СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Качественное становление, профессионально значимые качества личности, самостоятельная работа студентов, ценностно-мотивационный, деятелъностно-практи-ческий, рефлексивно-оценочный компоненты в структуре самостоятельной работы студентов.
Тенденции инновационного социального и научно-технического развития общества, ставшие очевидной реальностью наших дней, предъявляют к человеку и уровню его образования все более высокие требования. Данное обстоятельство во многом обусловило переход образовательного процесса высшей педагогической школы к компетентностной парадигме, акцентирующей внимание на формировании у выпускников компетенций, обеспечивающих возможность эффективного решения теоретических и практических задач. Поскольку любой вид социально-по-лезной, в том числе и педагогической, деятельности подразумевает в основе организацию определенных форм поведения, направленных на достижение заданной цели, то от наличия и уровня развития качеств личности, обеспечивающих организацию способов поведения, и будет зависеть профессионально заданный результат. Проблема личностных качеств человека, обусловливающих достойное выполнение им различных социальных ролей и полноценную реализацию внутренних возможностей, изучается на протяжении последних десятилетий достаточно интенсивно. В научно-педагогических исследованиях отмечается, что необходимые для жизнедеятельности качества личности не формируются сами по себе, а требуют определенной направленности процесса профессиональной подготовки и организации учебно-познавательной деятельности на привитие интереса к будущей профессиональной деятельности, к личностному самосовершенствованию и качественному становлению. По определению Н.В. Мартишиной, «именно становление предполагает осмысление индивидом собственной природы, жизни и деятельности, активизацию, с учетом полученного знания, всех своих внутренних резервов, осознанный выбор стратегии самосозидания» [Мартишина, 2006, с. 52]. Качественное становление в процессе организации самостоятельной работы понимается нами как процесс образования качеств личности в ходе ее формирования и развития в рамках образовательного процесса.
Вопрос о профессионально значимых качествах педагога довольно четко обозначен в отечественной педагогике и педагогической психологии (Е.В. Бондаревская,
Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина профессионально значимые качества, «качества, влияющие на эффективность осуществления педагогического труда», относят к составляющей профессиональной готовности педагога, наряду с профессиональной направленностью, знаниями и умениями. В числе профессионально и социально значимых качеств личности педагога ученые выделяют такие, как целенаправленность (общая и профессиональная направленность личности, активность и инициативность); творчество и новаторство; организованность и исполнитель-
ность; требовательность и ответственность [Адольф, Ильина, 2007, с. 70]. Несмотря на то что исследователи имеют разные точки зрения относительно набора профессионально значимых личностных качеств, их подходы к рассматриваемому явлению объединяет оценка значимости этого феномена в профессиональном становлении будущего педагога.
Анализ исследований образовательного процесса высшей школы, трудов, посвященных изучению педагогической деятельности и личности учителя, позволил нам, наряду с развитой нравственной составляющей, выделить в качестве необходимого и особо значимого условия профессионально-педагогического становления сформированность целого комплекса организационно-волевых и деловых качеств. Для оптимальной организации процесса качественного становления личности учителя на этапе вузовской подготовки необходимо четко определить базовые профессионально значимые качества. Механизмом такого выделения явился интегративный подход к определению природы человеческих качеств, в соответствии с которым мы рассматриваем характер профессионально значимых качеств личности на основе их интегративности. Логический анализ характеристик качеств, значимых для эффективной учебно-познавательной деятельности, позволяет выделить те из них, которые обладают наибольшей способностью к интегрированию и являются базой для формирования компететного специалиста образовательного учреждения. К таким базовым качествам личности, значимым в учебно-познавательной деятельности, мы относим: ответственность, активность и креативность. Данные качества, на наш взгляд, являются системообразующими, во многом определяющими профессиональное поведение учителя и подразумевающими сформированность многих других значимых качеств личности.
Ответственность справедливо признается стержневым качеством личности (Л.А. Барановская, Н.А. Минкина, О.А. Шушерина и другие). Данное качество обусловливает осознанность норм, принятых в обществе, способность оценивать собственное поведение с позиций общепринятых правил, умение четко планировать и переводить в действия те или иные потребностные состояния, преодолевать трудности, руководствуясь чувством долга и сопричастности к общему делу. Ответственность в учебно-познавательной деятельности трактуется нами как качество личности, проявляющееся в добросовестном выполнении учебных обязанностей, включающее внутреннюю организованность, дисциплинированность, настойчивость в осуществлении требований на основе соотношения результатов своих учебных действий с нормами и правилами, принятыми в учебном заведении в соответствии с чувством долга и нравственно-ценными мотивами.
В педагогической науке активность рассматривается как: свойство, важнейшая черта личности, волевое качество, проявление некоторого усилия, напряжение умственных сил, необходимое условие, а также внешний признак развития самостоятельности (Б.П. Есипов, Н.А. Половников и др.). По мнению В.И. Орлова, активность как проявляемое отношение к учебно-познавательной деятельности, выраженное в стремлении достичь цели в пределах заданного времени, необходимо рассматривать в двух аспектах. Активность, проявляемую в конкретной учебной ситуации и активность как качество личности. При этом первая участвует в формировании второй. Реализуясь в различных видах учебной деятельности, физические и духовные усилия студентов постепенно усложняют их потребностно-моти-вационную сферу, способствуя качественному становлению личности. Изучение сущностных характеристик категории «активность» позволяет нам определять активность в учебно-познавательной деятельности как качество личности, проявля-
ющееся в деятельном отношении к выполнению учебных обязанностей, умении принимать устойчивые решения и оперативно реализовывать их собственными силами, проявляя при этом умственное напряжение и волевые усилия, направленные на достижение учебно-познавательной цели.
В исследованиях, посвященных проблемам личностных качеств у профессионала, креативность рассматривается преимущественно как уровень способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности. Креативность позволяет человеку искать и находить оптимальный выход из наличной ситуации, преодолевать или реконструировать ее, что, несомненно, играет важную роль для педагога и является базисом его успешной деятельности. Именно педагогическое учебное заведение, по мнению П.И. Пидкасистого и Н.А. Воробьева, должно закладывать основы творческой деятельности студентов, превращая пассивного созерцателя и старательного исполнителя в «творческого добытчика знаний, в преобразователя изучаемого» [Пидкасистый, Воробьева, 2007, с. 4]. Креативность в учебно-познавательной деятельности мы определяем как качество личности, проявляющееся в независимости и оригинальности мыслей и поступков, способности отказаться от традиционных схем выполнения учебных заданий и стереотипных способов мышления при решении педагогических ситуаций.
Рассматривая образовательный процесс высшей школы как средство развития и формирования личности специалиста, отмечаем необходимость модернизации всех его составляющих, включая и новые основания организации самостоятельной работы студентов, ориентированной на качественное становление личности. Исходя из понимания сущности самостоятельной работы студентов, данный дидактический феномен мы рассматриваем как неотъемлемую часть целостного образовательного процесса вуза, имеющую в основе деятельное начало. При таком подходе самостоятельную работу трактуем как целенаправленно организованный в процессе учебной деятельности комплекс действий студентов, совершаемых ими под влиянием внешних факторов и в силу их внутренних познавательных побуждений, направленных на личностное и профессиональное самосовершенствование. Традиционно в структуре самостоятельной работы выделяют компоненты, присущие деятельности как таковой: целевой, мотивационный, исполнительский и контрольный. При этом мотивированность учебного задания, четкая постановка целей и задач предстоящей деятельности, наличие алгоритма действий и владение способами ее выполнения, навыками оценивания, контроля и коррекции деятельности обеспечивают расширение и закрепление знаний в разнообразных видах индивидуальной и групповой познавательной деятельности. По нашему же убеждению, самостоятельная работа студентов имеет и богатый воспитывающий потенциал, способствуя качественному становлению личности. Для усиления воспитывающей функции самостоятельной работы нами предложена модель организации самостоятельной работы, включающая в себя три взаимообусловленных компонента: ценностномотивационный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный.
Многочисленные исследования в сфере высшего профессионального образования, опыт собственной педагогической деятельности убедительно доказывают, что эффективное овладение знаниями, целенаправленное их применение, качественное становление личности в процессе профессионально-педагогической подготовки возможны только при условии сформированности ценностного отношения студентов к образовательному процессу вуза в целом и к собственной познавательной деятельности в частности. Выработка ценностного отношения к собственной учебнопознавательной деятельности как средству саморазвития и к будущей профессио-
нальной деятельности является необходимой составляющей качественного становления личности будущего учителя. Последовательно-поэтапное ориентирование студентов в процессе самостоятельной работы на ценностное осмысление возможностей образовательного процесса и формирование ценностного отношения к собственному потенциалу позволяет актуализировать процессы саморазвития и самосовершенствования личности. Ценностное отношение к собственному потенциалу мы понимаем как осознание личных потребностей и возможностей, выделение значимой области их применения и обретение через них личных смыслов учебнопознавательной деятельности, то есть осознание студентом того, как «учение поможет ему определить свое место в жизни» [Атанов, 2001, с. 30]. Вузовское обучение, являясь наиболее ответственным этапом профессионального становления, позволяет актуализировать ценность не только научной информации и знаний, но и самих способов их добывания как своеобразного интеллектуального орудия, позволяющего студентам в процессе овладения средствами мышления и способами деятельности формировать необходимые качества. В соответствии с этим организация самостоятельной работы студентов ориентирует участников образовательного процесса не только на качество предметных результатов, но и на те ценности, которые формируются в процессе ее осуществления, что предполагает реализацию ценностно-мотивационного компонента. Содержательно-операциональное обеспечение деятельности в рамках ценности о-мотивационного компонента позволяет формировать устойчивую систему социальных и профессиональных ценностей, оказывающих влияние на формирование позитивных профессионально-ценнос-тных ориентаций студентов, которые образуют основу мотивации поведения в учебной и профессиональной деятельности. Так, в начале учебного года мы предлагаем организовывать силами студентов старших курсов неделю первокурсника «Здравствуй, вуз». Разнообразные виды творческой информационно-аналитической деятельности позволяют через целенаправленное воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности студентов задать необходимое профессионально личностное ускорение, нацелить их на ценностное восприятие окружающей их образовательной среды и формирование устойчивых познавательных и профессиональных мотивов. Эффект первого впечатления от нового жизненного этапа задает общий тон деятельности самосовершенствования на протяжении всех лет обучения в вузе. В содержательном плане неделя первокурсника включает проведение торжественного собрания первокурсников, организацию анкетирования о жизненных целях и способах их достижения, демонстрацию по мультимедийному каналу телегазет, включающих видеорубрики: «Твоя профессия — учитель», «Учись учиться» и «В университет — за успехом». Важным этапом запуска ценностно-мотивационного потенциала личности является также праздничный концерт «Все только начинается», развлекательную канву которого целесообразно обогатить настойчиво звучащей нотой о том, что увлекательная и разнообразная внеучебная деятельность в вузе — это лишь дополнение к напряженному и ответственному труду, требующему мобилизации и проявления многих личностных качеств. На завершающем этапе недели первокурсников проводится научно-практическая студенческая конференция «Первые шаги к успеху», целью которой является содействие профессионально-личностному становлению будущих учителей на основе ценностного отношения к образованию. Деятельность по формированию ценностного отношения к образовательному процессу, выработке позитивной мотивации учения продолжается при изучении каждой дисциплины на протяжении всех лет обучения в вузе.
В педагогической и психологической литературе личность рассматривается не только как результат воздействия внешних факторов, но и как результат активной деятельности самого человека, направленной на усвоение опыта предшествующих поколений. В соответствии с данными научными положениями считаем, что решение проблемы качественного становления личности будущего учителя в процессе самостоятельной работы студентов требует не просто оптимизации отдельных видов этой работы, а целенаправленного развития личностного потенциала в ходе разнообразных видов аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности. Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе решения учебно-познава-тельных задач, организованное в рамках деятельностно-практического компонента самостоятельной работы, направлено на развитие действенно-практической сферы личности. Это способствует переводу студента в позицию активного и творческого преобразователя получаемой информации в процессе учебно-познавательной деятельности. Организованная в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы деятельность студентов была направлена на осознание ими значимости личностных качеств, активизацию процессов самопознания, самооценивания и рефлексии, отработку навыков самовоспитания в различных видах самостоятельной работы. Так, например, программа личностно ориентированного курса «Твоя успешность — в твоих руках» предполагает включение в канву практических занятий активных и интерактивных методов обучения, стимулирующих формирование личностных качеств у студентов. Работа в интерактивном режиме во время лекционных занятий также способствует организации активного образовательного пространства, стимулируя созидательные способности обучающихся.
Известно, что динамика включенности личности в деятельность определяется рефлексивно-оценочным отношением человека к действиям. Это побудило нас организовать в процессе самостоятельной работы деятельность по активизации реф-лексивно-оценочной сферы личности студентов. Целенаправленно организованная в этом аспекте деятельность позволяет стимулировать рефлексивно-оценочные умения студентов и является источником получения объективных данных о возможностях личностного роста и выстраивания индивидуальной программы развития. Средством становления рефлексивной активности являются разработанные нами анкеты, позволяющие оценивать ценности и смыслы образовательного процесса вуза и отношение к себе в новой социальной роли. Для стимулирования рефлексивно-оценочной деятельности первокурсников целесообразно организовать работу над ошибками первого курса. Данный вид деятельности предполагает рефлексию успехов и неудач первого года обучения в вузе и определение перспективных линий дальнейшего профессионального и личностного становления. Для формирования опыта рефлексивно-оценочной деятельности в процессе аудиторной самостоятельной работы нами использовались такие методические приемы: предложение сформулировать ответ-рассуждение; совместное оценивание ответов; фиксирование эмоциональных состояний на разных этапах занятия и другие. Это позволяет активизировать оценочные суждения о собственной личности и способах деятельности, формирует навыки рефлексии и самооценивания, вырабатывает умения перспективного целеполагания по совершенствованию качественного потенциала личности будущего учителя.
Результаты мониторинга качественного становления личности студентов в системе самостоятельной работы, организованного нами на факультете естествознания в Красноярском государственном педагогическом университете, убедительно доказывают, что формирование ценностного отношения студентов к процессу про-
фессионально-педагогической подготовки и собственному личностному потенциалу, развитие их рефлексивно-оценочных умений в ходе активной учебно-познавательной деятельности способствуют переводу профессионально значимых личностных качеств на более высокий уровень развития.
Таким образом, самостоятельная работа студентов, предусматривающая актуализацию действенно-практической сферы личности в процессе развития ценнос-тно-мотивационных установок и рефлексивно-оценочных умений, позволяет значительно активизировать процесс качественного становления личности студентов, усиливая внутреннюю положительную мотивацию, стимулируя их познавательную активность, ответственное, творческое, критическое отношение к учебной деятельности. Организованная в рамках ценностно-мотивационного, деятельности о -практического и рефлексивно-оценочного компонента самостоятельной работы учебно-познавательная деятельность студентов обеспечивает, в свою очередь, их готовность к будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск: Полином, 2007. 192 с.
2. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.
3. Журавлева О.П. Интерактивный режим организации аудиторной самостоятельной работы студентов в системе высшего педагогического образования // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 29-41.
4. Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. № 3. С. 48-57.
5. Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России, 2007. 192 с.