Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темняткина Ольга Владимировна

Данная статья посвящена исследованию мотивации педагогов. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей мотивация на профессиональный рост является ведущей составляющей совершенствования деятельности. Среди 663 учителей школ Свердловской области с низкими образовательными результатами было проведено исследование мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию в условиях повышения квалификации. Для проведения исследования была разработана педагогическая диагностика, основанная на типах ведущей деятельности в рамках отечественной деятельностной психологии. На основе шести компонентов деятельности - эмоциональнопсихологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого и компонента самосовершенствования были разработаны показатели сформированности мотивации различных видов - эмоционально-психологической, внешней, социальной, аналитической, творческой и мотивации самосовершенствования в условиях повышения квалификации педагогов. В результате исследования выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции. На первом месте оказалась социальная мотивация к освоению новых методик и технологий в коллективных формах корпоративного обучения. На последнем месте -мотивация к повышению квалификации педагогами вследствие внешних административных причин. По результатам диагностики разработаны рекомендации для заместителей директоров школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях для повышения качества образования за счёт роста педагогического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темняткина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MOTIVATIONAL READINESS OF TEACHERS FOR CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

This article is dedicated to researching the motivation of teachers. New challenges and demands for the teacher's professional activities demonstrate the increased responsibility for the successful socialization of students and graduates with different educational needs and opportunities. Requirements for the qualifications of teachers are increasing; the processes of creating a system of continuous professional development are being updated, taking into account the ongoing changes in the system of general education. According to many domestic and foreign researchers, motivation for professional growth is a leading component of improvement of activity. Among the 663 teachers of schools in the Sverdlovsk region with low educational results, a study was conducted to motivate teachers to develop continuously in the context of professional development. For the study, a pedagogical diagnostics was developed, based on the types of leading activities within the framework of domestic activity psychology. On the basis of six components of activity - emotional-psychological, regulatory, social, analytical, creative and component of self-improvement were developed indicators of the formation of motivation of various types - emotional-psychological, external, social, analytical, creative and motivating self-improvement in the conditions of training of teachers. The study identified both positive and negative trends. In the first place was the social motivation to learn new methods and technologies in collective forms of corporate training. In the last place is the motivation to improve the skills of teachers for external administrative reasons. As a result of the diagnostics, recommendations have been developed for deputy directors of schools with low learning outcomes and schools operating in adverse social conditions to improve the quality of education by increasing pedagogical potential.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №1, Том 9 / 2021, No 1, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-1-2021.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/08PDMN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Темняткина О.В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Temnyatkina O.V. (2021). Study of motivational readiness of teachers for continuous professional development. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN121.pdf (in Russian)

УДК 37.082 ГРНТИ 14.25.01

Темняткина Ольга Владимировна

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Екатеринбург, Россия

Доцент кафедры «Управления в образовании» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: oltemnyatkina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=645636

Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию мотивации педагогов. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей мотивация на профессиональный рост является ведущей составляющей совершенствования деятельности. Среди 663 учителей школ Свердловской области с низкими образовательными результатами было проведено исследование мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию в условиях повышения квалификации. Для проведения исследования была разработана педагогическая диагностика, основанная на типах ведущей деятельности в рамках отечественной деятельностной психологии. На основе шести компонентов деятельности - эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого и компонента самосовершенствования были разработаны показатели сформированности мотивации различных видов - эмоционально-психологической, внешней, социальной, аналитической, творческой и мотивации самосовершенствования в условиях повышения квалификации педагогов. В результате исследования выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции. На первом месте оказалась социальная мотивация к освоению новых методик и технологий в коллективных формах корпоративного обучения. На последнем месте -мотивация к повышению квалификации педагогами вследствие внешних административных причин. По результатам диагностики разработаны рекомендации для заместителей директоров школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях для повышения качества образования за счёт роста педагогического потенциала.

Ключевые слова: повышение квалификации педагога; компоненты деятельности; диагностика мотивации педагога

https:// mir-nauki. com

Введение

Повышение сложности педагогической деятельности является следствием новых политических и общественных вызовов и запросов, роста социальной ответственности учителя. Необходимость внедрения инноваций в педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях обуславливается рядом причин, среди которых гуманизация и гуманитаризация образования, изменение подходов к планированию образовательного процесса в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, обновлением содержания федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, необходимость повышения конкурентоспособности образовательных организаций, введения инклюзивного образования, в целом, повышения качества образования. Соответственно растут требования к квалификации педагогов, актуализируются вопросы непрерывного профессионального развития с учетом изменений, происходящих в системе общего образования.

Мотивированность педагогов на непрерывный профессиональный рост - необходимое условие внедрения инноваций в образовательную практику конкретной образовательной организации и модернизации всей системы образования в целом. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых именно правильно развивающаяся мотивационная сфера педагога является основой успешной и эффективной профессиональной деятельности, включающей потребности, установки и направленность личности [1-4]. К.Э. Изард подчеркивает, что эмоции, образующие первичную мотивационную систему человека, служат организующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с миром [5]. П. Такер и Д. Стронж, рассматривая условия эффективности работы педагога, отдельно уделяют особое внимание развитию его мотивации [6].

Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию определяется необходимостью разрешения противоречия между инициативами в образовательной политике и уровнем мотивированности педагогов на непрерывное профессиональное самосовершенствование. Особенно остро вопрос о готовности к непрерывному профессиональному развитию учителей стоит в школах с низкими результатами обучения. У педагогов этих школ постоянно возникает необходимость подбора и реализации разнообразных методов, технологий, позволяющих решать проблемы в обучении и воспитании обучающихся, возникающих в силу различных обстоятельств, таких как присутствие среди контингента школ учеников, находящихся в сложных социальных условиях, трудной жизненной ситуации, обучающихся с ОВЗ, с неродным русским языком и др.

Институт развития образования Свердловской области является пилотной площадкой ФЦПРО по теме «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов», целью которой является создание условий для преодоления разрыва в образовательных возможностях и достижениях обучающихся, обусловленных социально-экономическими, территориальными факторами и сложностью контингента, за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ.

Для организации эффективной работы с образовательными организациями, вошедшими в этот проект, для полного понимания особенностей готовности к непрерывному профессиональному образованию учителей было проведено исследование мотивации педагогических работников этих образовательных организаций, влияющей на непрерывное профессиональное развитие.

Целью исследования являлось получение комплексной информации о мотивации педагогических работников, влияющей на непрерывное профессиональное развитие. В задачи

исследования входило определение уровня готовности педагогических работников к самообразованию и повышению квалификации как к непрерывному профессиональному развитию, определение факторов, препятствующих и стимулирующих профессиональное развитие педагогов, определение средств и методов стимулирования мотивации педагогических работников руководителями школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Методология и инструментарий исследования

Методологической основой исследования явилась концепция формирования и оценки компонентов деятельности - эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого и компонента самосовершенствования (автор - Темняткина О.В.), основывающаяся на ведущих типах деятельности субъекта, выявленных в рамках отечественной теории деятельности [7-10] (табл. 1).

Таблица 1

Критерии сформированности компонентов деятельности

Типы ведущей деятельности Компоненты деятельности Критерии сформированности

Непосредственно-эмоциональное общение Эмоционально-психологический сформированность эмоционально-психологической культуры субъекта деятельности

Предметно-манипулятивная деятельность Регулятивный сформированность организационной культуры субъекта деятельности

Игровая деятельность Социальный сформированность коммуникативной культуры субъекта деятельности

Учебная деятельность Аналитический сформированность аналитической культуры субъекта деятельности

Творческая деятельность подростка (по И.С. Гессену) Творческий сформированность творческой культуры субъекта деятельности

Профессиональная деятельность Самосовершенствования сформированность культуры самосовершенствования субъекта деятельности

Разработано автором

Для проведения исследования разработана педагогическая диагностика структуры мотивации педагогов к повышению квалификации. Вначале осуществлено сопоставление мотивов педагогов, проявляемых в рамках непрерывного профессионального повышения квалификации, с компонентами деятельности: эмоционально-психологическому компоненту соответствуют такие эмоционально-психологические мотивы как стремление к повышению квалификации, регулятивному - внешняя мотивация, повышение квалификации под влиянием внешних факторов, социальному компоненту деятельности соответствуют такие социальные мотивы как повышение квалификации в коллективных формах, аналитическому соответствуют аналитические мотивы повышения квалификации, стремление к научно-методической деятельности, творческому компоненту - творческая мотивация, мотивы обновления методик и технологий, компоненту самосовершенствования - мотивы самосовершенствования, наставничества.

Диагностика основана на выявлении ведущих мотивов педагогов на повышение квалификации в соответствии с видами мотивации эмоционально-психологической, внешней, социальной, аналитической, творческой, мотивацией самосовершенствования (табл. 2).

Таблица 2

Диагностика структуры мотивации педагога на повышение квалификации

Вид мотивации Критерий проявления Показатели

Эмоционально-психологическ. Педагог получает удовлетворение / неудовлетворение от повышения квалификации Испытываю положительные эмоции от повышения своей профессиональной компетентности

Жду любой возможности пройти курсы повышения квалификации

С трудом выделяю время на повышение квалификации, так как пропадают уроки

Внешняя Педагог повышает квалификацию под влиянием внешних факторов Для меня важно после прохождения курсов повышения квалификации получить стимулирующую часть зарплаты

Повышение профессиональной компетентности поможет мне продвинуться по карьерной лестнице

Администрация школы поощряет педагогов, повышающих квалификацию различными льготами

Социальная Педагога привлекают / не привлекают коллективные формы повышения квалификации Мне требуется индивидуальное методическое сопровождение

Нравится знакомиться с опытом работы своих коллег

Считаю обучение в группе педагогов продуктивнее, чем другие формы

Аналитическая Педагогу нравится научно-методическая работа Мне нравится учиться

Публикую свои методические материалы

Использую ресурс курсов повышения квалификации, профессионального общения с коллегами, различных конференций для выступления с докладом

Творческая Педагогу нравится / не нравится проектная деятельность, обновление деятельности Мне нравится постоянно осваивать новые педагогические технологии

Считаю, что мои старые конспекты можно использовать для реализации новых педагогических задач

С удовольствием участвую в проектной деятельности

Самосовер-шенствова-ния Педагогу нравится совершенствовать свою деятельность Применяю знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации, в своей практике

Стремлюсь побывать на курсах повышения квалификации при возможности

Оказываю методическую помощь своим коллегам

Разработано автором

С целью педагогической диагностики структуры мотивации на повышение квалификации автором разработана анкета для педагогов:

Уважаемые коллеги!

Институт развития образования проводит анонимный опрос среди педагогов школ с целью изучения запросов педагогов на различные формы повышения квалификации. Просим вас указать, насколько для вас значимы причины, по которым вы повышаете / не повышаете свою профессиональную компетентность. Отметьте любым знаком нужный ответ.

№ Причины Всегда Часто Иногда Никогда

Настроение

1 Испытываю положительные эмоции от повышения своей профессиональной компетентности

2 Жду любой возможности пройти курсы повышения квалификации

3 С трудом выделяю время на повышение квалификации, так как пропадают уроки

Внешние причины

№ Причины Всегда Часто Иногда Никогда

4 Для меня важно после прохождения курсов повышения квалификации получить стимулирующую часть зарплаты

5 Повышение профессиональной компетентности поможет мне продвинуться по карьерной лестнице

6 Администрация школы поощряет педагогов, повышающих квалификацию различными льготами

Коллектив

7 Мне требуется индивидуальное методическое сопровождение

8 Нравится знакомиться с опытом работы своих коллег

9 Считаю обучение в группе педагогов продуктивнее, чем другие формы

Учение

10 Мне нравится учиться

11 Публикую свои методические материалы

12 Использую ресурс курсов повышения квалификации, профессионального общения с коллегами, различных конференций для выступления с докладом

Творчество

13 Мне нравится постоянно осваивать новые педагогические технологии

14 Считаю, что мои старые конспекты можно использовать для реализации новых педагогических задач

15 С удовольствием участвую в проектной деятельности

Самосовершенствование

16 Применяю знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации, в своей практике

17 Стремлюсь побывать на курсах повышения квалификации при возможности

18 Оказываю методическую помощь своим коллегам

Благодарим за участие в опросе!

Обработка результатов опроса: ответы на вопросы 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18 оцениваются от 3-х до 0 баллов, где ответ «всегда» - 3 балла, «никогда» - 0 баллов, ответы на вопросы 3, 7, 14 оцениваются в обратном порядке. Подсчитывается количество баллов по каждой позиции. Суммы складываются по видам мотивации. В итоге определяется структура мотивации по соотношению процентов (сумма - 100 %) и ведущий вид мотивации, преобладающий показатель. Диагностика позволяет выделить преимущественные формы повышения квалификации.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 663 педагогических работника образовательных организаций - пилотных площадок, участников программы «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов», из них 616 женщин (93,1 % от общего числа педагогических работников, принявших участие в исследовании) и 46 мужчин (6,9 %).

Анализ должностей педагогических работников, принявших участие в исследовании, с одной стороны, подтвердил ожидания: большее количество участников исследования -учителя-предметники, на втором месте - учителя начальных классов, на третьем месте -заместители руководителя. Среди педагогических работников, принявших участие в

исследовании, мало специалистов других категорий: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов организаторов, специалистов иных должностей. Получено следующее распределение ответов по показателям мотивации (табл. 3, рис. 1-6).

Таблица 3

Распределение ответов педагогов по показателям

№ Причины Всегда Часто Иногда Никогда

1 Испытываю положительные эмоции от повышения своей профессиональной компетентности 203 309 144 7

2 Жду любой возможности пройти курсы повышения квалификации 101 212 309 40

3 С трудом выделяю время на повышение квалификации, так как пропадают уроки 64 188 310 101

4 Для меня важно после прохождения курсов повышения квалификации получить стимулирующую часть зарплаты 109 125 197 232

5 Повышение профессиональной компетентности поможет мне продвинуться по карьерной лестнице 59 102 249 253

6 Администрация школы поощряет педагогов, повышающих квалификацию различными льготами 66 126 268 203

7 Мне требуется индивидуальное методическое сопровождение 33 119 423 88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Нравится знакомиться с опытом работы своих коллег 342 236 81 4

9 Считаю обучение в группе педагогов продуктивнее, чем другие формы 183 310 159 11

10 Мне нравится учиться 226 287 148 -

11 Публикую свои методические материалы 18 78 354 213

12 Использую ресурс курсов повышения квалификации, профессионального общения с коллегами, различных конференций для выступления с докладом 56 163 351 93

13 Мне нравится постоянно осваивать новые педагогические технологии 206 308 146 -

14 Считаю, что мои старые конспекты можно использовать для реализации новых педагогических задач 90 185 350 67

15 С удовольствием участвую в проектной деятельности 90 200 344 29

16 Применяю знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации, в своей практике 211 369 80 -

17 Стремлюсь побывать на курсах повышения квалификации при возможности 136 286 229 12

18 Оказываю методическую помощь своим коллегам 89 258 300 16

Составлено автором

Настроение

Испытываю положительные эмоции от С трудом выделяю время на Жду пюбой возможности пройти

повышения своей профессиональной повышение квалификации, так как обучение на курсах повышения компетентности пропадают уроки квалификации

Рисунок 1. Гистограмма ответов по показателям эмоционально-психологической мотивации (составлено автором)

Рисунок 2. Гистограмма ответов по показателям внешней мотивации (составлено автором)

Рисунок 3. Гистограмма ответов по показателям социальной мотивации (составлено автором)

Рисунок 4. Гистограмма ответов по показателям аналитической мотивации (составлено автором)

Рисунок 5. Гистограмма ответов по показателям творческой мотивации (составлено автором)

Рисунок 6. Гистограмма ответов по показателям мотивации самосовершенствования (составлено автором)

По результатам анализа количества ответов педагогов по отдельным позициям выявлены положительные тенденции:

• подавляющее большинство опрошенных педагогов испытывают положительные эмоции от повышения своей профессиональной компетентности;

• внешние мотивы (стимулирующая часть оплаты труда педагога, продвижение по карьерной лестнице, поощрение администрации) не являются лидирующими;

• педагоги предпочитают коллективные формы обучения;

• применяет освоенные на курсах повышения квалификации знания и умения подавляющее большинство педагогов;

• всем педагогам нравится учиться, постоянно осваивать новые педагогические технологии.

Выявлены тревожные показатели в мотивации педагогов:

• 7 педагогов никогда не испытывали положительные эмоции от повышения своей профессиональной компетентности, 4 человека не любят знакомиться с опытом работы своих коллег, 12 педагогов никогда не стремятся побывать на курсах

08PDMN121

повышения квалификации, 29 педагогов не хотят участвовать в проектной деятельности. Таким образом, хотя бы в отношении 1-3 % педагогов может быть высказано предположение о профессиональном выгорании;

• шестидесяти пяти процентам педагогов иногда требуется индивидуальное сопровождение, а 33 человека нуждаются в нем постоянно;

• половина опрошенных педагогов только иногда участвует в проектной деятельности, а 29 человек никогда не принимали в ней участия;

• только небольшое количество педагогов публикуют свои методические материалы на постоянной основе, треть педагогов, участвующих в опросе, не делали этого никогда.

Анализ ответов педагогов по баллам выявил лидирующие мотивы. Наибольшую сумму баллов «набрали» мотивы «Нравится знакомиться с опытом работы своих коллег», «Нравится учиться» «Стремлюсь побывать на курсах повышения квалификации». Наименьшее количество баллов с учетом всех позиций у мотивов «Публикую свои методические материалы», «Использую ресурс курсов повышения квалификации, различных конференций для выступления с докладом».

Таблица 4

Анализ структуры мотивации педагогов

Вид мотивации Критерий проявления № вопроса Сумма баллов Процент достижения

Эмоционально -психологическая Педагог получает удовлетворение от повышения квалификации 1 3518 17,7 %

2

3

Внешняя Педагог повышает квалификацию под влиянием внешних факторов 4 2122 10,7 %

5

6

Социальная Педагога привлекают коллективные формы повышения квалификации 7 4136 20,9 %

8

9

Аналитическая Педагогу нравится научно-методическая работа 10 2809 14,2 %

11

12

Творческая Педагогу нравится проектная деятельность, обновление деятельности 13 3480 17,6 %

14

15

Самосовершенствования Педагогу нравится совершенствовать свою деятельность 16 3743 18,9 %

17

18

ИТОГО: 19 808 100 %

Составлено автором

Таблица 5

Ранжирование по видам мотивации

Вид мотивации Критерий проявления Процент достижения

Социальная Педагогов привлекают коллективные формы повышения квалификации 20,9 %

Самосовершенствование Педагогам нравится совершенствовать свою деятельность 18,9 %

Эмоционально -психологическая Педагоги получают удовлетворение от повышения квалификации 17,7 %

Вид мотивации Критерий проявления Процент достижения

Творческая Педагогам нравится проектная деятельность, обновление деятельности 17,6 %

Аналитическая Педагогам нравится научно-методическая работа 14,2 %

Внешняя Педагог повышает квалификацию под влиянием внешних факторов 10,7 %

ИТОГО: 100 %

Составлено автором

Анализ структуры мотивации продемонстрировал большой разрыв в процентном отношении: лидирующая мотивация - социальная - по процентам (20,9 %) в два раза больше мотивации-аутсайдера - внешней (10,7 %). Необходимо стремиться к гармоничному распределению всех видов мотивации. Близкие к норме виды мотивации - аналитическая и творческая. Эмоционально -психологическая мотивация и социальная завышены, внешняя -занижена. Таким образом, можно констатировать большее развитие гуманитарной составляющей профессиональной деятельности педагогов школ, в которых проводилось исследование, что является благоприятной основой для создания эмпатийной обстановки для включения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающихся с ОВЗ, с неродным русским языком в образовательный процесс.

Рекомендации для заместителей руководителей школ по научно-методической и учебно-воспитательной работе

1 Необходима организация методического сопровождения педагогов на основе выявления профессиональных дефицитов, о необходимости такого сопровождения высказались больше половины педагогов, участвовавших в исследовании.

2. Предпочтительной формой повышения квалификации является коллективная или групповая. Следует активнее применять корпоративную форму повышения квалификации, использовать наставничество, кураторскую методику.

3. Необходимо уделить большее внимание внешним формам стимулирования -увеличению стимулирующей части оплаты труда педагогов за повышение квалификации, поощрение к участию в корпоративном обучении, публикации своих методических материалов, обобщении опыта работы с детьми с низкими образовательными результатами, с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

4. Необходимо обратить внимание на повышение аналитической мотивации педагогов, вовлекать учителей в творческую проектную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. (2000) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер. 512 с.

2. Бушуева В.О. Мотивация труда педагогов как управленческая задача руководителя образовательного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - №3. - С. 181-188.

3. Darling-Hammond L. Recognizing and enhancing teacher effectiveness. // The International Journal of Educational and Psychological Assessment, 3(1). 2009. Р. 124.

4. Su Y., Feng L. & Hsu C. Accountability or authenticity? The alignment of professional development and teacher evaluation // Teachers and Teaching, 23(6). 2017. Р. 717-728, doi: 10.1080/13540602.2016.1255189.

5. Изард Кэррол Эллис. (2009) Психология эмоций. / Пер. с англ.: В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб.: Питер. - 2009, - 460 с.

6. Pamela D. Tucker, James H. Stronge. Linking teacher evaluation and student learning. / Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2005. 132 р.

7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.

8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

9. Гессен, С.И. Основы педагогики. (Введение в прикладную философию). М., 1995. 405 с.

10. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. / Н.И. Чуприкова; - М.: Столетие. 1994. - 97 с.

Temnyatkina Olga Vladimirovna

Institute for education development, Ekaterinburg, Russia E-mail: oltemnyatkina@mail.ru

Study of motivational readiness of teachers for continuous professional development

Abstract. This article is dedicated to researching the motivation of teachers. New challenges and demands for the teacher's professional activities demonstrate the increased responsibility for the successful socialization of students and graduates with different educational needs and opportunities. Requirements for the qualifications of teachers are increasing; the processes of creating a system of continuous professional development are being updated, taking into account the ongoing changes in the system of general education. According to many domestic and foreign researchers, motivation for professional growth is a leading component of improvement of activity. Among the 663 teachers of schools in the Sverdlovsk region with low educational results, a study was conducted to motivate teachers to develop continuously in the context of professional development. For the study, a pedagogical diagnostics was developed, based on the types of leading activities within the framework of domestic activity psychology. On the basis of six components of activity - emotional-psychological, regulatory, social, analytical, creative and component of self-improvement were developed indicators of the formation of motivation of various types - emotional-psychological, external, social, analytical, creative and motivating self-improvement in the conditions of training of teachers. The study identified both positive and negative trends. In the first place was the social motivation to learn new methods and technologies in collective forms of corporate training. In the last place is the motivation to improve the skills of teachers for external administrative reasons. As a result of the diagnostics, recommendations have been developed for deputy directors of schools with low learning outcomes and schools operating in adverse social conditions to improve the quality of education by increasing pedagogical potential.

Keywords: teacher's training; components of activity; diagnosis of teacher motivation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.