Научная статья на тему 'Педагогическая практика студентов-бакалавров вуза: целевой, содержательный и оценочный компоненты'

Педагогическая практика студентов-бакалавров вуза: целевой, содержательный и оценочный компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / РEDAGOGICAL PRACTICE / ЦЕЛЬ / PURPOSE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FOUNDATION ASSESSMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы педагогической практики студентов-бакалавров, а именно: ее цель и задачи, содержание и критерии оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светоносова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching practice of undergraduate students of the university: the target, content and evaluative components of

The article considers the questions of pedagogical practice of students-bachelors, namely, its purpose and objectives, contents and evaluation criteria.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика студентов-бакалавров вуза: целевой, содержательный и оценочный компоненты»

УДК 378

Л.Г. Светоносова, г. Шадринск

Педагогическая практика студентов-бакалавров вуза: целевой, содержательный и оценочный компоненты

В статье рассматриваются вопросы педагогической практики студентов-бакалавров, а именно: ее цель и задачи, содержание и критерии оценивания.

Педагогическая практика, цель, содержание, фонд оценочных средств.

L. G. Svetonosova, Shadrinsk

Teaching practice of undergraduate students of the university: the target, content and evaluative components of

The article considers the questions of pedagogical practice of students-bachelors, namely, its purpose and objectives, contents and evaluation criteria.

Keywords: рedagogical practice, purpose, content, foundation assessment tools.

Проблема педагогической практики студентов-бакалавров педагогических вузов является актуальной в связи с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование профессиональных компетенций студентов. Данной педагогической проблеме посвящены работы многих отечественных исследователей. В.А. Сластенин изучал педагогическую практику с точки зрения технологии профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к практической деятельности - воспитательной. О.А. Абдуллина исследовала педагогическую практику, а именно ее принципы и этапы реализации. Е.В. Бондаревская изучала функции педагогической практики в процессе профессиональной подготовки студентов.

Роль педагогической практики в процессе формирования профессиональных компетенций будущих учителей довольно велика, поскольку она выполняет ряд функций:

1. Функция адаптации заключается в том, что студент-бакалавр не только знакомится с разными видами педагогической деятельности (воспитательной, обучающей, управляющее), но и активно включается во взаимодействие с участниками образовательного процесса: детьми, классным руководителем, учителями, родителями, адаптируется к ритму образовательного процесса общеобразовательной школы.

2. Функция обучения состоит в том, что студент-бакалавр проверяет свой уровень теоретических знаний в профессиональной деятельности, углубляя и расширяя их. Благодаря данной функции происходит процесс выработки у студентов-бакалавров профессиональных компетенций и формирования педагогического сознания.

3. Функция воспитания проявляется в формировании профессиональной мотивации будущих учителей, в становлении педагогической культуры, в формировании профессиональной самооценки и индивидуального стиля воспитательной деятельности.

4. Функция личностного развития и самореализации заключается в формировании и развитии педагогических способностей будущих учителей, а также в реализации творческого потенциала студентов-бакалавров.

5. Функция рефлексии состоит в самоанализе студентами себя, своего педагогического общения, эмоционального состояния, в оценке себя как субъекта воспитательной деятельности.

Целевой компонент педагогической практики заключается в углублении и совершенствовании теоретических знаний студентов в сфере педагогики, теории воспитания и методики воспитательной работы, а также в установлении их взаимосвязи с практической воспитательной деятельностью и формировании на этой основе профессиональных компетенций.

Задачи производственной (педагогической) практики состоят в создании условий для формирования и закрепления профессиональных компетенций студентов-бакалавров; в развитии организаторских умений студентов в процессе проведения воспитательных мероприятий с обучающимися, а также навыков педагогического общения студентов, формирование индивидуального стиля воспитательной деятельности; в развитии у студентов-бакалавров педагогической рефлексии и на ее основе стремления к профессиональному самосовершенствованию.

Содержательный компонент педагогической практики может варьироваться в зависимости от времени ее прохождения и курса обучения. Как правило, в содержание педагогической практики включаются следующие обязательные задания:

1) педагогический анализ урока по дидактической схеме, по современным требованиям ФГОС;

2) знакомство с документами по воспитательной деятельности классного руководителя;

3) организация и проведение воспитательного мероприятия в классе обучающихся;

4) самоанализ проведенного воспитательного мероприятия;

5) рефлексивный дневник;

6) рефлексивно-творческий отчет.

Оценочный компонент педагогической практики включает в себя фонд ее оценочных средств. Это, прежде всего, портфолио по педагогической практике, представляющий собой совокупность отчетных документов: педагогического анализа урока, конспекта воспитательного мероприятия, самоанализа воспитательного мероприятия, рефлексивно-творческого отчета по воспитательной работе, включая отчет о работе с родителями обучающихся и отчет об индивидуальной работе с обучающимися воспитательной направленности, дневник прохождения педагогической практики, рефлексивный дневник «Практикант как субъект воспитательной работы».

Каждый отчетный документ по педагогической практике имеет свои особенности и должен соответствовать требованиям как по содержанию, так и по оформлению. Рассмотрим структуру и содержание одного из отчетных документов - конспекта воспитательного мероприятия. В его содержание обязательно должны включаться такие структурные компоненты, как: класс, возраст учеников; организационная форма мероприятия, его тема, цель и задачи; оборудование, оформление, реквизит;

подготовительная работа с воспитанниками; ход мероприятия; список используемой литературы.

Самоанализ проведенного студентом воспитательного мероприятия - это вид самостоятельной работы студента, представляющий собой тщательный анализ организационно-методической, подготовительной работы, содержания воспитательного мероприятия, рефлексию проведенного для обучающихся воспитательного мероприятия.

В педагогическом анализе урока студентом ставится цель посещения урока, отмечается Ф.И.О. учителя, класс, тема, тип урока; мотивирование учащихся, содержание урока, методика проведения урока, соответствие урока требованиям ФГОС; домашнее задание, организация урока, новизна урока.

Рефлексивный (франц. réflexion размышление, обдумывание; от лат. reflecto, reflexurn поворачивать, обращать назад) дневник - способ самооценки достижений студентами, позволяющий фиксировать динамику изменений в развитии профессиональной компетенции, критически оценивать свою воспитательную деятельность. Рефлексивный дневник, как следует из его названия, в первую очередь предназначен для развития умения посмотреть на себя со стороны как важнейшего профессионально-личностного качества эффективного педагога. Итогом ведения данного дневника для студента-практиканта выступает:

- анализ своего педагогического общения, трудностей во взаимодействии с детьми; определение перспективных линий для своего профессионально-личностного роста;

- накопление способов и приемов разрешения сложных педагогических ситуаций.

Данный дневник заполняется по мере осознания возникающих проблем в педагогическом взаимодействии с обучающимися.

Рефлексивно-творческий отчет по воспитательной работе является отчетным документом по педагогической практике и заполняется в свободной форме. Однако он должен отражать следующие ключевые моменты:

1. Ознакомление с планом воспитательной работы классного руководителя.

2. Выполнение плана воспитательной работы за период педагогической практики.

3. Основная задача на период педагогической практики - выполнение функций классного руководителя.

4. Какую воспитательную работу вы провели с обучающимися? (Включая все классные часы, экскурсии и др). «В период педагогической практики я провел(а) .. .воспитательных мероприятий».

«В процессе подготовки к воспитательным мероприятиям я столкнулся(лась) с субъективными (неумение общаться с детьми, страх перед аудиторией, неумение составить конспект воспитательного мероприятия, неумение сформулировать его цель и задачи, чрезмерная требовательность, робость, тревожность, неумение выслушать и принять чужую точку зрения, неумение анализировать уроки и др.) и объективными трудностями (много-/малочисленный класс, отсутствие классного руководителя (заболел), межличностные конфликты в классе, отсутствие в кабинете необходимых ТСО для

проведения мероприятия, недоброжелательность со стороны учащихся, классного руководителя и др).

5. Индивидуальная работа с обучающимися (индивидуальные беседы воспитывающего характера: с кем и с какой целью, их результаты).

6. Работа, проведенная с родителями (участие в родительском собрании, беседа с родителями).

7. Работа по профориентации обучающихся (организация беседы, викторины для учащихся по проблеме выбора профессии).

8. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие компетенции проявили в период прохождения практики (ОПК-1, ОПК-3, ПК-3, ПК-6)? Впечатления о практике, о классе, в котором работали.

9. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога. «По окончании педагогической практики я могу сделать для себя следующие выводы: мне понравилась воспитательная деятельность, так как...; мне нужно развивать организаторские умения, потому что.; лучше всего мне удавалось., так как.; у меня не получилось ..., потому что.; подготовка к проведению воспитательного мероприятия для меня была легкой/трудной, так как. ». Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Результаты производственной (педагогической) практики студентов-бакалавров оценивается по следующим критериям:

- ответственное выполнение всех заданий педагогической практики;

- заинтересованность в проведении воспитательной работы с учащимися;

- проявление самостоятельности и креативных способностей в воспитательной деятельности.

Оценка по педагогической практике выставляется по четырехбальной системе в соответствии со следующими требованиями.

Оценка «отлично» выставляется за:

- выполнение на высоком уровне всех требований программы производственной (педагогической) практики;

- своевременное представление портфолио по педагогической практике со всеми отчетными документами;

- проявление инициативности и ответственности в воспитательной работе класса / школы;

- умение четко планировать и эффективно осуществлять предусмотренные программой педагогической практики виды и формы педагогической (воспитательной) деятельности;

- владение методами и приемами воспитательной работы;

- самостоятельность и творческий подход к воспитательной работе учащихся.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, когда студент выполнил на среднем

уровне все требования программы педагогической практики; не отличался высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий; имеет некоторые ошибки в оформлении отчетной документации.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за:

- выполнение на низком уровне всех требований программы педагогической практики;

- отсутствие активности в работе коллектива класса / школы;

- ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов педагогической деятельности;

- слабое владение приемами воспитательной работы с учащимися;

- отсутствие инициативности, самостоятельности и творчества в практической деятельности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за невыполнение требований программы педагогической практики, отсутствие сданной в срок отчетной документации, невыполнение предусмотренных программой педагогической практики заданий по воспитательной работе.

Таким образом, успешное прохождение будущими учителями педагогической практики способствует раскрытию их педагогических и творческих способностей, развитию профессиональных компетенций, адаптации к педагогической деятельности в общеобразовательной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Светоносова, Л.Г. Педагогическая практика : учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Пед. образование» (с двумя профилями подготовки). -Шадринск : ШГПУ, 2017. - 53 с.

УДК 378

А.П. Теплоухов, г. Шадринск

Система ситуативных задач, как средство формирования конфликтологической компетенции студентов факультета физической

культуры в педвузе

В данной статье рассматривается формирование конфликтологической компетентности будущих учителей физической культуры на основе комплекса ситуативных задач конфликтоогического содержания.

Конфликтологическая компетентность, ситуативная задача.

A.P. Teplouhov, Shadrinsk

System situational tasks as a means of forming conflictological competence of students of faculty of physical culture in pedagogical

universities

This article discusses the formation of conflictological competence offuture teachers ofphysical culture on the basis of complex situational problems conflictological content. Keywords: conflictological competence, situational task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.