УДК 378.374
Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Сорочинский Максим Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ВУЗА ПО РАЗВИТИЮ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University
Sorochinsky Maksim Anatolyevich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Computer Science and Computer Engineering Department, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University
FORMS AND METHODS APPLIED AT THE UNIVERSITY REGARDING CAREER DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS
Аннотация:
Статья посвящена вопросам построения профессиональной карьеры будущими специалистами в образовательной среде вузе. Рассмотрены понятия «карьера» и «профессиональная карьера» в зарубежных и отечественных исследованиях. С целью изучения жизненных установок, карьерных навыков, компетенций, способов и механизмов выстраивания карьерного роста авторами в январе-феврале 2020 г. проведен опрос 616 студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Результаты опроса показали, что обучающиеся в основном видят карьерное развитие в возможности реализовать свои материальные цели; сочетании профессиональных и личных интересов; создании своего дела и др. Демонстрируются формы и методы работы вуза по развитию карьеры будущих специалистов (мастер-классы, диспуты, встречи с успешными выпускниками, работодателями, работниками служб занятости и центров трудоустройства и т. д.) с учетом этнокультурных, региональных особенностей и удаленного обучения.
Ключевые слова:
карьера, профессиональная карьера, студент, высшее учебное заведение.
Summary:
The present study considers the issues of building a professional career by future specialists in the educational environment of the university. There are examined the concepts of "career" and "professional career" both in foreign and domestic research. In January and February of 2020 the authors conducted a survey of 616 undergraduate and graduate students of M.K. Ammosov NorthEastern Federal University in order to study their approaches to life, career skills, competencies, as well as ways and mechanisms of building career growth. The results of the survey showed that the students mainly see career development as an opportunity to achieve their material goals, to combine professional and personal interests, to build their own business, etc. The study presents the forms and methods applied at the university regarding career development of future specialists (workshops, disputes, meetings with successful graduates, employers, employees of employment services, employment centers, etc.) taking into account ethnocultural aspects, regional specific features and distance learning.
Keywords:
career, professional career, student, higher education institution.
Формированию карьерного самоопределения молодежи уделяется особое внимание, т. к. на данном возрастном жизненном этапе человек рассматривает себя как субъекта определенной профессиональной деятельности. В Российской Федерации реализуются федеральные программы по развитию карьерных установок: «Ты - предприниматель» (развитие навыков лич-ностно-профессионального становления); «Работающая молодежь» (поддержка профессионального роста, гражданского воспитания, досуга, инициатив молодых специалистов); «Профессиональные траектории» (реализация собственной профессиональной траектории) и др. [1].
В психолого-педагогической литературе процессу развития профессиональной карьеры будущих специалистов посвящено достаточное количество исследований и разработок. Так, В.А. Толочек отмечает, что профессиональная карьера как научная и практическая проблема активно изучается с середины прошлого столетия, а успешная карьера - это пример и образец адекватной социализации человека [2]. Ю.П. Поваренков считает, что существует национальная специфика изучения понятия «карьера» в разных странах [3]. Но в основном преобладают две модели построения карьеры: «американская», когда работник переходит в другую фирму, организацию (это считается естественным вариантом развития карьеры), и «японская», которая
предполагает перемещение работника в рамках одного предприятия, фирмы, т. е. может меняться сфера деятельности, происходят горизонтальные и вертикальные перемещения [4].
В зарубежных исследованиях используются понятия «карьерная ориентация» и «консультирование» (career guidance or counseling). Теории карьеры Роу, Холланда, Конли, Кумбольца и иных, основанные на междисциплинарных исследованиях, расширяют представления о карьерном поведении, влиянии методов воспитания на развитие профессиональных интересов, направленности и др. [5]. В таблице 1 представлены основные определения понятия «карьера», приведенные в работах зарубежных исследователей.
Таблица 1 - Понятие «карьера» в зарубежных исследованиях
Определение Исследователь
Цепь последовательных жизненных событий, предопределяющих направленность субъекта на саморазвитие и карьерный рост Д. Сьюпер [6]
Смена ценностных ориентаций в профессиональной и других видах деятельности на протяжении жизни человека К. МакДениэлз, К. Норман [7]
Происходящие моменты в сфере образования, работы и семьи Л. Хансен [8]
Саморазвитие индивида на протяжении жизненного пути в контексте профессиональной деятельности Н. Джисберс, И. Мур [9]
Введено понятие «поливариативная карьера», приведены оценка динамики карьерного роста, смена видов профессиональной деятельности, рабочих мест Д. Холл, Ф. Мирвис [10]
Предоставляется возможность выбора образовательной траектории в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями социума; карьера выступает как результат собственной профессиональной стратегии Д. Дрейфус, Л. Крэмэр-Хэйон и др. [11, с. 5]
Таким образом, в зарубежных источниках приоритетной выступает идея субъектности, согласно которой самооценка личностью высокого уровня профессионализма, а не внешние атрибуты (социальный статус, должность) выходит на первый план.
В отечественных исследованиях термин «карьера» рассматривается, прежде всего, как профессиональная биография, профессиональное становление и реализация личности в той или иной профессиональной деятельности (табл. 2).
Таблица 2 - Понятие «профессиональная карьера» в отечественных исследованиях
Трактовка Исследователь
Профессиональная карьера представляет собой психологические новообразования в возрастном периоде индивида; приобретаются новые смыслы карьеры по мере перехода с одного возрастного этапа на другой Э.Ф. Зеер [12]
Профессиональная карьера выстраивается параллельно становлению профессионала, происходит рост объема знаний, умений, навыков и внутренних ценностей индивида (профессиональные знания и способности становятся менее актуальными, чем умение выстраивать отношения) Т.В. Кудрявцев [13] , Е.А. Климов [14], С.И. Сотникова Н.З. Сотников [15]
Профессиональная карьера детерминирована в основном средствами профессиональной деятельности, проявляется в должностных и квалификационных характеристиках, особенностях в отношениях и взаимодействиях в рабочих группах В.А. Толочек [16]
Профессиональная карьера - показатель индивидуальной профессиональной жизни человека, имеющий объективную и субъективную стороны В.А. Чикер [17, с. 105]
Мы считаем, что профессиональная карьера - это целый комплекс характеристик, направленный на достижение успехов в области профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональное самоопределение, развитие личности, достижение профессионализма на основе реализации собственного потенциала. Карьера в современных условиях является связующим звеном между человеком и организацией, в рамках которой важными для понимания социальной направленности карьеры представляются мотивация и ценности, установки, социальные представления о профессии.
В настоящее время вузы придают большое значение вопросу трудоустройства, но при этом иногда упускают такую психолого-педагогическую составляющую, как поддержка развития у студентов карьерных навыков, что может значительно помочь им после окончания высшей школы [18]. Весьма эффективна, на наш взгляд, разработанная Е.А. Могилёвкиным модель индивидуальной концепции карьеры, включающая следующие элементы: цель и планы профессионального и должностного продвижения, стратегия и тактика развития карьеры, критерии и факторы успешной карьеры [19]. Им предложены конкретные технологии по формированию у студентов карьерных компетенций, что может значительно помочь работникам высшего учебного заведения в развитии профессиональной карьеры у будущих специалистов.
На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) происходят выстраивание нового образовательного ландшафта, формирование новых форматов и моделей образования с участием расширяющегося числа стейкхолдеров. Появляются новые технологии и нестандартные форматы
коммуникаций, расширяется возможность онлайн-обучения. Значительный импульс придают требования национальных проектов «Образование», «Цифровая экономика», «Демография» и др. Наблюдается процесс коллаборации организаций высшего образования, создания ассоциаций и консорциумов, что также позволяет провести бенчмаркинг развития вузовского образования [20].
Ведущим вузом и драйвером социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) выступает Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ). В университете действуют более 470 образовательных профессиональных программ по таким видам профессиональной деятельности, как медицина и здравоохранение, образование, строительство, геологоразведка, нефтегазовое дело, транспорт и дорожное хозяйство, филология, экономика, менеджмент, энергетика и др.
Проведенный контент-анализ исследований в области профессиональной педагогики, изучение практики содействия современных вузов студентам в построении карьеры, анкетирование обучающихся показали широту и актуальность проблемы трудоустройства молодежи.
В феврале 2020 г. проведено анкетирование на тему «Моя профессиональная карьера» среди 616 студентов СВФУ, из них 64,4 % девушек и 35,6 % юношей. По уровню подготовки 87,8 % - это будущие бакалавры и 12,2 % - обучающиеся по программам магистратуры.
Результаты анкетирования позволили определить, какой смысл студенты вкладывают в понятия «карьера», «процедура и механизмы карьерного построения», «компетенции, необходимые для успешной профессиональной карьеры». Так, на вопрос: «Как Вы думаете, надо ли быть карьеристом в современных условиях?» - 88,1 % обучающихся ответили положительно, отрицательно - 8,8 %. На вопрос: «Как вы считаете, необходимо ли планировать свою профессиональную карьеру до поступления в вуз?» - 57,8 % студентов ответили: «Да, чтобы последовательно проходить обучение (бакалавр-магистр)»; 28,9 % студентов: «Необязательно, главное - получить высшее образование, закончить вуз, т. к. в жизни важны навыки», и 13,3 % участников опроса: «Надо поработать по направлению обучения, а потом уже принимать решение». Из 616 студентов совмещают работу и учебу 24,2 %, только учатся 54,4 % студентов, 21 % обучающихся иногда подрабатывают. На вопрос: «К чему Вы стремитесь в ходе обучения в вузе?» - 65,4 % студентов ответили: «К получению знаний, умений и навыков»; 10,1 % обучающихся хотят расширить социальные связи. И лишь небольшое число студентов отметили, что обучение в вузе дает возможность совмещать на старших курсах работу, пройти международные стажировки, в рамках проектной деятельности начать свое дело.
На вопрос: «С чем ассоциируется успешная профессиональная карьера»?» - получены следующие ответы: «Иметь возможность реализовать свои материальные цели, много зарабатывать» (52,4 %); «Иметь возможность сочетать профессиональные и личные интересы: спорт, творчество и т. д.» (49%); «Возможность реализовать свои профессиональные цели и личностные качества, реализовывать проект, влиять на принятие решений» (46,3 %); «Открыть свое дело и работать на себя» (42,4 %); «Занять должность руководителя организации и управлять коллективом» (32 %).
Студенты выделили следующие компетенции, которые они считают необходимыми при карьерном росте: 83,9 % опрошенных рассматривают важность практических навыков и умений в профессиональной сфере; 72,7 % выбрали коммуникабельность и умение работать в команде; творческий потенциал предполагают 60,9 % респондентов, на глубокие фундаментальные знания в профессиональной области указывают 50,6 % обучающихся.
37,8 % студентов отметили, что не прикладывают значительных усилий в целях подготовки к будущей карьере, надеются на трудоустройство сразу после окончания учебного заведения; 25,6 % обучающихся университета составили и уже реализуют свои личностно-профессиональ-ные планы; 23,9 % респондентов активно занимаются научно-исследовательской и общественной работой, т. к. уверены, что это необходимо для их профессионального портфолио; 19,2 % студентов планируют на старших курсах получить дополнительное профессиональное образование, а некоторые уже и занимаются этим (табл. 3).
Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как вы готовитесь к будущей профессиональной карьере?», %_
Ответ Кол-во ответов
1 2
«Ничего не делаю, думаю, что трудоустроюсь и найду свое профессиональное признание после окончания вуза» 37,8
«Составил для себя план личностного и профессионального роста и последовательно реализую все намеченные мероприятия, участвую в проектной деятельности» 25,6
«Активно занимаюсь общественной и научно-исследовательской работой, считаю, что это необходимо для моего профессионального портфолио» 23,9
Продолжение таблицы 3
1 2
«На 3-4-м курсах планирую получить (получаю) дополнительное образование в рамках программ профессиональной переподготовки» 19,2
«Участвую в профессиональных конкурсах, хакатонах, фестивалях, олимпиадах, направленных на глубокое изучение выбранной профессиональной сферы» 17,5
«Прохожу стажировки в организациях и на предприятиях, ищу подработку или практику в рамках развития профессиональных компетенций» 16,2
«Посещаю кружки, факультативы в рамках своей программы обучения» 15,4
«Посещаю кружки, секции, проводимые ассоциациями, творческими студиями и иным, для развития социальных связей» 13,6
«Всегда участвую во всех инициативных мероприятиях, развиваю свой цифровой аккаунт; уверен, что это оценят работодатели, партнеры и потребуется для открытия своего бизнеса (стартапа)» 8,4
«Прохожу собеседования, участвую в конкурсах на повышенную стипендию от предприятий и организаций» 3,2
На вопрос, что студенты ожидают от образования в университете при подготовке к профессиональной карьере, 81,2 % респондентов ответили: «Получение фундаментальных знаний, умений и навыков, необходимых для трудоустройства в профессиональной области»; 63,3 % - «Сочетание академических знаний, практических навыков и развитие личностных качеств для становления как профессионала», 38 % - «Возможность получить, кроме базового образования, дополнительное профессиональное образование, закончить профильные курсы переподготовки»; 28,7 % - «Личные знакомства, сетевые связи для построения карьеры»; 17,5 % - «Помощь преподавателей как наставников для построения успешной профессиональной карьеры».
Проблема подготовки студентов к профессиональной карьере сложная, комплексная и ин-тегративная. Именно достижения в той или иной сфере жизнедеятельности зависят от соответствия между личностью и характером работы, совместимости личностных ожиданий в области карьеры с возможностями успешной адаптации в профессиональной среде.
Подготовка будущего специалиста предполагает разработку форм и методов воспитания у обучающегося черт, требующихся в будущей профессиональной деятельности, его побуждение к осознанию своих личностных и профессиональных возможностей как нравственной основы будущего карьерного роста [21].
В связи с этим в начале 2020 г. в университете проведено мероприятие «Развитие карьеры -ресурс адаптации на рынке труда», включающее мастер-классы для студентов «Карьера 2.0+», с обсуждением проблем развития цифровых, надпрофессиональных компетенций успешного специалиста, эффективного поведения на рынке труда, требований профессиональных конкурсов (WorldSkills, олимпиада «Я - профессионал» и др.), карьеры по найму, предпринимательской карьеры. В рамках диспут-клуба на тему: «Выбор. Работа. Успех» студенты дискутировали на следующие темы: имеются ли гендерные различия в представлениях о карьере; нужно ли быть карьеристом в современных условиях; необходимо ли планировать свою профессиональную карьеру до поступления в вуз; надо ли совмещать обучение и работу; к чему надо стремиться в ходе обучения вузе; что должна выбрать девушка - карьеру или семью; какая карьера приемлема: вертикальная или горизонтальная; как правильно составить резюме и др.
В СВФУ функционирует Центр карьеры с целью оказания информационно-просветительской и консультационной поддержки, организации временной занятости студентов и мониторинга трудоустройства выпускников. Как отмечают специалисты Центра, в условиях пандемии COVID-19 в Республике вырос спрос на специалистов по онлайн-продажам, PR-менеджеров, программистов и дизайнеров. За данный период востребованным среди студентов стал «цифровой ворк-шоп», предлагаемый Центром карьеры. В цифровом формате (используются текст, хронолента, ментальная карта и иные цифровые инструменты) на разных электронных платформах происходит коллективное обсуждение проблемы с участием экспертов. Тематика вопросов различна: от создания команды по разработке проектов в условиях интернет-режима до получения навыков управленческой деятельности.
Как справедливо отмечает С.Н. Чистякова, студентам при управлении карьерой необходимо самим уже при приеме на работу уметь задавать вопросы работодателю об укладе и корпоративной культуре организации, специфике и направлениях деятельности, трудовой дисциплине, конкурентной среде на рынке труда, системе оплаты труда работникам, перспективах должностного продвижения и др. [22]. В ходе подготовки к развитию карьеры обучающимся целесообразно руководствоваться принципами карьерного отбора (непрерывности, осмысленности, соразмерности, маневренности, экономичности, грамотного распределения своих сил, за-метности и уникальности).
Меняющиеся экономика и эпидемиологическая ситуация требуют, чтобы вузы активизировали систему по оказанию помощи в выстраивании карьеры будущих специалистов. Необходимо вводить карьерный коуч в онлайн- и офлайн-режимах [23]. Партнерство с наставниками и экспертами включает в себя выполнение проектов, исследований, что способствует приобретению студентами профессионального и социального опыта.
Мы считаем, что необходимо активнее побуждать студентов участвовать в волонтерской деятельности; привлекать потенциальных работодателей к преподаванию дисциплин, участию в работе государственных аттестационных комиссий; проводить стажировки студентов на предприятиях и производствах; организовывать психолого-педагогическое сопровождение студентов (интерактивные упражнения, деловые игры, мозговые штурмы, дискуссии, диспуты и др.), чтобы им было намного легче войти в мир труда, формировать умения по овладению технологий конкурентоспособности. Следует чаще проводить индивидуальные психолого-педагогические консультации, расширять и демонстрировать возможности рынка труда (в том числе и мест временной занятости), организовывать вебинары по обучению составлению резюме, самопрезентации для встречи с работодателями.
Пандемия привела к радикальному изменению рынка труда: произошло сокращение количества офисных работников и трудящихся в сфере розничной торговли, были обновлены система здравоохранения, социальная сфера и иное; возникла острая потребность в специалистах IT-отрасли. В связи с этим вузам необходимо переосмыслить и пересмотреть подготовку будущих специалистов, помочь обучающимся в овладении новыми профессиональными навыками.
Будущие эмпирические исследования по изучению мотивации и ориентиров студентов должны включать расширенную выборку для создания целостной картины карьерных установок молодежи, трансформации мировоззрения студентов на профессиональную карьеру.
Ссылки:
1. Боткова В.К. Формирование карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления: социально-культурный подход : дис .... канд. пед. наук. М., 2019. 197 с.
2. Толочек В.А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. Вып. 1 (33). С. 13-24. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1 -13-24.
3. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов. 2013. 322 с.
4. Чистякова С.Н. Развитие профессиональной карьеры - важнейший ресурс адаптации выпускника на рынке труда // Вестник Воронежского государственного университета: Серия: Проблемы высшего образования. Воронеж, 2018. № 3. С. 199-202.
5. Цымбалюк А.Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2016. № 6. С. 233-238.
6. Super D.E. Career Education and the Meaning of Work. Washington, 1976. 47 p.
7. McDaniels C., Norman C.G. Counseling for Career Development: Theories, Resources, and Practice. San Francisco, 1992. 463 р.
8. Hansen L.S. New Goals and Strategies for Vocational Guidance and Counseling // International Journal for the Advancement of Counseling. 1981. № 4. P. 35-40.
9. Gysbers N.C., Moore E.J. Career Counseling: Skills and Techniques for Practitioners. New Jersey, 1987. 192 p.
10. Соколова А.С. Профессиональная карьера и подходы к ее исследованию отечественными и зарубежными авторами // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. 3 (19). С. 99-103.
11. Крисковец Т.Н. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя : дисс.....канд.
пед. наук. Оренбург. 2005. 208 с.
12. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография. Екатеринбург. 2015. 194 с.
13. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985. 108 с.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
15. Сотникова С.И., Сотников Н.З. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерменты, индикаторы исследования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 100-107.
16. Толочек В.А. Указ. соч.
17. Мусина-Мазнова Г.К. Зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению понятия «карьера» // Наука и школа. 2011. № 4. С. 101-107.
18. Ямэн В. Особенности развития у студентов навыков к построению карьеры // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. Vol. 7-1. P. 18-21. https://doi:10.24411/2500-1000-2019-11359.
19. Могилёвкин Е.А. Технология формирования и развития профессиональных и карьерных компетенций выпускника вуза по направлению «Менеджмент» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 6. С. 166-170.
20. Саввинов В.М. Проблема профессионального роста педагога: новые форматы и технологии повышения квалификации : коллективная монография / под ред. С.В. Панина // Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы. Киров, 2020. С. 217-234.
21. Чистякова С.Н. Указ. соч.
22. Там же.
23. Боткова В.К. Указ. соч.
Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна