Научная статья на тему 'Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ)'

Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
533
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СУИЦИД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахимкулова А. С.

Предварительный анализ данных исследования указывает, что гораздо большее влияниена рисковое поведение среди подростков оказывают не биологические, а психологические и социальные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ)»

На основе данных исследования смысложизнен-ных ориентаций по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева, мы сделали следующие выводы.

По шкале «цели в жизни»: большинство учащихся (76,6%) имеют высокие показатели. Данная группа подростков стремительно разглядывают свое будущее. Средние баллы выявлены у 15%, что свидетельствует о том, что подростки разглядывают свое будущее, но сильно в него не погружаются. Низкие показатели выявлены у 8,3% подростков. Это свидетельствует о том, что их мечты сдерживают воспоминания.

По шкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность»: 73,3% подростков показали высокий результат - они увлечены событиями жизни, 20% - адекватно реагируют на происходящее, однако 6,6% - не довольны жизнью в настоящем.

По шкале «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией»: 66,6% подростков довольны жизнью, 25% - считают, что хорошего и плохого было в их жизни поровну, и 8,3% - не удовлетворены самореализацией.

По шкале «локус контроля - Я»: 53,3% подростков считают, что человек сам выбирает себе дорогу жизни, 36,6% полагают, что человек - машина, многое может упустить из внимания, 10% не верят в могущество человека.

По шкале «локус контроля - жизнь или управляемость жизни»: 70% подростков уверены, в том, что их судьба в их руках, 20% понимают, что один человек не может повлиять на жизнь. Низкие показатели выявлены у 10% подростков, они убеждены, что судьбу не изменить.

Исследование тенденции суицидального поведения по «Опроснику суицидального риска» Т.Н. Разу-ваевой позволяет нам сделать следующие выводы. По шкале «демонстративность»: у 35% подростков выявлены высокие показатели. Эти подростки в буквальном смысле «шантажисты». 41,6% подростков в меньшей степени прибегают к манипулированию, 23,3% - совершенно не используют такого рода методы запугивания.

По шкале «аффективность»: у 16,6% подростков выявлена высокая степень агрессивности, 41,7% -более рациональны, 41,7% - совершенно адекватно воспринимают неудачи.

По шкале «уникальность»: 11,6% подростков считают, что их критические ситуации крайне тяжелые, не похожие на проблемы других людей, 33,3% считают, что все проходили через проблемы, 55% подростков постоянно ориентируются на опыт других.

По шкале «несостоятельность»: 5% подростков не верят в свои возможности, 76,6% имеют адекватную самооценку, 18,3% - довольны собой.

По шкале «социальный пессимизм»: 5% подростков не воспринимают окружающий мир и помощь других людей. Большинство же (73,3%) положительно относятся к окружающим и 21,6% совершенно доверяют окружающим.

По шкале «слом культурных барьеров»: лишь 3,3% подростков интересуются темой смерти; 70% не

видят ничего привлекательного в данной теме; 26,6% - еще в большей степени отрицают смерть.

По шкале «максимализм»: 13,3% подростков способны зацикливаться на одной из неудач, 46,6% -более отходчивы, а 40% считают: «Все, что ни делается - все к лучшему».

По шкале «временная перспектива»: 10% подростков боятся строить планы на будущее, 48,3% способны планировать будущее, извлекая уроки из прошлого, 41,6% ориентированы на будущее, невзирая на прошлые неудачи.

По шкале «антисуицидальный фактор»: 13,3% подростков считают, что смерть - это трагедия, 85% боятся смерти, однако 1,6% заявляют, что смерть их не пугает.

Таким образом, мы можем полагать, что отношение к жизни у большинства из опрошенных подростков положительное. Они любят жизнь, с удовольствием строят планы на будущее, мечтают, кроме того понимают, что успех зависит от их желания стремиться к этому успеху. Однако выявлена небольшая группа подростков, имеющих риск суицидального поведения. По отношению к ним требуется постоянное, но ненавязчивое, эмоционально теплое внимание со стороны близких людей, учителей, психолога образовательного учреждения.

Литература:

1. Диагностика личности / Сост. Т. Н. Разуваева. - Шадринск, 1993. - 26 с.

2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. - 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18 с.

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (предварительный анализ)

А. С. Рахимкулова

Одесский НУ им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина Институт ИПО, г. Одесса, Украина

Е-mail автора: rakhimkulova@yahoo.com

Предварительный анализ данных исследования указывает, что гораздо большее влияниена рисковое поведение среди подростков оказывают не биологические, а психологические и социальные факторы.

Ключевые слова: подростковый возраст, рисковое поведение и суицид

Большинство исследователей сходятся во мнении, что самоубийство не является неким изолированным действием, это скорее результат достаточно продолжительного процесса, в основе которого лежат психиатрические, биологические, психологические и социальные факторы [1, 5]. Поэтому активно проводятся исследования, направленные на изучение условий, предшествующих суициду, а также типов поведения, являющихся предикторами суицида.

Среди подростков, согласно имеющимся данным, уровень смертности от внешних причин увеличивается на 200% по сравнению с детьми [5]. Это

связано, в том числе с неэффективным контролем за собственным поведением и эмоциями. У этого контингента отмечена сильная корреляция между склонностью к различным видам рискового поведения и суицидом [7]. Хотя исследователи не могут прийти к единому мнению относительно причин, вызывающих «синдром рискового поведения», все отмечают, что число подростков, вовлеченных в различные формы рискового и девиантного поведения, продолжает расти во всех странах мира независимо от экономического развития данной страны или особенностей ее культуры [1, 7].

Коллективом исследователей под руководством проф. В. А. Розанова в г. Одессе по стандартам крупнейшего международного проекта 8БУЬБ было проведено исследование психического здоровья учащихся общеобразовательных и специализированных средних школ г. Одессы в возрасте от 12 до 18 лет, всего около 600 детей. Исследование было согласовано с Управлением образования в Одесской области, посильную помощь в нем оказали школьные психологи, родители учащихся дали согласие на участие их детей в исследовании, в ходе опросов принимались меры, направленные на оказание помощи подросткам, находящимся в ситуации риска суицидальных действий. Методология опроса разработана специалистами Центра суицидологических исследований и превенции нарушений психического здоровья при Каролинском Институте (Стокгольм, Швеция), в ее основе лежит комплексный опросник, переведенный и адаптированный к условиям нашей страны и русскоязычной ментальности. Испытуемым было предложено заполнить опросник, содержащий 116 развернутых вопросов на базе 9 признанных шкал, направленных на сбор данных о психическом здоровье, существующих проблемах и стиле жизни современных подростков, а именно:

• Глобальное Медицинское Исследование Учеников.

• Шкала САН.

• Шкала Депрессии Бека.

• Суицидальная Шкала Пайкеля.

• Шкала Умышленных Самоповреждающих Действий.

• Опросник Сильных сторон и Трудностей.

• Опросник интернет-зависимости Янга.

• Вопросы из Европейского исследования ценностей.

• Специальные вопросы, составленные для проекта 8БУЬБ.

Анализ полученных данных показал, что склонность к риску выявилась более чем у 60% опрошенных участников, что само по себе является фактом, требующим объяснения. Если рисковое поведение рассматривать как отклонение от поведенческой нормы, процент такого рода студентов должен быть гораздо ниже [1, 2, 5]. Ряд исследователей объясняет склонность к риску в подростковом возрасте теми биологическими изменениями [2], которые происходят в этот период (дифференциальное созревание эмоциональной и когнитивной систем мозга). Однако нам кажется более обоснованной точка зрения, со-

гласно которой отсутствие рискового поведения является своеобразной формой патологии развития подростка. Многие авторы считают, что риск выступает основой формирования будущей независимости и самостоятельности, при ее отсутствии не происходит формирование полноценной взрослой личности. В то же время, нужно различать различные формы риска, его происхождение [5, 7].

Как и ожидалось, мальчики чаще, чем девочки, демонстрировали склонность к рисковым действиям, что обусловлено биологическими (выше уровень мужских половых гормонов, кортикостероидов), психологическими (поиск новых ощущений, более высокая самооценка, склонность к оценке ситуации в свою пользу) и социальными (влияние группы сверстников, влияние противоположного пола, перестройка системы взаимоотношений со взрослыми) факторами [6].

Также было отмечено, что подростки в возрасте 12-13 лет склонны рисковать чаще, чем подростки в возрасте 14-18 лет. Это совпадает с выводами исследования Д. Полсен, который наблюдал за процессом принятия решений в рискованных ситуациях у детей, подростков и взрослых. В эмоционально нейтральных ситуациях наиболее высокие показатели по принятию субоптимальных решений в рисковых ситуациях демонстрировали не подростки, как считалось долгое время, а дети доподросткового возраста, причем с увеличением рискового уровня задачи увеличивался и уровень вовлеченности детей в рискованные импульсивные решения, в то время как уровень вовлеченности в рискованные решения у подростков и взрослых снижался. Аналогичные наблюдения были сделаны и в других исследованиях [7]. Подобные наблюдения подчеркивают необходимость различать склонность к риску как проявление импульсивности в принятии решений и склонность к риску как черту личности, так как они имеют различный график развития [4, 7].

Таким образом, рисковое поведение является сложным и многокомпонентным феноменом, который нельзя объяснить наличием или отсутствием какого-то одного элемента или фактора. Хотя традиционная точка зрения рассматривает в качестве основных причин рискового поведения в подростковом периоде биологические изменения, можно выделить ряд психологических и социальных аспектов личности подростков и условий их жизни, которые имеют сильные корреляции с рисковым поведением. Дальнейшее изучение данной проблемы, в частности взаимосвязь и взаимообусловленность рискового и суицидального поведения, представляется важной и актуальной задачей, особенно с учетом роста подростковых суицидов.

Литература:

1. Астанина Н.Б. Теоретический анализ факторов противоправного поведения подростков. // Коррекционная педагогика. - 2009. - № 3 (33). - С. 70-77.

2. Евдокимов А.Г. Физиологические критерии склонности к рискованному поведению у лиц молодого возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Рос. ун-т дружбы народов - Волгоград, 2010. - 21 с.

24

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

3. Копытов А. В. Взаимосвязь поиска ощущений и склонности к риску у подростков и молодых людей мужского пола с алкогольной зависимостью // Наркология. - 2012. - № 12. - С. 5257.

4. Миронова М.С., Сетко Н.П. Роль семьи в формировании поведенческих факторов риска среди подростков // Здравоохранение РФ. - 2011. - № 1. - С. 56.

5. Casey B.J., Jones R.M., Todd A.H. The adolescent brain // Annals of the New York Academy of Science. - 2008. - Vol. 1124. - P. 111-126.

6. Giedd J.N., Raznahan A., Mills K.L, Lenroot R.K. Review: magnetic resonance imaging of male / female differences in human adolescent brain anatomy // Biology of Sex Differences. - 2012. - Vol. 3. - P. 19.

7. Steinberg L. A Social Neuroscience Perspective on Adolescent Risk-Taking. Dev Rev. - 2008. - March. - Vol. 28, № 1. - Р. 78106.

ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ

В.А. Розанов, Д. Вартык, О. В. Розанова, А.С. Рахимкулова, Т.Е. Рейтарова

Одесский НУ им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина Институт ИПО, г. Одесса, Украина

Е-шаП автора: rozanov@te.net.ua

Обследование 600 подростков в возрасте 14-16 лет показало, что подростки с повышенным уровнем суицидальных мыслей и действий характеризуютсяповышенным уровнем стресса, депрессии (но не тревоги), сложностями в межличностных отношениях, рисковым и самоповреждающим поведением, причем эти характеристики одновременно присущи указанным подросткам, что указывает на высокую коморбидность и кластеризацию психо-социальных проблем и нарушений психического здоровья.

Ключевые слова: подростки, суицидальные мысли, суицидальные попытки, нарушения психического здоровья, коморбидность.

В возрасте 14-16 лет подросток испытывает выраженный психо-социальный стресс. Это связано с кризисом идентичности, с проблемами межличностных отношений, в частности, сложностями во взаимоотношениях с родителями и со своей возрастной референтной группой. Определенная доля этого стресса обусловлена современной школьной обстановкой, уровнем требований и информационной нагрузки. Исследования последних лет свидетельствуют о значительных проблемах психического здоровья в подростковой среде. ВОЗ в глобальном масштабе оценивает долю детей с теми или иными нарушениями психического здоровья примерно в 20%, а проведенные недавно в Европе специальные исследования дают оценки в пределах 14-23% в зависимости от возрастной группы и тендера [1, 6]. В США четверть подростков имеют те или иные нарушения психического здоровья за последний год и треть - в течение жизни, на первом месте стоят тревожные расстройства, далее следуют поведенческие расстройства, нарушения аффективной сферы и потребление психоактивных веществ [5].

В нашей культуре суицидальные попытки среди подростков появляются в возрасте 10-12 лет и становятся стабильным статистически регистрируемым явлением в возрасте 13-15 лет, достигая уровня по-рядка15-20 случаев на 100000 среди мальчиков и 5060 случаев на 100000 среди девочек. В возрастной группе 16-18 лет этот уровень удваивается [2]. На фоне этих тенденций гораздо большее число подростков испытывает антивитальные переживания, суицидальные мысли различной интенсивности и содержания. Частота таких мыслей настолько велика, что некоторые авторы считают их нормальным явлением, присущим подростковому возрасту, и не связанным с суицидальным процессом [3]. С другой стороны, с позиций многих моделей суицидального поведения, суицидальные мысли являются этапом на пути к более серьезным суицидальным действиям [8], а в ряде работ их интенсивность связывают с различными психо-социальными факторами, такими как стресс, выраженность симптомов депрессии, рисковое поведение, проблемы во взаимоотношениях со старшими и сверстниками и социо-экономический статус семьи [4, 7].

Нами проведено обследование 600 подростков в возрасте 14-16 лет (283 мальчика и 317 девочек) на базе различных типов школ г. Одессы (районные школы, гимназии, лицеи) с использованием принципов европейского проекта 8БУЬБ [9]. Использовался опросник, включающий 1) шкалу, оценивающая жизненный стиль и склонность к рисковому поведению; 2) шкалу САН; 3) шкалу депрессии Бека; 4) суицидальную шкалу Пайкеля; 5) опросник сильных сторон и трудностей Гудмана; 6) шкалу умышленных самоповреждающих действий; 7) опросник Янга, определяющий интернет-зависимость подростков; 8) вопросы из Европейского исследования ценностей и 9) специальные вопросы, составленные для проекта 8БУЬБ, касающиеся увлечений, хобби, копинг-стратегий, стрессовых жизненных ситуаций, травм, дискриминации, психического здоровья подростков, алкоголизма и наркомании, а также отношения к своему будущему. Суицидальные мысли оценивались по вопросам:

1. Ощущали ли вы, что ваша жизнь не имеет смысла?

2. Представляли ли вы, что вы умерли? К примеру, что можете уснуть и не проснуться?

3. Думали ли вы о попытке самоубийства, если даже на самом деле не собираетесь это делать?

4. Задумывались ли серьезно о том, чтобы совершить самоубийство или, возможно, обдумывали, как именно это осуществить?» с возможностью выбора ответов «Никогда, Редко, Иногда, Часто, Очень часто, Всегда». Кроме того, задавался вопрос «Вы когда-нибудь совершали попытку самоубийства?» с возможностью ответа «Да, в течение последних 2 недель, Да, в течение последних 6 месяцев или больше, Нет, никогда».

В обследованной группе детей 35 человек (5,8%) сообщили о суицидальной попытке за последние 6 мес. Из них мальчики составили 28,5%, а девочки -71,5%. Планировали попытку (вопрос 4) 49 детей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.