Научная статья на тему 'Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов'

Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / VOCATIONAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGE / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / INDIVIDUAL TRAJECTORY / EUROPEAN LANGUAGE PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Юлия Викторовна

Рассмотрен вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки студентов неязыковых направлений вузов посредством проектирования индивидуальных траекторий. Актуальность данной темы обусловлена потребностью прогнозировать развитие личности в быстро меняющемся профессионально-образовательном пространстве. Подчеркнута необходимость разработки методик, технологий и организации индивидуальной образовательной деятельности будущих экономистов. Приведены определения понятий «индивидуальная траектория» и «европейский языковой портфель». Описаны способы организации обучения при помощи проектирования индивидуальных траекторий. Уделено внимание необходимости индивидуализации обучения и потребности осознанного развития личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных условиях профессиональной деятельности. Определено функциональное назначение курса обучения иностранному языку в рамках общей подготовки будущих специалистов неязыкового вуза. Обосновано влияние иностранного языка на совершенствование профессиональных умений будущих экономистов. Анализируются условия построения индивидуальных траекторий. Модульность и непрерывность взяты за основу построения индивидуальной траектории. Перечислены фазы их реализации в образовательном процессе. Определена роль европейского языкового портфеля в развитии профессиональной компетентности будущих экономистов. Раскрыты его компоненты и их роль в совершенствовании навыков и умений в процессе овладения иностранным языком студентов неязыковых направлений вузов. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке модели и методики совершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью индивидуальных траекторий. Доказана эффективность разработанной модели совершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью их построения. Определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы индивидуализации профессиональной подготовки студентов неязыковых направлений вузов. Сделаны выводы о роли индивидуализации обучения в совершенствовании профессиональной подготовки будущих экономистов и их личностном саморазвитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of designing individual trajectories students in non-linguistic universities

The article deals with the issue of improving the students' professional education at non-linguistic departments of higher educational institutions by designing individual trajectories. The relevance of this topic is determined by the need to predict the personal development in a rapidly chang ing professional and educational sphere of activity. The need to develop methods, technologies and the organization of future economists' individual educational activities is underlined. The definitions of the concepts „individual trajectory” and „European language portfolio" are given. The ways of organizing the education by designing individual trajectories are described. Attention is paid to the need for individualization of the education and the need for the conscious personal development in designing and implementing an individual trajectory in the dynamic conditions of the professional activity. The functional purpose of the course of teaching a foreign language as a part of the general education of future specialists of a non-linguistic higher educational institution is defined. The influence of a foreign language on improving the professional skills of future economists is substantiated. The conditions for designing individual trajectories are analyzed. Modularity and continuity are taken as a basis for designing an individual trajectory. The phases of their implementation in the educational process are listed. The role of the European language portfolio in developing the professional competence of future economists has been determined. Its components and their role in improving skills and abilities in the process of mastering a foreign language by students of non-linguistic departments of higher educational institutions are revealed. The results of the experimental work on testing the model and methodology for improving the students' professional education using individual trajectories are presented. The effectiveness of the developed model of improving the students' professional education with the help of their designing is proved. Prospective directions of the further studying of a problem of an individualization of students' professional education are determined. The conclusion about the role of individualization of education in improving the future economists' professional training and their personal self-development are made.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов»

1УДК 378 ББК 74.48

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ

Ю. В. Бубнова

Аннотация. Рассмотрен вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки студентов неязыковых направлений вузов посредством проектирования индивидуальных траекторий. Актуальность данной темы обусловлена потребностью прогнозировать развитие личности в быстро меняющемся профессионально-образовательном пространстве. Подчеркнута необходимость разработки методик, технологий и организации индивидуальной образовательной деятельности будущих экономистов. Приведены определения понятий «индивидуальная траектория» и «европейский языковой портфель». Описаны способы организации обучения при помощи проектирования индивидуальных траекторий. Уделено внимание необходимости индивидуализации обучения и потребности осознанного развития личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных условиях профессиональной деятельности. Определено функциональное назначение курса обучения иностранному языку в рамках общей подготовки будущих специалистов неязыкового вуза. Обосновано влияние иностранного языка на совершенствование профессиональных умений будущих экономистов. Анализируются условия построения индивидуальных траекторий. Модульность и непрерывность взяты за основу построения индивидуальной траектории. Перечислены фазы их реализации в образовательном процессе. Определена роль европейского языкового портфеля в развитии профессиональной компетентности будущих экономистов. Раскрыты его компоненты и их роль в совершенствовании навыков и умений в процессе овладения иностранным языком студентов неязыковых направлений вузов. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке модели и методики совершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью индивидуальных траекторий. Доказана эффективность разработанной модели совершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью их построения. Определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы индивидуализации профессиональной подготовки студентов неязыковых направлений вузов. Сделаны выводы о роли индивидуализации обучения в совершенствовании профессиональной подготовки будущих экономистов и их личностном саморазвитии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, иностранный язык, индивидуализация обучения, индивидуальная траектория, европейский языковой портфель.

PECULIARITIES OF DESIGNING INDIVIDUAL TRAJECTORIES STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Yu. V. Bubnova

Abstract. The article deals with the issue of improving the students' professional education at non-linguistic departments of higher educational institutions by designing individual trajectories. The relevance of this topic is determined by the need to predict the personal development in a rapidly chang-

ing professional and educational sphere of activity. The need to develop methods, technologies and the organization of future economists' individual educational activities is underlined. The definitions of the concepts „individual trajectory" and „European language portfolio" are given. The ways of organizing the education by designing individual trajectories are described. Attention is paid to the need for individualization of the education and the need for the conscious personal development in designing and implementing an individual trajectory in the dynamic conditions of the professional activity. The functional purpose of the course of teaching a foreign language as a part of the general education of future specialists of a non-linguistic higher educational institution is defined. The influence of a foreign language on improving the professional skills of future economists is substantiated. The conditions for designing individual trajectories are analyzed. Modularity and continuity are taken as a basis for designing an individual trajectory. The phases of their implementation in the educational process are listed. The role of the European language portfolio in developing the professional competence of future economists has been determined. Its components and their role in improving skills and abilities in the process of mastering a foreign language by students of non-linguistic departments of higher educational institutions are revealed. The results of the experimental work on testing the model and methodology for improving the students' professional education using individual trajectories are presented. The effectiveness of the developed model of improving the students' professional education with the help of their designing is proved. Prospective directions of the further studying of a problem of an individualization of students' professional education are determined. The conclusion about the role of individualization of education in improving the future economists' professional training and their personal self-development are made.

Keywords: vocational training, foreign language, individualization of training, individual trajectory, European language portfolio.

Введение

Быстро растущие процессы глобализации и изменения социально-экономических отношений в современном обществе предъявляют новые высокие требования к работникам и качеству выполняемой ими работы. В данный момент существует проблема нехватки высококвалифицированных специалистов различного профиля на рынке труда и их подготовки. Возникает противоречие между потребностью в высококвалифицированных выпускниках вузов и индивидуально-личностными возможностями студентов. Концепция индивидуализации обучения в вузах является недостаточно разработанной. В связи с этим в контексте глобальных тенденций происходит изменение в образовательном процессе.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов вузов невозможно без построения новой модели, обеспеченной программами, позволяющими будущему специалисту осуществить оптимальный выбор индивидуальной траектории своей профессиональной деятельности.

Переход высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты, дающие возможность каждому студенту формировать индивидуальную траекторию при

реализации основной образовательной программы, вызвал необходимость разработки методик, технологий, приемов и инструментария организации индивидуальной образовательной деятельности будущих экономистов.

Актуальность проблемы индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов, выявленное противоречие и объективная потребность практики в разработке программы по совершенствованию их профессиональной подготовки определили выбор темы исследования «Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов». Цель данного исследования - обосновать специфику проектирования индивидуальных траекторий студентов.

Результаты исследования

Проблема формирования индивидуальных траекторий отражена в работах исследователей А. В. Хуторского, Э. Р. Саитбаевой, Т. В. Машковой и Ю. Г. Юдиной [1, с. 42]. А. В. Хуторской подчеркивает, что индивидуальная траектория - это определенная последовательность составляющих учебной деятельности студента по реализации личных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мо-

тивации, интересам и осуществляемая при направляющей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя или группы преподавателей [2, с. 117]. Э. Р. Саитбаева считает, что индивидуальная траектория - это индивидуальный путь реализации потенциала личности в образовании, подразумевающий совокупность познавательных, творческих и других способностей студента [3, с. 58-59].

Проблема индивидуализации образовательной деятельности в сфере иноязычной подготовки в условиях неязыкового вуза актуальна по ряду причин:

• задачи индивидуального проектирования маршрутов обучения запрограммированы в документах Совета Европы;

• во многих неязыковых вузах иностранный язык изучается в течение первых двух лет обучения, и возникает разрыв в процессе изучения данной дисциплины в бакалавриате и магистратуре; в вузах не хватает аудиторных занятий по иностранному языку для студентов неязыковых специальностей, чтобы получить знания в полном объеме [4, с. 60];

• в вузах наблюдается значительное различие уровня знаний студентов-первокурсников - выпускников сельских, городских и специализированных школ [5, с. 244].

Эти причины приводят к необходимости разработки индивидуальной траектории для студентов вузов. Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. В современной дидактике предлагается решать данную проблему двумя противоположными способами.

Первый способ предполагает дифференциацию обучения, согласно которому предлагается индивидуальный подход к каждому студенту, разделяя изучаемый им материал по уровню сложности, направленности или другим критериям. Для этого студентов, как правило, делят на три группы: способные, средние и отстающие. Второй способ предполагает, что индивидуальный путь образования выстраивается для каждого студента применительно к каждой изучаемой им области образования.

Одна из главных задач высшего образования сейчас - формирование личности студента, способного самостоятельно определить индивидуальную траекторию [6, с. 54]. Нужно соз-

дать педагогические условия и разработать предметное содержание образования так, чтобы развивать данную компетентность личности студента (соотнесение его интересов, потенциалов с интересами вуза). Модульность и непрерывность являются основой для построения индивидуальной траектории. Можно выделить несколько фаз реализации индивидуальной траектории [7].

1. Диагностическая. Преподаватель помогает студенту ориентироваться в учебном материале и выбрать оптимальную для него форму работы. Студенты приобретают базовые навыки.

2. Целеполагающая. Студент создает индивидуальную траекторию в виде графика с указанием желаемого уровня владения иностранным языком по окончании курса, но не ниже уровня, заложенного в федеральном государственном образовательном стандарте.

3. Мотивирующая. Студент сотрудничает с преподавателем, посещая занятия, отчитывается о проделанной работе. Преподаватель корректирует траекторию, стимулирует использование иностранного языка в рамках профильных дисциплин при сотрудничестве с другими преподавателями.

4. Экспериментально-познавательная. Период последовательной самостоятельной реализации индивидуальной траектории путем выполнения индивидуальных заданий с использованием различных технологий и ресурсов.

5. Контролирующая (оценочная). Контроль и оценка выполнения заданий и степень реализации индивидуальной траектории осуществляется преподавателем и студентом. Все выполненные студентом работы оформляются в виде отчетов и собираются в личной папке достижений (портфолио) студента. Портфолио или европейский языковой портфель отображает объем выполненных работ, уровень сфор-мированности компетенций, прилежание и самооценку студента [8, с. 4].

Европейский языковой портфель (ЕЯП) - это собрание документов, с помощью которых студент может представить систематизированные результаты своих достижений и приобретенного опыта в изучении иностранных языков, включающие образцы своей самостоятельной работы. Такие документы свидетельствуют о достигнутом студентом уровне владения язы-

ком [9, с. 464-465]. ЕЯП помогает выбрать методику обучения, стандартизирует шкалу уровней владения иностранным языком, служит средством самооценки достижений студентов и самостоятельного изучения иностранного языка [10, с. 247]. Он состоит из трех частей: языкового паспорта, языковой биографии и досье. Они отражают достижения студента в изучении иностранного языка, способствуют развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка и могут использоваться при продолжении учебы или поиске работы в европейских странах.

ЕЯП показывает способности студента по иностранному языку, помогает ему развивать свои мыслительные способности и самооценку, повышает мотивацию и его ответственность за результаты учебного процесса [11, с. 420].

Опытно-экспериментальная работа по проверке модели и методики совершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью индивидуальных траекторий осуществлялась в реальных условиях образовательного процесса на базе института экономики и менеджмента ВятГУ. Для комплексной оценки подготовки студентов к профессиональной деятельности и определения влияния индивидуализации на динамику развития личности студента и выявления условий оптимального проектирования содержания и технологий освоения учебных дисциплин была разработана программа педагогического мониторинга [12, с. 3536]. Замерялись показатели, характеризующие степень готовности к профессиональной деятельности студентов, участвовавших в эксперименте. Было выявлено, что только 12% студентов умеет преодолевать трудности, возникающие в учебно-познавательной деятельности, у 65% студентов первого курса имеются мотивы самосовершенствования и потребность в самостоятельном приобретении знаний.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку студентов: траектория коммуникативного развития, целью которой является овладение навыками бытового и профессионального общения, и траектория профессионально-творческого развития, способствующая профессионализации студента на основе обучающего материала, развивающего творче-

ские способности будущего специалиста. Они включали в себя индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения иностранного языка, содержанием и объемом внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения изучаемого материала.

Первый индивидуальный маршрут (базовый) был реализован в ходе изучения базового курса иностранного языка студентами со средним и высоким уровнем знаний. У них высокая мотивация к изучению иностранного языка, сформирована база, но нет возможности из-за ограниченного количества часов, предусмотренного образовательной программой. Цель этого маршрута - овладение иностранным языком на повышенном уровне сложности и стимулирование самообразования. Основные задачи преподавателя заключались в оказании педагогической и мотивационной поддержки студентов к изучению иностранного языка, стимулирования их к его совершенствованию.

Второй индивидуальный маршрут (коррек-ционный) предназначен для студентов с низким уровнем знаний иностранного языка. Его цель - восполнение пробелов в знаниях. Основные задачи преподавателя заключались в оказании педагогической помощи при затруднениях и мотивационной поддержке студентов при изучении иностранного языка.

Планирование индивидуальной траектории выверялось на основе организации учебного содержания по разработанным учебным модулям, ориентированным на индивидуализацию обучения в малых учебных группах.

Экспериментальная проверка доказала эффективность разработанной модели индивидуализации обучения иностранному языку, что подтверждено положительной динамикой: 67% студентов экспериментальных групп повысили свою успеваемость с помощью данной модели. Позитивные результаты были получены вследствие создания образовательной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. С учетом результатов эксперимента нами было разработано учебное пособие «Практическая грамматика для дистанционного обучения» с заданиями разной степени сложности, позволяющими совершенствовать свои знания самостоятельно согласно реализа-

ции своего индивидуального образовательного маршрута.

Мы считаем, что у созданных педагогических условий развития профессиональных качеств будущих экономистов в образовательном процессе с помощью построения индивидуальных траекторий есть перспективы [13, с. 41-42].

Выводы

В результате проведенного исследования раскрыты особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов, выявлена специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

Индивидуальная траектория является активной формой обучения. Разработанные педагогические условия ее проектирования являются действенными. Индивидуализация учебной деятельности способствует повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манешева Р. А. Индивидуальные принципы активного обучения при организации текущего контроля знаний студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2010. - Вып. 2 (92). - С. 40-43.

2. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

3. Саитбаева Э. Р., ВоронинаЮ. В, БеккерМ. А. Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий // Вопросы интернет-образования. -№ 65. - URL: http://vio.uchim.info/Vio_65/ cd_site/articles/art_4_2.htm (дата обращения: 30.05.2018).

4. Гордиянова Г. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Омск, 2016.

5. Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. - 2008. - № 7. - С. 243-250.

6. Кемерова Н. С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку

в техническом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2010. - Вып. 2 (92). - С. 53-57.

7. Иванова Н. В. Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика. - 02.09.2008. - URL: https://pedsovet.org/ publikatsii/bez-rubriki/yazykovoy-portfolio-kak-instrument-samootsenki-i-samorazvitiya-uchenika (дата обращения: 30.05.2018).

8. Климинская С. Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. - Вып. 4 (23). - URL: https://naukovede nie.ru/PDF/34PVN414.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

9. Иванченко Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни // Молодой ученый. - 2013. - № 12.- С. 462-465.

10. Фролова С. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеу-чебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов: учеб. пособие / под ред. В. В. Николиной. -Н. Новгород, 2012. - 320 с.

11. Фролова С. В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 418420.

12. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в современном педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ярославль, 2012. - 44 с.

13. Коряковцева Н. Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: Рема, 2009. - 154 с.

14. Лабазина Л. Н. Европейский языковой портфель - средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам // Ярославский пед. вестн. - 2003. - № 2 (35). - С. 119-122.

REFERENCES

1. Manesheva R. A. Individualnye printsipy ak-tivnogo obucheniya pri organizatsii tekush-

chego kontrolya znaniy studentov. Vestn. tomsk-ogo gos. ped. un-ta. 2010, Iss. 2 (92), pp. 40-43.

2. Khutorskoy A. V. Razvitie odarennosti Shkolnikov: Metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2000. 320 s.

3. Saitbaeva E. R., Voronina Yu. V, Bekker M. A. Organizatsiya profilnogo obucheniya na osnove individualnykh obrazovatelnykh traektoriy. Vo -prosy internet-obrazovaniya. No. 65. Available at: http://vio.uchim.info/Vio_65/cd_site/arti-cles/art_4_2.htm (accessed: 30.05.2018).

4. Gordiyanova G. V. Razvitie obrazovatelnoy sa-mostoyatelnosti studentov v nelineynom obra-zovatelnom protsesse vuza. Extended abstract of PhD dissertation (Eduation). Omsk, 2016.

5. Aleksandrova E. Individualizatsiya obrazovani-ya: uchitsya dlya sebya. Narodnoe obrazovanie. 2008, No. 7, pp. 243-250.

6. Kemerova N. S. Proektirovanie individualnoy traektorii obucheniya inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze. Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta. 2010, Iss. 2 (92), pp. 53-57.

7. Ivanova N. V. Yazykovoy portfolio kak instrument samootsenki i samorazvitiya uchenika. 02.09.2008. Available at: https://pedsovet.org/ publikatsii/bez-rubriki/yazykovoy-portfolio-kak-instrument-samootsenki-i-samorazvitiya-uchenika (accessed: 30.05.2018).

8. Kliminskaya S. L. Individualnaya obrazovatel-naya traektoriya kak sposob povysheniya effek-

tivnosti obucheniya inostrannym yazykam. In-ternet-zhurnal "Naukovedenie". 2014, Vyp. 4 (23). Available at: https://naukovedenie.ru/ PDF/34PVN414.pdf (accessed: 30.05.2018).

9. Ivanchenko T. Yu. Tekhnologiya "yazykovoy portfel" kak instrument motivatsii k izucheniyu inostrannogo yazyka na protyazhenii vsey zhiz-ni. Molodoy uchenyy. 2013, No. 12, pp. 462465.

10. Frolova S. V. Proektirovanie individualnogo obrazovatelnogo marshruta vneuchebnoy dey-atelnosti po formirovaniyu dukhovno-nravst-vennykh tsennostey studentov: ucheb. posobie. Nizhny Novgorod, 2012. 320 p.

11. Frolova S. V. Individualnyy obrazovatelnyy marshrut kak sposob individualizatsii vospi-tatelnogo protsessa v vuze. Molodoy uchenyy. 2013, No. 9, pp. 418-420.

12. Burlakova T. V. Individualizatsiya professional-noy podgotovki studentov v sovremennom ped-agogicheskom vuze. Extended abstract of PhD dissertation (Eduation). Yaroslavl, 2012. 44 p.

13. Koryakovtseva N. F. "Evropeyskiy yazykovoy portfel dlya Rossii" - novaya obrazovatelnaya tekhnologiya v oblasti obucheniya inostrannym yazykam: ucheb. posobie. Moscow: Rema, 2009. 154 p.

14. Labazina L. N. Evropeyskiy yazykovoy portfel sredstvo otsenki i samootsenki znaniy uchash-chikhsya po inostrannym yazykam. Yaroslavs-kiyped. vestn. 2003, No. 2 (35), pp. 119-122.

Бубнова Юлия Викторовна, аспирант кафедры педагогики, факультет педагогики и психологии, Вятский государственный университет, г. Киров e-mail vyatskaya10@list.ru

Bubnova Yulia V., post-graduate student, Pedagogy Department, Pedagogy and Psychology Faculty, Vyatka State University, Kirov e-mail vyatskaya10@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.