование ^ принятие решения ^ контроль ^ самооценка ^ прогнозирование новых целей.
VI этап - проектировочный, заключающийся в создании индивидуального плана, проекта индивидуальной образовательной программы по изучению дисциплины. Цели преподавателя: мотивировать студентов к написанию проекта индивидуальной образовательной программы, ока-
зать помощь в его разработке. Действия студентов: подготовка индивидуального плана, проекта индивидуальной образовательной программы по изучению дисциплины. Приемы, используемые на данном этапе: создание проблемной ситуации; создание ситуаций выбора; обсуждение практических задач; изучение студентами перспективных целей профессиональной востребованности на рынке труда; совместное участие школьных учителей и студентов в обсуждении решения педагогически важных задач; «мозговой штурм».
VII этап - исполнительско-организационный. Цели преподавателя: организовать работу студентов по выполнению индивидуальной программы и индивидуального плана. Действия студентов: выполнение индивидуальной программы и индивидуального плана. Приемы, используемые на данном этапе: применение циклов взаимосвязанных задач; выполнение разноуровневых индивидуальные заданий; проблемные предметные и педагогические ситуации; ролевые игры; дискуссии; заполнения таблиц с установлением причинно-следственных связей между изученными блоками информации, «карты достижений»; использования при работе с текстами системы специальных указаний, схем, «индивидуальной памятки» и т. д.
VIII этап - корректировочный. Цели преподавателя: изучение результатов реализации студентами программы, создание условий для рефлексии и корректировки программы. Действия студентов: анализ результатов реализации программы, рефлексия, корректировка программы. Приемы, используемые на данном этапе: порт-фолио; самооценивание; взаимооценивание; рейтинговая и накопительная системы оценивания; выполнение обобщающих заданий компетентно-стного характера; анкеты, опросники; организация дискуссий; написание сочинений-размышлений.
IX этап - итоговый. Цели преподавателя: организовать повторную диагностику и самодиагностику студентов, рефлексию; провести индивидуальное собеседование; проанализировать отчеты студентов и организовать их коллективное обсуждение и анализ; подготовить основу для нового цикла создания и реализации индивидуальных образовательных программ по другим учебным дисциплинам. Действия студентов: анализ результатов повторной диагностики, рефлексия, подготовка отчетов, обсуждение отчетов. Приемы, используемые на данном этапе: формулирование авторского высказывания; постановка
вопросов, направленных на уточнение или понимание сказанного; анкеты, опросники, методики изучения динамики личностно-образовательного развития; заполнение таблиц, организация дискуссий, написание эссе.
Следует отметить, что при правильной организации итогового этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации индивидуальных образовательных программ студентов.
Использование индивидуальных образовательных программам в процессе проведения занятий способствует возникновению у студентов потребности и необходимости постоянного к ним обращения, внесения корректив, дополнений, позволяет осознать их важность и значимость, стимулирует к составлению новых индивидуальных программ по другим учебным дисциплинам.
Библиографический список
1.Бурлакова, Т. В. Методические основы индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе [Текст] : монография / Т. В. Бурлакова. - Шуя : Изд-во ШГПУ, 2011. -176 с.
2.Бурлакова, Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Бурлакова.- Ярославль, 2012. - 368 с.
3.Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе [Текст] : монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 181 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Burlakova, T. V. Metodicheskie osnovy in-dividualizacii obrazovatel'nogo processa v peda-gogicheskom vuze [Tekst] : мonografiya / T. V. Burlakova. - Shuya: Izd-vo ShGPU, 2011. - 176 s.
2. Burlakova, T. V. Individualizaciya profes-sional'noj podgotovki studentov v sovremennom pedagogicheskom vuze [Tekst]: diS. ... d-ra ped. nauk / T. V. Burlakova.- Yaroslavl', 2012. - 368 S.
3. Individualizaciya obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze [Tekst]: monografiya / pod red. L. V. Bajborodovoj, I. G. Xarisovoj. -Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 181 s.