Научная статья на тему 'Обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований'

Обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОЦЕСС / ЦЕЛИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЙСТВИЯ / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / СОЗНАТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИДАКТИКА / КОНЦЕПЦИИ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПАРАДИГМА / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / TRAINING / DEVELOPMENT / NEW FORMATION / PERSONALITY / HUMANISTIC TRADITION / ACTIVITY / PEDAGOGICAL PROCESS / FOCUS / PROCESS / GOALS / EDUCATION / ACTIONS / TEACHERS / STUDENTS / CONSCIOUS LEARNING EFFORT / KNOWLEDGE / SKILLS / COGNITIVE ABILITIES / DIDACTICS / CONCEPTS / COGNITIVE DEVELOPMENT / PARADIGM / CONTENT / TECHNOLOGY / SELF-DIRECTION / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагосян А.С., Канюк П.А.

В статье показано, что основой тенденцией современной педагогической науки является ориентация на личность и ее развитие, признание приоритета развивающего образования, изучение личностных преобразований на различных этапах онтогенеза, осмысление факторов, обусловливающих личностные изменения. Автором дана оценка идей Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их влияние на парадигмальный строй педагогики и психологии, на понимание сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий. Рассмотрение личности как феномена субъектности позволило осмыслить позицию обучаемого в учебном процессе, формирование отношения к нему как к субъекту учения. Показано, что в трактовке сущности, принципов и технологий личностно-развивающего обучения находят свое отражение идеи гуманизации образования. Обучение характеризуется как значимая детерминанта развития основных психических и личностных новообразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a basic mental and personality new formations determinant

The article reveals that modern Pedagogics main trend is to focus on personality and its development, the developing education priority accepting, the study of personality changes at different stages of ontogenesis, understanding the factors providing personality changes. The author assesses the ideas of L.S. Vygotsky, L. Zankov, D.B. Elkonin, V.V. Davydova and their impact on the paradigmatic system of Pedagogics and Psychology, to understand the essence of education process, its objectives, content and technology. Taking the individual as a subjectivity phenomenon helps to understand the student’s position in the educational process, forming a special attitude to him as to the teaching subject. It shows that in the interpretation of the spirit, principles and techniques of personality-developing education the ideas of education humanization are reflected. Education is characterized as a significant determinant in the development of basic mental and personality new formations.

Текст научной работы на тему «Обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований»

педагогическая психология

Кагосян A.C., Канюк П.А.

обучение как детерминанта развития основных психических и личностных новообразований

Ведущая тенденция современной педагогической науки ее обращение к методологическим основаниям, переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ее решение стало возможным благодаря высокому уровню развития философии образования, и такой ее отрасли, как теория обучения дидактика. Обучение - один из значимых и определяющих факторов развития личности. Именно в процессе обучения происходит развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности [1,7,10]. Обучение отражает основные характеристики педагогического процесса: двусторон-ность, субъект-субъектный характер, направленность на развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, зависимость от целей образования. Обучение представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и развитие познавательных способностей. В теоретических и экспериментальных исследованиях Б.П. Есипова, Ш.И. Ганелина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина были раскрыты сложные связи между обучением и развитием учащихся, сформулирована необходимость активного усвоения знаний в процессе познавательной деятельности.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова было доказано, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно ориентируется не на завершенные циклы умственного развития, а, наоборот, подталкивает это развитие, прокладывает ему дорогу. Их идеи отразились на парадигмальном строе отечественной педагогики и психологии, на понимании сущности процесса обучения, его целей, содержания и технологий [3,4, 5, 6]. Сегодня приоритеты отдаются такому обучению, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности, саморегуляции. Рассмотрение личности как феномена субъектности позволило осмыслить позицию обучаемого в учебном процессе. Вместо традиционного рассмотрения его как объекта обучения, сформировалось отношение кнему как к субъекту учения. В связи с этим изменились представления о роле и характере деятельности учителя в процессе обучения. Сегодня акцент сделан на том, что с первых этапов обучения учитель транслирует

учащимся не только знания, но и свой личностный ресурс, свое видение мира, оценку событий и фактов. Именно он формирует у учащихся в повседневных актах обучения концептуальное видение мира, способы преодоления стрессовых и напряженных ситуаций, стремление сохранять собственную субъектность, намечает зоны личностного и профессионального роста, демонстрирует образцы конструктивного поведения.Субъ-ектность учителя, отраженная учащимся, эстафируется ими, что позволяет воспроизводить эталоны нравственного поведения, способы решения учебных и жизненных задач, формирует доверительное отношение к людям и к самому себе[10,11].

В трактовке сущности, принципов и технологий личностно-развивающего обучения находят свое отражение идеи гуманизации образования (М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.).Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии[1, 2].

Традиционная проблема соотношения обучения и развития в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин: пониманием того, что образование не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений; процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми не успевают образовательные учреждения; признанием приоритета принципа развивающего образования; развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза, созданием концепции развивающего обучения [5, 6, 12]. Наиболее признанной российскими учеными является точка зрения, что обучение ведет за собой развитие, и что оно должно идти впереди него. Впервые эта идея была сформулирована Л. С. Выготским в его концепции умственного развития ребенка. Он утверждал, что развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения. Сотрудничество ребенка и взрослого - центральное звено в педагогическом процессе, так как умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических функций с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного развития ребенка [3, 4].

Обучение Л.С. Выготский рассматривал как источник развития ребенка, под чьим влиянием происходит перестройка всех его психических функций. При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития он ведущую роль отводил обучению. Им были выделены два уровня развития ребенка: уровень актуального развития и зона ближайшего развития, которая обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Такое обучение, по его мнению, двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»[3, 4].

Концепция психического развития Л.С.Выготского обогатила педагогику пред-

ставлением о том, что психика социальна по происхождению, что обучение и развитие - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Вслед за Л.С.Выготским вопросы соотношения обучения и развития разрабатывали С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения [10].

Нужно отметить, что во всех концепциях обучения выделяются разные показатели и критерии развития человека. Это объясняется тем, что содержание понятия «развитие человека» определяется учеными неоднозначно. Наиболее распространенной является такая его трактовка: развитие человека - это процесс количественных и качественных изменений его организма, нервной системы и психики.

Однако развитие как всеобщее свойство материи и сознания характеризуется целым рядом противоречий. Прежде всего, оно обладает протяженностью во времени. Время есть сущностная характеристика процесса развития. В.Д. Шадриков отмечает, что развивать можно любые качества, но развитию, как и любому процессу, присущи инерционность и латентные периоды. Развивающее воздействие даст эффект развития в том случае, если оно будет достаточно длительным. При этом нужно иметь в виду, что доказано существование особых периодов, в которые развитие происходит наиболее быстро. Такие периоды получили название сензитивных [11].

Другой характеристикой развития является его эволюционно-инволюционное движение, т.е. необратимость прогрессивных и регрессивных изменений. Именно эта характеристика развития проявляется в количественных и качественных изменениях развивающегося человека, в его личностных, интеллектуальных, поведенческих и де-ятельностных свойствах.Наконец, развитие как процесс приобретения качественных новообразований характеризуется стадиальностью и неравномерностью (гетерохрон-ностью). Разные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения: способность к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П.Блонский);обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н.Богоявленский, Н.А.Мен-чинская);сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А.Самарин);перенос приемов умственной деятельности (Е.Н.Кабанова-Меллер); чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В.Занков); теоретическое мышление, в том числе, способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И.Калмыкова).

В названных показателях речь идет о развитии в процессе обучения восприятия, памяти, наблюдательности, мышления, речи, воображения. Это показатели психического развития, которое до недавнего времени отождествлялось с личностным развитием. А.В. Петровский в своих работах доказал, что развитие личности как системного социального качества индивида, субъекта общественных отношений и развитие психики образует единство, но не тождество. Исходя из этого положения, основные направления развития психики (способы и механизмы выполнения деятельности) находятся во

взаимодействии с направлениями личностного развития (направленности, ценностных ориентаций, уровня притязаний, самосознания, способов взаимодействия с миром). Общим для развития психики и личности являются их системность, интегративность, ком-пенсаторность (Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение. 1987).

Качественные изменения в ходе развития проявляются, прежде всего, в познавательной сфере. Усложнение структуры интеллекта, переход от непосредственного познания к опосредованному, от нерасчлененного к дифференцированному и затем к обобщенному становятся реальными благодаря процессу обучения. Он позволяет качественно изменить все познавательные процессы: от ощущений, восприятия и памяти до представлений и мышления. Изменения характеризуются повышением произвольности (целенаправленности) этих процессов, появлением новых умственных структур, приобретением опыта выполнения новых более сложных умственных действий (операций). Совершенствование аналитико-синтетической деятельности приводит к структурированию интеллекта, к образованию его целостности. Изменения сенсорно-перцептивной (ощущение, восприятие), мнемологической (память, мышление) и атенционной (внимание) структур интеллекта являются результатом не любого обучения, а только развивающего.

Развивающим обучение становится тогда, когда оно поддерживает высокий уровень мыслительной активности человека, его интеллектуальный потенциал, формирует содержание сознания, структуры его дискретных единиц (значений и категорий), благодаря которым у него создается субъективный образ мира [1].

Обучение является развивающим в том случае, если направлено на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, на формирование у них способности самостоятельно или в сотрудничестве с другими обучаемыми добывать знания. Эта способность лежит в основе саморазвития личности. Потребность в разработке теории личностного развития, его источников и факторов направляла и обращала педагогическую мысль в психологию. Именно психологические концепции развития личности становились отправной точкой для создания педагогических концепций обучения. Смена концепций развития личности в психологии немедленно приводили к смене концепций обучения, принимаемых педагогической теорией и практикой[10].

Развитие личности - это сложный и многоплановый процесс, который определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие это и внутренне противоречивый процесс. Как и интеллектуальное развитие, оно характеризуется сложной диалектикой непрерывности и прерывности, повышением произвольности. Это значит, что человек постепенно учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных ситуаций, совершенствовать способы саморегуляции. Начав развиваться под контролем взрослых, личность со временем освобождается от их зависимости и строит собственные программы изменений и развития, становится субъектом собственной жизни. Личность на протяжении жизненного пути формируется и как субъект деятельности.Это одно из важнейших направлений развития человека.

Деятельностное развитие идет от совместного со взрослыми выполнения предметных действий к самостоятельному, от неосознанных и нецеленаправленных действий к более осознанным и целенаправленным, к установлению произвольного отношения между мотивами и целями, к усложнению операциональной стороны деятельности, т.е. от умения планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать способы их выполнения к выделению последовательности операций, к отработке обобщенных способов действий, к формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии (способности отражать цели, действия, способы их осуществления)[12]. Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению, которое должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути.

Следует отметить, что личностные новообразования в процессе развития появляются неодновременно. Это относится к формированию структуры личности, к смене видов деятельности, к развитию сознания и самосознания, системы отношений человека к миру и к самому себе. Каждый из названных компонентов оказывается вовлеченным в процесс целостного развития личности, создавая определенный гештальт, позволяющий человеку репрезентировать себя специфическим образом, возможным и характерным для того или иного этапа развития.

Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание кризисов развития (кризис новоро-жденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста). Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.

Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет сделать вывод о том, что развитие личности - это процесс становления его внутреннего ресурса, осуществления саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими задачами разного уровня сложности, в том числе, выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которая имеет свои определенные критерии. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности, умениям и навыкам, опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру[8].

Названные параметры выступают критериями развития личности. В умственной сфере они проявляются в виде обобщенных интеллектуальных умений и способности переносить их в различные ситуации, в том числе отдаленно и опосредованно связанные со знакомыми ситуациями, а также создавать новые способы деятельности в зависимости от характера проблем. Этот же критерий в области физического развития выражается в форме разносторонних физических возможностей и способности субъекта успешно их совершенствовать.

Развитие личности, таким образом, предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью

которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и осуществление социально значимых форм поведения.

Сказанное подводит к проблеме соотношения обучения и воспитания. В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения этих способов осуществления педагогического процесса во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек -это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умениям этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование к нему отношения как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена прежде всего тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обученности. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и, вместе с тем, развивает и углубляет ее.

Обучение воспитывает человека в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке (например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует со-

ответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.

Обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то названные компоненты в целом обусловливают и составляют содержание духовного развития личности. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности [8]. Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостной и единой является личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию учебной, трудовой, эстетической деятельности.

Обучение позволяет человеку присваивать различные духовные ценности. Однако это присвоение осуществляется в процессе собственной деятельности человека, формируя у него психические и личностные новообразования. Д. Б. Элъконин отмечал, что обучение развивает человека не само по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда оно имеет деятельностные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных возрастных этапах меняется [12]. Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью, направленной на усвоение определенных знаний, навыков, умений, форм поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Учение, таким образом, представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности познавательных действий. Деятельность учения - есть деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта [9]. Учение представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Д. Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность -это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться мотивами. В качестве мотивов может выступать приобретение обобщенных способов действий и мотивы собственного роста. Если удастся сформировать такие мотивы, то этим самым наполняются новым содержанием те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением им общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [12].

Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащий-

ся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, к средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам. Учебная деятельность имеет своей целью развитие личности самого обучаемого путем присвоения ему духовных ценностей. Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями: направленностью на овладение учебным материалом и решение учебных задач; на овладение общими способами и программами действий; на удовлетворение познавательных потребностей и саморазвитие; на психические и личностные изменения обучающихся. Учебная деятельность имеет следующую структуру: цель, предметное содержание, средства и способы, продукт или результат. Цель учебной деятельности заключается в развитии самого человека, усваивающего знания. Такая цель требует постановки личностных и познавательных задач, решение которых связано с особенностями субъекта учебной деятельности. Социальный статус личности специфическим образом определяет отношение к учебной деятельности и соответственно, к обучению в каждый из периодов ее жизнедеятельности. Психологический смысл статуса «ученик» изменяется по мере освоения учебной деятельности.

Степень, устойчивость и глубина осознания значимости обучения зависят от осознания целей учебной деятельности. С годами личностный смысл обучения изменяется. На всех этапах онтогенеза происходит обогащение, обновление и пересмотр индивидуального опыта за счет усвоения теоретических знаний и осмысления их связи с практическими знаниями. При этом учащиеся должны осознавать, что развитие их личности происходит лишь при собственной активности в процессе обучения. Обучение зависит, как от закономерностей индивидуального развития человека, так и от общественно-исторического развития познания и прогресса знаний. На каждом этапе обучения требуется углубление представлений учащихся о ценности образования и самообразования, о сущности учебной деятельности, влияющей на их личностное развитие.

Одним из факторов, способствующих изменению современного образования, является внедрение технологий обучения. Понятие «технологии обучения» неоднократно трансформировалось. Изменялись названия технологий (дидактические, педагогические, обучающие, человековедческие, педагогическое мастерство) и их содержательная наполненность. Большой интерес вызывают технологии, которые создают педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Особое место занимает технология адаптивного обучения, которая уделяет внимание учебным действиям, развитию личности учащихся, организации гибкой системы занятий, ориентированных на индивидуальные особенности учеников [7].

В последние десятилетия появились технологии, более других апеллирующие к личностному развитию обучаемых. Прежде всего, это касается технологии модульного обучения, в которой ученику отводится основная роль, а от учителя требуется мотивирование, организация и контроль его деятельности [2]. Наблюдаемая тенденция роста интереса к личностному развитию актуализирует потребность в разработке личност-но-развивающих технологий обучения.

литература

1. Берулава Г.А.Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире [Текст] / Г.А. Берулава: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 12 - 13 сентября 2012 года; под ред. академика РАО Г.А. Берулава. - Сочи: изд-во Международного инновационного университета, 2012. -С.11-16.

2. Берулава М.Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. - Бийск, 1996.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М, 1982. -Т. 2.-С. 164.

4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л., 1935.-С. 132.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987.

7. Котова И.Б., Захарченко Н.А. Инновационные технологии обучения как средство решения задач развития личности// Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Часть 1: материалы научно-практической конференции 21-22 ноября 2013 г., Россия, Ростов- на- Дону). -Ростов - на- Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. С. 173-176.

8. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

9. Ильясов И. И. Структура процесса учения.-М., 1986.

10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

11. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и ком-петентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. - С. 26 - 31.

12. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии обучения и воспитания.-Киев, 1961.- С.45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.