УДК 152.32
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСТРАИВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ
© Елена Сергеевна ГОЛОЩАПОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей психологии, e-mail: [email protected]
Рассмотрена проблема проектирования жизненного пути современной молодежи. Проведен сравнительный анализ особенностей выстраивания временной перспективы студентов с различным уровнем осмысленности жизни.
Ключевые слова: жизненный путь; смысл жизни; временная перспектива.
В настоящее время в ситуации социальной нестабильности все большую актуальность приобретает вопрос проектирования человеком будущего и построения собственной жизни согласно своему замыслу [1; 2]. Проблемы, связанные с выстраиванием человеком жизненной перспективы, находятся в сфере внимания многих отечественных и зарубежных ученых (С. Л. Рубинштейн,
Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульха-нова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Логинова, В.Э. Чудновский, Е.А. Уваров, И. Ялом,
В. Франкл, К. Обуховский, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо). Большинство из них считает, что смысл жизни является важнейшей предпосылкой психического здоровья личности [3-5]. По мнению Л.С. Рубинштейна, именно он является основной структурой психической регуляции жизненного пути личности [6]. Отсутствие или утрата личностью смысла существования негативно сказываются на ее способности распоряжаться своей жизнью [3-5].
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей построения временных перспектив девушек и юношей с различным уровнем осмысленности жизни.
Гипотеза нашего исследования состояла в предположении, что осмысленность жизни оказывает влияние на проектирование человеком своего будущего.
Цель работы - выявить особенности временных перспектив студентов с различным уровнем осмысленности жизни.
В исследовании приняли участие 243 испытуемых в возрасте от 17 до 21 года, из них 112 обучаются в Тамбовском государствен-
ном университете им. Г.Р. Державина, а 134 являются студентами образовательных учреждениях среднего профессионального образования, таких как Технический колледж, Техникум отраслевых технологий и Строительный колледж.
В своей работе мы использовали следующие методики: опросник «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, опросник «Уровень субъективного контроля» в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда; «Тест жизнестойкости»
С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказова; опросник «Смысложизненный кризис» К.В. Карпинского; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо.
Полученные эмпирические данные были обработаны методами математической статистики с использованием программы SPSS 17.0 for Windows.
В начале нашего исследования, используя показатели по шкале «Общий показатель осмысленности жизни» опросника «СЖО», мы выделили 3 группы испытуемых: с низким (средний балл 79,5), средним (средний балл 103,6) и высоким (средний балл 124,6) уровнями осмысленности жизни.
Затем при помощи сравнительного анализа по критерию Краскела-Уоллеса были установлены значимые различия по 20 шкалам из 23. Наиболее низкие показатели по всем шкалам опросника «СЖО» получены в группе студентов с низким уровнем осмысленности жизни, при этом студенты с высоким уровнем осмысленности жизни обладают наиболее высоким показателями по этим же шкалам (рис. 1).
250
200
150
100
50
Общий показатель осмыслености жизни
Цели
Процесс
Результат
Локус контроля-Я Локус контроля- Смысло-жизненный жизнь кризис
□ Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни □Испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни
■ Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни
0
Рис. 1. Показатели испытуемых с различным уровнем осмысленности жизни по методикам «Опросник «СЖО» Д.А. Леонтьева и «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем осмысленности жизни по сравнению со студентами со средним и низким уровнями осмысленности жизни в большей степени удовлетворены своим прошлым и настоящим, имеют цели в будущем и верят в то, что эти цели могут быть достигнуты.
По методике «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского наиболее высокие показатели получены в группе студентов с низким уровнем осмысленности жизни, а наиболее низкие показатели по этому тесту имеют студенты с высоким уровнем осмысленности жизни (рис. 1). Следовательно, испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни меньше подвержены возникновению смысложизненного кризиса.
На рис. 2 представлены данные, полученные по методике «Уровень субъективного контроля».
Наиболее высокие показатели по шкале общей интернальности, а также интерналь-ности в сферах семейных и межличностных отношений и интернальности в области достижений и неудач получены в группе студентов с высоким уровнем осмысленности жизни, а наиболее низкие - в группе студентов с низким уровнем осмысленности жизни. Не выявлены значимые различия по шкале «Ин-тернальность в отношении здоровья и болезни», мы объясняем это тем, что в исследовании принимали участие девушки и юноши в возрасте от 17 до 21 года. Для данного возраста не свойственно задумываться о здоровье и о причинах болезней. Отсутствие зна-
чимых различий по шкале «Интернальность производственных отношений» объясняется тем, что испытуемые являются студентами очной формы обучения, подавляющее большинство которых не работает.
Таким образом, наличие значимых различий по большинству шкал методики «УСК» свидетельствуют о том, что испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни обладают более высоким уровнем субъективного контроля.
Наиболее высокие показатели по всем шкалам «Теста жизнестойкости» также обнаружены в группе испытуемых с высоким уровнем, а наиболее низкие - в группе испытуемых со средним и низким уровнями осмысленности жизни (рис. 3).
Следовательно, студенты с высоким уровнем осмысленности жизни по сравнению с представителями других двух групп в большей степени вовлечены в процесс жиз-
ни, верят, что способны построить жизнь согласно своему замыслу и что все события, происходящие с ними, способствуют приобретению жизненного опыта и развитию их личности.
По методике «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо были выявлены значимые различия по 4 шкалам из 5.
По шкале «Негативное прошлое» наиболее высокие показатели имеют испытуемые с низким уровнем осмысленности, показателями чуть ниже обладают испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни, а наиболее низкие показатели по данной шкале принадлежат испытуемым с высоким уровнем осмысленности жизни. При этом по шкале «Позитивное прошлое» наиболее высокие показатели имеют испытуемые с высоким и средним уровнями осмысленности, а наиболее низкие принадлежат испытуемым с низким уровнем осмысленности жизни.
Рис. 2. Взаимосвязь осмысленности жизни и уровня субъективного контроля
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
□ Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни □Испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни ■ Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни
Рис. 3. Взаимосвязь осмысленности жизни и жизнестойкости
Позитивное отношение к прошлому может являться отражением приятных событий, которые действительно произошли с человеком, или свидетельствовать о позитивной интерпретации, при которой люди способны извлекать что-то хорошее и полезное даже из самых тяжелых и неприятных жизненных ситуаций. Негативное отношение к прожитой части жизни обусловлено не столько наличием неприятных событий, сколько последующей их негативной интерпретацией [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты с высоким уровнем осмысленности жизни обладают более позитивным отношением к своему прошлому, по сравнению со студентами с низким и средним уровнями осмысленности жизни.
Отсутствие значимых различий по шкале «Гедонистическое настоящее» мы объясняем возрастными особенностями испытуемых. Для лиц юношеского возраста свойственно стараться весело проводить досуг и быть увлеченными текущими событиями.
По шкале «Фаталистическое настоящее» наиболее высокие показатели выявлены у студентов с низким и средним уровнями осмысленности жизни, а наиболее низкие - у студентов, обладающих высоким уровнем
осмысленности жизни. Из этого можно сделать вывод, что испытуемые первых двух групп по сравнению с испытуемыми, имеющими высокий уровень осмысленности жизни, более склонны считать, что их жизнью управляют не они сами, а какие-то внешние обстоятельства, случай или судьба.
По шкале «Перспектива будущего» наиболее высокие показатели имеют испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни, показателями чуть ниже обладают испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни, а наиболее низкие показатели по данной шкале принадлежат испытуемым с низким уровнем осмысленности жизни. Выявленные различия свидетельствуют о том, что девушки и юноши, обладающие высоким уровнем осмысленности жизни, в отличие от представителей других двух групп более ориентированы на будущее.
Ф. Зимбардо считает, что у каждого человека есть тенденция злоупотреблять той или иной временной перспективой [7], поэтому для выявления преобладающей временной перспективы мы построили профиль временных перспектив для каждой группы испытуемых (рис. 5).
180 160 140 120 100 80 60 40 20
Негативное прошлое Гедонистическое Временная Позитивное прошлое Фаталистическое
настоящее перспектива настоящее
будущего
□ Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни
□ Испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни
■ Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни
Рис. 4. Взаимосвязь осмысленности жизни и временной перспективы
Негативное прошлое Г едонистическое Перспектива будущего Позитивное прошлое Фаталистическое
настоящее настоящее
Испытуемые с низким уровнем осмысленности жизни — — Испытуемые со средним уровнем осмысленности жизни
й Испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни
Рис. 5. Профиль временной перспективы испытуемых с различным уровнем осмысленности жизни
Было установлено, что у студентов с низким и средним уровнями осмысленности жизни ведущей временной перспективой является позитивное прошлое, следовательно, для них свойственно при выстраивании перспективы жизненного пути опираться на достижения прошлого.
У испытуемых, обладающих высоким уровнем осмысленности жизни, обнаружено преобладание двух временных перспектив: позитивного прошлого и перспективы будущего. Девушки и юноши с высоким уровнем осмысленности жизни так же, как и представители предыдущих групп положительно относятся к прожитой части жизни и при планировании своего будущего опираются на успехи, достигнутые в прошлом. Существенное отличие испытуемых данной группы от представителей других групп заключается в том, что они склонны ставить более долгосрочные цели и способны быть упорными в их достижении. Ф. Зимбардо считает, что люди, ориентированные на будущее, способны удержаться от соблазна сиюминутного удовольствия в пользу получения большей награды в отдаленном будущем, при этом они верят в свои силы и считают себя творцами собственных судеб [7].
При сравнении трех групп испытуемых необходимо отметить следующее. Студенты с высоким уровнем осмысленности жизни по сравнению со студентами, имеющими средний и низкий уровни осмысленности жизни:
- в большей степени вовлечены в процесс жизни и удовлетворены своим настоящим;
- позитивно относятся к своему прошлому;
- ориентированы на будущее и имеют долгосрочные цели;
- обладают более высоким уровнем субъективного контроля;
- лучше справляются с жизненными трудностями;
- меньше подвержены возникновению смысложизненного кризиса;
- преобладающей временной перспективой у них является не только позитивное прошлое, но и перспектива будущего.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: осмысленность жизни оказывает влияние на проектирование человеком жизненного пути.
1. Уваров Е.А. Психология конструирования будущего в ситуации неопределенной жизненной перспективы современного субъекта // Социальная педагогика: вызовы 21 века: материалы Международного конгресса специалистов социальной сферы. Тамбов, 2011.
2. Уваров Е.А. Современный человек в условиях неустойчивых социальных явлений // Современная реальность и жизненный путь: психологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Тула, 2012. С. 161-167.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1998.
5. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
7. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб., 2010.
Поступила в редакцию 19.06.2012 г.
UDC 152.32
INVESTIGATION OF PECULIARITIES OF BUILDING TEMPORAL PERSPECTIVE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF LIFE MEANINGFULNESS
Elena Sergeyevna GOLOSHCHAPOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Psychology Department, e-mail: [email protected]
The problem of projection a life courseof young people is concerned. Comparative analysis of the characteristics of building the temporal perspective of students with different levels of life meaningfulness is made.
Key words: life course; meaning of life; temporal perspective.