Научная статья на тему 'Непрерывность образования как фундаментальный принцип построения модели современного колледжа'

Непрерывность образования как фундаментальный принцип построения модели современного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / ТРАДИЦИИ / TRADITION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / TEACHING EXPERIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОСОБНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELFEDUCATION / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ТЕМП / PACE / ВОЗМОЖНОСТИ / OPPORTUNITIES / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / COMPETENCE DEVELOPMENT / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагосян Ашот Саратович

В статье дано обоснование авторской модели колледжа как новой образовательной системы, способной формировать конкурентоспособных специалистов, которые имеют базово-профессиональные компетенции, сформированную профессиональную мотивацию, способность и готовность к самообразованию, к профессиональному самосовершенствованию, к активности и самостоятельности. Показано, что в модели современного колледжа системообразующим является принцип непрерывности. Его выбор обусловлен тем, что непрерывная система образования предполагает целостное развитие человека, повышение возможностей его социальной и производственной адаптации. В статье приводятся аргументы в пользу непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing education as a fundamental principle of the modern college model

The article grounds the author’s model of college as a new educational system that can generate competitive professionals, which possess basic professional competence, formed professional motivation, ability and willingness to self-education, professional self-improvement, active position and independence. It is proved that the model modern college systemic principle is continuity. The choice of it is determined by the fact that the continuous education system involves a holistic human development, improving the capacity of his social and industrial adaptation. The article presents the arguments in favor of continuing education

Текст научной работы на тему «Непрерывность образования как фундаментальный принцип построения модели современного колледжа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кагосян А.С.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕДЖА

Инновационность колледжа как новой образовательной системы остро ставит проблему соотношения инноваций и традиций, педагогического опыта, профессионального образования и внедрения новых педагогических технологий. Акцент в системе профессиональной подготовки студентов колледжа сделан на формировании их конкурентоспособности, требующей развития базово-профессиональных компетенций, профессиональной направленности, стремления к дальнейшему профессиональному росту, развития мотивации, способности и готовности к самообразованию, к профессиональному самосовершенствованию, к активности и самостоятельности.

В разработанной нами модели образовательной системы современного колледжа системообразующим выступает принцип непрерывности. Это обусловлено тем, что непрерывная система образования предполагает целостное развитие человека, повышение возможностей его социальной и производственной адаптации, а не только подготовку к выполнению определённых функций. В то время как традиционная система образования определяет содержание обучения как некий объём информации, готовых знаний, операций, алгоритмов, которые должны быть усвоены. Непрерывное образование предполагает не столько овладение новым знанием, сколько его непосредственное практическое применение. Оно также предполагает, что для развития личности необходимо не простое усвоение знаний в готовом виде, а его поиск, открытие, самостоятельное обретение. Непрерывное образование создает возможность осуществить организацию обучения, при котором студент имеет возможность двигаться в соответствии со своим темпом, со своими возможностями, способностями и потребностями.

Традиционная система образования организационно строится дискретно и прерывно. При этом каждая ступень решает свои задачи, которые не согласованы в рамках всей системы. Непрерывное образование предполагает целостное построение образования по всем компонентам. Непрерывное образование, предполагающее соподчинение и взаимосвязь отдельных этапов обучения, формируется как гибкая, развивающаяся, открытая система, в которой координируются и, по мере необходимости, видоизменяются ее звенья: школа - колледж - университет - учебные заведения послевузовского образования.

Модель непрерывного образования позволяет приобрести профессиональное мастерство на каждом из его уровней. Понятие непрерывности в модели выступает в образовательно-профессиональных программах как последовательное включение студента в преемственную образовательную деятельность при движении по уровням профессио-

нального образования. При этом непрерывное образование рассматривается как фундаментальный принцип построения различных образовательных моделей, в том числе и нашей модели, ориентированной на постоянное профессиональное и личностное развитие учащихся колледжа. Моделирование осуществляет не только познавательную, но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию.

В отечественной методологии имеют место несколько подходов к определению трактовки «модели»: модель как аналог оригинала; модель как специфическая функция познания - функция эвристического заменителя оригинала; модель как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул; модель как средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания; модель как ступень на пути движения познания от наблюдений и эксперимента к теории, к различным формам теоретических обобщений; модель как мысленно представленная и материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте (Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность http://sputnik.mto. ru/Docs_17/Pedjournal/Vю/VЮ_06/cd_site/). Процесс моделирования так или иначе подразумевает отказ от несущественных взаимосвязей, выдвижение на первый план основных черт и характеристик исследуемого явления. В контексте нашего исследования особую значимость имеет методологическое положение о том, что, только опираясь на единство качественных и количественных особенностей педагогических явлений, можно разработать модель, которая даст возможность вести исследование реального педагогического объекта.

Процесс построения модели личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа включает в себя следующие этапы: качественное описание предмета исследования; определение задач моделирования; построение и апробацию модели; содержательную интерпретацию результатов исследования, полученных в результате разработки и реализации данной модели.

В основу формирования модели личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа положены следующие принципы: непрерывность процесса, целостность его содержания и методического обеспечения, интеграция содержания всех уровней образования. При разработке модели мы опирались на концептуальные основы построения системы непрерывного педагогического образования, предложенные Л. В. Голуб (Голуб Л. В. Организационно-педагогические основы НПО в модели учили-ще-колледж-вуз. - Ростов н/ Д, 1998). Модель личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа предполагает интеграцию общепедагогического, предметного и модульного уровней педагогической технологии в рамках профессионального образования, объединенных личностно-развивающими целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы колледжа. При этом образовательная модель проходит в своём развитии такие уровни интеграции, как комплексность, взаимопроникновение, единство всех составляющих компонентов образовательных систем.

Предлагаемая нами структурно-функциональная модель личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа включает в себя следующие компо-

ненты: целевой, методологический, функциональный, содержательный, организационный, кадровый и технологический. Главными ориентирами для нас являются: осознание выпускником колледжа необходимости постоянного обновления профессиональных знаний, умений, навыков; формирование готовности специалиста к самообразованию; развитие творческих способностей студентов и подготовка их к осуществлению многофункциональной профессиональной деятельности.

Для достижения поставленных целей было определено конкретное содержание отдельных компонентов модели подготовки специалистов: сформулированы принципы, функции, разработано содержание и технологии, спроектировано инновационное содержание профессиональной подготовки специалистов, разработана профессиональная образовательная программа, способствующая приобретению конкурентоспособных знаний и личностных качеств. Далее нами была построена организационная структура процесса обучения с учетом уровневой педагогической технологии, а также определены основные направления подготовки преподавателей к работе в условиях личност-но-развивающего профессионального образования колледжа.

Согласно разработанной нами модели подготовки специалистов в образовательной системе колледжа, в центре оказались следующие проблемы: формирование творческого мышления студентов, обоснование, разработка и реализация учебных планов и учебных программ, предусматривающих сопряжённость и преемственность в содержании и формах изучения различных блоков дисциплин.

Подготовка специалистов в рамках данной модели опирается на следующие принципы: комплексный характер подготовки специалистов; тесная интеграция теоретической, методической и практической подготовки в течение всех лет обучения студентов в колледже; демократичность; гуманизация процесса подготовки специалистов. Отбор содержания обучения для системы подготовки специалистов, построение учебных планов по блочно-модульному принципу, создание различных типов учебных программ, разработанных с учетом изменяющейся технологии производства, оборудования, материалов - все это направлено на создание условий для развития личностного потенциала обучающегося, на продвижение его от адаптивного до креативного уровня с учетом его базового потенциала. Представляется необходимым при организации процесса подготовки специалистов введение принципа опережающего обучения.

С учетом вышесказанного, принципы гуманизации и индивидуализации реализуются через проектирование и построение такой модели, в основу которой закладывается личностный потенциал будущего специалиста, когда в центре находится сам обучающийся, его мотивы, цели, учитываются максимально его индивидуально-психологические особенности.

Родовым признаком, определяющим личностно-развивающую направленность образования, является его центрация на личности. В качестве видовых признаков можно рассматривать как специфику трактовки самого понятия «личность», так и акцент на отдельных ее составляющих и аспектах в рамках одной и той же модели. Диапазон возможных подходов здесь достаточно широк: от обеспечения удовлетворения потребностей, мотивов (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев) и развития способностей (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов) до решения экзистенциальных задач лич-

ности (В.Г. Акинина, И.Н. Семенов, Л.С. Рубинштейн). Кроме того, объективно возможны разные пути, которыми можно двигаться к инвариантно сформулированным целям. Таким образом, создание данной модели позволило разработать теоретико-методологические основания для становления и развития единого образовательного пространства колледжа; для обеспечения преемственности и интеграции личностно-развивающего потенциала и образовательно-профессиональных целей; для реализации концепции и государственной программы развития среднего профессионального образования; для более полного удовлетворения запросов личности в профессиональном выборе образовательных программ; для адаптации выпускника к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Нами выделены следующие функции образовательной системы коллежа: культурологическая (трансляция культуры, введение личности в культурное пространство); социализирующая (формирование у молодого поколения установок, ценностных ори-ентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе); личностно-развивающая (ориентация педагогического процесса на уникальную личность каждого конкретного ученика, на естественное саморазвитие его интеллектуального потенциала).

Модель личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа основана на интеграции общепедагогического, предметного и модульного уровней педагогической технологии в рамках профессионального образования, опосредованных целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы колледжа. Образовательная система колледжа, реализуемая в модели, обеспечивает возможность реализации образовательных траекторий, исключающих информационные, структурные и содержательные повторы и наслоения.

Модель личностно-развивающей образовательной системы современного колледжа состоит из двух блоков: совокупности взаимосвязанных компонентов модели (целевой, методологический, функциональный, содержательный, организационный, кадровый, технологический, определяемый внешними условиями) и блока управления, основой которого является контроль, рефлексия и коррекция личностно-развивающего потенциала колледжа.

Разработанная модель позволяет в полной мере учитывать, помимо внутренних, и внешние факторы, определяющие развитие образовательной системы колледжа. Основными характеристиками внешних факторов являются неоднородность и нестабильность внешней среды. Поэтому при построении образовательной системы колледжа были учтены все существенные характеристики, оказывающие влияние на ее функционирование. Выявлено, что если образовательная система колледжа будет приспособлена к быстро меняющимся процессам и ситуациям, происходящим во внешней среде, то эффективность ее работы повысится, уменьшится количество проблемных ситуаций, повысится ее личностно-развивающий потенциал в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.