Научная статья на тему 'Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе'

Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / FUTURE TEACHERS’ TRAINING / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMME / A TECHNIQUE OF INDIVIDUALIZATION / INDIVIDUAL PURPOSE MAKING / THEORETICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена описанию опыта создания и реализации индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе, которая способствует принятию студентом ответственности за собственное образование и осознанию его цели, что позволяет развивать индивидуальный потенциал будущего учителя и повышает уровень его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Creating an Individual Educational Programme to Study Theoretical Disciplines in a Pedagogical Higher School

The article is devoted to the description of the author’s experience in creating and implementing an individualized route of studying theoretical subjects at the teacher’s training higher educational institution. The author argues that following such a route enables students to become more responsible for their education and to realize their educational goals better, which, in turn, significantly enhances their professional competence.

Текст научной работы на тему «Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе»

УДК 378

Т. В. Бурлакова

Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе

Статья посвящена описанию опыта создания и реализации индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе, которая способствует принятию студентом ответственности за собственное образование и осознанию его цели, что позволяет развивать индивидуальный потенциал будущего учителя и повышает уровень его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов, индивидуальная образовательная программа, методика индивидуализации, индивидуальное целеполагание, теоретическая дисциплина.

T. V. Burlakova

Experience of Creating an Individual Educational Programme to Study Theoretical Disciplines in a Pedagogical Higher School

The article is devoted to the description of the author's experience in creating and implementing an individualized route of studying theoretical subjects at the teacher's training higher educational institution. The author argues that following such a route enables students to become more responsible for their education and to realize their educational goals better, which, in turn, significantly enhances their professional competence.

Key words: future teachers' training, an individual educational programme, a technique of individualization, individual purpose making, theoretical disciplines.

Осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам подготовки будущих учителей и практического опыта организации образовательного процесса в педагогическом вузе [1, 2] позволяет утверждать, что для современного студента актуальной становится необходимость самостоятельного осознанного движения в получении своего образования, то есть выстраивания индивидуальной образовательной деятельности.

Одним из средств самостоятельного выстраивания индивидуальной образовательной деятельности студента являются индивидуальные образовательные программы, индивидуальные учебные планы изучения дисциплин, курсов, тем.

Индивидуальная образовательная программа представляет собой один из возможных проектов учебной деятельности обучающихся, согласованный между всеми субъектами образовательного процесса, созданный студентом на основе типовых образовательных программ с учетом индивидуальных целей и личностных качеств. Она предполагает принятие студентом ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и стиля педагогической деятельности и, исходя из этого, планирование конкретных дей-

ствий по реализации учебной деятельности и ее рефлексию.

Структура индивидуальной образовательной программы изучения теоретической дисциплины, разработанная нами, включает следующие разделы: информационно-аналитический, целе-полагания, содержательно-деятельностный, мониторинга и коррекции.

В информационно-аналитическом разделе представлены справочные данные о студенте, а также материалы диагностики и самодиагностики.

Отметим, что потребность студента в выстраивании индивидуальной образовательной деятельности начинается со следующей последовательности действий: ощущение потребности в изменении ^ фиксация этих потребностей ^ конкретизация идеализированных представлений ^ осмысление фактического состояния образовательного процесса ^ фиксация проблемных точек ^ определение причин их существования. Поэтому начальным этапом работы по конструированию программы по определенному разделу или теме теоретического курса является диагностика и самодиагностика студентов, как по критерию базовой подготовленности, так и по уровню развития индивидуальности и степени выра-

© Бурлакова Т. В., 2011

женности личностных качеств, необходимых для овладения профессией учителя.

В разделе целеполагания представлены группы целей студентов:

- личностные цели - обретение веры в себя, как профессионала, реализация конкретных индивидуальных способностей и личностных качеств;

- образовательные цели - осмысление изучаемых понятий, законов, способов решения задач;

- гностические цели - определение ведущих идей, концепций, научных подходов изучаемого предмета, раздела, темы; определение основных элементов знаний и предметных умений; нахождение критериев оценки изучения темы;

- проектировочные цели - определение логики и последовательности работы над изучаемым материалом; определение и формулирование цели предстоящей деятельности, планирование деятельности; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий;

- когнитивные цели - изучение способов решения возникающих проблем; проведение опытов, исследований;

- креативные цели - получение индивидуального творческого продукта.

С учетом своих особенностей студенты выстраивают перечисленные цели в определенной логике индивидуальной образовательной программы.

Подчеркнем, что постановка индивидуальных целей требует, прежде всего, установления личностного смысла объекта целеполагания, а именно: выявления того, чем он связан с личностью познающего его студента; как актуализирует личностные качества. Это позволит студенту осознанно выбрать вид деятельности для изучения объекта и исследования его свойств, установить к ним личностное отношение, выбрать созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выяснить структуру выб-

ранных способов деятельности и спланировать действия по их освоению и применению.

Многолетняя практика подготовки будущих учителей в вузе позволила нам установить, что для выполнения студентом процедуры целепола-гания необходимо выполнение следующих условий:

- наличие познавательного стремления студента;

- определение предмета своей цели;

- умение студента определить свою связь с предметом цели;

- представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;

- вербальное формулирование цели;

- предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;

- наличие средств для достижения цели;

- соотношение получаемых результатов с целью;

- корректирование поставленной цели.

Наш опыт показывает, что постановка индивидуальных целей осуществляется успешно, если привлекать студентов к групповой разработке идентифицируемых целей по следующей схеме:

1. Подготовить исходный перечень образовательных целей;

2. Записать анализируемую цель;

3. Провести «мозговой штурм» поставленной цели, выявить признаки достижения цели;

4. Упорядочить полученный перечень, обсудить каждую формулировку;

5. Проверить перечень на полноту описания;

6. Установить, является ли полученный перечень надежным свидетельством достижения цели.

Содержательно-деятельностный раздел индивидуальной программы изучения курса учебной дисциплины создается на основе типовой учебной программы по предмету и имеет следующий вид.

Таблица 1

Содержательно-деятельностный раздел индивидуальной программы

№ п/п Наименование темы Всего часов Часы на сам. работу Расширение программы Углубление программы Индивидуальные проблемы Творчество

Осуществляется индивидуальная программа Индивидуальные образовательные програм-поэтапно: мотивация ^ цели ^ план ^ дея- мы, разработанные студентами, преподаватель тельность ^ рефлексия ^ самооценка. включает в общую программу занятий по пред-

мету в качестве структурных компонентов, то

Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе

есть реализует модели учения, обращенные к личностному потенциалу будущего учителя, опирающиеся на его индивидуальные качества и способности, развивающие направленность на педагогическую профессию и его компетентность.

Таблица 2

Технологическая карта построения семинарского занятия

_Подготовительный этап_

Нами разработаны различные методики проведения семинарских занятий, синтезирующих индивидуальные образовательные программы студентов. Рассмотрим один из вариантов.

Деятельность преподавателя Деятельность ассистента Деятельность группового лидера Индивидуальная деятельность студентов группы

Отбирает и представляет основной учебный материал, мотивирует студентов. Комментирует списки основной и дополнительной литературы. Консультирует ассистента и групповых лидеров. Задает вопросы, сопровождает их комментарием Ассистент выделяет наиболее сложный материал. Решает, каким студентам нужна особая отработка. Определяет пропорции (сложность материала, его объем). Выясняет мнение студентов о предпочитаемых формах работы на занятии. Определяет план работы Проводит диагностику и создает списки индивидуальных проблем студентов своей группы. (Группы созданы с учетом характера межличностных отношений студентов). Собирает сведения об индивидуальных предпочтениях студентов. Распределяет индивидуальные задания. Совместно со студентами корректирует индивидуальные программы и планы Студенты знакомятся с темой. Пишут пожелания по распределению ролей, ранжируют вопросы по степени важности, объясняют выбор. На основе самодиагностики каждый осознает индивидуальные проблемы, ставит цели, отслеживает ситуации, которые считает наиболее значимыми; использует материал так, чтобы наименее освоенному навыку отдавать высший приоритет

Приоритетный этап занятия

Деятельность преподавателя Деятельность ассистента Деятельность группового лидера Индивидуальная деятельность студентов группы

Предлагает избирать ситуации, соответствующие индивидуальным различиям, исследовать различные подходы, осуществляет индивидуальное консультирование Расписывает проблемные вопросы, адаптирует наиболее сложный учебный материал Распределяет материал в соответствии с интересами и предпочтениями каждого студента, дает советы участникам группы по созданию индивидуальной программы изучения Каждый студент работает с учебниками, справочниками, пособиями, задачниками, изучает информацию. Концентрируется на выгодном для себя материале, помнит о своих приоритетах

Этап конструирования индивидуального содержания учебного материала

Деятельность преподавателя Деятельность ассистента Деятельность группового лидера Индивидуальная деятельность студентов группы

Проводит индивидуальные консультации, определяет экспоненты для каждого, направляет работу студентов, выделяет основные моменты Определяет ключевой материал для мозгового штурма и то, как студенты будут им пользоваться. Предлагает более сложные структуры, анализирует, будут ли они сопоставимы с изучаемым материалом Перефразирует ключевой материал, создает его варианты, дает указания, как обрабатывать отобранный материал Каждый студент учится создавать индивидуальное содержание, пользоваться материалом; выражает свои мысли, обобщает изученный материал. Думает, как будет им пользоваться в профессиональной деятельности

Этап создания нового продукта

Деятельность преподавателя Деятельность ассистента Деятельность группового лидера Индивидуальная деятельность студентов группы

Отбирает материал для нового вида деятельности студентов Создает модели, отбирает задачи определенного типа в зависимости от возможностей студентов; разрабатывает материал для других версий Находит новые акценты, перелагает информацию, полученную от преподавателя, убеждается, что другие могут справляться с предлагаемым материалом Каждый студент создает собственные тексты, планы, задачи, чтобы использовать их в своей профессиональной деятельности

Этап демонстрации личных достижений

Деятельность Деятельность Деятельность группового Индивидуальная деятельность

преподавателя ассистента лидера студентов группы

Определяет, вписывается ли программа из собранных материалов и работа ассистентов в рамки отведенного программой времени Работает индивидуально над созданием финального варианта материала, обобщает материал Лидер группы подготавливает материал, адаптирует в зависимости от уровня группы, типа материала, дифференцирует скорость поступления материала, его отработку Каждый студент делает краткие записи, по ним выступает. Учится презентовать материал и отбирать материал в соответствии с различным уровнем развития своих будущих учащихся, осознает, как изученный материал поможет в дальнейшей подготовке и предстоящей профессиональной деятельности

Этап итогового анализа и рефлексии

Деятельность преподавателя Деятельность ассистента Деятельность группового лидера Индивидуальная деятельность студентов группы

Оценивает каждую группу в целом. Отмечает индивидуальное исполнение. Обсуждает допущенные неточности Участвует в итоговом анализе, оценивает свою работу наряду со всеми студентами Участвует в итоговом анализе, оценивает свою работу наряду со всеми студентами Каждый студент осуществляет самооценку через: а) неформальную дискуссию с преподавателем и участниками группы относительно своего выполнения задания; б) через формы самооценки, которые задает преподаватель. Сравнивает материал этого занятия и свою работу с материалами других, сходных занятий

Отметим, что подготовительный этап занятия включает мотивацию, постановку целей, распределение ролей, диагностику и самодиагностику студентов. На этом этапе преподаватель не просто отбирает материал и знакомит студентов с темой, разделом, он докладывает, импровизирует, представляя материал, задает вопросы, сопровождает их комментарием. Ассистент выделяет наиболее сложный материал, решает, каким студентам нужна особая отработка и выясняет мнение студентов о предпочитаемых формах работы на занятии, распределяет роли. Групповой лидер создает список индивидуальных проблем каждого студента. Индивидуальная работа студентов состоит в ознакомлении с темой. Каждый студент осознает индивидуальные проблемы, ставит цели, отслеживает ситуации, которые считает наиболее значимыми, использует материал так, чтобы наименее освоенному навыку отдавать высший приоритет.

На 2-м этапе происходит выстраивание личностного отношения студентов к изучаемому материалу. Преподаватель предлагает избирать ситуации, соответствующие индивидуальным различиям, исследовать различные подходы. Ассистент предлагает список заданий, вопросов, расписывает проблемные вопросы, адаптирует наиболее сложный учебный материал. Групповой лидер распределяет материал в соответствии с интересами и предпочтениями каждого участника, дает советы участникам группы по созданию индивидуальной программы изучения. Индивидуальная работа каждого студента в изучении информации, выполнении заданий, концентрации на важном для себя материале, осознании своих приоритетов.

3-й этап - ключевой, на котором происходит конструирование индивидуального содержания учебного материала каждым студентом. Преподаватель воспитывает у студентов установку на осознание того, как они отвечают, как ведут изложение, диалог, рассказывают, объясняют решение задач. Понять свое отличие от других помогают вопросы к себе: «Как я запоминаю?», «В чем состоит особенность моего познания?», «Над какой проблемой мне надо работать?». Ассистент определяет ключевой материал для мозгового штурма и то, как студенты будут им пользоваться. Групповой лидер дает указания студентам, как отрабатывать отобранный материал. Индивидуальная работа каждого студента группы состоит в обобщении изученного материала, создании индивидуального содержания, осознании того, как будет им пользоваться в профессиональной деятельности.

На 4-м этапе происходит создание нового продукта. Преподаватель отбирает материал для нового вида деятельности студентов. Ассистент анализирует материалы, подготовленные студентами. Групповой лидер находит новые акценты, перелагает информацию, полученную от преподавателя, убеждается, что другие могут справляться с предлагаемым материалом. Индивидуальная работа каждого студента состоит в создании собственных текстов, планов, задач, чтобы использовать их в своей профессиональной деятельности.

На 5-м этапе происходит демонстрация личных достижений студентов.

На 6-м этапе осуществляется итоговый анализ, рефлексия, оценка. Преподаватель оценивает каждую группу в целом, отмечает индивиду-

Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе

альное исполнение, обсуждает допущенные неточности. Ассистент и групповой лидер участвуют в итоговом анализе, оценивают свою работу наряду со всеми студентами. Каждый студент осуществляет самооценку. Делает записи того, когда аудитория выражала удивление, интерес. Делает вывод о переносе успеха на другие занятия.

Подобная организация занятий позволяет каждому студенту пройти свой индивидуальный образовательный маршрут. Студент оказывается не только участником занятия, но и полноправным его организатором и проектировщиком. Смена ролей студента в процессе проведения серии занятий (ассистента, группового лидера, индивидуального участника) достраивает вариативную структуру занятия до индивидуального в каждом случае варианта обучения.

Предложенный обобщенный вариант структуры занятия может быть наполнен конкретным содержанием темы, раздела и использован при конструировании занятий в рамках любого теоретического курса.

Библиографический список:

1. Бурлакова, Т. В. Маршруты профессионального становления [Текст] : учебно-метод. пособ. по курсу «Теория и методика обучения математике» для студентов, аспирантов, преподавателей / Т. В. Бурлакова. - Шуя. : Изд-во ГОУ ВПО «ШГПГУ», 2009. - 110 с.

2. Сластёнин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя [Текст] / В. А. Сластёнин, А. И. Мищенко. - М. : Логос, 2000. - 422 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.