Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма'

Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS / QUALITY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / INTEGRAL DEVELOPMENT AS A SUBJECT OF COGNITION / SUBJECT OF COMMUNICATION / SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

В статье представлена позиция автора в отношении содержания и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов гуманитарного вуза. Исходя из идеи целостного развития субъекта учебной и научно-исследовательской деятельности, предлагается технология организации самостоятельной работы студентов, ориентированная на развитие творческого потенциала, формирование основ профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Work of Students as a Way of Professionalism Essentials Formation

In the article the author expresses her opinion on the contents and pedagogical accompaniment of individual work of students at a university for the humanities. The author suggests a technology for organizing of independent work of students. It is based on the assumption of the idea of integral development of a subject of educational and research activities. This technology is directed to creative potential development and formation of professionalism essentials.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма»

Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма

М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)*

В статье представлена позиция автора в отношении содержания и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов гуманитарного вуза. Исходя из идеи целостного развития субъекта учебной и научно-исследовательской деятельности, предлагается технология организации самостоятельной работы студентов, ориентированная на развитие творческого потенциала, формирование основ профессионализма.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, качество образования, педагогическое сопровождение, целостное развитие как субъект познания, субъект общения, субъект деятельности.

Individual Work of Students as a Way of Professionalism

Essentials Formation

M. V. Krulekht

(Moscow University for the Humanities)

In the article the author expresses her opinion on the contents and pedagogical accompaniment of individual work of students at a university for the humanities. The author suggests a technology for organizing of independent work of students. It is based on the assumption of the idea of integral development of a subject of educational and research activities. This technology is directed to creative potential development and formation of professionalism essentials.

Keywords: individual work of students, quality of education, pedagogical accompaniment, integral development as a subject of cognition, subject of communication, subject of activity.

Проблема высшего образования — одна из острейших проблем современной России. С каждым годом все более и более обостряются противоречия между ростом количества выпускников школы, желающих получить высшее образование (их примерно 80-85% выпускников), и качеством их подготовки для вузовского обучения. Результаты тестирования «на входе», которые проводятся в университетах (Запесоцкий, 2010: 39), убедительно показывают серьезное расхождение между реальным уровнем подготовки и результатами ЕГЭ, где оценки были явно завышены. При этом особо тревожит, что результаты тестирования первокурсников психологами показывают падение мотивации и наличия навыков самообразования: к самостоятельной работе под руководством преподавателя способны при поступлении

в университет немногим более 30% первокурсников гуманитарного вуза.

Накапливаются и серьезные проблемы, связанные с качеством профессионального образования в период вузовского обучения, формированием профессионализма молодых специалистов. Не случайно, встречаясь в этом году с журналистами «Российской газеты», президент РФ Д. А. Медведев констатировал, что в нашей стране «высшее образование подверглось девальвации». Высшие учебные заведения не в полной мере обеспечивают подготовку высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных удовлетворить потребности страны во всех сферах человеческой деятельности. Безусловно, причина данной проблемы не только в том, что «студентов плохо учат и воспитывают в университетах», это

* Крулехт Мария Вадимовна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: krulekht@rambler.ru

следствие сложной социально-экономической ситуации, когда российское общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности.

Вместе с тем качество высшего образования остается приоритетной задачей высшей школы, ибо, как справедливо заметил нобелевский лауреат писатель Дж. Р. Киплинг, образование — величайшее из человеческих благ, но при одном условии — если оно высокого качества. Современная цивилизация предъявляет к профессиональной подготовке достаточно высокие требования, не случайно во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в. подчеркивается, что перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его радикального обновления и преобразования (Всемирная декларация..., 1998).

Современный мир характеризуется как информационное общество. Умение добывать информацию, осмысливать и использовать ее становится все более значимым показателем современно образованного человека. Неуклонно возрастает значимость гуманитарного знания как ориентированного на понимание, постижение, осмысление мира и человека. Гуманитарное знание базируется на аксиологии, неразрывно связано с системой исторически меняющихся ценностей, оно призвано подготовить человека к жизни, к цивилизованному способу решения разнообразных профессиональных и жизненных проблем. Для гуманитарного знания характерны многозначность подходов и оценок, идея множественности истин. Поэтому высшее гуманитарное образование следует рассматривать как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, освоение студентами позиции субъекта познания и творческой деятельности, способность понимать происходящее своим собственным умом и разра-

батывать новые идеи и технологии. Качество профессионального образования при таком подходе определяется личностно-профессиональным потенциалом выпускника вуза, системой его ценностных ориентиров в профессии и жизни.

Меняется парадигма современного высшего гуманитарного образования. Так, в рамках гуманистической парадигмы декларируется важность создания условий для эффективного саморазвития и самореализации личности для удовлетворения ее базовых потребностей. Модернизация высшего профессионального образования ориентирована на компетентность как интегральное личностное качество, способность решать различные задачи, соотносимые с реальными жизненными ситуациями. В новых стандартах представлены общекультурные и профессиональные компетенции, на формирование которых должно быть ориентировано образование. При этом следует подчеркнуть, что общекультурные компетенции носят ярко выраженный гуманистический характер. Например, в стандарте бакалавра по направлению «Педагогическое образование» определены такие общекультурные компетенции, как готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважение и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность нести ответственность за результаты своей деятельности.

Качественно новые задачи, стоящие перед высшей школой, требуют переосмысления традиционной системы организации самостоятельной работы студентов. В рамках гуманистической парадигмы и компетентност-ного подхода современная педагогическая технология самостоятельной работы студентов, будущих педагогов-психологов, может быть разработана с ориентацией на их целостное развитие. Изучение работ по теории системного подхода дает ключ к ответу на вопрос, что есть человек как целостный феномен. Исходя из работ Б. Г. Ананьева,

который рассматривал человека в качестве индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, именно эти характеристики определяются нами как компоненты целостности.

Модель целостного развития студента как субъекта учебной и научно-исследовательской деятельности разработана на основе требований системно-структурного подхода (см. рис.). В ней представлены ведущие, базовые компоненты целостности, показаны связи и зависимости между ними.

зиции субъекта учебной и научно-исследовательской деятельности, становление которой связано с фундаментальностью теоретической подготовки, развитием способности к критическому мышлению, поиску и решению проблем, стоящих перед сферой образования, на основе сформированной мето-

Исходя из понимания индивидуальности как сущностного ядра личности, самостоятельная работа студентов должна ориентироваться на развитие их творческого потенциала, готовности к профессиональной деятельности творческого характера как способности к разработке и внедрению новых идей и педагогических технологий, решению разнообразных жизненных задач в сфере образования, обучения и воспитания.

Возможность проявления студентом индивидуальности базируется на освоении по-

дологической культуры; развитием умений коллективного мышления, сотрудничества; способности действовать в условиях неопределенности, в ситуациях множественности альтернативных решений, когда требуется отстаивать свою точку зрения и быть готовым к принятию чужой. Исходя из совре-

Модель целостного развития студентов как субъектов учебной и научно-исследовательской деятельности

менных исследований (Бурелава, 2010: 24), формирование субъектной позиции студентов в процессе педагогического сопровождения их самостоятельной работы требует развития как вербально-логического, так и практического, социального и образного мышления, которые являются основой компетентности развития творческого потенциала и социальной эффективности.

Освоение позиции субъекта в процессе самостоятельной работы студентов неразрывно связано с их личностным профессиональным становлением. Это формирование у студентов философско-педагогического отношения к детству как уникальному периоду жизни человека, понимания миссии взрослых по отношению к миру детей, а также осознания той социальной ответственности, которую берет на себя педагог-психолог как профессионал за все инновации и эксперименты в сфере образования.

Субъектная позиция студента, формирование социально-личностных качеств будущего педагога-психолога, проявление творческой индивидуальности возможны, если самостоятельная работа студентов по своему содержанию и характеру соответствует их индивидным особенностям: познавательным возможностям, субкультуре, стилю мышления. В противном случае задания для самостоятельной работы будут отторгаться студентами, выполняться формально, не обеспечивая профессионального становления.

Все компоненты целостности взаимосвязаны, а освоение студентами позиции субъекта учебной и научно-исследовательской деятельности выступает как ее системообразующий компонент, поэтому педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов прежде всего должно быть ориентировано на формирование данной позиции.

Таким образом, исходя из предлагаемого подхода, базовыми составляющими, обеспечивающими эффективность самостоятельной работы студентов, как показывают наши исследования, являются: проектирование содержания образовательного процесса как

гуманитарного, ориентированного на формирование субъектной позиции; педагогическое сопровождение, обеспечивающее взаимосвязь учебной и научно-исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала личности; система тестирования достижений студентов.

Важным средством педагогического сопровождения для становления субъектной позиции студентов являются учебно-методические пособия, построенные по принципу путеводителя, что позволяет самостоятельно организовать процесс собственного образования по конкретной учебной дисциплине, отслеживать успешность освоения каждой темы с помощью системы тестов.

Разработанные нами учебно-методические пособия (Крулехт, 2004; 2009 и др.) построены по следующей структуре: программа учебной дисциплины; рабочая программа практических занятий с методическими рекомендациями для самостоятельной работы; рейтинговая аттестация по учебной дисциплине (текущая, промежуточная, итоговая); аттестационные педагогические измерительные материалы (тесты); тезаурус для студентов по данной учебной дисциплине. Рабочая программа практических занятий построена по тематическому принципу в логике программы учебной дисциплины. Модульный способ конструирования каждой темы (мотивационно-ориентировочный блок — в чем состоит проблема, в каких вопросах следует разобраться; деятельностный — задания для самостоятельной работы разного уровня сложности; рефлексивно-оценочный блок — тесты для самоконтроля) позволяет успешно формировать субъектную позицию студентов в логике деятельности.

Педагогическая инструментовка руководства самостоятельной работой студентов при освоении ими цикла педагогических дисциплин основана на принципах актуализации личного опыта студентов, взаимодействия преподавателя и студентов как партнеров по диалогу, ученых-исследователей. Современный объем психолого-педагогиче-ских знаний, накопленных человечеством,

существенно превышает познавательные возможности человека. К тому же еще Гераклит мудро заметил, что «многознание уму не научает». Поэтому стратегическим направлением управления познавательной деятельностью студентов в процессе их самостоятельной работы становится не когнитивное освоение дисциплины, а развитие способности понимать, интерпретировать. Преподаватель как интеллектуальный авторитет в своей области знаний выполняет преимущественно роль консультанта, научного руководителя, помогающего студентам самостоятельно осуществить критический и непредвзятый анализ, выявить проблему, предложить способ ее решения. Особое значение при этом приобретают «лакуны», «белые пятна» как неясность, неотчетливость знаний, явные противоречия. Обращая на них внимание, педагог побуждает студентов к переосмыслению знаний в новом ракурсе, что сопровождается возникновением догадок, гипотез, предположений, обеспечивающих способность к генерированию новых идей.

Фундаментальность университетского образования требует развития теоретического мышления. К сожалению, современные студенты мало читают, ориентированы на электронные средства информации, которые сужают фазу размышления, являющуюся важнейшей для формирования мыслительных структур. Поэтому в работе с современными студентами достаточно эффективны задания по реферированию, предполагающие составление сравнительных таблиц, схем, компьютерных презентаций, педагогических эссе. Такие задания для самостоятельной работы в большей степени соответствуют стилю мышления современной молодежи, вместе с тем стимулируют их к осмыслению, размышлению.

Важную роль в формировании субъектной позиции играют учебные мини-конференции: «Воспитательный потенциал основных мировых религий», «Культура как основа воспитания личности: актуальные проблемы воспитания человека в онтогенезе»

(учебная дисциплина «Теория и методика воспитания»). Их творческая атмосфера, эмоциональная насыщенность, диалог участников способствуют обогащению опыта делового общения, готовности взаимодействовать, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения. Наиболее соответствуют субкультуре современных студентов мини-конференции в форме деловой игры, когда дискуссия организуется в режиме круглых столов и коллективной творческой поисковой деятельности. Студенты оценивают мини-конференции как наиболее интересные формы организации учебной работы, позволяющие стать компетентным в области современных проблем педагогики.

Эффективен в плане включения студентов в исследовательскую деятельность метод проектов, предложенный еще в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Этот метод неоднократно привлекал внимание отечественных педагогов за возможность строить обучение на активной основе, через целесообразную и значимую для ученика деятельность. В данном методе рационально сочетаются теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. Метод основан на самостоятельной совместной деятельности, совместных усилиях по разрешению проблемы, развитии способности пользоваться приобретенными ранее знаниями и умениями для решения новых познавательных и практических задач. Этот метод интересен тем, что обеспечивает способность сотрудничества (cooperative learning), умения работать в группе, исполняя разные социальные роли.

Предлагаемая нами педагогическая технология предполагает использование разных типов проектов в логике освоения основных тем учебной дисциплины «Современные технологии подготовки ребенка к школе». Так, освоение первой темы «Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема» предполагает интеграцию исследовательского и творческого типов

проектов. Студентам предлагается исследовать причины и выявить сложности адаптационного периода к школьному обучению детей-первоклассников, а затем представить результаты своего исследования в форме творческого продукта (коллективной презентации).

Разработка исследовательской части проекта осуществляется в логике научного исследования — от аргументации актуальности проблемы, определения объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы до постановки конкретных задач и детальной проработки исследовательской методики, обсуждения возможной базы исследования. Разрабатывая методику исследовательской работы, студенты работают в трех рабочих группах, условно названных «Первоклассники», «Учителя», «Родители». Задачарабо-чей группы — предложить экспресс-диагностику для выявления сложностей адаптационного периода, причин школьного стресса. Разработка и защита методики происходит на практическом занятии в течение двух академических часов.

В зависимости от индивидуальных особенностей студентов преподаватель использует явную (открытую) или скрытую координацию, что позволяет ненавязчиво направлять деятельность участников проекта, а в случае необходимости подсказывать лучшие варианты, выступая в качестве эксперта, консультанта. Задавая время от времени «провокационные вопросы», намеренно «заводя в тупик», преподаватель обеспечивает активизацию познавательной активности, позволяющую участникам рабочих групп еще глубже вникнуть в проблему.

Для сбора необходимой информации и анализа собранных данных, выводов и оформления результатов исследования отводится от одной до двух учебных недель в зависимости от предполагаемого объема работы. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, поэтому она только намечается на первом этапе, когда оговаривается, в какой форме бу-

дет представлен проект исследования (научная статья, видеофильм, доклад о результатах исследования с презентацией и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, плана статьи, дизайна и рубрик презентации, возможных таблиц, диаграмм, графиков и пр.

Тема «Педагогическая поддержка и сопровождение развития дошкольника как субъекта детской деятельности» осваивается студентами в логике разработки прак-тико-ориентированных проектов. Итоговая мини-конференция по данной теме строится как научно-практическая. На обсуждение выносится педагогическая технология общей и специальной готовности ребенка к школе в условиях дошкольного образования и семьи. В преддверии конференции студенты в составе рабочей группы готовят педагогический проект по решению частной задачи, связанной с подготовкой ребенка к школе. Выступление на конференции проходит в форме презентации разработанного педагогического проекта с помощью современной компьютерной техники.

Студенты положительно оценивают включение метода проектов в их самостоятельную работу, при этом многим особенно нравится работа в команде, студенты считают, что это развивает гибкость мышления, способность общаться, терпимость к другому мнению, умение убеждать и принимать чужое суждение.

В заключение следует поднять проблему оптимальности учебной нагрузки самостоятельной работы студентов. Оптимальная нагрузка — гарант ее планомерности, положительной мотивации, достижения успеха в сотрудничестве преподавателей со студентами. Традиционно трудоемкость самостоятельной работы указывается в часах, что носит явно субъективный характер. Здесь требуется серьезная исследовательская работа. Чрезмерная трудоемкость самостоятельной работы может иметь «обратный эффект», поэтому не следует чрезмерно увлекаться творческими заданиями, «фабрикуя» кото-

рые студенты будут просто «скачивать» из сети Интернет сомнительные, непроверенные экспертами публикации и готовые курсовые работы.

Таким образом, в современном информационном обществе самостоятельной работе студентов в процессе вузовской подготовки принадлежит особая роль как средству развития профессиональной компетентности. Педагогическое сопровождение данного вида деятельности требует изменения традиционной технологии в направлении развития субъектной позиции студентов, проявления потенциальных творческих способностей. Так приобретается умение обнаруживать и решать проблемы, критически оценивать получаемые как непосредственные, так и отдаленные результаты, что имеет особое значение для культурного, образованного человека XXI в., получившего высшее гуманитарное образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Запесоцкий, А. С. (2010) Ситуация в российской системе образования как проблема качества работы гуманитарного университета // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе : материалы XV международной научно-практической конференции, 29 октября 2010. СПб. : СПбГУП.

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. (1998) Париж. URL: ЬИ:р://^^^г.е-]ое. ги/8с^/99/4_99/81:180.Н1:т1 (дата обращения:

01.03.2011).

Бурелава, Г. А., Бурелава, М. Н. (2010) Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе : материалы XV международной научно-

практической конференции, 29 октября 2010. СПб. : СПбГУП. С. 24-29.

Крулехт, М. В. (2004) Теоретическая педагогика: методическое сопровождение самостоятельной работы студентов факультета дошкольного образования. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена.

Крулехт, М. В. (2009) Методология и методы психолого-педагогических исследований: методическое сопровождение самостоятельной работы студентов. М. : МосГУ.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Zapesotskii, A. S. (2010) Situatsiia v rossiiskoi sisteme obrazovaniia kak problema kachestva ra-boty gumanitarnogo universiteta // Problemy up-ravleniia kachestvom obrazovaniia v gumani-tarnom vuze : materialy XV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 29 oktiabria 2010. SPb. : SPbGUP.

Vsemirnaia deklaratsiia o vysshem obrazova-nii dlia XXI veka: podkhody i prakticheskie mery. (1998) Parizh. URL: http://www.e-joe.ru/ sod/99/4_99/st180.html (data obrashcheniia:

01.03.2011).

Burelava, G. A., Burelava, M. N. (2010) Meto-dologicheskie osnovy innovatsionnoi setevoi kon-tseptsii razvitiia lichnosti v usloviiakh informat-sionnogo obshchestva // Problemy upravleniia kachestvom obrazovaniia v gumanitarnom vuze : materialy XV mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii, 29 oktiabria 2010. SPb. : SPbGUP. S. 24-29.

Krulekht, M. V. (2004) Teoreticheskaia peda-gogika: metodicheskoe so-provozhdenie samo-stoiatel’noi raboty studentov fakul’teta doshkol’-nogo obrazovaniia. SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena.

Krulekht, M. V. (2009) Metodologiia i metody psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii: meto-dicheskoe soprovozhdenie samostoiatel’noi rabo-ty studentov. M. : MosGU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.