ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Маслова Е.С.
исследовательские различия трактовок детерминант и механизмов поведенческих и
жизненных выборов субъектов жизнедеятельности
Изучение психологических особенностей построения человеком своих выборов прошло достаточно длительный и сложный путь. Множественность факторов, увязываемых с выборами человека, не только зафиксировала полидетерминированность рассматриваемого акта, но и послужила базой для последующих детализированных предметных исследований феноменологии субъектных выборов. Проведенные в отечественной и зарубежной психологии исследования позволили конкретизировать данные о феноменах, детерминантах и механизмах поведенческих и жизненных выборов человека, несмотря на то, что их представителям не удалось прийти к единой позиции.
Особый вклад в развитие научных представлений о жизненных выборах человека принадлежит гуманистическому и, позднее, экзистенциальному направлению (Фромм Э., Роджерс К., Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г., Франкл В. и др.) [5,7,8]. В центр исследовательских интересов гуманистической психологии попали следующие феномены, связанные с жизненными выборами: смыслы жизни, стремление к самореализации, стили жизни и т.д. В основу такого выбора помещались: самость (Маслоу А.), конгруэнтность (Роджерс К.), самопонимание и понимание среды (Келли Д.) и другие феномены личности. Представители этого направления признавали, что сам человек является творцом своей жизни, выстраивая ее на основе совершения непрерывной череды поведенческих выборов. Сам выбор трактовался как неотъемлемая сущностная характеристика личности. В трактовке Э. Фромма, позитивная свобода («свобода для») выступает главным условием роста и развития человека.
Было доказано, что осознание всех аспектов ситуации позволяет человеку делать оптимальные выборы. Являясь, по Г. Оллпорту, системой, открытой для социальных контактов и влияний окружающего мира, человек каждодневно расширяет свой опыт, саморазвивается, в том числе, и в сфере совершения выборов. В трактовке А. Маслоу, совершая выборы, человек стремится не к адаптации, к установлению равновесия со средой, а к тому, чтобы взорвать, разрушить его. Делая выборы, человек, по его мнению, только тогда достигнет блага для личности и избегнет неврозов, когда через них будет приближаться к самоактуализации, т.е.
расти на личностном уровне. Отказ человека от реализации выбора может стимулировать переживание тревоги и способствовать либо нормальному психическому развитию, либо личностному регрессу личности (Маслоу А., Мэй Р., Роджерс К.).
В рамках отечественных традиций выборы человека изучались в связи с разными уровнями психического отражения действительности, регуляции деятельности (Анохин П.К., Ломов Б.Ф., Завалишина Д.Н., Корнилова Т.В., Рубахин В.Ф. и др.). Исследования, проведенные Ю. Козелецким, Б.Ф. Ломовым, С. Верби-ным, О.И. Ларичевым, А.Н. Леонтьевым, позволили построить психологическую характеристику выбора, рассматриваемого в качестве сложно организованной деятельности.
Осуществляемый субъектом выбор трактуется в качестве внутренней деятельности субъекта (Леонтьев Д.А.), способа разрешения неопределенности (Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А.), акта деятельности по ее преобразованию (Филоник М.С.), наиболее рациональной индивидуальной стратегии (Н.Ф. Наумова). Признание многообразия выборов, совершаемых человеком, способствовало рассмотрению в современной психологии нескольких их вариантов. Так, изучались особенности интеллектуального (Корнилова Т.В.), простого, смыслового и личностного (Леонтьев Д.А.), личностно - значимого (Филоник М.С.) выборов. Расхождения в сфере и глобальности последствий реализации выборов, определяемых субъектом, позволяет осуществить их дифференциацию на поведенческие, личностные и жизненные выборы.
Поведенческие выборы человека, образуя собой одну из наиболее разработанных предметных областей психологического знания, определяются как волевые действия субъекта по установлению наиболее предпочтительного для него способа построения своей поведенческой активности. Поведенческие выборы основаны на оценке субъектом их способности к удовлетворению в ближайшее время актуальных для него потребностей. Они, в значительной степени, определяются объективными особенностями ситуации, в которой они производятся, и психологическими особенностями самого субъекта их осуществления. Изучение деятельностных выборов предполагает учет особенностей всех деталей, образующих организационно-содержательную и психологическую структуру деятельности человека. При рассмотрении феноменологии выбора среди возможных вариантов совершения поступка на передний план выходит проблема субъектного реагирования на некоторые сложившиеся обстоятельства.
Личностные выборы можно дифференцировать на нравственные, эстетические и этические выборы. В своем единстве эти выборы образуют аксиологическую сторону реагирования человека на обстоятельства окружающего его мира. Протекая во внутреннем плане, личностные выборы, тем не менее, способны оказывать непосредственное влияние на осуществление целого комплекса поведенческих выборов. Нравственные выборы личности осуществляются на основании актуализации для нее ценности категорий «правильно - не правильно». Для эстетических выборов актуальна ориентация на категории «красиво - не красиво». Этические выборы личности, в нашем понимании, выстраиваются в
рамках использования категорий «хорошо - плохо».
Проблематика жизненных выборов в психологии рассматривается по итогам признания субъектности жизненного пути человека. Жизненные выборы, осуществляясь с разной степенью рефлексивности, дифференцируются по таким параметрам как устойчивость, последовательность и адекватность. К устойчивым можно отнести жизненные выборы, которые не меняются на протяжении достаточно длительного периода времени. Последовательными являются выборы, которые характеризуются постепенным развертыванием выбранной субъектом линии жизни.
Жизненные выборы считаются адекватными, если они не противоречат решению задач сохранения безопасности и развития личности. Наиболее глобальные жизненные выборы реализуются в «критических точках» жизни человека, требующих от него решений, определяющих всю последующую логику ее организации. Наряду с этим, жизненные выборы могут касаться и решения задач, определяющих характер проживания человеком некоторого фрагмента жизни. Так, жизненные выборы могут касаться выбора профессии, карьерной самореализации, брачного выбора и т.д. С учетом того, что в рамках осуществления поведенческих, личностных и жизненных выборов, человек реализует себя как подлинный субъект жизнедеятельности, данные выборы можно обозначить в качестве субъектных. Они включают широкий диапазон предпочтений человека, которые связаны с поведенческой активностью, с личностными приоритетами и с выбранными стратегиями жизненного пути. В зависимости от последствий, возникающих после их реализации для человека, субъектные выборы дифференцируются на три основные группы: поведенческие, личностные, жизненные.
Все мотивационные феномены, существенные для построения субъектных выборов, условно могут быть подразделены на мотиваторы и мотивы. Под мотиваторами в настоящее время понимаются различные объекты и явления объективного мира, которые в силу определенного причинного поля приобретают субъективную привлекательность, достаточную для выбора соответствующего способа реагирования на них. Субъективная привлекательность образуется сочетанием объективных свойств предмета и тех свойств, которые ему атрибутируются со стороны самого субъекта, сформировавшегося опыта и текущего для него психического состояния. В качестве мотиваторов, определяющих субъектный выбор, могут рассматриваться различные предметы, субъекты, условия организации жизнедеятельности и т.д. Отличительной особенностью мотиваторов является их внешний по отношению к субъекту характер. В силу этого выборы, совершаемые под влиянием мотиваторов, в значительной мере характеризуются ситуационной природой. Вне зависимости от формы действия, наличие мотиватора активно влияет на совершаемые субъектом выборы. Он, как бы, формирует особое «психологическое притяжение» для субъекта соответствующих объектов, сужающее для него возможность последующих выборов.
В зависимости от функциональной нагрузки, выполняемой мотиваторами в ситуации выбора, их можно подразделить на следующие разновидности: моти-
ваторы долженствования конкретного выбора, мотиваторы содействия конкретному выбору и мотиваторы исключения определенных выборов. Мотиваторы долженствования конкретного выбора образуются источниками, обладающими наибольшей привлекательностью для субъекта. Они создают у него уверенность в преобладании выигрыша над потерями при совершении рассматриваемого выбора. Мотиваторы содействия конкретному выбору образуются источниками, «оттеняющими» собой привлекательность для субъекта совершения некоторого конкретного выбора. Не обладая сами по себе высокой субъектной привлекательностью, их источники усиливают собой привлекательность мотиватора долженствования. Мотиваторы исключения определенных выборов обладают для субъекта отрицательной валентностью. Их источники создают у субъекта уверенность в преобладании потерь над выигрышем при совершении соответствующих им выборов. Обозначенное функциональное распределение мотиваторов в ситуации выбора изначально имеет неявный характер и конкретизируется по итогам смыслового наполнения ситуации со стороны ее субъекта. В отличие от мотиваторов, мотивы совершаемых выборов имеют для субъекта внутреннюю основу, которая образуется в результате интеграции его жизненного опыта, текущих оценок имеющихся возможностей и выстраиваемых субъектных ожиданий от предполагаемого выбора. При оценке выборов следует учитывать то, что лежащие в их основе мотивы характеризуются значительной предметной вариабельностью. Они, в частности, могут быть поделены на мотивы власти, мотивы аффилиации, мотивы личного престижа, мотивы профессионального признания и т.д.
Согласно утвердившимся представлениям, мотивы достижения успеха обладают наибольшим потенциалом личностного развития, по сравнению с мотивами избегания неудачи. Как мотивы достижений успеха, так и мотивы избегания неудачи могут, очевидно, выступить основанием для совершения серии субъектных выборов. Можно только предполагать, что мотивы избегания неудач сделают данную цепочку выборов короче в силу их предопределенности к большей локализации, чем к развитию субъектной активности.
Мотивы субъектного выбора могут также рассматриваться в качестве некоторого побуждения, основанного на реализации заинтересованности их субъекта в решении определенных проблем прошлого, настоящего или будущего. Как нам представляется, по данному основанию мотивы субъектного выбора подлежат дифференциации на дефицитарные мотивы, мотивы безопасности и развивающие мотивы. Построение субъектного выбора на основе дефицитарных мотивов предполагает компенсацию субъектом на основе выбора некоторых нереализованных в прошлом потребностей, желаний, влечений и т.д. Осуществление субъектных выборов на основе мотивов безопасности предполагает построение такой активности, которая позволит сохранить имеющиеся на текущий момент достижения, успехи, уровень развития. При этом он стремится, как бы, зафиксировать актуальное для себя состояние, ничего не меняя в нем. Как показывают исследования Г.А. Беру-лавы и М.Н. Берулава, субъект выбора склонен использовать сформированные у него стереотипы психической активности, в функционировании которых большая
роль принадлежит сфере [2].
Субъектные выборы на основе развивающих мотивов определяются стремлением субъекта превзойти уже имеющиеся у него результаты, перейти на новый уровень достижений, достичь состояния самоактуализации. В первом случае субъектный выбор ориентирован, скорее, на прошлое, во втором случае - на будущее. Мотивы субъектного выбора можно классифицировать, как минимум, по трем основаниям: по предметной направленности, по приоритетности дальнейшего построения субъектной активности и временной устремленности субъекта. Уже это позволяет говорить о полимотивированности субъектных выборов.
Структура мотивации, обеспечивающей субъектный выбор, в значительной степени определяется свойствами личности. В частности, имеются данные, согласно которым мотивы поведения субъекта органично связаны с Я-концепцией (Залесский Г.Е., Каминская Т.Ю., Крылов А.Н. и др.) и с самосознанием (Калаков Н.И., Столин В.В., Столяренко Л.Д. и др.) личности. Под влиянием ситуативной и личностной детерминации субъектный выбор может осуществляться в условиях так называемой борьбы мотивов, которая характеризуется единовременным противостоянием примерно равноценных по личностной значимости мотивов осуществления последующей субъектной активности. Разрешение такой ситуации характеризуется обозначением приоритетного субъектного предпочтения, энергетическая поддержка которого со стороны личностных ресурсов сопровождается энергетическим истощением остальных, ранее возможных, но утративших такую возможность субъектных выборов.
Объяснительным потенциалом совершения субъектных выборов, с нашей точки зрения, обладает также система целеполагания, выстраиваемая человеком в связи с попаданием в ситуацию неопределенности. Реализация целеполагания в качестве стратегического выбора увязывается с принципами альтернативности, антиномичности, неопределенности, «случайности» и свободного структурирования и интерпретации объективного и субъективного мира [6]. Мотив в ситуации выбора характеризуется в большей степени смыслообразующей функцией, а цель - направляющей функцией. Однако следует подчеркнуть, что проблематика личностного целеполагания, в значительной степени связанного с построением субъектного выбора, в психологической науке изучена явно недостаточно [4].
Процесс целеполагания субъекта, согласно идеям О.К. Тихомирова, может осуществляться посредством осуществления им процессов целепорождения и целепринятия. Приоритетность одного механизма над другим механизмом определяется доминированием внутрисистемных связей компонентной организации личности или внешних воздействий на них.
Наряду с целепорождением и целепринятием, целеполагание включает еще один компонент - реальное полагание цели извне, или целереализацию, которая представляет собой более или менее быстрый процесс воплощения на практике варианта построения поведенческой активности, определенного по итогам процесса целеформулирования. В целом, субъектный выбор может характеризоваться на основе анализа процесса целеполагания, включающего в себя целеформулирование
и целереализацию. Данный процесс позволяет определиться с направленностью и темпоральными особенностями реализации субъектом своего выбора. [11].
Иные качественные характеристики субъектного выбора позволяют установить выявление связанных с ним личностных особенностей их автора. Личностные ценности определяют приоритетность выборов с позиции всего того, что отражает психическую организацию субъекта, сформированную у него Я-концепцию, субъектную систему отношений с окружающим миром. С этой позиции ориентация на личностные ценности обеспечивает субъекту выбора внутреннюю гармонию, субъектное благополучие, психологическую безопасность [13]. И более того, сохраняя постоянство личностным ценностям, он продвигается на пути самореализации, осуществляет поэтапную реализацию своей жизненной цели.
Определяя свои выборы, человек как бы откликается на «призыв» личностных ценностей, присущих его натуре, зафиксированных в ней. Данный призыв в зависимости от места вызвавшей его ценности в иерархии личностных ценностей человека может характеризоваться большей или меньшей силой, большим или меньшим временем «отклика», хотя сами личностные ценности не обладают какими-либо пространственными или темпоральными характеристиками. Их значение не прочитывается в категориях «здесь» и «сейчас» [9]. Личностные ценности «проходят» через цепочку выборов, определяют их на протяжении всего периода своего существования в структуре психической организации субъекта. Утверждается, что субъектные выборы, с одной стороны, задаются доминирующими ценностными ориентациями личности. Как бы выстраивая «каркас» социального одобрения и внутреннего благополучия, личностные ценности направляют собой субъектный выбор, выстраивают его. С другой стороны, свойственное системе личностных ценностей непрерывное развитие определяется постоянными выборами, которыми субъект вынужден делать между ними. [3]
Совершая даже единичный выбор, субъект создает прецедент, который поддерживает или, наоборот, разрушает определенный стиль реагирования, построения поведения, систему привычек. Отдавая предпочтение определенным личностным ценностям в ситуации выбора, он делает их доминирующими в ценностной системе своей личности, встраивает их в основу своего психологического благополучия и осмысленности жизни. Таким образом, каждый субъектный выбор основывается на некоторых личностных ценностях, а личностные ценности развиваются на основе совершения этих выборов. Соответственно, ценностные ориентации личности являются неотъемлемым элементом объяснительной интерпретации субъектных выборов человека.
Определенную объяснительную функцию применительно к ситуации субъектных выборов выполняет также волевой потенциал человека, который создает его энергетическую основу. Используя авторское видение Р. Ассаджиолли, можно говорить о том, что волевой потенциал человека в ситуации выбора реализует две функции. Одна из них заключается в интеграции энергий влечений в Я, что, собственно, создает побуждение субъекта к осуществлению самой процедуры выбора. Отсутствие на текущий момент необходимого объема волевого потенциала
может привести к отказу от какого-либо выбора вообще. Другая функция, которая в ситуации выбора присуща волевому потенциалу человека, нами увязывается с интеграционным управлением личностными образованиями, связанными с построением в ситуации выбора наиболее «разумного» с субъектной точки зрения поведения [12].
Определенным объяснительным потенциалом в ситуации построения субъектного выбора наделяются также такие качества личности как уверенность в своих способностях и их осознание, способность к самоконтролю, личностные убеждения и долженствования. Наибольшим объяснительным потенциалом при этом наделяются личностные ценности, волевой потенциал, уверенность в своих способностях, развитость самоконтроля и личностные убеждения субъекта выбора.
литература
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджиоли. М.: REFL-book, 1994.
2. Берулава Г.А., Берулава М.Н., и др. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. М., 2010. - 157 с.
3. Воробьева И.Н. Взаимосвязь между целеполаганием и ценностными ориентациями у менеджеров / И.Н. Воробьева // Акмеология. 2009. №2. С. 71-75.
4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Ду-савицкий. М.: «Дом педагогики», 1996. 157 с.
5. Маслоу А.Г. По направлению к психологии бытия / А.Г. Маслоу / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
6. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. М.: Наука, 1988. 199 с.
7. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Оллпорт. М.: Смысл, 2002. 462 с.
8. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / К.Р. Роджерс / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. 2-е изд. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. 480 с.
9. Сибашвили Г. Сущность ценности / Г. Сибашвили // European researcher. 2014. №5-1. С. 842-846.
10. Филоник М.С. Субъективные критерии правильности/неправильности личностно значимого выбора / М.С. Филоник // Психологическая наука и образование. 2008. №5. С. 141-155.
11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
12. Bagozzi R.P. Goal-directed emotions / R.P. Bagozzi, H. Baumgartner, R. Pieters // Cognit. And Emotion. 1998. V. 12 (1). P. 1-26.
13. Krasnyanskaya T.M. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person / T.M. Krasnyanskaya, V.G. Tylets // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). P. 48-57.