Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов'

Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ОПЕРАЦИОННО-ДЕЙСТВЕННЫЙ И РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Елена Лазаревна

В статье представлена актуальность проблемы формирования компетенций у студентов высших учебных заведений. Профессиональные компетенции рекомендуется формировать в самостоятельной работе на примере технических вузов. Автором рассматривается сущность понятий «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход». В статье описываются подходы, на основе которых проводилось исследование: личностный и деятель-ностный. Оценка эффективности формирования компетенций рассматривается с учетом моти-вационно-ценностного, когнитивного, операционно-действенного и рефлексивно-оценочного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова Елена Лазаревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов»

УДК 378.147.88

Гусейнова Елена Лазаревна

Старший преподаватель кафедры Механики и технологии машиностроения филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета, [email protected], Октябрьский

формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов

Аннотация. В статье представлена актуальность проблемы формирования компетенций у студентов высших учебных заведений. Профессиональные компетенции рекомендуется формировать в самостоятельной работе на примере технических вузов. Автором рассматривается сущность понятий «компетентность», «компетенции», «компетентностный подход». В статье описываются подходы, на основе которых проводилось исследование: личностный и деятель-ностный. Оценка эффективности формирования компетенций рассматривается с учетом моти-вационно-ценностного, когнитивного, операционно-действенного и рефлексивно-оценочного компонентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельная работа студентов, компетенции, мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-действенный и рефлексивно-оценочный.

Guseynova Elena Lazarevna

Senior Lecturer of the Chair of Mechanics and Mechanical Engineering Technology of the Subsidiary of Ufa State Petroleum Technological University in Oktyabrsk city, [email protected], Oktyabrsky

the formation of professional competence in independent work of students of technical universities

Abstract. The article presents the problem of formation of competences of students of higher educational institutions. Professional competence is recommended to form independent work on the example of technical universities. The author describes the essence of the concepts of «competence», «competency building approach». This article describes the approaches, based on which the study was conducted: personal and activity. Evaluation of the effectiveness of competences is considered taking into account motivational-value, cognitive, operationally -efficient and reflective-evaluative components.

Keywords: competency building approach, students' independent work, competency, motivational-value, cognitive, operationally -efficient, reflexive-evaluative.

На современном этапе развития общество претерпевает значительные изменения, которые оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Подобные перемены затронули и образование, поскольку оно является социальным институтом и отражает состояние общества. Сегодня востребованы специалисты, которые обладают широким спектром социально-профессиональных действий, универсальными способностями, готовые к индивидуальной инновационной деятельности.

В свете модернизации образования в России в 2010 введены новые федеральные государственные стандарты. ФГОС третьего

поколения выдвигает принципиально новое требование к результатам усвоения учебных программ, важным является не просто получение учащимися знаний, а развитие у них в ходе учебного процесса определенных навыков и умений, называемых компетенциями. Основой ФГОСа третьего поколения является компетентностный подход.

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобра-

зовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества [4].

Государственные стандарты отражают современные научные достижения. Сегодня основным направлением в развитии образовательной системы является максимальная индивидуализация обучения, разработка индивидуальных образовательных траекторий, которые учитывают личностные и когнитивные особенности обучающихся, учет их жизненных целей и смыслов. Одной из основных задач высшего образования является развитие творческих способностей студентов. Данный подход можно реализовать на основе формирования у студентов механизмов самообучения и самовоспитания. Исходя из этого, все обучение в высшем учебном заведении необходимо ориентировать на системную организацию специальной самостоятельной работы студентов.

По мнению многих ученых самостоятельная работа очень много дает студентам, она формирует у них на каждом этапе движения необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач. Данный вид работ вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое увеличение собственных знаний и умений. А так же является одним из важнейших условий самоорганизации студента в овладении методов профессиональной деятельности. Современному динамично развивающемуся обществу требуются образованные, конкурентоспособные специалисты, способные самостоятельно осваивать и внедрять новые информационные технологии. Такая форма обучения, как самостоятельная работа, может обеспечить необходимый опыт самообразования, а так же способствует формированию у студентов компетенций.

Дефинаций «компетентность» и соответствующая этому идея, появились в семидесятых годах прошлого столетия. Они широко использовались в США и в ряде стран Европы в связи с возникшей тогда проблемой индивидуализации обучения [11].

В настоящее время проведено достаточное большое количество исследований в данной области, но до сих пор не выработано однозначного определения понятия «компетентности», существует проблема определений компетенций.

В 2001 году в России был разработан документ, в котором были даны основные положения компетентностного подхода в образовании, и дано понятие компетентности. «Понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этническую, социальную и поведенческую» [8]. И. А. Зимняя отмечает, что такое широкое определение понятия компетенции делает весьма затруднительным ее измерение и оценку как результат обучения [5].

В контексте нашего исследования предлагается следующее определение понятия «компетентность». Компетентность относится к определенному виду деятельности и представляет совокупность знаний из этой области, а так же определенные навыки, позволяющие использовать знания в определенных конкретных условиях и для решения конкретных задач.

Компетентность формируется в случае применения компетенций.

В разработанных стандартах образовательных программ «компетенция» определяется, как способность выполнять определенные действия на высоком уровне, способность выполнять трудовые функции, а так же соответствие специалиста требованиям, предъявляемым к определенной должности.

Профессиональная компетентность выступает в виде интегративной личностной характеристики [1].

А. А. Вербицкий отмечает, что профессиональные компетентности характеризуют предметно-социальный план профессиональной деятельности [2].

Понятие «профессиональная компетенция» довольно широко интерпретируется. Данное понятие может быть представлено, как возможность обучающимся овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, способностями; возможность эффективного использования способностей в ходе профессиональной деятельности; а так же интеграция в области знаний, умений и навыков.

Студент технического вуза в ходе обуче-

ния должен быть подготовлен к активным действиям в непредвиденных ситуациях. Дипломированный специалист должен иметь навыки по поиску и использованию новых научных данных, использованию всех современных источников информации, а так же он должен уметь видеть, понимать и решать профессиональные задачи. Нынешние студенты на своем профессиональном поприще будут трудиться в совершенно новых условиях, с применением технологий, которые пока не существуют, но могут появиться в будущем производстве. Поэтому от современных вузов требуется целенаправленная работа по формированию культуры исследовательской деятельности.

Учитывая тенденции развития современного образования, и принимая во внимание характеристики, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения определяем основные подходы в подготовке специалистов. Исследование проводилось на основе компетентностного, личностного и деятельностного подходов.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в воспитании имеет учет личностных характеристик и возможностей воспитанников [7]. Личностный подход в профессиональном образовании проявляется в том, что направляет его на формирование личностного потенциала специалиста.

Личностный подход создает условия для становления студента как активного субъекта, который способен в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности реализовать свой способ жизнедеятельности и свою личную сущность.

С личностным подходом тесно связан деятельностный подход, поскольку деятельность является основой, средством и фактором развития личности. Исследуемый объект в рамках деятельностного подхода рассматривается в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции и развития. Деятельность является ведущей категорией деятель-ностного подхода. Эффективность учебного процесса зависит от вовлечения студентов в активную учебную деятельность, поскольку личность развивается и проявляется в деятельности. Организуя деятельность студентов, преподаватель осуществляет развитие у студентов социального и профессиональ-

ного опыта, развитие функций и способностей. Но эффективность деятельности находится в зависимости от степени самостоятельной творческой активности студентов.

Представление самостоятельной работы в виде деятельности предполагает наличие у обучающихся умений осуществлять мотивацию своей деятельности, планирование, определение целей и содержания, выбор учебных действий, самоконтроля и самооценки.

Внеаудиторная самостоятельная работа у студентов технических вузов становится особенно актуальной для освоения ими исследовательских компетенций или умений. Данные компетенции, сформированные в процессе самостоятельной работы, дают возможность перехода от пассивного усвоения знаний к активному продуктивному уровню, который развивает познавательную и интеллектуальную активность, творческое и гибкое мышление, изобретательность, интуицию.

Для получения максимальных результатов от проведения самостоятельной работы необходимо тщательно и продуманно провести выбор соответствующих методов, средств и организационных форм обучения, при этом как можно полнее используя особенности предмета. Необходимо помочь студенту организовать свою деятельность с учетом рационального планирования, а так же обеспечить формированием общих умений и навыков проводить самостоятельную работу.

Максимальная эффективность самостоятельной работы может быть достигнута в случае ее планомерного и систематического проведения, когда она является одним из составных органических элементов учебного процесса, выполняется без непосредственного участия учителя по его заданию и в специально отведенное для этого время [3]. Повышению эффективности самостоятельной работы способствует наличие в учебном процессе наряду с внешней внутренней обратной связи, которая представляет информацию, получаемую обучающимся о ходе и результате проделанной работы. Внутренняя обратная связь создается посредством самоконтроля, поскольку овладение любого навыка требует от обучающего наличия самоконтроля.

Организация самостоятельной работы должна включать наличие конкретной цели,

знания студентом порядка и приемов выполнения работы, соответствия самостоятельной работы учебным возможностям студентов, возрастания степени сложности при переходе от одного уровня самостоятельности на другой, обеспечения сочетания разнообразных видов самостоятельных работ.

Целью исследования являлось формирование у студентов технического вуза компетенций в ходе проведения самостоятельной работы. Компетенции довольно редко представляют видимые аспекты личности, как правило, они связаны с личностными особенностями индивида, которые способствуют достижению результата. Поэтому оценка компетенций является довольно трудной задачей. В контексте исследования эффективность формирования компетенций рассматривалась с учетом мотивационно -ценностного, когнитивного, операционно -действенного и рефлексивно - оценочного компонентов.

Основой мотивационно-ценностного компонента является система мотивационно-ценностных отношений студента к самому себе, своей деятельности. Он характеризует потребность студента к исследовательской деятельности, познавательной активности, потребности в проявлении самостоятельности в процессе познания, принятия решения и их оценки.

Когнитивный компонент представляет систему знаний, способствующую обеспечению формирования у студентов научной картины мира. Данный компонент формирует у студентов методологические умения, позволяющие самому студенту организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Действенно-операционный проявляется в тех качествах, которые необходимы для осознания цели самостоятельной деятельности, умения их разъяснить, способность к творчеству. Более узко данный компонент выражается в видении проблемы, постановке вопросов, выдвижении гипотезы, умении структурировать материал и т.д.

Рефлексивно - оценочный компонент представляет осмысленное отношение студентов к результатам обучения, способность оценивать результаты, ошибки собственной деятельности, и деятельности других студентов, способность к саморегуляции.

Огромное значение для определения эффективности развития профессиональных компетенций у студентов имеет выявление критериев сформированности тех или иных компонентов. Для мотивационно-ценностного компонента критерием сфор-мированности является уровень интереса к выработанной профессии. Устойчивое мотивационно - ценностное отношение к учебе вырабатывается посредством баль-но-рейтинговой системы. Поскольку когнитивный компонент представляет совокупность предметных и надпредметных профессиональных знаний, умений, критерием его сформированности является уровень полученных знаний. Критерием опера-ционно-действенного компонента является уровень самостоятельной познавательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется степенью адекватной оценки результатов сформированности компетенций. Проводить оценку сформи-рованности компетенций рекомендуется по уровням. Уровень представляет степень полноты освоения всех элементов компетенции [9]. Все критерии имеют показатели сфор-мированности: низкий, средний и высокий.

Эффективность формирования компетенций зависит от реализации следующих организационно-педагогических условий: проведение мониторинга достижений студентов, способствующего установлению обратной связи и позволяющего своевременно отслеживать и корректировать образовательный процесс на основе личностного подхода, обеспечивая индивидуальный темп усвоения содержания образования; цели, содержание, формы и методы самостоятельной работы проектируются с учетом особенностей учебного процесса технического вуза; обеспечивается дифференциация различных по сложности заданий в соответствии с индивидуальными возможностями студентов.

Измерение осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [6;10].

Библиографический список

1. Асадуллин Р. М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. - 2005. -№1. - С. 15-23.

2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетент-ностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. - №5. -С. 32-37.

3. Жарова Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.

4. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - №5. - С. 34-42.

6. Маслак А. А. Теория и практика измерения латентных переменных (в образовании и других социальных системах) / А. А. Маслак -Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co, 2011.

7. Подласый И. П. Педагогика: учебник. 2-е изд. доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 574 с.

8. Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: 2001. [Электронный ресурс] URL gouo.ru/pinskiy/ books/strateg.pdf (дата обращения 16.05.2014).

9. Шкерина Л. В., Шишкина М. Б., Багачук А. В. Критериальная модель и уровни сформированно-сти компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №7. - С. 103-109.

10. Andrich, D. RUMM2020: Rasch Unidimensional Measurement Models software and manual / D. Andrich, B. Sheridan, G. Luo. Perth, Australia, RUMM Laboratory, 2005.

11. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psyhological review. -1959. - № 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.