Гусейнов Р.Д.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ПРОЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА
Проблема построения профессиональных и жизненных проектов в современной психологии рассматривается в контексте более широкой проблематики организации человеком своей жизнедеятельности. Она не является принципиально новой для психологической науки. К непосредственному рассмотрению особенностей построения проектов обращались, в частности, А.Н. Кимберг и А.А. Лузаков, которые увязывали их с решением вопросов социализации и профессионализации молодых людей.
В качестве непосредственных предшественников проблематики проектирования человеком своей жизни выступили работы зарубежных авторов, направленные на изучение особенностей организации поведения человека с точки зрения его ориентации на достижение некоторой цели (Адлер А., Кантор Н., Литтл Б., Первин Л.А., Эммонс Р.А. и др.). В отечественной психологии схожая проблематика интенсивно развивалась в рамках разработки вопросов целеполагания (Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К. и др.). Для понимания внутренней сущности процессов целеполагания в рамках построения субъектных процессов важным явилось установление связи целеполагания с психологическими механизмами формирования, выбора и достижения целей (Бибрих Р.Р., Кастерс Р., Левин К., Мартин Л., Тессер А., Элиот А. и др.), с интеллектуальной активностью (Пушкин В.Н.), мышлением и мотивацией (Аткинсон Дж., Брушлинский А.В., Макклеланд Д., Семенов И.Н, Хекхаузен Х. и др.), мышлением и творчеством (Богоявленская Д.Б., Васильев И.А., Виноградов Ю.Е., Терехов В.А., Тихомиров О.К. и др.) человека.
При всём разнообразии проектов, выстраиваемых человеком на протяжении его жизни, они характеризуются общим пространством психических феноменов. Данные феномены представляются нам распределёнными по следующим трём уровням: исполнительскому, субъектному и личностному.
Исполнительский уровень образуется феноменами, характеризующими действия и поведенческую активность человека в рамках разрабатываемого им проекта. В состав данного уровня в качестве основных феноменов входят: системная ориентировка, субъектный выбор, целеполагание и действия планирования.
Феномен «системная ориентировка» к настоящему времени уже получил достаточную разработку в рамках рассмотрения психологических основ формирования системного способа мышления (Решетова З.А.) и построения дидактической концепции политехнической ориентации (Тюнников Ю. С). Отличительными чертами феномена ориентировки, согласно результатам исследований, являются: поисковая активность; контекстность; избирательность; структурно-логическая упорядоченность; единство теоретического мышления и практической деятельности ( Новикова С.С).
Исполнительский уровень проекта обеспечивается познавательной, преобразовательной, оценочной и регулятивной функциями, свойственными его субъекту. Позна-
вательная функция направлена на осмысление субъектом проектирования содержания возникшей у него неудовлетворённости своей жизнью, на установление её содержательных и причинно-следственных характеристик. Данная функция реализуется при выборе алгоритма и способов поисковой деятельности. Оценочная функция выражает определенные требования субъекта к анализируемым им ситуациям с позиции их соответствия возникшему у него замыслу. Она связана с выбором критериев, позволяющих осуществить оценку различных сторон ситуации и установить её значение. Регулятивная функция актуализируется при анализе исходного содержания жизненной ситуации для получения информации, необходимой для построения программы поведения в некоторой сфере [8;9].
Исполнительский уровень профессиональных и жизненных проектов связан с определёнными психическими характеристиками человека. Среди них: внимательность, решительность, психическая выносливость, самообладание, помехоустойчивость. Исполнительский уровень требует наличия у субъекта следующих умений: распознавать причинное поле собственной неудовлетворённости жизнью и содержание ожиданий от неё; оценивать перспективы изменения жизненной ситуации в направлении возникшего проектировочного замысла; преобразовывать исходную информацию о своём замысле и возможностях развития своей жизни в соответствии с его основными положениями.
В связи с этим субъект должен уметь вычленять противоречивые характеристики отдельных сторон ситуации, выдвигать гипотезы о причинно-следственных связях в анализируемой ситуации. Наряду с этим, субъект должен владеть способами и алгоритмами изменения ситуации, а так же уметь регулировать ход реализациии проекта. Установить степень правильности и причины ошибок как предыдущих, так и последующих шагов проектирования может высокий уровень сформированности саморегуляции [1].
Исполнительский уровень проекта в значительной мере определяется феноменологией субъектного выбора. В современной психологии утвердилось понимание того, что подлинная самостоятельность и активность субъекта обнаруживается в полной мере в реализуемых им выборах, т.е. в волевых, осознанных предпочтениях одного из нескольких вариантов построения своего действий или поведения. Реализуемый выбор характеризует человека как субъекта собственной жизни, указывает на авторство его профессиональных и жизненных проектов. Значимость выборов в организации жизни человека отмечается в рамках эго-психологии (Эриксон Э.), экзистенциально-гуманистического (Роджерс К., Франкл В. и др.), когнитивного (Лефевр В.А., Келли Дж., Ал-лахвердов В.М. и др.), деятельностного (Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Петровский В.А., Рубинштейн С.Л. и др.), антропологического (Ананьев Б.Г., Логинова Н.А. и др.), субъектного (Абульханова-Славская К.А., Барабанщиков В.А. и др.) направлений психологии.
Проведённые исследования позволяют отметить несколько особенностей субъектного выбора, значимых на исполнительском уровне проекта: принятие субъектом полноты ответственности за сделанные им в рамках проектирования субъектные выборы; необходимость опоры на субъектную позицию, образованную системой представлений о себе и своём месте в мире; способность субъекта проектирования не только совершать выборы, но и самостоятельно создавать или творить их варианты.
Субъектный выбор на исполнительском уровне проекта позволяет осуществить концентрацию своего внимания на наиболее перспективных для него аспектах проектируемой реальности. Целеполагание, выступая и как процесс, и как результат постановки субъектом в рамках проекта некоторых целей и задач рассматривается нами в качестве обязательного элемента его исполнительского уровня. Результатом процесса целепола-гания в рамках проектирования выступает конкретная цель проекта - предвосхищаемый результат проектной деятельности субъекта.
Цель как осознанный образ будущих результатов относится, прежде всего, к «сфере возможного» [5]. В профессии целями проекта могут выступать осознанные и сознательно принятые как желаемые образы профессии и Я-профессионала, специалиста и профессионала. В жизни целями проекта могут выступить достижение более полного благополучия, счастья, здоровья, признания, безопасности и т.д.
Отметим, что цели обозначенных типов проектов достаточно разнообразны и находятся в сложных динамических отношениях между собой и с проектируемой субъектом реальностью в целом. По своей сущности цели проекта могут быть: основными и вспомогательными, ближними и отдаленными, промежуточными и конечными, легкодостижимыми и труднодостижимыми. Цели проекта вербализованы субъектом проектирования в виде концептуального образа будущего и путей его реализации в соответствующей сфере жизни [2].
Отсутствие цели в проекте лишает предстоящую активность субъекта организованности. Возникшая случайность, хаотичность способна сопровождаться различными негативными для проекта последствиями - от потери ресурсов, например, времени, до потери смысла своей жизни [1;8]. Соответственно, целеполагание может рассматриваться как ключевая точка для организации любой проектируемой субъектом деятельности.
К настоящему времени выявлена связь целеполагания с психологическими механизмами формирования, выбора и достижения целей (Бибрих Р.Р., Кастерс Р., Левин К., Мартин Л., Тессер А., Элиот А. и др.), с интеллектуальной активностью (Пушкин В.Н.), с мышлением и мотивацией (Аткинсон Дж., Брушлинский А.В., Макклеланд Д., Семенов И.Н, Хекхаузен Х. и др.), с мышлением и творчеством (Богоявленская Д.Б., Васильев И.А., Виноградов Ю.Е., Терехов В.А., Тихомиров О.К. и др.) человека.
Говоря о способности к целеполаганию, авторы определяют её в качестве динамического системно-структурного образования, которое интегрирует собой ряд качеств: настойчивость, гибкость, самостоятельность в постановке и выборе целей; проработанность образа и достижения цели; стратегичность, реалистичность и уровень целей.
Имеющиеся психологические факты позволяют констатировать тесную связь целеполагания с такими элементами исполнительского уровня проекта как системная ориентировка и субъектный выбор. Целенаправленное создание проекта невозможно без ориентирования в условиях и средствах деятельности и без выбора определённого варианта её реализации. Наряду с этим, постановка человеком сознательной цели предполагает также определение путей и средств достижения цели, что находит наиболее полное выражение в планировании деятельности [7].
«Действия планирования» как феномен исполнительского уровня проекта определяется нами в качестве способа решения выдвинутых в его рамках задач на основе
построения системы действий, соответствующих его существенным условиям и направленных на достижение разработанной в его рамках основной цели (Давыдов В.В.).
Планирование, как мысленный поиск систем действий, носит преднамеренный характер и осуществляется на основе предвидения субъектом результатов будущих действий. Планирующая функция мышления может быть представлена спектром проявлений, которые определяются теоретической, эмпирической и манипулятивной формами, а также промежуточными переходными формами [2]. Актуализация форм планирования определяется психологическими ресурсами человека, т.е. знаково-символической оснащенностью субъекта планирования [7].
Психологическим условием успешного планирования является полноценный анализ объекта и моделирование, т.е. воспроизведение закономерной единицы его трансформации.
Опираясь на научные результаты предшественников (Ионова, М.С., Исаев, Е.И.) планирование проекта можно рассмотреть в качестве структуры, состоящей из четырёх компонентов: анализа условий; выбора способа решения; разработки системы действий; выбора конкретной операции или способа выполнения действий. Выбор конкретных операций или способов осуществления действий по реализации проекта завершает процесс его планирования.
Итак, исполнительский уровень проекта представлен феноменологией системной ориентировки, субъектного выбора, целеполагания и действий планирования. Они характеризуют разные аспекты поведенческой активности субъекта проектирования.
Субъектный уровень проекта охватывает феномены, образующие способность человека выразить в рамках проекта себя, свою сущность. В основе выделения данного уровня феноменологии проекта лежит концепция человека как существа суверенного, независимого, самостоятельного и активного. Под субъектностью понимается активная позиция личности по отношению к своей целостной жизни, способность человека занять практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, осуществляемое посредством рефлексии (Слободчиков, В.И.). Субъектность позволяет человеку систематизировать свою «жизненную теорию», интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее. Интеграции такого рода способствует наличие смысловой системы, содержание которой, прежде всего, составляют определенные ценности, опосредствующие субъектную активность (Зейгарник Б.В., Братусь Б.С.).
Мы исходим из того, что на субъектном уровне человек самовоплощается в проекте. В его состав включаются феномены, образующие его субъектность: саморефлексия, самодетерминация, самоопределение, самоутверждение, самореализация, самовыражение, самоактуализация.
Итак, субъектный уровень проекта связан с возможностью человека самовыразить и самореализовать себя в проекте. Однако данный уровень проекта подвержен негативному влиянию ряда внутриличностных рисков: риск неадекватности, риск оценивания, риск выборов, риск несоответствия, риск некомпетентности. Они способны снизить успешность реализации проекта [4].
Личностный уровень проекта содержит феномены, отражающие нацеленность проекта на некоторые значимые для личности стороны мира и раскрывающие собой не-
повторимый пласт человеческой уникальности. В наибольшей мере он характеризуется феноменами личностного смысла, личностных достижений, личностного развития [7].
Феноменология личностного смысла в рамках проекта представлена системой ценностных образований, отражающих индивидуальную картину мира и уникальные события человеческой жизни. Личностный смысл открывает в каждом проекте нечто такое, что характеризует конкретного человека в единстве уже утвердившихся у него ценностных ориентаций и того, что только зарождается в новых конструкциях будущего
[3].
Личностные достижения как феномен личностного уровня проекта характеризует собой человека, реализующегося через замыслы, устремления, допускаемые действия, проекты. В данном случае мы опираемся на позицию, в соответствии с которой человек «всегда находится впереди себя» (Хайдеггер М.). Определяясь через своё будущее, человек в проекте предстаёт как личность, которая стремится превзойти свою наличность, обновиться, достичь «возможного» для себя на текущий момент и поставить новые задачи. Таким образом, феноменология личностных достижений на личностном уровне проекта характеризует собой векторный аспект жизненной реальности человека.
Мы исходим из того, что феноменология личностного развития раскрывает человека в проекте как существо незавершённое, открытое изменениям, вечно становящееся и преобразующееся, наполненное потребностью «быть не тем, что ты есть сейчас» (Хайдеггер М.). В данном пласте феноменологии проекта нами имеется в виду экзистенция человека, его постоянное восхождение за собственные пределы.
Итак, проведённый анализ феноменологического пространства позволил подразделить проекты, выстраиваемые человеком в процессе жизни, на два основных типа - профессиональные и жизненные проекты. К профессиональным проектам отнесены все субъектные проекты, выстраиваемые человеком в связи с реализацией трудовой деятельности в целом или некоторого её аспекта (этапа). Жизненными проектами человека обозначены проекты, выстраиваемые им в рамках организации своей повседневной (обыденной) жизнедеятельности.
Профессиональные и жизненные проекты включают в себя частные разновидности проектов, которые дифференцируются не только по ряду общих оснований (образности, виртуальности, вероятностной природы, нацеленности в будущее, креативности, насыщенности смыслом, осознанности, адекватности, оптимальности, позитивности и алгоритмизированности), но и по некоторым специфическим для конкретного типа проектов основаниям. Так, профессиональные проекты могут подразделяться по месту их инициации в жизненной перспективе субъекта; по нацеленности на изменение себя или профессиональной среды; по значимости для проекта чисто профессиональных или личностных. Жизненные проекты подразделяются по проектируемой реальности; по своей предметной сфере; по уровню преобразования проектируемого аспекта жизни. Использование различных научных подходов к рассмотрению особенностей проектирования субъектом своей жизни даёт возможность раскрывать особенности различных его ракурсов и учитывать многообразие порождающих их феноменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А. Образ как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Берулава М.М. Содержание и структура стереотипов психической активности личности. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2011. - 164с.
3. Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности [Текст] / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
4. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 169 с.
5. Иванченко, Г.В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты [Текст] / Г.В. Иванченко // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 278-288.
6. Исаев, Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И. Исаев // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://www.psyedu.ru.
7. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.
8. Brunner, J. Acts of Meaning / J. Brunner. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990.208 p.
9.Cantor, N. From thought to behavior: «Having» and «doing» in the study of personality and cognition / N. Cantor// American Psychologist. 1990, 45. pp. 735-750.