УДК: 616.89-008.44
ОЩУЩЕНИЕ БЕССМЫСЛЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ - СВЯЗЬ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ
В.А. Розанов, А.С. Рахимкулова, А.И. Уханова Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова,
Институт инновационного и последипломного образования, г. Одесса, Украина
Контактная информация:
Розанов Всеволод Анатолиевич - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: профессор кафедры клинической психологии Института инновационного последипломного образования Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Адрес: 65082, Украина, г. Одесса, ул. Дворянская, д. 2. Телефон: +380-50-520-21-27, е-mail: [email protected]
Рахимкулова Анастасия Станиславовна - аспирант кафедры клинической психологии Института инновационного последипломного образования Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Адрес: 65082, г. Одесса, ул. Дворянская, д. 2. Телефон: +380-50-98-24-204, e-mail: [email protected]
Уханова Анастасия Игоревна - аспирант кафедры клинической психологии Института инновационного последипломного образования Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Адрес: 65082, Украина, г. Одесса, ул. Дворянская, д. 2. Телефон: +380-50-333-88-48, e-mail: [email protected]
Опрошен 601 школьник (возраст 14,87 лет, SD=1,11 лет) с использованием инструментария, разработанного для целей международного проекта по изучению психического здоровья детей SEYLE. В рамках данной работы анализировали взаимосвязи ответов на вопрос «Ощущали ли Вы (за последние 2 недели), что Ваша жизнь не имеет смысла?» с суицидальными фантазиями, мыслями и планами, совершенными за последние 6 мес. суицидальными попытками, а также с такими проблемами психического здоровья, как депрессия, тревога, ощущение пребывания в состоянии стресса и самооценкой школьников. Ощущение бессмысленности жизни у подростков коррелирует с показателями уровня депрессии (r=0,62), меньшая, но достаточно значимая корреляция прослеживается с ощущением бесполезности и недовольством собой (r=0,40), ощущением стресса (r=0,40), тревогой и раздражительностью (r=0,35). Кроме того, переживание отсутствия смысла существования тесно ассоциировано с подростковыми фантазиями о смерти и более определенными суицидальными переживаниями - мыслями и планами. Слабее всего это переживание связано с риском суицидальной попытки. Все эти зависимости говорят о том, что ощущение бессмысленности существования является важным фактором среди тех процессов, которые приводят с одной стороны, к нарушениям психического здоровья (депрессия, тревога, сниженная самооценка), и с другой стороны - к более конкретным суицидальным мыслям и переживаниям, а также непосредственно к суицидальным попыткам.
Ключевые слова: шкала динамического контроля, суицидальный риск, суицид, опросник, способствующие факторы, препятствующие факторы.
Проблема смысла жизни является одной из центральных проблем экзистенциальной философии, ей посвящено множество фундаментальных исследований. Известно, что утрата смысла жизни характеризуется такими переживаниями, как зависть, скука, депрессия, бездеятельность, тоска, раздражение, отсутствие значимых целей, одиночество, эскапизм и т.п. [2]. Ощущение утраты смысла также тесно связано с суицидальными переживаниями и более тяжелыми проявлениями, в частности, с суицидальными попытками и самоубийством. В суицидологии широко цитируется знаменитая фраза А. Камю из его «Мифа о Сизифе», -«Есть лишь одна по-настоящему серьезная фи-
лософская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Философское эссе А. Камю посвящено «...чувству абсурда, обнаруживаемом в наш век повсюду».
В то же время, ощущение отсутствия смысла существования - это определённое, вполне конкретное переживание, которому подвержено большое число людей в самые разные периоды своей жизни, в том числе в весьма молодом (подростковом) возрасте. Оно может быть эмпирически оценено и исследовано. Представляет интерес, насколько оно связано с более выраженными антивитальными
переживаниями, суицидальными попытками и иными проблемами психического здоровья подростков. По имеющимся данным, ощущение полноты смысла существования у молодых людей способствует уменьшению выраженности таких рисков, как курение и запойное пьянство, а также таким проявлениям психологического здоровья, как самоэффективность и саморегуляция. Это позитивное ощущение сильно зависит от семейной обстановки и имеет половые различия [4, 5]. Возможно, чувство смысла является важным компонентом психологического здоровья и связано с клиническими проявлениями здоровья психического.
В связи с этим необходимо отметить, что за последние десятилетия распространенность эмоциональных и поведенческих расстройств у подростков и молодых людей (депрессия, самоповреждения, нарушения пищевого поведения, дефицит внимания, рисковое поведение, алкогольная и наркотическая зависимость) значительно выросла [6]. Эта тенденция наблюдается как в «развитых» странах (капиталистических, с высоким уровнем жизни), так и «развивающихся» (т.е. быстро достигших экономических успехов и повышения уровня жизни) [16]. Однако высокий уровень жизни и, тем более, принадлежность к цивилизации постмодерна, отнюдь не означает высокого уровня счастья и психологического благополучия. Наоборот, неограниченная свобода личности, высокий уровень потребления и вытекающие отсюда консьюмеризм, индивидуализм и конкуренция все чаще сопровождаются тем, что В. Франкл называл «экзистенциальным вакуумом», т.е. ощущением бессмысленности существования, что, по мнению некоторых авторов, и приводит к значительным проблемам психического здоровья подростков и молодежи [7].
В данной работе мы поставили перед собой задачу проанализировать, в какой степени потеря смысла жизни связана с различными проблемами психического здоровья (ощущение стресса, депрессия, проявления рискового поведения, серьезные суицидальные переживания и попытки) у современных школьников на Украине, в частности, в г. Одессе.
Материал и методы.
В работе использована методология крупнейшего международного проекта SEYLE (http://www.seyle.eu/), направленного на выяв-
ление особенностей психического здоровья европейских городских подростков и превенцию суицидов среди них [14]. Работа выполнялась в рамках Шведско-Украинского проекта по изучению психического здоровья подростков (рук. проф. Розанов В.А.) в сотрудничестве с Шведским национальным центром суицидологических исследований (рук. проф. Д. Вас-серман) при поддержке Шведского института (Swedish Institute).
После согласования с управлением образования городской администрации, при содействии и участии школьных психологов и при согласии родительских комитетов школ, нами было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся средних школ различного типа (общеобразовательных, специализированных школ, лицеев и гимназий) г. Одессы. Исследование проводилось осенью 2012 г. Всего в исследовании принял участие 601 человек, из них 283 мальчика и 318 девочек. Возраст школьников был в пределах от 12 до 18 лет (7,0% - 12-13 лет, 67,5% - 14-15 лет, 25,5% - 16-18 лет). Средний возраст составил 14,87 лет (SD=1,11 лет).
В основе процедуры исследования лежит опросник, содержащий 116 развернутых вопросов на базе 9 общепризнанных шкал, среди которых - ГМИУ (глобальное медицинское исследование учеников), шкала САН (самочувствие, активность, настроение), шкала депрессии Бека, суицидальная шкала Пайкеля, шкала умышленных самоповреждающих действий, опросник интернет-зависимости Янга, а также специальные вопросы, составленные для проекта SEYLE и касающиеся вредных привычек и здорового образа жизни, хобби, копинг-стратегий, стрессовых жизненных ситуаций, травм, дискриминации, психического здоровья подростков, алкоголизма и наркомании, отношения к своему будущему и т.д. Опросник был переведен и адаптирован к культурным условиям юга Украины. Все компоненты опросника либо носили декларативно-установочный характер и, соответственно, не предусматривали шкалирования, либо относились к широко апробированным в отечественной практике (шкала депрессии Бека или интернет-зависимости Янга), в связи с чем потребности в их валидизации не было.
Опрос проводился анонимно, поэтому были обеспечены все возможные меры безопасности и оказания помощи подросткам, имеющим по-
вышенный риск суицидальности. В частности, непосредственно после опроса ученикам вручали специально разработанный в проекте SEYLE, переведенный на русский и адаптированный нами образовательный буклет, номера мобильных телефонов и адреса электронной почты интервьюеров, разъясняли все возможности получения психологической поддержки, подчеркивая ее анонимность и доступность. Через 7-10 дней с участниками опроса проводили специальное занятие, посвященное разбору содержания буклета, обыгрыванию стрессовых ситуаций, характерных для подросткового периода развития, обсуждению эмоциональных реакций и возможностей получения помощи. Реализация проекта осуществлялась группой специально подготовленных интервьюеров.
Результаты и их обсуждение
Как и ожидалось, основная масса испытуемых никогда не ощущает (60%) или редко ощущает (19%), что их жизнь бессмысленна. С другой стороны, мысли о бессмысленности жизни с той или иной частотой посещают около 40% подростков, у 19% они появляются довольно часто, а у 2% - всегда. По мере нарастания тяжести таких переживаний число детей, испытывающих их, снижается.
При этой, в целом положительной тенденции, в группе исследованных подростков отмечаются существенные половые различия. Так, девочки на вопрос «Ощущали ли Вы (за последние 2 недели), что Ваша жизнь не имеет смысла?» в 1,2 раза реже, чем мальчики, дают ответ «Никогда» (рис. 1). В то же время, девочки в два раза чаще, чем мальчики дают ответы «Иногда», «Часто» и «Очень часто» на этот же вопрос (рис. 2).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Ощущаете ли Вы, что Ваша жизнь не имеет смысла?» у мальчиков и девочек (ощущение бессмысленности жизни, половые различия).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Ощущаете ли Вы, что Ваша жизнь не имеет смысла?» у подростков различных возрастов (ощущение бессмысленности жизни, возрастные различия).
Ответ «Всегда» имеет одинаковый уровень распределения у обоих полов (~2%). То есть, девочки более подвержены таким мыслям в условиях «неопределенности ответа». Число детей с выраженным ощущением бессмысленности невелико, почти совпадающий процент детей с такими проявлениями среди мальчиков и девочек говорит о наличии группы повышенного риска среди обследованных детей (рис. 1).
Разница в распределении ответов на вопрос о бессмысленности существования у подростков различных возрастных групп не очень существенна. Тем не менее, можно наблюдать, что подростки 16-18 лет чаще выбирают ответы «иногда», «часто», «очень часто» и «всегда» (рис. 2). Таким образом, при общей тенденции к снижению ощущения бессмысленности существования, с возрастом растет определенность этих ощущений.
Помимо вопроса об ощущении бессмысленности существования, подростки отвечали еще на 3 вопроса о суицидальных переживаниях, а именно: «Представляли ли вы, что умерли? К примеру, что можете уснуть и не проснуться»; «Думали ли вы о попытке само-
убийства, даже если в действительности не собираетесь это делать?»; «Задумывались ли серьезно о том, чтобы совершить самоубийство или, возможно, обдумывали, как именно это осуществить?» с аналогичными вариантами ответов от «Никогда» до «Всегда». Кроме того, анкета содержала прямой вопрос «Вы когда-нибудь совершали попытку самоубийства?» с вариантами ответа «Да, в течение последних 2 недель» и «Да, в течение последних 6 месяцев или больше».
Как показало исследование, фантазии о смерти («уснуть и не проснуться») бывают у 42% подростков, в то время как более определенные суицидальные переживания выявляются с убывающей частотой. Так, думали о попытке 33%, а обдумывали, как это сделать -17% подростков. Наконец, сообщили об имевшей место суицидальной попытке 5,4% человек (п=33, из них 9 мальчиков и 24 девочки). Средний возраст лиц, совершивших попытку в течение последних 6 мес., составил 14,7 лет, младшему подростку из них было 13, а старшему - 17 лет.
Нам представлялось важным выяснить, как взаимосвязаны между собой собственно суицидальные переживания и ощущение бессмысленности существования. Для анализа таких взаимосвязей использовался коэффициент ассоциации d Сомерса в его асимметричном варианте [13]. Было высказано предложение, что отсутствие смысла жизни является влияющим фактором первого порядка, суицидальные
мысли - влияющим фактором второго порядка, суицидальные планы - третьего. При этом суицидальные попытки являются критериальной переменной. Результаты представлены на рис. 3. Можно отметить, что ощущение отсутствия смысла жизни у подростков сильнее всего влияет на возникновение суицидальных мыслей и фантазий о смерти. Влияние данного фактора на суицидальные планы выражено слабее ^=0,278), на суицидальные попытки оказываемое влияние еще меньше ^=0,081). Примерно в такой же степени с антивитальными переживаниями ассоциированы фантазии о смерти. В свою очередь, мысли ассоциированы с планами с очень высоким коэффициентом ассоциации, а планы - с попытками, но с убывающей силой.
Вероятно, роль отсутствия смысла жизни состоит, прежде всего, в провоцировании разнообразных антивитальных переживаний (фантазий о смерти и мыслей о возможной суицидальной попытке). Влияние данного фактора на осуществление конкретных суицидальных действий не так ярко выражено. Тем не менее, можно полагать, что потеря смысла является важной предпосылкой всех остальных антивитальных переживаний и планов, а также действий.
Представляет интерес, как ощущение бессмысленности жизни у подростков связано с проблемами психического здоровья (депрессия, ощущение стресса, тревожность), а также с самооценкой.
Рис. 3. Взаимосвязи и взаимовлияния потери смысла существования и иных антивитальных переживаний и суицидальных попыток (** - коэффициенты ассоциации d Сомерса статистически значимы на уровне р<0,01).
В данном исследовании мы приводим анализ этих взаимосвязей на уровне корреляций, безотносительно причинно-следственного аспекта, о котором можно говорить лишь гипотетически. Как выяснилось, потеря смысла существования тесно коррелирует с нарушениями эмоциональной сферы. Наиболее высокая корреляция наблюдается с показателями уровня депрессии по шкале Бека (г=0,62). При этом необходимо отметить, что основная масса подростков (>60%) демонстрирует отсутствие симптомов депрессии, в то время как 3% подростков переживают значительную депрессию. Процент подростков, подверженных легкой или средней степени депрессии, составляет порядка 37%, что является достаточно высоким показателем.
Распространенность депрессии у мальчиков и у девочек различна. Как и в случае с ощущением бессмысленности существования, девочки больше, чем мальчики, подвержены депрессии - в среднем в 1,4 раза. При этом девочки в 3 раза чаще, чем мальчики, склонны к высоким уровням депрессии (рис. 4).
69,8
■ Мальчики
52.4 ■ Девочки
¿4,,5 17.8 18,3
10,5
1 Щ 1А 4;0
Отсутствует Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 4. Подверженность депрессии у испытуемых разных полов (уровень депрессии, половые различия).
80
Отсутствует Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 5. Подверженность депрессии у испытуемых разного возраста.
63,8
■ Мальчики
43,4 ■ Девочки
23,6 19,8
15,0 12,7 12,6 8,0 — ^М
■ Л ■
Никогда Ежемесячно Ежеквартально Постоянно
Рис. 6. Ощущение переживания стресса у подростков в связи полом.
Подростки более раннего подросткового возраста (12-13 лет) чаще демонстрируют отсутствие депрессии, в то время как подростки среднего (14-15 лет) и позднего (16-18 лет) подростковых возрастов чаще охвачены легкими формами депрессии. При этом подверженность среднему уровню депрессии выражена у подростков различных возрастов относительно равномерно, выраженная депрессия у детей 12-13 лет не выявляется, в то время как в группах 14-15 и 16-18 лет число детей с такими проявлениями примерно одинакова - около 3% (рис. 5).
Ощущение бессмысленности жизни позитивно коррелирует с таким показателем, как субъективное переживание стресса с коэффициентом г=0,40, что говорит о средней силе связи. При этом стоит обратить внимание, что практически постоянно переживает стресс 16% подростков, 11% - еженедельно, а 20% - ежемесячно. При этом девочки стабильно по сравнению с мальчиками субъективно испытывают больший уровень стресса, в среднем в 1,5 раза (рис. 6).
Переживание стресса у подростков различных возрастных категорий также отличается - можно наблюдать ^образную кривую зависимости, с уменьшением уровня средней частоты переживаемого стресса у подростков 14-15 лет по сравнению с подростками 12-13 и 16-18 лет (рис. 7).
Стресс и депрессия, согласно диагностическим критериям, связаны с недовольством собой, ощущением бесполезности, никчемности, иногда с ненавистью к себе. Ощущение недовольства собой, а также переживание собственной бесполезности - это важнейшие компоненты низкой самооценки. Данное чувство (иногда относимое к базовым эмоциям), веро-
ятно биологически обусловлено и связано с функцией миндалины мозга.
Никогда
Рис. 7. Возрастные особенности переживания стресса.
В нашей выборке недовольство собой и ощущение бесполезности значимо коррелировали с ощущением бессмысленности жизни (г=0,40), депрессией (г=0,55) и уровнем стресса (г~0,30).
себе, испытывать к себе отвращение и ненавидеть себя (рис. 8), а также чаще чувствовать себя менее стоящими и более бесполезными по сравнению с другими (рис. 9).
Подростки 12-13 лет в 1,6 раз чаще чувствуют себя абсолютно бесполезными, а подростки 16-18 лет почти в 2 раза чаще не чувствуют себя такими стоящими и полезными, как раньше. При этом они же в 2,5 раза чаще, чем дети других возрастных групп, испытывают ненависть к себе, но при этом в 1,3 раза реже испытывают разочарование в себе (рис. 10, 11). Таким образом, такое сильное чувство, как ненависть к себе, чаще проявляется в возрасте 16-18 лет.
90 80
60 50
30
81,0
■ 72, С ■ Мальчики "Девочки
___________ '5.2........................................................
__ ■ 59 6,2
Щ | ......."3;8" ~~..............
Рис. 10. Недовольство собой у подростков, возрастные отличия.
Я думаю о себе Я разочаровался Я чувствую к Я ненавижу себя то же, что и в себе себе отвращение
обычно
Рис. 8. Ощущение недовольства собой у подростков - половые различия.
Рис. 9. Ощущение бесполезности у подростков -половые различия.
В обоих случаях, девочки в среднем больше, чем мальчики склонны разочаровываться в
Рис. 11. Ощущение бесполезности, возрастные отличия.
Подобная картина наблюдается и в отношении чувства вины - девочки испытывают чувство вины чаще, чем мальчики, а подростки 12-13 лет чаще, чем все остальные подростки.
Корреляцию средней силы (г=0,35) между ощущением бессмысленности жизни у под-
ростков можно наблюдать с испытываемым ими уровнем тревожности. Тревожность также значимо позитивно коррелирует с уровнем депрессии (г=0,60) и стресса (г=0,40). Картина распространенности тревожности у подростков несколько отличается от упомянутых ранее показателей - практически треть подростков испытывает выраженную или тяжелую степень тревожности. При этом девочки испытывают состояние тревожности чаще, чем мальчики (рис. 12). Подростки в возрасте 12-13 лет менее тревожны, чем подростки 14-15 и 16-18 лет (рис. 13). Девочки в большей степени испытывают умеренные и выраженные проявления тревожности, в то время как различия между возрастными группами касаются в основном умеренной тревожности.
45
35 30 25 20 15 ■ 10 5 0 -
Рис. 12. Половые различия в выраженности тревожности у подростков.
Отсутствие Легкая или умеренная Выраженная или степень тяжелая степень
■ 12-13 лет "14-15 лет 16-18 лет
Рис. 13. Возрастные различия в выраженности тревожности у подростков.
Таким образом, ощущение бессмысленности жизни у подростков тесно коррелирует с различными нарушениями эмоциональной сферы и переживаниями, связанными со стрес-
сом. Наиболее высокая ассоциация наблюдается с показателем уровня депрессии по Беку (г=0,62), меньшая, но достаточно значимая корреляция, прослеживается с ощущением бесполезности и недовольством собой (г=0,40), ощущением стресса (г=0,40) и тревожностью (г=0,35).
Отдельно следует отметить наличие связи между ощущением бессмысленности существования и пессимистическим взглядом на будущее (безнадежностью) в рамках ответа на ключевой вопрос шкалы безнадежности Бека «Мое будущее кажется мне мрачным» (г=0,34). Кроме того, переживание отсутствия смысла существования тесно ассоциировано с подростковыми фантазиями о смерти и более определенными суицидальными переживаниями - мыслями и планами. Слабее всего это переживание связано с риском суицидальной попытки, однако эта связь также существует и подтверждается эмпирически и статистически.
Все эти зависимости говорят о том, что ощущение бессмысленности существования является важным фактором среди тех процессов, которые приводят, с одной стороны, к нарушениям психического здоровья (депрессия, тревога, сниженная самооценка), и, с другой стороны - к более конкретным суицидальным мыслям и переживаниям, а также непосредственно к суицидальным попыткам. Относительно того, какую роль играет этот фактор -роль фактора риска, фактора-медиатора, или фактора-модератора по отношению к тем проблемам психического здоровья, которые приводят к суицидальности, в рамках данного исследования дать прямой ответ невозможно. Авторы работы [9] считают, что поиск позитивного ощущения смысла жизни выступает в роли медиатора между некоторыми межличностными психо-социальными показателями и выраженностью суицидальных мыслей.
Мы склоняемся к тому, что потеря смысла жизни играет роль фактора риска. Как видно из наших данных, распространенность ощущения отсутствия смысла жизни и фантазий о смерти у подростков практически совпадают. Между ними и мыслями о попытке самоубийства существует сильная ассоциативная связь, при резком ослаблении связей по мере приближения к суицидальной попытке. На основании этого можно рассматривать ощущение потери смысла жизни и фантазии о смерти как перекрывающиеся факторы риска, а мысли о по-
пытке - как медиатор их влияния на риск попытки. Такая модель наиболее вероятна с точки зрения содержания таких понятий, как фактор риска и фактор-медиатор [10].
В некотором смысле это подтверждается на уровне психологических конструктов. Так, В.Э. Чудновский [3] пишет, что смысл жизни -это не просто определенная идея, цель, убеждение, но особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру, при котором «суть, главное (смысло-жизненная доминанта) доминирует над неглавным, второстепенным». При этом смысл жизни выступает «буферным механизмом», системой сдерживаний и противовесов, не допускающих подчинения ни в отношении внешних обстоятельств, ни касательно сиюминутных побуждений, интересов и влечений самого человека [3].
Следует отметить, что связь между факторами, соответствующими понятию смысла жизни, или близкими к нему, и суицидально-стью выявлялась эмпирически неоднократно. Так, А. Антоновским в рамках концепции са-лютогенеза было разработано и операционали-зировано такое измерение, как «чувство связности», включающее такие компоненты, как постижимость, управляемость и осмысленность. Это измерение является показателем психологического здоровья и фактором устойчивости к стрессам [1]. Исследования молодых новобранцев в армии с использованием соответствующего инструмента (опросник Антоновского) показали, что сниженное чувство связности ассоциируется с высоким риском суицидальных мыслей и химическими зависимостями [8, 11]. Оно также тесно связано с удовлетворенностью жизнью у подростков [12].
Таким образом, следует серьезно отнестись к такому явлению, как ощущение бессмысленности существования или потеря смысла жизни в подростковом возрасте. Взаимосвязь между такими мыслями, попытками и собственно суицидом может быть обусловлена тем, что подросток может проходить порочный цикл мысли - эмоции - поведение много раз, усугубляя свое состояние, пока не настанет суицидальный кризис, безнадежность относительно текущей жизненной ситуации. Связка с различными нарушениями психического здоровья (депрессия, тревога, ощущение стресса), а также со сниженной самооценкой вносит свой вклад в эту патологическую цепочку. Когнитивные процессы, ассоциированные с суи-
цидальными переживаниями и проблемами психического здоровья, под влиянием стресса актуализируют суицидальный риск [15].
В связи с этим так важны меры по оказанию помощи молодым людям с повышенным уровнем этих нарушений, со скрытыми, но выраженными суицидальными переживаниями, подросткам, находящимся в состоянии стресса или переживающими экзистенциальные кризисы. Очевидно, что эти подростки, составляющие небольшую часть подростковых групп, нуждаются в непосредственной помощи, однако при этом существенной проблемой является их выявление. С другой стороны, очевидно, что более значительные контингенты современных молодых людей, имеющие не столь выраженные, но все же тревожащие экзистенциальные переживания, должны стать объектом более широких мер, направленных на ослабление таких явлений как консьюмеризм, индивидуализм, конкуренция и продвижение таких ценностей, как коллективизм, эмпатия, взаимопомощь, самоэффективность и саморегуляция. Необходимо обращать внимание и на то, чтобы жизнь подростка была полна осмысленной и целенаправленной деятельности, чтобы в ней как можно меньше было скуки, бездеятельности, бессмыслицы и бесцельности.
Литература:
1. Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его измерение // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. -С. 22-40.
2. Пивоев В.М. Философия смысла или телеология, ПетрГУ. - Петрозаводск, 2004. - 114 с.
3. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. -1998. - № 1. - С. 175-184
4. Brassai L., Piko B.F., Steger M.F. Individual and parental factors related to meaning in life among Hungarian minority adolescents from Romania // Int. J. Psychol. - 2013. - Vol. 48, № 3. - P. 308-315.
5. Collishaw S., Maughan B., Goodman R., Pickles A. Time trends in adolescent mental health // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2004. - Vol. 45, № 8. - P. 1350-1362.
6. Eckersley R. Troubled youth: an island of misery in an ocean of happiness, or the tip of an iceberg of suffering? // Early Intervention in Psychiatry. -2011. - Vol. 5 (Suppl. 1). - P. 6-11.
7. Giotakos O. Suicidal ideation, substance use, and sense of coherence in Greek male conscripts // Mil. Med. - 2003. - Vol.168, № 6. - P. 447-450.
8. Kleiman E.M., Beaver J.K. A meaningful life is worth living: meaning in life as a suicide resiliency factor // Psychiatry Res. - 2013. - Vol. 210, № 3. - P. 934-939.
9. Kraemer H.C., Stice E., Kazdin A. et al. How do risk factors work together? Mediators, moderators, and independent, overlapping, and proxy risk factors // American journal of psychiatry. - 2001. -Vol. 158. - P. 848-856.
10. Mehlum L. Suicidal ideation and sense of coherence in male conscripts // Acta Psychiatr Scand. -1998. - Vol. 98, № 6. - P. 487-492.
11. Moksnes U.K., Lohre A., Espnes G.A. The association between sense of coherence and life satisfaction in adolescents // Qual. Life Res. - 2013. -Vol. 22, № 6. - P. 1331-1338.
12. Somers R.H. A new asymmetric measure of association for ordinal variables // American sociological review. - 1962 - Vol. 27, № 6. - P. 799-811.
13. Wasserman D. Saving and Empowering Young Lives in Europe (SEYLE): a randomized controlled trial // BMC Public Health. - 2010 - Vol. 10. - P. 192-206.
14. Wenzel A., Beck A. A cognitive model of suicidal behavior: theory and treatment // Applied and preventive psychology. - 2008. - Vol. 12. - P. 189201.
15. Wu P., Li L.P., Jin J. et al. Need for mental health services and service use among high school students in China // Psychiatr Serv. - 2012. - Vol. 63, № 10. - P. 1026-1031.
"LIFE HAS NO MEANING" FEELINGS IN ADOLESCENTS - RELATION TO SUICIDAL IDEATION AND ATTEMPTS AND MENTAL HEALTH
V.A. Rozanov, A.V. Rakhimkulova, A.I. Ukhanova Odessa National Mechnikov University, Ukraine
With the use of instrumentation of the international project SEYLE, school children (n=601) aged 14,87 (SD=1,11) were questioned. In this research the correlations of the question "Did you have the feeling (for the last 2 weeks) that life has no meaning" with suicidal phantasies, thoughts and plans, as well as with past suicidal attempts and some problems of mental health (depression, anxiety, feeling of being stressed, self-perception) were studied. Feeling that "life has no meaning" in adolescents is strongly correlated with depression (r=0,62), lower correlation (r=0,40) was found with feeling of worthlessness and self-dislike, with feeling of being stressed (r=0,40), anxiety and irritability (r=0,35). Moreover, feeling that "life has no meaning" was strongly associated with suicidal phantasies and with more definite suicidal ideation, like thoughts and plans of attempt. The lowest association was found with the past suicide attempts. All these associations and correlations suggest that feeling that "life has no meaning" plays an important role among factors that lead to mental health problems, low self-perception and self-esteem in adolescents from one side and suicidal ideation and even suicide attempts from the other side.
Keywords: dynamic range control, suicidal risk, questionnaire, contributing factors, impeding factors.
УДК: 616.89-008.441.44
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ИДЕАЦИИ И ТЕМПЕРАМЕНТ
ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССАХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Т.Д. Азарньх
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронеж, Россия
Контактная информация:
Азарных Татьяна Дмитриевна - кандидат биологических наук, доцент. Место работы и должность: доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий». Адрес: 394036, г. Воронеж, проспект Революции, 19. Телефон: (908) 148-93-69, e-mail: [email protected]
Целью исследования являлось изучение связи между суицидальными идеациями (СИД) и темпераментом при посттравматических стрессах (ПТС) юношеского возраста с учетом фактора пола. Исследования проведены на студентах государственных ВУЗов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (446 девушек и 144 юноши). Методы: Миссисипская шкала, гражданский вариант, шкала оценки влияния травматических событий (IES-R), опросники депрессивности (BDI), психопатологической симптоматики (SCL-90-R), формально-динамических свойств индивидуальности. Во всех случаях после стресса, приведшего к ПТС, прошло не менее полугода. Установлено, что существует связь между СИД и темпераментом, которая имеет специфику, связанную с полом.
Ключевые слова: суицидальные идеации, посттравматические стрессы, темперамент, юношеский возраст,
пол.