Научная статья на тему 'Психологические особенности проекта как комплекса целей и активности субъекта'

Психологические особенности проекта как комплекса целей и активности субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
696
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЦЕЛЬ / КОНТЕКСТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЗНИ / ВНУТРЕННИЙ МИР / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНЫ / АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ / РЕШЕНИЯ / ПОБУЖДЕНИЯ / ИДЕИ / ЖИЗНЕННЫЕ РОЛИ / ПРОБЛЕМАТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PROJECT / PURPOSE / CONTEXT / DESIGN LIFE / INNER WORLD / THE IMPLEMENTATION OF PLANS / ACTIVITY / SUBJECT / DECISION / MOTIVATION / IDEAS / LIFE ROLES / PROBLEMS / PERSONALITY / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Руслан Джангирович

В статье показано, что процесс постановки цели и реализации на её основе целенаправленного действия образует ту основу, на которой субъект реализует проектирование своей жизни. Автор подчеркивает, что проектирование, основанное на процессах целеполагания субъекта, всегда является процессом продуманным и осознанным, предполагающим привлечение когнитивных, эмоциональных, деятельностных ресурсов. Характер проекта, построенного субъектом, отражает свойства его личности. Персональный проект представлен ее стабильными чертами, возможностями, компетенциями, ресурсами, факторами и условиями жизнедеятельности. Применительно к активности субъекта, проект рассматривается в качестве функциональной структуры, которая данную активность одновременно интегрирует и дифференцирует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусейнов Руслан Джангирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROJECT AS A SET OF SUBJECT’S GOALS AND ACTIVITY

The article shows that the process of setting goals and implementing it on the basis of purposeful action forms the ground on which the subject performs his life project. The author emphasizes that the project activity built on goal-setting processes of the subject, is always a circumspect and conscious process, implying the involvement of cognitive, emotional, activity-related resources. The nature of the project built by the subject reflects the traits of his personality. The article presents personal project, its stable features, capabilities, competencies, resources, factors and life conditions. With regard to the subject’s activity, the project is considered as a functional structure, which simultaneously integrates and differentiates the defined activity.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности проекта как комплекса целей и активности субъекта»

-М., 1977. - 20 с.

4. Голошумова, Г.С. Моделирование процесса социализации личности в условиях дополнительного образования / Г. С. Голошумова, С.Г. Ежов, Ф.Ф. Тимиров, П.С. Ефимова, А.Ю. Голошумов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4. - С.70-72.

5. Голошумова, Г.С. Модели и технологии воспитания сельских школьников на этнокультурном материале / Г.С. Голошумова, П. С. Ефимова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2015. - № 3. - С. 12-18.

6. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст]. / В.В. Знаков. -Самара: СамГПУ, 2010. - 188 с.

7. Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст].// «Антология современного психоанализа». — Т. I — М., Институт психологии РАН, 2000.

Гусейнов Р.Д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КАК КОМПЛЕКСА ЦЕЛЕЙ И АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА

Одной из существенных сложностей, распространяющихся, практически, на всю жизнь человека, выступает неопределённость того, что его ожидает в ближайшем или отдалённом будущем. Неопределённость может рассматриваться как поле разнообразных возможностей, дающее простор для широкого экспериментирования над своей жизнью, а может рождать тревогу, обусловленную неизвестностью, неспособностью увидеть перспективы и шансы, открываемые случайностью и неожиданностью. Способом преодоления крайностей раскованной безответственности и тревоги перед будущим выступает привлечение присущей исключительно человеку способности к проектированию своей жизни.

Проблема проектирования жизнедеятельности в психологии развивается в контексте обширной проблематики изучения особенностей личностной активности, ориентированной на достижение субъектом сознательно поставленной цели. Процесс постановки цели и реализации на её основе целенаправленного действия образует ту основу, на которой субъект реализует проектирование

своей жизни. Проект, выстраиваемый субъектом, интерпретируется как осознаваемые переживаемые человеком цели, реализация тех или иных ценностей в сочетании с направленной на их достижение внутренней и внешней активности субъекта [11]. Субъектный проект в современном понимании представляет собой сложное образование, интегрирующее собой некоторый комплекс поставленных субъектом целей в сочетании с предпринятой им активностью. При построении своей проектной активности субъект, наряду с некоторыми продуманными, сознательно обозначенными целями, может руководствоваться попадающими в поле его осознания целевыми компонентами [6]. Соответственно, процесс достижения цели может быть сложно организованным и продуманным или иррациональным, саморазрушительным, реализующим неудачную установку другого человека [11]. Такой подход к интерпретации проектирования не совсем соответствует трактовке процессов целеполагания, принятой в отечественной психологии (Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К. и др.). Процесс целеполагания, предполагая познание условий и обстоятельств деятельности, создания системы целей, соотнесения их между собой, выбора наиболее предпочтительных целей, определение путей и средств их достижения, осуществляется в сознании субъекта, инициирующего и реализующего этот процесс. В целом, проектирование, основанное на процессах целеполагания субъекта, всегда является процессом продуманным и осознанным, предполагающим привлечение когнитивных, эмоциональных, дея-тельностных ресурсов [7,12]. Отмечающаяся в ряде случаев разрушительность процессов проектирования для жизни субъекта является результатом сложившихся под влиянием различных факторов некоторых личностных особенностей, не связанных с параметрами осознанности или неосознанности постановки жизненной цели.

Проект как особое субъектное образование характеризуется достаточной протяжённостью и охватом разных аспектов жизни. Отмечается, что он представлен длящимися интенциональными действиями субъекта, которые варьируют от повторяющихся рутинных дел повседневности до принципиальных жизненных решений и масштабных обязательств человека по отношению к принятым им целям [11]. Проект, который субъект выстраивает и реализует на протяжении более или менее длительного срока, может касаться самых различных сторон жизни человека. Он может относиться к личной жизни или к внутреннему миру человека, а может охватывать процессы, связанные с интересами больших групп людей или задач, решение которых существенно влияет на развитие всего человечества. Логично предположить, что субъект в разные периоды своей жизни может руководствоваться несколькими проектами, которые взаимосвязаны друг с другом. Однако, в ситуациях его хаотичной и противоречивой жизненной активности, возможно и отсутствие у него вообще каких-либо проектов.

При обращении к вопросам построения субъектом проекта своей жизни авторы отмечают связь с некоторыми чертами его жизни. Так, персональный проект представлен стабильными чертами личности, её возможностями, компе-

тенциями, ресурсами, факторами и условиями различных жизненных ситуаций. Данные элементы могут входить в разные проекты. Их иерархия, или субординация задаётся каждым конкретным проектом. В свою очередь, проект сам может выступать в качестве части другого проекта, как системы более высокого уровня.

Если характер проекта, построенного субъектом, отражает свойства его личности, то и проект оказывает на них определённое влияние [6]. Проект осуществляет преобразующую деятельность в отношении внешней и внутренней реальности человека. Применительно к активности субъекта он рассматривается в качестве функциональной структуры, которая данную активность одновременно интегрирует и дифференцирует. По отношению к текущей ситуации деятельности и востребованным ею индивидуально-психологическим характеристикам человека, проект трактуется в качестве системы, которая придает личностный смысл. Система личных проектов субъекта не остаётся в процессе жизни человека неизменной, она развивается и трансформируется. В течение её реализации роль образующих проекты элементов модифицируется, происходит перераспределение используемых ими ресурсов, формулируются новые темы. Те же проекты, которые уже выполняются, могут переходить в фазы завершения или даже прекращения. Однако принципиальные решения и характеристики, по которым можно оценить и описать проект, остаются инвариантными.

Важной характеристикой личного проекта выступает его успешность, содержательно раскрываемая через достижение субъектом в нормативные сроки некоторого статуса или социальной позиции, социально желательной или необходимой с точки зрения соответствия одной из моделей жизненного пути. К факторам, обозначаемым как достаточные для описания формально-динамических сторон значительной части проектов, можно отнести личностный смысл, структурированность и управляемость, социальную референтность, результативность и стрессогенность [11,12].

Разработка проблемной области субъектного проектирования на сегодняшний день получила достаточно значительную научную поддержку, образованную результатами исследований, выполненных в рамках смежных для неё проблемных областей психологической науки.

В зарубежной психологии к интересующей нас проблематике наиболее всего приближено изучение особенностей организации поведения человека с точки зрения его ориентации на достижение некоторой цели. Одним из первых влияние цели на построение жизни человека обозначил А. Адлер [2]. Согласно высказываемой им позиции, наличие у человека конкретной цели жизни даёт ему возможность преодолеть любые жизненные проблемы. А. Адлер показал, что у каждого человека цели, которые он ставит перед собой, и пути их достижения - индивидуальны. Они выбираются конкретным субъектом в соответствии со свойственной ему жизненной позицией. Соответственно, для изучения жизни конкретного человека и понимания особенностей её реализации необходимо детальное рассмотрение сформированной у него жизненной цели, так как именно она направляет все его поступки и побуждения. Понимание этой жизненной

цели позволяет осознать скрытый смысл, который лежит в основе разрозненных действий, и осознать, что они являются частями целого. Таким образом, в рамках концепции А. Адлера намечена идея, в соответствии с которой на основе постановки перед собой конкретной жизненной цели человек способен заранее проектировать свои действия в более или менее отдалённой перспективе.

Высказанные А. Адлером идеи о руководящей роли жизненной цели человека были подвергнуты существенному развитию рядом исследователей (Кантор Н. [17], Литтл Б. [19], Первин Л. [21], Эммонс Р. [18]). Рассмотрение сложной целенаправленной активности человека в выполненных ими исследованиях реализуется через анализ психологических феноменов, опосредующих построение им практических отношений с миром. Результатом изучения данной поведенческой активности стало выявление психических образований, обозначаемых как актуальные проблемы, жизненные задачи, персональные проекты, возможные селф, персональные стремления и т.д. Так, в частности, Б. Литтл в рамках построения социально-экологической модели личности выделил персональные проекты как особые феномены, образованные единством активно и целенаправленно действующего субъекта [19] .

Дж. Брунер считал, что Я субъекта распределено между осмысленными и произвольными действиями и личностными предприятиями. Наиболее важное о субъекте, соответственно, можно узнать при обращении к возлагаемым им на себя обязательствам, к задачам, к выстраиваемым отношениям, к проектам, на основе которых он конструирует своё взаимодействие с повседневным миром. Дж. Брунер отмечал необходимость углублённого изучения сложных форм человеческого поведения, образованных его целенаправленной активностью в социальном пространстве [16].

Исследования целенаправленной активности субъекта по преобразованию социального мира, реализованные в зарубежной психологии, коррелируют с рядом отечественных наработок, характеризующих поведение человека в рамках организации собственной жизни. К ним, прежде всего, относится цикл работ по изучению психологии человеческого бытия, выполненных В.В. Знаковым [10], З.И. Рябикиной [15] и их учениками. Жизнь человека они характеризуют поток событий и ситуаций, которые субъект подвергает осмыслению, переживанию, освоению и реализации в социальном мире. В рамках этого масштабного действия выделяются процессы, инициируемые и направляемые субъектом. Особенностью процессов такого рода является их дифференциация по значимости и масштабности для жизни человека в целом. В.В. Знаков отмечает, что деятельность человека, направленная в определённый момент на достижение некоторой конкретной цели, образует для психологического анализа значение более частное, чем дело, которое он наделяет приоритетным смыслом и служит ему на протяжении всей своей жизни [10].

К проблемному полю изучения особенностей проектирования субъектом собственной жизни в психологии непосредственно примыкают работы, посвя-щённые психологическим вопросам построения им времени своей жизни (Голо-

ваха Е.И., Ковалёв В.И., Кроник А.А., Левин К., Жане П. и др.). С точки зрения представителей данного направления, обращение к временной трансспективе прошлого, настоящего и будущего человека, позволяет представить в единстве все события его жизни. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Толстых Н.Н., Нюттен Ж. и другие исследователи приходят к мнению, что поведение субъекта определяется не только положением дел в настоящем, но в значительной мере событиями прошлого и выстраиваемым им в сознании образом будущего Образ будущего (проспектива) или временная перспектива будущего объединяет все целенаправленно выстраиваемые субъектом жизненные цели, планы, ориентации, прогнозы, проекты и т.д. Понятие «временная перспектива», как одно из базовых для данного исследовательского направления, устанавливает связь образа будущего с постановкой и реализацией субъектом целей в настоящем. Так, в трактовке Т. Коттл (Cottle T.J.), оно раскрывается в качестве способности субъекта действовать в настоящем на основе предвидения сравнительно отдалённых событий будущего. К.К. Платонов определял временную перспективу как образ будущей жизни, которая для субъекта желанна и осознаётся вполне возможной при достижении определенных целей. В понимании Е.И. Головаха, жизненная перспектива тождественна будущему, объединяющему сложную и противоречивую взаимосвязь программируемых и ожидаемых событий, с которыми субъект увязывает социальную ценность и индивидуальный смысл собственной жизни [8]. По сути, временную перспективу можно рассматривать в качестве особого когнитивного плана будущей активности субъекта.

Б.Ф. Ломовым [13] говорил о целесообразности изучения взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности. Он представлял жизненную перспективу двумя видами целей, выдвигаемых субъектом перед собой - субъект-субъектными (S-S) и субъект-объектными (SO). Соответственно, прогнозируемые личностью события будущего, группируются в зависимости от характера подразумеваемых ими целей. В результате, в группу целей S-S попадают события, связанные конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми, а к целям типа S-O - цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д. Из этого следует, что проблематика временной перспективы вплотную подошла к изучению вопросов организации целенаправленного поведения человека. Для нашего исследования представляет также интерес сформулированное в рамках психологии времени утверждение, что реалистичность является базовым условием позитивного влияния перспективы будущего на актуальное поведение субъекта (Левин К., Нюттен Ж. и др.).

В рамках психологии времени разрабатывается и такое важное для проблематики нашего исследования понятие как «самоорганизация времени жизни» (Абульханова-Славская К.А., Ковалёв В.И., Кузьмина О.В., Ляудис В.А., Серен-кова В.Ф. и др.). Самоорганизация как способ личностной организации жизнедеятельности, предполагает способность субъекта регулировать различные аспекты своего поведения, т.е. выстраивать его в соответствии с приоритетными

задачами, интересами, стремлениями. При этом единицей анализа самоорганизации времени жизни является смысловая структура временной организации. По сути, проблематика самоорганизации времени жизни практически подошла вплотную к вопросам планирования субъектом своей жизни и к построению её проекта.

Процесс жизнедеятельности личности во времени, представленный последовательностью событий и разворачивающийся в определенном социальном контексте, в современной психологии рассматривается также и в рамках проблемы организации жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн [14], один из первых обратившийся к рассмотрению проблематики жизненного пути субъекта, ввёл для обозначения личности, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения, понятие «субъекта жизни». В качестве основного параметра рассмотрения человека в качестве субъекта собственной жизни выступает активная жизненная позиция. Образованию у субъекта стремления ставить серьезные цели и достигать их способствует адекватное понимание им своей роли в осуществлении жизненного пути. Такая личность способна направлять и изменять течение собственной жизни, то есть быть ее творцом.

Б.Г. Ананьев [3], выстраивая авторскую концепцию жизненного пути, сосредоточился на изучении активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. В его трактовке, не только условия жизни формируют личность и придают ей характерную «огранку», но и личность своими поступками активно воздействует на жизненный путь и, тем самым, проектирует себя.

Отечественные и зарубежные авторы (Анцыферова Л.И., Бочавер А.А., Нюттен Ж., Рубинштейн С.Л., Уайт М. и др.) показали, что переживание человеком прошлого, настоящего и будущего образует для него целостность жизненного пути, наполненную периодами и событиями с неоднородной субъективной значимостью и разным влиянием на его жизнь. Л.И. Анцыферова обращала внимание на то, что человек строит свой жизненный путь, руководствуясь определенной системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем [4]. А.А. Кроник в сходном контексте использует понятие «субъективная картина жизненного пути», подразумевая под ним психический образ, содержащий социально обусловленные пространственно-временные (прошлое, настоящее, будущее) характеристики жизненного пути, его этапы, события и их взаимосвязи. Субъективная картина жизни, таким образом, регулируя во времени жизненный путь личности, согласовывает его с жизнью других, особо значимых для нее людей. Достигаемый в итоге результат зависит, в конечном счёте, от самого человека. В целом, можно говорить, что рассматриваемое научное направление нацелено на психологическую реконструкцию человека в качестве автора своей жизни, то есть субъекта жизненного пути. В центр научного интереса, соответственно, попадает рассмотрение субъекта с позиции сформированного у него инициирующего начала, выявления причины его взаимодействия с окружающим миром, особенностей созидания им собственной жизни (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Рубинштейн С.Л. и др.).

При рассмотрении данной проблематики обычно называют качества человека, делающие его субъектом жизненного пути. Так, сосредоточившись на онтологических основаниях субъекта, С.Л. Рубинштейн рассматривал его в качестве системообразующего начала, действующего лица, субъекта обеспечения познания мира, субъекта собственной активности, обладающего способностями самопознания, самоопределения, саморазвития и самосовершенствования [14].

Для становления человека в качестве субъекта жизненного пути важными качествами являются: опора на собственную субъективность, рефлексия, осознанность своего жизненного пути. Т.Н. Березина в своих исследованиях установила связь особенностей жизненного пути и таких характеристик личности как социальная ответственность, высокая самооценка, лидерство [5]. Данные качества, позволяют субъекту более полно оценить свою ресурсную базу, осмыслить их влияние на построение собственной активности в рамках созидаемого жизненного пути. Способность названных и других качеств влиять на реализацию субъектом целенаправленной активности позволяет поместить их в поле интересов проблематики профессионального и жизненного проектирования. Соответственно, научные достижения таких предметных областей исследований, как психология субъектности, психология рефлексии, психология личностного роста и развития могут относиться к теоретическим основам психологии субъектного проектирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульхано-ва-Славская. М., 1991., 299 с.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. СПб.: Питер, 2003.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / Б.Г. Ананьев. М., 1980. Т. 1.

4. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 12-26.

5. Березина, Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности [Текст] / Т.Н. Березина // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 13-27.

6. Берулава Г.А. Образ как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001.

7. Берулава М.М. Содержание и структура стереотипов психической активности личности. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2011. - 164с.

8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-

ности [Текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

9. Гришина, Н.В. Психология жизненного пути [Текст] / Н.В. Гришина // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 81-88.

10. Знаков, В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С. 9-44.

11. Кимберг, А.Н. Личностные проекты: мотивационные, когнитивные и ситуационные детерминанты [Текст] / А.Н. Кимберг, А.А. Лузаков // Научный журнал Кубанской гос. академии управления. 2012. № 78.

12. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.

13. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов / под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. М., 1989. Т. 2.

15. Рябикина, З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств [Текст] / З.И. Рябикина // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С. 45-57.

16. Brunner, J. Acts of Meaning / J. Brunner. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990. 208 p.

17. Cantor, N. From thought to behavior: «Having» and «doing» in the study of personality and cognition / N. Cantor// American Psychologist. 1990, 45. pp. 735-750.

18. Emmons, R.A. Personal strivings: An approach to personality and subjective well-being / R.A. Emmons // J. Personal. Soc. Psychol. 1986. No 51. pp. 1058-1068.

19. Little, B.R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificient obsessions, and the search for coherence / B.R. Little // Buss&Cantor (Eds). Personality psychology: Resent trends and emerging issues. New-York, 1989. pp. 15-31.

20. Markus, H. Possible Selves / H. Markus, P. Nurius // American Psychologist, 1986, 41. pp. 954-969.

21. Pervin, L.A. Goal concepts in personality and social psychology: A historical introduction // Pervin L.A. (ed.) Goal concepts in personality and social psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989. pp. 1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.