Научная статья на тему 'Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности'

Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ВИДЫ МОТИВОВ / СТРУКТУРА МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ / ВЕДУЩИЙ МОТИВ / PSYCHOLOGY OF TEACHER / THE TEACHER'S PERSONALITY / PROFESSIONAL MOTIVATION / MOTIVATION OF TEACHERS / MOTIVATIONAL FACTORS / TYPES OF MOTIVES / STRUCTURE OF PERSONALITY’S MOTIVES / LEADING MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогов Евгений Иванович, Недайводина Анна Максимовна

В настоящее время проблема профессиональной мотивации остро встает во многих учреждениях, в том числе и образовательных. В статье рассмотрены основные факторы, мотивирующие деятельность педагогов, а также представлены результаты исследования мотивации учителей, работающих в организациях разных форм собственности. Данная информация будет интересна специалистам в области педагогической психологии и психологии труда. Актуальность исследования подтверждается тем, что проблема профессиональной мотивации педагогов является одной из основных и приоритетных проблем государственной кадровой политики, и, соответственно, главным условием достижения новых результатов и нового качества образования, что подтверждается рядом государственных стратегических нормативно-правовых документов. Целью исследования стало изучение профессиональной мотивации учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях различной формы собственности. В исследовании приняли участие учителя, работающие в муниципальных образовательных учреждениях, частных образовательных организациях, а также совмещающих работу в обоих типах образовательных учреждений, которые были распределены соответственно на три группы по тридцать человек. Изучение различных мотивов, побуждающих педагога к труду, и их выраженность осуществлялось посредством опросника профессиональной мотивации педагогов, разработанного специально для данного исследования и апробированного группой экспертов. В статье проанализированы результаты опроса педагогов и представлены выводы о том, какие типы мотивации являются ведущими у педагогических работников, работающих в образовательных организациях разной формы собственности. Анализ и изучение профессиональной мотивации позволяет создать основу для дальнейших теоретических и практических исследований, что, в конечном итоге, поможет формировать позитивную мотивацию у работников образовательных организаций и управлять ею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогов Евгений Иванович, Недайводина Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of motivation of teachers working in educational institutions of different forms of ownership

At the present moment the problem of professional motivation is acute in many institutions including educational ones. The article deals with the main factors motivating the activity of teachers, as well as the results of the study of the motivation of teachers working in organizations of different forms of ownership. This information will be of interest to specialists in the field of pedagogical psychology and labor psychology. The actuality of the research is confirmed by the fact that the problem of professional motivation of teachers is one of the main and priority problems of the state personnel policy, and, accordingly, the main condition for achieving new results and a new quality of education, which is verified by a number of state strategic legal documents. The aim of the research was to study the professional motivation of teachers engaged in teaching activity in educational institutions of various forms of ownership. The study involved teachers working in municipal educational institutions, private educational organizations, as well as teachers combining work in both types of educational institutions, which were divided respectively into three groups of thirty people. The study of various motives motivating the teacher to work and their expressiveness was carried out with the help of a questionnaire of professional motivation of teachers, specially developed for this study and tested by a group of experts. The article analyzes the results of a survey of teachers and presents conclusions about what types of motivation are leading in teaching staff working in educational institutions of different forms of ownership. Analysis and study of professional motivation allows to create a basis for further theoretical and practical research, which will help to form positive motivation among employees of educational organizations and manage it.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 15PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Рогов Е.И., Недайводина А.М. Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Rogov E.I., Nedivodina A.M. (2019). The peculiarities of motivation of teachers working in educational institutions of different forms of ownership. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN519.pdf (in Russian)

УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.81.21

Рогов Евгений Иванович

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия Профессор кафедры «Организационной и прикладной психологии образования»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: profrogov@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3349-8071 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=421129

Недайводина Анна Максимовна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Ассистент

E-mail: Anna16081995@yandex.ru

Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности

Аннотация. В настоящее время проблема профессиональной мотивации остро встает во многих учреждениях, в том числе и образовательных. В статье рассмотрены основные факторы, мотивирующие деятельность педагогов, а также представлены результаты исследования мотивации учителей, работающих в организациях разных форм собственности. Данная информация будет интересна специалистам в области педагогической психологии и психологии труда.

Актуальность исследования подтверждается тем, что проблема профессиональной мотивации педагогов является одной из основных и приоритетных проблем государственной кадровой политики, и, соответственно, главным условием достижения новых результатов и нового качества образования, что подтверждается рядом государственных стратегических нормативно-правовых документов.

Целью исследования стало изучение профессиональной мотивации учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях различной формы собственности. В исследовании приняли участие учителя, работающие в муниципальных образовательных учреждениях, частных образовательных организациях, а также совмещающих работу в обоих типах образовательных учреждений, которые были распределены соответственно на три группы по тридцать человек. Изучение различных мотивов, побуждающих педагога к труду, и их выраженность осуществлялось посредством

https:// mir-nauki. com

опросника профессиональной мотивации педагогов, разработанного специально для данного исследования и апробированного группой экспертов. В статье проанализированы результаты опроса педагогов и представлены выводы о том, какие типы мотивации являются ведущими у педагогических работников, работающих в образовательных организациях разной формы собственности.

Анализ и изучение профессиональной мотивации позволяет создать основу для дальнейших теоретических и практических исследований, что, в конечном итоге, поможет формировать позитивную мотивацию у работников образовательных организаций и управлять ею.

Ключевые слова: психология учителя; личность учителя; профессиональная мотивация; мотивация педагогов; мотивирующие факторы; виды мотивов; структура мотивов личности; ведущий мотив

Исследование мотивации является одним из важнейших направлений в психологии, что неоднократно подтверждалось в работах, как отечественных, так и зарубежных специалистов. Среди отечественных психологов данная проблематика рассмотрена Б.И. Додоновым, Л.Н. Захаровой, И.С. Коном, Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным, В.И. Степанским, Д.Н. Узднадзе и др. Особое внимание уделялось взаимодействию мотивации и деятельности, роли профессиональных мотивов в развитии личности. Исчерпывающий перечень мотивирующих факторов был дан в работе и А.Г. Шмелева и А.И. Зеличенко, попытавшихся взять во внимание все обстоятельства, связанные с профессиональной деятельностью человека [1]. Е.П. Ильин выделил три группы профессиональных мотивов: мотив трудовой деятельности, мотив выбора профессии и мотив выбора места работы. Все они в совокупности определяют конкретную трудовую деятельность [2]. Классификацию деятельностных мотивов провела Э.С. Чугунова, разделившая мотивы на доминантные, ситуативные и конформистские. Первый характеризуется наличием интереса к данной профессии, второй отражает жизненную ситуацию, которая привела человека к выбору данного места работы и этой профессии, третий отражает влияние социального окружения, которое может производить воздействие на деятельность человека, в том числе, и профессиональную [3]. А.К. Байметов в рамках своего аналитического исследования деятельности учителя также обозначил три группы мотивов: долженствования, заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом и мотивы увлеченности общением с детьми [4]. Очевидно, что под профессиональной мотивацией большинство исследователей, как считает Ю.П. Кокин, понимают совокупность потребностей, которые побуждают индивидуума к профессиональной деятельности и аналогичному совершенствованию [5].

Исследования мотивации педагогов достаточно популярны в психологии [6-9 и др.]. Так, М.А. Воробьева, раскрывая проблему формирования системы мотивации учителей, выделила наиболее значимые группы мотивов, акцентировав внимание на сохранении педагогического состава и пополнении школы молодыми педагогами, материальном и моральном поощрении, комфортных условиях на работе и мотивации самообразования [10]. М.В. Науменко, И.А. Панкратова описали ведущие мотивы учителей с разным стилем педагогической деятельности, делая акцент на профессиональных представлениях и готовности учителя к управлению [11]. А.С. Галышева, Ю.Ю. Некрасова изучали мотивацию педагогов в условиях полиэтнического состава учащихся [12].

Вместе с тем, не трудно заметить недостаточную включенность исследователей в проблему профессиональной мотивации педагогов в различных конкретных условиях. Так, практически нигде не была подробно изучена зависимость мотивации педагогов от типа

https:// mir-nauki. com

образовательной организации, в которой они работают, в то время как это является одним из важнейших факторов, влияющих, как на общий уровень мотивации, так и на конкретные мотивы, которыми руководствуются педагоги. В данной статье описаны различия мотивирующих факторов, присущих педагогам, работающим в образовательных учреждениях разной формы собственности - в этом и заключается новизна данного исследования.

Важность исследования предопределена тем, что поставленная проблема является одной из основных и приоритетных проблем государственной кадровой политики, и, соответственно, главным условием достижения новых результатов и нового качества образования. Целью данной работы является изучение профессиональной мотивации учителей, чья деятельность протекает в образовательных учреждениях разной формы собственности. Результаты исследования могут быть использованы при составлении методических рекомендаций для учителей и руководителей образовательных организаций, а также в работе педагога-психолога.

Формирование профессиональной мотивации, ее результатов и степени удовлетворения деятельностью обычно связывают с влиянием таких факторов, как потребности человека, его ожидания, ценностные ориентиры, стимулы и внешние обстоятельства [13]. В процессе изучения трансформаций профессиональной деятельности используют два направления векторов влияния, которые непосредственно взаимодействуют и определяют пространство формирования: субъективные (внутриличностные) и объективные (средовые) факторы [14].

Субъективные факторы связаны с зависимостью от особенностей личности человека, его потребностей, ценностей и соответствуют объективным факторам, которые и представляют собой структуру мотивации. На объективные факторы влияет специфика места осуществления трудовой деятельности, в котором формируется и функционирует профессиональная мотивация. Объективные факторы также опираются на региональные, политические, экономические и социальные условия деятельности данного общества [15].

В данной работе в качестве основных факторов мотивации педагогов, выбранных на основе экспертного опроса, были отобраны следующие: материальные, нематериальные, социальные, психологические, трудовые, карьерные, глорические, образовательные, стремление к педагогической деятельности, любовь к детям.

Материальное вознаграждение труда выступает наиболее показательной мерой признания престижности профессии обществом и государством. Критерием успешности становится внутренняя удовлетворенность, ощущение того, что не нужно переживать о своем будущем [16]. Особую актуальность для педагогов приобретают механизмы нематериальной мотивации, имеющие преимущество в структуре удовлетворенности трудом над потребностью в материальном благосостоянии [17].

Мотивы социальной сферы основываются на взаимодействии с другими людьми, включая в себя желание приобрести новые социальные связи и единомышленников; стремление к общению и обмену опытом; потребность в чувстве принадлежности, иметь значение в обществе и цель в жизни [10]. Психологические стимулы вытекают из значения общения в жизни субъекта, где общение выступает как ведущая потребность и условие нормальной жизнедеятельности человека. Соответственно комфортная атмосфера в коллективе, способствующая нормальному общению, позволяет учителю самореализоваться, являясь отличным стимулом почувствовать удовлетворенность в труде [12].

Трудовая мотивация рассматривается как побуждение педагога к труду, системой, интегрирующей внутренние побудительные компоненты, включая потребности, интересы, ценностные ориентации, с одной стороны, а, с другой, - отражаемые сознанием человека факторы внешней среды, побуждающие к трудовой деятельности [14]. В отличие от трудовой, мотивация карьеры рассматривается, как сложная комплексная характеристика, присущая

https:// mir-nauki. com

любому человеку. Она субъективна и подвержена воздействию различных рабочих условий и обстоятельств, проявляясь в решениях, принимаемых учителем по отношению к своей карьере и профессиональному поведению [18].

Глорическая мотивация проявляется в стремлении к самоутверждению, славе, потребности приобрести признание и почет окружающих, чувствах гордости и превосходства, а также ощущении удовлетворенности от достигнутого в своих глазах, росте ценности своей личности [19]. Выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового обусловлен образовательной мотивацией. Данная мотивация обычно бескорыстна, отображая стремление к самообразованию, устремленность на совершенствование методов добычи знаний [20].

Стремление к педагогической деятельности образовано профессиональной направленностью мотивов, стремлений, желаний к работе с людьми; позитивным отношением к взаимодействию с детьми; стремлением помочь человеку при неудаче; легкостью установления контактов с окружающими; общительностью; отзывчивостью к другим; высокой удовлетворенностью от реализуемой педагогической деятельности [21].

Важнейшим мотивом учителя является любовь к детям. Однако нередко данная любовь воспринимается педагогом отвлечено, не отражаясь в его подлинных взаимоотношениях с обучаемыми. Любовь, выступая высшим духовным напряжением человека, основывается на осознании максимальной ценности другого, бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья [22].

В исследовании был проведен опрос респондентов с помощью специализированного авторского опросника профессиональной мотивации педагогов. Первоначально данный опросник был апробирован на различных группах учителей, прошел экспертизу специалистами в области педагогики и психологии, и был признан валидным и надежным.

В опросе приняли участие учителя, работающие в муниципальных образовательных учреждениях, частных образовательных организациях, а также совмещающие работу в обоих типах образовательных учреждений. Учителя были распределены соответственно на три группы по тридцать участников. В первую группу вошли учителя муниципальных образовательных учреждений, вторая группа образована учителями, осуществляющих деятельность в частных образовательных организациях, третью группу составили учителя, совмещающие работу одновременно и в муниципальных образовательных учреждениях, и в частных образовательных организациях.

Рассмотрим результаты исследования, полученных в первой группе респондентов (рис. 1).

В группе учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях, распределение мотивации по направлениям было следующим: наибольшее значение участники придают материальной мотивации и стремлению к педагогической деятельности. Однако, как известно, экономические способы стимулирования мотивации обладают ограниченной эффективностью, ведут к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно [23]. Поэтому весьма важно высокое значение иных факторов мотивации учителей, каким и является стремление к педагогической деятельности. Стремление к педагогической деятельности относится к внутренним мотивам. Как указывает Л.Н. Захаровой, данное направление мотивации включено в группу профессиональных мотивов [14].

65,6 ¿9

70 6-i— 58,8 62 58,4

.Ililllllll

0

> > # A J* A ¿P J* J'

У / У / / / / / /

у* J ✓ * * / у / у

* у у <r у ^ ¥>

/

/ o*

■ Значение мотивации, %

Рисунок 1. Результаты исследования мотивации в первой группе учителей (составлено авторами)

Осуществление педагогической деятельности очень сильно коррелирует с проявлениями мотивационного комплекса педагога. В теории внешней и внутренней мотивации имеется положение, что внутренняя мотивация актуальна лишь тогда, когда профессиональная деятельность значима для педагога сама по себе.

Наименьшее значение в первой группе респондентов получила социальная мотивация. Данный факт позволяет сделать вывод, что участники из первой группы не считают важными отношения в коллективе или связи с родителями учеников. В подобном поведении прослеживается и отсутствие стремления к повышению своего социального статуса. Отсутствие стремления к повышению социального статуса, вероятно, должно демонстрировать низкую тягу к карьерной мотивации в данной группе. Однако проведение корреляционного анализа не выявило корреляционной связи между данными показателями (-0,05). Следовательно, учителя, осуществляющие педагогическую деятельность в муниципальных образовательных организациях, не стремятся к карьерному росту, но это не связано с отсутствием социальной мотивации. Это может быть связано с особенностями деятельности государственных школ: при переходе на более высокую должность или увеличении функционала рост оплаты труда не пропорционален ответственности и объему работы.

При расчете корреляционных связей между направлениями мотивации в первой группе была обнаружена отрицательная связь между следующими видами: социальной и трудовой (г = -0,36); карьерной и глористической (г = -0,33); стремлением к педагогической деятельности - психологической (-0,30) и карьерной (г = -0,35); а также любовью к детям и карьерной (г = -0,54). Полученные данные демонстрируют тенденцию, что при увеличении материальной мотивации снижается психологическая мотивация и уровень любви к детям. Рост социальной мотивации сопровождается снижением трудовой мотивации. Аналогично рост карьерной мотивации снижает нематериальную, социальную, психологическую, глористическую

мотивацию. При увеличении любви к детям, как одном из направлений мотивации учителей, снижаются трудовая и карьерная мотивации.

Рисунок 2. Средние отклонения показателей мотивационной сферы у учителей первой группы (составлено авторами)

Высокая корреляционная связь выявлена между глористической мотивацией и любовью к детям (г = 0,74), а наиболее высокий уровень взаимосвязи обнаружен между глористической и нематериальной мотивацией (г = 0,91), что указывает на пропорциональные изменения данных направлений мотивации.

Для анализируемых показателей мотивации первой группы были получены значения средних отклонений (рис. 2). Представленная диаграмма позволяет сделать заключение, что изменчивость карьерной мотивации учителей первой группы наибольшая среди исследуемых направлений. Наименьшая изменчивость определена в социальной мотивации, что определяет достоверность значения социальной мотивации в группе педагогов, работающих в бюджетных образовательных организациях. Наиболее мотивирующие направления: материальная мотивация и стремление к педагогической деятельности имеют относительно достоверные значения, полученные при обработке результатов опроса.

Анализ результатов исследования мотивационной направленности у учителей, работающих в частных образовательных организациях представлена на рисунке 3.

В группе учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в частных образовательных организациях, распределение мотивации по направлениям было таким же, как и в первой группе: наибольшее значение мотивации определено в материальном направлении и стремлении к педагогической деятельности.

Наименьшее значение мотивации во второй группе респондентов было определено по графе глористической мотивации. Данный факт позволяет сделать вывод, что респондентам второй группы неважен уровень их самоутверждения. Также можно определить отсутствие стремления к повышению социального статуса. Результатом низкого уровня глористической мотивации является учитель с невысоким творческим потенциалом, не стремящийся достичь результата в своем труде, без личностной прагматической мотивации, не обретающий удовлетворение в самой инновационной деятельности.

100 70,4 67,6 62

',6 48,8 581 53,2 54 48 54,8 — 62

50 0

_49,6 48,8 58,4 53,2 54_48 54,8 62

• aliiull

^ J- ^ f ^ J" & J^

У ^ У У У У У У У У t У У У ^ У У У У У

SS * S // S

у

4?

s

A

s

I Значение мотивации

Рисунок 3. Результаты исследования мотивации во второй группе учителей (составлено авторами)

При расчете корреляционных связей между направлениями мотивации во второй группе была выявлена отрицательная связь материальной мотивации с трудовой мотивацией (г = -0,42), стремлением к педагогической деятельности (г = -0,40) и любовью к детям (г = -0,49), а также социальной мотивации и стремлением к педагогической деятельности (г = -0,41). Полученные данные могут свидетельствовать, что увеличение материальной мотивации ведет к снижению трудовой мотивации, а также стремления к педагогической деятельности и любви к детям.

Высокая степень взаимосвязи мотиваций во второй группе определена не была. Но стоит отметить, что наибольшая связь была определена между стремлением к педагогической деятельности и любви к детям (г = 0,57). Данное значение показателя указывает на среднюю степень взаимосвязи.

Отклонение по мотивационным направлениям второй группы демонстрирует рисунок 4.

Рисунок 4. Средние отклонения показателей мотивационной сферы у учителей второй группы (составлено авторами)

Согласно рисунку 4 можно сделать вывод, что наибольший разброс в ответах группы был в вопросах, относимых к трудовой мотивации, наименьший в вопросах, относимых к материальной мотивации. Следовательно, значение трудовой мотивации зависит от психологических и иных особенностей респондента в данной группе. В то время как, значение материальной мотивации прослеживается в ответах, что указывает на высокий уровень статистической значимости. Основными направлениями мотивации во второй группе были определены стремление к педагогической деятельности и материальная мотивация, они же и имеют наиболее достоверные показатели.

Следующим шагом оценим мотивационную сферу учителей, осуществляющих педагогическую деятельность, как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных образовательных организациях (рис. 5).

В группе учителей, осуществляющих педагогическую деятельность одновременно в образовательных организациях двух видов собственности, распределение мотивации по направлениям было следующим: наибольшее значение мотивации определено в образовательном направлении и стремлении к педагогической деятельности.

Наименьшее значение мотивации в третьей группе респондентов было определено по значению материальной мотивации. Данный факт позволяет сделать вывод, что для респондентов третьей группы оплата труда не является мотивирующим фактором при осуществлении педагогической деятельности. Также можно определить низкий показатель нематериальной мотивации. Учителя, совмещающие деятельность в обоих типах рассматриваемых образовательных организаций, наиболее заинтересованы в эффективном обучении детей, нежели в удовлетворении сугубо личных потребностей. Также стоит отметить высокий показатель любви к детям в данной группе респондентов.

■ Значение мотивации

Рисунок 5. Результаты исследования мотивации в третьей группе учителей (составлено авторами)

С целью определения взаимосвязи между наиболее мотивирующими направлениями рассмотрим коэффициенты корреляции мотивационной сферы данной группы. Выделим обратно пропорциональную связь в третьей группе между материальной и нематериальной мотивацией (-0,87), между карьерной и социальной мотивацией (-0,71), между трудовой и социальной мотивацией (-0,55). В данном случае на образовательную мотивацию, которая определена по результатам опроса как приоритетная, наибольшее влияние оказывает социальная мотивация. Стоит отметить, что данная связь из всех имеет наиболее выраженный показатель. Стремление к педагогической деятельности в большей степени связано с глористической мотивацией, также, как и с мотивом любви к детям.

Определим отклонение по мотивационным направлениям третьей группы (рис. 6).

10ОК 90% 30% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

/ / / / / / / / / / / / / 4 / / / <? / / ^ / / / / / /

Рисунок 6. Средние отклонения показателей мотивационной сферы у учителей третьей группы (составлено авторами)

Согласно рисунку 6 можно сделать вывод, что наибольший разброс в ответах группы был в вопросах, относимых к материальной мотивации, наименьший в вопросах, относимых к глористической мотивации. Следовательно, значение глористической мотивации является наиболее достоверным.

Было выявлено, что в третьей группе основными направлениями мотивации являются образовательная, стремление к педагогической деятельности и любовь к детям. Исходя из значений средних отклонений, можно утверждать, что наиболее достоверным показателем мотивации выступает стремление к педагогической деятельности.

Заключительный этап исследования представлял собой определение достоверности различий между показателями мотивации у представителей разных форм собственности.

Проведение дисперсионного анализа по всем трем группам респондентов с использованием критерия Фишера продемонстрировало наличие достоверных различий, что подтвердило выдвинутое предположение о зависимости показателей мотивации от места и условий работы.

Таким образом, в результате проведенного исследования были определены основные характеристики мотивации каждой из опрошенных групп.

Для первой группы респондентов ведущими мотивирующими факторами являются материальная направленность и стремление к педагогической деятельности. Материальная мотивация имеет сильные взаимосвязи с трудовой мотивацией, и слабые - с социальной. Рост

материальной мотивации сопровождается снижением психологической мотивации и любви к детям. Возможно, это связано с выраженным стремлением некоторых педагогов найти в муниципальной школе определенные социальные блага. Направленность на педагогическую деятельность в большей степени связана с нематериальной мотивацией, и слабо - с трудовой. Выраженное стремление к педагогической деятельности сопровождается снижением психологической и карьерной мотивации, что может демонстрировать отсутствие у педагогов муниципальных образовательных организаций желания выделиться или продвинуться выше по карьерной лестнице. Непривлекательность подобной перспективы для данной группы респондентов определяется направлением возможного роста: методическая или административная сферы, предполагающие несколько иной род деятельности, и, по сути, уход из педагогической профессии.

Для второй группы респондентов наиболее мотивирующими факторами, также, как и в первой, выступили материальная направленность и стремление к педагогической деятельности. С материальной мотивацией наиболее взаимосвязана глористическая мотивация, наименее -карьерная. Можно предположить, что учителя частных школ видят зависимость своей зарплаты от той славы, которая следует за ними в обществе, и приводит к ним большее количество учеников. Но это вовсе не означает, что они стремятся к повышению по службе, а, скорее всего, их устраивает занимаемая должность, и они планируют развиваться именно в этой сфере. Рост материальной мотивации ведет к снижению таких видов мотивации как нематериальная, трудовая, стремление к педагогической деятельности и любовь к детям. Мотив стремления к педагогической деятельности наиболее сильно коррелирует с психологической мотивацией. При увеличении стремления к педагогической деятельности снижается социальная мотивация, что может быть определено ролью стремления к педагогической деятельности, как ведущего мотивирующего фактора, снижающего значимость социума, и поэтому им бывает трудно находить общий язык с другими группами лиц, помимо своих учеников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респонденты третьей группы считают наиболее мотивирующими для себя факторами образовательную, стремление к педагогической деятельности и любовь к детям. Образовательная мотивация наиболее взаимосвязана с социальными мотивами, наименее - с глористическими. Увеличение образовательной мотивации ведет к снижению нематериальной, психологической, трудовой и карьерной видов мотивации. Стремление к педагогической деятельности в данной группе оказалась наиболее связанной с мотивами славы, и наименее - с мотивами карьеры. Увеличение мотива стремления к педагогической деятельности сопровождается снижением нематериальных, психологических, трудовых, социальных мотивов. Мотивы любви к детям показали наивысшую корреляцию с глористической мотивацией, а самую слабую - с социальной. При усилении мотива любви к детям происходит снижение нематериальной, психологической, карьерной мотивации и мотивации власти. Вероятно, это свидетельствует об удовлетворенности педагогов своей трудовой деятельностью именно в качестве учителей и наставников, не стремящихся к высоким должностям, а также о их видении потенциала своих учеников, которым необходима забота и любовь для получения наивысших результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шмелев А.Г., Зеличенко А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1987. № 4. - С. 33-42.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы (Серия «Мастера психологии») - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

3. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал. 1985. - № 4. - С. 15-21.

4. Байметов А.К. Мотивы педагогической деятельности, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: https://psy.wikireading.ru/64991 (дата обращения: 7.08.19).

5. Кокин Ю.П. - Экономика труда. - М.: 2010. - 686 с.

6. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной структуры личности в учебной деятельности. - Ярославль: ЯГПУ. - 570 с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

8. Ричи, Ш. Управление мотивацией / пер. с англ. Е.Э. Лалаян; под ред. Е.А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 399 с.

9. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 496 с.

10. Воробьева М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников. // Педагогическое образование в России. 2016. №2. - С. 57-61.

11. Науменко М.В., Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи трудовой мотивации и профессиональных представлений учителей с различным стилем педагогической деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Галышева А.С., Некрасова Ю.Ю. Стимулирование мотивации профессиональной деятельности учителей в условиях полиэтнического состава обучающихся // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. - Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2016 г. -С. 408-412.

13. Белокрылов А.А. Институционализация новых мотивационных механизмов активности / А.А. Белокрылов, М.Г. Васькина. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2012. -96 с.

14. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация учебно-трудовой деятельности. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 216 с.

15. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешных психологов: дис. кандидата психологических наук, 19.00.03. - Психология труда, инженерная психология, эргономика. - Хабаровск, 2006, 186 с.

16. Briscoe J.P., Hall D.T. The interplay of boundaryless and protean careers: Combinations and implications // Journal of Vocational Behavior. 2006. Vol. 69. P. 418.

17. Асланов Т. - Арифметика продаж. Руководство по управлению продавцами. Изд: МаннИвановФерберс, 2011 г.

18. Greenhaus J.H., Callanan G.A. and Godshalk V.M. Career Management, Fort Worth: Dryden Press, 2000. 491 p.

19. Большой юридический словарь Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др. изд. Инфра-М., 2001. 790 с.

20. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004. - 304 с.

21. Бабушкин, Г.Д. Психология деятельности тренера. - Томск: ТПУ, 2006. 90 с.

22. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум. - М.: Академия, 2004. - 256 с.

23. Прока Н.И. Экономика труда в организациях АПК, М.: КолосС, 2009. - 440 с.

https:// mir-nauki. com

Rogov Evgeny Ivanovich

South federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: profrogov@yandex.ru

Nedivodina Anna Maksimovna

South federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: Anna16081995@yandex.ru

The peculiarities of motivation of teachers working in educational institutions of different forms of ownership

Abstract. At the present moment the problem of professional motivation is acute in many institutions including educational ones. The article deals with the main factors motivating the activity of teachers, as well as the results of the study of the motivation of teachers working in organizations of different forms of ownership. This information will be of interest to specialists in the field of pedagogical psychology and labor psychology.

The actuality of the research is confirmed by the fact that the problem of professional motivation of teachers is one of the main and priority problems of the state personnel policy, and, accordingly, the main condition for achieving new results and a new quality of education, which is verified by a number of state strategic legal documents.

The aim of the research was to study the professional motivation of teachers engaged in teaching activity in educational institutions of various forms of ownership. The study involved teachers working in municipal educational institutions, private educational organizations, as well as teachers combining work in both types of educational institutions, which were divided respectively into three groups of thirty people. The study of various motives motivating the teacher to work and their expressiveness was carried out with the help of a questionnaire of professional motivation of teachers, specially developed for this study and tested by a group of experts. The article analyzes the results of a survey of teachers and presents conclusions about what types of motivation are leading in teaching staff working in educational institutions of different forms of ownership.

Analysis and study of professional motivation allows to create a basis for further theoretical and practical research, which will help to form positive motivation among employees of educational organizations and manage it.

Keywords: psychology of teacher; the teacher's personality; professional motivation; motivation of teachers; motivational factors; types of motives; structure of personality's motives; leading motive

15PSMN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.