Научная статья на тему 'Исследование смысложизненных ориентаций и тенденций суицидального поведения подростков'

Исследование смысложизненных ориентаций и тенденций суицидального поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / ПОДРОСТКИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Льдокова Г. М., Панфилов А. Н.

В работе представлены материалы эмпирического исследования отношения к жизни и смерти среди подростков, выраженного в смысложизненных ориентациях и суицидальном риске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование смысложизненных ориентаций и тенденций суицидального поведения подростков»

Суицидология

7. Составление или изменение завещания.

8. Изменение суточного ритма.

9. Повышение или потеря аппетита.

10. Вялость и апатия.

11. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

12. Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

13. Приведение в порядок своих дел.

14. Отказ от личных вещей.

15. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное управление автомобилем.

16. Суицидальные попытки в прошлом.

17. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

18. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.

19. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

20. Скудные планы на будущее.

21. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

В. Ситуационные:

1. Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

2. Смерть любимого человека, особенно супруга.

3. Недавняя перемена места жительства.

4. Семейные неурядицы (безработица, развод)

5. Неприятности с законом.

6. Коммуникативные затруднения.

7. Проблемы со школой или занятостью.

8. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.

9. Хроническая, прогрессирующая болезнь.

10. Нежелательная беременность.

11. Пожилой (старческий) возраст.

Аутоагрессия, наряду с пессимистической личностной установкой, также является определяющим свойством поведения суицидента. Аутоагрессия определяется как негативное отношение к себе. Однако негативное отношение к себе имеет место и у невротика, который также считает себя жизненным неудачником, остро переживая свою неполноценность и недееспособность. У суицидента негативное отношение к себе достигает своих крайних форм. Аутоагрес-сии обычно всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких родственников, которая выражается в подозрительности, необоснованных обвинениях. Клиническая практика показывает, что косвенно гетероагрессия подтверждается и равнодушно - спокойным отношением к случаям самоубийства близких к суициденту людей, к трагической смерти конкретного знакомого человека и вообще к смерти. Положительная или нейтральная оценка подобных действий также может являться критерием для включения этих лиц в группу риска. Отсюда также понятно, что попытки родных воздействовать на суициден-та, убедить его в возможности выхода из кризиса, указать на позитивные моменты в его жизни часто вызывают обратный эффект - противодействие и

отпор и лишь усиливают аутоагрессию, пессимистическую личностную установку и депрессивные настроения.

Таким образом, проблема раннего выявления предрасположенности к суицидальному поведению имеет свою особую актуальность. Вниутриличност-ная профилактика суицидов заключается не во избежании внутренних и внешних конфликтных ситуаций - это невозможно, а в создании условий для эффективной самореализации личности. В контексте оказания психологической помощи различным категориям граждан - профилактическая работа по обсуждаемой проблеме должна стать одним из актуальных направлений работы психологов, работающих в различных отраслях.

Литература:

1. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Рук-во для врачей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985.

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.2. - М., 2000.

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов

Казанский (Приволжский) ФУ, г. Казань, Россия

E-mail авторов: [email protected]

В работе представлены материалы эмпирического исследования отношения к жизни и смерти среди подростков, выраженного в смысложизненных ориентациях и суицидальном риске.

Ключевые слова: суицид, подростки, смысл жизни.

Развитие личности в подростковом возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем жизни личности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития подростков является отношение детей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, так как ценности, которые определяет для себя ребенок и характеризуют его отношение к жизни.

Цель исследования: выявить смысложизнен-ные ориентации и тенденции суицидального поведения подростков.

Материал и методы: исследование проводилось на базе школ г. Елабуги в 8-х классах. Выборка составила 160 учащихся подросткового возраста.

В качестве диагностического инструмента были использованы: методика «Определение смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (тест СЖО) [2] и «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) [1].

Результаты и обсуждение:

22

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

Суицидология

На основе данных исследования смысложизнен-ных ориентаций по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева, мы сделали следующие выводы.

По шкале «цели в жизни»: большинство учащихся (76,6%) имеют высокие показатели. Данная группа подростков стремительно разглядывают свое будущее. Средние баллы выявлены у 15%, что свидетельствует о том, что подростки разглядывают свое будущее, но сильно в него не погружаются. Низкие показатели выявлены у 8,3% подростков. Это свидетельствует о том, что их мечты сдерживают воспоминания.

По шкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность»: 73,3% подростков показали высокий результат - они увлечены событиями жизни, 20% - адекватно реагируют на происходящее, однако 6,6% - не довольны жизнью в настоящем.

По шкале «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией»: 66,6% подростков довольны жизнью, 25% - считают, что хорошего и плохого было в их жизни поровну, и 8,3% - не удовлетворены самореализацией.

По шкале «локус контроля - Я»: 53,3% подростков считают, что человек сам выбирает себе дорогу жизни, 36,6% полагают, что человек - машина, многое может упустить из внимания, 10% не верят в могущество человека.

По шкале «локус контроля - жизнь или управляемость жизни»: 70% подростков уверены, в том, что их судьба в их руках, 20% понимают, что один человек не может повлиять на жизнь. Низкие показатели выявлены у 10% подростков, они убеждены, что судьбу не изменить.

Исследование тенденции суицидального поведения по «Опроснику суицидального риска» Т.Н. Разу-ваевой позволяет нам сделать следующие выводы. По шкале «демонстративность»: у 35% подростков выявлены высокие показатели. Эти подростки в буквальном смысле «шантажисты». 41,6% подростков в меньшей степени прибегают к манипулированию, 23,3% - совершенно не используют такого рода методы запугивания.

По шкале «аффективность»: у 16,6% подростков выявлена высокая степень агрессивности, 41,7% -более рациональны, 41,7% - совершенно адекватно воспринимают неудачи.

По шкале «уникальность»: 11,6% подростков считают, что их критические ситуации крайне тяжелые, не похожие на проблемы других людей, 33,3% считают, что все проходили через проблемы, 55% подростков постоянно ориентируются на опыт других.

По шкале «несостоятельность»: 5% подростков не верят в свои возможности, 76,6% имеют адекватную самооценку, 18,3% - довольны собой.

По шкале «социальный пессимизм»: 5% подростков не воспринимают окружающий мир и помощь других людей. Большинство же (73,3%) положительно относятся к окружающим и 21,6% совершенно доверяют окружающим.

По шкале «слом культурных барьеров»: лишь 3,3% подростков интересуются темой смерти; 70% не

видят ничего привлекательного в данной теме; 26,6% - еще в большей степени отрицают смерть.

По шкале «максимализм»: 13,3% подростков способны зацикливаться на одной из неудач, 46,6% -более отходчивы, а 40% считают: «Все, что ни делается - все к лучшему».

По шкале «временная перспектива»: 10% подростков боятся строить планы на будущее, 48,3% способны планировать будущее, извлекая уроки из прошлого, 41,6% ориентированы на будущее, невзирая на прошлые неудачи.

По шкале «антисуицидальный фактор»: 13,3% подростков считают, что смерть - это трагедия, 85% боятся смерти, однако 1,6% заявляют, что смерть их не пугает.

Таким образом, мы можем полагать, что отношение к жизни у большинства из опрошенных подростков положительное. Они любят жизнь, с удовольствием строят планы на будущее, мечтают, кроме того понимают, что успех зависит от их желания стремиться к этому успеху. Однако выявлена небольшая группа подростков, имеющих риск суицидального поведения. По отношению к ним требуется постоянное, но ненавязчивое, эмоционально теплое внимание со стороны близких людей, учителей, психолога образовательного учреждения.

Литература:

1. Диагностика личности / Сост. Т. Н. Разуваева. - Шадринск, 1993. - 26 с.

2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. - 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18 с.

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (предварительный анализ)

А. С. Рахимкулова

Одесский НУ им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина Институт ИПО, г. Одесса, Украина

Е-mail автора: [email protected]

Предварительный анализ данных исследования указывает, что гораздо большее влияниена рисковое поведение среди подростков оказывают не биологические, а психологические и социальные факторы.

Ключевые слова: подростковый возраст, рисковое поведение и суицид

Большинство исследователей сходятся во мнении, что самоубийство не является неким изолированным действием, это скорее результат достаточно продолжительного процесса, в основе которого лежат психиатрические, биологические, психологические и социальные факторы [1, 5]. Поэтому активно проводятся исследования, направленные на изучение условий, предшествующих суициду, а также типов поведения, являющихся предикторами суицида.

Среди подростков, согласно имеющимся данным, уровень смертности от внешних причин увеличивается на 200% по сравнению с детьми [5]. Это

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.