Научная статья на тему 'Психический ресурс личности: паттерны и детерминанты развития'

Психический ресурс личности: паттерны и детерминанты развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6943
854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / LIFE / ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / LIFE OPPORTUNITIES / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / СМЫСЛ / MEANING / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / INTEGRAL CHARACTERISTIC / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PERSONAL MATURITY / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / СВОБОДА / FREEDOM / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ / INTERNAL AND EXTERNAL CONDITIONS / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ХАРАКТЕР / NATURE / ПАТТЕРНЫ / PATTERNS / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / SELF DETERMINATION / VIEWS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капиева Кнарик Робертовна

В статье показано, что изучение психических ресурсов имеет достаточно длинную и неоднозначную историю. Его содержательные паттерны и детерминанты развития не сразу были определены и названы. Они вызревали в контексте основных направлений и научных школ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Формирование научных подходов к пониманию личностного ресурса отражает этапы поиска ответов на вопросы о психологической сущности феномена личности. Показано, что особое место среди психических ресурсов человека занимают личностные ресурсы. Они характеризуются как сложное образование, объединяющее в себе значимую часть системы психического обеспечения и самообеспечения человека. Автор стремится объяснить, как долго формировались научные предпосылки, необходимые для осмысления психического ресурса человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychic life of the individual: the patterns and determinants of development

The article states that the study of mental health resources has quite a long and controversial history. Its informative patterns and determinants of development were not immediately identified and named. They matured in the context of the main directions and scientific schools, both in foreign and in the national psychology. The formation of scientific approaches to understanding the personal resource reflects the stages of finding answers to questions about the psychological personality essence phenomenon. It is reflected that personal resources take a special place among the human mental resources. They are characterized as a complex entity that combines a significant part of the human mental welfare and self-sufficiency. The author tries to explain the formation scientific background history which is necessary to understand the human mental resource.

Текст научной работы на тему «Психический ресурс личности: паттерны и детерминанты развития»

Капиева К.Р.

ПСИХИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ: ПАТТЕРНЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ

На протяжении длительного развития психологической науки отечественные и зарубежные ученые стремились понять, что лежит в основе жизнеспособности человека, преодоления им различных трудностей, достижения успеха в разных сферах жизнедеятельности - игровой, учебной, трудовой, бытовой и т.д. В качестве источника внутренней силы человека, позволяющей ему справиться с необычными, нестандартными ситуациями, а также достичь значительных жизненных успехов в повседневном бытии, рассматривались психические ресурсы.

В результате усилий ряда поколений отечественных и зарубежных психологов проблема психического ресурса человека постепенно оформилась в самостоятельное научное направление, которое имеет своих выдающихся персоналий, достаточно определенный категориально - понятийный аппарат, систему конструктов (или паттернов), сформированные представления о детерминантах и возможностях его использования. Интерпретация психических ресурсов задавалась исходными методологическими позициями авторов, обращающихся к рассмотрению личности и связанной с нею проблематики. Формирование научных подходов к пониманию личностного ресурса отражает этапы поиска ответов на вопросы о психологической сущности феномена личности, которые пытались отразить в своих научных конструктах представители зарубежных (Фрейд З., Адлер А., Юнг К., Оллпорт Г., Маслоу А., Роджерс К. и др.) и отечественных (Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Леонтьев

A.Н., Леонтьев Д.А., Петровский А.В., Петровский В.А., Рубинштейн С.Л., Мясищев

B.Н., Фельдштейн Д.И. и др.) научных школ и направлений [6].

Понятие «ресурс» чаще всего характеризуется в психологии как некий запас жизненных возможностей, который может быть использован субъектом в качестве средств развития личности, осуществления самоопределения, реализации деятельности, выбора жизненных стратегий, варианта жизни и т.д. (Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, О.Г.Власова, В.Н. Дружинин В.П. Зинченко, И.Б.Котова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Д.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, В.А. Спивак и др.). Близким к нему по смыслу является понятие «личностный потенциал», который, по мнению Д.А. Леонтьева, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, главным показателем и формой проявления которой является самодетерминация, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от внешних и внутренних условий (от биологических предпосылок, от потребностей, характера и других устойчивых психологических параметров) [7].

Понимание потенциала как возможности, которая при определенных условиях может быть преобразована в психический ресурс для решения каких-либо актуальных задач, составляет основу различий между данными психологическими образованиями. В качестве такого условия чаще всего выступает деятельность [9;10]. Наряду с понятиями «психический ресурс» и «личностный потенциал» в последнее время говорят о

возможности использования понятия «социально-психологический капитал личности», которое характеризуется как динамическая система отношений личности, представляющая собой ресурс, облегчающий достижение ею различных целей (А.Н. Татарко). По сути, это понятие тождественно понятию «психический ресурс». Вопрос о человеческих ресурсах имеет не только субъективную, но и социальную ценность. Ю.М. Забродин многократно подчеркивал, что Россия должна думать не только о целях и технологиях устойчивого развития, но и о ресурсах, которые могут обеспечить это развитие [4].

Интенсивное изучение психического ресурса в ряде последних десятилетий напрямую связано с успехами в области исследования личности, масштабная разработка которой ведется в отечественной и зарубежной психологии. Сегодня уже в значительной мере оформились ведущие теории и концепции личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.В. Брушлинский, В.С. Мухина и др.), каждая из которых претендует на свою уникальность и значимость [5].

Сегодня становится понятным, что уровень психической ресурсности человека определяется теми условиями, которые окружают и направляют его развитие. Механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внутренних и внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития, является деятельность. Это обусловливает особую значимость реализации деятельностного подхода как принципа построения личностно развивающих технологий обучения [2]. Внедрение идей личностно-развивающего образования предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности субъектов обучения. Этот подход, по мнению В.А. Петровского, имеет в своей основе ряд принципов: вариативности; синтеза интеллекта, аффекта, действия; приоритетного старта [9;11].

Установлено, что базовые характеристики личности образуют феномены самореализации и самоактуализации, которые неразрывно связаны с процессами самоопределения человека. Изучение источниковой базы показало, что самоопределение в единстве его разнообразных проявлений выступает мощным стимулом для развития личности, для расширения возможностей ее самореализации. Актам самоопределения всегда предшествует накопление человеком знаний о себе как субъекте собственной жизни и психической активности, интеграция им некоторых ресурсов, обретение способности полноценно их использовать и восполнять. Уже доказано, что для успешного самоопределения личность должна овладеть в полной мере процессами познания, в том числе, самопознания. В современных условиях все актуальнее становится проблема повышения ресурсности каждого отдельного человека.

Понятие «психический ресурс» характеризуется значительной содержательной вариативностью, отражающей несформированность его интерпретационной базы. В общем смысле слова «ресурс» может рассматриваться как источник силы человека, как некоторая совокупность ценностей, запасов, возможностей, позволяющих выполнять повседневную деятельность, справляться с трудными жизненными ситуациями, решать

задачи «жизнеспособности» личности [11].

В качестве психических ресурсов рассматривалось достаточно обширное поле психологических феноменов человека, относящихся к разным сферам его организации и функционирования. Все психические ресурсы человека по их происхождению условно разделены на внешние и внутренние. Внешние ресурсы человека, имея форму социальной или социально-психологической поддержки, предполагают наличие у него способности воспользоваться этой поддержкой. Внутренние ресурсы представляют собой присущий человеку личностный потенциал, который актуализируется с помощью некоторого психологического инструментария [12].

Изучение только психологических механизмов развития и расходования психических ресурсов человека не позволяет составить адекватную картину развития данного феномена. Ощущается острая потребность в его содержательном изучении. К настоящему времени по данной проблематике проведены следующие исследования: по психологии управления человеческими ресурсами - Ю.М. Забродиным и Т.С. Кабаченко; по психологическим ресурсам адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф - Л.А. Александровой; по особенностям одиночества как ресурсу развития личности в юношеском возрасте - Е.В. Неумоевой, Е.Е. Роговой; по личностным ресурсам преодоления ситуации социально-экономической депривации - Е.Ю. Кожевниковой; по психическим ресурсам преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов - О.И. Бабич; по аутентичности как психологическом ресурсе самоорганизации личности - М.В. Рагулиной.

В работах Берулава Г.А., Гордеевой Т.О, Александровой Л.А, Власовой О.Г., Васильева И.А., Котовой И.Б., Калитиеевской О.В., Леонтьева Д.А., Рассказовой Е.И. и др.) исследовались следующие вопросы: успешности жизнедеятельности; саморегуляции; психологического благополучия; самореализации; саморазвития; самоактуализации; преодоления неопределенности; доведения поставленных целей до их осуществления; сохранения устойчивости и цельности личности как компонентов жизненных ресурсов человека и др. [1].

Ресурсная проблематика современной психологии берет свои истоки в рассмотрении адаптационных возможностей человека, востребованных в напряженных, трудных, стрессовых и экстремальных типах ситуаций. Представляя собой процесс приспособления к определенным жизненным обстоятельствам, адаптация может протекать успешно с привлечением человеком определенных жизненных ресурсов [8].

Основу следующего шага научного изучения ресурсной проблематики составило оформившееся в психологии понимание того, что силы человека можно рассматривать не только с точки зрения взаимодействия человека со средой, но и с точки зрения механизмов функционирования. В психологии детальное изучение получили психологические защиты, которые могут рассматриваться в качестве психологического инструментария, имеющего свои достоинства и ограничения, сохранения и восполнения внутренних ресурсов личности [13].

В ряде работ было установлено, что большими возможностями осознанного, волевого, целевого управления внутренними ресурсами личности обладают копинг-ре-сурсы или совладающее поведение. Совладающее поведение как инструмент регу-

лирования ресурсов обладает определенной специализацией, позволяющей с учетом особенностей ситуации актуализировать конкретные внутренние ресурсы личности. В данном случае обозначается возможность перехода от ситуационного к личностному и от функционального к содержательному рассмотрению психических ресурсов человека [5;4].

Дополнительные ресурсы требуются человеку и обществу для выхода из кризиса в периоды, связанные с ростом неопределенности. К ресурсам относят те социальные и личностные качества, которые могут либо помочь, либо помешать человеку продуктивно жить и развиваться.

В работах, выполненных под руководством Д.А. Леонтьева, были выделены три подструктуры личностного потенциала, которые соответствуют трем функциям саморегуляции: функция ориентации или самоопределения; функция реализации, связанная с организацией целенаправленной деятельности; функция сохранения или совладания, которая обеспечивает сохранение психической устойчивости на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств. Каждый из названных компонентов в разной степени представлен в теоретических конструктах и моделях, а также в методическом инструментарии, что связано со сложностью разработки отдельных сторон личностного потенциала и с неравномерным запросом на них со стороны практики [7;11].

Доказано, что внешние психические ресурсы человек приобретает благодаря социальному способу своего существования. Социальная поддержка и содействие, симпатия, взаимопомощь и прочие социальные феномены выступают значимым фактором достижения человеком необходимого жизненного благополучия. Внутренние ресурсы связаны с некими заложенными в человеке задатками, дающими возможность преодолевать разные стресс-факторы и трудности. В качестве таких внутренних факторов выступают познавательные возможности человека, его интеллект, эмоциональные ресурсы, духовный потенциал, ряд личностных возможностей и пр.

Особое место среди психических ресурсов человека занимают, так называемые, личностные ресурсы. Личностные ресурсы - это сложное образование, объединяющее в себе значимую часть системы психического обеспечения и самообеспечения человека. На организационном уровне личностные ресурсы интегрируют в себе различные по уровню сложности структурные компоненты личности, которые обуславливают ее успешность в учебной, профессиональной деятельности и в личной сфере. Признавая значимость психических ресурсов человека, современная психология до сих пор не уделяла достаточного внимания изучению представлений о них у субъектов, находящихся на различных этапах онтогенеза. Вместе с тем, уже доказано, что представления играют значимую роль в организации психической жизни человека. Являясь субъективным отражением объективной реальности в сознании человека, они лежат в основе построения им образа мира и определения своего места в нем, планирования собственной активности, организации реагирования на происходящие события и т.д. [6].

Представления о личностном ресурсе можно рассматривать в качестве некоторой сформированной у человека системы понятий, отношений и переживаний к данному психологическому образованию. Доминирующее использование человеком определенной структуры личностных ресурсов отражается на его успешности. Так,

познавательно-интеллектуальные ресурсы обусловливают следующие характеристики человека: умный, развитый, знающий, опытный, начитанный, компетентный, внимательный, рассудительный, подготовленный, эрудированный, авторитетный, всесторонний, талантливый. Наличие ресурсов эмоционально-волевой саморегуляции позволяет человеку быть настойчивым, смелым, сильным, уверенным, работоспособным, терпеливым, спокойным, целеустремленным, решительным, выдержанным, собранным, усидчивым и др.

Использование ценностно-смысловых ресурсов личности отражается в следующих характеристиках человека: одухотворенный, чистый, строгий, мотивированный, глубокий, ответственный, преданный, постоянный, гордый, оптимистичный.

Ресурсы социального взаимодействия позволяют человеку быть открытым, прямым, приятным, мобильным, активным, доброжелательным, общительным, непринужденным и др. С помощью транслирования субъектных параметров появляется возможность производить реальные преобразования не только в перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сферах друг друга.

Развитие личности традиционно связывают с образовательным процессом, так как оно становится возможным при наличии «других», взаимодействующих с личностью субъектов, осуществляющих деятельность «развивания» (В.И. Слободчиков). Постепенно пришло осознание, что развитие личности невозможно не только без «значимого другого», но и без «значимого себя для других». Поиски ответа на вопрос о развитии личности привели к открытию той формы активности, которая получила название «устремление», т.е. направленности человека на продуцирование таких действий, которые связаны с расширением возможностей и сферы действований. Ценность устремлений обусловливается тем, что в них заключена возможность самовоспроизводства. В.А. Петровский считает, что при определенной организации среды «устремления» приобретают качество трансфинитности, т.е. самоценности и неограниченной воспроизводимости. Введение данного понятия позволило преодолеть разрыв между мотивационными и инструментальными компонентами личности. Было доказано, что устремление как самоценная форма активности определяет способы их синтеза. В этом случае образовательный процесс выступает как условие развития интенций в сфере познания, переживания, действия [9].

Непосредственное или опосредованное влияние субъектов образования друг на друга порождает их взаимную обусловленность и связь. Оно выступает как интегрирующий фактор образовательного процесса, способствующий появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса. Взаимодействующие субъекты выступают как детерминанты происходящих в них преобразований.

Рассмотрению личностного ресурса способствовало изучение онтогенеза развития личности, т.е. форм индивидуального и социального развития человека в процессе социального взросления, которое имеет свой характер, свои уровни развития, интегрирующего все ресурсные возможности и достижения. Не вызывает сомнения, что на каждом из этапов личностного развития имеют место свои особенности, свои уровни развития, свои условия и факторы, определяющие специфику его формирования и функционирования [6].

Д.И. Фельдштейн выделил в процессе развития личности систему прогрессивных и регрессивных, необратимых и преемственных изменений, повторяющих в высшем известные черты низшего, дающие перекомбинацию наличных элементов. Д.И. Фельд-штейн вслед за другими отечественными психологами обращается к поиску ресурсов развития личности. Вслед за Л.С Выготским, Д.И. Фельдштейн подчеркивает непрестанное возникновение и образование у личности нового, «не бывшего на прежних ступенях», характеризует «непрерывный процесс самодвижения» личности [10].

Общая система детерминант развития личностного ресурса постепенно расширилась и усложнилась: увеличилось число ее уровней и измерений, возросло многообразие связей между причинами, условиями, факторами и предпосылками. В течение длительного времени исследования личности располагались в континууме оптимальность (высшие уровни развития и достижения) - пессимальность (кризисные, регрессивные или связанные с преодолением трудностей). Это время, по образному выражению А.В. Брушлинского, было периодом ренессанса концепции субъекта. В контексте категории субъекта рассмотрение ресурса личности приобрело явно выраженный аксиологический акцент. Категория субъекта стала рассматриваться в качестве системообразующего фактора целостности личности и ее жизненного пути. Концепция личности как субъекта жизненного пути позволила рассматривать не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от психических ресурсов личности.

Психологическая сущность человека - это живая и, в ее высших проявлениях, осознанная субъектная интенция. Она выражается в стремлении воспроизвести и реализовать по максимуму свой психический ресурс, развить свою психику до возможных пределов совершенства, сохранить этот уровень как можно дольше, обеспечивая тем самым становление и развитие личностных структур с их «отношенческой» социальной сущностью и со своей индивидуальностью, сущностно обнаруживающей себя в пространстве неповторимого Я.

Предиктором ресурсной проблематики в отечественной психологии можно считать работы Л.С. Выготского, который рассматривал человеческий организм, человеческую личность и человеческий интеллект как единое целое, состоящее из ряда функций и элементов, находящихся в сложной структуре и в сложных отношениях друг с другом. Л.С. Выготского занимала проблема личностных, смысловых преобразований одного человека под влиянием других. Л.С. Выготский смог объяснить не только то, что касается трансляции и восприятия культуры, обеспечения особой, социально детерминированной формы приспособления. Он вплотную подошел к пониманию феномена творчества, стремясь объяснить, в результате чего может порождаться «нечто не бывшее». В полной мере под этим «нечто» можно понимать психические ресурсы. Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать общий вывод, согласно которому в мировой психологии достаточно долго формировались научные предпосылки, которые необходимы для осмысления психических паттернов и детерминант развития человеческих ресурсов [1].

Литература

1. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический смысл: Учеб. пос. для вузов. -М.: Педагогической общество России, 2001. - 46 с.

2. Берулава М.Н. Проблема развития личности студента в вузе // Вестник УРАО. - 2008. - №2. - С. 20-24.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.

4. Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю.М. Забродин. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360с.

5. Котова, И.Б. Идея личности в мировой психологии: теория, методология, история: монография / И.Б. Котова. - Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2012. - 323 с.

6. Котова, И.Б., Аветян А.М. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта. Известия Южного Федерального Университета. Научно-педагогический журнал, №5. 2013 г.- С. 65-72.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — 680 с.

8. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 263с.

9. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.

10. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. -М., 1994. - 416с.

11. Шадриков, В.Д. Духовные способности / В.Д. Шадриков. Изд. 2-е, доп. и пере-раб. - М.: Издательство Магистр, 1996. - 104с.

12. Maslow A. The Father Reaches of Human Nature. N.Y.A Viking Press, 1971.

13. Rogers C., Sanford K. Client-centred psychotherapy // Ed. By V.V.H. Kaplan, B. Saclok. Baltimore, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.