Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN216.pdf Статья опубликована 13.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Сладкова И.А. Динамика смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/47PSMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159,9
Сладкова Ирина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Россия, Красноярск
Аспирантка кафедры «Социальной психологии» E-mail: [email protected]
Динамика смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов, раскрывается значение смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности педагогов-психологов, определяется место профессии педагога-психолога в структуре смысла жизни. Целью статьи является анализ особенностей и динамики смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Выделены особенности и динамика смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Автором представлены основные результаты эмпирического исследования, организованного с применением методики «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева). В результате исследования выявлено, что в процессе профессионального становления в Вузе происходит развитие смысложизненных ориентаций, однако, смысл жизни выражен не у всех студентов даже к окончанию вуза. Не происходит значимого развития данного показателя, хотя по отдельным его компонентам наблюдается положительная динамика по следующим параметрам смысложизненной ориентации: «цели в жизни», «процесс жизни», «локус контроля - Я». Автором отмечается необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на развитие смысложизненных ориентаций студентов будущих педагогов-психологов именно на III курсе, когда студенты уже получили достаточное количество психологических знаний, приобрели навыки и умения психологической работы, которые в дальнейшем могли совершенствовать в процессе профессионального становления.
Ключевые слова: смысл жизни; жизненные цели; жизненные ценности; ценностные ориентации; ориентации личности; направленности личности; смысложизненные ориентации; педагог-психолог; студенты педагоги-психологи; личностный рост в вузе
Смысложизненные ориентации личности являются результатом системы отношений с миром, с другими людьми, с самим собой; представляют собой целостную систему сознательных и избирательных связей, включающие осмысленность жизненных целей, способность брать ответственность за жизнь, влияя на ее ход и отражающих удовлетворенность личностью самореализацией в жизни.
Введение ФГОС высшего образования, изменение профессиональных ориентиров, актуализируют проблему становления и развития смысложизненных ориентации студентов в процессе обучения в вузе.
Развитие смысложизненных ориентаций представляет собой особенный период в онтогенезе, содержание которого отражается в становлении личности студента как субъекта собственного развития, способного осознавать свои жизненные цели и определять перспективы профессионального роста. Поэтому образовательная среда вуза является для студентов той средой, в которой создаются благоприятные условия для развития и проявления выделенных аспектов жизнедеятельности личности.
Смысложизненные ориентации личности занимают в ее структуре доминирующее положение, определяют динамику жизненных ценностей личности, а степень их выраженности отражает общую направленность личности.
Изучению смысложизненных ориентаций посвящены работы отечественных психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.А. [1] Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Э. [4] Чудновского, М.С. [7] Яницкого [8] и др., в которых исследуется природа смысла жизни, его структура, основные характеристики, функциональное назначение и т.д. За рубежом проблема смысла жизни и смысложизненных ориентаций исследовалась в психоанализе (З. Фрейд), аналитической психологии (К. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме смысла жизни и смысложизненных ориентаций, позволил определить понятие смысла жизни как единицу сознания и деятельности личности, характеризующую её направленность, отношение к миру, себе и другим людям. К смысложизненным ориентациям относят сложные психологические новообразования, проявляющиеся в когнитивных, мотивационных, эмоционально-волевых, деятельностных и поведенческих аспектах.
К профессии педагога-психолога предъявляются особые требования, к самой личности профессионала и ее внутреннему опыту. Недостаточная сформированность смысложизненных ориентаций приводит к тому, что процесс профессионализации и личностного роста в вузе остаются спонтанными для студентов, что, в свою очередь, сказывается на эффективности будущей профессиональной деятельности педагога-психолога.
Целью статьи является анализ особенностей и динамики смысложизненных ориентаций будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе.
Исследование особенностей и динамики развития смысложизненных ориентаций студентов в процессе обучения в вузе позволит выявить новые возможности для эффективного личностного и профессионального самоопределения и профессионального становления будущих педагогов-психологов. Исследование смысложизненных предоставит возможность оценить способность личности к структурированию своих отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.
В структуре смысложизненных ориентаций педагога-психолога профессиональная деятельность может занимать разное место - быть ведущим компонентом в структуре смысложизненных ориентаций, либо не являться главным смыслом жизни. Профессия педагога-психолога, тем не менее, занимает достаточно значимую позицию в структуре смысложизненных ориентации; наконец, значимость профессии педагога-психолога может быть периферическим компонентом в структуре смысла жизни.
Методы и организация исследования. С целью изучения динамики смысложизненных ориентаций студентов будущих педагогов-психологов нами было проведено исследование на факультете Института психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, в котором приняли участие 80 студентов, из них 24 студента I курса, 26 студентов III курса и 30 студентов IIV курса. Эмпирическое исследование было организовано с применением методики «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева). Статистическая обработка данных проводилась с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Средние показатели и показатели стандартного отклонения по параметрам теста СЖО и курсам представлено в табл.1.
Таблица 1
Показатели основных параметров теста СЖО будущих педагогов-психологов I-IV курсов
(результаты исследования)
Группы/Шкалы Студенты I курса Студенты III курса Студенты IV курса
Цели в жизни 30,5+0,16 26,6+0,12 34,0+0,21
Процесс жизни 30,1+0,13 34,9+0,09 35,5+0,17
Результативность жизни 22,2+0,17 25,4+0,22 25,6+0,24
Локус контроля-Я 21,7+0,06 22,1+0,10 24,5+0,15
Локус контроля-жизнь 31,4+0,10 31,8+0,29 32,5+0,18
Общий показатель осмысленности жизни 71,6+0,09 69,3+0,21 72,2+0,11
Общая осмысленность жизни характеризуется наиболее высоким уровнем в группе студентов IV курса (показатель 72,2+0,11), общий показатель осмысленности жизни студентов I курса 71,6+0,09, наименьшие показатели осмысленности жизни студентов III курса 69,3+0,21. Полученные различия не являются статистически значимыми по U-критерию Манна-Уитни.
Рассмотрение характеристик основных параметров СЖО студентов будущих педагогов-психологов позволяет сделать следующие выводы.
Полученные показатели по шкале «цели в жизни» характеризуют значение, которое студент придает осмысленности целей жизни, полученные результаты в группе студентов, обучающихся на III курсе (показатель 26,6+0,12) свидетельствуют о меньшей заинтересованности студентами этой группы целями в своей жизни, скорее характеризуя их как заинтересованных жизнью в сегодняшнем дне.
Студенты группы I курса и IV курса придают жизни осмысленность, характеризуются направленностью во временную перспективу (показатель в I курсе 30,5+0,16, на IV курсе 34,0+0,21). Однако наблюдается явное преимущество в осмысленности целей в жизни у студентов IV курса по сравнению со студентами двух других курсов. Полученные значения на всех трех курсах являются статистически значимыми на уровне p<0,05.
Баллы групповых показателей по шкале «процесс жизни» также существенно расходятся в результатах. Особенно заметна разница в результатах студентов I курса и студентов III и IV курсов (показатели 30,1+0,13 на I курсе, 34,9+0,09 на III курсе, 35,5+0,17 на IV курсе). Различия по параметру «Процесс жизни» студентов I курса и III, IV курсов на уровне p<0,05. Для студентов будущих педагогов-психологов III и IV курсов характерны более высокие показатели осмысленности процесса жизни, что свидетельствует о восприятии
студентами старших курсов своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.
Показатели результативности жизни, или удовлетворенности самореализацией отражают ощущение того, насколько осмыслена была прожитая жизнь. Наименьшие показатели удовлетворенности самореализацией выявлены в группе студентов I курса (показатель 22,2+0,17). Здесь прослеживается связь показателей группы студентов - I курса с неудовлетворенностью жизнью по предыдущему показателю не удовлетворенностью жизнью сегодняшней. У студентов будущих педагогов III и IV курсов высокие показатели (показатель студентов III курса 25,4+0,22, IV курса - 25,6+0,24), но не максимальные, следовательно студенты старших курсов считают, что могли бы сделать гораздо больше, не остаются довольным достигнутыми результатами.
Субшкала «Локус контроля - Я» (показывает наличие свободы выбора в соответствии с поставленной целью) дала такие результаты: 21,7+ 0,06 баллов в группе студентов I курса, 22,1+0,10 в группе студентов III курса, 24,5+0,15 в группе студентов IV курса. Полученные данные свидетельствуют об увеличении показателей по параметру «Локус контроля - Я». Следовательно, студенты будущие педагоги-психологи принимают ответственность за вои действия и поступки на себя и в период обучения в вузе степень ответственности равномерно увеличивается. Приобретение психологических знаний. Различия по U-критерию между I и III курсом, а также III и IV курсом не являются статистически достоверными, а между I и IV курсом различия достоверны на уровне p<0,05.
По параметру «Локус контроля - Жизнь» (показывает, в какой мере человек может управлять своей жизнью) характерно равномерное увеличение показателя от I к IV курсу: 31,4+0,10 в группе студентов I курса, 31,8+0,29 в группе студентов III курса, 32,5+0,18 в группе студентов IV курса. Студенты будущие педагоги-психологии на всех курсах принимают ответственность за свою жизнь на себя, но считают, что на их жизнь влияют и другие факторы, не все зависит от них. Полученные различия не являются статистически значимыми по U-критерию Манна-Уитни.
Таким образом, смысложизненные ориентации студентов I-IIV курсов характеризуются следующими особенностями:
Смысложизненные ориентации студентов педагогов-психологов, обучающихся на I курсе характеризуется следующими показателями:
• придают жизни осмысленность, характеризуются направленностью во временную перспективу.
• восприятие своей жизни как менее интересной, эмоционально не насыщенной и незначительным смыслом, что и проявляется в удовлетворенности достигнутыми результатами в жизни.
Смысложизненные ориентации студентов педагогов-психологов, обучающихся на III курсе характеризуется следующими показателями:
• меньшая заинтересованность студентами целями в своей жизни, скорее характеризуя их как заинтересованных жизнью в сегодняшнем дне.
• восприятие своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.
• отсутствие полного удовлетворения достигнутыми результатами считают, что мог бы сделать гораздо больше.
Смысложизненные ориентации студентов педагогов-психологов, обучающихся на IV курсе, характеризуется следующими показателями:
• наибольшая осмысленность целей в жизни.
• восприятие испытуемыми своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.
• считают, что мог бы сделать гораздо больше, ни один не остается довольным достигнутыми результатами.
Резюмируя полученные результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов будущих педагогов-психологов, можно сделать вывод, что в процессе профессионального становления в Вузе происходит развитие смысложизненных ориентаций, однако, смысл жизни выражен не у всех студентов даже к окончанию вуза. Не происходит значимого развития данного показателя, хотя по отдельным его компонентам наблюдается положительная динамика по следующим параметрам СЖО: «цели в жизни», «процесс жизни», «локус контроля - Я».
Исследовав смысложизненные ориентации студентов будущих педагогов-психологов, следует согласиться с выводом В.Э. Чудновского, что значимым аспектом психологической подготовки будущего специалиста является становление у него смысложизненных ориентаций и, прежде всего, нужна система такой подготовки [5].
Таким образом, необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на развитие смысложизненных ориентаций студентов будущих педагогов-психологов именно на III курсе, когда студенты уже получили достаточное количество психологических знаний, приобрели навыки и умения психологической работы, которые в дальнейшем могли совершенствовать в процессе профессионального становления.
Мир Науки
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Викторов, О.Н. Механизм формирования ценностных ориентаций личности студента [Текст] / О.Н. Викторов // Интеграция образования. 2003. №2. С. 95 - 101.
2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]: монография / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 164 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: монография. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
5. Федина, Л.В. Проблема доминирования дилетантской позиции в освоении психологической профессии современными студентами [Текст] / Л.В. Федина // Психология. Социология. Педагогика. 2011. №5 (6). С. 25-28.
6. Франкл, В. Человек в поиске смысла [Текст]: монография / В. Франкл. - М.: Книга по требованию, 2012. - 366 с.
7. Чудновский, В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. 2009. №4. С. 50-70.
8. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]: монография / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -204 с.
Sladkova Irina Alekseevna
Krasnoyarsk state pedagogical University them V.P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk
E-mail: [email protected]
The dynamics of life-meaningful orientations of future teachers-psychologists in the process of studying
in the university
Abstract. The article examines the formation and development of life-meaningful orientations of future teachers-psychologists, reveals the value of life orientations in professional activity of teachers-psychologists, defines the place of the profession of psychologist in the structure of the meaning of life. The aim of the article is the analysis of the characteristics and dynamics of life-meaningful orientations of future teachers-psychologists in the process of learning at the University. The features and dynamics of life-meaningful orientations of future teachers-psychologists in the process of learning at the University. The author presents the main results of the empirical research, designed with application of methodology "Semantically-life orientation" (adaptation of D.A. Leontiev). The study revealed that in the process of professional formation in the University is the development of life-meaningful orientations, however, the meaning of life is expressed not all students even the end of high school. It doesn't occur significant development of this indicator, although some of its components positive dynamics is observed in the following parameters of the LSS: "goal in life", "life", "locus of control - I". The author notes the need for special activities aimed at the development of life-meaningful orientations of students future teachers-psychologists on the course, when students have already received a sufficient amount of psychological knowledge, acquired skills, psychological work, which could further improve the process of professional formation.
Keywords: the meaning of life; life goals; values; value orientation; the orientation of the personality; orientation of the individual; life orientation; educational psychologist; students educational psychologists; personal growth in the university
REFERENCES
1. Viktorov, O.N. Mekhanizm formirovaniya tsennostnykh orientatsiy lichnosti studenta [Tekst] / O.N. Viktorov // Integratsiya obrazovaniya. 2003. №2. S. 95 - 101.
2. Leont'ev, D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti [Tekst]: monografiya / D.A. Leont'ev. - M.: Smysl, 1999. - 487 s.
3. Leont'ev, D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO) [Tekst] / D.A. Leont'ev. -M.: Smysl, 2000. - 164 s.
4. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Tekst]: monografiya. - SPb.: Piter, 2015. - 718 s.
5. Fedina, L.V. Problema dominirovaniya diletantskoy pozitsii v osvoenii psikhologicheskoy professii sovremennymi studentami [Tekst] / L.V. Fedina // Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2011. №5 (6). S. 25-28.
6. Frankl, V. Chelovek v poiske smysla [Tekst]: monografiya / V. Frankl. - M.: Kniga po trebovaniyu, 2012. - 366 s.
7. Chudnovskiy, V.E. Smyslozhiznennyy aspekt sovremennogo protsessa obrazovaniya [Tekst] / V.E. Chudnovskiy // Voprosy psikhologii. 2009. №4. S. 50-70.
8. Yanitskiy, M.S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Tekst]: monografiya / M.S. Yanitskiy. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. - 204 s.