УДК 001. 891. 5
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-101-108
ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Е. В. Слизкова, О. В. Панфилова
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал)
ФАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Ишим
Представлены результаты сравнительного анализа динамики сформированности показателей профессиональной мотивации студентов Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» первых и четвертых курсов 2015/2016 учебного года и первых и пятых курсов 2016/2017 учебного года трех факультетов: математики, информатики и естественных наук; социально-гуманитарного и педагогического, обучающихся по трем направлениям: 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.04 «Профессиональное обучение» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Следствием своевременного выявления механизмов повышения заинтересованности студентов в получении качественных знаний, развитии необходимых умений и навыков, соответствующих их профессиональной компетентности, будет являться подготовка высококлассных специалистов-педагогов. На основе качественного анализа результатов диагностических методик (К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. Реана), Т. Н. Силь-ченковой «Изучение мотивов педагогической профессии», В. А. Ядова «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация И. Кузьминой, А. Реан)) разработаны рекомендации для преподавателей вуза, которые позволят повысить уровень профессионально значимых мотивов студентов и будут способствовать приобретению побудительной, направляющей и результативной основы развития их профессиональной мотивации.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, качество образования, вузовское образование.
Происходящие изменения в политической и экономической жизни общества выдвигают выпускникам, в частности педагогических вузов, новые, все более серьезные и жесткие требования, что естественным образом сказывается на динамике их профессиональной мотивации в процессе обучения, на качестве профессиональной подготовки их как будущих педагогов. Поэтому в последние годы так остро и «навязчиво» актуально звучит вопрос о повышении качества российского высшего образования.
Состояние проблемы качества высшего образования обсуждалось в стенах Московского государственного университета, где Президент Российской Федерации Владимир Путин, встречаясь с делегатами съезда Российского союза ректоров, убедительно говорил о необходимости формирования хорошего специалиста, без которого не может быть будущего, воспитании «человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности. Именно в руках такого человека должно быть будущее страны» [1].
В своем послании Федеральному Собранию, состоявшемуся 1 декабря 2016 г, Владимир Путин, продолжая тему образования, подчеркнул, что «никакие технологии не заменят хорошего педагога» [2]. «Российская школа нуждается в талантливых и
открытых всему новому преподавателях, - подчеркнул он. - Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно» [2].
Интересный факт находим в «Поучении» Владимира Мономаха, где раскрываются основные правила жизни, которым следовал сам государь и призывал своих детей следовать им: любить Родину, заботиться о народе, творить добро, не грешить, уклоняться от злых дел и т. д. [3].
Не передать словами, какое колоссальное значение имеет фигура педагога в судьбе каждого из нас. Именно ОН формирует взгляды, установки, ценностные ориентиры растущего человека.
Как отмечает А. А. Реан, педагогическая деятельность - это деятельность специфичная, ведь ее самым важным объектом является личность другого человека. Отсюда следует, что профессия педагога относится к широкому классу профессий со-циономического типа, в которых главный объект труда - человек [4].
Как показывает практика, выпускники школ связывают свои профессиональные надежды с определенным успехом в будущем, которые, что вполне возможно, к окончанию обучения в вузе могут кардинально измениться. Также у каждого студента есть некие предпосылки (внешние и внутренние) развития профессиональной мотивации, которые тоже следует иметь в виду.
Исследование студенческой молодежи как особой социальной группы, мотивов ее профессиональной деятельности описано в научных трудах В. М. Зайцевой, М. В. Воробьевой, Л. М. Разори-ной, Н. Е. Продиблох и др.
Однако на сегодняшний день проблема соответствия содержания вузовской подготовки обучающихся специфике их будущей профессии, а также проблема выявления факторов, влияющих на динамику профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в процессе их последовательно разворачивающегося обучения от младших курсов к старшим, в педагогике и психологии остаются до конца неразрешенными, а потому остро звучащими как в педагогической общественности, так и обществе в целом.
Поэтому целью данного исследования является выявление механизмов повышения заинтересованности студентов в получении качественных знаний, раскрытие тенденции изменения показателей мотивации к профессиональной деятельности у студентов в процессе обучения в педагогическом вузе, разработка рекомендаций для преподавателей вуза, которые, на авторский взгляд, позволят повысить уровень профессионально значимых мотивов студентов и будут способствовать формированию побудительной, направляющей и результативной основы развития их профессиональной мотивации.
Мотивация к профессиональной деятельности у студентов в процессе обучения в вузе выступает как внутренняя побудительная сила развития их профессионализма и личностных качеств. Только на основе высокого уровня сформированности профессиональной мотивации можно говорить об эффективном развитии профессиональной образованности и в целом о развитии культуры личности.
Профессиональная мотивация представляет собой, по мнению Дж. Миллера, Дж. Блая, И. Стэнли и др., «совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности» [5, 6].
Безусловно, изучение профессиональной мотивации не может опираться на анализ классических трудов по теории мотивации, получившей свое развитие в рамках управленческой зарубежной науки. Значительный вклад в изучение мотивации в рамках управленческого процесса внесли М. Альберт, А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд и
др. [7].
Многочисленные исследования проблем развития профессиональной мотивации позволяют сделать вывод о том, что мотивационно-потребност-ный компонент выступает как направляющий фактор учебно-познавательной деятельности и профессионального становления [8, 9].
Известно, что весь период обучения студентов в вузе можно разделить на логические этапы их подготовки к профессиональной деятельности. Каждый из этапов учения имеет свои организационные особенности (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебно-профессиональная деятельность), что сказывается на структуре профессиональной мотивации студентов. Для выявления подобных происходящих изменений и было организовано исследование.
Исследование проводилось с 2015/16 по 2016/17 уч. г. в Ишимском педагогическом институте (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». В нем приняли участие 232 студента первых и четвертых курсов 2015/16 уч. г. и 288 студентов первых и пятых курсов 2016/17 уч. г. трех факультетов: математики, информатики и естественных наук (МИиЕН), социально-гуманитарного (СГФ), педагогического (ПФ), обучающихся по трем направлениям: 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.04 «Профессиональное обучение» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Как и в 2015/16 уч. г. был использован тот же диагностический инструментарий, включающий три диагностические методики: «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (модификация А. Реана); «Изучение мотивов педагогической профессии» Т. Н. Сильченковой и «Изучение факторов привлекательности профессии» В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реан) [10].
Прежде всего следует напомнить, что в основе диагностической методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А. Реана) лежит концепция о внутренней и внешней мотивации.
Исходя из полученных результатов, удалось определить мотивационный комплекс личности, представляющий собой соотношение трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ, где ВМ - показатели внутренней мотивации, ВПМ - показатели положительной мотивации и ВОМ - показатели внешней отрицательной мотивации. Сочетания: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ относятся к наилучшим оптимальным мотивационным комплексам. ВОМ > ВПМ > ВМ - соответственно, наихудшие мотивационные комплексы.
Сравнительный анализ результатов исследования у студентов 2015/16 и 2016/17 уч. г. выявил следующие различия в показателях: из 51 человека первых курсов факультета МИиЕН у 42 человек (82,3 %) мы выделили оптимальный результат соотношения трех типов сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ (внутренняя мотивация преобладает над внешней положительной и внешней отрицательной) и ВМ = ВПМ > ВОМ (внутренняя мотивация тождественна внешней положительной, которая, в
свою очередь, больше внешней отрицательной). Этот показатель выше предыдущего (2015/16 уч. г.) на 8,4 %. Наименее оптимальный мотивационный комплекс ВОМ > ВПМ > ВМ (внешняя отрицательная мотивация преобладает над внешней положительной и внутренней мотивацией) выявлен у 9 студентов (17,6 %), а это на 8,5 % меньше результата, полученного в прошлом году, что говорит о положительной динамике показателей сформиро-ванности профессиональной мотивации студентов первых курсов факультета МИиЕН.
Среди студентов пятого курса факультета МИиЕН были выявлены следующие типы сочетаний: у 17 студентов (44,7 %) преобладает оптимальный вариант: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ, что на 8,1 % больше по сравнению с результатом предыдущего года и на 37,6 % меньше, чем на первых курсах данного факультета. Неоптимальный вариант сочетания мотивов имеют 21 студент (55,2 %), что на 8,2 % меньше, чем в прошлом году, но на 37,6 % больше, чем результат первокурсников того же факультета. Эти результаты показывают положительную динамику по сравнению с результатами прошлого года, однако обнаруживают ее отсутствие от младших курсов к старшим.
Среди студентов первых курсов СГФ сочетания ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ были выявлены у 67 человек (69,8 %), что на 9 % ниже по сравнению с предыдущим годом, у студентов пятого курса такой мотивационный комплекс имеют 16 человек (55,2 %), что на 14,8 % меньше по сравнению с результатом прошлого года и на 14,6 % -по сравнению с результатами первокурсников этого учебного года.
Неоптимальное сочетание мотивов было выявлено у 29 студентов (30,2 %) первых курсов СГФ (ВОМ > ВПМ > ВМ), что, соответственно, на 9 % больше по сравнению с результатами первокурсников прошлого года, но на 14,6 % меньше по сравнению с результатами пятикурсников, 13 из которых, а это 44,8 %, имеют яркую выраженность данного комплекса. Наблюдается отрицательная динамика сформированности мотивов профессии педагога у студентов СГФ.
Среди студентов первых курсов ПФ оптимальное сочетание мотивов было выявлено у 53 студентов (61,6 %): ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ, что на 9 % ниже показателя предыдущего года; на пятых курсах такой оптимальный результат был представлен у 13 студентов (43,3 %), что на 18,3 % меньше, чем у первокурсников, и на 19 % меньше, чем в прошлом году.
Соответственно, неоптимальное сочетание мотивов было выявлено у 33 студентов первых курсов (38,4 %), что на 9 % больше по сравнению с прошлым годом, и у 17 пятикурсников (56,6 %),
что на 19,1 % больше в сравнении с результатами прошлого года. Результат достаточно печален: динамика сформированности показателей у студентов педагогического факультета как и у студентов социально-гуманитарного факультета, отрицательная.
Как показал количественный анализ результатов диагностической методики, к пятому курсу происходит снижение показателей профессиональной мотивации. Студенты факультета МИиЕН показали на этот раз лучшие результаты по сравнению с прошлым годом, однако снижение показателей от курса к курсу веселой картины не рисует.
Сравнительный анализ оптимальных вариантов среди студентов первых, четвертых, пятых курсов трех факультетов по методике «Мотивация профессиональной педагогической деятельности» представлен на рис. 1, 2.
Сравнительный анализ неоптимальных вариантов среди студентов первых, четвертых, пятых курсов трех факультетов «Мотивация профессиональной педагогической деятельности» представлен на рис. 3, 4.
Целью методики «Изучение мотивов педагогической профессии» Т. Н. Сильченковой явилось выявление значимости для будущих педагогов мотивов к своей профессии. Как и в 2015/16 уч. г. респондентам предлагалось проранжировать по пятибалльной шкале тезисы (например, желание получить высшее образование, общественная важность выбранной профессии, престиж педагогической профессии, материальная обеспеченность и т. п.).
Ранговые значения расположились следующим образом: для студентов первых, четвертых, пятых курсов факультета МИиЕН как в прошлом, так и в нынешнем учебном году наиболее значимым мотивом выбора профессии является желание получить высшее образование.
Так, среди студентов первых курсов факультета МИиЕН в 2016/17 уч. г. наиболее значимым мотивом выбора профессии является «желание получить высшее образование» (4,2), по сравнению с прошлым годом - 4,7. Этот же мотив занимает лидирующую позицию среди студентов пятого курса этого факультета (4,5), в сравнении с прошлым годом - 4,4. Мотив «так сложились обстоятельства» имеет большое значение для студентов первых и пятых курсов данного факультета в 2016/17 уч. г.: на первом курсе этот показатель составил 3,4, у студентов пятого курса - 3,9, что говорит об отсутствии интереса и желания к будущей профессиональной деятельности.
Наименьший ранг у студентов факультета МИиЕН первокурсников 2016/17 уч. г. имеет мотив «материальная обеспеченность» (2,2), в сравнении с прошлым годом - 4,2, у студентов пятого курса мотив «общественная важность выбранной профес-
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
Оптимальным вариант
-И- ■ -
МИиЕН
СГФ
ПФ
Рис. 1. М отивацияпрофессиональнойпедагогическойдеятельностивнутрифакультетовпо курсамв2015/16уч. г.
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
Оптимальным вариант
т
И. ■
■ щ
1 1 МИиЕН ■ 1 СГФ ПФ 1 1 ■
1 курс 5 курс
Рис. 2. Мотивацияпрофессиональной педагогической деятельности внутрифакультетов по курсам в 2016/17уч. г.
70,00% Неоптимальный вариант
1 курс 4 курс
МИиЕН
СГФ
ПФ
Рис. 3. Мотивация профессиональной педагогической деятельности внутри факультетов по курсам в 2015/16 уч. г.
60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00%
0,00%
МИиЕН СГФ
Неоптимальный вариант
1 курс 5 курс
ПФ
Рис . 4 . Мотивация профессиональной педагогической / сии»,«престиж педагогическойпрофессии»- сД (в сравнении с прошлым годом - 3,9).
У студентов пе]есых ку«ссвСГФв20и6/те уч. г. наиболее значимыми мотивами профессионального выбора являются: «желание получить высшее образование» (4,4), «интерес к учебному предмету» (3,7),«стремлениепос вятитьсвоюж изньвос-питанию детей» (3,6) (в сравнении с результатами прсжлого года, где ыеиболсе знвыимыми тотивози профессионального выбора явились: «желание по-луьмдь высшеембр^вование»04,8), «интерескучеб-ному предмету» (4,7), «материальная обеспеченное
К пятому курсу «желание получить высшее образом аьие»осеветлямс тойчивмш В4,1),»оявс»ьтля «осознание своих педагогических способностей» ТЗ,0).«Мртеьиаль»еямбесиочерносж»»т ояттм« курсу падает с 3,0 до 1,1. «Стремление посвятить своюжизьсеос питтниюдетею>зынимеьтлыимер ь-ший ранг в пирамиде мотивов у студентов первых и п^^тыькур»^^ ЫРФ(2, 2МИ- Е сравтоны и с ьш зультатами прошлого года: к четвертому курсу «желммиепосочиеь высшлооЬразввание» было устойчивым (4,8), возникало «желание обучать данномусретшету» )М,3), а также возникало «осознание своих педагогических способностей» (4,2). Мотит «мныя пбемлечевносаьо к чееверто-му курсу упал с 4,6 до 4,2. Неосознанность мотива «ыбомж профеосзи зaнрмaловермевешиь»aнг в пирамиде мотивов у студентов первых и четвертых курсе в СГФ(е,В/1,6)м 201Р/)^6 уе , р
Среди студентов первого курса ПФ в 2016/17 уч. г. оюттм «желнние «оиупрть ыытшее«бры»марл а» занимает также первую позицию в иерархии мотивов - «,7, впрожлом «оду - 4,6.Высорий ренгзр-нимает этот мотив и у студентов пятых курсов дан-
ггельности внутри факультетов по курсам 2016/17 уч . г . ного ракусьтгт«р4,»).Моурв«тиксстж2лчсь обстоятельства» занимает одну из лидирующих пози-у»су студеи/ов рервыв и пятых курсов (4,2/3,8), в сравнении с прошлым годом - 1,7/1,8 (где занимали последнюю позицию в иерархии профессиональных мотивов).
Мотгеы лобщесеверра» еажмррть выварной профессии», «престиж педагогической профессии» и «шатертальпнибиспеыеннтрть» саррешотдавные позиции у студентов-первокурсников 2016/17 уч. г. -с,5 (» пр»шбымгoнмэ«ФPста-точно высокий ранг - 4,1/4,2).
Haи2eфыпий ра»о у сыуделтмвзрерто^рсррков 2016/17 уч. г. имеет мотив «осознание педагогиче-«ких ср«сотлосеей» -1,а (мррошлоы гмр« и у?8), у пятикурсников «стремление посвятить свою жизнь моспмсамлюделей» - 2,7 (вррошлом году - 3,9).
Данные исследования значимости мотивов свиде-тепьстиушт о ь«дeфтьрнтepeмa ы вынмарлейрчофес-сии. Факторов, способствующих этому, достаточно шрог«. Самыв оснолноВ ^^м^с^тп ссяз«р с '^^м.^^н^год-ня как никогда ранее учителю приходится заниматься ретолоко мвырммлтрмьнуйртлразовытельпой деоель-ностью, а также оформлением бумаг для различных контролирующих организаций. Хотя все прекрасно понимают, что педагоги должны в первую очередь рабо-тато « метьми и дю детей, а нре Чумачамр пс пров еря-ющих. Другой фактор связан с отношением к учителю со сроронысЫщмстрм. В 9Mыфyчиж изЮЫ) в солремен-ных сериалах и кинофильмах учителя выставляют на сшввтнкрм оЬншрм вьфошая реше уреребрлшсрре к представителям данной профессии. Возникает вопрос, пнчемлбы скарапрсытм и«^е»:жс^р^тмп7 олм^ывать, насколько сложен и ответственен труд педагога. И много доугшт фикюлов, ок^ывлюмих ыыешре ыо ыотива-цию к педагогической профессии.
Следующая использованная методика - Методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реан) - была направлена на изучение факторов привлекательности профессии.
Респондентам было предложено выбрать тезисы из группы (А) - привлекательность профессии и из группы (В) - непривлекательность профессии. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости, особенность которого заключается в том, что он может изменяться в приделах от -1 до +1.
Как и в прошлом учебном году (0,9/0,9/0,8), более 50 % опрошенных студентов-первокурсников факультетов МИиЕН, СГФ и ПФ высоко оценивают профессию «педагог» как одну из важнейших в обществе (0,8/0,9/0,8). И это понятно: от того, каков педагог сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества.
«Возможность достичь социального признания, уважения» (0,7) и «работа требует постоянного творчества» (0,7) занимают также на пьедестале мотивов особое место (в сравнении с прошлым годом - 0,8/0,6).
Самыми непривлекательными факторами для студентов-первокурсников факультета МИиЕН в 2016/17 уч. г. оказались: «большой рабочий день» (-0,7) (в сравнении с прошлым годом -0,2), «большая зарплата» (0,7) (в прошлом году коэффициент привлекательности составил -0,03).
В 2015/16 уч. г. такое «непривлекательное» место у студентов первых курсов заняли «работа не вызывает переутомления» (-0,3) и «небольшой рабочий день» (-0,24).
На пятом курсе факультета МИиЕН в 2016/17 уч. г. самыми привлекательными факторами стали: «профессия одна из важнейших в обществе» (0,8) и «возможность самосовершенствования» (0,6), самыми непривлекательными: «небольшая зарплата» (-0,5), «работа вызывает переутомление» (-0,4) (в сравнении с прошлым годом самым привлекательными факторами были «работа с людьми» (0,5) и «возможность самосовершенствования» (0,6), непривлекательными: «работа вызывает переутомление» (-0,1), «работа не соответствует моему характеру» (-0,1), «частый контакт с людьми» (-0,1) и «небольшая зарплата» (-0,2)).
Для студентов первых курсов СГФ 2016/17 уч. г. самыми значимыми факторами явились: «профессия одна из важнейших в обществе» (0,5), «возможность самосовершенствования» (0,5), непривлекательными: «небольшая зарплата» (-0,3) (в сравнении с прошлым годом: самыми привлекательными факторами оказались: «профессия одна из важнейших в обществе» (0,9), «работа с людьми» (0,9), «возможность самосовершенствования» (0,9), «работа соответствует моим способностям» (0,9), «работа соответствует моему характеру»
(0,8), «возможность достичь социального признания, уважения» (0,8), непривлекательными, как и в нынешнем году - «небольшая зарплата» (-0,2).
На пятом курсе фактор «профессия одна из важнейших в обществе» (0,8) (в сравнении с прошлым годом «возможность достичь социального признания, уважения» (0,8)) занимает ведущее место по степени значимости. Самым непривлекательным фактором среди студентов пятых курсов СГФ в 2016/17 уч. г. оказался «работа вызывает переутомление» (-0,3).
Среди студентов первых курсов ПФ в 2016/17 уч. г. наибольшее значение имеют такие факторы выбора профессии, как: «работа с людьми» (0,9), «профессия одна из важнейших в обществе» (0,7), которые в прошлом году также представляли большую ценность для студентов («профессия одна из важнейших в обществе» (0,8), «возможность самосовершенствования» (0,8) и «работа соответствует моим способностям» (0,7)). Самыми непривлекательными факторами для первокурсников в 2016/17 уч. г. выступили: «работа вызывает переутомление» (-0,33), «большой рабочий день» (-0,2) (для сравнения в 2015/16 уч. г. самым непривлекательным фактором был «работа вызывает переутомление» (-0,3)).
На пятом курсе у студентов факторы «профессия одна из важнейших в обществе» (0,8) и «работа требует постоянного творчества» (0,6) занимают лидирующие позиции в списке значимых, самыми непривлекательными факторами стали «работа вызывает переутомление» (-0,33), «большой рабочий день» (-0,3), «работа не соответствует моим способностям» (-0,2) и «работа не соответствует моему характеру» (-0,2) (для сравнения в 2015/16 уч. г. самым привлекательным фактором был «работа с людьми» (0,9), чуть меньшую значимость имели такие факторы, как: «профессия одна из важнейших в обществе» (0,7) и «работа соответствует моим способностям» (0,6), самыми непривлекательными факторами выступили «работа вызывает переутомление» (-0,3), «большой рабочий день» (-0,2), а также «небольшая зарплата» (-0,05)).
В целом проведенное исследование информирует преподавателей о следующем: так как профессия педагога уже много последних лет остается в нашем обществе малопрестижной как в моральном, так и в материальном плане, большинство студентов убеждены в необходимости в первую очередь поднять престиж данной профессии. От того, какое отношение складывается в обществе к труду учителя, напрямую зависит будущее учительского потенциала.
Создать более комфортные условия для развития и совершенствования профессиональных педагогических умений и навыков, приобретенных в процессе теоретического и практического обучения в вузе, помогут, на взгляд авторов, следующие рекомендации:
1. Любые формы проведения учебных занятий в вузе, а это и лекционные, и практические (семинарские), и лабораторные занятия должны способствовать развитию у студентов рефлексивной направленности на осознание своих собственных мотивов к будущей профессиональной деятельности. Такая направленность может быть связана с самоанализом взаимосвязи поставленных задач и результата, степени важности темы, имеющей место в рамках учебной программы дисциплины, этапов проведения (или структуры) занятия, а также логики изложения учебного материала и соблюдения основных дидактических принципов, усвоения основных теоретических положений и научной терминологии, раскрытия психолого-педагогических критериев, определяющих содержание занятия; содержания вопросов, подготовленных самими студентами по теме занятия, ответа на занятии, коммуникативных умений с аудиторией во время выступления на занятии, степени проявления активности и т. п.
2. Самостоятельная работа студентов (СРС) должна быть организована таким образом, чтобы каждый из них имел возможность развиваться творчески, а это во многом зависит от методически грамотной линии поведения самого преподавателя, ведущей к сотрудничеству и сотворчеству со студентами.
3. Особое место в структуре деятельности студентов в вузе занимает научно-исследовательская деятельность. Развитие исследовательских умений помогает формировать у будущих педагогов готовность к творческому поиску вариантов решения актуальных проблем реальной действительности. На-
копление исследовательского опыта способствует развитию самопознания, профессионального самообразования и способности самосовершенствоваться.
4. Неоценима роль личности самого преподавателя в эффективной подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности. Именно от его психолого-педагогической компетентности во многом зависит и степень заинтересованности студентов учебным предметом, и достижение целей и задач занятий, их результативность, что неизбежно сказывается на успешности формирования и развития положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Завершая статью, хотелось бы сказать следующее. Учитель - символ человечности, справедливости, порядочности; это частица нас самих, нашего бытия. Скольким поколениям передается опыт учителя, чтобы наша с вами жизнь была лучше, чтобы каждый из нас мог нормально функционировать в этом социуме, иметь друзей, любить и ценить жизнь, уметь восхищаться и приносить пользу своей Родине. Чтобы и дальше передавался этот бесценный опыт из поколения в поколение, надо уважать учителей, не усложнять им работу, в противном случае, снижение значимости содержания профессиональных мотивов у обучающихся неизбежно.
Бесспорно, возрождение России начинается с молодого поколения. И чтобы мы испытывали гордость за свою страну, мудрый и терпеливый учитель развивает самые ценные чувства у растущего человека, доброе отношение к окружающим из рук в руки, от сердца к сердцу.
Список литературы
1. Владимир Путин призвал не брать в вузы троечников. URL: https://www.1tv.ru/news/2014/10/30/36217 vladimir-putin prizval-ne-brat-v-vuzy-troechnikov (дата обращения: 19 . 12 . 2016) .
2 . Послание Президента Путина Федеральному Собранию-2016 . Онлайн-трансляция . URL: https://24smi . org/news/47539 - poslanie-
prezidenta - rffederalnomu - sobraniiu - 2016 - . html (дата обращения: 19 . 12 .2016) .
3 . Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв . / Сост . С . Д . Бабишин, Б . Н . Митюров . М .: Педагоги-
ка, 1985. 363 с .
4 . Реан А. А. Психология личности . СПб .: Питер, 2013.288 с. : ил . (Серия «Мастера психологии») .
5 . Miller J ., Bligh J . , Stanley I ., Shehri A. Al . Motivation and continuation of professional development // British Journal of General Practice . 1998.
No . 48 . Р.1429-1432 .
6 . Rzejak D . , Künsting J . , Lipowsky F. , Fischer E ., Dezhgahi U ., Reichardt A. Facetten der Lehrerfortbildungsmotivation - eine faktorenanalytische
Betrachtung . Journal for Educational Research Online // Journal für Bildungsforschung Online . 2014 . No . 1. Р . 139-159 . URL: http://www.j-f-b . de/index . php/jero/article/viewFile/412/197 .
7 . Самыгин С . И ., Столяренко Л . Д . Менеджмент персонала . Ростов н/Д: Феникс, 1997 . 480 с .
8 . Шаршов И . А. Педагогические условия профессионального творческого саморазвития личности студента: автореф . дис .. . . канд . пед .
наук Белгород, 2000 28 с
9 . Ганичева И . А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в
вузе // Концепт . 2016 . № 1 (январь) . URL: http://e-koncept.ru/2016/16008. htm .
10 . Слизкова Е . В . , Панфилова О . В . Профессиональная мотивация студентов как средство повышения качества подготовки в педагогиче-
ском вузе // Сибирский пед . журн . 2016 . № 4 . С . 103-111.
Слизкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ул. Ленина, 1, Ишим, 627750). E-mail: [email protected]
Панфилова Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ул. Ленина, 1, Ишим, 627750). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.11.2017.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-101-108
THE STUDY OF THE DYNAMICS OF STUDENTS' PROFESSIONAL MOTIVATION INDICATORS FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING AT PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
E V. Slizkova, O. V. Panfilova
Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University, Ishim, Russian Federation
The article presents the results of the comparative analysis of the dynamics of the formation of the indices of the students' professional motivation in Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University. The first and the fourth-year students (2015-2016 academic year) and the first and the fifth-year students (2016-2017 academic year) of three departments (Faculty of Mathematics, Informatics and Natural Sciences; Social and Humanities Faculty and Pedagogical Faculty) were examined. All the students are trained in three directions: 44.03.01 Pedagogical Education, 44.03.04 Professional Training and 44.03.02 Psychological and Pedagogical Education. According to the authors' opinion training of highly qualified teachers is the consequence of the timely development of the mechanisms of the increase in the students' interest in obtaining qualitative knowledge, the development of the necessary skills, which correspond to their professional competence. On the basis of the qualitative analysis of the results of diagnostic procedures (K. Zamfir's technique «Motivation of professional activity» (A. Rean's modification), T. N. Silchenkova's technique «Studying the motives of the pedagogical profession» and V. A. Yadov's technique «Studying the factors of the appeal of a profession» (I. Kuzmina and A. Rean's modification) the authors developed some recommendations for the teachers of higher education institutions, that will make it possible to increase the level of the students' professionally significant motives and will contribute to the acquisition of the motive, guiding and effective basis of the development of their professional motivation.
Key words: professional motivation, quality of education, university education.
References
1. Vladimir Putin prizval ne brat' v vuzy troechnikov [Vladimir Putin urged not to take mediocre pupils in higher education institutions] (in Russian) . URL: https://www. 1tv. ru/news/2014/10/30/36217 vladimir-putin prizval-ne-brat-v-vuzy-troechnikov (accessed 19 January 2016) .
2 . Poslaniye Prezidenta Putina Federal'nomu Sobraniyu-2016. Onlayn-translyatsiya [Message of the president Putin to Federal Assembly-2016 .
Online broadcasting] (in Russian) . URL: https://24smi . org/news/47539 - poslanie-prezidenta - rffederalnomu - sobraniiu - 2016 - html (accessed 19 January 2016) .
3 . Babishin S . D ., Mityurov B . N . Antologiya pedagogicheskoy mysli Drevney Rusi i Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. [The anthology of the
pedagogical thought of Ancient Russia and the Russian state of the XIV-XVII centuries] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1985 . 363 p . (in Russian) .
4 . Rean A.A. Psikhobgiya lichnosti [Psychology of Personality] . Saint Petersburg, Piter Publ ., 2013. 288 p . (Series of «Masters of Psychology») (in Russian) .
5 . Miller J ., Bligh J ., Stanley I . , Shehri A .Al . Motivation and continuation of professional development . The British Journal of General Practice, 1998,
no . 48, pp . 1429-1432 .
6 . Rzejak D .et al . Facets of teaches' motivation for professional development - results of a factorial analysis . Journal for Educational Research
Online, 2014, vol . 6, no . 1, pp . 139-159 . URL: http://www.j-f-b . de/index . php/jero/article/viewFile/412/197 .
7 . Samygin S . I ., Stolyarenko L . D . Menedzhmentpersonala [Personnel management] . Rostov-on-Don, Feniks Publ . , 1997 . 480 p . (in Russian) .
8 . Sharshov I .A. Pedagogicheskiyeusloviyaprofessional'nogotvorcheskogosamorazvitiyalichnostistudenta.Avtoref. dis. kand.ped.nauk[Pedagogical
conditions of professional creative self-development of student's personality. Abstract of thesis cand . ped . sci . ] . Belgorod, 2000. 28 p . (in Russian) .
9 . Ganicheva I . A. Razvitiye professional'noy motivatsii bakalavrov psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya v protsesse obucheniya v vuze
[Development of professional motivation among bachelors of psycho-pedagogical education during the course of university studies] . Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" - Scientific and methodological electronic journal Koncept, 2016, no . 1 (in Russian) . URL: http://e-koncept . ru/2016/16008. htm .
10 . Slizkova E . V. , Panfilova O . V. Professional'naya motivatsiya studentov kak sredstvo povysheniya kachestva podgotovki v pedagogicheskom
vuze [Students' professional motivation as a means of the improvement of the quality of their training in pedagogical higher education institution] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - The Siberian Pedagogical Journal, 2016, no . 4, pp . 103-111 (in Russian) .
Slizkova E. V., Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University (ul. Lenina, 1, Ishim, Russian Federation, 627750). E-mail: [email protected]
Panfilova O. V., Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University (ul. Lenina, 1, Ishim, Russian Federation, 627750). E-mail: [email protected]