Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ИНТЕРНАЛЪНОСТЪ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булатова Е.А.

В статье приводятся результаты исследования динамики личностного потенциала студентов ННГАСУ первого года обучения. Автор приходит к выводам о некотором его снижении к концу первого курса, а также о том, что развитие социального взаимодействия в учебных группах обеспечивает осмысленное отношение студентов к жизни и способствует росту личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PERSONAL POTENTIAL OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article reflects the results of researching the dynamic of a personal potential of the first-year students of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. The author concluded that there is some decrease to the end of the first year and that a development of the social interaction in the study groups provides a cognitive attitude to life and contributes the growth of a personal potential.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

3. Психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях / Е. В. Ивлев, А. В. Микляева, О. А. Кожемякина, О. В. Рудыхина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2017. — № 186. — С. 19—31.

4. Чернобровкина, С. В. Кризис юности у студентов как кризис взросления /С. В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 1. — С. 24—31.

5. Школьный климат: концепция и инструмент измерения / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина,

Д. К. Ходоренко, К. А. Тенишева ; лаборатория социологии образования и науки НИУ ВШЭ ШЭ — Санкт-Петербург. — М. : ИД Высшей школы экономики, 2018. — 103 с.

6. Keyes, C. L. M. The mental health continuum: From languishing to flourishing in life / C. L. M. Keyes // Journal of Health and Social Behavior. — 2002. — № 43. — P. 207—222.

7. Lippman, L. H. Positive indicators of child well-being: A conceptual framework, measures and methodological issues / L. H. Lippman , K. A. Moore , H. Mcintosh // Applied Research in Quality of Life. — 2011. — № 6 (4). — P. 425—449.

8. Stock, C. Differences in health complaints between university students from three European countries / C. Stock, N. Kucuk, I. Miseviciene [etc.] // Preventive Medicine. — 2003. — № 37. — P. 535—543.

9. Zemojtel-Piotrowska, M. Mental Health Continuum-Short Form: The structure and application for cross-cultural studies / M. Zemojtel-Piotrowska, J. Piotrowski, E. N. Osin [etc.] // Journal of Clinical Psychology. — 2018. — 74 (6). — P. 1034—1052.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Е. А. БУЛАТОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории, философии, педагогики и психологии ННГАСУ bulatova_ea@mail.ru

В статье приводятся результаты исследования динамики личностного потенциала студентов ННГАСУ первого года обучения. Автор приходит к выводам о некотором его снижении к концу первого курса, а также о том, что развитие социального взаимодействия в учебных группах обеспечивает осмысленное отношение студентов к жизни и способствует росту личностного потенциала.

The article reflects the results of researching the dynamic of a personal potential of the first-year students of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. The author concluded that there is some decrease to the end of the first year and that a development of the social interaction in the study groups provides a cognitive attitude to life and contributes the growth of a personal potential.

Ключевые слова: личностный потенциал, жизнестойкость, вовлеченность, интерналъностъ, осмысленность жизни

Key words: personal potential, resiliency, involvedness, internality, meaningfulness of life

Личностный потенциал проявля ется на уровне личностной зрело сти, то есть способности осущест влять деятельность в относитель ной свободе от заданных внеш них условий и внутренних пред посылок.

Переход из средней школы в высшую— один из важнейших этапов в жизни человека. В психосоциальном развитии это период установления идентичности, когда первокурсники сталкиваются с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. На этом этапе молодой человек оказывается один на один со своими запасами сил и возможностями развития, то есть с собственным личностным потенциалом, который прямо не коррелирует с интеллектом, волевыми и творческими характеристиками. Личностный потенциал — это самоактуализирующаяся возможность, способствующая самореализации и личностному росту. Как писал В. Франкл, потенциальные возможности намного шире воплощенных, и человек сам решает, чему дать реализоваться, а чему нет [11].

К. Г. Юнг считал, что подлинная личность не возникает вследствие саморазвития в человеке каких-то задатков, а требует усилия, внутренней работы и воспитания [12]. Основными характеристиками личности являются принятие ею своего индивидуального своеобразия, гармонично сочетающееся с приспособленностью к общепризнанному, а также свобода выбора и принятия решения. Некоторыми авторами (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев) личность рассматривается не только в таком широком, но и в более узком смысле — как смысловое измерение, смысловая ткань, обозначение «собственно личностного в личности» [7].

С. Мадди отмечает, что в тот период жизни, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек как бы плывет по течению, играя преимущественно социальные роли, а сам период является адаптивным. Но если на повестке дня стоит проектирование будущего, тогда возникают неопределенность, необходи-

мость выбора и вопрос о смысле. Смысл становится маркером благополучного развития личности, которое происходит через усилия, наполненные духовным, ценностно-смысловым содержанием [9].

Личностный потенциал проявляется на уровне личностной зрелости, то есть способности осуществлять деятельность в относительной свободе от заданных внешних условий и внутренних предпосылок, таких, например, как эмоциональное и физическое состояние, потребности, характер и др. Как писал В. Франкл, это свобода по отношению к собственным потребностям и собственной телесности; иными словами — свобода отказа от удовлетворения своих потребностей. Данное измерение предполагает не те адаптивные, рациональные действия, которые приводят к социально признаваемому результату, а действия, противоречащие рациональности, ведущие к реализации убеждений личности.

Иногда цена такого личного свободного выбора высока и субъективно воспринимается как жертва. Сформировавшиеся ценности проверяются на прочность только в реальных ситуациях, тестирование здесь не является показателем, поскольку нет никакой гарантии, что в критической ситуации субъект поступит в соответствии с тем, что он выбрал, когда заполнял опросник. Индивид может провозглашать ценности и призывать к ним других людей, но это не означает, что он поступит в соответствии с ними в сложной жизненной ситуации. Нужно иметь не просто ценности, но, как писал М. К. Мамардашвили [10], «нравственные мускулы», чтобы не привнести в свою жизнь двойной стандарт — для себя и для других. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала выражается в преодолении личностью неблагоприятных условий ее формирования (например, в ситуации воспитания вне семьи [3]), которые могут как сломать ее, так и, напротив, способствовать форми-

рованию зрелой личности — через преодоление трудностей.

Д. А. Леонтьев под личностным потенциалом понимает «единую системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из стабильных внутренних установок и целей на своем жизненном пути и поддерживать устойчивую деятельность и мировоззренческую позицию в изменяющихся условиях внешней среды» [8, с. 157].

Нами было проведено исследование, целью которого было проследить динамику внутренних факторов личностного потенциала студентов первого курса технического вуза. Мы использовали три основные методики: тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева), тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда) — и две дополнительные: методику изучения тем-

перамента Г. Айзенка и тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». Выборка составила 87 студентов в первом семестре — 43 юноши и 44 девушки, срез — в октябре 2017 года; 85 студентов во втором семестре — 41 юноша и 44 девушки, срез — в апреле 2018 года. Полученные в первом и втором семестрах данные методик были подвергнуты статистической обработке; сравнение характеристик групп проводилось с помощью непараметрического критерия Манна — Уитни, так как распределение нескольких переменных значимо отличалось от нормального.

Общая жизнестойкость первокурсников оказалась немного выше нормы. На статистически значимом уровне превысило норму принятие риска. Показатели контроля также выше средних значений. При этом субшкала вовлеченности ниже средних значений, что свидетельствует о неразвитости установки на включенность и переживание содержания процесса обучения как интересного опыта.

Таблица 1

Показатели жизнестойкости студентов ОТФ в первом семестре в сравнении с нормами (п = 87)

———Характеристики личностного ——■—потенциала Показатели ——— Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска

Средний балл студентов 85,32 35,70 31,55 18,07

Нормы 80,72 37,64 29,17 13,91

Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

Значительное превышение показателей принятия риска (18,07 при норме 13,91) говорит о том, что ситуация обучения в вузе переживается студентами как вызов их способностям, они не уверены в будущем, но принимают эту неопределенность и готовы действовать на свой страх и риск. При этом превышение показателей контроля говорит о том, что студенты стараются быть самостоятельными и контролировать происходящее с ними.

Гипотетически можно предположить, что личностный потенциал молодого человека, который поступил в вуз, должен расти, так как мощное развитие получают познавательная, творческая, коммуникативная функции, студенты становятся более самостоятельными и принимают на себя ответственность за свои жизнь и судьбу. Однако были получены следующие результаты: при сравнении характеристик студентов в первом и втором се-

местрах по тесту жизнестоикости досто- щая жизнестойкость в первом семестре верных различии не выявлено, но пока- в среднем более высокие, чем во вто-затели «вовлеченность», «контроль» и «об- ром (р <0,07).

Диаграмма 1

Сравнение средних показателей студентов по методике »Жизнестойкость»,

полученных в первом и втором семестрах

Показатели, баллы 35,7

40 353025 20-1 15 10-1 5 0

2

32,98

31,55

26,6

18,07

16,45

Вовлеченность Контроль

Принятие риска

Субшкалы

Показатели,

баллы

86-

84-

82

80-

78

76

74 А

85,32

78,02

Жизнестойкость

Шкала

□ 1-й семестр □ 2-й семестр

Развитый компонент вовлеченности указывает на то, что человек получает удовольствие от собственнои деятельности, снижение же показателя свидетельствует о том, что интерес к процессу учебы становится несколько меньше, у отдельных студентов можно отметить ощущение себя «вне» жизни. Компонент контроля отражает убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего; во втором семестре эта убежденность несколько снижается, так же как и готовность действовать при отсутствии надежных гарантии успеха, на свои страх и риск.

Жизнестойкость является ядром личностного потенциала и положительно коррелирует с остальными ее составляющими, общим показателем интернальности как меры ответственности человека за события своеи жизни в целом, а также дифференцированными показателями ло-куса контроля по отношению как к раз-

ным сферам деятельности, так и к успехам и неудачам.

По методике УСК можно констатировать снижение интернальности в сфере производственных отношении на статистически значимом уровне (р < 0,05): средний балл в первом семестре — 6,24, во втором — 5,76. Это означает, что отношения в студенческом коллективе в первом семестре были более открытыми, давали каждому больше возможностеи для самопродвижения, а во втором усилилось влияние преподавателеи, более активных товарищей, закрепились роли.

По методике СЖО также более высокие показатели наблюдаются в первом семестре, на уровне р < 0,001 выше показатели шкалы «Результат жизни», или «Удовлетворенность самореализацией». Оценивая недавнее прошлое, окончание школы и поступление в университет, молодые люди удовлетворены достигнутым результатом, укрепилась их вера в соб-

ственные силы и способности. Общий показатель осмысленности жизни в первом семестре выше, чем во втором, на уровне достоверности р < 0,05. Можно

предположить, что студенты в первом семестре ощущают пройденный отрезок жизни более продуктивным, так как была достигнута цель — поступление в вуз.

Сравнение средних показателей студентов по методике СЖО, полученных в первом и втором семестрах

Показатели, баллы

31,95

35 п 30 252015 101 5 0

^—Т! 30,28 30,39

31,24

26,17

9=2

29,57

га

23,36

21,36

20,45

Шкалы

Цели Процесс Результат Локус Локус

в жизни жизни жизни контроля— контроля —

«я» жизнь

Показатели, баллы 110-,

108 106104102100 98-

96-^

Диаграмма 2

107,73

100,98

Ш

Шкала

Осмысзеннксть жизни

□ 1-й срез □ 2-й срез

Мы рассмотрели также поведение в конфликте по методике К. Томаса. Различается лишь показатель склонности к сотрудничеству (р < 0,05): в первом семестре показатель выше, чем во втором (средние значения — 6,67 и 6,04 соответственно).

Корреляционный анализ, проведенный по методу Спирмена по всей выборке, привел к следующим выводам.

3 Самую высокую достоверность обнаруживает различие успеваемости девушек и юношей: на уровне р < 0,01 с коэффициентом корреляции 0,573 девушки имеют более высокую успеваемость. Можно предположить, что они более старательны в учебе и придают большее значение оценкам (согласно нашему исследованию, у них более высокие самоконтроль и осмысленность). И это может

указывать на то, что преимущество в учебном процессе имеют более старательные, а не творческие, поощряется не творческое, ищущее начало, а воспроизводящее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Интернальность положительно связана почти со всеми шкалами, характеризующими осмысленность и жизнестойкость. Причем эта связь относится в первую очередь к интернальности в сфере достижений (Ид); в сфере же неудач (Ин) она не имеет выраженной связи с данными шкалами.

Со шкалами опросника СЖО положительно коррелирует интернальность в сферах межличностных отношений (Им) и здоровья (Из). Интернальность в сфере производственных отношений (Ип) положительно связана с направленностью на результат жизни, с осмысленностью жиз-

Таблица 2

ни и локусом контроля—жизнь. Все шкалы методики СЖО и теста жизнестойкости имеют положительную связь между

собой, но наименее связанной с жизнестойкостью оказалась шкала «Осмысленность жизни».

Корреляционный анализ по Спирмену шкал опросников УСК и СЖО

и теста жизнестойкости

Шкалы интернальности Шкалы ~~ ■— осмысленности и жизнестойкости —■— И о И Д И н И с И„ И м И з

Вовлеченность 0,198 * 0,264 ** 0,09 0,023 0,099 0,16 - 0,023

Контроль 0,26 ** 0,261 ** 0,136 0,163 0,134 0,058

Принятие риска 0,076 0,221 * 0,158 0,03 0,139 0,159 - 0,053

Жизнестойкость 0,243 * 0,302 ** 0,15 0,132 0,148 0,188 * 0,006

Цели в жизни 0,226 * 0,199 * 0,052 0,156 0,136 0,247 ** 0,261 **

Процесс жизни 0,228 * 0,191* 0,107 0,165 0,262 ** 0,263 **

Результат жизни 0,262 ** 0,286 ** 0,152 0,097 0,33 ** 0,392 ** 0,171

Локус контроля — «я» 0,297 ** 0,388 ** 0,095 0,099 0,176 0,291 ** 0,252 **

Локус контроля — жизнь 0,206 * 0,19 * 0,078 0,079 0,309 ** 0,344 ** 0,235 *

Осмысленность жизни 0,137 0,164 0,095 - 0,015 0,298 ** 0,353 **

* —р < 0,05

** — р <0,01

Итак, было выявлено, что интерналь-ность в сфере достижений положительно связана почти со всеми шкалами, характеризующими осмысленность и жизнестойкость, интернальность же в сфере неудач не имеет выраженной связи с данными шкалами. Следовательно, мы можем предположить, что субшкалы жизнестойкости — вовлеченность, контроль, принятие риска — связаны с восприятием неудачи не как провала, а как полезного для развития урока. В этом случае неудача не блокирует доверие к миру, а также уверенность в себе, веру в возможность повлиять на результат происходящего. Воспринятая творчески, она может быть отправной точкой нового взгляда, принятия неизбежности изменений — тогда рождаются не болезненные, негативные переживания, а активные копинг-стратегии.

Со шкалами опросника СЖО положительно коррелирует интернальность в

сферах межличностных отношений и здоровья, выраженных корреляций данных шкал с результатами теста жизнестойкости не выявилось. Важно, что интерналь-ность в сфере производственных отношений положительно связана с направленностью на результат жизни, с осмысленностью жизни и локусом контроля — жизнь. Следовательно, развитие социального взаимодействия в учебных группах и производственных коллективах позволяет оценивать результат и отвечать за процесс жизни, что и обеспечивает осмысленное отношение к жизни.

После рассмотрения личностного потенциала в динамике мы упорядочили все данные в сравнительно однородные группы на основе иерархического кластерного анализа (применялся метод межгрупповых связей с дистанционной мерой квадрат евклидова расстояния). По показателям обобщающих характеристик методик, отражающих личностный потенци-

ал (интернальность общая, жизнестойкость, осмысленность), выделилось четыре кластера студентов:

3 первый составляют 70 % (все показатели средние);

3 второй — 14 % (высокая осмыслен-

ность жизни, средняя интернальность, относительно низкая жизнестойкость);

3 третий кластер составляют 9 % (все показатели высокие);

3 четвертый кластер — 7 % (все показатели относительно низкие).

Средние показатели личностного потенциала в группах, выделившихся в результате кластерного анализа

Таблица 3

Характеристики К ластеры

1-й 2-й 3-й 4-й

Интернальность общая 29,03 27,62 38,25 23,5

Жизнестойкость 85,67 61,69 107,5 66,17

Осмысленность жизни 103,46 125,23 120,25 80,5

Были выявлены достоверные различия средних значений групп по кластерам на уровне р < 0,01 почти по всем шкалам личностного потенциала (см. таблицу 2 на с. 116).

Различий не обнаружено по стратегии поведения в конфликте и по свойствам темперамента, но при сравнении групп второго и третьего кластеров по критерию Манна — Уитни по показателю «нейротизм» (получен при изучении темперамента по методике Г. Айзенка) уровень достоверности различий составил р <0,05 (р =0,03). То есть студенты, обладающие очень высокой осмысленностью жизни при сниженной жизнестойкости, отличаются от студентов третьей группы повышенным уровнем нейротизма. Это дает основание предположить, что при очень высокой осмысленности жизни уро-

вень жизнестойкости может быть как высоким, так и низким, и в последнем случае может находиться в обратной зависимости от уровня нейротизма. Результат не является статистически достоверным, поэтому делать окончательные выводы было бы преждевременно. Однако считаем, что студентов из второго и четвертого кластеров, составляющих 21 % первокурсников общетехнического факультета, можно отнести к группе риска.

В заключение отметим, что профессиональное становление тесно связано с развитием не только компетенций, но и самой личности, реализацией личностного потенциала. Личность развивается, когда преодолевает трудности в освоении учебной или профессиональной деятельности, новых способов бытия, в которых видит смысл.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Ас-молов. — М. : Смысл : Академия, 2007. — 528 с.

2. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М. : Мысль, 1988. — 301 с.

3. Булатова, Е. А. Динамика мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства, в процессе проектной деятельности / Е. А. Булатова // Образование и наука. — 2007. — № 2 (44). — С. 67—74.

4. Гордеева, Т. О. Вклад личностного потенциала в академические достижения / Т. О. Гордеева,

Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2011. — С. 642—668.

5. Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д. А. Леонтьев, Е. Р. Калитеевская, Е. Н Осин // Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2011. — С. 479—511.

6. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — М. : Смысл, 2006. — 63 с.

7. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1992. — 16 с.

8. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. — СПб. : Речь, 2002. — 539 с.

9. Мамардашвили, М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М. К. Ма-мардашвили. — М. : Ad Ма^шет 1995. — 548 с.

10. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, И. В. Бородкина // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — С. 68—79.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл / общ. ред. Л. Я. Гозма-на, Д. А. Леонтьева. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

12. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — М. : Алфавит, 1992. — 67 с.

ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОЙ П0СТВЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В. О. МОХОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО veronika.mokhova@gmail.com

В статье представлены результаты исследования осведомленности педагогов о суициде, анализ особенностей эмоционального состояния «переживших суицид», актуальные принципы поственции, модель суицидальной поственции в образовательной организации.

The article presents an analysis of the suicidal postvention problem in an educational organization. The article contains the research results of the educator's awareness about suicide, an emotional state analysis of «a suicide survivors», actual postventional principles, the suicidal postvention model in an educational organization.

Ключевые слова: «пережившие суицид», завершенный суицид, принципы поственции, суицид, суицидальная попытка, суицидальная поственция, суицидальное поведение

Key words: «а suicide survivors»», committed suicide, postventional principles, suicide, suicide attempt, suicidal postvention, suicidal behavior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.