Суицидология
3. Копытов А. В. Взаимосвязь поиска ощущений и склонности к риску у подростков и молодых людей мужского пола с алкогольной зависимостью // Наркология. - 2012. - № 12. - С. 5257.
4. Миронова М.С., Сетко Н.П. Роль семьи в формировании поведенческих факторов риска среди подростков // Здравоохранение РФ. - 2011. - № 1. - С. 56.
5. Casey B.J., Jones R.M., Todd A.H. The adolescent brain // Annals of the New York Academy of Science. - 2008. - Vol. 1124. - P. 111-126.
6. Giedd J.N., Raznahan A., Mills K.L, Lenroot R.K. Review: magnetic resonance imaging of male / female differences in human adolescent brain anatomy // Biology of Sex Differences. - 2012. - Vol. 3. - P. 19.
7. Steinberg L. A Social Neuroscience Perspective on Adolescent Risk-Taking. Dev Rev. - 2008. - March. - Vol. 28, № 1. - Р. 78106.
ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ И ДЕЙСТВИЙ
В.А. Розанов, Д. Вартык, О. В. Розанова, А.С. Рахимкулова, Т.Е. Рейтарова
Одесский НУ им. И.И. Мечникова, г. Одесса, Украина Институт ИПО, г. Одесса, Украина
Е-mail автора: [email protected]
Обследование 600 подростков в возрасте 14-16 лет показало, что подростки с повышенным уровнем суицидальных мыслей и действий характеризуютсяповышенным уровнем стресса, депрессии (но не тревоги), сложностями в межличностных отношениях, рисковым и самоповреждающим поведением, причем эти характеристики одновременно присущи указанным подросткам, что указывает на высокую коморбидность и кластеризацию психо-социальных проблем и нарушений психического здоровья.
Ключевые слова: подростки, суицидальные мысли, суицидальные попытки, нарушения психического здоровья, коморбидность.
В возрасте 14-16 лет подросток испытывает выраженный психо-социальный стресс. Это связано с кризисом идентичности, с проблемами межличностных отношений, в частности, сложностями во взаимоотношениях с родителями и со своей возрастной референтной группой. Определенная доля этого стресса обусловлена современной школьной обстановкой, уровнем требований и информационной нагрузки. Исследования последних лет свидетельствуют о значительных проблемах психического здоровья в подростковой среде. ВОЗ в глобальном масштабе оценивает долю детей с теми или иными нарушениями психического здоровья примерно в 20%, а проведенные недавно в Европе специальные исследования дают оценки в пределах 14-23% в зависимости от возрастной группы и тендера [1, 6]. В США четверть подростков имеют те или иные нарушения психического здоровья за последний год и треть - в течение жизни, на первом месте стоят тревожные расстройства, далее следуют поведенческие расстройства, нарушения аффективной сферы и потребление психоактивных веществ [5].
В нашей культуре суицидальные попытки среди подростков появляются в возрасте 10-12 лет и становятся стабильным статистически регистрируемым явлением в возрасте 13-15 лет, достигая уровня по-рядка15-20 случаев на 100000 среди мальчиков и 5060 случаев на 100000 среди девочек. В возрастной группе 16-18 лет этот уровень удваивается [2]. На фоне этих тенденций гораздо большее число подростков испытывает антивитальные переживания, суицидальные мысли различной интенсивности и содержания. Частота таких мыслей настолько велика, что некоторые авторы считают их нормальным явлением, присущим подростковому возрасту, и не связанным с суицидальным процессом [3]. С другой стороны, с позиций многих моделей суицидального поведения, суицидальные мысли являются этапом на пути к более серьезным суицидальным действиям [8], а в ряде работ их интенсивность связывают с различными психо-социальными факторами, такими как стресс, выраженность симптомов депрессии, рисковое поведение, проблемы во взаимоотношениях со старшими и сверстниками и социо-экономический статус семьи [4, 7].
Нами проведено обследование 600 подростков в возрасте 14-16 лет (283 мальчика и 317 девочек) на базе различных типов школ г. Одессы (районные школы, гимназии, лицеи) с использованием принципов европейского проекта 8БУЬБ [9]. Использовался опросник, включающий 1) шкалу, оценивающая жизненный стиль и склонность к рисковому поведению; 2) шкалу САН; 3) шкалу депрессии Бека; 4) суицидальную шкалу Пайкеля; 5) опросник сильных сторон и трудностей Гудмана; 6) шкалу умышленных самоповреждающих действий; 7) опросник Янга, определяющий интернет-зависимость подростков; 8) вопросы из Европейского исследования ценностей и 9) специальные вопросы, составленные для проекта 8БУЬБ, касающиеся увлечений, хобби, копинг-стратегий, стрессовых жизненных ситуаций, травм, дискриминации, психического здоровья подростков, алкоголизма и наркомании, а также отношения к своему будущему. Суицидальные мысли оценивались по вопросам:
1. Ощущали ли вы, что ваша жизнь не имеет смысла?
2. Представляли ли вы, что вы умерли? К примеру, что можете уснуть и не проснуться?
3. Думали ли вы о попытке самоубийства, если даже на самом деле не собираетесь это делать?
4. Задумывались ли серьезно о том, чтобы совершить самоубийство или, возможно, обдумывали, как именно это осуществить?» с возможностью выбора ответов «Никогда, Редко, Иногда, Часто, Очень часто, Всегда». Кроме того, задавался вопрос «Вы когда-нибудь совершали попытку самоубийства?» с возможностью ответа «Да, в течение последних 2 недель, Да, в течение последних 6 месяцев или больше, Нет, никогда».
В обследованной группе детей 35 человек (5,8%) сообщили о суицидальной попытке за последние 6 мес. Из них мальчики составили 28,5%, а девочки -71,5%. Планировали попытку (вопрос 4) 49 детей,
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
25
Суицидология
думали о попытке (вопрос 3) - 107 детей. У значительной части детей (порядка 60%) наблюдалась ко-морбидность проявлений суицидальной активности. Дальнейший анализ данных касался психо - социальных особенностей детей с данными характеристиками в сравнении с детьми, не сообщавшими о суицидальных мыслях. В настоящей работе приводятся результаты предварительной оценки этих различий на полуколичественном уровне.
Подростки с суицидальными проявлениями примерно вдвое чаще, чем контрольная группа, сообщали о том, что они испытывают одиночество, заметно чаще полагали, что окружающие относятся к ним хуже, чем к другим детям, реже характеризовали своих сверстников в классе как добрых и услужливых. Это свидетельствует о существенных проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, возможно, о напряженных и конфликтных отношениях. Одновременно они примерно вдвое реже отмечали, что их родители понимают их проблемы и переживания и знают, чем они действительно занимаются в свободное время. При этом они примерно втрое чаще отмечали проблемы со сном (не могли подолгу уснуть из-за переживаний), вдвое чаще ощущали стресс или чувствовали, что не могут справиться со своими проблемами. Среди этих подростков в 5-6 раз чаще встречалась выраженная депрессия и заметно чаще -безнадежность (пессимистический взгляд на будущее). Среди них также существенно выше была частота потребления алкоголя, наркотиков, выраженность интернет-зависимости или патологического использования интернета, выраженность несуицидальных самоповреждений, частота сексуальных контактов. Они также заметно чаще становились жертвами физического и сексуального насилия. В целом эти проблемы (за исключением ощущения стресса и неспособности справиться с напряжением) нарастали по мере усиления суицидальных проявлений.
Таким образом, подростки с выраженными суицидальными мыслями и попытками существенно отличаются повышенным уровнем стресса, депрессии (но не тревоги), сложностями в межличностных отношениях, рисковым и самоповреждающим поведением, причем эти характеристики одновременно присущи указанным подросткам, что указывает на высокую коморбидность и кластеризацию психо -социальных проблем и нарушений психического здоровья.
Литература:
1. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 288 с.
2. Розанов В. А., Захаров С. Е., Жужуленко П.Н., Кривда Г. Ф. Данные мониторинга суицидальных попыток в г. Одессе за период 2001-2005 гг. // Социальная и клиническая психиатрия. -2009. - Том 19, вып. 2. - С. 35-41.
3. Gmitrowicz A., Szymczak W., Kotlicka-Antczak M., Rabe-Jablonska J. Suicidal ideation and suicide attempt in Polish adolescents: is it a suicidal process? // Int. J. Adolesc. Med. Health. -2003. - Vol. 15, № 2. - P.113-124.
4. Juan W., Xiao-Juan D., Jia-Ji W., Xin-Wang W., Liang X. The associations between health risk behaviors and suicidal ideation and attempts in an urban Chinese sample of adolescents // J. Affect. Disord. - 2010. - Vol. 126, № 1-2. - P. 180-187.
5. Merikangas K.R., Nakamura E.F., Kessler R.C. Epidemiology of mental disorders in children and adolescents // Dialogues Clin. Neurosci. - 2009. - Vol. 11, № 1. - P. 7-20.
6. Ravens-Sieberer U.,Wille N.,Erhart M. et al. Prevalence of mental health problems among children and adolescents in Germany: results of the BELLA study with in the National Health Interview and Examination Survey // Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. - 2008. -Vol.17. - Suppl 1. - P. 22-33.
7. Wang R.H., Lai H.J., Hsu H.Y., Hsu M.T. Risk and protective factors for suicidal ideation among Taiwanese adolescents // Nurs Res. - 2011. - Vol. 60, № 6. - P.413-421.
8. Wasserman D. (Ed.) Suicide. An unnecessary death. M. Dunitz: London, 2001, 287 p.
9. Wasserman D., Carli V., Wasserman C. et al. Saving and empowering young lives in Europe (SEYLE): a randomized controlled trial // BMC Public Health. - 2010. - Vol. 10. - P. 192-207.
Суицидальное поведение режимных контингентов
УРОВЕНЬ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ
А.А. Гизатулина
Челябинский ГУ, г. Челябинск, Россия E-mail автора: [email protected]
В работе представлены результаты социологического исследования уровня суицидального риска у военнослужащих-солдат, проходящих службу по призыву
Ключевые слова: уровень суицидального риска военнослужащих-солдат.
В мае 2012 года методом сплошного анонимного анкетного опроса опрошено 305 военнослужащих-солдат [1]. На момент опроса прослужили 11 месяцев 161 человек (52,8%); прослужили 5 месяцев 144 человека (47,2%).
Психологическое восприятие солдатами их армейской реальности получено из ответов на вопрос «Каково обычно ваше психологическое состояние в конце дня?».
Результаты и обсуждение.
Половина (51,5%) респондентов ответили «день прошел и ладно». Здесь значимо то, что дослуживающие в основном «тянут до дембеля» «абы как»: у них показатель «день прошел и ладно» - 66,5%, тогда как у «молодых» он составил 34,7%. Зато последние намного чаще первых отмечают психологически напряженные «Этот кошмар никогда не закончится» (27,1% против 10,6%) и «День тянулся трудно и занудно» (24,3% против 13,0%). И только у одного из десяти респондентов (интересно, что тоже практически одинаково у тех и других) отмечается восприятие «День пролетел быстро и интересно».
Отношение к основным трудностям армейской жизни, которые испытывают солдаты, выглядит следующим образом. «В армейской жизни нет особых трудностей» у 38,4% респондентов. Большинство же солдат достаточно тяжело переносит и физические
26
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013