Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ МОТИВАЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Светлана Владиславовна

В статье рассматривается проблема сохранения профессиональных мотивов педагогов, способов обретения ими смысла педагогической деятельности на основе образовательных технологий в процессе обучения в вузе и в условиях работы в школе. Автором анализируются сложившиеся в педагогической теории и практике подходы к построению образовательных технологий, их возможности в формировании профессиональной мотивации педагогов. В статье обоснована актуальность изучения причин снижения профессиональной мотивации и условий формирования устойчивых, позитивных мотивов профессиональной педагогической деятельности, как на этапе подготовки будущих педагогов, так и в процессе их самостоятельной педагогической деятельности. В статье раскрываются особенности решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами школ в Алтайском крае. Автор исследует причины снижения профессиональной мотивации педагогов-практиков в ряде районов Алтайского края, а также динамика профессиональной мотивации студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития позитивного мышления педагогов и характером мотивов их профессиональной деятельности. Автор предлагает свой подход к решению проблемы формирования устойчивой профессиональной мотивации педагогов через освоение образовательной технологии позитивной педагогики. Важным условием выступает применение технологий позитивной педагогики в процессе обучения студентов и знакомство педагогов-практиков с этими технологиями, помощь в их освоении. Система технологий позитивной педагогики позволяет решать как текущие, повседневные педагогические задачи, так и ситуативные и перспективные проблемы педагогической деятельности. При этом обеспечивается развитие позитивного мышления самого педагога, что выступает одновременно и результатом, и ведущим условием освоения и практического применения технологий позитивной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Светлана Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TEACHER’S PROFESSIONAL INVARIABLE MOTIVATION BY MEANS OF EDUCATIONAL TECHNIQUES OF POSITIVE PEDAGOGY

The article discusses the problem of keeping teachers motivated professionally, sustaining the ways of their acquiring the meaning of pedagogical activity based on educational techniques while studying at a university and when being a schoolteacher. The author analyzes the approaches to building educational technologies that have developed in pedagogical theory and practice, their capacities in raising teachers’ professional motivation of teachers. The article substantiates the relevance of studying the reasons for the decrease in teachers’ motivation and the conditions for raising stable, positive motives of professional pedagogical activity, both at the stage of teachers’ training and in their personal pedagogical activity. The article highlights aspects of solving the issue of providing pedagogical personnel to high schools in Altai Krai. The author investigates the reasons for the decrease in the professional motivation of practicing teachers in some rural areas of Altai Krai, as well as the dynamics in professional motivation of students in the process of their education at a pedagogical university. The article discloses the dependency between the teachers’ level of advance in positive thinking and the nature of their motivation in profession. The author puts forward her own approach to solving the problem of raising teachers’ unalterable professional motivation through building educational techniques of positive pedagogy. An important condition to this process is the use of techniques of positive pedagogy in teaching university students and familiarizing schoolteachers with these techniques, assisting the teachers to acquire these techniques. The system of positive pedagogy techniques makes it possible to solve both current, everyday pedagogical tasks and situational and prospective issues of pedagogical activities. Simultaneously, it ensures the raising of teachers’ positive thinking. It is both result and leading condition for the raising and practical application of positive pedagogy techniques.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/30PDMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Колесова С.В. Формирование устойчивой профессиональной мотивации педагога посредством технологии позитивной педагогики // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kolesova S.V. (2021). Forming teacher's professional invariable motivation by means of educational techniques of positive pedagogy. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN221 .pdf (in Russian)

Колесова Светлана Владиславовна

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия

Заведующий кафедрой «Общей и социальной педагогики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3581-340X РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=423457

Формирование устойчивой профессиональной мотивации педагога посредством технологии позитивной педагогики

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения профессиональных мотивов педагогов, способов обретения ими смысла педагогической деятельности на основе образовательных технологий в процессе обучения в вузе и в условиях работы в школе. Автором анализируются сложившиеся в педагогической теории и практике подходы к построению образовательных технологий, их возможности в формировании профессиональной мотивации педагогов. В статье обоснована актуальность изучения причин снижения профессиональной мотивации и условий формирования устойчивых, позитивных мотивов профессиональной педагогической деятельности, как на этапе подготовки будущих педагогов, так и в процессе их самостоятельной педагогической деятельности. В статье раскрываются особенности решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами школ в Алтайском крае. Автор исследует причины снижения профессиональной мотивации педагогов-практиков в ряде районов Алтайского края, а также динамика профессиональной мотивации студентов в процессе их обучения в педагогическом вузе. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития позитивного мышления педагогов и характером мотивов их профессиональной деятельности. Автор предлагает свой подход к решению проблемы формирования устойчивой профессиональной мотивации педагогов через освоение образовательной технологии позитивной педагогики. Важным условием выступает применение технологий позитивной педагогики в процессе обучения студентов и знакомство педагогов-практиков с этими технологиями, помощь в их освоении. Система технологий позитивной педагогики позволяет решать как текущие, повседневные педагогические задачи, так и ситуативные и перспективные проблемы педагогической деятельности. При этом обеспечивается развитие позитивного мышления самого педагога, что выступает одновременно и результатом, и ведущим условием освоения и практического применения технологий позитивной педагогики.

Ключевые слова: педагогическая деятельность; мотив; профессиональная мотивация; устойчивость мотивации; характеристики мотивов; образовательная технология; технологии позитивной педагогики

Введение

В современной науке и практике за последние годы проведена большая работа по исследованию, классификации, систематизации, разработке, представлению образовательных технологий, поиску в поле современных технологий образования наиболее инновационных и продуктивных. Однако значительное число выпускников профессионально-педагогических учебных заведений оказываются слабо мотивированными либо не мотивированными на педагогическую деятельность, в том числе и по причине недостаточной сформированности их технологической компетентности.

Анализ ставших классическими и современных публикаций о теоретических подходах к построению образовательных технологий показывает, что большинство авторов, следуя идеям Я.А. Коменского, который пытался открыть универсальную технологию «всех учить всему», также пробуют представить свой вариант некой универсальной образовательной технологии (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Л.Е. Плескач, В.Ф. Шаталов и др.).

Другое направление исследования образовательных технологий представляет собой раскрытие существующего технологического поля, поиск единого основания при создании базы для профессионального самоопределения педагогов в этом поле. Теоретико-методологические описания различных технологий и систематизация многообразного отечественного и зарубежного опыта технологизации образования представлены в работах М.В. Кларина, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, А.А. Окунева, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Г.К. Селевко и др. В частности, в работах И.А. Колесниковой сущность образовательной технологии рассматривается в контексте понятий стратегии и логики образовательной деятельности, педагогической технологии, метода, методики, техники и технологической культуры педагога [1]. В основу указанного подхода положено представление о феномене технологичности, которая составляет базу для профессионализма педагога и его мотивированности на педагогическую деятельность.

При комплексном рассмотрении образовательная технология предстает как явление многогранное: точное знание о профессиональных педагогических умениях; практическое воплощение принципа технологичности; способ упорядочения педагогических процессов; профессионально-педагогический язык, необходимый для описания действий и операций, совершаемых в реальной педагогической деятельности.

Представители третьего направления анализируют специфику и взаимосвязи между образовательными технологиями и образовательными стратегиями: пошаговой, информационного взаимодействия, пребывания в содержании, отстранения. При этом, каждая образовательная стратегия применима для освоения определенного содержания образования, соответствующими средствами, на основе специфических принципов педагогической деятельности в процессе реализации конкретной образовательной стратегии. В этом ключе образовательные технологии представлены в работах Б.В. Авво, А.А. Ахаян, А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, В.К. Дьяченко, Т.В. Машаровой, И.Э. Унт, М.А. Чошанова и др.

И наконец, четвертое направление исследований выводит вопрос изучения образовательных технологий на уровень технологической культуры педагога, неотъемлемой частью которой выступает мотивационный компонент. Анализ природы образовательных технологий тесным образом связан с проблемами профессиональных целей, смыслов, мотивов педагогической деятельности. Авторы, работающие в данном направлении, представляют

https:// mir-nauki. com

алгоритмы анализа, описания и построения образовательных технологий, связанных с реализацией профессиональных педагогических целей и смыслов - Е.В. Бондаревская,

A.А. Вербицкий, О.Б. Даутова, И.А. Колесникова, Ю.С. Курганов, В.М. Монахов,

B.В. Сериков, О.М. Шиян и др.

Научной задачей нашего исследования является изучение причин снижения и условий сохранения профессиональных мотивов педагогов, способов обретения ими смысла педагогической деятельности на основе образовательных технологий в процессе обучения в вузе и в условиях работы в школе. Ключевыми аспектами решения задачи выступают исследование профессиональной мотивации педагогов школ, студентов педагогического вуза, построение и апробация образовательных технологий, способствующих формированию устойчивой мотивации педагогической деятельности. Комплексное исследование этих аспектов позволит выявить ресурс профессионального развития педагогов в построении личностного смысла деятельности, что может выступать фактором развития кадрового потенциала образовательных учреждений.

Актуальность исследования обусловлена рисками снижения профессиональной мотивации педагогов и, как следствие, возникновением так называемой «текучести» педагогических кадров в школе, особенно среди молодых учителей, что не позволяет решать задачи по обновлению и закреплению кадрового потенциала образовательных учреждений. Актуальным остается вопрос формирования и сохранения мотивов профессиональной деятельности в процессе обучения будущих педагогов в вузе. Не секрет, что многие студенты, выбравшие профессию педагога по разным мотивам, к концу обучения в вузе не хотят идти работать в школу. Непосредственно на местах педагоги, загруженные бумажной работой, теряют смысл профессии и уходят из нее. Возникает вопрос: что может помочь обучающемуся и школьному учителю сохранить интерес к выбранной профессии? Исследование направлено на изучение причин и условий сохранения профессиональных мотивов в деятельности педагогов.

Известно, что в Алтайском крае потребность в педагогических кадрах остается актуальной из года в год. Основную часть потребности в новых педагогических кадрах составляют педагоги, которые смогут заменить коллег, достигших пенсионного возраста. Известно, что в сфере образования удельный вес занятых лиц пенсионного возраста от общего числа занятых в отрасли составляет около 15 %. Многие педагогические работники общеобразовательных организаций и вузов по достижению пенсионного возраста продолжают работать учителями и преподавателями.

Основная потребность сферы образования формируется преподавательскими кадрами, имеющими высшее образование (около 70 %). Преимущественно это учителя-предметники. Вопросы трудоустройства молодых специалистов были исследованы в 47 территориях Алтайского края - 39 районах и 8 малых городах. В опросе приняли участие 692 выпускника различных вузов края. В структуре опрошенных выпускников 40 % пришлось на специалистов бюджетной сферы (учителя, врачи), 16,5 % - на выпускников, получивших экономическое образование, 10 % - на специалистов сельскохозяйственного профиля.

Страница 3 из 8

Цель исследования

Актуальность проблемы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

30PDMN221

По мнению респондентов, снижение профессиональной мотивации и уход из профессии, в частности с педагогическими специальностями, обусловлены не столько несоответствием спроса и предложения на периферийном рынке труда, сколько тем, что каждая четвертая вакансия, предложенная молодому специалисту, оказалась с заработной платой, не соответствующей ожиданиям и потребностям начинающего педагога. При этом недостаточно изучены профессиональные мотивы педагогов, нет современных исследований в области формирования профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе, ее сохранения в ходе профессиональной педагогической деятельности.

Проблема исследования мотивации в различных профессиях и её значение рассматривались достаточно давно, однако изучение профессиональной мотивации учителей относительно недавно привлекло внимание исследователей за рубежом. Возникший интерес связан с ростом таких явлений как существующая и потенциальная нехватка учителей, раннее профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов, неудовлетворенность вознаграждением за труд, ограниченные возможности карьерного роста, меньшая защита труда по сравнению с остальными профессиями, падение престижа педагогической профессии (Watt H.M.G., Shapka J.D., Morris Z.A., Durik A.M., Keating D P. & Eccles J.S., Sinclair C.) [2].

Большинство учёных в своих работах опираются на такие мотивационные теории как теория ожиданий (Watt H.M.G. & Richardson P.W., Eccles J.S., и др.), целей достижения и самоопределения (Nicholls J.G.) [2-4].

Одно из масштабных исследований профессиональной мотивации учителей за рубежом было начато П. Ричардсоном и Х. Ватт в 2001 году (программа исследований FIT-Choice (www.tchoice.org) [5]. В результате ими была разработана модель «FIT-Choice», которая использовалась в кросс-культурных исследованиях с 2012 года на примере таких стран как Австралия, Соединенные Штаты Америки, Германия и Норвегия.

Проведенные исследования выявили, что основными причинами выбора решения преподавать стали внутренние, альтруистические и внешние мотивы, однако решающими мотивами для удовлетворения и упрочения своей карьеры в развитых странах становятся именно внутренние и альтруистические мотивы (например, Brookhart S.M. & Freeman D.J., Karavas E.) [6; 7]. Тем не менее, было выявлено снижение заинтересованности в преподавании, что связывалось с высокой степенью морального истощения учителей (Watt H.M.G. & Richardson P.W., Eccles J.S., Sinclair C.) [5; 8].

Проблема использования образовательных технологий для формирования профессиональной мотивации будущих учителей недостаточно изучена. Так, исследователями в этой области описываются в основном методы, приёмы и дидактические средства, необъединенные в технологию. Среди них можно выделить:

• применение отдельных методов информационных технологий - создание «интернет-клуба», веб-форума, социальных сетей, объединенных профессиональной тематикой (И.А. Адаев) [9];

• использование самостоятельного выбора заданий по дисциплинам, составление индивидуального плана работы студентов «Навигатора учебного процесса»; проведение факультатива, направленного на усиление личностного компонента профессиональной подготовки, организацию учебно-профессиональной деятельности студентов, знакомство с формами и методами исследовательской работы (А.Д. Ступникова, Е.Е. Чудина) [10];

• организацию на занятиях творческих учебно-исследовательских заданий, самостоятельной работы, различных форм совместно-распределенной

деятельности, среди которых оформление «Дневника личностного и профессионального самоизучения»; пополнение копилки диагностических методик исследования уровня личностного развития; пополнение педагогической копилки тренинговыми материалами (заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по профессионально-личностному саморазвитию, а также по развитию личностных качеств студентов (И.А. Ганичева) [11];

• проведение блиц-игр, разыгрывание педагогических ситуаций, показ и обсуждение видеофрагментов профессиональных конкурсов, дискуссии, «мозговой штурм» по профессиональной тематике (Е.В. Евплова) [12];

• отдельным направлением в изучении формирования профессиональной мотивации будущих педагогов является усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата (Г.М. Льдокова, Н.И. Исмаилова, Н.Г. Гайфуллина, О.А. Макарова, А.Ю. Мухарлямова) [13].

Сбор и статистическая обработка эмпирических данных исследования качества мотивов учителей-практиков и будущих педагогов - студентов педагогического университета (всего 347 респондентов), позволяют установить характер взаимосвязи между доминирующим стилем профессионального педагогического мышления и качеством мотивов педагогов. Разработанные нами тесты на выявление уровней развития позитивного профессионально-педагогического мышления, модификации методик оценки удовлетворенности педагогов своей работой в школе, доминирующих мотивов их профессиональной педагогической деятельности позволяют изучить в ходе исследования наличие и характер взаимосвязи между указанными показателями.

Проведение диагностического исследования качества профессиональных мотивов педагогической деятельности учителей-практиков Алтайского края (147 учителей) и студентов Алтайского государственного педагогического университета (200 студентов), выявление динамики этих мотивов показывает стойкое снижение позитивной мотивации профессиональной педагогической деятельности, преобладание (до 63 %) мотива «безысходности»: учителя работают, потому что не могут найти более высокооплачиваемую работу в крае, потому что боятся остаться без работы совсем, потому что опасаются кардинальных перемен в своей жизни, боятся все начинать «с ноля».

Среди студентов педагогического вуза примерно равное число тех, кто выбрал педагогическую специальность осознанно (48 %), и тех, кто поступил в педагогический вуз случайно (52 %): они учатся в педагогическом вузе, потому что сюда прошли по конкурсу, а не потому, что хотят стать учителями. Однако, в процессе обучения профессиональные мотивы студентов несколько укрепляются, к окончанию обучения доля учащихся с позитивными профессиональными мотивами возрастает до 58 %.

Выводы и обобщения

Изучение взаимосвязи между характеристиками доминирующего стиля мышления и качеством мотивов профессиональной педагогической деятельности у респондентов обнаруживает прямую корреляцию этих показателей. Педагогам с доминирующим позитивным мышлением свойственны положительные внутренние профессиональные мотивы, в которых значительную долю составляют альтруистические и мотивы удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности. Педагогам со слабо развитым позитивным мышлением (доминирующим негативным мышлением) свойственны отрицательные мотивы профессиональной деятельности, преобладание внешних отрицательных мотивов. При этом,

соотношение педагогов-практиков, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития позитивного мышления распределяется примерно в равных долях 30 % - 33 % от общего числа респондентов.

В студенческой среде количество будущих педагогов с высоким уровнем позитивного мышления значительно ниже - около 18 %, со средним уровнем - до 29 %, с низким уровнем развития позитивного мышления более - до 53 %. Полученные данные позволяют предположить, что в перспективе возможно еще большее снижение позитивной мотивации профессиональной педагогической деятельности среди педагогов-практиков и рост дефицита педагогических кадров.

Одним из подходов к решению заявленной научной проблемы может выступать применение в образовательном процессе технологий позитивной педагогики, и обучение этим технологиям как будущих педагогов, так и педагогов-практиков [14-18]. Система технологий позитивной педагогики, позволяющих решать повседневные, ситуативные и перспективные профессиональные педагогические задачи, интегрируемые технологией развития позитивного мышления как самого педагога, так и других участников образовательного процесса, обеспечивает формирование у педагога особых личностных качеств и особого отношения к своей профессиональной деятельности: оптимизма как доминирующего качества личности; развитого позитивного мышления, как доминирующего стиля мышления в профессиональной деятельности и обыденной жизни; и, как следствие, умение и привычку видеть позитивное в себе, в других (в том числе в каждом ребенке, родителях, коллегах), в педагогической ситуации, в своей деятельности; умение наполнять свою профессиональную деятельность позитивными событиями, ситуациями и смыслами; замечать и проживать удовлетворение от процесса и результатов своей педагогической деятельности. Указанные характеристики, по нашему мнению, выступают основой для формирования стойкой позитивной профессиональной мотивации. Это поможет педагогу открыть и присвоить ценностный смысл своей профессиональной педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова И.А. Образовательные стратегии / И.А. Колесникова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - №1 (14). - С. 15-21.

2. Watt, H.M.G. Gendered Motivational Processes Affecting High School Mathematics Participation, Educational Aspirations, and Career Plans: A Comparison of Samples From Australia, Canada, and the United States / H.M.G. Watt, J.D. Shapka, Z.A. Morris, A.M. Durik, D P. Keating & J.S. Eccles. - DOI: 10.1037/a0027838 // Developmental Psychology. Advance online publication. - №48(6). - P. 1594-1611. -URL: https://doi.org/10.1037/a0027838 (дата обращения 04.03.21).

3. Eccles J.S. Where are all the women? Gender differences in participation in physical science and engineering. Why aren't more women in science? / J.S. Eccles // Top Researchers Debate the Evidence, 2007. - P. 199-210.

4. Nicholls J.G. The competitive ethos and democratic education / Nicholls J.G., Cambridge, MA: Harvard University Press - URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674154179 (дата обращения 04.03.21).

5. Watt Helen M.G. & Richardson Paul W. Motivational Factors Influencing Teaching as a Career Choice: Development and Validation of the FIT-Choice Scale / Helen M.G. Watt & Paul W. Richardson / - DOI: 10.3200/JEXE.75.3.167-202 // The Journal of Experimental Education, 2010. - №75:3. - P. 167-202.

https:// mir-nauki. com

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Brookhart S.M. & Freeman D.J. Characteristics of entering teacher candidates / S.M. Brookhart & D.J. Freeman - DOI: org/10.3102/00346543062001037 // Freeman Review of Educational Research. - 1992. - №62. - P. 37-60.

Karavas E. How satisfied are Greek EFL teachers with their work?: Investigating the motivation and job satisfaction levels of Greek EFL teachers / E. Karavas // Porta Linguarum. - 2010. - №14. - P. 59-78.

Sinclair C. Initial and changing student teacher motivation and commitment to teaching / C. Sinclair // Asia-Pacific Journal of Teacher Education / - 2008. - №36(2). - P. 79104.

Адаев И.А. К вопросу о формировании положительной мотивации к овладению профессией у будущих учителей химии / И.А. Адаев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14622 (дата обращения: 29.11.2020).

Ступникова А.Д., Чудина Е.Е. Педагогические условия формирования профессиональной мотивации будущего учителя географии / А.Д. Ступникова, Е.Е. Чудина // Вестник ТГУ. - 2013. - №13 (141). - С. 56-59.

Ганичева И.А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе / Ганичева И.А. // Концепт. - 2016. - №1 (январь). - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16008.htm (дата обращения 23.11.2020).

Евплова Е.В. Формирование мотивации к профессионально-педагогической деятельности как необходимого условия конкурентоспособности будущего педагога (практический аспект) / Е.В. Евплова // В мире научных открытий. -2011. - №9.2 (21). - С. 549-556.

Льдокова Г.М. и др. Практическая направленность подготовки будущих педагогов как условие повышения их профессиональной мотивации / Г.М. Льдокова, Н.И. Исмаилова, Н.Г. Гайфуллина, О.А. Макарова, А.Ю. Мухарлямова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-11. - С. 2469-2472. - URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37470 (дата обращения: 18.11.2020).

Колесова С.В. Воспитание личности на основе развития позитивного мышления / С.В. Колесова // Воспитание школьников. - 2015. - №5. - С. 55-61.

Колесова С.В. Позитивная педагогика: постановка проблемы / С.В. Колесова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6 (43). - С. 234-237.

Колесова С.В. Принципы позитивной педагогики / С.В. Колесова // В мире научных открытий. - 2015. - №1.1 (61). - С. 545-555.

Колесова С.В. Ситуативные технологии позитивной педагогики / С.В. Колесова // Известия АГУ. - 2015. - т.1 - №3(87). - С. 53-58.

Рыбина О.Е. Роль образовательных технологий в открытии смысла педагогической деятельности будущих педагогов начальной школы / О.Е. Рыбина // Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 20 апреля 2017 г. / под ред. Л.А. Никитиной. - Барнаул: АлтГПУ, 2017. - С. 212-215.

Kolesova Svetlana Vladislavovna

Altai state pedagogical university, Barnaul, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3581-340X PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=423457

Forming teacher's professional invariable motivation by means of educational techniques of positive pedagogy

Abstract. The article discusses the problem of keeping teachers motivated professionally, sustaining the ways of their acquiring the meaning of pedagogical activity based on educational techniques while studying at a university and when being a schoolteacher. The author analyzes the approaches to building educational technologies that have developed in pedagogical theory and practice, their capacities in raising teachers' professional motivation of teachers. The article substantiates the relevance of studying the reasons for the decrease in teachers' motivation and the conditions for raising stable, positive motives of professional pedagogical activity, both at the stage of teachers' training and in their personal pedagogical activity. The article highlights aspects of solving the issue of providing pedagogical personnel to high schools in Altai Krai. The author investigates the reasons for the decrease in the professional motivation of practicing teachers in some rural areas of Altai Krai, as well as the dynamics in professional motivation of students in the process of their education at a pedagogical university. The article discloses the dependency between the teachers' level of advance in positive thinking and the nature of their motivation in profession. The author puts forward her own approach to solving the problem of raising teachers' unalterable professional motivation through building educational techniques of positive pedagogy. An important condition to this process is the use of techniques of positive pedagogy in teaching university students and familiarizing schoolteachers with these techniques, assisting the teachers to acquire these techniques. The system of positive pedagogy techniques makes it possible to solve both current, everyday pedagogical tasks and situational and prospective issues of pedagogical activities. Simultaneously, it ensures the raising of teachers' positive thinking. It is both result and leading condition for the raising and practical application of positive pedagogy techniques.

Keywords: pedagogical activity; motive; professional motivation; sustainability of motivation; characteristics of motives; educational techniques; positive pedagogy techniques

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.