-М., 1977. - 20 с.
4. Голошумова, Г.С. Моделирование процесса социализации личности в условиях дополнительного образования / Г. С. Голошумова, С.Г. Ежов, Ф.Ф. Тимиров, П.С. Ефимова, А.Ю. Голошумов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4. - С.70-72.
5. Голошумова, Г.С. Модели и технологии воспитания сельских школьников на этнокультурном материале / Г.С. Голошумова, П. С. Ефимова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2015. - № 3. - С. 12-18.
6. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст]. / В.В. Знаков. -Самара: СамГПУ, 2010. - 188 с.
7. Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст].// «Антология современного психоанализа». — Т. I — М., Институт психологии РАН, 2000.
Гусейнов Р.Д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КАК КОМПЛЕКСА ЦЕЛЕЙ И АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА
Одной из существенных сложностей, распространяющихся, практически, на всю жизнь человека, выступает неопределённость того, что его ожидает в ближайшем или отдалённом будущем. Неопределённость может рассматриваться как поле разнообразных возможностей, дающее простор для широкого экспериментирования над своей жизнью, а может рождать тревогу, обусловленную неизвестностью, неспособностью увидеть перспективы и шансы, открываемые случайностью и неожиданностью. Способом преодоления крайностей раскованной безответственности и тревоги перед будущим выступает привлечение присущей исключительно человеку способности к проектированию своей жизни.
Проблема проектирования жизнедеятельности в психологии развивается в контексте обширной проблематики изучения особенностей личностной активности, ориентированной на достижение субъектом сознательно поставленной цели. Процесс постановки цели и реализации на её основе целенаправленного действия образует ту основу, на которой субъект реализует проектирование
своей жизни. Проект, выстраиваемый субъектом, интерпретируется как осознаваемые переживаемые человеком цели, реализация тех или иных ценностей в сочетании с направленной на их достижение внутренней и внешней активности субъекта [11]. Субъектный проект в современном понимании представляет собой сложное образование, интегрирующее собой некоторый комплекс поставленных субъектом целей в сочетании с предпринятой им активностью. При построении своей проектной активности субъект, наряду с некоторыми продуманными, сознательно обозначенными целями, может руководствоваться попадающими в поле его осознания целевыми компонентами [6]. Соответственно, процесс достижения цели может быть сложно организованным и продуманным или иррациональным, саморазрушительным, реализующим неудачную установку другого человека [11]. Такой подход к интерпретации проектирования не совсем соответствует трактовке процессов целеполагания, принятой в отечественной психологии (Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К. и др.). Процесс целеполагания, предполагая познание условий и обстоятельств деятельности, создания системы целей, соотнесения их между собой, выбора наиболее предпочтительных целей, определение путей и средств их достижения, осуществляется в сознании субъекта, инициирующего и реализующего этот процесс. В целом, проектирование, основанное на процессах целеполагания субъекта, всегда является процессом продуманным и осознанным, предполагающим привлечение когнитивных, эмоциональных, дея-тельностных ресурсов [7,12]. Отмечающаяся в ряде случаев разрушительность процессов проектирования для жизни субъекта является результатом сложившихся под влиянием различных факторов некоторых личностных особенностей, не связанных с параметрами осознанности или неосознанности постановки жизненной цели.
Проект как особое субъектное образование характеризуется достаточной протяжённостью и охватом разных аспектов жизни. Отмечается, что он представлен длящимися интенциональными действиями субъекта, которые варьируют от повторяющихся рутинных дел повседневности до принципиальных жизненных решений и масштабных обязательств человека по отношению к принятым им целям [11]. Проект, который субъект выстраивает и реализует на протяжении более или менее длительного срока, может касаться самых различных сторон жизни человека. Он может относиться к личной жизни или к внутреннему миру человека, а может охватывать процессы, связанные с интересами больших групп людей или задач, решение которых существенно влияет на развитие всего человечества. Логично предположить, что субъект в разные периоды своей жизни может руководствоваться несколькими проектами, которые взаимосвязаны друг с другом. Однако, в ситуациях его хаотичной и противоречивой жизненной активности, возможно и отсутствие у него вообще каких-либо проектов.
При обращении к вопросам построения субъектом проекта своей жизни авторы отмечают связь с некоторыми чертами его жизни. Так, персональный проект представлен стабильными чертами личности, её возможностями, компе-
тенциями, ресурсами, факторами и условиями различных жизненных ситуаций. Данные элементы могут входить в разные проекты. Их иерархия, или субординация задаётся каждым конкретным проектом. В свою очередь, проект сам может выступать в качестве части другого проекта, как системы более высокого уровня.
Если характер проекта, построенного субъектом, отражает свойства его личности, то и проект оказывает на них определённое влияние [6]. Проект осуществляет преобразующую деятельность в отношении внешней и внутренней реальности человека. Применительно к активности субъекта он рассматривается в качестве функциональной структуры, которая данную активность одновременно интегрирует и дифференцирует. По отношению к текущей ситуации деятельности и востребованным ею индивидуально-психологическим характеристикам человека, проект трактуется в качестве системы, которая придает личностный смысл. Система личных проектов субъекта не остаётся в процессе жизни человека неизменной, она развивается и трансформируется. В течение её реализации роль образующих проекты элементов модифицируется, происходит перераспределение используемых ими ресурсов, формулируются новые темы. Те же проекты, которые уже выполняются, могут переходить в фазы завершения или даже прекращения. Однако принципиальные решения и характеристики, по которым можно оценить и описать проект, остаются инвариантными.
Важной характеристикой личного проекта выступает его успешность, содержательно раскрываемая через достижение субъектом в нормативные сроки некоторого статуса или социальной позиции, социально желательной или необходимой с точки зрения соответствия одной из моделей жизненного пути. К факторам, обозначаемым как достаточные для описания формально-динамических сторон значительной части проектов, можно отнести личностный смысл, структурированность и управляемость, социальную референтность, результативность и стрессогенность [11,12].
Разработка проблемной области субъектного проектирования на сегодняшний день получила достаточно значительную научную поддержку, образованную результатами исследований, выполненных в рамках смежных для неё проблемных областей психологической науки.
В зарубежной психологии к интересующей нас проблематике наиболее всего приближено изучение особенностей организации поведения человека с точки зрения его ориентации на достижение некоторой цели. Одним из первых влияние цели на построение жизни человека обозначил А. Адлер [2]. Согласно высказываемой им позиции, наличие у человека конкретной цели жизни даёт ему возможность преодолеть любые жизненные проблемы. А. Адлер показал, что у каждого человека цели, которые он ставит перед собой, и пути их достижения - индивидуальны. Они выбираются конкретным субъектом в соответствии со свойственной ему жизненной позицией. Соответственно, для изучения жизни конкретного человека и понимания особенностей её реализации необходимо детальное рассмотрение сформированной у него жизненной цели, так как именно она направляет все его поступки и побуждения. Понимание этой жизненной
цели позволяет осознать скрытый смысл, который лежит в основе разрозненных действий, и осознать, что они являются частями целого. Таким образом, в рамках концепции А. Адлера намечена идея, в соответствии с которой на основе постановки перед собой конкретной жизненной цели человек способен заранее проектировать свои действия в более или менее отдалённой перспективе.
Высказанные А. Адлером идеи о руководящей роли жизненной цели человека были подвергнуты существенному развитию рядом исследователей (Кантор Н. [17], Литтл Б. [19], Первин Л. [21], Эммонс Р. [18]). Рассмотрение сложной целенаправленной активности человека в выполненных ими исследованиях реализуется через анализ психологических феноменов, опосредующих построение им практических отношений с миром. Результатом изучения данной поведенческой активности стало выявление психических образований, обозначаемых как актуальные проблемы, жизненные задачи, персональные проекты, возможные селф, персональные стремления и т.д. Так, в частности, Б. Литтл в рамках построения социально-экологической модели личности выделил персональные проекты как особые феномены, образованные единством активно и целенаправленно действующего субъекта [19] .
Дж. Брунер считал, что Я субъекта распределено между осмысленными и произвольными действиями и личностными предприятиями. Наиболее важное о субъекте, соответственно, можно узнать при обращении к возлагаемым им на себя обязательствам, к задачам, к выстраиваемым отношениям, к проектам, на основе которых он конструирует своё взаимодействие с повседневным миром. Дж. Брунер отмечал необходимость углублённого изучения сложных форм человеческого поведения, образованных его целенаправленной активностью в социальном пространстве [16].
Исследования целенаправленной активности субъекта по преобразованию социального мира, реализованные в зарубежной психологии, коррелируют с рядом отечественных наработок, характеризующих поведение человека в рамках организации собственной жизни. К ним, прежде всего, относится цикл работ по изучению психологии человеческого бытия, выполненных В.В. Знаковым [10], З.И. Рябикиной [15] и их учениками. Жизнь человека они характеризуют поток событий и ситуаций, которые субъект подвергает осмыслению, переживанию, освоению и реализации в социальном мире. В рамках этого масштабного действия выделяются процессы, инициируемые и направляемые субъектом. Особенностью процессов такого рода является их дифференциация по значимости и масштабности для жизни человека в целом. В.В. Знаков отмечает, что деятельность человека, направленная в определённый момент на достижение некоторой конкретной цели, образует для психологического анализа значение более частное, чем дело, которое он наделяет приоритетным смыслом и служит ему на протяжении всей своей жизни [10].
К проблемному полю изучения особенностей проектирования субъектом собственной жизни в психологии непосредственно примыкают работы, посвя-щённые психологическим вопросам построения им времени своей жизни (Голо-
ваха Е.И., Ковалёв В.И., Кроник А.А., Левин К., Жане П. и др.). С точки зрения представителей данного направления, обращение к временной трансспективе прошлого, настоящего и будущего человека, позволяет представить в единстве все события его жизни. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Толстых Н.Н., Нюттен Ж. и другие исследователи приходят к мнению, что поведение субъекта определяется не только положением дел в настоящем, но в значительной мере событиями прошлого и выстраиваемым им в сознании образом будущего Образ будущего (проспектива) или временная перспектива будущего объединяет все целенаправленно выстраиваемые субъектом жизненные цели, планы, ориентации, прогнозы, проекты и т.д. Понятие «временная перспектива», как одно из базовых для данного исследовательского направления, устанавливает связь образа будущего с постановкой и реализацией субъектом целей в настоящем. Так, в трактовке Т. Коттл (Cottle T.J.), оно раскрывается в качестве способности субъекта действовать в настоящем на основе предвидения сравнительно отдалённых событий будущего. К.К. Платонов определял временную перспективу как образ будущей жизни, которая для субъекта желанна и осознаётся вполне возможной при достижении определенных целей. В понимании Е.И. Головаха, жизненная перспектива тождественна будущему, объединяющему сложную и противоречивую взаимосвязь программируемых и ожидаемых событий, с которыми субъект увязывает социальную ценность и индивидуальный смысл собственной жизни [8]. По сути, временную перспективу можно рассматривать в качестве особого когнитивного плана будущей активности субъекта.
Б.Ф. Ломовым [13] говорил о целесообразности изучения взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности. Он представлял жизненную перспективу двумя видами целей, выдвигаемых субъектом перед собой - субъект-субъектными (S-S) и субъект-объектными (SO). Соответственно, прогнозируемые личностью события будущего, группируются в зависимости от характера подразумеваемых ими целей. В результате, в группу целей S-S попадают события, связанные конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми, а к целям типа S-O - цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д. Из этого следует, что проблематика временной перспективы вплотную подошла к изучению вопросов организации целенаправленного поведения человека. Для нашего исследования представляет также интерес сформулированное в рамках психологии времени утверждение, что реалистичность является базовым условием позитивного влияния перспективы будущего на актуальное поведение субъекта (Левин К., Нюттен Ж. и др.).
В рамках психологии времени разрабатывается и такое важное для проблематики нашего исследования понятие как «самоорганизация времени жизни» (Абульханова-Славская К.А., Ковалёв В.И., Кузьмина О.В., Ляудис В.А., Серен-кова В.Ф. и др.). Самоорганизация как способ личностной организации жизнедеятельности, предполагает способность субъекта регулировать различные аспекты своего поведения, т.е. выстраивать его в соответствии с приоритетными
задачами, интересами, стремлениями. При этом единицей анализа самоорганизации времени жизни является смысловая структура временной организации. По сути, проблематика самоорганизации времени жизни практически подошла вплотную к вопросам планирования субъектом своей жизни и к построению её проекта.
Процесс жизнедеятельности личности во времени, представленный последовательностью событий и разворачивающийся в определенном социальном контексте, в современной психологии рассматривается также и в рамках проблемы организации жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн [14], один из первых обратившийся к рассмотрению проблематики жизненного пути субъекта, ввёл для обозначения личности, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения, понятие «субъекта жизни». В качестве основного параметра рассмотрения человека в качестве субъекта собственной жизни выступает активная жизненная позиция. Образованию у субъекта стремления ставить серьезные цели и достигать их способствует адекватное понимание им своей роли в осуществлении жизненного пути. Такая личность способна направлять и изменять течение собственной жизни, то есть быть ее творцом.
Б.Г. Ананьев [3], выстраивая авторскую концепцию жизненного пути, сосредоточился на изучении активной роли человека в преобразовании жизненных обстоятельств. В его трактовке, не только условия жизни формируют личность и придают ей характерную «огранку», но и личность своими поступками активно воздействует на жизненный путь и, тем самым, проектирует себя.
Отечественные и зарубежные авторы (Анцыферова Л.И., Бочавер А.А., Нюттен Ж., Рубинштейн С.Л., Уайт М. и др.) показали, что переживание человеком прошлого, настоящего и будущего образует для него целостность жизненного пути, наполненную периодами и событиями с неоднородной субъективной значимостью и разным влиянием на его жизнь. Л.И. Анцыферова обращала внимание на то, что человек строит свой жизненный путь, руководствуясь определенной системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем [4]. А.А. Кроник в сходном контексте использует понятие «субъективная картина жизненного пути», подразумевая под ним психический образ, содержащий социально обусловленные пространственно-временные (прошлое, настоящее, будущее) характеристики жизненного пути, его этапы, события и их взаимосвязи. Субъективная картина жизни, таким образом, регулируя во времени жизненный путь личности, согласовывает его с жизнью других, особо значимых для нее людей. Достигаемый в итоге результат зависит, в конечном счёте, от самого человека. В целом, можно говорить, что рассматриваемое научное направление нацелено на психологическую реконструкцию человека в качестве автора своей жизни, то есть субъекта жизненного пути. В центр научного интереса, соответственно, попадает рассмотрение субъекта с позиции сформированного у него инициирующего начала, выявления причины его взаимодействия с окружающим миром, особенностей созидания им собственной жизни (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Рубинштейн С.Л. и др.).
При рассмотрении данной проблематики обычно называют качества человека, делающие его субъектом жизненного пути. Так, сосредоточившись на онтологических основаниях субъекта, С.Л. Рубинштейн рассматривал его в качестве системообразующего начала, действующего лица, субъекта обеспечения познания мира, субъекта собственной активности, обладающего способностями самопознания, самоопределения, саморазвития и самосовершенствования [14].
Для становления человека в качестве субъекта жизненного пути важными качествами являются: опора на собственную субъективность, рефлексия, осознанность своего жизненного пути. Т.Н. Березина в своих исследованиях установила связь особенностей жизненного пути и таких характеристик личности как социальная ответственность, высокая самооценка, лидерство [5]. Данные качества, позволяют субъекту более полно оценить свою ресурсную базу, осмыслить их влияние на построение собственной активности в рамках созидаемого жизненного пути. Способность названных и других качеств влиять на реализацию субъектом целенаправленной активности позволяет поместить их в поле интересов проблематики профессионального и жизненного проектирования. Соответственно, научные достижения таких предметных областей исследований, как психология субъектности, психология рефлексии, психология личностного роста и развития могут относиться к теоретическим основам психологии субъектного проектирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульхано-ва-Славская. М., 1991., 299 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. СПб.: Питер, 2003.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / Б.Г. Ананьев. М., 1980. Т. 1.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 12-26.
5. Березина, Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности [Текст] / Т.Н. Березина // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 13-27.
6. Берулава Г.А. Образ как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001.
7. Берулава М.М. Содержание и структура стереотипов психической активности личности. - М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2011. - 164с.
8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-
ности [Текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
9. Гришина, Н.В. Психология жизненного пути [Текст] / Н.В. Гришина // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 81-88.
10. Знаков, В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С. 9-44.
11. Кимберг, А.Н. Личностные проекты: мотивационные, когнитивные и ситуационные детерминанты [Текст] / А.Н. Кимберг, А.А. Лузаков // Научный журнал Кубанской гос. академии управления. 2012. № 78.
12. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.
13. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов / под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. М., 1989. Т. 2.
15. Рябикина, З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств [Текст] / З.И. Рябикина // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С. 45-57.
16. Brunner, J. Acts of Meaning / J. Brunner. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990. 208 p.
17. Cantor, N. From thought to behavior: «Having» and «doing» in the study of personality and cognition / N. Cantor// American Psychologist. 1990, 45. pp. 735-750.
18. Emmons, R.A. Personal strivings: An approach to personality and subjective well-being / R.A. Emmons // J. Personal. Soc. Psychol. 1986. No 51. pp. 1058-1068.
19. Little, B.R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificient obsessions, and the search for coherence / B.R. Little // Buss&Cantor (Eds). Personality psychology: Resent trends and emerging issues. New-York, 1989. pp. 15-31.
20. Markus, H. Possible Selves / H. Markus, P. Nurius // American Psychologist, 1986, 41. pp. 954-969.
21. Pervin, L.A. Goal concepts in personality and social psychology: A historical introduction // Pervin L.A. (ed.) Goal concepts in personality and social psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989. pp. 1-17.