УДК 378
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Журавлева Ольга Петровна
Старший преподаватель кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, pedagogika@ kspu.ru, Красноярск
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья посвящена проблеме развития личностного потенциала студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. Рассмотрена сущностная характеристика понятия «личностный потенциал студента». Обоснованы возможности активных и интерактивных методов обучения в развитии личностного потенциала будущего педагога. Выявлено, что актуализация ценностно-мотивационной сферы личности, развитие рефлексивно-оценочных умений в процессе целенаправленно организованной учебно-познавательной деятельности способствуют выработке ценностного отношения студентов к личным возможностям и качествам.
Ключевые слова: потенциал, личностный потенциал студента, личностные качества, ценностное отношение к личностному потенциалу, игровые технологии
Adolf Vladimir Aleksandrovich
Dr. Sci. (pedagogics), professor, head of the chair of pedagogics, Krasnoyarsk state pedagogical university named after V P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Olga Petrovna Zhuravleva
Senior teacher at the of pedagogics, Krasnoyarsk state pedagogical university named after V P. Astafiev, pedagogika@ kspu.ru, Krasnoyarsk
THE DEVELOPMENT OF A STUDENT’S PERSONAL OF PROFESSIONAL TRAINING
The article is devoted of a student’s personal potentional development in the process of professional-pedagogical traning. An essential characteristics of the notion «a student’s personal potential» has been considered. The possibilities of active and interactive methods of teacing for the development of a future educator’s personal potential have been substantiated. It has been found out that the actuality of value-motivation sphere of personality and the development of reflexiveassessment skills in the process of purposefully organized teaching cognitive activities promote the production of valuable attitude of students to personal possibilites and qualities.
Keywords: potentional, a student’ personal potentional, personal qualities, valiable attitude to personal potentional, game technologies
Радикальные изменения в научно-технической, экономической, культурной и социальной сфере жизни общества актуализировали потребность в творческих специалистах, ориентированных, на инновационную созидательную деятельность, на саморазвитие и самосовершенствование. Ценностно-целевые ориентиры высшего педагогического образования направленные
на формирование профессионально компетентной, интеллектуально-нравственной личности специалиста сферы образования, акцентируют внимание на необходимости развития личностного потенциала студента в процессе профессионально-педагогической подготовки.
Понятие «потенциал» (от латинского -мощь) в толковых словарях русского языка
трактуется как «запас, средство, ресурс», которое может быть использовано для решения определенных задач и достижения намеченной цели. В акмеологическом понимании личностный потенциал включает в себя не только потенциальные, природно обусловленные качества и способности человека, но и систему постоянно возобновляемых интеллектуальных и волевых ресурсов, которые могут быть ею использованы и приведены в действие для достижения определенной цели или результата. Личностный потенциал в научной литературе трактуется как обобщенная характеристика индивидуальнопсихологических особенностей личности (Д. А. Леонтьев), дающий человеку возможность принимать решения и регулировать поведение, прежде всего из своих внутренних представлений и критериев. Личностный потенциал человека находит проявление в осознании им потребностей и в познании себя, в ценностном отношении к личностным ресурсам, в возможности активно и ответственно действовать на основе целеполагания и рефлексии. Таким образом, понятие личностный потенциал включает целый ряд признаков: когнитивных, экзистенциально-ценностных, деятельностнокреативных. Являясь достаточно сложным личностно-деятельностным образованием, потенциал личности, наряду с ресурсами, данными человеку от рождения, включает также мировоззрение, мотивацию к самореализации и личностные качества. В связи с чем в научной литературе изучаются различные виды личностных потенциалов: интеллектуальный (Н. А.Грищенко), коммуникативный (Ю. Н. Емельянов), творческий (В. И. Загвязинский), духовно-творческий (В. В. Игнатова), профессионально-культурный (Е. А. Мухамедвалеева), профессиональный (В. А. Адольф), аксиологический (Л. Д. Столяренко). Личностный потенциал включает в себя такие составляющие, как здоровье, степень активности, уровень усвоенной культуры, совокупность знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера, совокупность личностных качеств и уровень духовно-нравственного развития человека. Как отмечают исследователи (А. Г. Асмолов, Б. А. Вяткин, А. В. Петровский), характерным свойством личностного потенциала является его непрерывное из-
менение под влиянием внутренних и внешних факторов, в числе которых особую роль играет активная деятельность личности. В педагогическом аспекте (В. В. Игнатова) личностный потенциал представляет собой сущностную видовую характеристику человека, заключающуюся в совокупности врожденных и приобретенных способностей относиться к окружающей действительности, определяющую норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия, имеющую объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ее ценностных ориентаций и реализующуюся в деятельности. Опираясь на имеющийся личностный потенциал, человек формирует себя как личность и как профессионал, вырабатывая определенные индивидуальные эталоны личностного и профессионального развития. В данной логике профессионализм человека представляет собой не только уровень профессиональных знаний и способов деятельности, но и степень реализации его личностного потенциала, включая его отношение к реалиям внешнего мира и самому себе. Эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации обеспечивает личностная компетенция специалиста (Н. Н. Реутов,
Н. В. Уварова и др.). В общем виде личностная компетенция включает в себя умения принимать решения, правильно распоряжаться временем, ориентироваться на результат, устанавливать целесообразные контакты, желание трудиться и добросовестное отношение к делу, адекватное оценивание своих возможностей, намечать новые мобилизационные задачи и реализовывать способы самосовершенствования. Это тот личностный потенциал, который позволяет человеку, расти в личностном и профессиональном плане. Личностный потенциал студента представляет собой личностно-деятельное образование, отражающее совокупность их знаний, умений, потребностей, возможностей, ценностных отношений, личностных качеств, позволяющих адаптироваться к условиям образовательной среды и обеспечивающих познавательную направленность, а также стабильно высокую эффективность учебно-познавательной деятельности. Признаками личностного потенциала студента являются: наличие про-
фессиональной направленности; осознание собственных возможностей в решении образовательных задач; проявление ценностного отношения к личностным ресурсам; ориентированность на самостоятельное, целенаправленное овладение знаниями и способами деятельности; выбор путей достижения поставленной цели. Личностный потенциал предполагает наличие личностных свойств и качеств, обеспечивающих человеку, как развитие его личности, так и ее внешнее проявление в создании предметов материальной и духовной культуры. Понятие личностные качества рассматриваются нами, исходя из понимания качества как устойчивой во времени и пространстве характеристики личности, проявляющейся в поведении человека в различных ситуациях. Высокий уровень сформированности нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности студентов в значительной степени обеспечивает продуктивность их познавательно-профессиональной деятельности и создает благоприятную основу для обогащения и развития личностного потенциала. Нравственные качества, выражающиеся, прежде всего, в позитивной мотивации избранной профессии, в личностном соответствии ценностей общественнозначимым нормам, задают общий тон учебно-профессиональной деятельности. Интеллектуальные качества личности обеспечивают эффективное осуществление той или иной деятельности в образовательном пространстве вуза. Эмоционально-волевые качества, регулируя эмоционально-волевую сферу личности студентов, мобилизуют их на выполнение необходимых учебных действий, тормозят нежелательную активность. Коммуникативные качества позволяют студенту выстраивать эффективные способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса вуза.
Рассматривая профессиональное педагогическое образование как социокультурный институт, с одной стороны, и как педагогическую систему, с другой, отмечая направленность этого процесса на формирование активной познавательной деятельности самого студента, считаем целесообразным, использовать его возможности, в том числе, и для развития личностного потенциала. Гуманистическая направленность профессио-
нальной подготовки дает возможность поэтапно стимулировать стремление студента к самовыражению и развитию личностного потенциала в процессе освоения профессиональных знаний и способов деятельности посредством актуализации личностной субъектной позиции с учетом интересов личности и ее индивидуальных возможностей.
Выделяя студенческий возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, исследователи отмечают, что характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения и повышение интереса к моральным проблемам, переосмысление ценностных ориентаций (Н. В. Прокопьева, Л. Д. Столяренко, И. В. Шаповаленко). Период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера позволяет заметно активизировать процесс развития потенциальных возможностей личности. Ведущей деятельностью в этот возрастной период признается учебная деятельность, которая является частью познавательной деятельности и определяется как деятельность по самоизменению, поскольку ее продуктом являются изменения, происходящие в ходе ее выполнения в самом субъекте, осуществляющем эту деятельность. Целью учебной деятельности и является изменение самого субъекта деятельности в виде приобретаемых им знаний и способов действий. Эффективное осуществление учебной деятельности предполагает владение студентами учебными действиями, универсальными для всех предметов и основных сфер человеческой деятельности. Концепция универсальных учебных действий, разработанная на основе личностно-деятельностного подхода, коллективом авторов под руководством А. Г. Асмолова, определяет универсальные учебные действия как обобщенные действия, обеспечивающие умения учиться. Исследователи отмечают многофункциональность универсальных учебных действий, которые не только открывают обучающимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в организации учебной деятельности, но и создают условия для развития личностного потенциала в процессе освоения компонентов учебной деятельности. Регулятивные, познавательные,
личностные и коммуникативные учебные действия, освоенные в процессе общеобразовательной подготовки, создают основу для эффективного овладения общекультурными и профессиональными компетенциями в сфере высшего образования.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыт собственной педагогической деятельности убедительно доказывают, что эффективное овладение знаниями, целенаправленное их применение в планировании и реализации деятельности, развитие потенциальных возможностей в значительной степени зависит от сформированности ценностного отношения студентов к собственным индивидуальным ресурсам (А. А. Деркач, Е. В. Есипова, А. В. Кирьякова). Ценностное отношение студентов к личностному потенциалу мы понимаем как осознание личных потребностей и возможностей, выделение значимой области их применения в процессе учебно-познавательной деятельности и обретение через них личных смыслов будущей профессиональной деятельности. Выработке ценностного отношения к личностному потенциалу, развитию интеллектуальных, аналитико-рефлексивных, организаторских способностей, активизации процессов самовоспитания и саморазвития в образовательном пространстве вуза во многом способствует использование методов активного и интерактивного обучения. Так, дискуссия «Горизонты успешности», организованная в виде «дискуссионных качелей», предусматривающая обмен мнениями о зависимости достижения успеха в различных сферах деятельности от имеющихся личностных ресурсов и индивидуальных усилий по развитию личностных возможностей, позволяет обогатить комплекс ценностных ориентаций, переоценить потребности и жизненные смыслы, дает импульс творческому поиску средств самосовершенствования. Для осмысления проблемы достижения успеха в профессиональной сфере и оценки сопряженности личностного потенциала в этом процессе предлагается также написание эссе «Источник успеха - в тебе самом». Размышления над обозначенной в теме проблемой позволяет, задействуя интеллектуальную, рефлексивно-оценочную сферу личности, развивать самосозидающую направленность личностного развития.
Эффективными развивающими возможностями в обогащении личностного потенциала, по нашему мнению, обладают личностно-деятельностно-ориентированные технологии обучения (контекстное обучение, игровые технологии, имитационноигровое моделирование, метод проектов). Особую значимость приобретают также коллективные и групповые формы самостоятельной работы, которые создают особое рефлексивное пространство. В ситуации коллективной и групповой мыследеятельно-сти формируются способы взаимодействия, мышления, оценки и рефлексии, активизирующие процесс развития и саморазвития личностного потенциала каждого участника. Коллективные формы работы позволяют нейтрализовать негативные проявления, препятствующие достижению общего результата, вырабатывают ценности, значимые для дальнейшего процесса самоактуализации и саморазвития.
Игровые технологии позволяют раскрыть и продиагностировать индивидуальные возможности личности в совместной деятельности, обеспечивая высокую мотивацию и эмоциональную насыщенность процесса обучения. В деловой игре формируется осознание принадлежности ее участников к общему делу, критическое мышление при коллективном обсуждении вопросов, воспитывается уважительное отношение к мнению других участников игры, развивается логика и речевой этикет. Игровой метод, обеспечивая наглядно-образное восприятие и осмысление реалий образовательного процесса, создает условия для развития личностного потенциала, стимулируя проявление нравственных представлений и чувств, мотивов поведения, которые лежат в основе проявления деятельно-волевых личностных качеств. Так, учебно-деловая игра «Модель личности учителя», имитируя определенную педагогическую ситуацию, создание портрета идеального учителя, позволяет не только образно представить модель специалиста в действии через разыгрывание ролей, но и стимулирует интерес к будущей профессии, как социально-ценному виду деятельности, активизируя процессы самооценивания и самосовершенствования. Коллективное обсуждение, выделение и обоснование сущностных характеристик
профессионально-педагогической компе-
тентности способствует развитию аналитических и коммуникативных способностей. Занятие-практикум, организованное в методике квеста, приключенческой игры, требующей от участников при прохождении маршрута демонстрации интеллектуальных возможностей и организационно-волевых качеств, способствует формированию умений эффективно выполнять ориентировочные, исполнительские, общеучебные действия, актуализируя и развивая личностный потенциал студентов. Узловыми пунктами маршрута являются несколько станций: «Техника организации времени», «Гигиена умственного труда», «Методы учения», «Поиск информации». Содержательную канву игры образуют разнообразные задания теоретико-практической направленности (составление режима дня, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста, работа с каталогами, подготовка докладов и др.). Личностные ресурсы активизируются посредством включения личности в систему учебно-познавательных действий и отношений. Это сопровождается поиском личностью оптимальных способов перевода индивидуальных возможностей в реальную образовательную практику, овладением и личностным принятием норм и форм учебно-познавательной деятельности. За счет активизации способов организации учебнопознавательной деятельности происходит повышение интеллектуального, познавательного потенциала. Важную роль в формировании мотивационной основы развития личностного потенциала играют театрализованные (ролевые) игры. В игровых условиях ролевое перевоплощение становится средством осмысления, оценки, изменения отношения к себе. При этом установки, формируемые в игре, закрепляются в дальнейшем и становятся устойчивыми личностными характеристиками. Игра-инсценировка «Путешествие по образовательному процессу вуза» позволяет через ролевое исполнение основных форм обучения в вузе, сформировать знания об особенностях вузовского обучения, выработать личностно-значимое к ним отношение, определить стратегию поведения в процессе профессиональной подготовки. Изготовление и использование элементов театральной атрибутики (костю-
мы, декорации) позволяют осуществить передачу дидактической информации в образной форме, являясь не только средством иллюстрации фактов образовательного процесса, но и источником развития творческих способностей участников игры. Известно, что динамика включенности личности в деятельность определяется рефлексивно-оценочным отношением человека к действиям. Показателем развития рефлексивных способностей является готовность к внутренней содержательной оценке своей деятельности. Самооценка является важным видом оценочных способностей и понимается как отношение человека к своим возможностям, личностным качествам. Рефлексивно-оценочные умения позволяют определить, какой вид деятельности наилучшим образом способствует раскрытию личностного потенциала, понять какие внутренние особенности личности являются препятствием для самореализации в образовательном процессе, сформулировать рекомендации по дальнейшему самосовершенствованию. Диагностический практикум «Я и образовательный процесс вуза» предполагает выявление и оценку студентами индивидуальных возможностей. При этом развиваются аналитические и проективно-конструктивные умения на основе рефлексивной деятельности. Участникам практикума предлагается ответить на вопрос, «Какой я студент», распределив характеристики с положительной оценкой в левый столбик, а в правый - отрицательные характеристики. Организуется взаимооценка положительных и отрицательных качеств. Сопоставление полученных результатов происходит в виде размышления о том, что необходимо изменить в себе, чтобы развиваться в горизонте успешности. Уровень сформированности личностных качеств выявляется с использованием специально разработанных тестов и анкет. Обсуждение возникающих в процессе обучения трудностей позволяет понять, какие внутренние особенности личности являются препятствием для самореализации и наметить программу по устранению выявленных дефицитов.
Целенаправленное, систематическое использование нами методов активного и интерактивного обучения, активизируя субъектную позицию студента, способствует
развитию их личностного потенциала, что ярко проявляется в ходе выполнения ими творческих заданий. Так, например, традиционными стали проведения творческой части зачетов и экзаменов, когда старшекурсники разрабатывают и проводят для студентов младших курсов коллективные творческие дела различной направленности («Колесо истории», «Педагогика в лицах», «Педагогический капустник», «Коллекция пестрых дел», «Великая дидактика» и другие).
В итоге, актуализация ценностно-мотивационной сферы личности, развитие рефлексивно-оценочных умений в процессе целенаправленно организованной исполнительской, творческой, информационно-аналитической, организационно-управленческой учебно-познавательной деятельности способствуют выработке ценностного отношения студентов к личным возможностям и качествам, формирует потребность в активных, ответственных, творческих действиях, готовность к внутренним изменениям, стимулируют личностный потенциал студентов.
Библиографический список
1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Профессиональный потенциал педагога как фактор обновления образования // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VII Международной научной конференции. - Красноярск, 2011. - Т. 2. - С. 3-8.
2. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Профессиональное становление педагога: сущность процесса и инновационная модель // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №10. - С. 25-32.
3. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе // Сибирский педагогический журнал.-Новосибирск, 2010. - № 1.- С. 378-386.
4. Деркач А. А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 2001. - 167 с.
5. Пилипчевская Н. В., Адольф В. А. Социально-педагогическая адаптация студентов в вузе // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №2. - С. 134-141.
6. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе: монография / Отв. ред. В. В. Игнатова, О. А. Шушери-на. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. - 264 с.
7. Личностный потенциал: структура и динамика / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 679 с.