Научная статья на тему 'Формирование представлений о психическом потенциале как факторе развития студентов колледжей и вузов'

Формирование представлений о психическом потенциале как факторе развития студентов колледжей и вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / MENTAL RESOURCES / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / PERSONAL RESOURCE / PSYCHIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кагосян А.С., Канюк П.А.

Статья посвящена актуальной проблеме разработки педагогических технологий развития личности выпускников общеобразовательных и профессиональных школ. Особо подчеркивается, что в период профессиональной подготовки обучающихся они должны научиться управлять своим психическим потенциа лом, так как именно это может составить основу их конкурентоспособности и успешного трудоустройства. В качестве указанного потенциала рассматриваются различные психические процессы, а также те качества личности, которые обусловливают не только результативность обучения, но и успех во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of representations about psychic potential as a factor of development of college and university students

The article is devoted to the urgent problem of creating pedagogical technologies for the development of the personality of graduates in comprehensive and professional schools. It emphasizes that during the professional training the students they must learn to manage their psycho potential, as this can form the basis of their competitiveness and successful employment. Various mental processes are considered as the potential, as well as those qualities of the individual that determine not only the effectiveness of training, but also success in all spheres of life.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о психическом потенциале как факторе развития студентов колледжей и вузов»

педагогические проблемы среднего профессионального образования

Кагосян А. С., Канюк П.А.

формирование представлений о психическом потенциале как факторе развития студентов колледжей и вузов

В настоящее время все более актуальной становится проблема разработки педагогических технологий развития личности выпускников общеобразовательных и профессиональных школ. Именно на это должны быть направлены усилия этих социальных институтов, которые отвечают за уровень личностного развития субъектов образования. При организации их обучения и воспитания необходимо использовать механизмы и технологии, которые способствуют развитию психического ресурса. Для их эффективности большую значимость имеют предметные условия, способствующие развитию самоценных форм активности, которые позволяют делать самостоятельные открытия, приобретать субъективный опыт реализации деятельности, накапливать знания о себе. Это требует осознания психических ресурсов, а также развития своих способностей их восполнения и использования.

Отечественные психологи, признавая значимость психических ресурсов, до настоящего времени не имеют адекватных сведений о том, насколько развиты представления об уровнях их развития у субъектов обучения. При этом в эмпирических исследованиях уже выявлено, что представления являются значимым компонентом психической сферы обучаемых, от которых зависит эффективность их учебной деятельности. Представления о психическом ресурсе можно трактовать как сформированную у человека систему понятий, отношений и переживаний, которые он осознает в процессе выполнения тех или иных видов деятельности. На протяжении длительного развития психологической науки отечественные и зарубежные психологи стремились понять то, насколько опыт успеха и социального одобрения формирует интерес к обучению и мотивирует успешность. Так, согласно Г. Олпорту, желание одобрения главенствует у человека над всеми другими потребностями. Когда учитель использует мотив похвалы и признания, то обучение происходит лучше всего. При этом развивается также индивидуальная способность к обучению.

Отмечая значимость научного вклада исследователей в понимание феноменологических особенностей психического ресурса, укажем, что они не ставили

своей задачей изучение его влияния на профессиональную и личностную успешность студентов колледжей и вузов. Вместе с тем, психический ресурс может выступить объективной мерой оценки развития личности [2, 7].

Известно, что в течение всей истории психологии шел поиск факторов повышения эффективности их использования. Исследования проводились в контексте различных проблем и отраслей психологии, которые имели в качестве основной цели улучшение психических функций, стратегий поведения, эффективности взаимодействия и общения, развитие способностей и личностных качеств.

В теоретических и эмпирических исследованиях было выявлено, что использованию психических ресурсов должно предшествовать осознание субъектами обучения их особенностей, детерминант, уровня развития, возможностей трансформации или замещения. В наибольшей степени такое осознание необходимо человеку на этапе его вступления в самостоятельную жизнь, когда осуществляется выбор ценностных приоритетов и ориентиров, а также происходит становление студента как профессионала [5].

В период профессиональной подготовки студентов в колледжах и вузах они должны научиться диагностировать, развивать и управлять своим психическим потенциалом, так как именно это может составить основу их конкурентоспособности и успешного трудоустройства. В качестве потенциала выступают различные психические процессы, а также те качества личности, которые обусловливают не только результативность обучения, но и успех во всех сферах жизнедеятельности.

Достаточно часто психический ресурс связывают с когнитивной сферой, способной обеспечить понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования, оценку ее подконтрольности. Следовательно, они являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. Привлечение личностью своих ресурсов имеет определенную специализацию, вызванную спецификой возникающих перед нею трудностей [2].

Практика показывает, что выпускники школ, колледжей и вузов не могут использовать свой психический потенциал с максимальной эффективностью, так преобладающее большинство студентов не владеют реальными представлениями о нем. Многие молодые люди стремятся достичь вершин профессионального и личностного развития на основе оптимального расходования своего психического ресурса. Однако отсутствие у них должных знаний и умений о детерминантах и механизмах его развития затрудняют этот процесс и делают его малоэффективным. Это требует оказания психологического содействия студентам в оптимальном использовании своего психического потенциала для решения этих задач обучения и развития.

Понятие «личностный ресурс» часто употребляется как тождественное понятию «психический потенциал» и понятию «социально-психологический капитал личности». Следует знать, что проблема психического ресурса человека имеет маргинальный статус, так как ее изучение имеет место в психологии, социологии, философии, педагогике и в ряде других научных дисциплин.

По мнению А.А. Деркача и В.Д. Шадрикова, психический ресурс имеет

значительную содержательную вариативность. Он может трактоваться, как совокупность ценностей, запасов, возможностей, которые позволяют выполнять не только повседневную деятельность, но и справляться с трудными жизненными ситуациями, решать задачи «жизнеспособности» личности ().

Все психические ресурсы человека по их происхождению исследователи разделяют на внешние и внутренние. Внешние ресурсы человека, имея форму социальной или социально-психологической поддержки, предполагают наличие у него способности воспользоваться этой поддержкой. Внутренние ресурсы представляют собой присущий человеку личностный потенциал, который актуализируется с помощью некоторого психологического инструментария [4].

В основе ключевых подходов к определению психического ресурса лежит понимание проблемы личности, масштабная разработка которой ведется в отечественной и зарубежной психологии, начиная с середины двадцатого века. Сегодня уже в значительной мере оформились ведущие позиции в трактовке идеи личности, в определении ее психологических качеств, а также детерминант и механизмов ее развития [1, 2].

Д.А. Леонтьев использует в своих работах не понятие «психический ресурс», а «психический потенциал» как интегральную характеристику уровня личностной зрелости, главной формой проявления которого является самодетерминация личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от внешних и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные, предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические качества. Отсюда он делает вывод, что феноменология личностного потенциала может быть понята как воля, сила, энергия, необходимые для овладения собственным поведением, контроля над окружением, преобразования действительности [8].

Уже доказано, что уровень ресурсности человека определяется теми условиями, которые окружают и направляют его развитие, т.е. которые предоставляет растущему человеку личностно-развивающая среда. Преобразовать внешние влияния в собственно развивающие изменения можно с помощью деятельности, которая обусловливает те новообразования личности, которые способствуют ее развитию. Деятельность человека имеет то или иное содержание, в зависимости от этапа его развития как субъекта жизнедеятельности. Содержание деятельности это, прежде всего, образы желаемого будущего, результаты деятельности, представленные в сознании субъекта, особенности его саморегуляции, владения средствами осуществления деятельности, особенности осознания себя, своих личных качеств.

Для определения психологической природы ресурса личности исследователи стремились установить ее характеристики, которые способны поддержать выполнение какой-либо деятельности или справиться с трудной ситуацией. Такое понимание составило основу диспозиционного подхода к ресурсной проблематике, который достаточно распространен в современной психологии. При этом в качестве ресурсов называются различные психические процессы или личностные особенности, поддерживающие результативность, успешность деятельности человека или его жизненную успешность в целом.

Свои истоки ресурсная проблематика берет в рассмотрении адаптационных возможностей человека, востребованных в напряженных, трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях. В качестве психологического инструментария, имеющего свои достоинства и ограничения, сохранения и восполнения внутренних ресурсов личности, начали использовать психологические защиты.

Осознанное, волевое целевое управление внутренними ресурсами личности осущестляют копинг-ресурсы или совладающее поведение, которое является инструментом их регулирования. Оно имеет определенную специализацию, позволяющую актуализировать конкретные внутренние ресурсы личности. В периоды, связанные с ростом неопределенности, обществу и человеку требуются дополнительные ресурсы для выхода из кризиса. К подобным ресурсам относят те социальные и личностные характеристики, которые могут либо помочь, либо помешать человеку качественно жить и развиваться.

Внешние психические ресурсы человек приобретает благодаря социальному способу своего существования. Социальная поддержка, симпатия, взаимопомощь и прочие социальные феномены выступают значимыми факторами достижения человеком необходимого жизненного благополучия. Внутренние ресурсы связаны с некими заложенными в человеке потенциями, дающими возможность преодолевать разные стресс-факторы и трудности внутреннего и внешнего плана.

В качестве таких внутренних факторов выступают познавательные возможности человека, его интеллект, эмоциональные ресурсы, духовный потенциал, ряд личностных качеств и пр. Особое место среди психических ресурсов человека занимают так называемые личностные ресурсы. На организационном уровне личностные ресурсы интегрируют в себе различные по уровню сложности структурные компоненты личности, которые обуславливают ее успешность в учебной, профессиональной деятельности и в личной сфере.

Психические ресурсы в современном научном контексте рассматриваются как средство, необходимое для ее самоопределения, самореализации и самоактуализации. Доминирующее использование человеком определенной структуры личностного потенциала отражается на его успешности. Так, познавательно-интеллектуальные ресурсы обусловливают следующие характеристики человека: умный; развитый; знающий; опытный; начитанный; компетентный; внимательный; рассудительный; подготовленный; эрудированный; авторитетный; всесторонний; талантливый. Наличие ресурсов эмоционально-волевой саморегуляции позволяет человеку быть настойчивым; смелым; сильным; уверенным; работоспособным; терпеливым; спокойным; целеустремленным; решительным; выдержанным; собранным; усидчивым и др.

Ценность устремлений обусловливается тем, что в них заключена возможность самовоспроизводства. В.А. Петровский считает, что при определенной организации среды «устремления» приобретают качество трансфинитности, т.е. самоценности и неограниченной воспроизводимости. Введение данного понятия позволило преодолеть разрыв между мотивационными и инструментальными компонентами личности. Было доказано, что устремление как самоценная форма активности определяет способы их синтеза. В этом случае образователь-

ный процесс выступает как условие развития интенций в сфере познания, переживания, действия [9].

Внедряемые в настоящее время личностно-развивающие образовательные технологии основаны на субъектной позиции участников образовательного процесса в равной степени. Личностно-деятельностный подход составляет основу личностно-развивающего образования, которое характеризуется следующими особенностями: отношением к учащемуся (студенту) как к субъекту собственного развития; ориентацией на развитие и саморазвитие его личности; созданием условий для самореализации и самоопределения личности; установлением субъект-субъектных отношений в системе «учитель- ученик».

С помощью транслирования субъектных параметров появляется возможность производить реальные преобразования не только в перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сферах друг друга. Эти преобразования могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными, осознаваемыми и неосознаваемыми, специфическими и неспецифическими. В процессе взаимодействия рождаются и развиваются основные личностные феномены: персонализация, событийная общность, референтность, субъективность, личностные смыслы, самосознание, модели жизнедеятельности, концепция «Я», авторитет, идеальная представленность преподавателя в сознании студента и т.д.

Названные феномены являются показателями социализации и становления личности. Они не могут возникнуть иначе как в процессе межличностного взаимодействия, совместного бытия, совместной деятельности и общения. Эти феномены могут иметь конструктивный (развивающий) и деструктивный (разрушающий) характер. Первые задают содержание и пространство образования, созидают как развивающуюся личность, так и группы (диадные и более многочисленные), изменяют уровни развития, формируют установки, характеры, ценностные ориентации, субъективные формы проявления и существования, образцы и эталоны. Вся группа конструктивных, задающих, строящихся феноменов является личностно-порождающей. Под влиянием деструктивных феноменов возникают личностные деформации [4, 5, 7 ].

К настоящему времени доказано, что особое значение в личностном развитии субъектов образования имеет психологическая и педагогическая поддержка, которая несет в себе не только функции помощи и защиты от неуверенности, тревожности, агрессивности, фрустрации, но и помогает развитию личности. Можно предполагать, что недостаточное осознание своих психических возможностей, низкая самооценка по многим параметрам и т.д., приводят к неуспеху в их учебной деятельности и к искажению концепции «Я» - будущий профессионал.

Мы считаем, что для формирования представлений студентов о личностном потенциале следует разработать и провести спецкурс «Психология личностных ресурсов человека», а также психологический тренинг личностного роста. Мы предполагаем, что это будет способствовать развитию представлений о личностном потенциале и возможностях практического управления им. Расширение представлений о личностном потенциале будет способствовать развитию у студентов умений диагностировать собственный уровень развития их структурных

составляющих и выбору эффективных путей и способов саморазвития. Полученные умения и навыки позволят студентам выстраивать достаточно адекватные своим возможностям программы развития психического потенциала. Они станут более осознанно относиться не только к себе, к своей повседневной жизни, но и к будущей профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы.- М.: Просвещение, 2012.-447 с.

2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие / Г. А. Берулава. - М.: Высшая школа, 2003. - 64с.

3. Дубровина, И.В. Модель развития психологической службы системы образования России / И.В. Дубровина, Е.М. Борисова, А.М. Прихожан // Детский практический психолог. - Обнинск, 1994. - С.6-13.

4. Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю.М. Забродин. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360с.

5. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400с.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.

7. Котова, И.Б. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектно-сти личности / И.Б. Котова, О.Г. Власова // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. - Краснодар, 2005.

8. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — 680 с.

9. Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.