Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INDIVIDUALIZATION / PERSONIFICATION / PERSONALIZATION / INDIVIDUALISM / DESIGN / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CAREER / CAREER MANAGEMENT / COMPETENCE / COMPETITIVENESS / SELF-MANAGEMENT / TUTOR / EUTAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич Мария Степановна

В статье обосновывается актуальность проблемы индивидуализации образовательного процесса с целью проектирования и развития профессиональной карьеры будущего педагога. Автор подчеркивает, что, наряду с профессиональными компетенциями, от молодого специалиста требуется владение надпрофессиональными знаниями и умениями, способствующими успешной карьере. В связи с этим сформулирована задача вузовского образования - способствовать осознанию студентом себя как профессионала с учетом персональных особенностей, сформировать понимание необходимости развития профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей профессиональной карьеры. При этом необходимо учесть, что процесс проектирования и развития профессиональной карьеры индивидуален и зависит от психофизиологических особенностей личности, уровня мотивации, профессиональных интересов и склонностей студентов - будущих специалистов. Одним из основных условий успешного проектирования и развития профессиональной карьеры будущих специалистов выступает индивидуализация образования. Она направлена на активный поиск оптимальных для каждого студента способов самореализации в учебной деятельности, целенаправленного развития профессиональных и личностных компетенций, необходимых для проектирования и развития карьеры. В плане персонификации образовательного процесса в статье представлены программы «Адаптация студентов I-II курсов к образовательному пространству университета» и «Предадаптация студентов III-IV (V) курсов к профессиональной деятельности». Обе программы реализуются в Брестском государственном ниверситете имени А. С. Пушкина. Предлагаемые программы построены на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического, контекстно-биографического подходов и предусматривают создание условий для ознакомления старшекурсников со спецификой их будущей профессиональной деятельности, условиями работы; анализ проблем в предадаптации студентов к будущей профессиональной деятельности; разработку и реализацию коррекционных, развивающих, психотерапевтических мероприятий; обеспечение психологической, социально-педагогической поддержки выпускников университета на кризисных этапах их первичной профессиональной адаптации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A CONDITION FOR DESIGNING THE PROFESSIONAL CAREER OF FUTURE SPECIALISTS

The article substantiates the relevance of the problem of individualization of the educational process in order to design and develop a professional career of a future teacher. The author emphasizes the fact that along with professional competencies, a young specialist is required to possess extra-professional knowledge and skills that contribute to a successful career. In this regard, the task of higher education is formulated as follows - to promote students’ ability to identify themselves with their profession, taking into account personal characteristics, to form the understanding of the need to develop professional and personal competencies throughout the professional career. At the same time it is necessary to take into account that the process of design and development of professional career is individual and depends on psychophysiological peculiarities of the person, level of motivation, professional interests and tendencies of students - future specialists. One of the main conditions for successful design and development of professional career of future specialists is individualization of education. It is aimed at actively finding the best ways for each student for self realization in educational activities, purposeful development of professional and personal competences necessary for design and career development. In terms of personification of the educational process, the article presents the Programs «Adaptation of the first year and second year students to the educational space of the University» and «Pre-adaptation of the third year and fourth year (fifth year) students to professional activity». The both programs are implemented at Brest State University named after A. S. Pushkin. The proposed Programs are based on systematic, personal and activity, axiological, contextual-biographical approaches and stipulate creation of conditions for familiarizing undergraduates with the specific nature of their future professional activity, working conditions; analysis of problems in students’ pre-adaptation to future professional activity, development and implementation of corrective, developmental, psychotherapeutic measures; provision of psychological, social and pedagogical support to University graduates at crisis stages of their primary professional adaptation, etc.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

М. С. Ковалевич https://orcid.org/0000-0003-2982-4452

Индивидуализация образовательного процесса как условие проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов

Для цитирования: Ковалевич М. С. Индивидуализация образовательного процесса как условие проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 41-49. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-41-49

В статье обосновывается актуальность проблемы индивидуализации образовательного процесса с целью проектирования и развития профессиональной карьеры будущего педагога. Автор подчеркивает, что, наряду с профессиональными компетенциями, от молодого специалиста требуется владение надпрофессиональными знаниями и умениями, способствующими успешной карьере. В связи с этим сформулирована задача вузовского образования - способствовать осознанию студентом себя как профессионала с учетом персональных особенностей, сформировать понимание необходимости развития профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей профессиональной карьеры.

При этом необходимо учесть, что процесс проектирования и развития профессиональной карьеры индивидуален и зависит от психофизиологических особенностей личности, уровня мотивации, профессиональных интересов и склонностей студентов - будущих специалистов.

Одним из основных условий успешного проектирования и развития профессиональной карьеры будущих специалистов выступает индивидуализация образования. Она направлена на активный поиск оптимальных для каждого студента способов самореализации в учебной деятельности, целенаправленного развития профессиональных и личностных компетенций, необходимых для проектирования и развития карьеры.

В плане персонификации образовательного процесса в статье представлены программы «Адаптация студентов I—II курсов к образовательному пространству университета» и «Предадаптация студентов III—IV (V) курсов к профессиональной деятельности». Обе программы реализуются в Брестском государственном ниверситете имени А. С. Пушкина. Предлагаемые программы построены на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического, контекстно-биографического подходов и предусматривают создание условий для ознакомления старшекурсников со спецификой их будущей профессиональной деятельности, условиями работы; анализ проблем в предадаптации студентов к будущей профессиональной деятельности; разработку и реализацию коррекционных, развивающих, психотерапевтических мероприятий; обеспечение психологической, социально-педагогической поддержки выпускников университета на кризисных этапах их первичной профессиональной адаптации и др.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, личностно-профессиональное становление, индивидуализация, персонификация, персонализация, проектирование, развитие, профессиональная карьера, управление карьерой, конкурентоспособность, самоменеджмент.

THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION

M. S. Kovalevich

Individualization of the educational process as a condition for designing the professional career of future specialists

The article substantiates the relevance of the problem of individualization of the educational process in order to design and develop a professional career of a future teacher. The author emphasizes the fact that along with professional competencies, a young specialist is required to possess extra-professional knowledge and skills that contribute to a successful career. In this regard, the task of higher education is formulated as follows - to promote students' ability to iden-

© Ковалевич М. С., 2020

tify themselves with their profession, taking into account personal characteristics, to form the understanding of the need to develop professional and personal competencies throughout the professional career.

At the same time it is necessary to take into account that the process of design and development of professional career is individual and depends on psychophysiological peculiarities of the person, level of motivation, professional interests and tendencies of students - future specialists.

One of the main conditions for successful design and development of professional career of future specialists is in-dividualization of education. It is aimed at actively finding the best ways for each student for self realization in educational activities, purposeful development of professional and personal competences necessary for design and career development.

In terms of personification of the educational process, the article presents the Programs «Adaptation of the first year and second year students to the educational space of the University» and «Pre-adaptation of the third year and fourth year (fifth year) students to professional activity». The both programs are implemented at Brest State University named after A. S. Pushkin. The proposed Programs are based on systematic, personal and activity, axiological, contextual-biographical approaches and stipulate creation of conditions for familiarizing undergraduates with the specific nature of their future professional activity, working conditions; analysis of problems in students' pre-adaptation to future professional activity, development and implementation of corrective, developmental, psychotherapeutic measures; provision of psychological, social and pedagogical support to University graduates at crisis stages of their primary professional adaptation, etc.

Keywords: professional and pedagogical training, personal and professional development, individualization, personification, personalization, individualism, design, development, professional career, career management, competence, competitiveness, self-management, tutor, eutagogics.

Изменения, происходящие в обществе, ведут к переменам в системе высшего образования, важной задачей которой является подготовка профессионала, уверенного в своих силах, способного к инновациям, стремящегося к постоянному личностному и профессиональному совершенству. Ценностью становится личность обучающегося, ее индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Нормативные документы фиксируют необходимость соответствия образования современным потребностям общества, целям воспитания творчески активной, инициативной личности с развитыми профессиональными компетенциями, создающими возможности для реализации субъект-ности.

Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. предусмотрено выведение системы образования Беларуси «на уровень, соответствующий мировым стандартам». Решению данной задачи во многом будет способствовать эффективная организация профессионально-карьерного развития студенческой молодежи в условиях дуального высшего образования [Ковале-вич, 2019, с. 3-6].

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, базируясь на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятель-ностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, а также на основе принципов системности, непрерывности и преем-

ственности образовательной деятельности, определяет сущность и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

«Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений» [Катович, 2015, с. 3-15].

Особое место в решении данных задач в педагогической науке и практике занимает индивидуализация обучения. Она предполагает открытость образовательного процесса, отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей личности, предпочитаемых ею способов присвоения учебного материала. Индивидуализация предполагает наполнение новым содержанием и способами осуществления профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов в области образования.

Научный интерес к проблеме проектирования и развития профессиональной карьеры будущих специалистов определяется сегодня многими факторами. Экономика страны нуждается в профессионалах, способных принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях и реагировать

на непредвиденные изменения в научно-технической, экономической и социальной сферах. Поэтому, наряду с профессиональными компетенциями, от молодого специалиста требуется владение надпрофессиональными знаниями и умениями, способствующими успешной карьере.

Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из ключевых условий личностного и профессионального роста. Высокий уровень профессионализма, достижение которого сопровождает карьеру специалиста, рассматривается сегодня как результат самоактивности человека.

Переход от парадигмы образования к парадигме самообразования предусматривает изменение характера деятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания, создателем собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты. Именно обучающийся является заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это ответственность и риски. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса.

В связи с этим задача вузовского образования — способствовать осознанию студентом себя как профессионала с учетом персональных особенностей, личностных ресурсов, мотивов, интересов и склонностей, проектирование профессиональной карьеры как на этапе обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности; сформировать понимание необходимости развития профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей профессиональной карьеры.

Процесс проектирования и развития профессиональной карьеры индивидуален и зависит от психофизиологических особенностей личности, уровня мотивации, профессиональных интересов и склонностей студентов — будущих специалистов.

Индивидуализация образования выступает одним из основных условий успешного проектирования и развития профессиональной карьеры студентов вуза, поскольку направлена на активный поиск оптимальных для каждого студента средств и способов самореализации в учебной деятельности (особенно в первых профессиональных пробах, при прохождении учебных и производственных практик, участии в научных конференциях, стажировках и т. д.), целенаправленное развитие профессиональных и личностных компетенций, необходимых для проектирования и развития карьеры.

Индивидуализация образовательного процесса предполагает организацию индивидуальной образовательной деятельности обучающегося, предоставление возможности выбора индивидуальной траектории развития в образовании, с самого начала ставя обучающегося в позицию субъекта этого выбора.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно широко представлены исследования индивидуальных особенностей обучающихся и возможностей их учета в процессе обучения. Среди них исследования теории и практики индивидуального подхода, рассматривающие его как средство повышения эффективности обучения и развития индивидуального стиля деятельности (В. И. Гладких, Е. А. Климов, А. Н. Конев, B. С. Мерлин и др.), в которых индивидуализация обучения понимается как педагогическая проблема и особый дидактический принцип (А. Г. Асмолов, А. А. Бударный, О. С. Гребенюк, A. А. Кирсанов, М. В. Кларин, И. Э. Унт и др.); проблемы индивидуальных различий

(Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. С Мерлин, К. К. Платонов, Б. М. Теплов).

Индивидуализация и персонализация образовательного процесса рассматриваются необходимыми условиями успешного профессионального самоопределения студентов. В работах данных авторов установлено, что в период обучения в вузе профессиональное самоопределение студентов зависит от осознанности ими собственного выбора, стремления стать профессионалом, развития способностей принимать решения и планировать свой профессиональный сценарий [Валито-ва, 2016, с. 143-151; Ретунская, 2009, с. 74-78; Старикова, 2007, с. 75-77; Федорова, 2011, с. 269-273].

Дано теоретическое обоснование сущности понятия «личностно-профессиональное становление студентов» в контексте складывающейся социальной ситуации развития. Личностно-профессиональное становление студентов рассматривается как социально детерминированный процесс субъективных проявлений их мотиваци-онной сферы, обусловливающий иерархию типов направленности личности и адекватную социально-психологическую позицию по отношению к внешнему влиянию среды. Доказано, что определяющей детерминантой в данном процессе выступает мотивационная сфера студентов, отражающая их внутренние потребности, ценности, мотивы, отношения, которая формируется под воздействием внешних социальных условий и

личностно значимой микросреды взаимодействия [Шумская, 2005].

Среди белорусских авторов, в работах которых исследуются разные аспекты проблемы жизненного и профессионального самоопределения, надо назвать А. М. Дулуб, Ж. Е. Завадскую, Е. С. Игнатович, М. С. Ковалевич, О. А. Олекс, Е. Н. Прощицкую, Н. К. Степаненкова и др.

Однако в теоретических и эмпирических работах профессиональное самоопределение исследуется в отрыве от актуальной тенденции индивидуализации и персонификации образования как процесса, результата и ценности. В то же время развитие личностного потенциала студентов невозможно без индивидуализации и персонификации педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Термин «персонификация» изначально использовался только в психологической литературе и его перенесение в педагогику ориентирует нас на учет в образовательном процессе самобытности и уникальности личности [Есаулова, 2011]. В последние годы индивидуализация и персонификация образования являются актуальной темой исследований в области профессионально-педагогического образования.

Тем не менее однозначной трактовки терминов «индивидуализация», «персонификация» и «пер-сонализация» образования в настоящее время не существует. Индивидуализация образования понимается как создание условий для позитивных проявлений индивидуализма субъекта педагогического процесса в его трактовке как проявления личностного потенциала, как выбора способа развития личности. В настоящее время индивидуализм понимается как нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете личностных прав, интересов и потребностей над коллективными и общественными [Вишнякова, 1999]. Индивидуализация образования также трактуется как путь к автономизации, к последующему управляемому самообразованию, как удовлетворение потребности личности свободно проявлять индивидуальные качества, поступать в соответствии с собственными интересами, взглядами, мировоззрением. Педагогической основой индивидуализации образования служит эвтагогика (хьютагогика), основанная на осознанной саморегуляции деятельности обучающегося в образовательных процессах [Игнатович, 2013].

В работе М. Б. Есауловой отмечено, что при всем многообразии контекстов употребления тер-

мина «персонификация» в раскрытии сущности этого понятия прослеживаются инвариантные признаки, позволяющие эксплицировать с его помощью особенности современного образовательного процесса, которые не укладываются в рамки таких понятий как индивидуализация, дифференциация и др. Персонификация подчеркивает значимость такой организации образовательного процесса, которая максимально ориентирована на внутреннюю активность самого учащегося и его самостоятельность в деятельности, организуемой и мотивируемой с помощью педагогических технологий [Есаулова, 2011].

Для нашего исследования важно подчеркнуть, что персонификация обеспечивает успех в конкретной области профессиональной деятельности. Персонализация студента в процессе обучения в университете означает его самоопределение в выбранной профессии и стремление участвовать в совместной учебной и социальной деятельности в качестве партнера, готового помочь другим своими конкретными знаниями и опытом [Валитова, 2016].

Проблемы индивидуализации обучения в высшей школе освещены исследователями Л. В. Бай-бородовой, М. В. Груздевым, Л. Н. Князьковой, М. П. Кривунь, И. Г. Харисовой и др. Обоснована важность индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе, необходимость организации индивидуальной образовательной деятельности будущего педагога, соблюдения принципов организации индивидуальной образовательной деятельности студента. При обосновании принципа личных и профессиональных перспектив отмечается, что обучающийся должен представлять свои личные и профессиональные перспективы, сознательно корректировать и уточнять свои планы с учетом образовательных достижений, условий жизни и обучения [Байбородо-ва, 2014а; Байбородова, 2016б].

Интерес представляют работы иностранных авторов [Individualization in ... , 1970; Baumert Jürgen, 1994; Erziehung zur Freiheit., 1990; Fuhr Christoph, 1988; Neuner Gerhard, Hunfeld Hans, 1997; Rolff, Hans-G, 1974].

Для нашего исследования важно отметить, что учеными и педагогами-практиками доказана важность целенаправленной психолого-педагогической подготовки студентов к реализации трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте педагога, на основе ин-тегративного, субъектно-ориентированного, прак-тико-ориентированного и рефлексивно-

аналитического подходов. В качестве основы структурирования содержания и организации подготовки кадров для системы образования предложен модульный принцип, который позволяет актуализировать традиционное содержание дисциплин и практик психолого-педагогического цикла с учетом современных подходов и требований профессионального стандарта, сохранив при этом положительные стороны дисциплинарного подхода к проектированию содержания образовательного процесса. Показана взаимосвязь изучаемых дисциплин и трудовых действий, которые осваиваются будущими педагогами [Байбородова, 2016б; Байбородова, 2018в].

В принципе, сегодня в Беларуси, как и в России, имеются широкие возможности для реализации личностно-профессионального развития (выбор формы обучения (очной, заочной, очно-заочной и экстерната), направления подготовки, уровня образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), образовательных программ с широкой вариативной частью, обучения на открытых дистанционных курсах, выбора тем УИРС и НИРС, мест практик, самообразования и внеучебной деятельности. Кроме этого, имеются возможности для роста личностного потенциала за счет неформальной образовательной деятельности в сетевых сообществах, творческих объединениях, участия в студенческих отрядах, инкубаторах инновационных разработок, общественных движениях и т. д.

В плане персонификации образовательного процесса важным условием является программа «Адаптация студентов I—II курсов к образовательному пространству университета» и программа «Предадаптация студентов Ш—1У (V) курсов к профессиональной деятельности: психологический и учебно-методический аспекты» (на 2017-2020 гг.). Обе программы реализуются в Брестском государственном университете имени А. С. Пушкина. Содержание деятельности по адаптации студентов 1—11 курсов к условиям университета включает следующие основные направления:

- организационно-диагностическая работа;

- информационное обеспечение образовательного процесса;

- дидактическая адаптация (адаптация к учебному процессу) обучающихся;

- адаптация студентов к социокультурной среде университета;

- социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса адаптации студентов;

- адаптация студентов, проживающих в общежитиях университета;

- методическая поддержка организаторов учебно-воспитательной работы (деканаты, кафедры, профессорско-преподавательский состав, кураторы учебных групп, студенческие общественные формирования и др.).

Целенаправленная работа в рамках данной программы содействует

- приобщению будущего специалиста к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры; формированию ценностного отношения к собственной жизни;

- воспитанию уважения к принципам, моральным нормам коллективной жизни, развитию гражданской ответственности на основе самоуважения и объективной самооценки; формированию способности к постоянной саморегуляции поведения в условиях меняющихся социальных отношений;

- развитию творчества в избранной сфере деятельности, способности к профессиональному самосовершенствованию, формированию ответственного отношения к труду.

Цель программы «Предадаптация студентов Ш—ГУ (V) курсов к профессиональной деятельности: психологический и учебно-методический аспекты» (на 2017-2020 гг.) — создать оптимальные организационно-педагогические, социально-психологические, учебно-методические условия, способствующие успешной адаптации студентов университета к профессиональной деятельности.

Задачи Программы:

- усилить практико-ориентированную составляющую в организации образовательного процесса университета;

- способствовать становлению у студентов Ш—ГУ (V) курсов университета внутренней мотивации к освоению необходимых профессионально значимых компетенций;

- содействовать приобретению обучающимися личностных конкурентоспособных качеств, удовлетворяющих запросам и работодателя, и молодого специалиста на рынке труда.

Предлагаемая Программа основана на реализации системного, личностно-деятельностного, аксиологического, контекстно-биографического подходов.

Содержание деятельности по предадаптации студентов Ш-1У (V) курсов к профессиональной деятельности:

1. Организационно-диагностическая, информационная работа включает

- организацию, координацию деятельности структурных подразделений университета по планированию работы (в рамках Программы), ее анализу и коррекции;

- мониторинг динамики, анализ показателей адаптированности старшекурсников, определение тенденций и выявление проблем в процессе адаптации к профессиональной деятельности у выпускников университета (социологические опросы, диагностики и др.).

2. Научно-методическое сопровождение процесса организации дидактической адаптации обучающихся предполагает

- создание условий для ознакомления старшекурсников со спецификой их будущей профессиональной деятельности, условиями работы; стимулирование у студентов Ш-^ (V) курсов потребности к самообразованию и личностному росту (специальные, факультативные учебные курсы, практики разных типов; научно-практические конференции, семинары, круглые столы, встречи со специалистами, информационные часы, выставки, экскурсии и др.);

- подготовку и распространение информационных материалов, отражающих содержание, специфику будущей профессиональной деятельности, особенности работы и др. (тематические буклеты, публикации в малотиражной газете, материалы на сайте университета и др.).

3. Социально-психологическое сопровождение включает

- анализ выявленных тенденций и проблем в предадаптации студентов П-ГУ (V) курсов к будущей профессиональной деятельности, разработка и реализация коррекционных, развивающих, психотерапевтических мероприятий (деловые игры, ролевые игры, индивидуальные и групповые консультации и др.);

- создание безопасной физической и психологической среды для старшекурсников (тренинги, обучающие семинары, практикумы с применением различных психотерапевтических техник, таких как символдрамы, драматерапии, арт-терапии, проективные методики и др.);

- научно-методическая поддержка студентов Ш-ГУ (V) курсов (информационные материалы -памятки, методические рекомендации, встречи с

педагогами-психологами, социальными педагогами, специалистами-практиками и др.);

— обеспечение психологической, социально-педагогической поддержки выпускников университета на кризисных этапах их первичной профессиональной адаптации и др.

Традиционными в университете становятся дискурс «Образование: инвестиции в будущее», «круглый стол» с участием выпускников «Сегодня учусь - завтра работаю», ежегодный творческий научно-практический конкурс профессиональных умений «С песней по праву», педагогический мини-театр, тренинг «Тайм-менеджмент студента университета», мероприятия в рамках реализации проекта «Юридическая клиника - наш консультант в профессиональном мире» и др.

Социально-психологическое сопровождение процесса профессиональной предадаптации осуществляется в ходе проведения кинолекториев «Правильный выбор», выставок «Образование и карьера», молодежного карьерного форума «Профессиональный старт», мероприятий в рамках Школы молодого специалиста: «круглый стол» на тему «Моя профессия, или как стать успешным специалистом»; семинары-практикумы «Самопрезентация личностных и профессиональных качеств», «Предадаптация к профессиональной деятельности студентов-выпускников» идр.

Важнейшими составляющими в повышении конкурентоспособности и престижности профессиональной подготовки в университете в последнее время стали система взаимодействия с организациями - заказчиками кадров и практикоори-ентированный подход в организации образовательного процесса. Совместно с кафедрами в подготовке специалистов принимают участие базовые организации университета - отделы образования, спорта и туризма районных и городских исполнительных комитетов Брестской области, ИООО «EPOL SOFT», ИООО «ЭПАМ Системз», Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, Следственный комитет Республики Беларусь по Брестской области, Брестское областное унитарное предприятие «Управление жилищно-коммунального хозяйства», прокуратура Брестской области и др. Работники базовых организаций принимают непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса: работают на условиях совместительства, читают узкопрофильные дисциплины, руководят подготовкой дипломных работ и магистерских диссертаций, принимают участие в

разработке учебных программ, в проведении итоговой аттестации выпускников.

Для реализации практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке специалистов в учреждениях и организациях создан 41 филиал кафедр, из них 25 - на базе учреждений общего среднего образования г. Бреста. Студенты имеют возможность не только проходить производственную практику, посещать часть учебных занятий на базе филиала кафедры, но и использовать материально-техническую базу филиала для проведения научных исследований, написания курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций.

Важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов имеют многочисленные центры, лаборатории, учебные кабинеты, функционирующие в университете: юридическая клиника, зал судебных заседаний, Центр экологии (отделы «Ботанические экспозиции« (зимний сади сад непрерывного цветения) и «Агробиологическая станция»), учебный кабинет геологии, региональный белорусско-индийский центр в области информационных и коммуникационных технологий, Компетентностный центр образовательного менеджмента и международных образовательных программ, Образовательно-просветительский центр имени В. Колесника и др. [Ковалевич, 2019].

С целью дальнейшей персонификации контингента студентов проводятся индивидуальные встречи, тренинговые, психотерапевтические занятия с использованием арт-техник, символдра-мы, драматерапии по проблемам профессиональной адаптации, диагностики психофизиологических свойств (способностей) студентов и мониторинга их изменения в процессе получения высшего образования, профориентационное тестирование и, на основе полученных данных, проектирование персонализированного образовательного сценария с участием психологов-консультантов в вузе и наставников на предприятии.

Кроме того, в университете осуществляется целенаправленная мотивация студентов на освоение персонального менеджмента знаний, достижение необходимого уровня компетенций, на планирование будущей карьеры, освоение ими способов трудоустройства. Самоменеджмент выступает основным инструментом для профессионального развития, карьерного роста, самореализации себя в одной или нескольких видах деятельности. Личность, занимающаяся самоменеджментом, выступает как активная, стремящаяся к

определенным целям и постоянному личностному и карьерному росту. Главную цель самоменеджмента определяем как оптимизацию и максимальное использование личных возможностей, осознанное управление собственной деятельностью, преодоление неблагоприятных внешних обстоятельств и факторов.

Ключевую позицию в содействии проектированию профкарьеры занимает тьютор (куратор). Тьютор - это человек, сопровождающий разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ студентов. Тьютор обсуждает со студентом

— его профессиональные образовательные цели, перспективы и способы достижения целей (в итоге появляется индивидуальный профплан);

— социальные, экономические, правовые, медико-гигиенические и информационные условия его развития;

— его образовательную деятельность, ее результаты и проблемы (в итоге появляются рефлексивные тексты, отчеты о прохождении практики, тексты резюме и т. д.);

— варианты прохождения профессиональных проб.

Ожидаемые результаты:

— оптимизация процесса предадаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности;

— формирование у студентов положительной мотивации, эмоционально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности;

— укрепление престижа БрГУ имени А. С. Пушкина, востребованность выпускников университета на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профессионально-карьерное становление выпускников вуза требует признания индивидуализации и персонификации как позитивного условия проектирования и развития профессиональной карьеры будущих специалистов в области образования, как проявления личностного потенциала, нуждающегося в развитии в педагогическом процессе.

Профессионально-карьерное становление выпускников вуза будет успешным, если

— осуществляется ориентация профессионально-карьерного развития молодежи на созидание, на инновационное развитие белорусского общества, становление сильной и процветающей Беларуси;

— происходит обогащение учебных программ дополнительным материалом для освоения за-

прашиваемых работодателями трудовых функций - профессиональных компетенций;

- создаются карьероразвивающие образовательные программы, в которых целью обучения выступает развитие карьерной компетентности с учетом карьерного самоопределения;

- проектируются компетенции, входящие в состав карьерной и профессиональной компетентности: мотивация к достижениям, системность, гибкость и рефлексивность мышления, коммуникативность и презентационные умения, готовность к обучению, организаторские умения. При этом возникающие трудности рассматриваются как стимул дальнейшего развития и карьерного роста;

- самоменеджмент выступает основным инструментом для профессионального развития, карьерного роста, самореализации в одной или нескольких видах деятельности.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Князькова, М. П. Кривунь. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014а. 220 с.

2. Байбородова Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. 2016б. № 2. С. 35-41.

3. Байбородова Л. В. Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2018в. № 1. С. 66-71.

4. Валитова Е. Ю. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 143-151.

5. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва : НМЦ СПО, 1999. 538 с.

6. Есаулова М. Б. Персонификация высшего профессионального образования: на пути к самоуправляемому обучению / М. Б. Есаулова, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина // Экстернат РФ. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html (дата обращения: 02.02.2019).

7. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Выпуск 3. С. 108-116.

8. Катович Н. К. Обновленная Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: преемственность и новации // Адукацыя i выхаванне. 2015. № 11. С. 3-15.

9. Ковалевич М. С. Профессионально-карьерная ориентация будущих педагогов // Народная асве-та. 2019. № 12. С. 3-6.

10. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 74-78.

11. Старикова Л. Ш. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 75-77.

12. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 269-273.

13. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации. Минск : Ривш, 2005. 271 с.

14. Individualization in School (The Challenge and the Options) / A Publication of the National Scool Public Relations Association. Washington, 1970. 65 p.

15. Baumert Jürgen, Benkmann u. a. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen im Uberblick. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1994. 843 s.

16. Erziehung zur Freiheit: die Pedagogik Rudolf Steiners / Text : Frans Carlgren. Stuttgart, 1990. 272 s.

17. Fuhr Christoph. Schulen und Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland. Inter Nationes Bonn, 1988. 277 s.

18. Neuner Gerhard, Hunfeld Hans. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Eine Einfuhrung. Berlin : Langenscheidt, 1997. 184 s.

19. Rolff, Hans-G. u.a. Strategisches Lernen in der Gesamtschule / Gesellschaftliche Perspektiven der Schulreform. Reinbek bei Hamburg, 1974. 286 s.

Reference list

1. Bajborodova L. V. Individualizacij a i soprovozhde-nie v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza = Individualization and support of the pedagogical university in the educational process : monografija / L. V. Bajborodova, L. N. Knjaz'kova, M. P. Krivun'. Jaro-slavl' : Izd-vo JaGPU, 2014a. 220 s.

2. Bajborodova L. V. Principy organizacii individu-al'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagog-icheskom vuze = Principles of organization of students' individual educational activity in pedagogical university // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016b. № 2. S. 35-41.

3. Bajborodova L. V. Psihologo-pedagogicheskaja podgotovka studentov k realizacii trudovyh funkcij = Psychological and pedagogical training of students for the realization of labour functions / L. V. Bajborodova, M. V. Gruzdev, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018v. № 1. S. 66-71.

4. Valitova E. Ju. Professional'noe samoopredelenie bakalavra: pedagogicheskaja podderzhka = Professional self-determination of the bachelor: pedagogical support // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 7. S. 143-151.

5. Vishnjakova S. M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksi-ka = Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, current vocabulary. Moskva : NMC SPO, 1999. 538 s.

6. Esaulova M. B. Personifikacija vysshego professional'nogo obrazovanija: na puti k samoupravlj aemomu obucheniju = Personalization of higher professional education: towards self-governing learning // URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-3 5 .html (data obrashhenija: 02.02.2019).

7. Ignatovich E. V H'jutagogika kak zarubezhnaja koncepcija samostojatel'nogo obuchenija = Hutagogy as a foreign concept of self-learning // Nepreryvnoe obra-zovanie: XXI vek. 2013. Vypusk 3.

8. Katovich N. K. Obnovlennaja Koncepcija nepre-ryvnogo vospitanija detej i uchashhejsja molodezhi v Respublike Belarus': preemstvennost' i novacii = Updated Concept of continuous education of children and young students in the Republic of Belarus: continuity and innovation // Adukacyja i vyhavanne. 2015. № 11. S. 3-15.

10. Kovalevich M. S. Professional'no-kar'ernaja ori-entacija budushhih pedagogov = Career orientation of future educators // Narodnaja asveta. 2019. № 12. S. 3-6.

11. Retunskaja T. N. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie studentov v processe obuchenija = Personal and professional self-determination of students in the course of study // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 7. S. 74-78.

12. Starikova L. Sh. Professional'noe samoopredelenie i proforientacija = Professional self-determination and vocational guidance // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 5. S. 75-77.

13. Fedorova Ju. A. Professional'noe samoopredelenie studentov vysshej shkoly = Professional self-determination of students in higher education // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 1. S. 269-273.

14. Shumskaja L. I. Lichnostno-professional'noe stanovlenie studentov v processe socializacii = Personal and professional formation of students in the process of socialization. Minsk : Rivsh, 2005. 271 s.

15. Individualization in School (The Challenge and the Options) = A Publication of the National Scool Public Relations Association. Washington, 1970. 65 p.

16. Baumert Jürgen, Benkmann u. a. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen im Uberblick. Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1994. 843 s.

17. Erziehung zur Freiheit: die Pedagogik Rudolf Steiners / Text : Frans Carlgren. Stuttgart, 1990. 272 s.

18. Fuhr Christoph. Schulen und Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland. Inter Nationes Bonn, 1988. 277 s.

19. Neuner Gerhard, Hunfeld Hans. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Eine Einfuhrung. Berlin : Langenscheidt, 1997. 184 s.

20. Rolff, Hans-G. u. a. Strategisches Lernen in der Gesamtschule / Gesellschaftliche Perspektiven der Schulreform. Reinbek bei Hamburg, 1974. 286 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.