Научная статья на тему 'Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов'

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОФИЛАКТИКА / LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS / SUICIDAL RISK / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева Алла Владимировна, Молоканова Юлия Павловна, Микитенко Александр Александрович

В статье изложена взаимосвязь смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов. Выявлены критерии суицидального риска, которым необходимо уделить особое внимание кураторов и психологов в лекционном курсе университетов на кафедрах психологического, физиологического профиля в разделах психогигиены. Отмечено, что профилактическую работу по психогигиене необходимо проводить со студентами 1 курса всех факультетов как важную часть воспитательной работы со студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беляева Алла Владимировна, Молоканова Юлия Павловна, Микитенко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS AND SUICIDE RISK AT STUDENTS OF OLDER YEARS

The article describes correlations among life meaningful orientations and suicidal risks among students of senior courses. The authors identify criteria of suicidal risk, stressing that special attention should be paid to the curators and psychologists in the lecture course of universities in the departments of psychology, due the physiological profile of mental health topics. It is noted that preventive mental health work should be carried out with the students of the first course of all faculties as an important part of educational work with the students of the University.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «дртот. СЕРИЯ: естественные и технические науки»

№ 1. 2013

УДК 59.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ Беляева Алла Владимировна

канд. мед. наук 29fdda@mail.ru

Московский государственный областной университет, Москва

Молоканова Юлия Павловна

канд. биол. наук 29fdda@mail.ru

Московский государственный областной университет, Москва

Микитенко Александр Александрович

преподаватель 29fdda@mail.ru Коммерческо-банковский колледж № 6, Москва

Аннотация. В статье изложена взаимосвязь смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов. Выявлены критерии суицидального риска, которым необходимо уделить особое внимание кураторов и психологов в лекционном курсе университетов на кафедрах психологического, физиологического профиля в разделах психогигиены. Отмечено, что профилактическую работу по психогигиене необходимо проводить со студентами 1 курса всех факультетов как важную часть воспитательной работы со студентами вуза.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации; суицидальный риск; профилактика.

INTERRELATION OF LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS AND SUICIDE RISK AT STUDENTS OF OLDER YEARS

Belyaeva Alla Vladimirovna

candidate of medical sciences Moscow State Regional University, Moscow

Molokanova Julia Pavlovna

candidate of medical sciences Moscow State Regional University, Moscow

Mikitenko Alexander Alexandrovich

lecturer

Commercial-banking College № 6, Moscow

Abstract. The article describes correlations among life meaningful orientations and suicidal risks among students of senior courses. The authors identify criteria of suicidal risk, stressing that special attention should be paid to the curators and psychologists in the lecture course of universities in the departments of psychology, due the physiological profile of mental health topics. It is noted that preventive mental health work should be carried out with the students of the first course of all faculties as an important part of educational work with the students of the University.

Key words: life meaningful orientations; suicidal risk; preventive measures.

В настоящее время актуальность суицидального риска среди людей разного возраста велика. Известно, что каждый год по всему миру добровольно уходят из жизни более миллиона человек. Россия входит в десятку стран-лидеров по количеству завершенных суицидов. Вопросы статуса, мнения общества, престижа, экономические, социальные, духовные кризисы весьма значительно фрустрируют современного человека уже с раннего детского возраста являясь причиной неврозов, де-

V \ / V

прессий и суицидального риска. У многих людей возникает ощущение бессмысленности жизни, чувство, что человеку не для чего жить, не за что бороться, не на что надеяться. Клиницисты считают, что «Бессмысленность» это хроническая неспособность проникнуться важностью, полезностью или интересностью чего-либо, в чем человек участвует или может представить себя участвующим.

Задачами данного исследования явилось выявление смысложизненных ориентаций студентов старших курсов, выяснение степени суицидального риска среди них. А также разработка рекомендаций консультационного характера для студентов старших курсов с пониженным уровнем смысложизненных ориентаций и высокой степенью суицидального риска.

Исследование проводилось на базе Московского Государственного Областного Университета и на базе «Общежитие для студентов» при МГОУ, г. Мытищи. Группу испытуемых составили 30 студентов старших курсов, в возрасте от 19 до 23 лет.

В работе использованы: методика «Тест смысложизненных ориентаций», выявляющая общий показатель осмысленности жизни, три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля; «Опросник депрессии» А. Бека, предназначенный для качественной и количественной оценки депрессии. Для обработки результатов применялся Н-критерий Крускала-Уоллиса.

Опросив 30 студентов, 14 юношей и 16 девушек по методикам «Опросник депрессивности» А. Бека, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, а также «Опросник суицидального риска», обработав данные тестов, мы разделили наших испытуемых на три группы по степени выраженности суицидального риска: группа с низким показателем суицидального риска и высоким показателем смысложизненных ориентаций (5 человек); группа со средними показателями суицидального риска и смысложизненных ориентаций (19 человек); а также группа с высокими показателями суицидального риска и низкими показателями смысложизненных ориентаций (6 человек). Анализ данных эмпирического исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и суицидального риска у студентов старших курсов показал, что:

1) Существуют значимые различия у групп, отличающихся по степени выраженности суицидального риска по шкалам: депрессивность, цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь, осмысленность жизни, уникальность, несостоятельность, общая интернальность, интернальность в области достижений. Это означает, что у опрошенных нами студентов, действительно, существует взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и суицидальным риском.

2) Методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» и опросник депрессии А. Бека уверенно позволяют дифференцировать испытуемых по суицидальному риску и по смысложизненным ориентациям, т.к. все их шкалы показали значимые различия у групп, разделенных по степени выраженности суицидального риска.

3) Лишь по две шкалы из методик «Уровень субъективного контроля» и «Опросник суицидального риска» показали значимые различия у наших групп, а именно: уникальность, несостоятельность, общая интернальность, интернальность в области достижений. Т.о. методики «УСК»

4

и «ОСР» целесообразно использовать для выявления динамики картины суицидального риска и смысложизненных ориентаций дополнительно к основным методикам: «СЖО» Д.А. Леонтьева и опроснику депрессивности А. Бека. Результаты исследования подчеркивают важность вопросов смысла для каждого человека, послужат полезными векторами развития, касательно значения смысложизненных ориентаций как для специалистов, так и для всех людей в целом, в особенности молодежи, т.к. она особенно восприимчива к вопросам жизни и смерти. В особенности в Российской Федерации, где на сегодняшний день большая статистика суицидов среди молодежи, где нет системы идеологических ориентиров нации, где каждый человек в «ужасе (так лицемерно называемого!) свободного выбора» пытается зацепиться порой за «что попало».

Задача современности и в философском, и в психологическом, и в материальном аспекте стоит в умелом выборе среди тысяч дорог, ловушек и тупиков своей, истинной дороги, выбрав которую человек раскроет смыслы своего существования, реализует себя как творец, созидатель, обретет истинное счастье в этом мире, а не в выбранном шаге в пропасть.

Данное исследование позволило найти критерии суицидального риска, выявить среди студентов сравнительно большую (18 %) группу риска, которым необходимо уделить особое внимание кураторов и психологов. Результаты проведенного исследования необходимо использовать в лекционном курсе университетов на кафедрах психологического, физиологического профиля в разделах психогигиены. Профилактическую работу по психогигиене необходимо проводить со студентами 1 курса всех факультетов как важную часть воспитательной работы со студентами вуза.

1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения -методические рекомендации. М.: Просвет, 1980. С. 23-30.

2. Блёшль Л. Депрессивные расстройства. М.: Смысл 2000. С. 21.

3. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. С. 231.

4. Гарифулин Р. А. Суицид: психологические основы. М.: Векса, 2009. С. 15.

5. Дорпат П., Босвелл Ш. Психология намерений. М.: Путь, 2007. 39 с.

6. Дюркгейм Э.Г. Социум. М.: Академия, 2010. 144 с.

7. Зотов М.В., Петрукович В.М. Профилактика суицидов учащихся. М.: Академия, 2007. 32 с.

8. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г., Антонова О.И., Никитина С.Ю., Евдокушкина Г.Н., Чернобавский М.В. Смертность российских подрост-

ков от самоубийств. М.: ЮНИСЕФ, 2011. С. 8.

9. Кетелл Р. Б. Описание и измерение личности. М.: Академия, 2003. С. 23.

10. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом. М.: Эксмо, 2008. С. 40.

11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: Смысл, 2000. С. 4.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2007. С. 294.

13. Рассказова И.Н. Психологические причины суицидального поведения у подростков. М.: Смысл, 2004. С. 5.

14. Розанов П.Г. Суицидальные попытки. Пермь: Стелла, 2003. С. 23.

15. Уолман Б. Экзистенциальный невроз. М.: Академия, 2008. С. 16.

16. Шнайдман Е. Суицид. СПб.: Речь, 2003. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.