СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Кагосян А.С., Канюк П.А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, так как оно является единственным способом получения систематического образования. Этот тезис к настоящему времени стал аксиоматичным, так как в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной и исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация самостоятельности и состоятельности. Отражая все существенные признаки педагогического процесса (двусторонность, субъект-субъектный характер, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Оно находится в прямой зависимости от целей образования, которые определяют его содержание, ведущие принципы и структуру. Обучение - это не только совокупность последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений, но средство развития личности субъектов обучения [5,6].
Развитие личности - это многоплановый и внутренне противоречивый процесс, который определяется сочетанием внутренних и внешних условий ее жизнедеятельности, неотделим от жизненного пути и той системы отношений, в которые она включена. Личность на протяжении жизненного пути формируется как субъект деятельности, прежде всего, учебной. Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в позна-ательном, ни в личностном развитии человека. Обучение делает процесс личностного развития более целена-правленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание основных кризисов развития. Развитие личности - это процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими задачами разного уровня сложности. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я. Лернер).
Развитие личности предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности.
Колледж является многоуровневым и многофункциональным учебным заведением среднего профессионального образования. Образовательная система современного колледжа направлена на выполнение следующих функций: культурологической (трансляция культуры, введение личность в культурное пространство); социализирующей (формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов); личностно развивающей (ориентация педагогического процесса на развитие уникальной личности каждого конкретного студента, на его саморазвитие и полное использование психологического потенциала). Значимым фактором, который обусловливает высокое качество подготовки специалистов в современном колледже, является системное обновление содержания и характера педагогических технологий, а также ориентация педагогического процесса на развитие и саморазвитие личности конкретного обучающегося. Подобный целевой вектор требует осмысления сущностных сторон и феноменологической специфики педагогических технологий, реализуемых в образовательном пространстве современного колледжа. Научной основой педагогических технологий, направленных на развитие активности личности в инновационной среде современного колледжа, является личностно развивающая теория педагогики, раскрывающая основы и принципы их целостного построения и грамотной реализации, знания современных особенностей технологизации образовательного процесса и нормативных требований её эффективного применения[1,2]
Теория и практика технологических подходов к образованию отражены в трудах Г.А Берулава, М.Н. Берулава, В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, П.Я. Гальперина, М.В. Кларина, И.Б. Котовой, B.C. Лазарева, В.Ю. Питюкова, М.М. Поташника, А.Г. Ривина, Н.Ф. Талызиной, Н.Е. Щурковой и др. К настоящему времени дан анализ современных образовательных технологий, разработаны практические рекомендации по проблеме развития личности в образовательных учреждениях разного уровня.
Принцип связи развития личности с процессом профессиональной подготовки является методологической основой разработанной нами педагогической технологии, а профессиональное развитие человека, анализируется в тесной связи с психологическими новообразованиями, отражающими динамику развития личности в профессиональном контексте (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.)[3,4]
Обучение в колледже совпадает с динамичным и сложным этапом возрастного развития - юностью. На личностное развитие в юношеском возрасте значительное влияние оказывают такие социальные факторы как расширение социальной среды и необходимость социального самоопределения (М.М. Рубинштейн, Л.С. Божович, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, М. Клее и др.).
Принятая и реализуемая идея непрерывности в образовании имеет достаточно выраженную личностную направленность, требует переосмысления
значения психологических факторов и феноменов, сопровождающих учебно-профессиональную деятельность студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, порождают новые вопросы в проблемном поле «личность - образование - профессионализм - производство». Необходимость изменения системы профессиональной подготовки стимулирует и актуализирует педагогические исследования в области разработки моделей нового образования. Государственная политика модернизации российского образования в соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена должна предусматривать не только наращивание масштабов их подготовки, но и коренное изменение качества образования. Это обусловлено потребностью современного производства в универсальных специалистах, ориентированных не только на выполнение установленных функций по заданному алгоритму, но и на умение решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений. Для этого специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, а также такими качествами личности как ответственность, грамотность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность.
До настоящего времени сохраняется ориентация многих учреждений среднего профессионального образования на подготовку узкоспециальных профессионалов. В тоже время личностный фактор сохраняет статус не столько реального, сколько декларируемого. Такое положение обусловливается низким уровнем педагогического обеспечения развития личности студентов в образовательном пространстве коллежда, отсутствием модели личностно развивающей образовательной системы и педагогических условий ее реализации. Требуется построение технологически обоснованного
образовательного пространства современного колледжа. Теоретическим базисом модели образовательной системы современного колледжа должны быть фундаментальные законы и принципы, интегрированные личностно развивающими целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы колледжа. Научной основой разработки уровневой педагогической технологии является теория личностно развивающей образовательной системы колледжа, в которой педагогические аспекты представлены: функционально - как система функций, целей и задач образовательной системы современного коллежа; структурно - как система уровней реализации педагогической технологии и как совокупность блоков модели; феноменологически - как система условий реализации модели.
Разработанная нами модель личностно развивающей образовательной системы современного колледжа и педагогические условия ее реализации обобщают и развивают в научно-прикладном аспекте современные социальные, культурологические, психолого-педагогические концепции, выражающие сущность содержания инновационной парадигмы образования и определяют вектор её направленности в сторону личности обучающегося.
В уровневой педагогической технологии осуществлено комплементарное соединение принципов технологизации и гуманизации образовательного процесса современного колледжа, которое позволяет обучающимся овладевать базовыми и профессиональными компетенциями, развивать качества личности, обеспечивающие эффективность их подготовки к будущей деятельности и жизни в современных условиях.
Построенная нами модель личностно развивающей образовательной системы современного колледжа интегрирует целевой, методологический, функциональный, содержательный, организационный, кадровый и технологический компоненты и блок управления. Нами определены педагогические условия, необходимые для реализации модели личностно развивающей образовательной системы современного колледжа, а также критерии оценивания личностно-профессионального развития студентов, их профессиональной направленности и мотивации. Эти критерии дают возможность оценить сформированность у студентов колледжа способности и готовности к самообразованию, к профессиональному самосовершенствованию и повышению уровня базово-профессиональных компетенций.
Структурные компоненты педагогической технологии скорректированы нами с учетом современных требований к образовательному процессу колледжа. Наряду с концептуальным обоснованием педагогической технологии в колледже, осуществлен подбор средств диагностики текущего состояния обучаемых, выбор оптимальной модели для конкретных условий учебного процесса. Нами также обоснована возможность реализации образовательных траекторий, которые исключают информационные, структурные, технологические повторы и наслоения в рамках используемой модели. Эта модель позволяет учитывать целевые, методологические, функциональные, содержательные, организационные, кадровые и технологические аспекты образовательного процесса, а также предполагает обязательное наличие блока управления, реализующего контроль, рефлексию и коррекцию личностно развивающего потенциала студентов колледжа.
Полученные нами данные, касающиеся научного обоснования и методологической проработки теории личностно развивающей образовательной системыколледжамогутбытьиспользованыприпроектированииобразовательного процесса учреждений среднего профессионального образования.
В образовательной практике колледжей можно использовать в качестве основы общепедагогический уровень педагогической технологии, регламентирующий совокупность целей, содержания, форм, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса, а также пути их реализации на предметном и модульном уровнях педагогической технологии. Можно также использовать сочетание интенсивных технологий с целью реализации задач опережающего профессионального образования, учета компонентов внешней структурной организации учебной деятельности студентов, условий и факторов образовательной среды, оказывающих влияние на формирование профессиональной мотивации личности. Следует также акцентировать внимание на комплексе умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе учебной деятельности, на восприятии информации, мыслительной деятельности, на оценке и осмыслении
результатов своих действий.
Педагогические технологии предполагают работу не только со студентами, но и с педагогами. Речь идет о развитии у педагогов личностной мотивации и рефлексии, об использовании ими акмеологически ориентированных программ дополнительного профессионального образования, об активизации макросоциальных, микросоциальных и субъективных факторов.
Учебные программы, пособия и методические рекомендации, созданные на основе данного исследования, могут быть использованы в образовательной практике для проектирования современных педагогических технологий, управленческих систем, содержания и методического обеспечения личностно развивающей образовательной системы колледжа, конструирования и оптимизации подготовки и повышения квалификации среди педагогических кадров.
Технологически обоснованное образовательное пространство колледжа должно обладать потенциалом для личностного и профессионального развития студента, в котором отдельная личность может построить образовательную траекторию сообразно своим возможностям, желаниям и способностям. Исходя из этого, педагогическая технология должна представлять собой скорректированную с учетом современных требований к образовательному процессу учебного заведения учебно-воспитательную программу, направленную на овладение учащимися базовыми и профессиональными компетенциями, высокими нравственными и морально-волевыми качествами и обеспечивающую эффективность процесса их подготовки к деятельности в современных условиях.
Педагогическая технология в рамках учебного заведения должна иметь уровневую организацию. Первый этап построения педагогической технологии в колледже - представление планируемых результатов обучения -должна соответствовать целостному образовательному процессу колледжа. Это касается совокупности целей, содержания, форм, средств и методов обучения, алгоритму деятельностисубъектовобразовательногопроцесса.Построениеобразовательного процесса колледжа должно включать в себя: дифференциацию обучаемых по уровню личностного развития, сформированности профессиональной компетентности, возможности использования индивидуальных, личностно развивающих программ. Проектирование образовательных целей и определение конечного результата (развитие гармоничной личности) с участием студентов, должно отвечать их мотивации и запросам. Не следует упускать из виду вариативность используемых традиционных и инновационных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов, организацию творческого образовательного пространства. Последующие два уровня - предметный и модульный - предполагают реализацию таких этапов как подбор средств диагностики текущего состояния обучаемых, подбор моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий учебного процесса.
Предлагаемая нами модель личностно развивающей образовательной системы современного колледжа состоит из двух блоков: совокупности взаимосвязанных компонентов модели (целевого, методологического, функционального, содержательного, организационного, кадрового, технологического и блока управления, основой которого является контроль,
рефлексия и коррекция личностно развивающего потенциала колледжа.
Педагогические условия реализации модели личностно развивающей образовательной системы современного колледжа включают в себя несколько уровней. Методологический уровень предполагает опору на принципы, регламентирующие построение образовательного процесса и управление им с позиций личностно-ориентированного подхода. К ним относятся: социально-обусловленные, психолого-обусловленные, дидактико-обусловленные, регуляторно-управляющие принципы. Учитываются также закономерности перехода от традиционной «мономодели» к полифункциональной модели профессионального образования.
Структурно-содержательный уровень модели предполагает необходимость использования четырех групп интенсивных технологий с целью реализации задач опережающего профессионального образования. Это касается: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся; технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения; технологии развивающего обучения; технологии организации самостоятельной работы студентов. При этом учитывается внешняя структурная организация учебной деятельности студентов. Мотивация выделяется как главный компонент этой деятельности. Акцентируется также внимание на создании условий и факторов микросреды колледжа, оказывающих влияние на формирование профессиональной мотивации личности, нацеленность на комплекс умений и навыков, которые должны формироваться в процессе учебной деятельности, на восприятие информации, оценке и осмыслении результатов деятельности.
Организационно-обеспечивающий уровень представлен двумя блоками. Организационный уровень педагогических условий в рамках образовательного процесса в колледже приведен в соответствие с новой образовательной парадигмой, предусматривающей личностную направленность процесса обучения и регламентацию деятельности педагогического совета, методических и научно-методических советов и предметно-цикловых комиссий колледжа, а также соблюдение номенклатуры деятельности методического совета колледжа. Этот уровень состоит из самоактуализации педагога в профессиональной деятельности, процесса подготовки педагогов к реализации модели, развития их рефлексивной позиции и активизации макросоциальных, микросоциальных и субъективных факторов образовательного процесса колледжа.
Личностно развивающий потенциал уровневой педагогической технологии в современном колледже можно оценивать по уровню адаптации студентов к процессу обучения в колледже; по относительной устойчивости профессионального выбора; по явно выраженной направленности на высокие карьерные достижения; по преобладанию позитивного отношения к профессиональному будущему; по удовлетворенности выбором колледжа. Следует также учитывать: значимость досуговых мероприятий, проводимых в колледже; возможность использования собственных психических ресурсов; снижение критичности самооценки и повышение реалистичности представлений о собственных возможностях; сформированность рефлексивной оценки обучения в колледже и перспектив своего профессионального становления.
Следует учитывать, что превращение колледжа в инновационное образовательное учреждение не может произойти само собой. Необходимо
создать технологически обоснованное образовательное пространство, которое сможет обеспечить личностное и профессиональное развитие студента.
Инновационность колледжа как новой образовательной системы остро ставит проблему соотношения инноваций и традиций, педагогического опыта профессионального образования и внедрения новых педагогических технологий. Важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям является его способность быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям и введение новых направлений перспективной подготовки кадров, способных своевременно реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптированных к быстроменяющимся условиям рынка труда.
В результате эмпирической апробации эффективности модели личностно развивающей образовательной системы современного колледжа мы пришли к выводу о том, что предлагаемая педагогическая технология обладает потенциалом для личностного и профессионального развития студента, когда отдельная личность может построить образовательную траекторию сообразно своим возможностям, желаниям и способностям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава, Г.А. Стили индивидуальности. - М.: МАГО, 1996. - 45 с.
2. Берулава, Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.
3. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К., Кадырова Л.Р. //Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 83-89.
4. Берулава, М. Н. Основы современной педагогики: Учебник для студентов вузов вуза вузов высших учебных заведений [Текст] / М. Н. Берулава. - М. -Сочи, 2004. - 399 с.
5. Берулава, М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.
6. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. Авт. дисс. доктора психол. наук. - М.1994.
7. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. М.,. 1996. -
512с.
8. Шиянов, Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия»,1999. - 288 с.
9. Котова, И.Б. Идея личности в мировой психологии: теория, методология,история: монография / И.Б. Котова. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2012. - 323 с.