педагогические науки
Быстрова Наталья Владимировна, Панфилова Ольга Валерьевна, Слизкова Елена Владимировна МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
УДК 37.047
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2018
Быстрова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Панфилова Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Слизкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Педагогики и психологии» Тюменский государственный университет (625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6, e-mail: lick_diana@mail.ru)
Аннотация. Проблема профессиональной мотивации будущих педагогов остается актуальной в связи с повышением конкурентноспособности на рынке труда, а также процессами модернизации в области высшего образования. Высокие требования, предъявляемые к представителям педагогической профессии влекут за собой необходимость постоянного профессионального роста и личностного самосовершенствования. Особая роль отводится подготовке педагогических кадров в вузе и формированию у студентов ряда компетенций. Важная составляющая в данном процессе и кадровой политике государства в целом - профессиональная мотивация будущих педагогов. В статье представлены результаты трехгодичного исследования особенностей профессиональной мотивации студентов педагогического вуза. Отражены общие выводы по результатам мониторинга, осуществленного преподавателями кафедры педагогики и психологии. В эксперименте принимали участие студенты всех имеющихся в вузе факультетов (Педагогического, Социально-гуманитарного, Математических и естественно-научных дисциплин), это дало возможность проанализировать в целом, осуществляемую в вузе работу профессорско-преподавательского состава, а так же выявить специфику студенческой аудитории, мотивы выбора педагогической профессии. Полученные авторами статьи результаты позволять определить общие стратегии в работе со студенческой аудиторией в педагогическом вузе и улучшить качество образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивация, студент, педагогический вуз, педагогические дисциплины, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, оптимальное сочетание мотивов, неоптимальное сочетание мотивов, ранг мотива, факторы привлекательности профессии.
MONITORING OF PROFESSIONAL MOTIVATION STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
© 2018
Bystrova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of «Pedagogy and psychology» Panfilova Olga Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Pedagogy and psychology» Slizkova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, Professor, head of Department «Pedagogy and psychology» Tyumen State University (625003, Russia, Tyumen, Volodarskogo street, 6, e-mail: lick_diana@mail.ru)
Abstract. The problem of professional motivation of future teachers remains relevant in connection with increase in competitiveness in labor market and also processes of modernization in the field of the higher education. Great demands placed on representatives of a pedagogical profession involve need of constant professional growth and personal self-improvement. The special part is assigned to preparation of pedagogical shots in higher education institution and to formation at students of a number of competences. An important component in this process and personnel policy of the state in general -professional motivation of future teachers. Results of a three-year research of features of professional motivation of students of pedagogical higher education institution are presented in article. The general conclusions by results of the monitoring which is carried out by teachers of department of pedagogics and psychology are reflected. Students of all faculties which are available in higher education institution participated in an experiment (Pedagogical, Social and humanitarian, Mathematical and natural-science disciplines), it has given the chance to analyse in general, the work of the faculty which is carried out in higher education institution, and also to reveal specifics of student's audience, motives of the choice of a pedagogical profession. The results received by authors of article to allow to define the general strategy in work with student's audience in pedagogical higher education institution and to improve quality of educational process.
Keywords: professional motivation, motivation, student, pedagogical college, pedagogical disciplines, general professional competence, professional competences, optimal combination of motives, non-optimal combination of motives, rank of motive, factors of attractiveness of the profession.
Особую актуальность в настоящее время приобретает повышение профессиональной мотивации будущих педагогов.
В ситуации высокой конкурентноспособности на рынке труда все более серьезные требования предъявляются к выпускникам вузов, а это, в свою очередь, естественным образом, отражается на динамике их профессиональной мотивации в процессе поэтапного обучения в образовательном учреждении.
Существуют некие внутренние предпосылки развития профессиональной мотивации, обусловленные спецификой функционирования того образовательного учреждения, в котором осуществляется обучение, в частности, это касается и педагогического вуза.
Известно, что студенческий возраст предоставляет огромные потенциальные возможности для развития
индивидуальных и личностных особенностей, которые, безусловно, влияют на формирование и развитие профессиональных мотивов.
В научной и методической литературе психолого-педагогического содержания отмечается большое внимание ученых проблеме изучения мотивации учения студентов (Е. Л. Афанасенкова, С. А. Гапонова, И. Л. Васильева, И. С. Василенко, С. В. Дроздов, Т. Г. Кравцова и др.) [1-8]. Однако, несмотря на кажущуюся разработанность данной проблемы остаются актуальными вопросы повышения мотивации студентов педагогического вуза в процессе их поэтапной профессиональной подготовки.
По мнению С.И. Смарыгина, осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, професси-
Bystrova Natalya Vladimirovna, Panfilova Olga Valerievna, Slizkova Elena Vladimirovna pedagogical
MONITORING OF PROFESSIONAL MOTIVATION STUDENTS OF PEDAGOGICAL ... sciences
онального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности, составляет основу процесса развития профессиональных мотивов.
Так, в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического блока, таких, например, как: «Психология: педагогическая психология», «Практикумы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с учетом индивидуальных особенностей», «Психологические проблемы в педагогической деятельности и пути их разрешения», «Тренинг профессионально-личностного роста», «Введение в педагогическую деятельность (с адаптационным психолого-педагогическим практикумом)», «Педагогическая конфликтология (с тренингом конфликтологической компетенции)», «Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности в мультикультурной среде», «Учебная практика (наблюдения внеклассных мероприятий) (распределенная)», «Производственная практика (летняя педагогическая), с отрывом», «Производственная практика (пробных уроков и внеклассных мероприятий - по профилю), с отрывом», «Преддипломная практика (комплексная педагогическая практика с научно-исследовательской работой), с отрывом» и курсов по выбору: «Теория и практика инклюзивного образования», «Инклюзивные технологии в учебно-образовательном процессе», «Профессиональная этика педагога», «Профессионально-педагогическая этика и культура педагога» и пр. формируются следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
- готовность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
- готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- способность проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).
Для изучения динамики профессиональной мотивации со студентами вуза трех факультетов (Математики, информатики и естественных наук (МИиЕН), Социально-гуманитарного (СГФ), Педагогического (ПФ) по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» профилям подготовки «Биология, химия», «Технологическое образование, информатика», «Математика, физика», «Русский язык, иностранный язык», «Экономика, право», «Физкультурное образование, безопасность жизнедеятельности», «История, география», «Начальное образование, иностранный язык», «Начальное, дошкольное образование» в период с 2015 - 2017 была осуществлена диагностика с использованием методик К. Замфир (модификация.А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности», Т.Н. Сильченковой «Изучение мотивов педагогической профессии», В.А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана) «Изучение факторов привлекательности профессии» [9].
Всего в исследовании принимало участие 192 студента. Разберем их более подробно.
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» позволила выявить внешние и внутренние мотивы студентов педагогического вуза.
Динамика отражена нами в таблице 1.
48
Таблица 1- Результаты методики К. Замфир (модификация А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»
^^^^ Вариант Курс, год Оптимальный (чел/%) Не оптимальный (чел/%)
МИиЕН СГФ ПФ МИиЕН СГФ ПФ
1 (2015-2016) 34 (73,9) 52 (78,8) 36 (70,6) 12 (26,1) 14 (2U) 15 (29,4)
3(2017-2018) 44 (95,7) 60 (90,9) 47 (92,2) 2 <4,3) 6 (9,1) 4(7,8)
Как видно из результатов в таблице, от 1 к 3-ему курсу наблюдается позитивные изменения в переходе от неоптимального сочетания мотивов к оптимальному. Особенно заметные изменения произошли у студентов педагогического факультета (оптимальное сочетание мотивов увеличилось на 21,6 %). При этом, отмечается доминирование мотивов: потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; возможность наиболее полной самореализации в будущей деятельности.
В неоптимальном сочетании мотивов больше всего студентов волнует стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, а так же стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.
Следующей была методика «Изучение мотивов педагогической профессии» Т.Н. Сильченковой, позволившая проранжировать профессиональные мотивы и сделать вывод о степени их значимости для студентов.
В 2015 году у студентов факультета МиЕН высокий ранг занимали мотивы: желание получить высшее образование; интерес к учебному предмету. В 2017-2018 учебном году высокий ранг остался у учебного мотива интерес к учебному предмету и увеличился ранг мотива представление об общественной важности, престиже педагогической профессии. Самый низкий ранг в иерархии мотивов на 1 курсе занимал мотив так сложились обстоятельства, на 3 курсе этот мотив сохранил свою позицию.
Сравнивая результаты данной методики у студентов СГФ, можно заметить также положительные сдвиги в осознании роли профессиональных мотивов, связанных с признанием значимости будущей педагогической профессии в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. На это указывают высокие ранги таких мотивов, как желание обучать данному предмету, осознание педагогических способностей и представление об общественной важности, престиже педагогической профессии. Низкий ранг в пирамиде мотивов занимает мотив - так сложились обстоятельства, что еще больше показывает на тенденцию у большинства студентов (как МИиЕН, так и СГФ) к осознанию важности профессии педагога в современном мире.
Анализ результатов проведения данной методики среди студентов ПФ также свидетельствует о возрастании значимости для них педагогической профессии от курса к курсу. Это подтверждается высокой ранговой позицией таких мотивов, как интерес к учебному предмету, желание обучать данному предмету, стремление посвятить себя воспитанию детей (выбор мотива обусловлен, прежде всего, гендерной особенностью факультета, так как осознанно выбирают данный мотив в основном женский пол) и представление об общественной важности, престиже педагогической профессии. Наименьший ранг в пирамиде мотивов к 3 курсу все также занимает мало чем обусловленный мотив - так сложились обстоятельства.
Наблюдаются существенные положительные изменения во внутренней мотивации у студентов всех профилей, что еще раз подтверждает их направленность на учебно-профессиональную деятельность, на самопознание и осознанное самообразование.
Следующая методика была направлена на изучение факторов привлекательности профессии (автор В.А. Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана), где по
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Быстрова Наталья Владимировна, Панфилова Ольга Валерьевна, Слизкова Елена Владимировна МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ...
каждому из 11 факторов подсчитывался коэффициент значимости (КЗ).
Мы выявили, что у студентов к 3 курсу становятся привлекательными такие факторы, как: профессия одна из важнейших в обществе, работа с людьми, возможность самосовершенствования, работа соответствует моим способностям, возможность достичь социального признания, уважения. Менее привлекательными остаются - работа вызывает переутомление, небольшая зарплата, большой рабочий день.
Наиболее привлекательными факторами для студентов старших курсов становятся - профессия одна из важнейших в обществе, работа требует постоянного творчества, возможность самосовершенствования, возможность достичь социального признания, уважения. Менее привлекательными факторами на 3 курсе СГФ остаются - работа вызывает переутомление, частый контакт с людьми.
Сравнительный анализ полученных данных по методике на изучение факторов привлекательности профессии у студентов ПФ позволяет сделать вывод о развитии положительного отношения к выбранной профессии от младших курсов к старшим. Об этом свидетельствует ряд факторов, привлекающих обучающихся вуза -Профессия одна из важнейших в обществе (1), Работа с людьми (2), Работа требует постоянного творчества (3), Возможность самосовершенствования (6), Работа соответствует моим способностям (7), Возможность достичь социального признания, уважения (11). Наименее привлекательными факторами для студентов 3 курса ПФ являются - Работа вызывает переутомление (4), Большой рабочий день (9), Частый контакт с людьми (10).
Сводные результаты методики на изучение факторов привлекательности профессии по трем факультетам представим рисунке 1.
■ 0,0^0,8 1^0,9 Д 0,8 1 0,9
■ 0,7 1 \ 1 \
♦ 0.0 «^0,8 \
А \6 V6
■Год /г 0,2 олб Ы 0.04 « В V
1231/56739 -°-Чо 11 12
нание ими важности выбранной профессии образует важный движущий фактор развития их профессиональной компетентности, профессиональной образованности и культуры личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасенкова Е. Л. Динамика мотивов учения студентов вуза // Психология обучения. 2011. № 12. С. 60-75.
2. Афанасенкова Е. Л. Мотивационная сфера, мотивация и мотивы будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки: монография. - Южно-Сахалинск: Кано, 2017. - 294 с.
3. Афанасенкова Е. Л. Особенности структуры мотивов учения студентов педагогов-психологов // Известия Российской академии образования. 2011. № 4. С. 137-153.
4. Васильева И.Л. Динамика мотивационно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. психол. наук. - М., 2004. - 131 с.
5. Лазарев А.И., Конопля А.И., Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю., Селин А.В. Системный анализ факторов, влияющих на учебную мотивацию // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4.^КЬ: https:// science-education.ru/rU/article/view?id=446 (дата обращения: 22.01.2018).
6. Василенко И.С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Дис. канд. соц. наук, Ростов-на-Дону, 2003. -192 с.
7. Дроздов С.В. Динамика мотивационно-смысло-вых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе. Дисс.канд.псих.наук. - М. - 2000. - 142с.
8. Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003. - 126 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
Статья поступила в редакцию 21.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018
Рисунок 1 - Сводные результаты по методике на изучение факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана) с 2015 по 2017 гг.
Мы видим, что большинство студентов старших курсов привлекают такие факторы выбора профессии, как: Профессия одна из важнейших в обществе (1), Работа с людьми (2), Возможность самосовершенствования (6), Работа соответствует моим способностям (0,9), Работа соответствует моему характеру (0,8), Возможность достичь социального признания, уважения (11). Менее привлекательными факторами стали - Работа вызывает переутомление (4), Небольшая зарплата (5), Большой рабочий день (9).
Таким образом, проведенный сравнительный анализ данных выше изложенных методик позволяет утверждать о существовании положительной динамики профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе поэтапного обучения от младших курсов к старшим.
Проявляющийся интерес к учению у студентов, осоз-_