Научная статья на тему 'К вопросу внедрения вариативно-рефлексивного подхода как основы педагогической практики'

К вопросу внедрения вариативно-рефлексивного подхода как основы педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурлакова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу внедрения вариативно-рефлексивного подхода как основы педагогической практики»

- осознание функций и задач контрольно-аналитической лаборатории;

- организация работы контрольно аналитической лаборатории;

- использование нормативной документации (Государственная Фармакопея, справочная литература, нормативно-техническая документация и др.);

- решение производственных задач в контрольно-аналитической лаборатории (анализ лекарственных препаратов, поступающих от оптовых фирм или из аптеки, контроль лекарственного растительного сырья, приготовление рабочих растворов, реактивов, растворов для работы в контрольно-аналитической лаборатории и аптеках).

Комплексная деловая игра по фармацевтической химии, технологии лекарственных средств и организации фармации знакомит с особенностями работы

а) рецептурно-производственного отдела (РПО), где решаются проблемы приема рецептов, приготовление, анализ и отпуск лекарственных средств;

б) отдела запасов по заполнению штангласов, анализу медикаментов, поступающих в ассистентскую комнату, приготовлению и анализу концентратов, внутриаптечных заготовок и др.

Заключительным, обобщающим этапом является деловая игра «Рабочий день в аптеке». Её цель - показать место профилирующего предмета в профессии фармацевта и межпредметные связи (организация фармации, технология лекарственных средств, фармацевтическая химия, фармакология, фармакогнозия). В ходе этой деловой игры студенты имитируют все этапы работы по приему, анализу и отпуску лекарственных средств, оказанию первой медицинской помощи, осуществлению безрецептурного отпуска лекарственных средств, решению различных производственных ситуаций.

Деловая комплексная игра «Рабочий день в аптеке» проводится по следующей схеме.

Её основная цель - обеспечение триединой функции обучения, воспитания и развития студентов.

Учебная функция. Обобщение и систематизация знаний умений и навыков по приему лекарственных средств от поставщиков, по приготовлению лекарственных форм, концентрированных растворов, полуфабрикатов, а также по приему рецептов, контролю качества и отпуску экстемпоральных и готовых лекарственных средств (ГЛС) из аптеки.

Развивающая функция. Развитие умений умственной деятельности (умение понимать поставленную проблему, выделять главное, делать выводы, обосновать свою позицию), умение осуществлять межпредметные связи, умения ситуативного поведения (самостоятельность в конкретной ситуации, умение принимать решение, выполнить его, сравнить результаты с целью), умения профессиональной деятельности (принимать накладную-требование, рецепт, приготавливать различные лекарственные формы, проводить внут-риаптечный контроль, отпускать лекарственные препараты амбулаторным больным, организовать работу отдела, аптеки).

Воспитательная функция. Воспитание аккуратности, точности, четкости в работе фармацевта; привитие любви к выбранной профессии.

Вид занятия. Деловая ролевая игра.

Тип занятий. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Межпредметные связи. Между организацией и экономикой фармации, технологией лекарственных форм, фармакологией, фармакогнозией и др.

Структура занятия

1. Организационный момент (рапорт дежурных о готовности к занятию).

2. Сообщение темы, постановка цели занятия.

3. Актуализация и мотивация занятия.

Это занятие проводится вслед за комплексными занятиями, на которых отрабатываются умения и навыки по приему рецептов и накладной-требования, приготовлению лекарственных форм, контролю качества и отпуску лекарственных средств из отдела РПО и ГЛС. Поэтому на данном заключительном занятии студенты должны закрепить ранее приобретенные умения и навыки на различных этапах работы в хозрасчетной аптеке.

Более 70% выпускников колледжа занимаются отпуском ГЛС, поэтому необходимо обратить внимание на умение осуществлять продажу (общение с покупателем, знание синонимов, аналогов препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска).

Ход занятия. Каждый студент выполняет свой вид работы в соответствии с назначенной должностью РПО и предписываемыми функциональными обязанностями (зав. аптекой, зав. отделом ручной продажи, провизор-технолог по приему рецептов, провизор технолог, провизор по контролю качества лекарств, фармацевт по изготовлению лекарств, фармацевт отдела ручной продажи, кассир). Во время работы студентов преподаватели фиксируют процесс деятельности каждого из них, обращая внимание на точность выполнения необходимых операций. В конце занятия студенты самостоятельно анализируют свою работу, обращают внимание на допущенные ошибки, высказывают предложения по совершенствованию содержания и формы проведения занятия. Затем преподаватели подводят итоги работы студентов. При выставлении оценок преподаватели пользуются разработанными критериями и на основании полученных баллов по отдельным предметам выставляется общая оценка.

Таким образом, интеграция системно-деятельностного, компетентностного, контекстного и методического подходов в процессе обучения студентов специальным дисциплинам позволила выявить пути и средства последовательного формирования профессиональных умений и навыков осуществлять организацию предстоящей деятельности фармацевта, проводить прием рецептов, приготовление, контроль качества лекарственных средств, прогнозировать оптимальные методы решения проблемных задач, ориентированных на успешность предстоящей деятельности будущего специалиста.

Применение деловых игр в учебном процессе приводит к положительным результатам, усиливая познавательную мотивацию студентов и способствуя использованию знаний в практической деятельности и формированию профессионально-значимых личностных качеств обучаемых.

Литература

1. Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст-поиски оснований интеграции // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006, № 5.

К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ ВАРИАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Т.В. Бурлакова, кандидат педагогических наук, доцент Шуйского государственного педагогического университета

Педагогическая практика занимает особое место в профессиональной подготовке студентов и является связующим звеном между теоретическим обучением и предстоящей самостоятельной работой в школе. За последние годы многое сделано для улучшения содержания и организации педагогической практики. Однако всегда существуют резервы, выявление и использование которых является важной задачей для высшей педагогической школы.

Автор видит основную задачу педагогической практики в создании условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей. Решение этой непростой задачи обеспечивает вариативно-рефлексивный подход. Реализация данного подхода предусматривает освоение студентом обязательной программы практики с учетом его индивидуальности, что способствует развитию способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению

как к собственной жизни, так и осваиваемой профессии.

Вариативность, или внешняя сторона индивидуализации процесса подготовки студента в период педагогической практики, предполагает:

- выбор студентами базы педагогической практики, образовательного учреждения, класса;

- выбор педагогических средств, обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса;

- выбор студентом вариантов практических заданий с учетом своих интересов и возможностей;

- выбор специальных видов работ, которые позволяют развивать необходимые умения и навыки;

- индивидуальное консультирование с учетом заявок и пожеланий студентов.

Обеспечение будущему учителю рефлексивной позиции в деятельности является одним из условий эффективного становления индивидуального стиля деятельности. Для того чтобы рефлексия стала обязательным условием прохождения педагогической практики, следует предусмотреть:

- формулировку целей и задач каждым студентом на всех этапах педагогической практики;

- анализ и самоанализ студентом решения поставленных задач на каждом этапе педагогической практики;

- составление индивидуальной программы практики с учетом уровня подготовленности студента, педагогической направленности и интересов, перспектив профессионального роста и объективной оценки ее реализации;

- выявление студентом своих достижений, ошибок и их анализ, определение их причин, поиск возможных вариантов улучшения собственной педагогической деятельности;

- коллективный анализ и оценка открытых уроков и воспитательных мероприятий;

- наличие критериев для анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Схема рефлексии, или внутренней стороны индивидуализации в условиях педагогической практики, может иметь вид опросника, включающего следующие позиции:

1. Какую роль играет учительская деятельность в моей будущей профессиональной карьере?

2. Какие аспекты учительской деятельности я считаю позитивными и приятными? В каких случаях я испытываю затруднения и повышенную нагрузку? Каковы причины этих затруднений? Что я делаю, чтобы избежать этих затруднений?

3. В каких условиях я чувствую себя в роли учителя особенно уверенно? Какие стороны своей учительской деятельности я хотел бы изменить?

4. Интересно ли мне на уроках? Увлечен ли я своим предметом? Верят ли мне учащиеся?

В рамках вариативно-рефлексивного подхода автором разработаны учебно-методические материалы для организации педагогической практики, включающие программы, учебно-методические пособия, контрольно-оценочный материал, методические рекомендации, способные оказать студенту поддержку в поиске индивидуального стиля деятельности.

Как правило, задания на выработку индивидуального стиля деятельности, представляют собой ситуации, требующие многовариантного решения, поиска закономерностей, моделирующие нестандартные ситуации педагогической деятельности и общения. Целесообразны также задания, направленные на выработку умений выдвигать гипотезы, осуществлять перенос сформированных знаний и умений в новую ситуацию, проводить корректировку решения, определять собственный стиль в разрешении проблемных ситуаций, например:

Определите собственные цели урока. Задумайтесь, как будете действовать? Реализуете поставленную цель, используя уже освоенные способы деятельности? Будете ориентироваться на различные варианты ее достижения? Ставить новые цели с выходом за пределы требований выполняемой деятельности?

Ряд заданий направлен на отработку наиболее значимых педагогических умений, включая умения отбирать, анализировать, синтезировать и структурировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, особенностями учащихся, умения различать науку и учебный процесс, умения преобразовывать учебный материал в соответствии с конкретными дидактическими задачами урока, ставить цели, например:

Разработайте задания, адресованные учащимся, формирующие: а способность обобщать изучаемый материал, вычленять главное, отвлекаться от несущественного, видеть общее во внешне различном; б) способность сокращать процесс рассуждений, мыслить свернутыми структурами; в) потребность в обоснованиях и выводах.

Определите: а) какие интеллектуальные умения Вы будете формировать у учащихся на уроке; б) какие общенаучные умения Вы будете формировать; в) какие предметные умения Вы будете формировать у учащихся; г) какие личностные качества учащихся Вы будете формировать на уроке?

В период прохождения практики необходимо ориентировать студентов на достижение определенных уровней развития профессиональных умений как одну из личностно значимых целей. В состав профессиональных умений, формируемых в период педагогической практики, входят, в частности, методические умения. В соответствии с предметной сложностью и спецификой применения на практике методические умения можно разделить на следующие группы.

Первая группа методических умений сводится к осознанию цели выполнения методического или учебно-познавательного действия, осмыслению его состава и поиску способов выполнения на основе образца. В состав первой группы могут быть включены задания, позволяющие проверить уровень сформированности некоторых методических умений, полученных студентами в университете. Приведем примеры заданий этой группы:

1. Какие понятия вводил учитель на посещенном Вами уроке? Проанализируйте структуру определения данного понятия. Какие виды определений понятий Вы знаете? Приведите примеры.

2. Выясните, как учитель решает проблему формирования у школьников потребности доказывать. Какими средствами она решается учителем?

3. Проанализируйте систему упражнений, представленную в учебнике для изучения теоремы, понятия, правила. Соотнесите упражнения с целью каждого этапа изучения. Внесите нужные изменения в последовательность и содержание упражнений.

Задания первой группы следует выполнять в период учебной практики. С одной стороны, они могут служить основой для самооценки готовности студентов к проведению активной педагогической практики. С другой стороны, они способствуют дальнейшему формированию методических умений в новых условиях. На основе самооценки готовности к прохождению практики студенты составляют индивидуальные программы развития методических умений, определяют индивидуальные цели.

Вторая группа методических умений предполагает второй уровень их сформированности - перенос отдельных умений на новые предметные объекты и более крупные блоки учебного материала. Вторая группа заданий способствует формированию умения наблюдать и анализировать уроки, отбирать материал для конкретного урока, составлять конспект урока. Приведем примеры некоторых заданий второй группы:

1. В ходе посещения уроков и бесед с учителем выясните подходы учителя к определению целей урока, зависимость целей урока от его места в системе уроков, от содержания учебного материала, от учебных возможностей класса.

2. С помощью учителя и методиста определите цели урока предстоящего урока.

3. Самостоятельно сформулируйте цели урока, отберите материал к уроку, продумайте формы организации деятельности учащихся на уроке, разработайте приемы оценки их деятельности. Внесите необходимые коррективы.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения, реализуется на любом учебном материале в зависимости от целей и обучения. В период, когда студенты осуществляют самоанализ и самооценку результатов выполнения индивидуальной программы практики, можно предложить им задания обобщающего характера, способствующие формированию умений выполнять логико-дидактический анализ учебного материала школьных учебников, анализировать сущность методических идей,

теоретико-содержательных линий организации учебного материала. Приведем примеры некоторых заданий третьей группы:

1. Определите цели изучения тождественных преобразований на уроках алгебры.

2. Выделите понятийный аппарат линии тождественных преобразований, математические методы реализации линии в 5-9 классах, логическое и содержательное обоснование, сферу применения изученного материала.

3. Подберите средства формирования понятийного аппарата линии и методов применения аппарата для изучения школьной математики.

Система методических заданий развивается и усложняется от курса к курсу, учитывает цели и задачи каждого этапа обучения, уровень подготовленности студентов.

Таким образом, в рамках вариативно-рефлексивного подхода содержание педагогической практики становится одним из условий, способствующих формированию основ индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих учителей. Другим условием является организационная структура практики, подчинении всех ее этапов, компонентов основной цели - формированию индивидуального стиля деятельности будущего учителя. Рассмотрим некоторые организационные условия педагогической практики.

Традиционно первая неделя практики - это время, необходимое для адаптации студентов к новым условиям, когда они знакомятся с педагогическим коллективом школы, определяют свое место в нем, изучают конкретные условия организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, осмысливают задачи, намечают перспективы своей работы в период практики. Это время важно использовать для установления исходного уровня развития компонентов индивидуального стиля деятельности, сформированных студентом в условиях теоретической подготовки, или осознания необходимости его становления. С этой целью на первой неделе педагогической практики, помимо анкетирования, диагностики и индивидуального консультирования, важно выделить время для проведения практических занятий и семинара, цель которого состоит в создании условий, побуждающих студентов к осознанию своего индивидуального стиля и определению программы по его развитию. В рамках семинара следует рассмотреть содержание понятия «индивидуальный стиль», сообщить о круге проблем, понимание которых необходимо для развития собственного стиля деятельности, разъяснить студентам цель проводимой с ними работы. Формулирование индивидуальных целей каждым студентом становится основой формирования мотивации для дальнейшего сотрудничества.

Практические занятия имеют целью повысить самооценку будущего учителя, осознать свои личностные особенности, способные повлиять на организацию педагогического процесса, выяснить и оптимизировать свои слабые и сильные стороны, возможности и ограничения, способы реагирования на поведение учащихся и построение взаимоотношений с учениками; они помогают осознать стереотипы, способствующие работе или ограничивающие творчество. Преподавателю следует оказывать помощь каждому студенту в фокусировании внимания на собственной личности, своих переживаниях, на своих представлениях о самом себе, также следует рекомендовать проявлять активное воображение в конструировании вариантов своей профессиональной деятельности и обращать особое внимание на развитие коммуникативных способностей, педагогического общения, делового взаимодействия. Следует устанавливать начальный объем и содержание предметного знания и умений студента, учитывать образовательные потребности и возможности, выявлять предпочитаемые виды деятельности.

На первом этапе практики студенту необходимо:

- выработать личностное отношение к преподаваемому предмету;

- зафиксировать проблемные зоны в предстоящей педагогической деятельности;

- самоопределиться по отношению к выявленным проблемам;

- определить формы и методы работы, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям;

- научиться выявлять и ставить собственные цели.

Мы рекомендуем студентам выполнять самооценку уровня теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки к педагогической практике. Итогом этого этапа работы является определение индивидуальных целей прохождения практики и составление индивидуальной программы педагогической практики, отражающей основные направления учебно-воспитательной работы студента-практиканта: учебную и внеурочную работу по предмету, воспитательную работу, индивидуальную работу с учащимися, исследовательскую работу. Это сложное умение можно представить как совокупность конкретных прогностических умений: умение принимать решение относительно образовательной деятельности, умение планировать деятельность, умение разрабатывать варианты реализации своих образовательных действий.

Подчеркнем, что в связи с разным исходным состоянием готовности к педагогической деятельности у разных студентов общая цель должна быть индивидуализирована. Рефлексия при определении цели практики осуществляется студентами посредством трех вопросов: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средствами я собираюсь ее достичь?». На этой основе при составлении индивидуальной программы практики студент формулирует индивидуальные цели каждого этапа, составляет план работы, отражающий темы, цели, сроки, отбирает средства и способы деятельности, предполагает, какой получит личный результат, личный прирост знаний, в какой форме его представит, определяет формы контроля, оценки и самооценки деятельности.

Второй этап практики включает выполнение намеченной индивидуальной программы педагогической практики. Студенты получают индивидуальные консультации, выполняют индивидуальные задания, направляющие и корректирующие их деятельность. Особое внимание в период педагогической практики следует обращать на развитие у студентов умений, связанных с анализом собственной деятельности, подготовленности к педагогическому труду, содействовать формированию у каждого студента требовательного и критического отношения к себе, умения диагностировать причины своих творческих успехов и неудач. Можно рекомендовать студентам отражать анализ всех результатов деятельности, определяемых специализацией, в «Тетради практики».

Рефлексия означает включение студента в целеполагание на каждом этапе педагогической практики, что предполагает не только понимание и определение им личных целей, но и включает в себя попытку понять процессы целеполагания у учащихся. Будущий учитель определяет цели своих учеников, анализирует их возможности в реализации целей, отбирает формы, средства и методы обучения с учетом общих, особенных и специфических свойств учащихся, оказывает необходимую помощь.

Подчеркнем, что результаты этого этапа педагогической практики зависят не только от интеллекта, но и от многих других особенностей личности, в частности от мотивационных факторов.

На третьем этапе практики наиболее значимыми методами руководства являются: а) проблемный семинар, посвященному анализу результатов поиска идеала учителя; б) коллективное обсуждение и анализ деятельности студентов, самооценка и самоанализ студентов; в) выполнение научно-исследовательских заданий, являющихся основой курсовых и дипломных работ.

Регулярные беседы с преподавателем включают обсуждение результатов выполнения индивидуального плана, возникающих проблем, определение пути их решения, обсуждение результатов выполнения заданий, подготовку к проведению уроков. Внешняя индивидуализация включает также оценку деятельности студента руководителями практики и формирование мотивации для дальнейшего сотрудничества.

Внутренняя индивидуализация этого этапа включает самоанализ и самооценку результатов выполненной программы практики каждым студентом, их обобщение, определение достигнутого уровня умений, профессионально значимых качеств, постановку новых целей.

При подведении итогов практики студентам следует сопоставить свою деятельность во время педагогической практики с деятельностью во время теоретической подготовки в вузе, определить их общие элементы, обозначить свои самые яркие чувства, вызванные прохождением практики, сделать выводы, разработать цели по повышению уровня компетентности и поиску собственного стиля педагогической деятельности. В ряде случаев необходимо давать студентам возможность высказывать предложения по совершенствованию практики.

Итак, педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию, служит показателем развития многих важных качеств личности будущего учителя. Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя. Вариативно-рефлексивный подход позволяет оптимизировать процесс вовлечения студентов в педагогическую профессию и способствовать формированию индивидуального стиля их деятельности.

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА)

Е.Н. Померанцева, учитель русского языка и литературы средней школы № 694 г. Москвы

Согласно данным проведенного нами на материале творчества И.А. Бунина наблюдения, наименьший уровень качества знаний в целом по общеобразовательному 11 классу1 приходится на долю заданных вопросов, содержащих материал по поэтике и стилю произведений писателя, из чего мы можем сделать вывод о возможности и даже целесообразности рассмотрения поэтики писателя во взаимосвязи с его эстетическими намерениями, то есть уделении внимания поэтическим единицам (элементам) бунин-ских, в частности, произведений как средству воплощения идейного содержания. Подобное обоснование делается нами еще и потому, что зоны перспективного развития в вопросах этой группы как в ответах девочек, так и в ответах мальчиков занимают среднее положение, то есть представляют собой, как мы можем предположить, самую стабильную зону знаний. Тем более подтверждается это фактом средней позиции знаний по вопросам указанной нами группы и в отношении качества усвоения в обеих половинах класса. Кроме того, мы полагаем, закономерно и с позиций логики представлять материал поэтики и стиля произведения во взаимодействии, потому что это дает детям (школьникам) возможность рассуждения, обращения к миру мыслей писателя, обогащения духовными ценностями.

Общий уровень знаний учащихся (поэтика и стиль, не разделяя вопросов)

Уровень качества отдельно по группам вопросов (точные и полные ответы)

40 30 20 10 0

30 20 10 0

□ Успеваемость ■ Качество ■ Неполные ответы

□ Стиль □ Поэтика Ш Поэтика и стиль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень зоны перспективного развития по группам вопросов (неполные ответы)

Уровень усваиваемости знаний по группам вопросов (точные ответы + неполные ответы)

10 5 0

/

/

АШ

--

2,3%

60

40

20

4(ШУ|..... 31,9%--

ВЕ

0

□ Стиль □ Поэтика ■ Поэтика и стиль

□ Стиль ■ Поэтика ■ Поэтика и стиль

Приемы, используемые писателем, по нашим наблюдениям, представляют определенную сложность для усвоения, что подтверждается самым низким показателем уровня изученности материала в группе вопросов, касающихся поэтики. Отдельно можно сказать и о возможности создания специалистами набора упражнений для изучения поэтического своеобразия художественных произведений, что могло бы явиться очень полезным в ходе работы на уроке, как мы убеждаемся на собственном опыте. Важное значение, по нашим наблюдениям, имеет наличие в вопросе текста, выступающего в роли объективной реальности. Нами замечено, что процент правильных и точных ответов значительно выше при условии присутствия в формулировке примеров из произведения. Об этом же может свидетельствовать наименьший показатель области перспективного развития в группе вопросов на знание поэтики творчества Бунина: без текста учащийся частично теряет ориентир и процесс подыскивания точного ответа отчасти может превратиться в угадывание.

Говоря о вопросах, затрагивающих проблемы стилевого своеобразия творчества И.А. Бунина, мы останавливаем внимание на факте преобладания количества неполных ответов над числом полных и точных - моменте, иллюстрирующем преобладание интереса к авторскому стилю над знаниями о нем.

Исследователь творчества И.А. Бунина, литературовед Ю. Мальцев, одной из специфических черт поэтики творчества классика называет манеру составления им изобразительно-выразительных средств художественной ткани произведения. В частности, специалист по литературоведению обращается к разбору бунинского оксюморона как средства создания образа. Мы можем предложить предпринять попытки рассмотрения указываемого авторского приема на занятии. С этой целью нами могут быть отобраны (определены) соответствующие вопросы из общего списка предлагаемых для изучения поэтического и стилевого своеобразия творчества Бунина в урочной форме.

Индивидуальное задание к уроку предусматривает нахождение формулировки теоретического определения оксюморона как фигуры и примеров из текста произведения (в данном случае - это рассказ «Чистый понедельник»). Кроме того, перед учащимися, получающими описанное задание, ставится вопрос, наблюдаются ли ими какие-либо особенности использования искомого приема именно И.А. Буниным? При ответе на вопрос учащимися могут предлагаться, в числе прочих, следующие определения термина: «Ок-

1 В эксперименте участвовали несколько 11-х классов ГОУ СОШ № 694 2001-2008 уч. годов, преподаватели - Ляпина Н.В., Померанцева Е.Н., Разорёнова А.Н..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.