УДК 378.147.88
Т. В. Бурлакова
Индивидуализация педагогической практики будущих учителей
В статье представлен авторский опыт создания условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей в период педагогической практики. Показано, как индивидуализация позволяет усовершенствовать содержание и организационную структуру практики и оптимизировать процесс вовлечения студентов в педагогическую профессию.
Ключевые слова: индивидуализация, подготовка будущих педагогов, педагогическая практика, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Т. V. Burlakova
Individualization of Future Teachers' Teaching Practice
In the article is represented the author's experience on creating conditions which provide to form bases of the individual style of the future teachers' pedagogical activity during the teaching practice. It is shown how individualization improves the maintenance and an organizational structure of practice and optimizes the process to involve students into the pedagogical profession.
Key words: individualization, future teachers' training, teaching practice, an individual style of the pedagogical activity.
Педагогическая практика занимает особое место в профессиональной подготовке студентов и является связующим звеном между теоретическим обучением и предстоящей самостоятельной работой в школе. За последние годы многое сделано для улучшения содержания и организации педагогической практики. Однако всегда существуют резервы, выявление и использование которых является важной задачей для высшей педагогической школы.
Автор видит основную задачу педагогической практики в создании условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей. Решение этой непростой задачи обеспечивает индивидуализация [1]. Реализация идей индивидуализации предусматривает освоение студентом обязательной программы практики с учетом его индивидуальности, что способствует развитию способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к осваиваемой профессии.
Внешняя сторона индивидуализации процесса подготовки студента в период педагогической практики обеспечивает:
- выбор студентами базы педагогической практики, образовательного учреждения, класса;
- выбор педагогических средств, обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса;
- выбор студентом вариантов практических заданий с учетом своих интересов и возможностей;
- выбор специальных видов работ, которые позволяют развивать необходимые умения и навыки;
- индивидуальное консультирование с учетом заявок и пожеланий студентов.
Внутренняя сторона индивидуализации позволяет студенту совместить духовные ценности с профессиональной педагогической деятельностью посредством рефлексии.
Для того чтобы рефлексия стала обязательным условием прохождения педагогической практики, следует предусмотреть:
- формулировку целей и задач каждым студентом на всех этапах педагогической практики;
- анализ и самоанализ решения задач, поставленных студентом, на каждом этапе педагогической практики;
- выявление студентом своих достижений, ошибок и их анализ; определение их причин, поиск возможных вариантов улучшения собственной педагогической деятельности;
- коллективный анализ и оценка открытых уроков и воспитательных мероприятий;
- наличие критериев для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
Схема рефлексии имеет следующий вид:
1. Какую роль играет учительская деятельность в моей будущей профессиональной карьере?
© Бурлакова Т. В., 2011
2. Какие аспекты учительской деятельности я считаю позитивными и приятными? В каких случаях я испытываю затруднения и повышенную нагрузку? Каковы причины этих затруднений? Что я делаю, чтобы избежать этих затруднений?
3. В каких условиях я чувствую себя в роли учителя особенно уверенно? Какие стороны своей учительской деятельности я хотел бы изменить?
4. Интересно ли мне на уроках? Увлечен ли я своим предметом? Верят ли мне учащиеся?
Специфичность и избирательность внутренней стороны индивидуализации находит отражение в индивидуальной программе практики, которую составляет каждый студент с учетом уровня своей подготовленности, педагогических и исследовательских интересов, перспектив профессионального роста, что превращает его из объекта педагогических воздействий в субъект познавательной, профессиональной деятельности.
Для организации педагогической практики автором разработаны учебно-методические материалы, включающей программы, учебно-методические пособия, контрольно-оценочный материал, методические рекомендации, индивидуальные задания, способные оказать студенту поддержку в поиске индивидуального стиля деятельности.
Как правило, задания на выработку индивидуального стиля деятельности, представляют собой ситуации, требующие многовариантного решения, поиска закономерностей, моделирующие нестандартные ситуации педагогической деятельности и общения. Целесообразны также задания, направленные на выработку умений выдвигать гипотезы, осуществлять перенос сформированных знаний и умений в новую ситуацию, проводить корректировку решения, определять собственный стиль в разрешении проблемных ситуаций, например:
Задание 1. Определите собственные цели урока. Задумайтесь, как будете действовать? Реализуете поставленную цель, используя уже освоенные способы деятельности? Будете ориентироваться на различные варианты ее достижения? Будете ставить новые цели?
Ряд заданий направлен на отработку наиболее значимых педагогических умений, включая умения отбирать, анализировать и структурировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, особенностями учащихся, умения преобразовывать учебный материал в соответствии с конкретными дидактическими задачами урока, например:
Задание 2. Определите: а) какие интеллектуальные умения Вы будете формировать у учащихся на
уроке; б) разработайте задания, адресованные учащимся, формирующие: способность обобщать изучаемый материал, вычленять главное; потребность в обоснованиях и выводах.
В период прохождения практики необходимо ориентировать студентов на достижение определенных уровней развития профессиональных умений как одну из личностно значимых целей. В состав профессиональных умений, формируемых в период педагогической практики, входят в частности методические умения. В соответствии с предметной сложностью и спецификой применения на практике методические умения можно разделить на следующие группы.
Первая группа методических умений сводится к осознанию цели выполнения методического или учебно-познавательного действия, осмыслению его состава и поиску способов выполнения на основе образца. В состав первой группы могут быть включены задания, позволяющие проверить уровень сформированности некоторых методических умений, полученных студентами в университете. Приведем примеры заданий этой группы:
1. Какие понятия вводил учитель на посещенном Вами уроке? Проанализируйте структуру определения данного понятия. Какие виды определений понятий Вы знаете? Приведите примеры.
2. Проанализируйте систему упражнений, представленную в учебнике для изучения теоремы, понятия, правила. Соотнесите упражнения с целью каждого этапа изучения. Внесите нужные изменения в последовательность и содержание упражнений.
Задания первой группы следует выполнять в период учебной практики. С одной стороны, они могут служить основой для самооценки готовности студентов к проведению активной педагогической практики. С другой стороны, они способствуют дальнейшему формированию методических умений в новых условиях. На основе самооценки готовности к прохождению практики студенты составляют индивидуальные программы развития методических умений, определяют индивидуальные цели.
Вторая группа методических умений предполагает второй уровень их сформированности - перенос отдельных умений на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала. Вторая группа заданий способствует формированию умения наблюдать и анализировать уроки, отбирать материал для конкретного урока, составлять конспект урока. Приведем примеры некоторых заданий второй группы:
1. В ходе посещения уроков и бесед с учителем выясните подходы учителя к определению целей урока, зависимость целей урока от его места в системе уроков, от содержания учебного материала, от учебных возможностей класса.
2. Самостоятельно сформулируйте цели урока, отберите материал к уроку, продумайте формы организации деятельности учащихся на уроке, разработайте приемы оценки их деятельности. Внесите необходимые коррективы.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения, реализуется на любом учебном материале в зависимости от целей и обучения. В период, когда студенты осуществляют самоанализ и самооценку результатов выполнения индивидуальной программы практики, можно предложить им задания обобщающего характера, способствующие формированию умений выполнять логико-дидактический анализ учебного материала школьных учебников, анализировать сущность методических идей, теоретико-содержательных линий организации учебного материала.
Приведем примеры некоторых заданий третьей группы:
1. Определите цели изучения тождественных преобразований на уроках алгебры и выделите понятийный аппарат линии тождественных преобразований, математические методы реализации линии в 5-9 классах, логическое и содержательное обоснование, сферу применения изученного материала.
2. Подберите средства формирования понятийного аппарата линии тождественных преобразований и методов применения аппарата для изучения школьной математики.
Система методических заданий развивается и усложняется от курса к курсу; учитывает цели и задачи каждого этапа обучения; уровень подготовленности студентов.
Таким образом, содержание педагогической практики становится одним из условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих учителей. Другим условием является организационная структура практики, подчинение всех ее этапов основной цели - формированию индивидуального стиля деятельности будущего учителя.
Рассмотрим некоторые организационные условия педагогической практики.
Традиционно первый этап практики - это время, необходимое для адаптации студентов к новым условиям, когда они знакомятся с педагогическим
коллективом школы, определяют свое место в нем, изучают конкретные условия организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, осмысливают задачи, намечают перспективы своей работы в период практики. Это время важно использовать для установления исходного уровня развития компонентов индивидуального стиля деятельности, сформированных студентом в условиях теоретической подготовки, или осознания необходимости его становления. С этой целью на первой неделе педагогической практики, помимо анкетирования, диагностики и индивидуального консультирования, важно выделить время для проведения практических занятий и семинара, цель которого состоит в создании условий, побуждающих студентов к осознанию своего индивидуального стиля и определению программы по его развитию. В рамках семинара мы рассматриваем содержание понятия «индивидуальный стиль», информируем о круге проблем, понимание которых необходимо для развития собственного стиля деятельности. Формулирование индивидуальных целей каждым студентом становится основой формирования мотивации для дальнейшего сотрудничества.
Практические занятия, проводимые в школе, имеют целью повысить самооценку будущего учителя, осознать личностные особенности, а также снять стереотипы, ограничивающие творчество. Преподавателю следует оказывать помощь каждому студенту в фокусировании внимания на собственной личности, своих переживаниях, на своих представлениях о самом себе, также следует рекомендовать проявлять активное воображение в конструировании вариантов своей профессиональной деятельности и обращать особое внимание на развитие коммуникативных способностей, педагогического общения, делового взаимодействия.
В связи с разным исходным состоянием готовности к педагогической деятельности у разных студентов общая цель должна быть индивидуализирована. Мы советуем студенту сосредоточиться на следующих вопросах:
1. Определить свои сильные и слабые профессиональные стороны. Обозначить те из них, которые: а) подлежат развитию; б) не подлежат развитию.
2. Выделить те профессиональные качества, над развитием (совершенствованием) которых он будет работать в период педагогической практики.
3. Сформулировать задачи по профессиональному саморазвитию и рассмотреть возможные варианты и способы их осуществления.
4. Спланировать конкретные шаги деятельности, выбрать способы и приемы.
5. Обязательно оценить результаты, осознать возникающие вопросы.
6. Высказать предложения и сделать выводы.
Анализ полученных результатов самодиагностики помогает студентам:
- выработать личностное отношение к педагогической практике в целом и к преподаваемому предмету;
- зафиксировать проблемные зоны в предстоящей педагогической деятельности;
- самоопределиться по отношению к выявленным проблемам;
- определить формы и методы работы, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям;
- научиться выявлять и ставить собственные цели;
- выбрать необходимые задания для корректировки своей подготовленности.
Опыт показывает, что адекватной самооценке и планированию педагогической практики способствует изучение студентами «Стандартов общепедагогического профессионализма» и «Карты профессионально значимых личностных качеств». Эти материалы содержатся в методическом пособии «Учебно-методическое сопровождение педагогической практики» [2], которое получает каждый студент, выходящий на практику.
Мы рекомендуем студентам выполнять самооценку уровня теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки к педагогической практике. Итогом этого этапа работы является определение индивидуальных целей прохождения практики и составление индивидуальной программы педагогической практики, отражающей основные направления учебно-воспитательной работы студента-практиканта: учебную и внеурочную работу по предмету; воспитательную работу; индивидуальную работу с учащимися; исследовательскую работу. Это сложное умение можно представить как совокупность конкретных прогностических умений: умение принимать решение относительно образовательной деятельности; умение планировать деятельность; умение разрабатывать варианты реализации своих образовательных действий.
Подчеркнем, что в связи с разным исходным состоянием готовности к педагогической деятельности у разных студентов общая цель должна быть индивидуализирована. Рефлексия при определении цели практики осуществляется студентами посредством трех вопросов: «Какой цели я хочу дос-
тичь?». «Почему я хочу достичь этой цели? Какими средствами я собираюсь ее достичь?». На этой основе при составлении индивидуальной программы практики студент формулирует индивидуальные цели каждого этапа; составляет план работы, отражающий темы, цели, сроки; отбирает средства и способы деятельности; предполагает, какой получит личный результат, личный прирост знаний, в какой форме его представит; определяет формы контроля, оценки и самооценки деятельности.
Второй этап практики включает выполнение намеченной индивидуальной программы педагогической практики. Студенты получают индивидуальные консультации, выполняют индивидуальные задания, направляющие и корректирующие их деятельность. Особое внимание в период педагогической практики следует обращать на развитие у студентов умений, связанных с анализом собственной деятельности, подготовленности к педагогическому труду; содействовать формированию у каждого студента требовательного и критического отношения к себе, умения диагностировать причины своих творческих успехов и неудач. Можно рекомендовать студентам отражать анализ всех результатов деятельности, определяемых специализацией, в «Тетради практики».
Третий этап включает самоанализ и самооценку результатов выполненной программы практики, их обобщение, определение достигнутого уровня умений, профессионально значимых качеств. На этом этапе практики наиболее значимыми методами руководства являются: а) проблемный семинар, посвященный анализу результатов поиска идеала учителя; б) коллективное обсуждение и анализ деятельности студентов, самооценка и самоанализ студентов; в) выполнение научно-исследовательских заданий, являющихся основой курсовых и дипломных работ.
Внешняя сторона индивидуализации реализуется посредством регулярных бесед с преподавателем, обсуждения результатов выполнения индивидуального плана, возникающих проблемы, определения путей их решения, обсуждения результатов выполнения заданий, подготовки к проведению уроков, оценки деятельности студента руководителями практики и формирование мотивации для дальнейшего сотрудничества.
Внутренняя сторона индивидуализации этого этапа включает самоанализ и самооценку результатов выполненной программы практики каждым студентом, их обобщение, определение достигнутого уровня умений, профессионально значимых качеств, постановка новых целей.
При подведении итогов практики мы рекомендуем студентам сопоставить свою деятельность во время педагогической практики с деятельностью во время теоретической подготовки в вузе, определить их общие элементы; обозначить свои самые яркие чувства, вызванные прохождением практики; реалистично оценить достижения. На этой основе они разрабатывают цели по повышению уровня компетентности и поиску собственного стиля педагогической деятельности.
Итак, педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию, служит показателем развития многих важных качеств личности будущего учителя. Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учи-
теля. Индивидуализация позволяет оптимизировать процесс вовлечения студентов в педагогическую профессию и способствовать формированию индивидуального стиля их деятельности.
Библиографический список:
1. Бурлакова, Т. В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] : научный журнал / Т. В. Бурлакова // Ярославский педагогический вестник № 4-2008 (57) : Серия «Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история, краеведение, к 100-летию ЯГПУ). - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 41-45.
2. Бурлакова, Т. В. Учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов-математиков [Текст] : учебно-метод. пособ. / Т. В. Бурлакова. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПГУ», 2008. - 33 с.