Научная статья на тему 'Психологические «Маркеры» суицидального поведения личности'

Психологические «Маркеры» суицидального поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4073
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / «МАРКЕРЫ» СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Е. В.

В статье представлен перечень методов психодиагностики, направленных на изучение суицидального поведения личности; рассматриваются «маркеры» суицидального поведения, фиксируемые у личности, склонной к суицидам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические «Маркеры» суицидального поведения личности»

Суицидология

реотипные игровые действия. Аутоагрессия иногда трансформируется в агрессию садистического характера (ребенок жмет взрослому на болевые точки), очень в редких случаях - в агрессию, направленную на игрушку (кусает запястья куклы или непрерывно со всей силой нажимает на пищащие резиновые игрушки). В тех случаях, когда ребенок может словесно выразить непереносимость отделения, например, сказав, что ему «одиноко», аутоагрессия исчезает.

Выводы.

1. Феноменология аутоагрессии у детей психически депривированных детей неоднородна. Аутоаг-рессия как часть невербальной коммуникации в близком эмоциональном контакте с взрослым типична как для детей с первичной психической депривацией (из закрытых детских учреждений), так и для детей с вторичной психической депривацией (с аутизмом).

2. Аутоагрессия закрепляется в поведении как проявление основного психического конфликта ребенка на стадии появления личного местоимения «Я» в речи.

3. Описаны наиболее часто встречающиеся варианты аутоагрессии у детей, запускаемые приступами страха различной природы (отвержения, смерти, психологического отделения), требующие дифференцированных терапевтических воздействий.

Литература:

1. Бардышевская М.К. Уровневая модель развития аффективно-поведенческих комплексов // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С. 68-77.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «МАРКЕРЫ» СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Е.В. Котова

Красноярский ГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск E-mail автора: kotova@kspu.ru

В статье представлен перечень методов психодиагностики, направленных на изучение суицидального поведения личности; рассматриваются «маркеры» суицидального поведения, фиксируемые у личности, склонной к суицидам.

Ключевые слова: методы диагностики; «маркеры» суицидального поведения

Суицид, самоубийство - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. Проблема раннего выявления предрасположенности к суицидальному поведению остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий, что обусловлено весьма высокими статистическими показателями суицидов на территории России.

А.Е. Личко [1] выделяет три типа суицидального поведения, которые имеют значимость при анализе психологических особенностей личности суицидента.

А именно: демонстративное - без намерения покончить с собой; аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта; истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины суицидального поведения разнообразны:

1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).

2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением подростка-суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).

4. Конфликт, связанный с работой или учебой.

5. Материально-бытовые трудности.

В диагностических целях, для изучения мотивов, предрасположенности, склонности к суицидальному поведению психологи применяют широкий спектр психодиагностических методов. Среди них можно назвать такие методы как: метод клинического интервью (по Б.Д. Менделевичу); патохарактерологиче-ский диагностический опросник (ПДО; А.Е. Личко); клинический опросник оценки невротического состояния К.К. Яхина и Д.М. Менделевича (К-78); опросник суицидального риска (ОСР), модификация Т.Н. Разуваевой; характерологический опросник (опросник К. Леонгарда); методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова); стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ (невротические шкалы) и многие другие.

Однако возможности каждого метода имеют свои ограничения и требуют не только качественной профессиональной психологической подготовки специалиста, но и значительных временных затрат. В связи с этим в повседненвной жизни можно использовать так называемые «ключи» или «маркеры» суицидального поведения.

В психологии различают вербальные, бихевио-ральные и ситуационные «маркеры»:

А. Вербальные:

1. Непосредственные заявления типа "Я подумываю о самоубийстве" или "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить".

2. Косвенные высказывания, например, "Вам не придется больше обо мне беспокоиться" или "Мне все надоело" или "Они пожалеют, когда я уйду".

3. Намеки на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

Б. Бихевиоральные:

1. Отчаяние и плач.

2. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе, живописи.

3. Повторное многократное прослушивание грустной музыки и песен.

4. Нехватка (значительное снижение) жизненной активности.

5. Самоизоляция от семьи и любимых людей.

6. Рост употребления алкоголя или наркотиков.

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

21

Суицидология

7. Составление или изменение завещания.

8. Изменение суточного ритма.

9. Повышение или потеря аппетита.

10. Вялость и апатия.

11. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.

12. Уход от обычной социальной активности, замкнутость.

13. Приведение в порядок своих дел.

14. Отказ от личных вещей.

15. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное управление автомобилем.

16. Суицидальные попытки в прошлом.

17. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

18. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.

19. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

20. Скудные планы на будущее.

21. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.

В. Ситуационные:

1. Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.

2. Смерть любимого человека, особенно супруга.

3. Недавняя перемена места жительства.

4. Семейные неурядицы (безработица, развод)

5. Неприятности с законом.

6. Коммуникативные затруднения.

7. Проблемы со школой или занятостью.

8. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.

9. Хроническая, прогрессирующая болезнь.

10. Нежелательная беременность.

11. Пожилой (старческий) возраст.

Аутоагрессия, наряду с пессимистической личностной установкой, также является определяющим свойством поведения суицидента. Аутоагрессия определяется как негативное отношение к себе. Однако негативное отношение к себе имеет место и у невротика, который также считает себя жизненным неудачником, остро переживая свою неполноценность и недееспособность. У суицидента негативное отношение к себе достигает своих крайних форм. Аутоагрес-сии обычно всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких родственников, которая выражается в подозрительности, необоснованных обвинениях. Клиническая практика показывает, что косвенно гетероагрессия подтверждается и равнодушно - спокойным отношением к случаям самоубийства близких к суициденту людей, к трагической смерти конкретного знакомого человека и вообще к смерти. Положительная или нейтральная оценка подобных действий также может являться критерием для включения этих лиц в группу риска. Отсюда также понятно, что попытки родных воздействовать на суициден-та, убедить его в возможности выхода из кризиса, указать на позитивные моменты в его жизни часто вызывают обратный эффект - противодействие и

отпор и лишь усиливают аутоагрессию, пессимистическую личностную установку и депрессивные настроения.

Таким образом, проблема раннего выявления предрасположенности к суицидальному поведению имеет свою особую актуальность. Вниутриличност-ная профилактика суицидов заключается не во избежании внутренних и внешних конфликтных ситуаций - это невозможно, а в создании условий для эффективной самореализации личности. В контексте оказания психологической помощи различным категориям граждан - профилактическая работа по обсуждаемой проблеме должна стать одним из актуальных направлений работы психологов, работающих в различных отраслях.

Литература:

1. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Рук-во для врачей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985.

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.2. - М., 2000.

ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов

Казанский (Приволжский) ФУ, г. Казань, Россия

E-mail авторов: panfiloval@mail.ru

В работе представлены материалы эмпирического исследования отношения к жизни и смерти среди подростков, выраженного в смысложизненных ориентациях и суицидальном риске.

Ключевые слова: суицид, подростки, смысл жизни.

Развитие личности в подростковом возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем жизни личности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития подростков является отношение детей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, так как ценности, которые определяет для себя ребенок и характеризуют его отношение к жизни.

Цель исследования: выявить смысложизнен-ные ориентации и тенденции суицидального поведения подростков.

Материал и методы: исследование проводилось на базе школ г. Елабуги в 8-х классах. Выборка составила 160 учащихся подросткового возраста.

В качестве диагностического инструмента были использованы: методика «Определение смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (тест СЖО) [2] и «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) [1].

Результаты и обсуждение:

22

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.