Научная статья на тему 'Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта'

Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9799
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / ЭМОТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА / СУБЪЕКТ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харченова Ирина Степановна

Выбор субъектом того или иного варианта поведения, мотивы, которые побуждают его совершить какой-либо поступок, определяются системой его ценностей. Для того чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение, нужно, чтобы объективное значение деятельности и ее личностный смысл не расходились: если деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923

Харченова Ирина Степановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры ТиМФКиСХГУ им. Н. Ф. Катанова, aurus3@yandex.ru, Абакан

МОТИВЫ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТА

Harchenova Irina Stepanovna

Candidate of psychological science, a teacher of Khakass State University in honour of N. F. Katanov, aurus3@yandex.ru, Abakan

MOTIVES AS THE BASE OF BECOMING THE EMOTION-AXIOLOGICAL SPHERE OF THE SUBJECT

Проблема мотивации человека и его мотивов поведения и деятельности, являются одним из основных направлений изучаемых психологией. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль [8].

Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе,

А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

Если рассматривать источники мотивации с точки зрения интеграции взглядов различных ученых, то можно выделить во - первых мотивацию, которая имеет своим источником сам процесс, который стимулирует поведение человека и поддерживает его на определенном уровне. « Если человек мотивируется к выполнению той или иной работы или тому или иному поведению только удовольствием, которое он получает от этой работы или от этого поведения, тогда речь идет о мотивации, проистекающей из самого процесса. Сама работа действует как источник мотивации: работающие наслаждаются тем, что они делают. В других описаниях - это ранние потребности существования, потребности внутреннего удовлетворения - по Мюррею, физиологические потребности - по Маслоу»[19, с. 165].

Во - вторых, мотивацию рассматривают как совокупность факторов, определяющих поведение субъекта. В частности к ним относятся, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и ценности, что в своей совокупности составляет мотивационно-потребностную сферу личности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: шпрота, гибкость и иерархизирован-ность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребнос-

тей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Система всех побуждений - мотивов, потребностей, диспозиций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т. п. - называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, пли детерминантами, входящими в структуру мотивации[14].

Ломов Б. Ф. отмечает, что «в структуру мотивации входят следующие мотивирующие факторы. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения эти факторы могут делиться на три относительно самостоятельных класса. Мотивирующие факторы первого класса (потребности и инстинкты) являются источниками активности. Их анализ дает ответ на вопрос о том, почему организм приходит в состояние активности. Мотивирующие факторы второго класса определяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения. Мотивирующие факторы третьего класса - это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения» [10, с. 310-331].

Мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Любой из перечисленных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания и изменения активности субъекта.

Мотивационная сфера личности в целом неразрывно связана с потребностями, которые объективно закономерным образом детерминируют поведение человека.

Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Основной движущей силой развития человека. Благодаря

потребность жизнь субъекта приобретает целенаправленность. По определению, которое нам дает словарь практического психолога «Потребность

- исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение» [20, с. 422].

Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом.

Ощущая потребность, субъект становится целеустремленным. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение потребностей возможно лишь через достижение цели. «Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом [16]. Когда же человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной пли неудовлетворенной. В дальнейшем приобретенный в данном случае опыт удовлетворения потребности будет оказывать влияние на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Чаще всего, субъект стремиться повторить то поведение, которое ассоциируется у него с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением потребности.

Человеческие потребности специфичны тем, что в большинстве своем они удовлетворяются посредством деятельности и результатами деятельности других людей.

Если субъект переживает потребности, которые в силу каких-либо обстоятельств не может удовлетворить, то у него появляются негативные эмоции.

Поскольку переживание потребности - это своеобразный дискомфорт, который переживает субъект, то желание улучшить своё самочувствие, вызывает потребность выполняет мотивационную функцию, которая становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.

Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность [16].

Существует большое количество классификаций потребностей, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди них наиболее распространенной является иерархия потребностей по А. Маслоу, где в основании он располагает физиологические потребности, затем - потребности в безопасности, следующий уровень - аффилятивные, далее - потребности в уважении и самоуважении и, наконец, потребность в самоактуализации. Традиционно большинством психологов выделяется два основных вида потребностей: биологические и социальные. Сальваторе Мадди «выделяет третью группу потребностей - психологические и включает в нее потреб-

ности в суждении, воображении и символизации. С. Мадди описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у личности на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. Этот путь развития личности С. Мадди называет конформистским. При другом - индивидуалистском - пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения в тех или иных условиях. Человек становиться человеком: выходит за пределы биологических нужд, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря этим психологическим потребностям [19].

В. Франкл тоже выделяет третью группу потребностей - экзистенциальные, потребность в смысле жизни. По его мнению, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности [19]. Профессор СПбГУ В. Н. Куницына, отдельно рассматривает потребность в смысле жизни, выделяя ее как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворение», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности [8]. Таким образом, к личности относятся такие потребности, как экзистенциальные, потребности в общении, самоактуализации.

Понятие потребности тесно связано с понятием мотива личности.

Мотив является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. В психологии мотив рассматривается в качестве сложного интегрального психологического образования.

Границы мотива определяют, с одной стороны, потребность, с другой стороны - побуждение к достижению реальной цели. Между ними располагаются психологические образования, обеспечивающие сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения потребности. Эти психологические образования - мотивационные детерминанты, или мотиваторы, а процесс образования мотива - мотивация. Отсюда мотив - это продукт мотивации, т. е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований активности человека и побуждения к достижению выбранной цели [19].

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом оно индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. В зависимости от мотивации субъекта процесс деятельности можно проследить по следующим параметрам настойчивость, старание, добросовестность, направленность, усилие.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами, иерархия мотивов, стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его сознания.

В отечественной психологии как общий механизм возникновения мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - «предметы потребностей». Отсюда центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность [18].

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает направленность. Оно направлено на предмет пли от него - если мотив отрицательно валентен.

Взгляд на мотив как устойчивое свойство личности, особенно характерен для западных психологов, таких как М. Мадсен, X. Мюррей, Дж. Аткинсон и другие, которые считают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. По мнению Е. П. Ильина «Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива» [4]. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин.

Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн рассматривают мотив как потребность, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд человека. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность [7, с. 102]. Содержание деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельностью. Человек учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей, наличие или отсутствие противоположных потребностей и потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И лишь затем он на основании мотива (значимости, ценности, смысла), который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное

поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем создает возможность определенной деятельности [3, с. 89-91].

По словам С. Л. Рубинштейна «Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни» [15, с. 43]. Совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной. Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами [18, с. 310].

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок [21, с. 107]. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к нормам общественной морали», - по выражению С. Л. Рубинштейна [16, с. 9].

Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. «Деятельностный характер формирования мотивации - одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.

В теории деятельности намечен механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель. Распространенность данной точки зрения, обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива поможет ответить на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется действие, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. По убеждению А.Н. Леонтьева, именно «мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл»[9, с. 212]. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива. Поэтому одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; условно их называют мотивами-стимулами [7, с. 202].

Е. П. Ильин в своей книге «Психология индивидуальных различий» ссылается на мнение Р. М. Грановской, которая считает, «что мотивационную сферу личности человека можно представить в виде иерархической систе-

мы, на вершине которой находится смыслообразующий мотив деятельности, обладающий наибольшим содержательным, а в ряде случаев и энергетическим потенциалом и поэтому подчиняющий себе все другие побуждения» [5, с. 164]. Строение и иерханизация мотивов, переход ситуационно возникающих мотивов в устойчивые личностные образования, переход социального мотива во влечение - очень важны [12, с. 48-53]. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

Большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Так А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и другие считают, что мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения.

По словам С. Л. Рубинштейна, «Мотив, как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия» [15, с. 42].

Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности [6].

Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. В отличие от целей мотивы актуально не всегда осознаются субъектом и потому их разбивают на два больших класса: мотивы, осознаваемые и мотивы неосознаваемые. Две этих группы мотивов могут быть расширены за счет взаимных переходов. При этом особенно важно, что как осознанные, так и неосознанные мотивы обусловлены общественно-историческими условиями развития личности: неосознанное одним человеком давно осознано другими [14]. Осознаваемые мотивы - это мотивы-цели. К осознаваемым мотивам относят: убеждения, стремления, интересы, намерения, мечты, идеалы, страсти. Их существование характерно для зрелой личности, поскольку осознание мотива требует от человека его самопознания и нравственного самоусовершенствования. По определению С.Л.Рубинштейна «Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [15, с. 112] и различается интерес «как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность» [15, с. 113]. Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает

как мировоззрение человека. Помимо осознанности, убеждения характеризуются связью с миром чувств. Убеждения есть система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов. Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения чело-века[17].

Намерения же тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели.

Мечты - это стремление к предмету, созданному воображением или фантазией. При этом субъекту не известны способы достижения цели, и он не начал действовать.

Идеалы - предметы, воплотившие красоту, справедливость, совершенство, безупречность. Нередко предметом, на который направлена активность человека, является он сам.

Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим неодолимой притягательной силой в сравнении с другими предметами (мотивами). Часто страсти являются основной причиной деятельности, в процессе овладения которой эта тяга к предмету усиливается. Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакция в случае успеха [14].

Неосознаваемых мотивов гораздо больше, чем осознаваемых, так как появляются в сознании, но в особых формах. Это эмоции, влечения и установки.

Если мотивы не осознаются, то они проявляются в сознания в двух формах: эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Особенность эмоций состоит в том, что, что они отражают отношения между мотивами и возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Эмоции релевантны деятельности, а не реализующим её действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции, осуществляющие разные деятельности могут приобретать противоположную эмоциональную окраску.

Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета пли события, оказавшихся в иоле действия ведущего мотива.

Влечение представляет собой психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается пли находится предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно необходимо переходит в желание [17].

Установка - это механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и выражающаяся в готовности его к деятельности. Всякая установка представляет собой отношение потребностей субъекта к ситуации действия [17]. «Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она

зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо от индивида», по словам С. Л. Рубинштейна [15, с. 106]. Согласно А. Г. Маклакову, существуют различные виды установок: умственная, перцептивная, моторная и др. [11].

В. Н. Дружинин выделяет следующие виды установок: ситуативно-двигательные (моторные), сенсорно-перцептивные, социально-перцептивные, когнитивные (познавательные); мнемические [2]. В связи с обоснованием В. А. Ядовым диспозиционной концепции выделилось понятие диспозиции. В основу диспозициональной концепции личности положены установочные, пли диспозиционные, механизмы регуляции социального поведения личности. В. А. Ядов выделяет следующую иерархическую модель диспозиций.

- Первый (низший) уровень образуют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей физического существования и простейших предметных ситуаций. Эти установки неосознаваемы.

- Второй уровень диспозиционной системы - социально фиксированные установки, или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. По сути, это «отношения личности», по В. Н. Мясищеву.

- Третий уровень - общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она создается на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности.

Высший уровень - система ценностных ориентацией на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Она определяется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду). Этот уровень большей частью отвечает за саморегуляцию поведения [24, с. 177].

Также мотивы могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние мотивы, те, что побуждают саму деятельность. К ним можно отнести общественные (альтруистические, мотив долга и обязанности) и личные - это мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Ряд отечественных психологов (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности.

Безусловно, к чертам, имеющим мотивационное знание, можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избегание неудачи, мотивы аффилиации или мотивы отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий).

У личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя личность,

обычно говорят об ее направленности. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества, т. е. лежащими в его основе общественно-производственными отношениями. Общественно-историческая обусловленность личности обнаруживается, прежде всего, в том, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а других - личные интересы [12, с. 48-53].

Мотивация достижения связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. «Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой» [23, с. 270; 279-281]. Существует тенденция переключения мотивации на успешные виды деятельности. Суть данной закономерности заключается в том, что человек часто неосознанно и неуклонно предпочитает заниматься тем, что у него лучше получается [13].

Таким образом, мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением субъекта. Причинность поведения может быть у всех людей разной. Это зависит от того, какие «присущие человеку потребности и «мотивы-диспозиции» (типа мотива достижения или мотива власти), ситуативные стимулы (разного рода вознаграждения или наказания), установки и представления человека (например, представления о должном поведении или оценка вероятности успеха), разного рода мотивационные механизмы (уровень притязаний, когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция, тенденция к завершению действия и т. д.), прошлые эмоции и переживания (например, детские эмоциональные травмы)»[20, с. 290].

К внутренним мотивам относятся те мотивы, которые непосредственно связаны с самой деятельностью. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).

Сама мотивация, проистекает из внешней и внутренней концепции Я. Исходя из внешней концепции Я, Я идеальное, субъекта усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Если рассматривать по Мюррею

- это потребность в аффилиации, если по А. Маслоу, то это потребность в любви, привязанности и принадлежности. Ориентируясь на внутреннею концепцию Я «индивидуум внутренне ориентирован, он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые

становятся основанием для идеала Я» [19, с. 166]. В словаре внутренняя мотивация трактуется следующим образом, это та мотивация которая «побуждает индивида к действию с целью улучшить его состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели» [18, с. 311]. Она имеет место, когда деятельность выполняется ради самой себя, ради удовлетворения от ее процесса, а не от ее результата. Побудительная сила к такой деятельности и называется внутренней мотивацией. Существует пять основных свойств внутренней мотивации: стремление к новизне, стремление к двигательной активности, стремление к умелому и эффективному освоению мира (это постулируется как потребность, от удовлетворения которой человек получает удовольствие). Эти стремления лежат в основе мотивации обучения. Четвертым свойством является стремление к самодетерминации: человек стремится быть причиной своего поведения, стремится быть самостоятельным. Пятое свойство - стремление к самоактуализации, к самоосуществлению: стремление осуществить то, что ты способен осуществить [13].

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, который выступает в смыслообразующей функции, второстепенные - мотивами-стимулами, которые могут порождать только эмоции, но не смыслы. Данные мотивы являются второстепенными, побуждающими к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют эту деятельность [18, с. 311].

Полимотивированность - это типичный признак мотива. По мысли

А. Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе» [9].

«Появление того или иного стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает и поддерживает последовательность актов, направленных на цель. Такими стимулами могут быть: влечения; аффекты (эмоции); внутренняя потребность в чувствах компетентности и уверенности в себе.

Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели, которые, как он ожидает, приведут к вознаграждению и, таким образом, к удовлетворению, предположение о котором возникло раньше. Цель обеспечивает направление поведения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация и есть потребность в чувстве уверенности в своих силах и намерениях» [22, с. 265]

Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

По мнению В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева «Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, мотивация разворачивается от актуально переживаемого мотива - к цели, к

выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такое поведение в психологии получило название произвольного, мы называем его субъектным, т. е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции» [17, с. 263].

Потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности частично; является как бы исходным ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели личности [10, с. 310-331].

С. Л. Рубинштейн рассматривая вопрос о связи между целями и мотивами человеческой деятельности, о её внутреннем смысловом содержании. Он писал, что «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с её мотивами; с другой стороны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношения с целями, которые он себе ставит» [15, с. 8].

Таким образом, личность выступает как субъект, который сознательно соотносит своп цели и мотивы действий, намеренно формирует ситуации своего поведения, стремится предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий, а также способен к произвольному повышению пли понижению значимости своих целей.

Значит, мотивы, и цели деятельностей принадлежат личности, которая их выполняет. Следовательно, соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот пли иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда, завершив данную деятельность, личность, начинает другую (или же реализует этот мотив в общении). В процессе деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (ее программа, структура, состав действий и т. д.) [10, с. 310-331].

Выбор субъектом того или иного варианта поведения, мотивы, которые побуждают его совершить какой-либо поступок, определяются системой его ценностей.

Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту пли иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроек-

тировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это субъект делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в свом поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было [1, с. 12-18].

При мотивации интернализации цели «индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей. Каждый верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Этот источник аналогичен системе ценностей, интервальной ценности результата и чистой моральной вовлеченности. По А. Маслоу - близко к самоактуализации» [19, с. 166].

Для того чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение, нужно, чтобы объективное значение деятельности и ее личностный смысл не расходились: если деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности. Нужно также, чтобы процесс деятельности приносил наслаждение [1, с. 135-139].

Мотивацию, таким образом, мы определяем как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По закону Иеркса - Додсона: чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Затем достигается некоторый оптимальный уровень. А при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности [19, с. 163].

Понимание человеческого действия как следствия какой-либо причины пли определенного комплекса причин оказывающих влияние на выполнение этого действия, поможем нам не только предсказать действия человека, но и успешно повлиять на них.

Библиографический список

1. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст]/ Б. И. Додонов. - М., Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н. Дружинин. - М., Лантерна Вита, 1995. - 150 с.

3. Залесский, Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений [Текст]: учеб. пособие /Г. Е. Залесский - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - 119 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» [Текст]/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2000. - 512с.: ил.

5. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]/ Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

6. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст]/В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988. - 192 с.

7. Культура и мышление: Психол. очерк [Текст]/ М. Коул, С. Скрибнер; Пер. с англ. канд. психол. наук П. Тульвисте; Под ред. и с предисл. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - 261 с.: ил.

8. Куницына, В. Я. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов/

B. Я., Куницына, Н. В.Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П [Текст]/А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.-320 с., ил.- (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

10. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]/ Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1999. - 350 с., илл.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]/ А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер,

2000,- 580 с.

12. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]/ В. Н. Мясищев. - Москва -Воронеж, 1995.- 356 с.

13. Общая психология [Текст]: учебник / Под общ.ред.проф. А. В. Карпова. -М.: Гардарики, 2002. - 232 с.

14. Попов, А.сЛ. Психология [Текст]: учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания/ А. Л. Попов. - М.: Флинта: Наука,

2001. - 336 с.

15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.II [Текст]/

C. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

16. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии II Проблемы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. - М., 1973. - 416 с.

17. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие для вузов/ В. И Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа - Пресс, 1995. - 384 с.

18. Словарь практического психолога [Текст]/Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.- 800 с.

19. Слотина, Т. В. Психология личности [Текст]: учебное пособие/ Т. В. Сло-тина. -СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

20. Современная психология мотивации [Текст]/Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл,2002. - 343 с.

21. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст]/ В. В. Столин. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.

22.Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя. - Второе издание, дополненное и переработанное/ Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 432 с.

23.Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: пер. с нем.: в 2 т. Т. 2 [Текст]/ X. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. - 391 с.

24. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст]/В. А. Ядов// Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 89-105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.