- большинство выпускников педвуза будут не только преподавателями - предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, поэтому должны будут вести внеклассную работу, одним из направлений которой является правовое воспитание учащихся, проводить профилактическую правовую деятельность, охватывающую группы учащихся, отдельных школьников и их родителей. Выпускникам педвуза придется сотрудничать с разным возрастным контингентом, выполнять функции воспитателя, целенаправленно воздействовать на коллектив и на каждого учащегося;
- выпускники педвуза в будущем могут стать директорами школ, завучами, поэтому им необходимо знать юридические документы, составляющие правовую основу труда руководителя и педагогического коллектива, нормативные акты, регулирующие трудовые споры и позволяющие оказывать дополнительные образовательные услуги.
Включение в учебные планы педвузов правовых дисциплин должно быть ориентировано на следующие задачи: формирование полноценной системы правовых знаний, учёт особенностей правовых знаний в педагогическом процессе, интеграция правовых знаний в другие предметные области знаний, личностное восприятие правовых законов и норм права, их соответствие требованиям высшей школы [3; 4].
Наиболее полно перечень изучаемых правовых дисциплин представлен в нашем вузе на правовом факультете, и это правомерно, потому что будущий учитель истории получает вторую специализацию - учитель права. Выпускники факультета права будут проводить уроки по граждановедению, обществознанию, где имеются модули по праву. То есть на будущих учителей права возлагается правовое обучение учащихся, и в этом случае правовая теория становится частью профессионализма. На всех факультетах дисциплина «Правоведение», преподается на старших курсах в течении одного учебного года (максимально) и одного семестра (минимально). Одной из задач правовой подготовки будущего учителя является определение объема правовой информации и выделение е критериев.
Таким образом, с одной стороны, общеобразовательной школе необходим педагог, обладающий юридической грамотностью, понимающий социальную значимость права, понимающий
Библиографический список
важность соблюдения правопорядка в государстве, умеющий организовывать правовое воспитание и обучение; с другой - в научных исследованиях проблема правовой подготовки будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза практически не отражена. Практика подготовка будущих учителей показывает, что выпускники педвузов имеют пробелы в знаниях по теории права, правовому воспитанию учащихся, не обладают навыками практического применения правовых знаний и профессионально - правовых умений, не имеют достаточного уровня правовой грамотности.
Эти проблемы во многом обусловлены тем, что в процессе профессиональной подготовки недостаточно учитывается объем правовых знаний, профессионально - правовых умений, не разработаны требования к оптимальному отбору содержания правовых дисциплин для студентов педвуза, не учитываются особенности правовой подготовки в целом. Следует отметить, что отсутствие специальных программ по отраслям права РФ, утвержденных для студентов педагогических вузов Министерством образования, обуславливает факт возможного использования программ и учебных пособий, составленных для студентов юридических вузов. Однако правовая информация и её объём для будущих учителей права должны отражать специфику и особенности именно педагогического вуза.
Актуальность правовой подготовки студентов педвуза во многом обусловлена тем фактом, что до сих пор отсутствует система такой подготовки, не раскрыт ее содержательный объект, не определена технология реализации, отсутствует методическое обеспечение преподавания правовых дисциплин в педагогическом вузе. Правовая компетентность будущих педагогов - одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. От её правильной организации зависит качества преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе, правовое воспитание учащихся, правовое просвещение их родителей и правовое самообразование учителя. Сегодня, несмотря на качественное обновление содержания образования и воспитания, в том числе и правового, вопрос, связанный с правовой подготовкой будущих педагогов, по - прежнему является одним из наиболее острых и насущных.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся. Инновации в образовании. 2012; 10: 5 - 13.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов Москва, 2013.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2011.
4. Горохова РИ. Проблемы формирование ИКТкомпетентности будущего учителя. Москва, 2010.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnoe obuchenie kak sovremennoe napravlenie aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Innovacii v obrazovanii. 2012; 10: 5 - 13.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov Moskva, 2013.
3. Polat E.S., Buharkina M.Yu. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2011.
4. Gorohova R.I. Problemy formirovanie IKTkompetentnostibuduschego uchitelya. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 28.01.17
УДК 378 : 316.477
Gorokhova G.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Educational Management, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko
State Pedagogical University; practical psychologist, Kropyvnytskyi Engineering College of Central Ukranian National Technical
University (Kropyvnytskyi, Ukraine), E-mail: ggorohova@kspu.kr.ua
THE SPECIFICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CAREER OF A PERSON UNDER MODERN CONDITIONS. The article analyzes a wide range of interdependent issues and actions, interrelated processes, which study the core of the "career" notion. The paper illustrates the objective criteria of career growth and premises of the development of successful career of a modern individual. The theoretical analysis demonstrates that the professional self-actualization has to develop on the basis of the professional "I-image". A future engineer has to possess such qualities as activity, exactingness, mobility, need for self-education, ultimate self-assertion in any kind of business, desire to realize oneself in all respects, to develop one's own creativity. These are the main factors of the development of the career. One of the requirements for the professional self-actualization formation was defined to be the future engineers' realization of a psychological sense for their own professional significant qualities and characteristics. The latter includes mental, psychophysical and social psychological features of an individual. The formation of precise ideas about psychological factors of an engineer's personality as well as his/her professional activity put forward the active professional development of future engineers. In competitive conditions the professional self-actualization becomes an essential part of an individual's professional education. The research helps to show that one of the leading factors should be development of the professional psychological ability to master professional experience successfully as a main premise of the future engineers' professional career.
Key words: self-realization, social professional development, professional career, self-actualization.
Г.И. Горохова, аспирантка каф. педагогики и образовательного менеджмента Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко, практический психолог Кропивницкого инженерного колледжа Центральноукраинского национального технического университета, г. Кропивницкий, Украина, Е-mail: ggorohova@kspu.kr.ua
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье проанализирован широкий круг взаимосвязанных вопросов и действий, совокупных процессов, направленных на изучение сущности и содержания понятия «карьера»; определены объективные критерии карьерного роста и факторы успешного развития карьеры современной личности. Теоретический анализ показал, что профессиональное самосознание должно формироваться на основе профессионального «Я-образа»; будущий специалист обязан обладать активностью, требовательностью, мобильностью и потребностью в самовоспитании и самообразовании, максимальным самоутверждением в той или другой отрасли деятельности, желанием всецело реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал, что является основными критериями карьерного развития современной личности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что одним из условий формирования профессионального самосознания является осознание будущими специалистами психологического смысла собственных профессионально значимых качеств и характеристик, которые включают психические, психофизические и социально-психологические свойства личности. Сформированность четких представлений о психологической составляющей личности специалиста, а также о его профессиональной деятельности способствует активному профессиональному становлению будущих специалистов. В условиях конкуренции формирование профессионального самосознания становится неотъемлемой частью профессионального образования личности. Установлено, что одной из ведущих составляющих профессиональной подготовки должно быть развитие профессионально-психологической способности к успешному освоению трудовой и профессиональной деятельности как главного условия развития профессиональной карьеры будущих специалистов.
Ключевые слова: самореализация, социально-профессиональное становление, профессиональная карьера, самоактуализация.
Начало XXI столетия ознаменовалось бурным развитием новейших технологий, ускорением темпа усвоения новой информации, открытием новых форм управления производством, осовремениванием трудовой среды и трудовых отношений, более глубоким и пристальным изучением сущностного наполнения понятия «карьера» и всех процессов, связанных с ее развитием. Особенно заметны изменения в отношении к изучению этого наиважнейшего для общества понятия в странах, которые делают значительные шаги на пути приближения к мировым стандартам в разных сферах, в частности, в сфере трудовой занятости населения.
Исследованием особенностей самореализации, социально-профессионального становления и развития профессиональной карьеры личности занимались такие учёные как Г.В. Дворецкая, О.М. Кокун, Н.П. Лукашевич, В.В. Радул, А.Р Малхазов, Е.В. Гудкова, В.Т. Лозовецкая, О.В. Мазяр, В.В. Кириченко, И.Б. Файнман, И.П. Краснощек, И.В. Лебедик, Ю.В. Ков-басюк, Л.Е. Орбан-Лембрик, В.С. Бискуп, Т.М. Траверсе, Т.Л. Лях, Т.П. Цюман и другие.
Целью статьи является теоретический анализ широкого круга взаимосвязанных вопросов и действий, совокупных процессов, направленных на изучение сущности и содержания понятия «карьера»; определение объективных критериев карьерного роста и условий успешного развития карьеры личности.
Проанализировав научно-литературные источники, авторами которых являются ученые, занимающиеся изучением понятия «карьера», можно определить следующее:
1. Для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Профессия является социально-ценной сферой приложения физических и духовных сил человека, что дает ему возможность взамен потраченного труда получить необходимые средства для существования и развития [1, с. 7]. Большинство социологов трактуют трудовую карьеру как социально признанные образцы последовательности профессиональных занятий, упорядоченных согласно иерархии престижа, власти, вознаграждения. Это процесс и результат перемещения человека между трудовыми позициями или профессиональными занятиями на протяжении его трудовой жизни. Некоторые социологи толкуют трудовую карьеру как развернутую во времени последовательность трудового опыта и считают, что каждый, кто работает, имеет карьеру. В этом случае «трудовая карьера» является синонимом «вну-треннегенерационной социальной мобильности» [2, с. 223].
II. 1. На карьеру влияют личностные, социальные, рыночные факторы, а также факторы социально-трудовой ситуации [3, с. 342].
2. Основными этапами карьеры являются: предыдущий, становление, продвижение, сохранение, окончание, пенсионный. Связь между потребностями индивида, этапами карьеры и
стадиями жизни обусловлена этапами социализации индивида [3, с. 342].
3. Классификация трудовой карьеры выстраивается на таких основаниях: по количеству занятых рабочих мест на протяжении жизни - стабильная и динамичная; по направлению переходов - горизонтальная, вертикальная, смешанная; восходящая, нисходящая, зигзагообразная, центростремительная; по скорости переходов - нормальная, стремительная, бурная; по масштабам переходов - профессиональная, отраслевая, территориальная [3, с. 342].
III. 1. Карьерное развитие обуславливается сформированно-стью активной жизненной и профессиональной позиции личности, которая учитывает как собственные потребности, так и интересы социума, а также предусматривает как однолинейный, так и вариативный путь профессионального становления [4, с. 45].
2. Процесс формирования профессионального самосознания носит выраженный динамичный характер. Профессиональное развитие наиболее активно проявляется в юном возрасте, на этапе профессионального обучения и подготовки к труду, а также на этапе вхождения в профессию. Недостаточное внимание к данной тенденции ведёт к выраженной статистичности образа «Я», ослаблению сензитивности в развитии профессионально-личностного потенциала человека на дальнейших этапах овладения профессией. Формирование профессионального самосознания является движущей силой и результатом профессионального образования, профессиональной деятельности и активности личности [4, с. 45].
3. Процесс формирования профессионального самосознания предусматривает постоянную смену и углубление «Я-обра-зов» будущего субъекта профессиональной деятельности под влиянием новых профессионально-личностных и индивидуально-психологических качеств, совершенствование профессиональной деятельности, приобретенных профессиональных знаний и представлений, в том числе и профессионально-психологических. Сформированность образов «Я - реальный специалист» и «Я - идеальный специалист» обуславливается полнотой осознания и принятием профессионально-психологических знаний и требований, которые предъявляются профессией к личности специалиста [4, с. 45].
Стратегия построения карьеры современной личности является специфической системой действий относительно профессиональной адаптации в реальных условиях труда, развитии профессионализма, соответственных личностных преобразований и изменений в достижении карьерных целей человека. В современных концепциях профессионального становления подчёркивается тот факт, что сам субъект может быть творцом своей карьеры [4, с. 103 - 104].
К объективным факторам карьерного роста относятся: повышение по службе, карьерный рост, достижение определенно-
го социального статуса, смена мест и видов профессиональной деятельности. Субъективные факторы связаны с ценностными представлениями субъекта о собственной карьере и дальнейшем профессиональном развитии [4, с. 104].
Развитие карьеры личности предусматривает успешное овладение профессией и эффективным исполнением профессиональной деятельности при условии наличия совокупности профессионально важных качеств, находящихся в динамичной взаимосвязи. К их числу стоит относить не только индивидуально-типологические качества, а и профессионально-значимые качества личности. Причем, системообразующей характеристикой их является профессиональная направленность и карьерные ценностно-мотивационные ориентации [4, с. 66].
Проблемы развития профессиональной карьеры современной личности связаны с недостаточным развитием её карьерных ориентаций относительно активной профессиональной самоактуализации, осознания возможностей собственного личностного и профессионального потенциала, учета степени соответствия этих особенностей требованиям избранной профессиональной деятельности, способности к целенаправленному развитию профессионально-значимых качеств и задатков. Существенным является выбор механизмов мотивации развития профессиональной карьеры в обеспечении конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда [4, с. 34].
Таким образом, профессиональное самосознание должно формироваться на основе «Я-образа»; будущий специалист должен обладать активностью, требовательностью, мобильностью и потребностью в самовоспитании и самообразовании, максимальным самоутверждением в той или другой области деятельности, желанием всецело реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал, что является основными критериями карьерного развития современной личности. Одним из условий формирования профессионального самосознания, на наш взгляд, является осознание будущими специалистами психологического смысла собственных профессионально значимых качеств и характеристик, которые включают психические, психофизические и социально-психологические особенности личности. Сформи-рованность чётких представлений о психологической составляющей личности специалиста, а также о его профессиональной деятельности способствует активному профессиональному становлению будущих специалистов. В условиях конкуренции формирование профессионального самосознания становится составляющей частью профессионального образования личности. Одной из ведущих составляющих профессиональной подготовки должно быть развитие профессионально-психологической способности к успешному освоению трудовой и профессиональной деятельности как главного условия профессиональной карьеры будущих специалистов [4, с. 49].
Следовательно, анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что теории и концепции развития карьеры современной личности предусматривают не только развитие профессионализма, но и понимание его факторов, анализируя личностный и профессиональный потенциал, уровень мотивации и профессиональной адаптации личности к конкретным условиям труда, учитывая возможности прогнозирования карьерного развития человека. Теории развития карьеры предусматривают возможности предоставления соответствующей помощи на основе представлений о вариантах профессионального развития личности, ее закономерностей и перспектив в контексте совре-
Библиографический список
менных социально-экономических требований и потребностей. Социально-когнитивные теории отличаются тем, что в них процесс профессионального самоопределения, профессионального развития личности рассматривается в контексте индивидуальных особенностей относительно прогнозирования и принятия самостоятельных решений. Альтернативы карьер сравниваются субъектом выбора, соответственно ценностному восприятию тех или иных событий и ситуаций. Профессиональный успех и карьеру личности связывают с формированием профессиональной «Я-концепции», установлением эффективной взаимосвязи, реальной самооценкой относительно реализации личностного и профессионального потенциала и развития собственной карьеры [4, с. 82].
Сложный процесс формирования активности личности завершается реальным выбором желаемого, то есть удовлетворением потребностей, но только при условии, что внешние побуждения не спорят с уже существующими в личностной структуре ценностями, не вызывают внутреннего дискомфорта, когнитивного диссонанса (интеллектуального конфликта, при котором новая информация противоречит устоявшимся мыслям, представлениям), а новая ориентация, которая возникла в результате выбора, открывает личности простор для удовлетворения своих потребностей [5, с. 144].
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с выбором: поведения, решения, деятельности или действий и тому подобное. Этот выбор бывает нелегким из-за разнообразия возможных последствий. Он еще больше усложняется, если мы не имеем хотя бы каких-нибудь ориентиров. Поэтому для каждого человека особенное значение имеют жизненные ценности, которые сужают разнообразие вариантов решений к перечню, который соотносится с тем, что для нас является важным, значимым, приоритетным [6, с. 31].
Ценностная ориентация проявляется в целях, интересах, идеалах. Она является одним из наиважнейших мотивов выбора профессии, формирования и реализации жизненных планов человека [2, с. 146]. От того, на какие ценности ориентирован работник, какое место в общей системе его ценностных ориента-ций занимает трудовая деятельность, зависит уровень трудовой активности работника, качество выполняемой работы [2, с. 146].
Важно помнить, что карьерные ориентации, возникшие в процессе социализации на основе жизненного опыта, личностной концепции, мотивов, ценностей, установок по отношению к работе, сформированных в процессе профессионального обучения и на ранних этапах становления карьеры, могут быть достаточно устойчивы длительное время. Поэтому исследование вопроса карьерных ориентаций является важной частью планирования карьеры, а также понимания источников наших профессиональных действий и принятых решений.
Таким образом, рассмотренный материал показывает необходимость дальнейших исследований и открывает перспективы в разработке темы становления профессиональной карьеры личности в условиях развития современного общества; а также показывает значимость исследований карьерных ориентаций в процессе профессиональной социализации личности, определении роли и сущности профессиональной самореализации личности в системе высшего профессионального образования, изучении проблем высших учебных заведений относительно важности понимания профессиональной самореализации личности и путей их решения.
1. Ковбасюк Ю.В. Государственная служба. Киев: Одесса: НАДУ, 2013.
2. Дворецкая Г.В. Социология труда. Киев: КНЕУ, 2001.
3. Лукашевич Н.П. Социология труда. Киев: Лыбидь, 2004.
4. Лозовецкая В.Т. Профессиональная карьера личности в современных условиях. Монография доктора педагогических наук. Киев, 2015.
5. Орбан-Лембрик Л.Е. Психология управления. Киев: Академиздат, 2010.
6. Лях Т.Л. Профессия. Карьера. Успех. Киев: Основа-Принт, 2010.
References
1. Kovbasyuk Yu.V. Gosudarstvennaya sluzhba. Kiev: Odessa: NADU, 2013.
2. Dvoreckaya G.V. Sociologiya truda. Kiev: KNEU, 2001.
3. Lukashevich N.P. Sociologiya truda. Kiev: Lybid', 2004.
4. Lozoveckaya V.T. Professional'naya kar'era lichnosti vsovremennyh usloviyah. Monografiya doktora pedagogicheskih nauk. Kiev, 2015.
5. Orban-Lembrik L.E. Psihologiya upravleniya. Kiev: Akademizdat, 2010.
6. Lyah T.L. Professiya. Kar'era. Uspeh. Kiev: Osnova-Print, 2010.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 378.14:398(=161.1):(571.150)
Gerasimova N.A., senior lecturer, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: oonir.agik@mail.ru
Gubinа N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Philology and Elocution, Altai State Institute of Culture
(Barnaul, Russia), E-mail: ninochka4@mail.ru
Korovnikovа D.N., Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: dinula95@mail.ru
REGIONAL ASPECTS OF TRAINING HEADS FOR ETHNICAL AND CULTURAL CENTERS (CASE STUDY OF ALTAI KRAI).
The article points out some specific aspects of educational training of heads of ethnical and cultural centers in Altai Krai, determines the idea of the whole education process. One of these features, according to the authors' opinion, is the folk universalism of Altai territory, which is determined historically of the level of wealth of regional versions of common-Russian folk tradition). The other feature is close relatedness between the regional aspect and the process of formation of skills of future artistic specialists. The regional aspect determines the necessity of students' participation in folk ethnographical expeditions, students' learning of syncretic nature of folklore.
Key words: regional aspect, history of settlement of Altai Krai, folk artistic tradition, folklore, syncretism.
Н.А. Герасимова, доц. каф. хореографии Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
Е-mail: oonir.agik@mail.ru
Н.В. Губина, канд. филол. наук, доц. каф. филологии и сценической речи Алтайского государственного института
культуры, г. Барнаул, Е-mail: ninochka4@mail.ru
Д.Н. Коровникова, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: dinula95@mail.ru
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В статье доказывается, что региональный аспект подготовки руководителей этнокультурных центров в Алтайском крае имеет ряд особенностей, с помощью которых задается ряд существенных качественных и содержательных характеристик этого образования. Одной из них, по мнению авторов, является исторически обусловленный универсализм, связанный с существующим на Алтае многообразием региональных вариантов общерусской традиции. Еще одной немаловажной чертой регионального аспекта является его теснейшая связь с формированием навыков художественно-творческой и научно-исследовательской работы будущего специалиста. Именно региональный аспект обусловливает необходимость участия обучающихся в фольклорно-этнографических экспедициях, в ходе которых они на практике постигают синкретичную сущность фольклора.
Ключевые слова: региональный аспект, история заселения Алтая, народная художественная традиция, фольклор, синкретизм.
Решение проблемы изучения, сохранения и воспроизводства народной художественной культуры как один из ключевых моментов национальной культурной политики, во многом, обусловило необходимость подготовки руководителей этнокультурных центров на уровне высшего профессионального образования. Иными словами, очень своевременной и даже насущно важной представляется подготовка специалистов, способных не только создавать художественные продукты по мотивам традиционной культуры на уровне стилизации, использования ее элементов, но непосредственно, что называется, «на местах» создавать коллективы, максимально бережно сохраняющие и точно воспроизводящие народную художественную традицию.
В Алтайском крае обучение руководителей этнокультурных центров осуществляется с 2016 г. на базе Алтайского государственного института культуры, уже имеющего успешный опыт подготовки специалистов в области фольклора: наборы студентов по специальности «Народная художественная культура», специализации «Фольклор и этнография» осуществлялись с 2000 по 2009 год, выпуски, соответственно, с 2005 по 2014 г. Учебный план был ориентирован в первую очередь на изучение русской традиционной культуры, в процессе занятий систематически использовался материал фольклорно-этнографических экспедиций по Алтайскому краю, которые ежегодно проводились преподавателями вуза, начиная с 1984 г. до сих пор. Подготовленные специалисты практически полностью трудоустроены в сфере культуры, работают по профессии в различных регионах России: Алтайский край, Красноярск, Москва, Пермь, Сургут и др.
С учетом этого опыта новая основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки «Народная художественная культура», профиль «Руководство этнокультурным центром» разработана таким образом, что региональная компонента занимает в ней значительное место, о чем свидетельствуют названия многих дисциплин вариативного цикла: «Музыкальное творчество Алтая», «Музыкальные инструменты Алтая», «Танцевальный фольклор Сибири», «Региональные особенности фольклорного танца» и др.
По нашему мнению, региональный аспект подготовки руководителей этнокультурных центров в Алтайском крае имеет ряд особенностей, с помощью которых задается ряд существенных
характеристик этого образования (и плане качества, и в плане содержания).
Во-первых, это исторически обусловленный универсализм. В процессе заселения Алтая русскими на этой территории сформировались мозаичность и удивительное многообразие региональных вариантов общерусской традиции. «Русское население Алтая сложилось в ходе двух основных периодов заселения. В первый период (XVIII - первая половина XIX в.) русские расселялись в соседстве с местными коренными жителями на свободных землях, как и вообще старожилое население Западной и Восточной Сибири. Формирование весьма компактных ареалов поселений, а также постоянная связь с основной территорией и ранее освоенными местностями позволяли русскому народу сохранять этническую самостоятельность и вживаться в новую среду обитания. Первоначальное заселение Алтая осуществлялось из севернее лежащих местностей Западной Сибири. Выходцы оттуда являлись носителями севернорусских традиций. В конце XIX - начале ХХ в. Направление движения переселенцев изменилось. Поток новоселов шел непосредственно из Европейской части страны, и представляли его преимущественно жители южнорусских губерний, приносившие традиции родных мест» [1, с. 253]. Можно сказать, что благодаря многообразию региональной культуры Алтай представляет проекцию России в целом.
Таким образом, педалирование регионального аспекта в подготовке руководителей этнокультурных центров позволяет сформировать универсального специалиста, знающего варианты общерусской традиции и способного эффективно создавать аутентичные коллективы в разных регионах страны.
Во-вторых, еще одной немаловажной чертой регионального аспекта в подготовке руководителей этнокультурных центров является его теснейшая связь с формированием навыков художественно-творческой и научно-исследовательской работы будущего специалиста.
Не случайно одна из профессиональных компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Народная художественная культура», профиль «Руководство этнокультурным центром» сформулирована следующим образом «способность руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного ху-