ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.947 DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.037
МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
Н. И. Мешков (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия), Д. Н. Мешков (ООО «Логексим», г. Москва, Россия)
Мотивация - одна из наиболее сложных проблем психологической науки. К настоящему времени она недостаточно полно и всесторонне изучена, что сдерживает решение и других, связанных с нею теоретических и практических задач. Ей уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной науке. Сегодня нет единых взглядов в отношении данной проблемы. Методологические ориентиры и мировоззренческая позиция ученых выступают как основания, лежащие в ее осмыслении. Представители западной психологической науки рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений. Отечественные ученые понимают ее в русле взаимодействия социального и биологического при ведущей роли социального начала. Особое внимание уделяется деятельностному подходу. Существует различие понятий мотивации и мотивационной системы. При этом выделяют разные мотивирующие факторы.
Рассматривается неоднозначность понимания мотивов представителями психологической науки. Выделяется многообразие дефиниций понятия мотива. Некоторые ученые считают, что мотивы определяют поведение не только людей, но и животных. Однако не все ученые согласны с данной точкой зрения, считая, что поведение животных, их активность определяются стимулами, инстинктами, а не мотивами.
Проблема осознанности мотивов неоднозначно рассматривается различными учеными. Одни из них говорят о мотивах, которые могут проявлять неосознанный характер, а другие утверждают то, что мотивы осознанны. Демонстрируется переход осознанных и неосознанных мотивов друг в друга, а также ведущая роль осознанных мотивов при выборе стратегии поведения.
Ключевые слова: мотив; мотивация; мотивационная система; мотивирующие факторы; мотивы животных; осознаваемость мотивов.
MOTIVATION АS THE KEY PROBLEM OF PERSONALITY PSYCHOLOGY
N. I. Meshkov (Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia), D. N. Meshkov ("Logeksim" LLC, Moscow, Russia)
The problem of motivation is one of the most difficult issues in psychology. It is currently not studied fully and comprehensively enough, and it suppresses solving of theoretical and practical tasks related to this theme. Today there is no consensus on this problem. Methodological objectives and worldview of scientists forms the basis for its conceptualization. Foreign psychologists consider motivation from naturalistic positions. Russian scientists regard it in keeping with interaction of social and biological causes with the leading role of social ones. The authors pay special consideration to the activity approach. There is a difference between motivation and motivation system. Various motivation factors are said to be.
The article deals with a problem of ambiguity of motives by psychologists. There is a diversity of definitions of "motive" notions. Some scientists suppose that motives determine behavior not only of humans, but also animals. However, some of academicians don't accept this point of view since they suggest that animal behavior, their activity is predicated upon stimuli and instincts, but not motives.
The problem of consciousness of motives is regarded variously by different scientists. Some of them tell about motives which can have unconscious nature, and others claim their motives to be of conscious nature, transition of conscious and unconscious motives into each other and the leading role of conscious motives in the process of choice of a behavior strategy.
Keywords: motive; motivation; motivational system; motivational factor; animal motives; conscious motives.
Одной из наиболее сложной и менее разработанной в психологии выступает проблема мотивации, хотя работ, имеющих к ней отношение, достаточно как
в отечественной, так и в зарубежной науке. Ее актуальность для разрешения других связанных с нею вопросов имеет чрезвычайно большое значение.
© Мешков Н. И., Мешков Д. Н., 2015
37
Так, развитие личности человека, его сознания и самосознания осуществляется в изменении мотивации поведения и деятельности.
Слабая разработанность отдельных аспектов по данной проблеме значительно сдерживает решение других аспектов психологии личности, в том числе и управление поведением людей. По мнению В. С. Мерлина, «...управлять действиями людей мы можем только тогда, когда умеем вызвать у них определенные побуждения. Управлять действиями человека, в отличие от действий машин, можно только посредством управления мотивацией» [7, с. 5].
Сложность познания мотивации определяется различными подходами к ее исследованию. При анализе отечественной и зарубежной литературы были выделены два основных направления, обусловленные методологической платформой ученых, их мировоззрением.
Представители одного из них рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений. Мотивация понимается как внутренняя спонтанная, независимая от социальной среды детерминанта поведения. В основном такой подход к исследованию мотивов и мотивации, а также всех связанных с ним вопросов в целом характерен для западной психологической науки. К ним относятся самые различные плюралистические теории инстинктов, первичных потребностей, страстей. Важное место занимают такие теории, как бихевиоризм, психоанализ, гедонизм, персонализм и др.
В исследованиях отечественных ученых наиболее приемлемо понимание генезиса мотивации с позиции социального подхода. Здесь отрицается абсолютизация биологической сущности мотивации, утверждается ее общественно-историческая природа. Российские ученые считают, что при изучении данной проблемы необходимо исходить из принципа детерминизма и руководствоваться единством и взаимосвязью биологического и социального при «...ведущей роли социальной среды в формировании психики человека» [12, с. 48.]
В понимании влияния социального и биологического на развитие человека, природа которого есть продукт истории, дуалистический подход неприемлем. Он не обладает свойствами, однозначно определяемыми биологическими особенностями организма вне социальной ситуации развития, как нет и таких образований, которые были бы определены только социальными отношениями.
Взаимоотношения социального и биологического в процессе становления и дальнейшего формирования человеческой личности достаточно сложны. Непростыми они являются и при формировании мотивации как целостной системы побуждений человека.
Критический анализ соотношения биологического и социального - одна из важнейших задач современной науки. Важность правильного понимания этого соотношения состоит в том, что оно, выполняя методологическую функцию, оказывает самое непосредственное влияние на становление мировоззрения ученого, а также на характер и направленность его научных изысканий. Н. П. Дубинин, критически относясь к внутренней детерминации поведения, отмечал, что «позиция биологизации духовного мира человека может завести далеко. Она, в частности, формирует у людей представление о том, что они будто бы несут в своей биологической наследственности фатальную детерминацию их психики. Это умаляет возможности свободного развития личности молодого человека» [4, с. 3].
Отечественные ученые рассматривают человека и его поведение не с абстрактных позиций, а как конкретный продукт конкретной общественно-исторической действительности. Деятельностный подход, разработанный в отечественной психологической науке, и основные его принципы (развития и историзма, активности и предметности, интериоризации и экстериори-зации, взаимосвязи и единства внешней и внутренней деятельности, зависимости в отражении субъективного от объективного или психического от внешнего, предметного, системного анализа психики) служат методологическими
ориентирами в исследовании мотивов деятельности и поведения.
В отечественной литературе можно встретить самые различные определения мотивации, однако они в целом не противоречат друг другу. Так, С. Л. Рубинштейн понимал под мотивацией опосредованную процессом ее отражения субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику реализующуюся детерминацию [11, с. 370]. Он связывал мотивацию через «значение» предметов и явлений, которые собственно побуждают поведение и придают ему определенное своеобразие. На значимость как основу мотивации указывают и другие исследователи. В. Н. Мясищев отмечает, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее значимее, к чему она стремится. Личность ярко проявляется в критические моменты, особенно при решении жизненно важных для нее задач [8, с. 71].
В. Г. Асеев рассматривает мотивацию через понятие значимости. По его мнению, в основе всякого побуждения лежит диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью [1, с. 76]. Под мотивацией он понимал детерминацию поведения в целом. Мотивация включает в себя все виды побуждений - мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и т. д. [1, с. 7].
Кроме мотивов побуждающее влияние оказывают те или иные свойства личности. По этому поводу американский психолог Г. Олпорт пишет: «Интересы, притязания, фобии, отношения, склонности, пристрастия (хобби), ценности, вкусы и тому подобное -все они являются чертами и в то же время и мотивами. Это будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами... некоторые из черт имеют мотивацион-ное (направляющее) значение, а другие -более инструментальное значение» [15, с. 323]. Однако не все понимают под мотивацией самые различные побуждения, вызывающие активность личности. Так, Э. А. Непомнящая, ориентируясь на труды Л. И. Божович, считает, что мотива-
ция - это система мотивов, которая образована на основе выделения ведущего, более развитого, структурообразующего мотива. Она ставит перед собой задачу всестороннего исследования поведения учащихся, которая приводит к необходимости изучить совокупность мотивов, т. е. мотивацию. Л. М. Фридман и К. Н. Волков также считают, что мотивация есть совокупность мотивов, причем в мотивацию входят только сильные, устойчивые мотивы, а слабые и ситуативные не учитываются. С точки зрения автора статьи, мотивация включает в себя не только мотивы, но и другие побуждения, как осознаваемые, так и неосознаваемые, как биологические, так и социальные детерминанты. Совокупность же мотивов и их определенное расположение образуют мотивационную систему.
Мотивирующие факторы разделяют на три класса:
- потребности и инстинкты как источники активности;
- мотивы как детерминанты поведения;
- эмоции как регуляторы поведения.
Мотивация отличается от мотива. Она,
как отмечает И. А. Джидарьян, выступает в виде сложного механизма соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретной деятельности. Благодаря ей приводятся в соответствие цель деятельности и средства ее достижения, осуществляются целесообразность и осмысленность действий. Мотив более узок. Мотив есть психологический фон, на котором разворачивается процесс мотивации поведения в целом [3, с. 148-149]. При помощи мотивов и эмоций создается и проявляется психологическая окраска того или иного поведения, деятельности. Все другие компоненты деятельности имеются и у «умной» машины.
Что же такое мотив? Данный термин имеет французское происхождение motif «побуждение». В настоящее время в психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения мотива. Большинство из них характеризует мотивы как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных
потребностей субъекта, как совокупность психологических условий, вызывающих целенаправленную активность субъекта. Имеется понимание мотива как предмета или объекта потребности и деятельности.
В качестве мотива отмечаются осознаваемые причины, которые лежат в основе выбора действия и поступков личности [5]. Мотив понимается и как любое внутреннее побуждение [17]. Наиболее глубокое понимание мотива должно отражать не только деятельность человека, но и поведение других представителей животного мира. Однако не все психологи едины в понимании того, что мотивы имеются у животных. Так, известный психолог, занимающийся изучением мотивов, В. И. Ковалев считает, что поведение животного побуждается стимулом, а не мотивом, поскольку мотив -это осознанное побуждение в отличие от стимула [5, с. 22]. В зоопсихологии говорят о наличии мотивов у животных, особенно у тех, которые находятся на более высокой ступени эволюционного развития.
Так, Н. Тинберген, изучая поведение животных, отмечает наличие у них мотивов демонстративного поведения [16]. Это подтверждается выбором ими определенных действий, переживанием потребностей, эмоциональной окраской их поведения, а это не что иное, как показатели мотивации. «Наличие элементов "переживания"жи-вотными ряда потребностей, элементов их "сопоставления" и выбора наиболее актуального - выделение этой специфически мотивационной внутренней активности как относительно самостоятельной - безусловно, выступает важным критерием возникновения мотивации как одной из высших форм психической детерминации поведения» [1, с. 7]. Конечно, мотивы животного будут отличаться от мотивов человека по многим параметрам (содержанию, форме, динамике, источнику возникновения, уровню и силе проявления и т. д.), и их отличительные особенности заложены в образе жизни, условиях существования. Внешние по отношению к психике детерминанты могут вызвать активность живых существ, но и они в свою очередь способны целенаправленно изменять окружающую действительность.
Сами внешние детерминанты как бы запечатлеваются в психике и служат источником активности. «В наиболее широком смысле, -пишет В. Г. Асеев, - мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще» [1, с. 7-8].
Понимание в качестве мотива предмета или объекта потребности и деятельности у некоторых психологов вызывает возражение. Не согласен с таким пониманием сущности мотива В. И. Ковалев. Он отмечает, что, во-первых, в таком определении мотив прежде всего выносится за границу психического; во-вторых, человека окружает множество объектов и предметов потребности, которые мотивами не становятся; в-третьих, объекты и предметы потребности могут оставаться на уровне знания, не вызывая и не становясь побуждениями и, наконец, они могут вызывать множество различных побуждений [5, с. 19].
А. Н. Леонтьев считает, что в основе побуждения направлений деятельности лежит не сама потребность, а предмет потребности, который не находится за пределами психического. Говоря о предмете как мотиве деятельности, он имеет в виду чувственно воспринимаемый предмет. «В этой отраженной своей форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива» [6, с. 192]. В качестве мотива выступает не просто предмет потребности как таковой, а предмет конкретной потребности или конкретный предмет соответствующей потребности. Можно говорить о том, что мотив выступает как конкретная потребность или опредмеченная потребность «как конкретный объект, который удовлетворяет данную потребность».
Вызывает сомнение и то, что мотивы всегда осознаваемы. По поводу осо-знаваемости мотивов среди ученых нет единого мнения. Так, многие зарубежные психологи в качестве мотивов выделяют инстинкты, влечения, аффективно-экспрессивные реакции, стремление к удовольствию и избегание неудовольствия, стремление к самосохранению, разнообразные телесные раздражители, агрессивность и т. д.
Отечественные ученые по-разному трактуют вопрос об осознаваемости мотивов. Многие из них считают, что мотивы всегда осознаваемы. В учебном пособии «Мотивация труда работников в условиях современного производства», подготовленном преподавателями и научными сотрудниками факультета социологии МГУ им. Н. П. Огарева, мотив понимается как осознанное побуждение к деятельности. Содержание мотива раскрывает личностный смысл, который вкладывается субъектом в его деятельность. Авторы считают, что определение мотива, данное А. Н. Леонтьевым, недостаточно полное, что мотив обусловлен не только внешними, но и внутренними побуждениями [9, с. 45-46]. Однако, как отмечает В. А. Ядов, А. Н. Леонтьев исследовал и механизмы преобразования цели во внутреннее осознанное побуждение, в мотив. Он приводит цитату А. Н. Леонтьева, которая показывает личностную значимость внешних обстоятельств, а именно «смысл порождается не значениями, а отношением между мотивом действия и тем, на что действие направлено как на свой прямой результат, т. е. его целью» [13, с. 90].
В. И. Ковалев возражает против того, что существуют неосознаваемые мотивы поведения и деятельности. По его мнению, побуждения человека носят осознанный характер. Неосознаваемые же побуждения проявляются у животных, их необходимо называть не мотивами, а стимулами. В пользу осознаваемости мотивов он приводит различные аргументы. «При признании неосознаваемости мотивов, -пишет он, - возникает трудность и даже тупиковое положение, связанное с невозможностью их исследования, особенно в реальной деятельности личности». Выступая за осознанный характер мотивов, он приводит следующее высказывание П. М. Якобсона о том, что «подлинные двигатели поведения и поступков достигают большой силы, а поэтому они всегда переступают "порог" сознания и осознаются человеком» [5, с. 23].
Однако имеются и другие высказывания, утверждающие, что не все мотивы осознаются. Тот же П. М. Якобсон говорит, что «надо признать, что мы действительно можем встретиться с различными уровнями мотивации поведения с точки зрения данности сознанию наших собственных побуждений и устремлений (а точнее, данности их самосознанию)» [14, с. 66].
Очень часто при совершении каких-либо действий человек ретроспективно оценивает их. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи. П. М. Якобсон считает, что мотив может выступать достаточно четко в ходе приготовления к деятельности, в процессе ее или ретроспективно. Некоторые действия и поступки человека вызываются малоосознаваемыми мотивами. «Всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, нет. Если бы это было так, человек бы обладал идеальным самосознанием, в совершенстве знал бы себя, давал бы точную самооценку», - пишет В. Г Асеев [1, с. 3-4]. Далее он отмечает, что человек может не осознавать крайние области мотивации -автоматизированные, в готовом виде воспринятые и затверженные в длительной практике исполнительские моменты, средства поведения и особенности общей направленности личности.
А. В. Петровский выделяет как осознанные, так и неосознанные мотивы, которые могут переходить друг в друга. Ведущая роль в мотивации поведения отводится осознанным побуждениям. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, намерения, мечта, страсти, идеалы, к неосознанным - установки, влечения [10].
Рассмотренные аспекты изучаемой проблемы позволяют утверждать, что она очень значима для психологической науки. Более детальное всестороннее и глубокое ее изучение позволит эффективнее решать разнообразные проблемы в различных сферах науки и практической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
2. Давыдов, В. В. Психологические проблемы формирования у школьников потребностей и мотивов учебной деятельности / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Е. А. Шумилин // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов : межвуз. сб. науч. тр. - Москва, 1980. - С. 3-23.
3. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. - 1974. - С. 145-169.
4. Дубинин, Н. П. Социальное и биологическое в развитии человека / Н. П. Дубинин // Соотношение биологического и социального : межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 1981. - С. 3-13.
5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. - Москва : Наука, 1988. - 192 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
7. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. - Пермь : ПерМосква гос. пед. ин-т., 1971. - 120 с.
8. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.
9. Осеев, А. А. Соотношение мотива и стимула в трудовом процессе / А. А. Осеев // Мотивация труда работников в условиях современного производства. - 1989. - С. 45-56.
10. Петровский, А. В. Мотивация как проявление потребностей личности / А. В. Петровский // Общая психология. - 1976. - С. 110-135.
11. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Методические и теоретические проблемы психологии. - 1969. - С. 348-374.
12. Шорохова, Е. В. Принцип детерминизма в психологии / Е. В. Шорохова // Методические и теоретические проблемы психологии. - 1969. - С. 9-56.
13. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. - 1975. - С. 89-106.
14. Якобсон, П. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. Якобсон. -Москва : Просвещение, 1969. - 317 с.
15. Allport, G. W. Pattern and growth in personality. N. Y., 1964. - 593 p.
16. Tinbergen, N. Social behaviour in animals. With special reperence to vertebrates. London : Methuen : NewYork : Willy ; 1953. - 159 p.
17. Wright, R. A. Difficulty and instrumentally of imminent behavior as determinants of goal attractiveness / R. A. Wright, S. E. Gregorien // Eur. L. Sos. psychol. -1991. - № 1.
Поступила 10.11.14.
Об авторах:
Мешков Николай Иванович, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор психологических наук, [email protected]
Мешков Дмитрий Николаевич, сотрудник ООО «Логексим» (Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 75), кандидат филологических наук, [email protected]
Для цитирования: Мешков, Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 1. - С. 37-43. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.037
REFERENCES
1. Asyev V. G. Motivacija povedenija i formirovanie lichnosti [Motivation of behaviour and formation of personality]. Moscow, Mysl Publ., 1976, 158 p.
2. Davidov V. V., Markova A. K., Shumilin E. A. Psihologicheskie problemy formirovanija u shkol'nikov potrebnostej i motivov uchebnoj dejatel'nosti [Psychological problems of forming demands and motives of educational activity among high school students]. Motivy uchebnoj i obshhestvenno poleznoj dejatel'nosti shkol'nikov istudentov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Motives of educational and socially useful activity among high school and university students: Interuniversity digest of scientific papers]. Moscow, 1980, pp. 3-23.
3. Dzhidaryan I. A. O meste potrebnostej, jemocij i chuvstv v motivacii lichnosti [The role of demands, emotions and senses in motivation of person]. Teoreticheskieproblemypsihologiilichnosti [Theoretical problems of psychology of personality]. Moscow, 1974, pp. 145-169.
4. Dubinin N. P. Social'noe i biologicheskoe v razvitii cheloveka [Social and biological in development of a human being]. Sootnoshenie biologicheskogo i social'nogo: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Correlation of biological and social: Interuniversity digest of scientific papers]. Perm, 1981, pp. 3-13.
5. Kovalev V I. Motivy povedenija i dejatel'nosti [Motives ofbehaviour and activity]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 192 p.
6. Leontyev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1977, 304 p.
7. Merlin V. S. Lekcii po psihologii motivov cheloveka [Lectures on psychology of motives of a person]. Perm', Perm' State Pedagogical Institute Publ., 1971, 120 p.
8. Myasishev V N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neurosis]. Leningrad, Leningrad University Publ., 1960, 426 p.
9. Oseyev A. A. Sootnoshenie motiva i stimula v trudovom processe [Correlation between motive and stimulus in labour process]. Motivacija truda rabotnikov v uslovijah sovremennogo proizvodstva [Motivation of workers' labour under the conditions of modern production]. Moscow, 1989, pp. 45-56.
10. Petrovskiy A. V. Motivacija kak projavlenie potrebnostej lichnosti [Motivation as manifestation of person's demands]. Obshhajapsihologija [General psychology]. Moscow, 1976, pp. 110-135.
11. Rubinstein S. L. Chelovek i mir [Person and world]. Metodicheskie i teoreticheskieproblemypsihologii [Methodical and theoretical problems of psychology]. Moscow, 1969, pp. 348-374.
12. Shorokhova E. V. Princip determinizma v psihologii [The principle of determinism in psychology]. Metodicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, 1969, pp. 9-56.
13. Yadov V. A. O dispozicionnoj reguljacii social'nogo povedenija lichnosti [About dispositional regulation of social behaviour of personality]. Metodicheskie problemy social'noj psihologii [Methodological problems of social psychology]. Moscow, 1975, pp. 89-106.
14. Yacobson P. M. Psihologicheskie problemy motivacii povedenija cheloveka [Psychological problems of motivation of human behaviour]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1969, 317 p.
15. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York, 1964, 593 p.
16. Tinbergen N. Social behaviour in animals. With special reference to vertebrates. London, Methuen, New York, Willy Publ., 1953, 159 p.
17. Wright R. A., Gregorien S. E. Difficulty and instrumentality of imminent behaviour as determinants of goal attractiveness. Eur. L. Sos. psychol. 1991, no. 1.
About the authors:
Meshkov Nikolay Ivanovich, professor of Psychology chair of Ogarev Mordovia State University (68, Bol-shevistskaya Str., Saransk, Russia), Doctor of sciences degree holder in psychological sciences, [email protected]
Meshkov Dmitriy Nikolayevich, employee of "Logeksim" LLC (75, Zemlyanoy Val Str., Moscow, Russia), Candidate of sciences (PhD) degree holder in philological sciences, [email protected].
For citation: Meshkov N. I., Meshkov D. N. Motivacija lichnosti kak kljuchevaja problema psihologii [Motivation as the key problem of personality psychology]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2015, vol. 19. no. 1, pp. 37-43. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.037