Суицидология
реотипные игровые действия. Аутоагрессия иногда трансформируется в агрессию садистического характера (ребенок жмет взрослому на болевые точки), очень в редких случаях - в агрессию, направленную на игрушку (кусает запястья куклы или непрерывно со всей силой нажимает на пищащие резиновые игрушки). В тех случаях, когда ребенок может словесно выразить непереносимость отделения, например, сказав, что ему «одиноко», аутоагрессия исчезает.
Выводы.
1. Феноменология аутоагрессии у детей психически депривированных детей неоднородна. Аутоаг-рессия как часть невербальной коммуникации в близком эмоциональном контакте с взрослым типична как для детей с первичной психической депривацией (из закрытых детских учреждений), так и для детей с вторичной психической депривацией (с аутизмом).
2. Аутоагрессия закрепляется в поведении как проявление основного психического конфликта ребенка на стадии появления личного местоимения «Я» в речи.
3. Описаны наиболее часто встречающиеся варианты аутоагрессии у детей, запускаемые приступами страха различной природы (отвержения, смерти, психологического отделения), требующие дифференцированных терапевтических воздействий.
Литература:
1. Бардышевская М.К. Уровневая модель развития аффективно-поведенческих комплексов // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С. 68-77.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «МАРКЕРЫ» СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Е.В. Котова
Красноярский ГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск E-mail автора: [email protected]
В статье представлен перечень методов психодиагностики, направленных на изучение суицидального поведения личности; рассматриваются «маркеры» суицидального поведения, фиксируемые у личности, склонной к суицидам.
Ключевые слова: методы диагностики; «маркеры» суицидального поведения
Суицид, самоубийство - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. Проблема раннего выявления предрасположенности к суицидальному поведению остается неизменно актуальной на протяжении последних десятилетий, что обусловлено весьма высокими статистическими показателями суицидов на территории России.
А.Е. Личко [1] выделяет три типа суицидального поведения, которые имеют значимость при анализе психологических особенностей личности суицидента.
А именно: демонстративное - без намерения покончить с собой; аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта; истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины суицидального поведения разнообразны:
1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление).
2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность).
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением подростка-суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания).
4. Конфликт, связанный с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
В диагностических целях, для изучения мотивов, предрасположенности, склонности к суицидальному поведению психологи применяют широкий спектр психодиагностических методов. Среди них можно назвать такие методы как: метод клинического интервью (по Б.Д. Менделевичу); патохарактерологиче-ский диагностический опросник (ПДО; А.Е. Личко); клинический опросник оценки невротического состояния К.К. Яхина и Д.М. Менделевича (К-78); опросник суицидального риска (ОСР), модификация Т.Н. Разуваевой; характерологический опросник (опросник К. Леонгарда); методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова); стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ (невротические шкалы) и многие другие.
Однако возможности каждого метода имеют свои ограничения и требуют не только качественной профессиональной психологической подготовки специалиста, но и значительных временных затрат. В связи с этим в повседненвной жизни можно использовать так называемые «ключи» или «маркеры» суицидального поведения.
В психологии различают вербальные, бихевио-ральные и ситуационные «маркеры»:
А. Вербальные:
1. Непосредственные заявления типа "Я подумываю о самоубийстве" или "Было бы лучше умереть" или "Я не хочу больше жить".
2. Косвенные высказывания, например, "Вам не придется больше обо мне беспокоиться" или "Мне все надоело" или "Они пожалеют, когда я уйду".
3. Намеки на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Б. Бихевиоральные:
1. Отчаяние и плач.
2. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе, живописи.
3. Повторное многократное прослушивание грустной музыки и песен.
4. Нехватка (значительное снижение) жизненной активности.
5. Самоизоляция от семьи и любимых людей.
6. Рост употребления алкоголя или наркотиков.
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
21
Суицидология
7. Составление или изменение завещания.
8. Изменение суточного ритма.
9. Повышение или потеря аппетита.
10. Вялость и апатия.
11. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
12. Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
13. Приведение в порядок своих дел.
14. Отказ от личных вещей.
15. Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное управление автомобилем.
16. Суицидальные попытки в прошлом.
17. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
18. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.
19. Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
20. Скудные планы на будущее.
21. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
В. Ситуационные:
1. Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
2. Смерть любимого человека, особенно супруга.
3. Недавняя перемена места жительства.
4. Семейные неурядицы (безработица, развод)
5. Неприятности с законом.
6. Коммуникативные затруднения.
7. Проблемы со школой или занятостью.
8. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
9. Хроническая, прогрессирующая болезнь.
10. Нежелательная беременность.
11. Пожилой (старческий) возраст.
Аутоагрессия, наряду с пессимистической личностной установкой, также является определяющим свойством поведения суицидента. Аутоагрессия определяется как негативное отношение к себе. Однако негативное отношение к себе имеет место и у невротика, который также считает себя жизненным неудачником, остро переживая свою неполноценность и недееспособность. У суицидента негативное отношение к себе достигает своих крайних форм. Аутоагрес-сии обычно всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких родственников, которая выражается в подозрительности, необоснованных обвинениях. Клиническая практика показывает, что косвенно гетероагрессия подтверждается и равнодушно - спокойным отношением к случаям самоубийства близких к суициденту людей, к трагической смерти конкретного знакомого человека и вообще к смерти. Положительная или нейтральная оценка подобных действий также может являться критерием для включения этих лиц в группу риска. Отсюда также понятно, что попытки родных воздействовать на суициден-та, убедить его в возможности выхода из кризиса, указать на позитивные моменты в его жизни часто вызывают обратный эффект - противодействие и
отпор и лишь усиливают аутоагрессию, пессимистическую личностную установку и депрессивные настроения.
Таким образом, проблема раннего выявления предрасположенности к суицидальному поведению имеет свою особую актуальность. Вниутриличност-ная профилактика суицидов заключается не во избежании внутренних и внешних конфликтных ситуаций - это невозможно, а в создании условий для эффективной самореализации личности. В контексте оказания психологической помощи различным категориям граждан - профилактическая работа по обсуждаемой проблеме должна стать одним из актуальных направлений работы психологов, работающих в различных отраслях.
Литература:
1. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Рук-во для врачей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1985.
2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т.2. - М., 2000.
ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ТЕНДЕНЦИЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов
Казанский (Приволжский) ФУ, г. Казань, Россия
E-mail авторов: [email protected]
В работе представлены материалы эмпирического исследования отношения к жизни и смерти среди подростков, выраженного в смысложизненных ориентациях и суицидальном риске.
Ключевые слова: суицид, подростки, смысл жизни.
Развитие личности в подростковом возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем жизни личности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития подростков является отношение детей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, так как ценности, которые определяет для себя ребенок и характеризуют его отношение к жизни.
Цель исследования: выявить смысложизнен-ные ориентации и тенденции суицидального поведения подростков.
Материал и методы: исследование проводилось на базе школ г. Елабуги в 8-х классах. Выборка составила 160 учащихся подросткового возраста.
В качестве диагностического инструмента были использованы: методика «Определение смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (тест СЖО) [2] и «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) [1].
Результаты и обсуждение:
22
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013